Такова должна быть святая гордость естества обновленного, как сказал преподобный Исаия Отшельник: она да ограждает это естество от нравственного уничижения. Прекрасное, возвышенное природное свойство презрения ко греху превратилось в падшем естестве в презрение к ближним, в порочные самомнение, самолюбие и гордость.    Прежде нежели окончить беседу, снова возвратимся к проповеди Иоанна, обновим в памяти нашей содержание ее, чтоб нам быть не только слышателями ее, но и исполнителями, чтоб «сотворить плод достойный покаяния». Святой пророк Исаия, за семь столетий предвозвещая служение Предтечи, изложил содержание его проповеди следующим образом: «Глас вопиющего в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего. Всякая дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится, и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладка, и явится Слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Божие. Се Бог ваш, се Господь: Господь с крепостию идет, и мышца Его со властию» (Ис. 40:3—5, 10; Лк. 3:4—6). Уже мы видели, что путем Господа и стезями Его в души человеческие Священное Писание называет соответствующие тому образ мыслей и сердечные чувствования. Чтоб стяжать их, надо наполнить все дебри, то есть по всем низменным, непроходимым местам надо сделать насыпи для удобного шествия Господу: надо оставить пьянство, объядение, любодеяние, плотские наслаждения, так называемые невинные игры и увеселения, — словом, все, составляющее собою плотскую и греховную жизнь, низводящее человека к достоинству несмысленных скотов и зверей. Надо заменить их противоположными добродетелями: воздержанием, трезвением, целомудрием. Греховная и плотская жизнь заграждает Господу путь в человеческое сердце. Далее: надо смирить или уравнять всякую гору и холм, то есть изгладить из души самомнение и гордость во всех их видах, и в мнимо значительных и в самых мелочных. Наконец, надо отвергнуть все неправильные и своевольные понятия о вере, эти стропотные и острые стези, вполне подчинившись учению Божию, хранимому в непорочности единою Православною Восточною Церковью. Тогда все кривизны выпрямятся, все неровности сгладятся: путь для Господа соделается совершенно свободным; всякий человек удобно получит спасение. Спасение входит в душу вместе с вошедшим в нее Господом. Аминь.     Написана по прибытии в Николаевский Бабаевский монастырь в 1861 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3167...

Несмотря на пожертвования, поступившие от окрестных жителей, средств не хватало. Однажды, когда строительство должно было быть приостановлено, брат владыки Игнатия, П. А. Брянчанинов, отдал на храм последнее свое состояние – 5000 рублей. «По внешнему виду храм имеет сходство с церковью Воскресения Христова в Иерусалиме. Глава, увенчивающая средний купол, изображает царскую корону и вместе архиерейскую митру, которые обе принадлежат Главе церкви – Иисусу Христу. Кроме этой главы, на храме еще шесть малых глав. Снаружи его, вверху, находятся двенадцать иконописных изображений Божией Матери, а по сторонам – такие же изображения четырех Архангелов и четырех Апостолов» (А. Соловьев. «Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии». Кострома, 1895. С. 83). Верхний храм двухпрестольный – Иверской Пресвятой Богородицы и Нерукотворного Образа Спасителя с мученицей Александрой. Нижний – в честь Рождества Христова, и правый придел – во имя Сретения Господня и священномученика Игнатия Богоносца 224 подобное еще в лучшем виде на горах Валаамских. – В 1873 г. игуменом Дамаскином с братией был заказан проект нового соборного храма на Валааме. Творение петербургского архитектора М. А. Щурупова оказалось грандиозным и дорогим. Его смета должна была составить примерно 600 тысяч рублей. Воплотить в реальность созданный проект не удалось: не хватило средств. Через два десятилетия преемник о. Дамаскина, игумен