д. В древнейшую пору появляются у них и общечтимые оракулы, посвященные имени какого-нибудь божества или героя; таковы были оракулы Зевса и Дианы в Додоне, Аполлона около Милета и в Фокиде, Геракла в Ахайе и т. д. Наибольшее значение не только в религиозной, но и в государственной и общественной жизни греков, имел оракул Аполлона в Дельфах; предсказания здесь давались жрицей Пифией, которая приходила в экстатическое состояние под влиянием выходивших из земли испарений; при оракуле находился большой штат жрецов, которые и сообщали известный смысл бессвязным изречениям Пифии. Дельфийский оракул, по общему признанию большинства ученых, оказывал благотворное влияние на многие стороны греческой жизни: одобряя или осуждая различные начинания и постановления государства, он всегда преследовал общегосударственные интересы. Достаточно указать только на то, что дельфийский оракул одобрил законы Солона и высказался за колонизацию на морских берегах, чтобы понять степень влияния оракула на греческую жизнь. Кроме того, он способствовал объединению разрозненных народностей; около него образовался самый мощный союз из двенадцати народов, объединившихся на почве общего почитания дельфийского Аполлона; результатом этого союза было установление более близких сношений между народами и устранение взаимных распрей посредством третейского суда. §50. Праздники, игры, мистерии и религиозные союзы у греков Древний грек хотел всю жизнь превратить в веселый праздник; высшим идеалом жизни была для него безоблачная радость; эту мысль с редкой ясностью выражает Одиссей в беседе с Алкиноем: ........... Великая нашему сердцу утеха Видеть, как целой страной обладает веселье; как всюду Сладко пируют в домах, песнопевцам внимая; гости Рядом по чину сидят за столами, и хлебом и мясом Пышно покрытыми; как из кратер животворный напиток Льет виночерпий и в кубках его опененных разносит. Думаю я, что для сердца ничто быть утешней не может. Отсюда понятно, почему у греков было такое большое количество праздников, причем все они носили большею частью веселый и оживленный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

На его вопрос ответа нет — так ему объяснили. Ни один в мире оракул не может на него ответить. Удрученный покинул он храмовую площадь и весь день бесцельно бродил по городу, то и дело порываясь оставить Дельфы, где ему нечего больше ждать, и отправиться дальше, куда глаза глядят. Но случилось, что в одном из грязных переулков в самой бедной части города он разговорился со слепым нищим, дряхлым стариком, который сидел на углу с протянутой вперед трясущейся рукою в надежде, что кто-нибудь бросит ему подаяние. Странно было видеть его в этом переулке, где, верно, все одинаково бедны, но он рассказал мне, что в прежние времена собирал милостыню на храмовой площади и у священной дороги, а теперь нет больше сил добраться туда. Так завязался у нас разговор, и я тоже поведал ему о своих заботах, о долгом и напрасном странствии своем в Дельфы и о том, как я огорчился, узнав, что оракул не может дать мне ответ. Он выслушал меня с участием и с пониманием, хотя ему показалось удивительно, что Дельфийский оракул не может на что-то ответить. «Видно, мудреные у тебя вопросы», — сказал он мне. Но потом, поразмыслив немного, он задумчиво добавил, что, пожалуй, есть один человек, который может мне помочь. Который может дать ответ на любой, даже самый трудный вопрос. И он рассказал, что высоко в горах живет старая жрица Дельфийского оракула, древняя пифия, проклятая и ненавидимая всеми за то, что преступила свой долг перед богом. Перед храмом, и перед богом, и перед всем, что священно, преступила она свой долг, но она была великая сивилла, наделенная особым даром, ни одна жрица Дельфийского оракула не могла с нею сравниться, не была любима и одержима богом, как она. С широко отверстыми устами изрекала она свои прорицания, и никто не мог выдержать вида ее, когда она предавалась своему богу. Его могучее дыхание вырывалось у нее изо рта, и рассказывали, что речь ее была неистова, точно бушующее пламя, — так любил ее бог. Он вещал лишь через нее, отвергая всех других, и это продолжалось долгие годы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

