536 обнаруженные Давидом в его первом юношеском подвиге, когда он против копья, щита и меча положился на имя Ягвэ Цебаот и безоружный выступил в бой за Славу Израиля и Бога его, — это чисто-религиозное настроение сохранил Давид до конца рей своих, и оно-то, несмотря ни на что, сделало его неизменным избранником Божиим и навеки славным средоточием Израильской теократии. В то время как Саул, для мнимого утверждения государственного единовластия, истреблял священников и пророков, Давид, действительный основатель великого еврейского государства, не только никогда не ревновал за свою власть с представителями духовного авторитета, но во всех важных деяниях своих как до, так и после своего окончательного воцарения всегда безусловно подчинялся указаниям свыше чрез первосвященнический оракул и чрез пророческое слово. «И сказал Давид Эбиатару (первосвященнику): — останься со мною, не бойся; ибо тот покусится на мою душу, кто будет покушаться на душу твою, и будешь ты сбережен у меня. — И возвестили Давиду, говоря: вот филистимляне воюют против Кейла, и опустошают они гумна. И вопросил Давид Ягвэ, говоря: Пойти ли мне и ударить на этих филистимлян? И сказал Ягвэ Давиду: иди и ударь на филистимлян, и спасешь Кеилй,. — И сказали мужи Давидовы ему: вот мы и здесь в Иудее опасаемся: как ж® пойдем в Кеила на полки филистимские? — И обратился еще Давид вопросить у Ягвэ, и отвечал ему Ягвэ и сказал: встань, иди в Кейла, ибо Я предам филистимлян в руку твою. И пошел Давид и мужи его на Кейла, и сразился с филистимлянами, и отбил стада их, и поразил их поражением великим и спас Давид жителей Кейла. И был» как бежал Эбиатар сын Ахимэлэка к Давиду на Кейла, то и эфод принес он в руке своей. И возвещено было Саулу, что вошел Давид в Кейла; и сказал Саул: выдал его Бог в руки мои, ибо заперт он, войдя в город с воротами и затворами. — И созвал Саул весь народ на войну, чтобы идти в Кейла взять Давида и мужей его. И узнал Давид, что злоумышляет на него Саул, и сказал Эбиатару священнику: принеси эфод. — И сказал Давид: Ягвэ, Божие Израилев! Слыша услышал раб твой, что ищет Саул прийти к Кейла, чтобы истребить город ради меня. Предадут ли меня гра-

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

543 Владыко Ягвэ! И что прибавит Давид еще, говоря е Тобою? Ты знаешь слугу Твоего, Владыко Ягвэ! Ради слова Твоего и по сердцу Твоему делаешь Ты вое величие сие, извещая слугу Твоего. Посему возвеличился Ты, Ягвэ Боже! ибо нет такого как Ты, и нет богов кроме Тебя по всему, что мы слышим ушами нашими. И кто как народ Твой, как Израиль, народ единый на земле, к которому приходил Бог искупить его в народ и положить ему имя и сделать нам величие и чудеса на земле Твоей пред лицом народа Твоего, которого искупил Ты Себе от народов и богов египетских. И управил Ты Себе народ Твой Израиля Себе в народ навеки; и Ты, Ягвэ, стал им в боги. И ныне, Ягвэ Боже, Слово, что изрек Ты о слуге Твоем и о доме его, утверди навеки, и сделай как говорил. И да возвеличится имя Твое, чтобы говорили: Ягвэ Цебаот Бог над Израилем; и дом слуги Твоего Давида да будет прочен пред лицом Твоим. Ибо Ты, Ягвэ Цебаот Бог Израилев, открыл в слух слуге Твоему говоря: дом созижду тебе, — потому хватило сердце у слуги Твоего помолиться Тебе такою молитвою. И вот, Владыко Ягвэ, Ты тот самый Бог (атти-гу гаэлогим) и слова Твои будут истина; и изрек Ты слуге Своему благовестие сие. И ныне благоволи благословить дом слуги Твоего быть вовеки пред лицом Твоим; ибо Ты, Владыко Ягвэ, говорил, и от благословений Твоих благословится дом слуги Твоего вовеки» (2 Caм. VII, 4, 8-29). На желание Давида построить для Ягвэ дом кедровый Ягвэ отвечает обещанием на самом Давиде основать Себе живой дом. Совершенное исполнение этого обещания отнесено самим Давидом (в его вдохновенной пророческой молитве) к далекому времени (лемэрахок), когда откроется новое учение или закон не для одного Израиля, но для всего человечества или для человека вообще — торат га-адам. Теократический Царь, получая во всех делах своих указания пути Божия через оракул первосвященника, получил через пророка откровение и о самой цели этого пути. И те указания и это откровение, вводя жизнь Божия избранника в положительные планы провидения, нисколько не нарушали в нем самодеятельности человеческого начала, а напротив, давали этой самодеятельности твердую опору и высшее освящение. Давид потому и был идеальным теократическим царем, «мужем но сердцу Ягвэ», что в нем мир-

