Кроме подаяний от богомольцев и пожертвований со стороны благотворителей монастырь получал доходы от отдачи в наем принадлежавших ему пустошей пожень, от арендованных им мельниц и рыбных ловлей в соседних реках и от находившегося близ него перевоза через реку Волгу. Братия усердно занималась хлебопашеством и скотоводством. В 1728 году по постановлению Св. Синода Бабаевский монастырь был отрешен от Переяславль-Залесского Николаевского монастыря. В 1739 году, после смерти деятельного и хлопотливого настоятеля настоятеля иеромонаха Галактиона, на «территории монастыря имелись следующие здания: каменная двухэтажная церковь во имя похвалы Пресвятой Богородицы с тремя престолами; две настоятельских кельи о двух апартаментах, и семь келий братских; те и другие каменные, длиной в 24 и шириной в 3,5 сажени; каменные столовая, хлебня, поварня, погреб и два деревянных хлебных амбара; ограда со стороны Волги каменная с пристроенными к ней кельями, а с прочих сторон — деревянная, с тремя деревянными башнями по углам; конюшенный двор с двумя деревянными кельями, столькими же сараями и амбаром. Монастырю, кроме того, принадлежали две часовни: одна — против него на берегу Волги, а вторая в г. Костроме ». До 1742 года монастырь не имел настоятеля и временно находился под управлением казначея, монаха Феодосия, которого сменил до 1743 года назначенный настоятелем игумен Досифей. В настоятельство игумена Гурия, в 1750-х годах, было установлено ежегодное празднование Иверской иконы Божией Матери . Побуждением к установлению этого праздника послужило то обстоятельство, что Гурий, страдавший болезнью ног, получил исцеление после молитвы перед Иверской иконой, пожертвованной в монастырь в 1724 году жителем посада Большие Соли Василием Исаковым. В конце 80-х годов XVIII века князь Григорий Александрович Потемкин принес в дар монастырю часть мощей Святителя Николая, хранящихся в серебряном вызолоченном ковчеге, помещенном на блюде, которое поддерживается головой металлического ангела. Г. А. Потемкин имел вокруг Бабаевского монастыря до 12 тысяч душ крепостных крестьян.

http://drevo-info.ru/articles/4995.html

Его внимание с этой стороны, было некоторое время остановлено на симпатичной ему и хорошо известной Оптиной пустыни. С этою целью еще в 1856 году, летом, он из Сергиевой пустыни посетил Оптину, намереваясь иметь там последнее пристанище для себя и для Петра Александровича, когда тому можно будет уйти из мира. 303 Не смотря на совершенную серьезность намерений удалиться в Оптину пустынь и решительные шаги в этом направлении, Игнатию Брянчанинову не удалось переселиться из Сергиевой пустыни, вследствие недоразумений с начальством Оптиной, которое, вероятно, устрашилось принять в свою среду столь влиятельного Архимандрита, да еще со множеством учеников. 304 Первый раз Архимандрит Игнатий заявляет о своем болезненном состоянии в 1847 году и, надо полагать, в связи с особо тяжелыми служебными обстоятельствами этого года. 1-го апреля 1847 года поступило на имя Митрополита Новгородского С.-Петербургского Антония прошение Архимандрита Игнатия такого содержания: «Всегдашнее, болезненное состояние мое возросло в течение последних двух лет до такой степени, что я усматриваю себя совершенно неспособным далее нести занимаемые мной должности благочинного семи мужских и одного женского монастырей С-Петербургской епархии и настоятеля первоклассной Троице-Сергеевой пустыни, а потому и нахожу необходимым искать приюта в числе больничных такого монастыря, который бы по здоровому местоположению и благорастворенному климату способствовали к некоторому поддержанию и, может быть, поправлению моего расстроенного здоровья. На таковой предмет, избирая для помещения своего Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии, осмеливаюсь обратиться к Вашему Высокопреосвященству