Среди подобных пророчеств Сивиллы известен также т. н. Баальбекский оракул - прозаическое произведение, появившееся в IV в. и окончательно сформировавшееся в первые годы VI в., в период войны Византии с сасанидским Ираном. Древняя Сивилла также приходит в Рим, чтобы истолковать сон 100 мудрецов о 7 солнцах, однако само содержание толкований и представления автора текста о конце мира построены по христ. модели. Произведение содержит пророчество о гибели империи через 180 лет. В дальнейшем традиция пророчеств в этой форме нашла выражение в «Оракулах Льва» (в законченном виде сложились в XII в.), посвященных скорому приходу последнего рим. императора. Известна переработка «Оракулов Льва» под названием «Центона истинного императора», относящаяся к XIV-XV вв. В Зап. Европе в XI в. был записан эпос «Тибуртинская Сивилла» - книга о толковании Сивиллой 9 снов о 9 мировых эпохах. Это произведение также представляет комплекс разновременных фрагментов и мотивов, как вост. А., так и древнегерм. мифологии; его сюжетная основа сложилась, видимо, уже в IV в. Византия Существование откровений стало прямым продолжением традиции раннехрист. А. Понятием «визант. А.» вслед за амер. исследователем П. Александером пользуются, как правило, для обозначения круга текстов, возникших в связи с наиболее крупным произведением средневек. А.- «Откровением», традиционно связываемым с именем сщмч. Мефодия, еп. Патарского († 312; см. Мефодия Патарского Откровение ). Как показали исследования, оно было создано в сер. VII в. в Сев. Месопотамии на сир. языке и отражало настроения сир. монашества и населения этого региона, вследствие араб. завоеваний пережившего отторжение от христ. Византийской империи. Бесконечные войны и нашествие мусульман в VII в. привели к серьезному мировоззренческому кризису в христ. обществе Востока, что выразилось в росте эсхатологических ожиданий. Сюжет «Откровения Мефодия Патарского» соответствует давно сложившемуся жанру: блаженный муж Мефодий был послан Всевышним на гору Синджар (совр. Сев. Ирак), и там ему были показаны все поколения и царства от Адама до конца времен. После описания истории Адама, Ноя, его сыновей и их расселения автор переходит к истории империи и основания г. Византия. Далее в «Откровении», как и в позднейшей визант. А., судьбы мира и христианства рассматриваются прежде всего в контексте политической истории Византийской империи, христ. царства, к-рое в мировоззрении византийцев отождествлялось и со всей мировой христ. общиной, и со всей ойкуменой, находящейся во власти Божественного домостроительства. Основное содержание произведений визант. А.- история мировой державы эллинов-римлян-ромеев, к-рая, с т. зр. авторов апокалипсисов, существует со времен Александра Великого. Ставшая христ. Римская (Византийская) империя является последним в ряду мировых царств, известных по ВЗ; последовательность и деяния ее правителей носят провиденциальный характер; власть рим. (визант.) императоров должна сохраняться до конца времен.