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

Глава XXIV. Какие пророчества о конце этого века и о последнем суде Божием заключаются в псалмах Давидовых    Многое говорится о последнем суде в псалмах, но по большей части мимоходом и вкратце. Не могу, однако же, обойти молчанием того, что яснейшим образом говорится о конце настоящего века. «В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, — и изменятся. Но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс. 101:26-28). Что значит, что Порфирий, восхваляя благочестие евреев, по которому они чтут великого, истинного и для самих божеств страшного Бога, укоряет христиан на основании оракульских изречений своих богов в величайшей глупости за то, что они утверждают, что этот мир погибнет? Вот в писаниях еврейского благочестия говорится Богу, пред Которым, по признанию великого философа, трепещут эти его божества: «Небеса — дело Твоих рук. Они погибнут». Неужели в ту пору, как погибнут небеса, не погибнет мир, высшую и безопаснейшую часть которого эти небеса и составляют? Если такая мысль не нравится Юпитеру, оракул которого, в качестве наиболее авторитетного, как пишет этот философ, порицает ее в веровании христиан, то почему подобным же образом не порицает он, как глупость, мудрость евреев, в религиозных книгах которых она встречается? Затем, если в этой мудрости, которая нравится Порфирию до такой степени, что он заявляет о ней через изречения даже своих богов, говорится, что небеса погибнут; то к чему такая пустая увертка: между прочим или сверх всего прочего выставлять на вид в вере христиан как нечто ужасное то, что в ней мир представляется имеющим погибнуть, когда только при его гибели и могут погибнуть небеса?    Притом, хотя в собственно наших священных Писаниях, а не в тех, которые у нас общие с евреями, а именно, в Евангелии и в книгах апостольских, говорится: «Проходит образ мира сего» (1Кор. 7:31); говорится: «Мир проходит» (1Иоан. II:17); говорится: «Небо и земля прейдут» (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против него, и  он поверг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него. Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных» ( Дан. 8:6–8 ). Здесь идет речь о том, что Даниил видит и предсказывает знаменитое великое сражение между Александром Македонским и Дарием при Иссе, когда Александр внезапно напал и нанес сокрушающее поражение персидскому войску, потому что напал именно в ярости, не рассчитывая сил, а исходя из принципа: «передо мной враг – следовательно, он должен быть уничтожен». Этот принцип Александра Македонского сослужил ему добрую службу, он сокрушил Персию, причем коротким ударом. Война длилась не очень долго, за каких-то двенадцать лет была сокрушена величайшая держава древности. «И сломил у него оба рога»: сокрушил, захватил оба народа – и мидян, и персов. «И недостало силы у овна устоять против него». Это точно было исполнено Александром Македонским – он воцарился над всей Персией и даже пошел дальше, в Бактрию и Индию, создав величайшую державу. И что было дальше? «Тогда козел чрезвычайно возвеличился» ( Дан.8:8 ) – оракул в Фивах объявил его сыном Амуна, воплощением Ра, и он считал себя божественным существом. Мы опять видим то же самое, из века в век повторяющуюся картину: гордецу дается шанс подняться, но ему хочется еще выше. А потом Бог его ломает, потому что человек поднимается, чтобы исполнить волю Божию, но при этом гордится, и Бог его смиряет. Александру Македонскому было 33 года, когда он умер в Вавилоне. И никто ему не смог помочь, как поет одна арабская песня: «Александр завоевал целый мир, но погубил свою душу». После него царство разделилось «на четыре ветра небесных»: македонское царство (которое включало в себя Грецию), сирийское (Сирия, Вавилон и Персия), фракийское (Малая Азия – нынешняя Турция) и египетское (Египет, Ливия, Аравия и Палестина).