О таком искусственном способе произведения экстаза Пифии Дельф свидетельствуют Страбон, Павзаний, Дионисий Сицилийский, Плутарх и Цицерон. Страбон эти испарения называет – πνεμα (ветер) νθοσιαατικον, Павзаний говорит: τατης Κασστιδος τ δωρ εν τω διττω το θειο τς γονκας μαντικς ποιεν; в том же роде и другие свидетельства. Подобным образом оракул Эгирский приходил в экстаз посредством чрезмерного употребления крови жертвенных животных (Павзаний). Жрица Аполлонова оракула на Акрополисе в Аргосе приходила в экстатическое состояние, напиваясь кровью ночью приносимого в жертву ягненка (он же). Прорицатель Колофонского оракула приходил в экстаз, напившись, после торжественного жертвоприношения, из священного источника, который находился у основания священной высоты, где был оракул (Тацит); по всей вероятности, этот источник был такого же рода, как и в Дельфах. При оракуле Бранхидском жрица мыла ноги и кромки своего платья в воде священного источника; пар, поднимавшийся от этого, она втягивала в себя и от этого приходила в экстаз. Оракул Диониза во Фракии известен был в древности, как чрезмерно много употреблявший вина, и от этого приходивший в особенное состояние – экстаза (Плиний). И многое множество таких отзывов об оракулах у древних, и в частности об известных оракулах, и вообще. Овидий говорит об источниках, из которых пили прорицатели, и воды которых, вероятном примесью каких-либо одуряющих средств, приводили в манию: «кто пьет из них, неистовствует (furit); дальше беги от них всякий, кто заботится о здоровье ума своего». А Цицерон говорит «множеством средств приходят в воспламенение такие люди» Каких еще свидетельств требовать, чтобы видеть, что мантика – ненормальное состояние души и тела, потемнение сознания посредством разных одуряющих средств, именно потемнение сознания – бессознательность, как видно из объяснений Плутарха и Платона. Где же мы найдем что-либо подобное в Еврейской истории у еврейских пророков, и как же можно сравнивать состояние их восторга при видениях с безумным потемнением сознания у языческих мантиков?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/p...

Почему, в самом деле, Финикией не управляют финикийцы, выходцы из Келесирии – Келесирией, египтяне начальствуют где угодно, но только не в Египте, и одни только ливийцы властвуют над своей страной? 69 Не потому ли, что они одни обнаглели до последних пределов и решили низвергнуть закон? [Да, дело обстоит именно так,] ибо чем многочисленнее и ужаснее кары для преступников, тем более их порочная природа восстает против закона. Должно было Киренскому Пентаполю совершенно погибнуть, однако Голод и Война еще не сделали все, что следовало; напротив, они медлили, губили мало-помалу, так что мы сами отыскали способ быстро погубить оставшееся. Это именно и предсказывал нам оракул, древний оракул о гибели Пятиградия, мы слышали его от наших отцов и дедов: «Ливии гибель несут развращенные власти» – таков именно [сохранившийся до наших дней] фрагмент пророческого речения 70 . Однако, даже если приговор уже изречен, вы должны изобрести какой-то способ отсрочить зло. Ведь и искусство врачей – это не искусство избавить человека от смерти, ибо смерть в природе человека, а искусство не препятствует ничему природному осуществиться, но встраивает отсрочку в необходимое. Того же мы ждем и от искусства управления: пусть оно придет на помощь природе в борьбе против болезни, пусть оно не торопит гибели! Не допусти в счастливые дни правления великого Анфимия уничтожения римской провинции, лежащей в центре управляемых Римом земель! Скажи ему [Анфимию], да, скажи во имя самого Слова: «Не от тебя ли исходит недавний закон 71 , который, в традиции древних законоположений, угрожает многими и тяжелыми карами всякому домогающемуся власти в родной стране? Почему же ты не разгневаешься на тех честолюбцев, которые уродуют 72 твое правление? Если они не скрываются от тебя, ты совершаешь несправедливость [оставляя их безнаказанными], если же ты не замечаешь их, то это [преступная в твоем положении] беззаботность!» Не следовало бы так поступать мужу, наделенному высшей властью, но сосредоточиться более всего на том, чтобы избирать в правители лучших из имеющихся. Божествен и великолепен промысл, неустанно заботящийся о выборе благого мужа, ибо попечение об одном есть в этом случае и забота о целой провинции 73 . Поэтому следует сразу же лишать всякой надежды оскорбляющих законы, невзирая на которые они властвуют, вопреки которым они делают долги, отдавая нас в залог, как если бы мы были их собственностью. Остановите это зло! Пришлите нам правителей законопослушнее нынешних – правителей, не знающих нас и нам неизвестных, которые решают дела на основании природы [самих дел], а не [сложившихся уже] чувств к каждому.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