http://pravenc.ru/text/апокалиптику.html

Ещё в Антиохии Златоуст является ревностным попечителем о судьбе язычников. Первым опытом его ревности по их обращении была книга о священномученике Вавиле, писанная против Юлиана и язычников 183 . Её можно назвать историей современного Златоусту торжества христианской религии над язычеством, и вместе обличительным словом против упорства язычников, коснеющих в неверии. Чудеса священномученика, о которых повествует св. Иоанн, совершались пред глазами антиохийцев. В одном предместии Антиохии находился храм и оракул Аполлона. Слава оракула и красота местоположения сделали сие предместье любимым убежищем срамных и нечестивых языческих увеселений. Во времена Констанция, ревностные христиане, желая пресечь собрания здесь нечестивцев, упросили правителя Антиохийского перенести сюда мощи св. Вавилы. Мученик призван, и явился здесь разрушителем силы демонской и грозным обличителем нечестивых увеселений 184 . Прекратился шум ликований. Оракул умолк. Народное гульбище превратилось в место благочестивых путешествий к мощам угодника Божия. Нечестивый Юлиан, водворяя всюду на месте Христианства язычество, вспомнил и об Антиохийском капище Аполлона. Но напрасно приносил он дары и жертвы в обновлённом храме. Оракул не давал ответов. Близость костей мертвеца, по словам жрецов, делала его безмолвным. По воле нечестивого императора, мощи св. Вавилы были отсюда перенесены на другое место; но по молитвам Мученика огонь превратил в пепел Апполонову статую, и от храма остались одни только стены, как грозные памятники небесного гнева на почитателей идолов 185 . «Доселе ещё, пишет Златоуст 186 , стоят стены (обгорелого) храма, как свидетели позора, осмеяния и бессилия диавола, торжества, победы и силы Мученика. Такова сила Святых!» Безумная ревность Юлиана восстановить язычество была осмеяна самыми язычниками. Нечестивое покушение восстановить храм Иерусалимский, события Антиохийские, бедствия Империи: голод, засуха, – погибель самого отступника, – все сии грозные знамения силы и гнева Бога христианского, могли, как пишет св. Иоанн, потрясти и каменное сердце 187 . Прибавим к сему: объяснение сих событий, сделанное сильным и пламенным пером Златоуста, могло открыть глаза и тем из язычников, которые привыкли, видя не видеть.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Находясь за тысячи лет от пророка Давида и не имея никаких контактов с Православной Церковью, наши современники через свой собственный опыт приходят к точно такому же выводу: боги язычников – демоны. Некоторые из этих людей были даже последователями и служителями идолов, ничего не зная о Христе. Они откровенно признают, что дьявол и его ангелы скрываются за всеми божествами и ложными религиями. Довольно интересно проследить за их письменными свидетельствами. Немец Генрих Харрер отправился в Тибет в сопровождении одного друга примерно в 1940 году. После многих приключений они прибыли в Лхасу, столицу теократического буддийского государства, где были хорошо приняты членами правящего класса, они прожили там семь лет. Харрер даже стал учителем Далай-ламы, который считается воплощением Будды и является абсолютным религиозным и политическим лидером буддийского государства. Текст, представленный ниже, является выдержкой из книги Харрера под названием «Семь лет в Тибете».     Государственный оракул «Простые люди обращались к предсказателям и ламам за советом по поводу повседневной жизни, а правительство консультировалось с Государственным оракулом перед принятием важного решения. Однажды я попросил своего друга Вангдулу взять меня на такую официальную консультацию, и вот в одно прекрасное утро мы направились в монастырь Нечунг. В то время оракулом был один восемнадцатилетний монах. Парень воспитывался в простой семье, но благодаря своему дару медиума привлек к себе большое внимание. Работая, он выглядел не столь эффектно, как его предшественник (который участвовал в выявлении нынешнего далай-ламы), однако подавал большие надежды. Чтобы стать оракулом, монаху следовало временно отделить свою душу от тела; божество храма завладело ею и вещало устами ее хозяина. Тибетцы, включая Вангдулу, свято в это верили. Мы с Вангдулой говорили о медиумах в течение пяти часов, пока ехали в храм. У ворот последнего слышалась глухая, устрашающая музыка. Внутри перед нами предстало ужасное зрелище. С каждой стены на нас взирали искаженные гримасами физиономии. Дыхание перехватывало от удушающего запаха благовоний. Молодого монаха недавно привели из кельи. На его груди висело круглое железное зеркало. Помощники облачили парня в пестрые шелковые одежды и усадили на трон. Затем все отступили на несколько шагов. Воцарившуюся тишину нарушала только печальная музыка. Оракул начал концентрироваться. Я внимательно следил за ним, не сводя глаз с лица. От меня не ускользнуло ни одно его движение. Создавалось впечатление, что жизнь покидала юношу. Он застыл совершенно неподвижно, будто окаменел. И внезапно, словно от удара молнии, оракул изогнулся дугой и наклонился вперед. Зрители затаили дыхание: в парня вселился бог! Медиум задрожал всем телом, капли пота выступили на лбу. Слуги бросились к нему и водрузили на голову фантастически огромную шляпу, настолько тяжелую, что ее несли два человека. Под весом чудовищной митры хрупкое тело юноши еще глубже вдавилось в подушки трона.