с покорнейшей просьбой: благоволите Высокопреосвященнейший Владыко, снисходя к крайне болезненному моему состоянию, исходатайствовать откуда следует разрешение об увольнении меня от занимаемых мною должностей – благочинного и настоятеля и о дозволении переместиться, как больничному, в Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии. В удостоверение же действительности моего болезненного состояния и что точно прописываемая мною мера есть для меня необходимая, прилагаю при сем на благоусмотрение Вашего Высокопреосвященства подлинное свидетельство пользовавшего меня Стрельнинского Дворцового Ведомства медика хирурга коллежского ассесора Бутузова, утвержденное лейб-медиком, действительным статским советником Арендтом, данное мне сего года марта 17 дня». 305

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Соловьев. «Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии». Кострома, 1895. С. 83). Верхний храм двухпрестольный — Иверской Пресвятой Богородицы и Нерукотворного Образа Спасителя с мученицей Александрой. Нижний — в честь Рождества Христова, и правый придел — во имя Сретения Господня и священномученика Игнатия Богоносца. 1208.  …подобное еще в лучшем виде на горах Валаамских. — В 1873 г. игуменом Дамаскиным с братией был заказан проект нового соборного храма на Валааме. Творение петербургского архитектора М. А. Щурупова оказалось грандиозным и дорогим. Его смета должна была составить примерно 600 тысяч рублей. Воплотить в реальность созданный проект не удалось: не хватило средств. Через два десятилетия преемник о. Дамаскина, игумен Ионафан, начал строительство собора по проекту другого архитектора — А. Я. Силина. 1209.  …и за присланные книжки. — Первая книга — «Слово любви. Н. А. Благовещенскому, автору книги: Афон. Путевые впечатления». Изд. Валаамского монастыря, СПб., Тип. журн. «Странник», 1866 г.; выдержала 6 изданий. Ответ на критику монашества. Вторая книга — «Царская часовня на Валааме». Изд. В. М., СПб, Тип. журн. «Странник», 1866 г., — о постройке в монастыре часовни в память посещения обители Государем Императором Aлekcahдpoм II с Его Августейшим семейством в июне 1858 г. Автором статьи, послужившей основой этого издания, был сам игумен Дамаскин (авторство установлено по письму епископу Игнатию). 1210.  Поручено брату… — Петр Александрович Брянчанинов (1809–1891). Окончил Военно-инженерное училище. Служил в седьмом пионерном батальоне полевым инженером. В 1848 г. вышел в отставку в чине подполковника. Продолжал трудиться для пользы общества и государства в должности Костромского вице-губернатора, с 1859 г. — Ставропольского губернатора. Вскоре после ухода епископа Игнатия на покой он подал в отставку и переехал к брату в Николо-Бабаевский монастырь. Перед смертью принял постриг с именем Павла. 1211.  …две остальные части моих убогих сочинений… — «Аскетическая проповедь епископа Игнатия, жительствующего на покое в Николаевском Бабаевском монастыре Костромской епархии».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

588. Гедеон (Докукин). Пастырь добрый: По кн. высокопреосв. митр. Гедеона «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России»//Ставропольский благовест: Спец. вып., посвящ. проведению I Международ. Свято-Игнатиев. чтений, г. Ставрополь, 11–15 мая 1999 г. — Ставрополь, 1999. — С. 2. 589. Моздор М. Епископское служение святителя Игнатия//Ставропольский благовест: Спец. вып., посвящ. проведению I Международ. Свято-Игнатиев. чтений, г. Ставрополь, 11–15 мая 1999 г. — Ставрополь, 1999. — С. 4–5: ил. На ил.: икона свт. Игнатия. 590. Самойленко П. Из истории Ставропольской (Кавказской) Духовной семинарии//Ставропольский благовест: Спец. вып., посвящ. проведению I Международ. Свято-Игнатиев. чтений, г. Ставрополь, 11–15 мая 1999 г. — Ставрополь, 1999. — С. 6: ил. Об участии свт. Игнатия в деятельности семинарии. На ил.: внутренний вид семинарского храма в честь святителя Игнатия. 