Упразднённая в 1764 году. Находилась в прежней Устюжской, а нынешней Вологодской Епархии в Тотемском уезде, от Тотьмы к юго-востоку в 85 вёрстах при озере, именуемом Бабье, почему и прозвана Бабозерской. До Штатов настоятельство в ней было Строительское, и церковь одна, которая после приписана была к Маркушевскому монастырю, в 60 вёрстах к югу от неё находившемуся, а с состояния Духовных Штатов обращена была в приходскую Бабозерского погоста, но в 1806 году сгорела. По переписным книгам 7186/1678 года дворов крестьянских за этой пустынью было девять, а по генеральному свидетельству 1722 года, всех крестьян и вкладчиков мужского пола – 153 душ, земли 80 четвертей, сена на 555 пудов. Прибавление из VI тома Багатев или Богаев Николаевский монастырь Мужской, в 1764 году упразднённый. Находился в Костромской Губернии. Вероятно, он то же, что и Бабаевский. Балаклаевский Георгиевский монастырь Екатеринославской Епархии 3 класса мужской находится в безуездном городе Балакаеве, по которому и название своё имеет Балаклаевский, а Георгиевский – по главной церкви. В 1806 году при учреждении оному монастырю штата, положено быть в нём Настоятелю, но не сказано именно – Игумену ли или Архимандриту. Ныне находится Архимандрит, которому 1806 года Января 3 по Именному Высочайшему Указу, последовавшему на докладе св. Синода, повелено производить жалованье Игуменское по 200 рублей в год. Балахонский Покровский монастырь Мужской, упразднённый. Находится в Нижегородской Епархии в городе Балахне, почему и называется Балахонским. В нём две ЦЕРКВИ каменные: 1) во имя Покрова Пресвятой Богородицы, по которой монастырь именуется ещё и Покровским, с приделом во имя преп. Сергия Радонежского; 2) во имя св. Николая Чудотворца. До учреждения Духовных Штатов было за монастырём сим 97 душ крестьян, а с того времени, будучи оставлен на своём содержании, вскоре упразднён. Балахонский Рождественский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Нижегородской Епархии в городе Балахне. В нём были две ЦЕРКВИ каменные:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Б Бабаевский Николаевский монастырь Костромской Епархии заштатный мужской. Находится на берегу реки Волги против устья реки Солонцы, впадающей в Волгу, расстоянием от города Костромы в 35, а от посада Соли Большой в 3 вёрстах. Местоположение оного самое красивое ибо, будучи окружаем двумя реками, стоит он на возвышенном месте, и с южной стороны осеняется самородной рощей, состоящей из берёзовых, ореховых и дубовых деревьев. Название своё имеет от Бабаек, то есть вытесанных брёвен наподобие больших вёсел, которыми по воде справляют лес как строевой, так и дровяной вниз по реке Волге, от Ярославля из реки Шексны втекающей в Волгу. Эти бабайки с плотов лесных хозяева складывают на берег и отдают оные в монастырь, потому что в тех бабайках работникам, когда они лес из Волги введут в реку Солонцу, нужды уже не имеется. Сказывают, что даже якобы в монастыре сем и первоначальная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца построена была из вышеозначенных бабаек. По писцовым книгам Павла Волынского значится, что этот монастырь построен из давних лет, и в 1621 году во время генерального межеванья была в нём ЦЕРКОВЬ СОБОРНАЯ, во имя св. Николая с приделом Преп. Сергия Радонежского Чудотворца. По сей церкви монастырь называется ещё и Николаевским. Ныне же ЦЕРКВИ в оном все каменные: СОБОРНАЯ двухэтажная, в верхнем этаже храм во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, а в нижнем – во имя св. Николая Чудотворца. ОГРАДА кругом монастыря на 180 саженях каменная же. Настоятели в сем монастыре были иногда Строители, иногда Игумены: с 1709 года, когда приписан он был к Николаевскому же Переславля Залесского, что на Болоте, монастырю, присылались от того монастыря Строители, и монастырь назывался Бабаевской пустыней до 1728 года. А в сем году 5 Августа, по благословению Святейшего Правительствующего Синода и по определению бывшей в Москве духовной Дикастерии, Бабаевская пустынь отписана от Переславского, что на болоте, монастыря, и велено именоваться оной по-прежнему монастырём; почему тогда и произведён сюда в Игумена Галактион, каковое Игуменское начальство продолжалось до 1764 года, в котором при сочинении Духовных Штатов оставлен этот монастырь на своём содержании и управляется доныне Строителями. Бабозерская Николаевская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

