Брянчанинову. В письме от 11 сентября 1861 г. Владыка Игнатий пишет брату: «Я мирен к действиям Московского Митрополита и других: ибо они совершаются не без попущения Божия, а Бог приводит человека к духовным целям такими путями, которые по наружности имеют характер неприятностей и несчастий. Слава премудрости Всеблагого Бога нашего». Тоже–в письме от 5 октября 1861 г.: «По милости Божией я прибыл благополучно, 30 сентября вечером в Москву, остановился у Преосвященного Викария, коим, равно как и Митрополитом, сверх чаяния моего, принят был очень ласково. Если они и действовали против меня, то делали это в омрачении и увлечении, а не по злонамеренности, так как искушение, изгнавшее меня из епархии, было устроено демонами, по попущению Бога, Который допустил и демонов и действуемых ими людей действовать против меня, но тем содействовать исполнению воли Божией о мне, благоволившей дать мне время на покаяние прежде кончины моей. При таком взгляде на действия Московского Митрополита и его Викария, я привлекаю в душу свою мир, но из этого не следует, чтобы не нужно было иметь с ними осторожности, особливо с Митрополитом». (из бумаг сенатора Н. С. Брянчанинова. Приложения, стр. 189, стр. 189–190, 156). Николо-Бабаевский, заштатный, общежительный монастырь, Костромской елархии, расположен на правом берегу Волги, при впадении в неё речки Солоницы, образующем течением своим мыс с довольно возвышенным берегом, принадлежащим монастырю. Речка эта служит естественной границей, отделяющей в этой местности губернию Костромскую от Ярославской с юго-западной стороны так, как река Волга с западной; последняя, миновав монастырь, делает крутой уклон к северу. Монастырь находится на средине зимнего и водного пути между городами Костромой и Ярославлем, в 40 верстах от Костромы и в 35 верстах от Ярославля. Но во время весенней распутицы, когда нет переправы через Волгу, дорога в Ярославль шла на село Тунушну, правым побережьем р. Волги и удлинялась на 20 верст. Время основания Николаевского Бабаевского монастыря с точностью определить трудно, потому что письменные документы его, как и многих других Российских монастырей, истреблены пожарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Особенную растерянность вызывали у советских богоборцев мощи, которые сохранились нетленными, например, тела святителей Феодосия Черниговского и Иоасафа Белгородского . В таких случаях атеистические агитаторы объявляли о «естественной мумификации», связанной с особыми метеоусловиями. Но осквернять останки при этом не забывали. Тело святителя Иоасафа, например, проткнули штыком, потом оно подверглось вскрытию и было выставлено в музее. Православные христиане тайно приходили помолиться святителю, и через некоторое время экспозиция была закрыта. В августе 1920 г. Наркомат юстиции издал циркуляр о ликвидации мощей. Множество святых останков было перенесено в запасники музеев, множество было утеряно. А в народе позднее говорили, что обрушившийся на страну голод 1921 г. – наказание за поругание святынь. Помимо удара по мощам атеистическое государство развернуло наступление и на другом направлении, уничтожая центры православной духовности – монастыри. Кощунственный процесс ликвидации обителей начался в 1918 г. Некоторые из монастырей сразу приспосабливались государством под свои нужды, в Московском Новоспасском монастыре был, например, уже в 1918 г. устроен концлагерь. Такая же судьба ждала Александро-Свирский и чуть позже Николаевский Верхотурский и Пафнутьево-Боровский монастыри. Наиболее известный и страшный из советских концлагерей был устроен в Соловецкой обители. В 1919 г. был превращен в музей Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. В том же году были закрыты Николо-Бабаевский монастырь и Троице-Сергиева пустынь под Петроградом. В 1920 г. Совет народных комиссаров, несмотря