591. Киреев С. Храм моего крещения//Ставроп. благовестник. — 2000. — С. 5. О посещении еп. Игнатием Никольского храма г. Георгиевска в 1858 г.   Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии (1861–1867) 592. Праздник в Ярославле//Домаш. беседа. — 1865. — Вып. 46. — С. 1344–1347. Описание молебна, совершенного свт. Игнатием при встрече чудотворной иконы свт. Николая. Приведена речь владыки к гражданам г. Ярославля. 593. Провождение чудотворной иконы святителя Николая//Ярослав. епарх. вед. — 1868. — С. 357–358. О панихиде по свт. Игнатию в Сергиевской церкви Николо-Бабаевского монастыря. 594. Караяни П. Знамения чудесного Промышления Божия об одном из русских монастырей//Душеполез. чтение. — 1878. — Апр. — С. 478–488. — Подпись: П. К-и. О трудах свт. Игнатия по сооружению в монастыре собора в честь иконы Иверской Божией Матери. Отд. отт.: Μ., 1878. 595. Соловьев А. Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии: Ист.-стат. очерк. — Кострома: Губ. тип., 1895 (обл. 1896). — 111 с., 2 л. ил. Жизнеописание свт. Игнатия, в т. ч. подробные сведения об управлении Бабаевским монастырем, о строительстве Иверского собора — с. 58–74, 75, 76, 82.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Во вторник, 28 числа, я пошел утром осматривать Рыбинск. Соборов в нем два: прежний, очень древний, весьма хорош, но не очень обширен, а новый собор, выстроенный рядом с древним, огромный и внутри благолепно изукрашен и раззолочен сколько возможно; колокольня возвышенная, красивая. Самый город раскинулся довольно широко, потому что становится все более и более многолюден; теперь в нем считают до 16 000 жителей. Он ведет большую торговлю хлебом с Петербургом и считается одним из важнейших и знаменитейших городов по своей пристани, где множество пароходов, барок и разных судов, и где производится перегрузка Волжских товаров, отправляемых в Петербург. Там существует теперь городской общественный банк, проведена особенная ветвь железной дороги от Николаевской. Лавки и ряды каменные очень красивые, несколько каменных церквей и по набережной Волги много хороших каменных домов; словом сказать, Рыбинск может соперничать со многими из губернских городов, и говорят, с каждым годом заметно становится богаче и населеннее. В этот день погода была ясная и довольно ветреная. Я отправился обратно в Ярославль на пароходе по названию «Смелый» и по причине ветра не остался на палубе, а все время сидел в каюте, куда мне подали и обед – уху из волжских стерлядей. В Ярославль мы прибыли в три часа. Преосвященный приказал мне выслать карету, однако ей я не воспользовался, потому что чувствуя себя неутомленным от плавания на пароходе, решился, не сходя с него, отправиться в Николо-Бабаевский монастырь или прямо в Кострому, куда и следовало нам прибыть в 9 часов вечера. Подождавши минут с 20 на пароходе, мы тронулись в путь. С наступавшей темнотой спускался густой туман и, наконец, сделалось так темно от густоты тумана, что принуждены были остановить пароход и простояли около шести часов напротив местечка, или селения, называемого Городище. В то время как пароход стоял неподвижно, я сидел у оконца каюты и, нимало не скучая этой непредвиденной остановкой, наслаждался и любовался тем, что было передо мной: среди темноты и тумана я прислушивался, как сильные волны беспокойной от ветра Волги плескались под моим оконцем, пароход продолжал пыхтеть, испуская по временам пронзительный свист из трубы, из которой дым валил черным клубом и сыпал тысячи искорок, то летевших и исчезавших в воздухе, то падавших и угасавших в воде... Это была для меня совершенно новая картина и, не замечая течения времени, я продолжал ей любоваться, пока туман не рассеялся и мы снова не тронулись с места; это было в исходе первого часа пополуночи. В три часа мы прибыли в Кострому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Гораздо лучше внимать себе, не оставляя места, данного Богом для спасения». 