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Но вы – ничто, и дело ваше – ничтожно; ... Но никто не сказал, никто не возвестил, никто не слыхал слов ваших. Я первый сказал Сиону: «Вот оно!» – и дал Иерусалиму благовестника» ( Ис.41:22–27 ). Приведу еще место, где Сам Спаситель в доказательство Своего Божественного посланничества говорит: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). Или Он говорит Своим ученикам по пути в Еммаус: «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк.24:27 ). В связи с этим надо сказать об отличии истинных пророчеств от ложных. Предмет пророчества должен быть случайным, таким, который неповторим в опыте; политики или врачи предсказывают, опираясь на многократно повторяющийся опыт. В образе предсказания должна быть ясность и определенность. Здесь надо отличать от некоторой неясности и неопределенности, когда у людей бывает некоторое предчувствие. Предчувствие, как правило, носит неопределенный характер. А если это пророчество – оно должно быть определенным. Оно не должно быть двусмысленным. Классический пример, когда дельфийский оракул предсказывает: «Домине седеас». Это можно прочесть двумя способами: или «Домине седеас» (господин, сиди, не трогайся с места) или «Домине седеас» (дома не сиди). Эта игра слов, которая в дельфийских предсказаниях встречается сколько угодно. Цель пророчества должна быть достойна Бога. Это должны быть дела веры и нравственности, и должна быть какая-то помощь в нашем духовном возрастании. Это возрастание должно соответствовать божественной цели. Обстоятельства, при которых даются пророчества. Пророчества не должны сопровождаться никакими приготовлениями. Если шаман желает что-то предсказать, то он сначала готовится – впадает в транс. То же самое происходит на спиритических сеансах. Идут приготовления для того, чтобы человек вступил в контакт с кем-то из духовного мира, в основном, с бесами. Но пророчества истины обладают тем свойством, что никаких дополнительных приготовлений быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Оракул многовещанного Аполлона, когда ради пришествия во плоти Владыки Христа указано ему молчать, вопреки ожиданиям язычников, как и следовало, онемел. И в этом могут убедиться все. Но почему же ты не хочешь усовеститься или хоть устыдиться, произнося речи в защиту бессловесных и жалких богов своих, выставляя на вид их нелепости и гнусности? Если угодно тебе послушаться меня, то гораздо приличнее будет, если уподобишься ныне молчанию оракула из святилища. 42. Монаху Фавстину Что скорбишь, мятёшься, ропщешь и жалуешься, ропотник? Зачем выказываешь нетерпение и малодушие, вместо того чтобы мужественно переносить случившееся с тобой? Вспомни о Том, Кто говорит, советуя: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения ( Сир. 2:1–2 ). Ибо знай, что без суда Божия никого не постигает скорбь. Поэтому: Надейся на, Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа ( Пс. 26:14 ), и Он помилует тебя. 43. Монаху Кириллу Ты говоришь, будто твой грех ничтожен? Но ради него ты отступаешь от Бога и оскорбляешь Бога нарушением Божественных заповедей. Подумай, когда кто-либо убьёт взрослого или умертвит младенца, он одинаково становится убийцей и судится как убийца. Поэтому также и подвергшийся такому падению не войдёт в Царствие Небесное. 44. Ему же Не ропщи, человек, потому что монаху не подобает роптать, даже если случится тебе подвергнуться смертной опасности, исполняя послушание братства. Как сказано: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается ( Лк. 10:16 ). Так и апостол пишет: Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя ( 1Кор. 10:10 ). Поэтому, если не хочешь погибнуть, прекрати роптать. Или как можешь ты, воздевая руки ко Господу, молиться, по апостольскому Преданию: без гнева и сомнения ( 1Тим. 2:8 ), когда ропот порождение гнева. 45. Монаху Илиодору Тем, кто многими трудами и потами, долгое время боровшись со сластолюбием, сподобились наконец дарования бесстрастия, дозволяется общение с подвижницами. А кто, подобно тебе, обременены еще сластолюбивыми страстями, тем возбраняются столь опасные беседы, чтобы они свои и чужие души не ввергли в бездну. Потому что без особой надобности не должно и смотреть на женщин, будь то монахини или мирские. Мирянам же, приглашающим нас в свои дома, дабы мы сотворили там молитву, должно отвечать с евангельским смиренномудрием: я недостоин ( Лк. 7:6 ), но поскольку ты веруешь, что монашеская молитва принесёт тебе пользу, и как ты веровал да будет тебе ( Мф. 8:13 ). И все любящие нас отцы и братия упрошены будут мною искренно помолиться о мирянах, имеющих в том нужду. 46. Монаху Леониду