О свт. Игнатии – с. 20. Отд. отт.: Вологда, 1884:833. Ковалевский А. Ф. Игумения Емилия, основательница Верхо-Харьковского Николаевского девичьего монастыря//Душеполез. чтение. – 1885. – Нояб. – С. 283–311; Дек. – С. 385–428. О духовном родстве со свт. Игнатием – с. 385–389. 834 . Валаамский монастырь и его подвижники/Изд. Валаам, монастыря. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: тип. Н. А. Лебедева , 1889. – 334 с.: ил. Об участии архим. Игнатия в посвящении о. Дамаскина в игумена Валаамской обители – с. 160:835. Памяти в Бозе почившего настоятеля Николо-Бабаевского общежительного монастыря Костромской епархии отца архимандрита Иустина (Татаринова). – Кострома: Губ. тип., 1890. – 11 с. О свт. Игнатии как воспитателе и духовном руководителе архим. Иустина – с. 3–5, 10:836. Вениамин (Павлов). Речь, произнесенная при погребении Петра Александровича Брянчанинова, бывшего ставропольского губернатора, проживавшего в качестве богомольца 29 лет в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. – СПб.: типолитогр. Д. Семенюка, 1891. – 4 с. О П. А. Брянчанинове как образце глубокого послушания старцу-брату свт. Игнатию. 837 . Пимен (Благово) . Валаамские подвижники/Изд. иждивением Валаам. монастыря. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: тип. Н. А. Лебедева , 1891. – 144 с.: ил. Об участии архим. Игнатия в посвящении о. Дамаскина в игумена Валаамской обители – с. 37:838. Корсунский И. Наместник Сергиевой Лавры архимандрит Леонид//Памяти отца наместника Леонида, A. A. Гатцука, Н. А. Попова и А. А. Котляревского/Имп. Моск. археол. о-во. – М., 1893. – С. 315–348. О духовном влиянии свт. Игнатия на выбор монашеского пути Л. А. Кавелина (архим. Леонида) – с. 317–318, 321:839. Жизнеописание архимандрита Игнатия (Малышева) , бывшего настоятеля Троице-Сергиевой пустыни. – СПб.: тип. В. В. Комарова, 1899. – 144 с.: портр. О свт. Игнатии как наставнике архим. Игнатия (Малышева) – с. 1–35:840. Лорченко К. Архимандрит Аполлос, настоятель Старо-Ладожского Николаевского мужского монастыря: (Крат. очерк его жизни и деятельности). – СПб.: тип. П. П. Сойкина, 1900. – 14 с., 1 л. портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В начале XVIII в. благосостояние монастыря значительно увеличилось. В 1719 г. пожаром в строительном корпусе уничтожены все документы монастыря. При игумене Галактионе (1729 – 39 гг.) монастырь снова приобретает свою самостоятельность. При этом игумене благосостояние еще более увеличивается, но вместе с тем замечается упадок нравственности среди монахов. В 1764 г., с утверждением штатов, монастырь причисляется к сверхштатным и оставлен при своем содержании, настоятель положен в сане строителя. В 1790 г., при игумене Филагрие (1759 – 1790), был введен общежительный устав. В XIX в. монастырь достигает благоустройства благодаря пожертвованиям и заботам настоятелей. При игумене Савве (1793 – 1810 гг.) был расширен постройками двух приделов, постройкой нового храма над вратами во имя Успения Божией Матери. При его преемнике Николаевский монастырь становится первым по внутреннему и внешнему устройству в числе монастырей Костромской епархии; при нем были построены 2 храма: больничный во имя св. Иоанна Златоуста и преп. Сергия Радонежского, и теплый во имя св. Николая, устроена библиотека для иноков. В 1861 г. управление монастыря поручается епископу Игнатию Брянчанинову, уволенному в монастырь на покой. При нем соборный храм, пришедший в ветхость, решено было заменить новым, увеличены материальные средства монастыря постройкой часовни на пристани и развитием хлебопашества. Новый храм был начат в 1865 г. Постройка его закончена в настоятельство архим. Иустина, в 1877 г. храм был освящен. Благоустройство монастыря было довершено при настоятеле Илии: при нем была построена каменная ограда монастыря. В монастыре 4 храма: - двухэтажный каменный собор, построен в 1855 - 77 гг. на добровольные пожертвования костромичей и отчасти г. Москвы. В нем приделы: в верхнем этаже во имя Иверской иконы Божией Матери, освящен в 1877 г., Нерукотворного образа Спасителя и муч. Александры, освящен в 1893 г.; в нижнем этаже теплая двухпрестольная церковь, главный престол в честь Рождества Христова и придел во имя Сретения Господня и св. муч. Игнатия Богоносца, освящен в 1889 г.