5 августа 1861 г. состоялось увольнение епископа Игнатия на покой, и 14 октября он прибыл в Николо-Бабаевский монастырь. «Никогда в жизни моей я не был так доволен моим положением, как доволен им теперь», — писал он 18 октября 1861 г. А Михаил Чихачев продолжает в своих «Записках»: «Вот и еще протекло пять лет, как эта рукопись написана. В продолжение этого времени Епископ Игнатий оставил по болезненности своей Кавказскую епархию и переселился в Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии с управлением монастыря, где и ныне находится. На другой год после моего пострижения поехал я посетить болящего Епископа. Пробыл с месяц у него в монастыре, возвратился обратно, ощутив, что мне переселиться в тамошнюю обитель невозможно. Болезнь ноги с 1859 г., не допускающая переносить сквозного ветра, устройство церкви и служба продолжительная, пустынная, мне сделались невыносимы. Перейти туда — значило бы прибавить собою ни к чему не способного инвалида, нуждающегося в содержании, прокормлении и прислуге. Итак, по общему совещанию и согласию, каждый на своем месте, довольствуясь взаимным расположением душ и перепискою». Михаил Васильевич Чихачев почти на шесть лет пережил своего друга. Старожилы запомнили его как замечательного старца, кроткого и положительного аскета и бессребреника. Единственным украшением его бедной кельи была фисгармония, на которой он поверял церковные мелодии, да и от этого утешения он отказался на склоне лет. Достававшиеся ему церковные доходы он не носил в свою келью, а тут же или еще раньше раздавал бедным. А когда нужно было ехать во дворец, надевал чужую рясу. Он скончался в Сергиевой пустыни и был похоронен у часовни рядом с основателем этой обители, архимандритом Варлаамом Высоцким. На стене часовни, над могилой Михаила Васильевича, было написано: «Добродушный и нестяжательный. Схимник Михаил Чихачев. Скончался 16 января 1873 года, 66 лет от роду». Историограф Сергиевой пустыни П.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Декрет о передаче взаимного страхования от огня строений Духовного ведомства известен как декрет от 16 апреля 1918 г., когда он был принят на 96-м заседании СНК (п. 5). В действительности он вошел в силу после публикации в «Известиях» 13 сентября 1918 г. 774 Николаевский Бабаевский (Николо-Бабаевский) мужской монастырь Костромской епархии (ныне Ярославской епархии). Основан в XIV в. (по другим сведениям в XV в.) в месте, называемом Бабайки, при впадении р. Солоницы в Волгу, на пути от г. Костромы к г. Ярославлю. Первоначально здесь была построена деревянная часовня. В конце XIV в. на этом месте был заложен монастырь; первый деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца был освящен в 1375 г., в 1650 г. он был заменен каменным. В 1764 г. обитель была причислена к сверхштатным. В XVIII в. монастырь имел многочисленные вотчины в Костромской губ. Расцвет монастыря был связан с проживанием на покое в нем в 1861 – 1867 гг. святителя Игнатия (Брянчанинова) . В это время были отремонтированы существовавшие строения и началось возведение соборного храма Иверской Божией Матери (работы были окончены после кончины святителя). В 1919 г. монастырь был официально закрыт. Часть территории была занята детским домом. Братии монастыря удалось зарегистрироваться как приходской общине с. Бабайки. В ведении общины оставались два храма – свт. Николая Чудотворца и свт. Иоанна Златоуста . В 1928 г. община была ликвидирована, храмы переданы под детский дом. В дальнейшем, кроме детского дома, на территории монастыря находились школа сельской молодежи, совхоз и т.