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Иоанна Златоустог о, не зная исторических обстоятельств, «можно выводить нелепые заключения даже о Боге». «Для избежания сего, – говорит он, – будем разбирать дело, не упуская из виду ни причины, ни намерения, ни времени, ни всего того, что может служить к оправданию оного». Толк. на посл. к Римл.9:3 , – по русск. Пер. Москва, изд. 1839 г., стр. 391–392. 93 См. прекрасные ответы бл. Августина тем, которые, в его время говорили, что никаких правил толкования Псалтири не нужно, так как оно может быть постигнуто при посредстве откровения свыше. Христианск. наука, стр. 3 и след по русскому перев 1835. Киев. Также Злат. на Ев. Ин.1:213 . 95 Некоторую аналогию в этом отношении представляет нам даже история происхождения и развития поэзии у народов языческих. Древнейшими поэтическими произведениями у многих из них являются изречения оракулов или мнимые богооткровения. В Греции сохранилось древнее сказание, будто первая жрица Апполонова пела гекзаметрами; или, по другому сказанию, древнейший оракул Апполона Олен-гипербореец первый начал петь древние эпические стихи. Гекзаметр и после того до позднейшего времени оставался тем родом стихов, на котором обыкновенно давал свои предсказания Дельфийский оракул. Вообще, из свидетельств греческих и латинских классиков видно, что древние язычники вдохновение своих певцов и оракулов производили от богов и богинь, к которым вначале песней их и делается обращение, как напр. в Гомеровых Илиаде и Одиссее. См также Herod 2, 83,4, 79, Ovid Metam 6. 157 и дал Cic divin 1, 40 и проч. Богатый подбор свидетельств по этому предмету см у Knobel я в его: «Prophetismus der Herbrilero 1 Th. S. 100 (Bresl 1837 г.) 103 Кроме указанных выше поэтических особенностей речи, – параллелизма и игры слов, – мы встречаем здесь еще новую, состоящую в повторении одних и тех же слов в заключении ст. 26 и 27: «Ханаан же будет рабом ему». Подобного рода фигура (припев, Refrain) встречаем впоследствии во многих псалмах, особенно предназначенных для антифонного пения, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

И так здравый смысл заставляет лучше верить, что Бог , как видимый, так и не видимый мир сотворил не из материи какой-либо, но из ничего». Подобно Гиероклу рассуждают Порфирий, Иамвлих, Прокл, Симплиций и другие 26 . Кроме этого язычники, по свидетельству Августина 27 , Феодорита 28 и Кирилла Александрийского 29 , «Эти три субстанции: – единое (ν), ум (νος) и душа (ψυχ), по их мнению, различны одна от другой, и тесно между собою соединены; одна от другой рождается, но все три составляют одну сущность 30 ». Но, что еще удивительнее, враги имени Христианского начали, по примеру Христиан, уважать Иисуса Христа, и Ему покланяться. Чтобы доказать это, укажем на примеры Тиверия, Нерона, Александра Севера и Адриана. Первый из них предложил Сенату включить Спасителя в число богов 31 . Нерон, по свидетельству Иоанна Антиохийского 32 , почтил Иисуса Христа Божескою честью. Александр Север поставил изображение Иисуса Христа в своем домашнем капище 33 . Адриан хотел посвятить храмы в честь Иисуса Христа 34 . Евсевий свидетельствует 35 , что многие из язычников имели в большом почтении изображения не только Богочеловека, но и Апостолов. «Многие из язычников, говорит он, почитали Спасителя. Я сам видел сохранившиеся у них изображения Иисуса Христа и Апостолов – Петра и Павла». Самые Оракулы, или, вернее, коварные жрецы, обольщавшие суеверный народ своими хитрыми предсказаниями, не смели возносить хулы на Господа. Так отвечал Оракул Аполлонов на вопрос об Иисусе Христе: Бог ли Он: «τι μν θαντη ψυχ μετ σμα προβανει, Τιγνσκει σοφ τετιμημνος· λλγε ψυχ νρος εσεβ προφερεσττη στν κετου» 36 т.е. «Украшенный мудростью знает, что по смерти тела, душа пребывает бессмертна; но душа такого мужа превосходит всех по благочестию». Потом когда спросили: для чегоже Иисус Христос понес наказание, Оракул отвечал: тело подвергается легким мучениям, а душа благочестивых восходит в небесную страну. После такого, что мы должны сказать о тех, которые не раз обвиняли Христиан в усвоении себе языческого учения Религии? Называя себя мудрыми, обезумели ( Рим.1:21 .)! Кто когда-либо из Христиан покланялся чуждому Богу? Между тем язычники негражданскую, но Божескую честь воздавали Иисусу Христу, – не как простому смертному, но как мужу свыше одаренному премудростью и благочестием.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ras...