http://sobory.ru/article/?object=03233

170 Список монастырей, в которых жил епископ Игнатий: 1. Александро-Свирский монастырь; 2. Площанская пустынь; 3. Свенский монастырь; 4. Белобережская пустынь; 5. Оптина пустынь; 6. Кирилло-Новоезерский монастырь; 7. Семигородская пустынь; 8. Дионисиево-Глушицкий монастырь; 9. Лопотов монастырь; 10. Троице-Сергиева пустынь; 11. Николо-Бабаевский монастырь. Монастыри С.-Петербургской епархии, которые неоднократно посещал архимандрит Игнатий, исполняя должность благочинного монастырей: 12. Александро-Невская Лавра. 13. Валаамский монастырь. 14. Троице-Зеленецкий монастырь. 15. Рождественско-Коневский монастырь. 16.Введенский Островский монастырь. 17. Николаевский Староладожский монастырь. 18. Богословский Череменецкий монастырь. 19. Успенский Староладожский монастырь. Монастыри других епархий, которые епископ Игнатий посетил в течение своей жизни (в основном сведения об этих посещениях сохранились в письмах епископа Игнатия): 20. Троице-Сергиеву Лавру; 21. Вифанию; 22. Чудов монастырь; 23. Ново-Спасский монастырь; 24. Симонов монастырь; 25. Донской монастырь; 26. Юрьев монастырь в г. Новгороде; 27. Спасо-Бородинский монастырь; 28. Николо-Угрешский монастырь; 29. Черноморскую пустынь; 30. Иоанно-Предтеченский (около Ставрополя); 31. Лебяжинскую пустынь. 172 Слово “монах” происходит от греч. – один монах – человек, живущий уединенно или в одиночестве, проводящий жизнь, отличную от обыкновенной, всем общей жизни, – есть жительство иное . По мнению еп. Игнатия, от этого “иного жития” в русск. яз. и образовалось наименование “ иночества ”. Монах по-русски – “инок”. См. т. 1, стр. 467. 174 Приведя это свидетельство, еп. Игнатий замечает, что из описания Филона не видно, были ли ферапевты христианами, т.к. его писание, как светского писателя, поверхностно, и в его время многие не отличали христианство от иудейства, признавая первое сектою второго (т. 1, стр. 460– 461). 184 Митр. Дмитровским в 1788–1799 г. См. Павел Строев.“Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви”, СПб., 1877, стр. 133