В Афинах и некоторых других полисах в конце февраля праздновались антестерии в честь Диониса. В этот день пробовали молодое вино. На третий день антестерий, праздника цветов, по верованиям афинян, «пробуждались мертвые, томимые голодом и жаждой… Незримые тени мертвых.. носились по улицам города… Жители покрепче запирались в домах, предварительно поставив у своего порога глиняный горшок.., наполненный “походной” похлебкой, сваренной из разных зерен. Живые не смели к ней прикасаться. В этот день людям приходилось не только самим защищаться от мертвых, но ограждать от них и богов – сами они укрывались в своих домах, а бессмертных накрепко запирали в храмах. Святилище обвязывалось толстыми веревками, для того чтобы предохранить бессмертных от заразы – соприкосновения со смертью» (Боннар, цит. изд., с. 17). Эти верования и эти обряды восходят, очевидно, к доахейской древности, к религии автохтонов Эллады. Своеобразным проявлением религиозной жизни греческого народа были гадания, которые имели не только частный, но и публичный и даже общенациональный характер. Своими оракулами особенно знаменито было святилище Аполлона в Дельфах. Приходившие туда с вопрошанием о будущем получали оракул, ответ, обыкновенно туманный, часто двусмысленный, подлежавший толкованиям, чтобы его уразуметь. Оракулы в Дельфах изрекала жрица, пифия, названная так потому, что до того, как этим прекрасным местом завладел Аполлон, оно, по преданию, принадлежало убитому им дракону Пифону. «Мантическое вдохновение приходило к Пифии вследствие действия испарений, выходивших из трещины в земле» (Иллюстрированная история религий, с. 280). Э. Курциус считал, что «в течение трех столетий, предшествовавших персидским войнам, дельфийский оракул был главной духовной силой Греции, основой греческого единства, он пробудил в греках сознание своей противоположности варварам… В зависимости от дельфийского оракула находилось очень многое: календари, постройка дорог, дорийская архитектура, правила житейской мудрости, в особенности же колонизация и законодательство» (см.: Иллюстрированная история религий, с. 280).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