на просьбы верующих, посягнул на главную русскую святыню – Троице-Сергиеву лавру. В ней был устроен музей, но постепенно здания храмов и других строений были приспособлены под жилые дома, предприятия и организации. В течение следующих лет ленинского правления были закрыты и поруганы Глинская, Курская-Коренная и Смоленская Зосимова пустыни, Успенский Святогорский, Иосифо-Волоцкий, Суздальский Покровский, Шамординский монастыри. Некоторые обители, как правило с сильными традициями духовничества, смогли в этот момент избежать полного разорения и выжить под видом «трудовых коммун» или «сельскохозяйственных артелей». Таковыми считались, например, Киево-Печерская лавра, Оптина пустынь, Серафимо-Дивеевский монастырь, Троице-Одигитриева Зосимова пустынь и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВЕЛЬ ПРОРИЦАТЕЛЬ (Васильев Василий; до 7.03.1757, с. Акулово Алексинского у. Тульской губ.- 29.11.1831, г. Суздаль Владимирской губ.), мон., автор рукописных книг. Как рассказывается в его автобиографии («Житие и страдания отца и монаха Авеля»), А. П. был сыном крепостного крестьянина, в 1774 г. женился «против воли», в 1776 г. начал странствовать, через 9 лет поселился в Валаамском мон-ре под началом игум. Назария (Кондратьева), где обрел дар предвидения, затем перешел в Бабаевский Николаевский монастырь Костромской епархии. В 1796 г. предсказал кончину императрицы Екатерины II и был заключен в каземат Петропавловской крепости, после беседы с имп. Павлом I был освобожден и возвратился в мон-рь. Вскоре предрек время и подробности кончины имп. Павла, был посажен в Шлиссельбургскую крепость, но, поскольку предсказание снова сбылось, выпущен на свободу имп. Александром I . Спустя неск. лет предсказал Отечественную войну 1812 г. и сожжение Москвы, снова попал в заключение, на этот раз в Соловецкий мон-рь, вскоре был освобожден благодаря покровительству кн. А. Н. Голицына . Скитался по мон-рям, 23 окт. 1823 г. поступил в Высоцкий Серпуховской монастырь , где предрек скорую кончину имп. Александра I, восстание 14 дек. 1825 г., восшествие на престол имп. Николая I и то, что он «проживет тридцать лет» (Давыдов. С. 482). Опасаясь преследования, в июне 1826 г. покинул Высоцкий мон-рь, был задержан в Тульской губ. и заключен в Евфимиев суздальский монастырь , где и скончался; погребен за алтарем ц. свт. Николая. Свои видения и мысли, а также своеобразные переложения библейских сказаний, сопровождаемые собственными толкованиями, А. П. записывал в маленьких тетрадках, к-рых, по словам И. П. Сахарова, «очень много по свету гуляет». Интерес к личности А. П. в годы, когда он жил на свободе, проявляли многие представители рус. интеллигенции (М. Я. Мудров, П. И. Страхов) и знати (в т. ч. гр. П. А. Потёмкин, кн. А. Н. Голицын), покровительством к-рых пользовался этот «простонародный мистик». Соч.: Житие и страдания отца и монаха Авеля (отрывки)/Публ. М. И. Семевского//РС. 1875. 2; Книга Бытия (отрывки)//Там же. Лит.: Ильин-Томич А. А. Васильев В.//Русские писатели, 1800-1917. Т. 1. С. 394; ЖПодв. Ноябрь. С. 738-740; Давыдов Д. Соч. М., 1962; Записки И. П. Сахарова//РА. 1873. Кн. 1. Стб. 959; Розанов Н. П. Предсказатель монах Авель в 1812-1826 гг.//РС. 1875. 4; Прорицатель Авель//РА. 1878. 7; Житие преподобного Авеля прорицателя. Коломна, 1995; Толстой М. В. Хранилище моей памяти. М., 1995. С. 225-228. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/82442.html