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

При больничной церкви есть небольшой корпус, в котором помещаются несколько престарелых и больных иноков. На двух углах, противоположных главному корпусу, стоят две башни в симметрию тем, которые находятся на оконечностях корпуса. Вне монастыря обширная гостиница для приезжающих. Все строение каменное. Монастырь стоит на скате отлогого холма, обращен главным фасадом к западу, к Волге и к впадающей в нее речке Солонице. Воздух чудный; грунт земли – песок и «хрящ», отчего необыкновенная сухость. Здешние иноки сказывают: у них в самую дождливую осень не бывает грязи. Это очень естественно, судя по грунту. Возле самой обители великолепная роща с роскошными дубами. И стоят тут эти великаны, эти старцы, конечно, не одно столетие. Роща дубовая пересекается в полуверсте от монастыря кустарником, за ними роща из елей темно-зеленых. Рядом с рощами тянется от монастыря по берегу Солоницы премилая поляна. Весной покрывают ее воды широко разливающейся Волги, напитывают обильной влагой. Она дает много прекрасного сена. Когда я приехал сюда, сено было уже убрано, монастырское стадо пасется на поляне, которая, пресытившись весной, не перестает и теперь украшаться необыкновенно нежной зеленью. По этой милой поляне – моя прогулка. Хожу под тенью, которую утром далеко расстилает по поляне роща; мои взоры свободно и безотчетливо блуждают всюду, наслаждаются природой, которая здесь особенно мила, нежна, премилая мне по глазам и по сердцу. Люблю смотреть на воду, на обширное пространство вод, почерпать оттуда неизъяснимое вдохновение. Бывало, подолгу стаивал я на берегу Ладожского сердитого озера, и гневная волна приходила монотонно разбивать главу свою о камень у ног моих. Сматривал я на Волхов из окон Староладожского Николаевского монастыря, на угрюмый, на вечно беспокойный Волхов. Теперь из окон моей келии смотрю на величественную Волгу. Она от монастыря не больше, как в ста саженях. Лишь начинаете подъезжать к Волге, вся окрестность радуется, смеется. Видно, что этот край благоденствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

406 По Высочайшему повелению от 9 ноября 1862 года пенсия была увеличена на пятьсот рублей в год. 407 По отношению к этой новой стадии жизни Преосвященного Игнатия Брянчанинова следует остановить внимание на двух обстоятельствах: а) что побудило его ходатайствовать об увольнении от управления Кавказской епархией, и б) почему он выбрал для конца своей жизни местожительством Николаевский Бабаевский монастырь? – Оба эти обстоятельства определенно уясняются самим Преосвященным Игнатием в рапорте его Святейшему Правительствующему Синоду от 24 июля 1861 года, за 1186. В рапорте этом Преосвященный Игнатий пишет следующее. – «При всем старании моем расстроенное долговременными болезнями здоровье мое восстановить минеральными водами, я мог полупить в течение проведенных мною здесь трех с половиной лет только некоторое облегчение, но вместе чувствую особенный упадок сил. Донося о таком положении моем, я вынужденным нахожусь покорнейше просить Ваше Святейшество о оказании мне милостивейшего снисхождения увольнением меня от управления Кавказской епархией и о предоставлении мне в управление общежительного Николаевского Бабаевского монастыря Костромской епархии по нижеследующим побуждающим меня к таковому избранию причинам: 1) приобучался я к монашеской жизни в общежительных монастырях и настоятелем сделан первоначально в общежительный монастырь, поэтому имею особенное сочувствие к общежитиям. 2) Братство упомянутого монастыря достаточно для удовлетворения потребностям архиерейского служения. 3) Климат и местность сего монастыря соответствуют слабому здоровью моему, заставляющему меня обращать особенное внимание на место жительства. Удовлетворение сей покорнейшей моей просьбы я сочту величайшим для меня благодеянием». 408 Таким образом, в пределах приведенного прошения, оставление Преосвященным Игнатием Кавказской кафедры объясняется крайним ослаблением его здоровья, а выбор для жительства Николаевского Бабаевского монастыря – приспособленностью этой обители к духовным и телесным потребностям Владыки Игнатия и более приятным Владыке общежительным характером обители. К этому, с точки зрения первого положения, т. е. в отношении оставления Кавказской кафедры, имели немалое значение утомление напряженной и кипучей деятельности трех с половиной лет епархиального управления, боевой характер кафедры и те недоразумения с Высшей церковной властью, которые особенно чувствительны были для Владыки Игнатия по делу о постройке Архиерейского дома, по столкновению с протоиереем Крастилевским и архимандритом Епифанием. Митрополит Филарет Московский , уважая епископа Игнатия за высоту его нравственной жизни, относился к нему без особенного расположения, считая не вполне подготовленным к епархиальному управлению, а уход его с кафедры объясняя желанием иметь лучшую кафедру. 409