Ионафан, начал строительство собора по проекту другого архитектора – А. Я. Силина 225 …и за присланные книжки. – Первая книга – «Слово любви. Н. А. Благовещенскому, автору книги: Афон. Путевые впечатления». Изд. Валаамского монастыря, СПб., Тип. журн. «Странник», 1866 г.; выдержала 6 изданий. Ответ на критику монашества. Вторая книга – «Царская часовня на Валааме». Изд. В. М., СПб, Тип. журн. «Странник», 1866 г., – о постройке в монастыре часовни в память посещения обители Государем Императором Александром II с Его Августейшим семейством в июне 1858 г. Автором статьи, послужившей основой этого издания, был сам игумен Дамаскин (авторство установлено по письму епископу Игнатию).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Отпечатанные проекты и особое мнение членов бывшей Коммиссии долг имею представить Вашему Высокопреосвященству, препровождая их чрез синодальную канцелярию. Одобренный Синодом проект и объяснительную к нему записку постараюсь также доставить, по напечатании и новом рассмотрении их Св. Синодом. Труды бывшего под Вашим председательством комитета по пересмотру богослужебных книг рассмотрены Св. Синодом в особых заседаниях, и приняты с некоторыми, впрочем, изменениями, существенных между которыми нет. Нового по Синоду ничего не знаю, к тому же теперь великопостное и каникулярное время». 21­ ч. преосвященный епископ Геннадий обратился ко мне с письмом следующего содержания: «Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый архипастырь и Отец. С святою Четыредесятницею приветствую всеусердно. И с сердечною преданностию представляю три ответа и два прошения, для свободнейшего рассмотрения Вами, до непосредственного соглашения завтра 22 февраля в 5 часов вечера, если Вам угодно будет принять меня, о чем благоволите сказать мне. С совершенным почтением и преданностию имею долг и приятнейшую честь быть, Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего архипастыря и отца, всеусерднейшим послушником»... При письме этом преосвященый прислал мне: 1) Препровожденную к нему, по его требованию, Настоятелем Николаевского Бабаевского монастыря, Костромской епархии, архимандритом Иустином 327 «Записку об управлении епископом Игнатием Брянчаниновым Николаевским Бабаевским монастырем 328 . 2) Особое официальное письмо за 221 следующего содержания: «Ваше Высокопреосвящество, Милостивейший Архипастырь и Отец. Тверский Успенский Желтиков монастырь определением Святейшего Синода вверен управлению моему, без указания особенных прав, без выделения из власти Тверского Архипастыря. Принимая в пример порядок управления некоторыми монастырями при подобном положении, в полной преданности Вашему Высокопреосвященству, долг имею почтительнейше выразить свое предположение, что, пока не выяснится определение Святейшего Синода, мне необходимо управлять Желтиковым монастырем при ведении Вашем, чрез Тверскую Консисторию, в пределах Устава Духовных Консисторий, обязательного всем монастырям. По предварительном непосредственном соглашении моем с Вашим Высокопресвященством в более важных предметах, по указаниям моим Казначею монастыря, все монастырские дела производятся Тверскою Духовною Консисториею, которая исправляет оные законным обрядом и свои распоряжения с указами адресует на имя Правления Тверского Успенского Желтикова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