85 Учения такого типа, считающие наслаждение высшим благом и критерием человеческого поведения, принято называть гедонизмом; типичными его представителями были философы киренской школы (киренаики), чьё учение возводится к сократику Аристиппу (V – IV в. до Р. Х.), и Эпикур. 86 Слово 4: Первое обличительное на царя Юлиана 43–44//PG. 35. Col. 568–569. Рус. пер.: Цит. соч. С. 73–74. 87 Эмпедокл (V в. до Р. Х), философ. Причисляя себя к бессмертным, бросился в жерло вулкана Этна. Причиной такого поступка было либо желание скрыть свою смерть, чтобы быть причисленным к богам, либо вытекающая из его философии попытка на самом деле стать богом. Бронзовые сандалии философа были выброшены из вулкана. 88 Герой, которому приписываются разные деяния. Конец жизни провёл на горе Гем, откуда исчез и удостоился божественных почестей (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV, 82.1–6), на что и намекает свт. Григорий ниже. Как божество Аристей считался покровителем пчёл, охоты и пастухов. 90 Трофоний – обожествлённый персонаж из Беотии, где существовал оракул Трофония. Перечисленные здесь персонажи обросли легендами и чтились как божества. По мысли святителя, это были обычные люди, присвоившие себе божественное достоинство. В своём стихотворении «К Немесию» (285) он пишет: «Перестаньте баснословить, Геракл, Эмпедотим, Трофоний, и ты, невероятная гордыня тщеславного Аристея; вы смертны, а не блаженны, – это видно из ваших страданий; и только тем, что ненадолго скрывались от взора людей, также давностью обмана, при помощи своих мифов восхитили вы не принадлежащую вам славу!» Нонн же сообщает (Комм. на 4-е Слово 1), что Аристей, Эмпедотим и Трофоний были магами из Беотийской Ливадии, которые, желая по тщеславию показаться вознёсшимися на небо, спрятались в пещерах, чтобы их останки не были найдены. Все они умерли, причём, как считается, это случилось именно в тех местах, где впоследствии был воздвигнут оракул в их честь. 91 Слово 4: Первое обличительное на царя Юлиана 59//PG. 35. Col. 581. Рус. пер.: Цит. соч. С. 78.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Чтобы вопросы о том, насколько сайт юмористический, отпали (некоторые комментаторы на полном серьезе писали: «Ну и что, что это частное информационное агентство! Такое вполне могло быть!»), позволю себе привести с него несколько цитат: 1. «Осьминог Пауль, живущий в океанариуме немецкого города Оберхаузен, предсказал результат финального матча Чемпионата мира по футболу в ЮАР. Пока что Пауль правильно угадывал исход всех матчей ЧМ-2010, и за это получил прозвище «осьминог-оракул». < …> Выбор осьминога-оракула транслировался в прямом эфире многих стран. Как передает спортивный обозреватель Smixer.ru, наблюдавший за предсказанием, сначала Пауль медленно направился к контейнеру с флагом Голландии… «Но потом он словно поменял свой выбор и резко развернулся в сторону испанского контейнера, — сообщает наш обозреватель. — А приблизившись к емкости с испанским флагом, осьминог остановился и как будто задумался». И только когда волнение и напряжение достигли пика, Пауль вдруг зашевелился, залез щупальцем куда-то под себя и достал картинку с портретом Путина и логотипом «Единой России». Все зрители, журналисты и случайные свидетели предсказания занервничали. Кто-то забегал, кто-то растерянно смотрел по сторонам. Никто не знал, что делать и как все это понимать. И только осьминог-оракул Пауль был невозмутим, и чуть ехидно улыбался. Как отмечают наблюдатели, присутствовавшие при выборе Пауля, в этот момент осьминог был чем-то похож на председателя российского Центризбиркома Чурова». 2. «Человек, содержавшийся в московском зоопарке, сбежал сегодня ночью, каким-то образом открыв клетку. Такое сообщение с пометкой «срочно» поступило сегодня в редакцию Smixer.ru из дирекции столичного зоопарка. «Сбежавший человек вида Homo sapiens демонстрировался посетителям в вольере для млекопитающих, — говорится в сообщении зоопарка. — Это самец 30 лет, довольно крупный. Он жил в вольере с самкой и детенышами». По мнению специалистов, для москвичей человек опасности не представляет. «Он приветливый, улыбчивый и миролюбивый, — рассказали работники зоопарка в телефонном разговоре с корреспондентом Smixer.ru. — опасаться его жителям столицы не нужно».

http://pravmir.ru/obzor-blogosfery-kak-p...

Император ездил по городам, где христиан было большинство, проповедовал просвещенное язычество, жаловался, что Каппадокия настолько «охристианилась», что местные язычники даже жертвы приносить разучились, и устраивал гигантские жертвоприношения, причем делал это с таким неподобающим его сану жаром неофита, что только давал пищу для анекдотов. «Узок круг этих революционеров. Слишком далеки они от народа» У Юлиана начинали сдавать нервы. Язычество в том виде, в каком он пытался его возродить, было неизвестно большинству язычников, даже самим жрецам. Поэтому народ, как и прежде, относился к служению своим богам холодно и небрежно; случалось, одни старухи присутствовали при жертвоприношениях императора-жреца. Для интеллектуалов он был слишком суеверен, для простого народа — слишком заумен. Привыкшим к вольной жизни жрецам не нравились новые правила и ограничения (им теперь полагалось щедро заниматься благотворительностью и запрещалось посещать непристойные зрелища, таверны, читать легкомысленные книги и заниматься сомнительными делами). Юлиан чувствовал это и приходил в отчаяние. Наконец он решил — по совету жрецов-авгуров, наперекор здравому смыслу — показать всем силу старых богов, отправившись в военный поход на Персию. Он вообще перед каждым важным делом привык консультироваться с авгурами. Возможно, именно поэтому инцидент, случившийся в Антиохии, где он на несколько месяцев застрял перед ставшим для него фатальным Персидским походом, имел столь трагические последствия. Оракул против святых мощей В Антиохии Юлиана вообще постоянно преследовали неудачи. Уже то, что он остался ждать весны именно в этой столице Востока, было ошибкой. Там его не ждали и не любили. Антиохия хоть и была одним из крупнейших центров эллинистической культуры , гордилась тем, что именно в ней христиане были впервые названы христианами. Два мира, языческий и христианский, сосуществовали в ней параллельно, временами конфликтуя. В пригороде Антиохии Дафне в храме Аполлона был свой оракул. В Дафне даже проводили свои Олимпийские игры. Но в 351 году старший брат Юлиана цезарь Галл перенес сюда, в это сердце язычества, мощи христианского священномученика Вавилы. И начиналось противостояние двух святынь — языческой и христианской.