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

1847-го года, января 7-го дня. В это время архимандрит Игнатий, по совершенно расстроенному здоровью, просил увольнения от должности настоятеля Сергиевой пустыни и перемещения в Николаевской Бабаевский монастырь на покой, но был уволен в отпуск, и провел десять месяцев в упомянутом монастыре.     Конец первого тома. Слава Богу за всё 2016/02/16, 09:55:58 Братья, помолитесь о том, чтоб смогла я очистить свою совесть и покаяться. Уже много лет на сердце камень, который не могу сдвинуть. Исповедуюсь, но покаяния и облегчения это не приносит. Господи, Пресвятая Владычица Богородица, Все Святые, помогите мне принести истинное покаяние, и очистить сердце и душу во Славу Божью. Аминь. 2014/12/07, 03:09:54 /Нечистая совесть не знает Богообщения/ - Спаситель мой, Иисус христос, Я милостью Твоею окружён-взлелеян. Прости меня, и по сей день не имуще покоя сердца. Мне улыбаются старушки в храме, Мне " батюшка " благословение дарует, А братья в алтаре оказывают мне почтенье. О. Господи, как тяжело мне - лицемеру. Страшней всего - признаться в этом. А началось всё со стыда пред исповедью, Что я один и тот же грех оставить не могу, А страх сковал мои уста однажды - промолчал об этом. Ночные мУки-страхи, головные боли, да опухшие глаза, А сил уж не было чтоб исповедать ложь. Решился съездить где меня не знают. И там " наврал с три короба " священнику не молодому. Поехал в монастырь, один - другой и - дальше, И лгал, всё лгал я раз за разом. Тут слух прошёл, что некто прозорливый есть у нас неподалёку, Паломники поехали - туда же я... И плакался, и каялся пред ним - а в главном не признался. Господи, помилуй и спаси меня лукавого такого. Теперь вот помысел засел в уме, что нет уж благодати. Владыка мой, Господь и Матушка Мария, отцы святые, ангелы Простите окаянного меня, и научите КАК прийти к спасению, Фарисею мне... Наверное и веры нет уж у меня в Тебя, Спаситель. Молитвами святых помилуй и спаси Твоими, весть, судьбами. Аминь. 2014/07/03, 10:00:05 Внутри человека горит адское пламя его страстей и стоит жертвенник, на котором он сжигает неугодных ему людей, грешников, которых Господь пришёл спасти. И о которых Он Сам говорит: если бы вы знали, что такое Милости Хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных. Аминь. Слава Любви за всё.