484. Пимен (Благово). Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужеского монастыря. — М.: тип. В. Готье, 1872. — II, 117, VIII, 32 с. — Из содерж.: Гл. 2. Летопись событий: [Посещение монастыря еп. Игнатием 6 окт. 1861 г.]. — С. 45; Гл. 5. Список настоятелей и судьбы их: [Игнатий (Брянчанинов), 1833 г.]. — С. 109. 485. [Краткий биографический очерк свт. Игнатия]//Чтения в Имп. о-ве истории и древностей Рос. при Моск. ун-те. — 1875. — Кн. 2. — С. 55–62. — Подпись: А. Г. 486. Гильтебрандт П. Черноморский епископ Игнатий//Древняя и новая Россия. — 1876. — Т. 3, С. 419— 420. — (Заметки). 487. Филарет (Дроздов). Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкия Сергиевой Лавры архимандриту Антонию: В 4 т. — М.: тип. А. И. Мамонтова, 1877–1884. О свт. Игнатии: Т. 2. — С. 326; Т. 3. — С. 144–145; Т. 4. — С. 16, 66–67. 488. Филарет (Дроздов). Письма московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию 1843–1867. — М.: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1883. — 280 с. — По указ. имен см.: Игнатий (Брянчанинов) — с. 278. Упоминание о свт. Игнатии в 2-х письмах — с. 238–239, 240. Сведения об увольнении на покой и о произведении сбора на Бабаевский монастырь. 489. Филарет (Дроздов). [Мнение о предполагаемом издании житий святых «Духовная житница, или плоды креста» с участием архим. Игнатия]//Собрание мнений и отзывов Филарета, митр. Московского и Коломенского. — СПб., 1885. — Т. 2. — С. 374. 490. Учитель иноков: (Жизнь и труды преосв. еп. Игнатия Брянчанинова)//Рус. паломник. — 1886. — С. 441–444: портр.; С. 453–456. Под портретом факсимиле подписи: Епископ Игнатий. 491. Стасов В. В. А. М. Горностаев//Вестн. изящ. искусств. — 1888. — Т. 6, вып. 6. — С. 439–480: ил. В т. ч. о знакомстве А. М. Горностаева со свт. Игнатием в конце 1840-х гг. 492. Рункевич С. Г. [Краткое жизнеописание свт. Игнатия]//Христиан. чтение. — 1895. — Май/июнь. — С. 553–561, 593–595. 493. Филарет (Дроздов). Переписка Филарета, митрополита Московского с С. Д. Нечаевым. — СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1895. — 288 с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В 1844 г. о. Аполлос, по рекомендации архимандрита Игнатия, был назначен строителем Старо-Ладожского Николаевского монастыря. Перед тем, как отправиться на место службы, он посетил Киево-Печерскую Лавру и поклонился мощам печерских старцев. Митрополит Киевский Филарет писал тогда архимандриту Игнатию: «Не успел я написать к Вам с о. Аполлосом, ибо отправлялся в то время для обозрения епархии. Брат сей у нас вел себя весьма хорошо, может быть, что-нибудь получил и для души. Да благословит его Господь Бог на новом месте». Но с занятием более высокого положения о. Аполлосом овладел, по-видимому, бес тщеславия. 12 августа 1847 г. архимандрит Игнатий писал из Бабаевского монастыря своему наместнику: «От отца Аполлоса я получил сегодня письмо, в котором извещает, что он уволен от поездки. Я этим очень доволен: ему нужно побыть на месте и успокоить себя; а развлечение могло бы его совершенно расстроить». А 27 ноября того же года: «От Аполлоса получил два-три письма, которые мне очень не понравились: шельмовские. В особенности не понравилось последнее. Делает то же, что и с тобою: выпытывает, возвращусь ли в Сергиеву и когда возвращусь». Отец Аполлос нашел себе покровителя в лице Преосвященного викария Нафанаила, враждебно настроенного по отношению к архимандриту Игнатию, и, возможно, мечтал занять его место в Сергиевой пустыни. Архимандрит Игнатий сожалел о поведении своего бывшего ученика: «и для него собственно и для монашества: потому что он очень был способен водиться с молодыми монахами. О. Аполлос очень наружен, поверхностен по уму своему и сердцу, а потому очень доступен и удовлетворителен для новоначальных и мирских, которым предостаточно поверхностное слово». Но в письме от 18 апреля 1849 г. он уже сообщал другу своему, игумену Варфоломею: «Преосвященный Митрополит Никанор — Пастырь добрейшего сердца и светлого ума, к монашеству весьма расположен, — шайку мошенников унял и обуздал, а между прочим, и Аполлоса, воспретив ему без своего ведома таскаться в Петербург, в котором Ладожский Строитель, кинув свой монастырь, проживал непрестанно, занимаясь разными пронырствами, приискивая себе места повыше и повеселее Ладожского».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