д. В 1941–1945 гг. в зданиях монастыря размещался эвакогоспиталь, затем детская колония, санаторий. С 1980-х гг. он подвергался постоянному разрушению. В 1988 г. перед канонизацией из монастыря были вывезены останки святителя Игнатия Брянчанинова и перенесены в Ярославский Толгский монастырь. В 1998 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви. 775 19 апреля 1918 г. архиепископ Серафим (Мещеряков) и монашествующие Николо-Бабаевского монастыря послали в СНК телеграмму с просьбой приостановить реквизицию монастырского имущества. В ней говорилось: «Имущество 500-летнего Бабаевского заштатного монастыря Костромской губернии составилось единственно из добровольческих пожертвований богомольцев – ни государственное казначейство, ни склад не дали ни одного рубля. Жители окрестных деревень, недовольные применением декрета, волнуются. Просим приостановить отнятие [у] монастыря гостиницы, пристани волжской, лошадей, рогатого скота. Грозит разорение» (ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 701. Л. 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сделанному нами краткому перечню учеников старца Паисия (далеко не полному), считаем необходимым присоединить список лавр, монастырей, пустыней, скитов и общин, получивших от него или от его учеников свои уставы, своих старцев, или настоятелей, или имевших его учеников и последователей среди своего братства. Оговариваемся, что и этот наш список далеко не полон. 1 . Афонский Ильинский скит и другие Афонские монастыри и скиты, находившиеся под влиянием старца Паисия и его учеников. 2 . Драгомирнский монастырь Святого Духа в Молдавии. 3 . Секульский Иоанна Предтечи монастырь в Молдавии. 4 . Нямецкий Святовознесенский монастырь в Молдавии. 5 . Ново-Нямецкий монастырь в Бессарабии. 6 . Тисманский монастырь в Молдавии и другие молдавские монастыри и скиты, находившиеся под влиянием старца Паисия. 7 . Александро-Невская Лавра в Петербурге. 8 . Александро-Свирский монастырь Олонецкой епархии. 9 . Арзамасский Спасский монастырь Нижегородской епархии. 10 . Ахтырская Гусевская женская община Саратовской губ. 11 . Амвросиевская Казанская женская пустынь Калужской губ. 12 . Алтайская миссия. 13 . Боровский Пафнутиевский монастырь Калужской епархии. 14 . Берлюковская пустынь Владимирской епархии. 15 . Борисоглебский монастырь Московской епархии. 16 . Брянский Свенский монастырь Орловской епархии. 17 . Белобережская пустынь Орловской епархии. 18 . Белопесоцкий Каширский монастырь Тульской епархии. 19 . Борисовская женская пустынь Курской епархии. 20 . Белевский Крестовоздвиженский женский монастырь. 21 . Волховский женский монастырь Орловской епархии. 22 . Волховский Троицкий монастырь. 23 . Бузулукская Тихвинобогородицкая женская община Самарской епархии. 24 . Бабаевский Николин монастырь Костромской епархии. 25 . Белокопытовский Казанский женский монастырь Калужской епархии. 26 . Брянский женский монастырь Орловской епархии. 27 . Валаамский монастырь. 28 . Великолуцкий женский монастырь. 29 . Вяземский Аркадиевский женский монастырь. 30 . Высокогорская Чуркинская Николаевская пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Из очерка сего видно, что некоторые монастыри сделали в промежутке времени от 1838 года по 1856 год более приобретений, нежели от основания или восстановления своего по 1838 год. При тщательном изыскании причины сего факта, она отыскивается единственно в способностях, благонамеренности и степени монашеского образования настоятелей. Справедливость требует, чтоб при сем заключении упомянуты были отцы игумены: Дамаскин, Аполлос и Израиль и госпожа игумения Дионисия, как настоятели, возводящие вверенные им обители к особенному благосостоянию с особенными ревностию и успехом. В Святейший Правительствующий Синод. Епископа Игнатия, управляющего заштатным, общежительным Николаевским Бабаевским монастырем Рапорт [ 980 ]. Имею честь представить на благоусмотрение Святейшего Синода отчет о состоянии управляемого мною монастыря за 1863 год. Вашего Святейшества покорнейший послушник Епископ Игнатий. 