Митрофаном, прославленным впоследствии епископом Воронежским. Храм посвящен Пресвятой Троице. В нем под спудом покоятся мощи преподобного основателя, Св. Макария. Управляет Макарьевской обителью архимандрит. Николаевский Бабаевский монастырь в Костромском уезде. Эта обитель находится на границе Костромской и Ярославской губерний, в 38 верстах от Костромы и 28 – от Ярославля. Расположен монастырь на правом берегу Волги, при впадении в нее реки Солоницы. История возникновения этой обители такова. Сплав леса издавна производился в России. Промысел этот совершался и по рекам Шексне, Мологе и Волге и затем далее, до моря. При славе леса употребляли вместо руля большие весла, называемые «бабайками», которые, при вводе плотов из Волги в р. Солоницу, делались ненужными, и их в прежнее время складывали на берегу при самом устье р. Солоницы; некоторые же «бабайки» попадали в воду и уплывали, уносимая течением, за ними лесопромышленники и не гнались, оставляя их на волю стихии. Однажды на одной из таких бабаек по реке Волге приплыла икона Св. Николая Чудотворца и остановилась при самом устье Солоницы. Образ пристал к берегу. Благочестивые люди, обретя икону, взяли ее и поставили в лесу в часовне. Многие начали стекаться на поклонение образу, от которого совершались чудеса. Предание говорит затем, что на место это пришел один инок из Сергиевой обители, Иоанн, который устроил из бабаек храм, а затем принялся за создание и целого монастыря. Отсюда и получила эта обитель начало в свое странное наименование. Дальнейшая история говорит, что обитель неоднократно претерпевала нападения от грабителей, была опустошаема пожарами, но постоянно была возобновляема. Лишь в конце XIX столетия обитель Бабаевская пришла в полное благоустройство. В ней четыре храма: двухэтажный каменный собор, посвященный Иверской иконе Божией Матери, Нерукотворному образу Спасителя, Рождеству Христову и Сретению Господню. Вторая церковь – теплая, во имя Св. Николая Чудотворца. Остальные храмы: во имя Св. Иоанна Златоуста и прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1860 г. перелит прежний колокол, слитый в 1824 году при Игумене Амвросие и Казначее Варфоломее, имевший 318 п. 10 ф. и от времени надтреснувший; в новом вес 355 п. 10 ф., повесили на колокольню Марта 17; в тот же день повесили и второй колокол весом в 168 пудов, пожертвованный Москов. Поч. Гражданкою Матреною Ивановною Логиновою. В 1861 г. Октября 6-го Обитель посетил Преосвященный Игнатий (Брянчанинов) Епископ Кавказский, ехавший на покой в Костромский Николо-Бабаевский монастырь. В 1862 г. Апреля 15, скончалась в Москве Мария Григорьевна Александрова – благотворительница обители; 19-го числа совершилось отпевание в церкви Риз Положения, что на Донской улице, в тот же день тело повезли в Угрешский монастырь, и погребение происходило тем же порядком, как и погребение ее мужа; тело ее погребено в склепе под алтарем трапезной церкви. Мая 1-го в 12 часов ночи на верхнем пруде, что за оградою, прорвалась плотина, вода свалила башню и ограду на протяжении 12 саженей, снесла все, кирпичи, камни и промыла землю на 4 аршина глубины до самых свай. В среднем пруде плотину прорвала, на прежде бывшем нижнем пруде промыла на 16 арш. ширины и на 9 глубины и вышла за ограду вынесши с собою все что разрушила – все это совершилось в продолжении одного часа. Возобновление всего поврежденного стоило монастырю более 6000 руб. сер. Мая 21 (того же года) Всемилостивейше пожалована монастырю лесная дача в 136 десятин в Рузском уезде, называемая Богаевская, находится в 12 верстах от Одинцовской стан. Смоленской жел. дороги. В 1862 г. Августа 9, 16-го и Сентября 23-го обитель посетил преосв. Леонид, епископ Дмитровский, викарий Московский. В 1863 г. Июня 12–13, обитель посетил преосвященный Иларион митрополит Черногорский, которому обитель весьма понравилась. Июня 15 (того же года) приехал преосвященный Леонид; на следующий день, служил литургию в Николаевском соборе и трапезовал с братиею в трапезе. Июня 21 (того же года), посещена обитель преосвящ. Саввою, епископом Можайским, вторым викарием Московским (ныне епископ Полоцкий и Витебский).