http://isihazm.ru/1/?id=481

 В печати. Исследователь любезно поделился текстом с автором статьи.  См. запись в рукописи РГБ 304.2. 187, озаглавленной «Статьи, опущенныя в Славянском переводе и выписанныя изъ книги под названиемъ «Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν…», в нижней части первого листа: «На подлинной печатной книге написано: «Сия книга Филокалия, посылается в Александро-Невский монастырь Господину отцу Иеромонаху Феофану, крестовому, Симеоном Ивковичем, Свято-Успенскаго монастыря Архимандритом, из Албании. В 790-м году, Апреля 10 дня».  См. РГИА ф. 796. оп. 101 д. 306. л. 21.  См. там же. л. 28.  С сентября 1801 г. Белобережская пустынь, с марта 1806 г. Свенский монастырь//ПЭ. Т. 62. С. 22.  Об этом, в частности, свидетельствуют рукописи РГБ 214.534, 214.487, 304.2.209, 304.2.41.  См. ПЭ. Т. 62. С. 22.  См. например, РГИА ф. 796 оп. 84 д. 482 «По рапорту еп. Орловского Досифея о вышедших из-за границы монахах».  См. ссылку 4.  См. РГИА ф. 796 оп. 82 д. 24. лл. 1, 2.  См. РНБ ОСРК Q. I. 1223.  См. РНБ НСРК Q. 189  См. Сыщикова М.А. «Рукописная библиотека старца Паисия Величковского в фондах БАН СССР», Материалы и сообщения по фондам отдела редкой и рукописной книги БАН СССР. СПб., 1994. С. 253-270.  Находится в собрании СПбДА, 367-Р. Описание рукописи готовится.  См. БАН, собр. Каликина, 167 (1780), РГБ 304.2.42 (1775), 214.463 (1780-81). Написаны мон. Филимоном вместе с иеросхим. Николаем в ските Поляна Ворона.  РГБ 557.85. 1-я четв. XIX в., до 1821 г.  См. Добротолюбие в переводе прп. Паисия Величковского. ОП, СПб, 2019. Т. С. 19. Об участии св. Паисия см. также вышеупомянутую статью Пентковского А. М., прим. 5.  См. РГАДА ф. 357, оп.1(2), 286(224) (1804), 290(232) (1809), 291(136) (1809), 292(137) (1809), 293(182) (1810).  См. Житие и писания… С. 340.  См. Житие и писания… С. 275.  На л. I запись: «Принадлежит сия к числу книг Николаевскаго Бабаевскаго монастыря, состоящаго в Костромской епархии марта 28-го 1821-го года»  На л. 105 об. запись писца «Переписана книга сия в царствующем граде Москве в Новоспасском монастыре в лето Господне тысяча восемь сот осмое, того монастыря иеромонахом Иеронимом. Которую и усердствую ея высокородию матушке и благодетельнице моей Марии Петровне госпоже Протасьевой».

http://bogoslov.ru/article/6176674

Сельце Копотня с дер. 2. Сельце Мисайлово с дер. 3. Сельце Сьяново с дер. 4. Сельце Жирошкино. 5. Сельце Лешеново с дер. 6. Деревня Филимоново. 7. Деревня Денисово. Б) В Коломенском уезде: 10. Сельце Хонятино с дер. 11. Сельце Ганусово с дер. 12. Сельце Никитское с деревн.; В) В Переяславском уезде: 13. Сельце Горы с дер. и Г) В Костромском уезде в Нерехте – сельце Выголово с деревнями. Из числа означенных селений – Капотня и Жирошкино, издревле составлявшие собственность Московских Великих князей, с 1328 г. по 1425 г. пять раз упоминаются в духовных грамотах великих князей. По всей вероятности эти вотчины пожертвованы в монастырь, вел. кн. Василием Васильевичем, ибо в его духовной грамоте их уже не видим; он умер в 1462 году, след. приблизительное время их перехода в собственность монастыря между 1425 и 1462 годом. Костромские вотчины монастыря, сельце Выголово с деревнями (Крутою Горою и Пахомовым) пожертвованы (думаем мы) женою велик. кн. Василия, Мариею Ярославовною, владевшею Костромскойю округою, Галичем и Нерехтою; она в особенности благоволила к духовенству и щедро оделяла монастыри своими даяниями, как видно из данных ею грамот до нас дошедших. Костромские владения Угрешского монастыря были по близости от посада – Больших Солей, в которых живали Угрешские посельщики, управители вотчин, и полагают, что ими основан Николо-Бабаевский монастырь около 1500 года, как значится в описи Вельяминова. В Больших Солях Угрешский монастырь имел свой двор. Еще с давнего времени принадлежала Угрешскому монастырю Дюдикова пустынь, в предместии города Вологды в городском стану. В 1651 году, когда в силу 8-й статьи 19 главы уложения стали отбирать у владельцев (не исключая и монастырей) земли и соприкасавшиеся городским землям селения, и положено было отписать Дюдикову пустынь на Государя и приписать к посаду; – Игумен Угрешский показал, что означенная пустынь искони, с самого основания монастыря, была его собственностью; что по сошной крепости 1544 года она числилась за монастырем, утверждена за ним грамотою Царя Феодора Иоанновича, каковую подтвердил ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010