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Особой славой пользовались Дельфы, в Фокиде, где был храм Аполлона. Дельфы почитались центром всей земли. Сюда стекались путешественники из всех стран и народов. Чтобы удостоиться узнать волю бога Аполлона, через жрицу-пифию, пилигримы должны были вступить в храм по совершении установленных очистительных жертв, с музыкой и в торжественной процессии. Храм Аполлона был наполнен различными драгоценными подарками, какие приносили сюда цари, князья и богатые частные лица. После Дельф привлекала к себе множество путешественников Додона в Эпире. Здешний оракул был известен своей древностью. Главными святынями этого места были источник и роща, которым приписывались чудесные действия. Храм в Додоне был великолепен и изобиловал подарками, какие приносились религиозными путешественниками. В древности славился также храм Аммона в Фивах, в Египте. Знаменитейшим путешественником, посетившим это священное место язычников, был Александр Македонский, который прибыл сюда на поклонение со всем своим войском. Были места, которые пользовались особенным религиозным почитанием язычников и за пределами Греции и Римской империи, например в Персии и Индии.    Путешествия к св. местам встречаем и в ветхозаветной Церкви. Известно, что Авраам, праотец израильтян, по повелению Божьему, идет вместе с сыном своим Исааком и двумя рабами для принесения в жертву Исаака — туда (в землю Мориа), куда указано ему Богом. Почему Бог повелевает ему оставить свой дом, совершить трехдневное путешествие и избирает особое место для жертвы? Не потому ли, что Ему путешествия с религиозной целью угодны и что есть места, на которых преимущественно почиет Его благоволение? Авраам беспрекословно совершает путешествие к месту, которое особенно угодно в очах Господа (Быт. 22). Второй пример, в том же роде, можно найти в истории патриарха Иакова. Место, где он в сонном видении узрел лествицу, доходящую до небес, по которой восходили и нисходили ангелы, он назвал «домом Божиим» и «вратами небесными». Пробудившись от сна, он дает такой обет: «Если Бог будет со мной и сохранит меня на пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб и одежду, и я в мире возвращусь в дом отца моего, то этот камень, который я поставил памятником, будет у меня домом Божиим» (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Так праматерь еврейского народа, похороненная около Вифлеема, оплакивала святых младенцев, которые, впрочем, не погибли для вечности, ибо стали первыми мучениками за Христа. Бог послал своего Ангела к Иосифу Обручнику, который сказал ему: – Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в землю Египетскую. Тот сразу послушался Небесного вестника и бежал, взяв с собой Богородицу и Христа. По Преданию, не надеясь на свои слабые силы, Иосиф взял с собой сына Иакова, который впоследствии был наименован братом Божиим. Предание также рассказывает о том, что, когда Богомладенец вошел в Египет, идолы страны упали, а оракул Амона в ужасе закричал, что пришел Тот, Кто уничтожит язычество. В этой цитадели идолопоклонства Господь прожил три с половиной года. В это время Ирод-детоубийца умер в страшных мучениях – он сгнил заживо, и черви поедали его еще на земле. И тогда Ангел вновь явился во сне Иосифу в Египте и сказал: – Возвращайся, потому что умерли те, кто искал души Младенца. Но когда Иосиф пришел в Иудею, он узнал, что там правит сын Ирода Архелай, и испугался, что тот продолжит дело своего отца. И вновь во сне ему было Откровение, повинуясь которому он поселился в галилейском городе Назарете. В этом селении Господь Иисус Христос прожил до тридцати лет, повинуясь Богородице и мнимому отцу Иосифу, помогая ему в деле плотничества. По преданию, сообщенному нам святым Иустином Философом (середина II века), Христос изготовлял плуги и ярма. По мере Его телесного роста раскрывались скрытые в Нем сокровища Премудрости, и все ярче сияла на Нем благодать Божия. Когда Господу было двенадцать лет, Он вместе с родителями пошел в Иерусалим на праздник Пасхи. Там после окончания праздника Иисус остался в Храме, а Иосиф и Мария пошли обратно в Назарет. Узнав, что Отрока нет с другими родственниками, они возвратились в Иерусалим. Спустя три дня они нашли Его в Храме, сидящего между учителями, слушающего и спрашивающего их так, что те удивлялись мудрости Его. Мария сказала: – Чадо! Что Ты сделал с нами? Мы с великой скорбью искали Тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Также уместно привести изложенные в книге Деяний святых апостолов истории разрушения апостолами некоторых магических культов: «Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями». ( Деян.8.9-11 ). Данный отрывок наглядно показывает