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Отчет составлен и написан собственноручно Владыкой Игнатием и представлен Свят. Синоду от 4 марта 1867 года, за 63: Подлинный отчет хранится в архиве Николо-Бабаевского монастыря. См. также–А. Воскресенский. Николаевский Бабаевский монастырь и святыни его. Кострома 1912 года и А. А.Павловс кий. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и св. местам Российской империи и св. горы Афона. 1907 г, стр. 309–311. 419 «Мне? Ничего не нужно! Что нужно мне? что нужно для убогой души моей, того я просил: просил о увольнении меня в уединение " –писал Архим. Игнатий из Бабаек. 423 Между прочим здесь же написал он ряд писем к некоему иноку Леониду, озаглавленных так: «к иноку, занимающемуся умным деланием»; здесь же написана, не вошедшая в собрание сочинений статья «Бородинский монастырь», которую о. Игнатий написал после посещения этого монастыря. 425 Сведения эти значатся в отчете Владыки Игнатия о состоянии монастыря за 1866 г., стр. 26–27 (Архив Николо-Бабаевского монастыря), Этот порядок соблюдается и до настоящего времени. 429 В этом году Владыка, в сане Архимандрита–Настоятеля Сергиевой пустыни, жил в Бабайках на излечении. 431 Письмо Архим. Игнатия к П.А. Брянчанинову от 14 февр. 1856 года (Из бумаг сенатора Я. С. Брянчанинова); см. «Приложения», стр. 175–177. 433 Письмо от 14 окт. 1862 г. (Из бумаг сенатора Н. С. Брянчанинова) ,,Приложения», стр. 208. То же в письмах к С. И. Снесаревой. 434 В письме от 22 мая 1857 года Владыка Игнатий писал брату П.А. Брянчанинову: «А мне под конец жизни–куда-нибудь, в тихий край родной России, подальше от Питера, который и по климату и по всему прочему для меня несроден. Впрочем не моя, а Божия воля да будет !» 436 «Для меня общественное служение невозможно» – пишет Владыка Игнатий брату. «Можно быть полезным христианскому обществу из уединения, если в уединение человек призван Богом. «Опыты» никогда не вышли бы такими, какими оказываются ныне, если бы не были плодом уединения. Современная потребность «Опытов» будет ясно усмотрена всеми, понимающими практическую христианскую особливо иноческую жизнь (Письмо от 20 ноября 1862 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Несмотря на то что все четыре брата были старше Дмитрия Александровича, у него сложились с ними дружеские отношения. Причем для Михаила Николаевича и Николая Николаевича с годами Святитель Игнатий стал не только другом, но и духовным наставником, к которому они обращались в трудные периоды их жизни. Особенно близкие отношения сложились у него с Николаем Николаевичем Муравьевым-Карским, свидетельством чего является их переписка, длившаяся 20 лет. Сохранившиеся письма святителя Игнатия раскрывают его внутренний мир с несколько неожиданных сторон, не всегда отмеченных в его жизнеописаниях, и дополняют его биографию некоторыми неизвестными до сих пор подробностями. Письма святителя Игнатия Брянчанинова Н. Н. Муравьеву-Карскому были опубликованы в 1998 г. в книге: Святитель Игнатий Брянчанинов. «Будущее России в руках Божественного Промысла». В настоящем издании они будут включены в 4-й том. …13 октября 1861 г. Святитель Игнатий прибыл в Бабаевский Николаевский монастырь Костромской епархии, ставший отныне местом последнего его пребывания в этой жизни. Он прожил там шесть с половиной лет. Современники отмечали, что его пребывание в монастыре оказалось чрезвычайно благотворным: «Своим высоким духовным авторитетом он поднял нравственность подчиненного ему братства до небывалой высоты, …увеличилось количество богомольцев, притекавших сюда для поклонения чудотворному образу Св. Николая, и для принятия архипастырского благословения Преосвященного Игнатия, …увеличился приток материальных средств, что дало в 1865 г. возможность Владыке приступить к сооружению обширного, величественного, прекрасного двухэтажного храма…» Святитель Игнатий скончался 30 апреля 1867 г. и был похоронен в склепе больничной церкви Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. В 1920-х гг. монастырь был упразднен, главный храм его был взорван, а остальные помещения приспособлены под детский санаторий. В настоящее время они превратились в руины. Сквозь проемы в стенах алтаря больничной церкви можно увидеть свисающие лохмотья обоев с веселыми картинками, которыми были заклеены фрески; над склепом, где был похоронен Святитель Игнатий, размещалась спальня для детей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов) епископ Кавказский и Черноморский, род. 6 февраля 1807 г. в с. Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губ., из дворян, умер 30 апреля 1867 г. Получив хорошее домашнее образование, он в 1822 г. поступил в Петербургское главное инженерное училище и обратил на себя внимание генерал-инспектора инженеров Великого князя Николая Павловича, был зачислен пенсионером его супруги и в продолжение всей своей жизни пользовался вниманием своих высоких покровителей. В 1824 году переведен в нижний офицерский класс (что ныне Николаевская инженерная академия) и 13 декабря произведен в инженер-прапорщики. По окончании курса, несмотря на все убеждения родителей и домашних, решил поступить в монастырь, о чем думал с детства, и только вмешательство самого Государя удержало его от этого шага. В январе 1827 г. он был назначен в динабургскую инженерную команду; но 6 ноября того же года, после тяжкой болезни, он уволен от службы с чином поручика и немедленно отправился в Александро-Свирский монастырь. Около четырех лет проходил он различные послушания в Площанской пустыне орловской губ., в Оптиной Введенской пустыни Калужской губ., в Кирилло-Новоезерском монастыре Новгородской губ., в Семигородной пустыни Вологодской губ. и в Глушицком Дионисиевом монастыре. 28 июня 1831 г. в вологодском Воскресенском соборе он принял пострижение в монашество с именем Игнатия и 25 июля рукоположен в сан иеромонаха, а 6 января 1832 г. он был назначен в Пельшемский Лопотов монастырь Кадниковского уезда строителем; за возобновление и благоустройство Лопотовой обители (он между прочим завел хороший хор) 28 мая 1833 г. был возведен в сан игумена. Государь в конце декабря 1833 г. велел переместить его настоятелем в Сергиеву пустынь с производством (1 января 1834 г.) в архимандрита. Около 24-х лет управлял он этою пустынею, много потрудился для устройства обители: воздвиг три храма и несколько корпусов келий, приобрел земли, леса и поля, завел огородничество, садоводство, скотоводство и хлебопашество, увеличил штат монашествующих; при нем обитель была возведена в число первоклассных. С 22 июня 1838 г. состоял благочинным всех монастырей С.-Петербургской епархии; 27 октября 1857 г. посвящен епископом в г. Ставрополь Кавказским. 5 августа 1861 г. по расстроенному здоровью, после натуральной оспы и горячки, он уволен на покой в Николо-Бабаевский монастырь с пенсией в 1,500 р.; там он и скончался. По образу жизни преосвященный Игнатий был в полном смысле слова аскет. Сочинения его в 6 томах: «Аскетические опыты»; «Аскетическая проповедь »; «Приношение современному монашеству – правила наружного поведения для новоначальных иноков и советы относительно душевного иноческого делания», и др. выдержали несколько изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Так воспевает небесный, чудный Певец; к святой вдохновенной песне его прислушивался пустынножитель. 1847 года. Николаевский Бабаевский монастырь.   