Страбон 36 со слов Каллисфена рассказывает, что Александра побуждали к походу в оазис Сива, к Амонову оракулу, не только жажда славы, так как он знал о неудавшемся походе Камбиза и о путешествиях Персея и Геракла, но и желание узнать от знаменитого оракула свою будущую судьбу и уверится в своем происхождении. Когда Александр прибыл в оазис, то главный жрец Амона дозволил ему войти в храм в обыкновенной одежде, а оракул ясно высказал при этом, что Александр – сын Зевса. По словам Оросия 37 , Александр, когда прибыл к храму Амона, то предварительно сам лично переговаривал с жрецами относительно ответов, какие они должны были давать ему при торжественном вступлении его в храм главного египетского божества. Поэтому, когда Александр вошел в храм, то главный жрец приветствовал его, как сына бога Амона и предсказал ему владычество над все миром и непобедимость до смерти. Когда же Александр спросил, не избежал ли кто-нибудь из убийц его отца заслуженной кары, то жрец ответил, что у Александра нет смертного отца и что убийцы Филиппа все погибли. В храм входил один Александр и выслушал все ответы бога из уст жреца, тогда как спутники Александра оставались вне храма и должны были довольствоваться тем, чем Александр захотел с ними поделиться. В письме к своей матери Александр обещал передать ей секретные сообщения оракула при личном свидании 38 . Стоя пред храмом Амона, спутники Александра получили разрешение вопросить оракул, и на вопрос: должны ли они воздавать царю божеские почести? Получили утвердительный ответ. После того Александр сделал богатые приношения богу Амону и жрецам и отправился в обратный путь. По поводу ответа Амонова жреца Александру, Плутарх рассказывает (XXYII, 30), что жрец, обращаясь к Александру, желал показаться наиболее любезным и потому выразился на греческом языке, но по незнанию этого языка, вместо о пайдион т.е. о, чудо! Сказал: о пайдиос! Жрец ошибся в последнем слоге, в окончании слова; но Александр, воспользовался ошибкой жреца и истолковал ее в свою пользу в смысле: о пай Диос т.е. о, сын Зевса!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

«Я, — ропщет Воля, — мира ие приемлю». В укор ей Мудрость: «Мир — твои ж явленья». Позднее всё увереннее вводится жесткая, намеренно угловатая формульность: Сказал Иксион: «Умер Бог», — «Ушел» — Сизиф, беглец. В Аиде Тантал: «Изнемог». Эдип: «Убит у трех дорог, У трех дорог — Отец». Но когда «Его, живого, Вижу, вижу! Свил Он твердь», — Вскрикнет брат, уста другого Проскрежещут: «вижу Смерть»… Легко заметить, что нагнетание кратких и особенно односложных слов («свил Он твердь»), вообще нередких у Вяч. Иванова, в подобных случаях прямой речи производится с особенной решительностью, доводя до внимания читателя почти физически ощутимую сжатость. Очень характерен для Вяч. Иванова мотив испрашиваемого, ожидаемого и выслушиваемого оракула, слова которого и составляют естественное завершение стихотворения. В этой связи стоит вспомнить, что дельфийские оракулы представляли собой типичные гекзаметрические эпиграммы, что историческая связь между эпиграммой и оракульским изречением несомненна. Вот несколько примеров. Дет ото дня загорается, Бежит за днем. Где же река собирается В один водоем? Где нам русло уготовано, И ляжет гладь? Где нам, вещунья, даровано — Не желать? «Как тростнику непонятному, Внемли речам: Путь — по теченью обратному К родным ключам. Солнцу молись незакатному По ночам!» Здесь оракул дается в трех зарифмованных между собой двустишиях. Но для Вяч. Иванова более характерна форма, при которой завершающий оракул дается в двустишии, где рифма соединяет две его строки. Вспомним поздний сонет «Quia Deus» (самое заглавие коего заставляет вспомнить о поэтике оракула): «Зачем, за что страдает род людской?»