силу воздействия «чудотворцев» на сознание и волю суеверных людей. Вот еще: « Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.» ( Деян. 16.16-19 ). А вот, что рассказывает об одном эпизоде из своей юности известный православный иерарх 20-го века митрополит Антоний Сурожский : «Могу признаться, что, когда я был на первом курсе медицинского, у меня начали проявляться способности читать мысли людей на расстоянии, передавать им на расстоянии свои мысли, и я задумался над этим. Это было в летнем детском лагере; помню, я ходил по лужайке, вдруг остановился и сказал: «Господи, если этот дар от Тебя, пусть он со мною останется, если он от злой силы или просто естественный, но может меня повлечь в гордыню и в разрушение — сними!» И он был снят мгновенно, и никогда больше в такой форме я этого не переживал». На мой взгляд, тут есть очевидное сходство между проявлениями античного язычества, действия темных духовных сил и имеющим хождение в народе суеверным пониманием старчества. И в том и в другом случае религиозный авторитет воспринимается исключительно как оракул, передающий людям от высших сил нечто полезное для благополучия их земной жизни. Но если у язычников не было другого откровения высших сил, кроме того, что Сократ назвал «нечто демоническое », то христиане обладают всей полнотой Божественного откровения. Тот факт, что Евангелие Господа Иисуса Христа содержит в себе полноту Откровения, есть часть Православной догматики. Христос передал все, что слышал от Отца. Дух Святой в день Пятидесятницы лишь напомнил ученикам то, о чем учил Христос. Все духовное наследие Церкви есть лишь раскрытие и истолкование истин Евангелия, а также примеры исполнения Евангелия в житиях святых. Всякое стремление к новым откровениям, новым истинам, новым тайнам — есть проявление неверия в Евангелие и свидетельство о суеверном духе. 

http://sueverie.net/besplodnaya-smokovni...

Те вскрывали письма и с необычайным удивлением читали там ответ бога на предложенный ими вопрос 264 . Александр не удовольствовался этим и открыл автофонный, самоговорящий оракул, причем змея своими устами произносила предсказания, предназначенные специально для богатых и знатных 265 . Таков и был оракул, сообщенный им Севериану, римскому генералу, присланному в Малую Азию в 161 г. 266 в качестве главнокомандующего римскими войсками в известную нам Парфянскую войну. Оракул гласил следующее: «Ты обуздаешь силой оружия армян и персов, скоро возвратишься в Рим, к быстрому течению Тибра, с блестящими лучами на голове и с короной, украшенной лаврами», но в сражении, происшедшем на берегах Евфрата, единственный легион, какой имелся в распоряжении римского полководца, был уничтожен. Александр изгладил в протоколах свой оракул и взамен его составил новый: «Не подвергайся опасности армянского похода; там тебе угрожает стрела мужа, облеченного в женскую одежду, пошлет жребий смерти, лишит тебя жизни» 267 . Вероятно, и Люций Вер, как нам известно, пребывавший тогда в Антиохии, не чужд был общения с этим чародеем. Сохранилась медаль; на одной стороне ее находится изображение головы Люция Вера, о чем свидетельствует надпись на обороте: «Самодержец Кесарь Люций Аврелий», – на другой фигура бородатой змеи, поднимающейся на изгибе хвоста, и надпись: Glycon Ionopolis 268 . Пафлагония оказалась слишком узким местом для религиозной реформы, предпринятой Александром. Он послал во все области Римской империи вестников, возвещавших о явлении нового оракула и рассказывавших, как он истинно пророчествует, открывает убежавших рабов, разоблачает воров и разбойников, находит скрытые сокровища, исцеляет болезни и даже воскрешает некоторых мертвых 269 . Все это происходило пока в границах Пафлагонии, Ионии и Сицилии 270 . Слух о новом оракуле дошел и до столицы Империи, и вся публика, включая сюда богатую и знатнейшую, бросилась в Рим; иные присылали сюда своих людей. Все головы вскружились при первом известии о прибытии в Рим мага, и с особенным нетерпением ждали его при дворе, приводя в трепет свои души вопросом: а что он скажет? 271 И какого высокого авторитета достиг здесь этот шарлатан, видно из того, что одного автофонного пророчества его достаточно было для того, чтобы Публий Рутилиан, одно из высокопоставленных лиц при дворе, впоследствии проконсул Азии, женился на дочери Александра Рутилии, рожденной им, по его рассказу, от связи с Луной 272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010