в Россию принять православие и даже крещение, потому что крещен не был. 12-го числа декабря того же года он приехал в Ярославль к Преосвящ. Леониду и с ним 13-го числа отправился в Николаевский Бабаевский монастырь, где 15-го числа и был свидетелем кончины своего гостеприимного хозяина и сопутника 806 . 17-го ч. получено было мною письмо из Москвы от преосвящ. Игнатия. Вот какие вести сообщал он мне от 15-го числа: «Не прошло месяца, и уже третий архиерей вземлется от среды живых – Тверской. Погребение его совершено июня 13-го Преосвященным Гермогеном, викарием С.-Петербургским. 10-го вечером Владыка митрополит Московский получил телеграмму от первенствующего члена Св. Синода о том, чтобы Преосвящ. Никодим поспешил на погребение. Но по тяжкой болезни последнего сего невозможно было исполнить. Тогда выбор пал на Преосв. Гермогена. Меня же Владыка не хотел отпустить из Москвы, чтобы не остаться одному. Преосвящ. Никодим очень опасно болен, и, по отзыву Владимира Иваныча 807 , безнадежен: отек легких. В некоторые часы он с чрезвычайным трудом и болезненностью может дышать; никого почти не принимает. Все его дела мне поручены. Владыка даже заводил речь о преемнике. Вчера был консилиум. Вчера посетил меня Владыка Подольский 808 , отправляющийся в Св. Синод. Окончил курс в 1853 году. С направлением серьезным и достойным уважения. О. Леонид уже утвержден наместником, хотя сие и несогласно с его желанием». В ответ на это я писал от 19-го числа: «Над русской православной церковью тяготеет ныне какой-то особенный гнев Божий: в минувшем году переселились в вечность семь архипастырей; не прошло ещё и половины нынешнего года, как не стало уже четырех иерархов, да и ещё двое близки к могиле. Бывало ли что-нибудь подобное в прежнее время?.. Жаль преосвящ. Никодима: служить бы ему и служить. Признаюсь, ваше настоящее положение нелегко. Да подкрепит Вас сила Господня! Не пора ли уже Вам оставить древлепрестольный град и водвориться в каком, либо ином граде? Разъяснились, наконец, наши взаимные с А.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

82) Игнатий. 1833 г. (Брянчанинов) из дворян. Полагал начало в Александро-Свирском монастыре под руководством старца Леонида, при настоятеле архимандрите Варсонофие; со старцем своим перешел в Площанскую пустынь Орловской губернии; оттуда переместились оба в скит Оптиной пустыни; определен в монастырь Дионисия Глушницкого. Июня 28-го 1830 года пострижен в Вологодском кафедральном соборе преосвященным Стефаном; восприемником его от Евангелия был ректор Вологодской семинарии архимандрит Евтихиан; в Июле того же года посвящен в иеродиакона и во иеромонаха. В начале 1831 г. назначен строителем Лопотова монастыря; в Июле 1833 г. посвящен в игумена; в Ноябре назначен настоятелем Угрешского монастыря и пока сдавал Лопотов монастырь, по Высочайшей воле вызван в С.-Петербург и Всемилостивейше определен в Сергиевскую пустынь архимандритом, где находился до 1857 г.; хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского; в 1861 г. удалился на покой в Николо-Бабаевский монастырь, Костромской епархии, где и скончался 30 Апреля 1867 г. и там погребен. 83) Иларий. 1834–1852 г. Полагал начало в Соловецком монастыре при архимандрите Макарие; в 1823 г. им пострижен; в 1827 г. Марта 5-го посвящен в иеродиакона; в 1829 г. Ноября 20-го рукоположен во иеромонаха; в 1830 г. поступил в Александро-Свирский монастырь; в 1832 г. переведен в Козельскую Оптину пустынь; в 1834 г. определен в Вологодский Спасокаменский монастырь; Марта 8 того же года назначен управляющим Угрешского монастыря; Сентября 4-го того же года посвящен митрополитом Московским Филаретом во игумена; Ноября 16, 1852 г. по прошению уволен на покой в Николо-Пешношский монастырь; удалился в Гефсиманский скит, принял схиму с именем Илии и скончался там в 1863 году Июля 9-го дня на 67 году от рождения и погребен в Тарбеевской пустынке, что близ скита. 