… Ответствуют, потупясь. лицемеры От имени Любви, Надежды, Веры И Мудрости, их матери святой, Сестер и мать пороча клеветой, И вторят им, ликуя, изуверы: «За древний грех, за новый грех, без меры Умноженный божественной лихвой». И я возвел свой взор к звездам и к Духу Надзвездному в свидетельство на них, И внятен был ответ земному слуху, — Но как замкну его в звучащий стих?…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

Научение прп. Иоанна Лествичника о том, как должно подходить к этому вопросу, в высшей степени насущно для нашего времени и наших верующих. Но что нередко делаем мы? Кто-то сказал: «Вот там – святой», и все ринулись к нему. При этом идут не для того, чтобы познакомиться с человеком, чтобы по завету Отцов его испытать , а идут уже готовые воспринимать каждое его слово как нечто сверхъестественное. Грубую ошибку допускают те, которые заранее твердо верят, что встретят «святого и прозорливого». И нередко попадают на «артистов», слабоумных, невежественных, но невесть что мнящих о себе. И из слов такого, сказанных нередко невнятно, неопределённо, выстраиваем порой целые «теории» – на пустом месте. И всё это потому, что идём уже к «святому», уже не рассуждаем, слепо доверяя всему, что скажет «старец». Такое отношение в высшей степени опасно! Ведь в житейских вопросах мы куда более рассудительны. Если человек собирается, например, жениться, он не глядя не послушает: «Хороша невеста Аннушка, хвалит мать да бабушка». А сначала посмотрит, познакомится, поговорит– и тогда примет решение, жениться или нет. То есть к житейским вопросам мы подходим с рассуждением, как и следует. Но как только дело касается духовника – то будто завеса падает на глаза и перед ними уже не человек, а оракул, возвещающий волю Бога. Почему же так живуче это старцепоклонство? Хотя очень много написано о том, кто такой духовник, мы редко задаём себе вопрос: а для чего вообще мы ищем себе руководителя? Ждем ли от него помощи правильно выстроить духовную жизнь, очищать душу, идти путём спасения? Увы, множество людей ищет не столько духовника, сколько человека, за которого можно было бы ухватиться и, ни о чем не думая и не заботясь, идти по жизни, куда он поведёт. – Батюшка переезжать мне или оставаться? Покупать дом или квартиру? И тому подобное, ведь батюшке «всё Господь открывает». Потом, если что-то пойдёт не так, батюшка, конечно, окажется и виноват – не мы же за свою безответственность. Выходит, что нам нужен оракул (жрец, дававший прорицания от имени божества)? У древних греков-язычников так и было: ответ оракула воспринимали как голос божества. Вот и мы так же: ищем того, кто за нас бы решил, как жить и что делать. Скажет новоявленный «святой» что-то невнятное – и пойдут такие толкования, что диву даёшься.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

15. Эти слова из молитвы Азарии, одного из трех юношей, подвергнувшихся испытанию печью огненной, приведены неточно. Текст звучит так: " И предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле " (3,32). 16. В конце IV века этот день отмечался 3 сентября и был одним из самых торжественных праздников в Антиохии. 17. Валентиниан родился в Цибалисе на р. Сава в Паннонии. Был выбран императором 26.II.364 г. и правил до 17.IX.375 г. Несмотря на свои христианские убеждения, он достаточно снисходительно относился и к язычеству, считая его религией крестьян, пастухов и т.