Священная повесть, заимствованная из книги Бытия (гл. 32–50) Чудно приходит к праведникам посреди их бедствий мысль благодарения Богу Она исторгает их сердца из печали и мрака, возносит к Богу, в область света и утешения. Бог всегда спасает прибегающих к Нему с простотою и верою. Возвращался святой патриарх Иаков из Месопотамии в землю Ханаанскую, в землю рождения своего, в предопределенное Богом свое наследие Внезапно пришла к нему весть, что гневный Исав, брат его, идет к нему навстречу, что при нем четыреста вооруженных мужей. Еще в лета юношества Исав, волнуемый завистию, покушался на жизнь Иакова. Чтоб избегнуть преждевременной, насильственной смерти, Иаков удалился в Месопотамию. Он пробыл там двадцать лет. Время могло бы исцелить уязвленное злобой сердце Исава… нет, он идет навстречу брату с вооруженною дружиной. Многочисленность толпы, воинственный вид ее обличали злонамеренный умысел. Время не исцелило ненависти в Исаве: возмужал он, возмужала в нем и ненависть к брату. Вот Иаков уже давно в Ханаанской земле. Уже скончалась его любимая супруга, Рахиль, родами второго сына Вениамина. Уже много скорбей испытал Иаков от буйных сыновей, которые вели себя в обетованной земле, как бы в земле приобретенной завоеванием В окрестностях кущи [шатра. — Ред.] его, раскинутой близ Хеврона, они пасли многочисленные стада свои, иногда уходя и довольно далеко, на другие, более тучные пастбища. Иаков пребывал постоянно дома, где удерживали его и лета, и духовное преуспеяние. Оно привлекало ум и сердце старца к Богу, и потому полюбил он уединение в куще. Некогда и несродно такому человеку вдаваться в житейские попечения. Неотлучно при нем был — его утешение — любимый сын, прекрасный душою и телом, Иосиф. Услуга старцу-отцу и внимание глубокому, святому учению отца-Боговидца составляли все занятие, все наслаждение юноши. В душу его падало слово благочестия, как падает семя на тучную землю, и скоро принесло плод: засияла в душе Иосифа святая чистота.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

Новопреставленный святитель был уже положен в гроб из кипарисного дерева, весьма изящно сделанный. На преосвященном было белое новое облачение, шито по канве, белый подризник и прекрасная белая с бирюзами митра, дар княгини Одоевской. В гробе лежали вызолоченные крест и Евангелие и под ногами – орлец. По окончании панихиды меня провели в комнаты живущего в монастыре Петра Александровича Брянчанинова и дали мне там помещение. Это родной брат покойного епископа Кавказского и Черноморского Игнатия, жительствовавшего там и скончавшегося 30 апреля 1867 года. П. А. Брянчанинов предложил мне чаю и начал мне подробно передавать о двух днях пребывания преосвященного Леонида в Бабаевском монастыре. Он мне сказывал, что когда преосвященный Костромской узнал, что преосвященный Леонид намеревался обозреть свою епархию в приволжской местности поблизости от Бабаевской обители, то он и Бабаевский архимандрит Иустин, зная как покойный владыка любит монашество, вздумали предложить ему для большего удобства некоторое время иметь пребывание на Бабайках: там жить и делать днем объезды по епархии, а к вечеру снова возвращаться в монастырь. Таковое предложение пришлось весьма по сердцу преосвященному Ярославскому. Он благодарил и обещал воспользоваться приглашением приехать 13 декабря и точно прибыл часов в 6 вечера. Отец-архимандрит со всей братией встретил его в Николаевском соборе. После краткой литии преосвященный прикладывался к святым мощам и святым иконам, и когда он обратился к братии и все ему поклонились в ноги, то и он тоже, с истинно монашеским смирением поклонился им в землю и стал всех благословлять. Потом он изъявил желание пройти в ту церковь , где покоится прах преосвященного Игнатия и попросил отслужить по нем панихиду, положил пред гробницей земной поклон и, обращаясь с речью к братии, начал им передавать, что он лично знал преосвященного Игнатия, когда тот был еще архимандритом Сергиевской пустыни, а он сам находился еще в морской службе; что он часто посещал отца архимандрита, который, видя его склонность к монашеству, посоветовал ему, оставив мир, сугубо служить миру, служа вместе с тем и Церкви Божией и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010