84) Пимен II. 1853 г. Родился 10 Августа в 1810 году в Вологде; купеческого звания; полагал начало в Белоезерском монастыре; в 1834 г. Марта 13-го прибыл на Угрешу послушником (Петр Дмитриев) с оптинским иеромонахом Иларием, что был игуменом; в 1838 г. пострижен в монашество; в 1839 г. Февраля 23 посвящен в иеродиакона; казначей в Марте; в 1844 г. Февраля 26 утвержден казначеем Угрешского монастыря; в 1852 г. Ноября 17 назначен управителем монастыря; в 1853 г. Октября 16-го в день открытия Общежития в Угрешском монастыре Митрополитом Московским Филаретом посвящен в игумена; в 1858 г. Августа 24-го в Москве на Троицком подворье посвящен митрополитом Московским в архимандрита; 1869 г. Июня 18 назначен благочинным всех общежительных монастырей Московской епархии; управляет монастырем и по сие время.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

286 Очевидно это, таинственное запрещение, по воле Государя, касалось только случаев, подобных посещений дома посланника Баранта. 289 Первоклассной Троице-Сергиевой пустыни «Дело» – О уведомлении канцелярии С.-Петербургской духовной Консистории каждый раз по приезде настоятеля сей пустыни в С.-Петербург, как о том приезде, так и о выезде из С.-Петербурга. По описи 1849 года, 80, л.л. 1 и 2. 292 В «Деле» за 80 имеется несколько отпусков таких рапортов Архимандрита Игнатия. Это своеобразное делопроизводство на время прекращается, когда Архимандрит Игнатий по болезни отправился в отпуск в Николо-Бабаевский монастырь 10 июля 1847 года и пробыл там до 31 мая 1848 года, после чего рапорты о приезде в Петербург возобновляются. 294 Там же, л. 17 на обороте. Несомненно был какой-нибудь устный ответ, потому что Архимандрит Игнатий перед отъездом в отпуск был у Владыки Митрополита. 295 Цитиров. ,Дело» 80, л.л. 16–19. Рапорт Архимандрита Игнатия от 4 апреля 1849 года за 107. 296 Цитиров. «Дело» 80, л. 20; Указ С.-Петерб. духовной Консистории на имя Архимандрита Игнатия от 27 апреля 1849 года за 2089 (получен настоятелем почему то только 16 мая). 297 Приводим полностью это письмо: «Преподобнейший и Возлюбленнейший о Господе отец Варфоломей! Приятнейшее письмо Ваше к большому моему удовольствию получил. Простите меня за мою леность, по причине которой не отвечал я Вам на последнее письмо ваше ко мне, в Лопотов монастырь написанное. В сей обители Вологодской местоположение низменное, атмосфера наполнена гнилыми испарениями;–всё сие вместе с большим вредом действовало на мое здоровье, при слабом состоянии коего был я до избытка обременен трудами телесными. Прошлого 1833-го года в мае месяце был произведен в игумены. Между тем Государю Императору, коего был я воспитанником, угодно было приказать, чтобы разыскали и уведомили Его, где я нахожусь. В то время Указом Св. Синода был я переведен в Московский Николаевский Угрешский монастырь. Государь Император повелел Митрополиту вытребовать в С.-Петербург, и потом дал мне Сергиевскую пустынь, в которой нахожусь и поныне. При мне живет о. Михаил и правит должность головщика на правом клиросе. Здоровье моего тела в здешней обители немного поправилось; видно, еще Господь дает мне время на покаяние. Затем простите, Почтеннейший отец Варфоломей, поздравляю Вас с наступающими праздниками, прошу Святых молитв и честь имею быть Вашим покорнейшим слугой и молитвенником. Архимандрит Игнатий. 1834 года, апреля 17 дня («Богословский вестник», февраль 1914 г., стр. 243).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