д. 18. " Немного спустя " , т.е. через 2 года. 19. Возможно, это был Роман, трибун щитоносцев, которого, по сообщению Аммиана Марцеллина, Юлиан сослал вместе с трибуном Викентием. 20. Об этом же пишет и Аммиан Марцеллин, XXII. 11. 21. Вероятно, именно этого Иоанна св. Мелетий назначил епископом апамейским. См. V. 4. 22. Об этом пишет и язычник Аммиан Марцеллин в своей " Истории " , XXIII. 1. 23. Согласно одной из точек зрения на это событие, восстановление храма прекратилось в связи с сильными грозами и бурями. 24. Обращение Юлиана к оракулам - последний пример того, когда к ним обращались за помощью лица подобного ранга. К оракулу Аполлона на Делосе обращались лишь в летние месяцы, т.к. считалось, что зимой бог находится в Патаре. Оракул Додоны в Эпире был одним из старейших, см. Одиссея, песнь XIV: Сам же пошел, мне сказали, в Додону затем, чтоб оракул Темно-сенистого Диева дуба его научил там... (пер. В.А. Жуковского). 25. Эти примеры свидетельствуют о знании Феодоритом определенных произведений классической литературы и его отношении к их героям. Философ Сократ противопоставлен Критию, одному из самых неудачливых политиков Эллады, Пифагор - Фаларису, сицилийскому тирану, Нерей - самому некрасивому человеку в мире, Терситу. 26. Либаний, род. в 314 г. в Антиохии, один из самых выдающихся ораторов поздней античности. Оставил интересную автобиографию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/989/...

Примером такого прорицателя может служить дельфийский оракул. Это был человек (мужчина или женщина), который сидел на особой треноге над расщелиной скалы, вдыхая исходившие оттуда серные пары. Испарения действовали как дурман, оракул бормотал что-то несвязное. Чтобы объяснить его прорицания, при нем находился толкователь, который объяснял приходившим к оракулу людям, как правильно понимать те или иные обрывочные фразы. Из данного выше определения термина “пророк” видно, насколько сильно деятельность прорицателя отличается от служения пророка. У прорицателя нет задачи понять и возвестить волю Божию, нет цели проповедовать Слово Божие перед своими современниками. Лишь какие-то неясные намеки насчет будущего, нуждающиеся в комментариях. К такого рода прорицателям и можно отнести Нострадамуса. Что же касается прорицаний Ванги, то случаи, когда она указывала на расстоянии нахождение пропавших людей и животных можно объяснить бесовским действием: падшие ангелы способны перемещаться в пространстве и при необходимости сообщать какую-то информацию своим контактерам. Поскольку Христос прямо говорит: “никто не приходит к Отцу, как только через Меня” ( Ин.14:6 ), то ветхозаветный запрет на визиты к гадалкам и прорицателям вполне актуален и сегодня. — В книгах Жюль Верна предсказано множество открытий, совершенных через десятки лет после смерти автора. Можно ли Жюль Верна считать пророком? — В библейском смысле Жюля Верна лучше назвать не пророком — ибо волю Божию он не возвещал — а тоже “прорицателем”, т. е. тем, кто пытается предвидеть будущее. Здесь речь не идет о просвещении ума истиной Божией — а скорее о развитии интеллекта и интеллектуальной составляющей человеческой интуиции. К тому же не забывайте, что нередко фантасты являются популяризаторами идей современных им ученых. Вспомните свежий пример: снимая фильм “Особое мнение” (Minority Report) Стивен Спилберг созвал настоящий форум специалистов, которые попытались предугадать те или иные особенности развития человеческой цивилизации.

http://azbyka.ru/apokalipsis/kak-ne-prop...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010