25 января 1864 года. ОТЧЕТ о состоянии заштатного общежительного Николаевского Бабаевского монастыря за 1865 год Время основания Николаевского Бабаевского монастыря с точностью определить нельзя, потому что письменные документы его, как и во многих российских монастырях, истреблены пожарами. Пожарам подвергался и Бабаевский монастырь, в котором всё строение, за исключением соборной церкви, было деревянное, замененное в начале нынешнего столетия каменным. Известно, что местность, занимаемая ныне Бабаевским монастырем, принадлежала московскому Угрешскому монастырю, основанному Великим Князем Димитрием Донским. Основание Бабаевского монастыря, таким образом, должно отнестись ко временам преемников Донского. Николаевский Бабаевский монастырь, по уставу своему, есть общежительный, а по иерархическому значению — заштатный. Он, подобно прочим заштатным монастырям и пустыням, получает в милостыню по 85 рублей 71 копеек серебром в год. В монастыре имеются две чудотворные иконы: 1) Иверской Божией Матери, 2) Святителя Николая Чудотворца. При сей иконе имеется частица мощей сего Угодника Божия, хранящаяся в серебряной раке. Икона Святителя обретена на бабайках, то есть на веслах, которые сложены были на реке Волге. По этой причине и икона и обитель названы Бабаевскими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Николаевская Екатеринолебежская мужеская, заштатная пустыня, на содержании Черноморского войска, находится Екатеринославской Епархии в Фанагорийском уезде. Состоит под управлением Архимандрита. Николаевская Солбинская заштатная пустыня, Владимирской Епархии, в 40 верстах от Переславля-Залеского, на берегу реки Солбы; построена из давних лет, и по разорении разбойниками и Поляками во времена Самозванцев возобновлена в 1711 году по Указу Петра Великого. В ней церковь Соборная во имя Успения Богородицы каменная, и другая во имя Св. Николая Чудотворца деревянная. Николаевская Столпенская заштатная пустыня, Тверской Епархии, в Вышневолоцком уезде, в 45 верстах от Твери. В ней церковь каменная во имя Покрова Богородицы, с приделом во имя Св. Николая Чудотворца. Николаевский Антониев мужеский, 2-го класса, степенью 25-й, Тверской Епархии, близ города Краснохолма; построен в 1461 году Преподобным Антонием. В нем 4 церкви: 1) Соборная во имя Св Николая Чудотворца; 2) теплая во имя Покрова Пресв. Богородицы; 3) во имя Вознесения Господня, 4) во имя Иоанна Предтечи. Николаевский женский, 3-го класса, в городе Арзамасе Нижегородской Епархии. В нем Соборная церковь во имя Святого Николая Чудотворца. Николаевский Бабаевский мужеский, заштатный, Костромской Епархии, в 35 верстах от города Костромы. В нем церковь двухэтажная: верхняя во имя Похвалы Богородицы, а нижняя во имя Св. Николая Чудотворца. Ограда кругом монастыря каменная. Николаевский Батуринский Крупицкий мужеский, 3-го класса, Черниговской Епархии близ города Батурина; основан в XVI столетии. В нем Соборная церковь во имя Св. Николая Чудотворца. – Подле сего монастыря на берегу реки Сейма, есть еще другой монастырь сего же названия, известный под именем Ветхого. Николаевский Беседный или Тихвин Беседный мужеский заштатный, Новгородской Епархии в Тихвинском уезде. Монастырь сей начало свое получил в 1383 г. по случаю явления Пресвятой Богородицы со Св. Николаем некоему Георгию поблизости города Тихвина; действительно же учрежден в 1560 году на иждивение Царя Иоанна Васильевича, во время бытия его в Тихвине для поклонения Чудотворному образу Пресвятой Богородицы. В нем Соборная церковь во имя Св. Николая Чудотворца, а вторая во имя Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010