—562— 1877 г. журнале обстоятельное жизнеописание недавно скончавшегося епископа Леонида“. Неизвестно ли Вам, в каком именно журнале напечатано жизнеописание преосвящ. Леонида и кем оно составлено. Если известно, потрудитесь написать мне: я выписал бы этот журнал. Р. S. Потрудитесь прислать мне вместе с процензурированными тетрадями хотя один экземпляр фотографического портрета покойного Вашего братца, для образца“. Жизнеописание епископа Леонида в английском журнале, по всей вероятности, принадлежит Гаррисону, пастору нижней церкви в Англии, прибывшему в 1876 г. в Россию принять православие и даже крещение, потому что крещён не был. 12-го числа декабря того же года он приехал в Ярославль к Преосвящ. Леониду и с ним 13-го числа отправился в Николаевский Бабаевский монастырь, где 15-го числа и был свидетелем кончины своего гостеприимного хозяина и сопутника 1959 . 17-го ч. получено было мною письмо из Москвы от преосвящ. Игнатия. Вот какие вести сообщал он мне от 15-го числа: „Не прошло месяца, и уже третий архиерей взъемлется от среды живых – Тверской. Погребение его совершено июня 13-го Преосвященным Гермогеном, викарием С.-Петербургским. 10-го вечером Владыка митрополит Московский получил телеграмму от первенствующего члена Св. Синода о том, чтобы Преосвящ. Никодим поспешил на погребение. Но по тяжкой болезни последнего сего невозможно было исполнить. Тогда выбор пал на Преосв. Гермогена. Меня же Владыка не хотел отпустить из Москвы, чтобы не остаться одному. Преосвящ. Никодим очень опасно болен, и, по отзыву Владимира Иваныча 1960 , безнадёжен: отёк лёгких. В некоторые часы он с чрезвычайным трудом и болезненностью может дышать; никого почти не принимает. Все его дела мне поручены. Владыка даже заводил речь о преемнике. Вчера был консилиум. —563— 1877 г. Вчера посетил меня Владыка Подольский 1961 , отправляющийся в Св. Синод. Окончил курс в 1853 году. С направлением серьёзным и достойным уважения. О. Леонид уже утверждён наместником, хотя сие и несогласно с его желанием“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И свет во тме светится, и тма его не объят Водимый лучом этого света выходит странник земной на пажить спасительную, духовную, отсюда предначинает жизнь вечную. Примите, братия, слова мои, которые — не что иное, как отголосок учения всех святых. Так пустынный дикий вертеп — жилище гадов и всякой нечистоты — повторяет эхом своим вдохновенные звуки Божественных песнопений. Испрашивающий Ваших святых молитв и поручающий себя Вашим святым молитвам Архимандрит Игнатий. 1847 года. Николаевский Бабаевский монастырь.  Слово о страхе Божием и о любви Божией Служение человека Богу, законоположенное Богом, ясно и просто. Но мы сделались так сложны и лукавы, так чужды духовного разума, что нуждаемся в тщательнейшем руководстве и наставлении для правильного и благоугодного служения Богу. Весьма часто мы приступаем к служению Богу при посредстве такого способа, который противен установлению Божию, воспрещен Богом, который приносит душам нашим не пользу, а вред. Так, некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей что она — Бог начинают и усиливаются тотчас развивать в сердце своем чувство любви, им растворять молитвы свои, Богомыслие, все действия свои. Бог отвращается от этой жертвы нечистой. Он требует от человека любви, но любви истинной, духовной, святой, а не мечтательной, плотской, оскверненной гордостию и сладострастием. Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Божественною благодатию. Любовь к Богу есть дар Божий: она изливается в души истинных рабов Божиих действием Святого Духа Напротив того, та любовь, которая принадлежит к числу наших естественных свойств, находится в греховном повреждении, объемлющем весь род человеческий, все существо каждого человека, все свойства каждого человека. Тщетно будем стремиться к служению Богу, к соединению с Богом этою любовию! Он свят, и почивает в одних святых. Он независим: бесплодны усилия человека приять в себя Бога, когда нет еще благоволения Божия обитать в человеке, хотя человек — Богозданный храм, сотворенный с тою целию, чтоб обитал в нем Бог Этот храм находится в горестном запустении: прежде освящения он нуждается в обновлении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010