http://foma.ru/kak-razvalilsja-proekt-ju...

Оставь ее, пусть она, если хочет, остается в пустом обольщении и бесцельными рыданиями оплакивает умершего Бога, приговоренного справедливыми судьями к позорной смерти на кресте». К этому Порфирий прибавляет: „так ясно свидетельствует оракул о неизлечимости образа мыслей христиан и говорит, что иудеи лучше понимали Бога, чем христиане», в подтверждение чего и приводит другое изречение Аполлона. На вопрос, что лучше, слово или закон, то есть, которая религия лучше, иудейская или христианская? оракул отвечает: „иудеи веруют в Бога Отца и царя всего прежде всего 233 , пред лицом которого трепещут небо и земля, море и преисподняя ада, и сами божества (numina) ужасаются: закон их есть Отец, коего благоговейно чтут еврейские святые“. Вслед за этим он приводит изречение об Иисусе Христе и оговаривает его так: „некоторым покажется странным то, чтó мы думаем сказать. В самом деле боги объявили, что Христос был очень благочестив и сделался бессмертным; вообще об нем боги говорили почтительно. Но в то же самое время они уверяли, что христиане – люди порочные, нечестивые, опутанные заблуждением и вообще сильно порицали их. Что же касается Христа, то на вопрос, Бог ли он, Геката отвечала: душа делается бессмертной по разлучении с телом и прославляется мудростью, а лишенная мудрости постоянно блуждает; душа, о которой идет речь, есть душа высоко благочестивого человека; но те, которые его боготворят, заблуждают“. Таким образом, продолжает Порфирий, „Христос по оракулу был весьма добродетельным человеком и душа его получила бессмертие также, как, и души других праведников, но христиане по невежеству обожают его“. А за что его осудили, спросили богиню, говорит Порфирий? Она отвечала: „тело всегда подвержено мучениям, но душа праведных пребывает в небесном жилище. А эта душа (Христа) была роковою (невинною) причиной заблуждения других душ, коим не назначили судьбы получить дары богов и познать бессмертного Юпитера. Поэтому эти последние души ненавистны богам; но Христос, как благочестивый, пребывает на небе вместе с благочестивыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

В работе, выполненной высококвалифицированным исследователем древнегреческой культуры Кристофером Форбесом, был проведен анализ различных гипотез и предположений, высказанных за многие годы учеными, которые поддерживали ту точку зрения, что популярная эллинистическая религия оказала влияние на раннехристианскую глоссолалию, особенно это относится к 1-Кор. 14, а также к другим местам Нового Завета, где речь идет об «иных языках». Мы обратимся к некоторым основным предположениям Форбеса. Античный философ Платон сообщает о пифиях в Дельфах, о которых известно, что в состоянии экстатического вдохновения они произносили пророчества 6 . Необходимо иметь в виду, что к Дельфийским оракулам чаще всего обращаются исследователи, которые придерживаются мнения, что происхождение бессмысленной инспирированной речи – греческое. Принято в качестве основного примера древней глоссолалии приводить Дельфийский оракул. Ученые вновь тщательно исследовали эти предполагаемые «сравнимые феномены». Как это не удивительно, но, увы, «нет надежного свидетельства, что пифии когда-либо изрекали свои оракулы в форме, схожей с глоссолалией». Другой весьма серьезный исследователь, Джозеф Фортенроуз, который независимо исследовал те же тексты античных авторов, пришел к выводу, что пифии в Дельфах не входили в безумный или бредовый экстаз. Они не лишались чувств и у них не было «бессмысленного бормотания». Как раз напротив, жрицы в Дельфах изрекали оракулы как в письменной, так и в устной форме, они были стихотворными и прозаическими. Это не является результатом глоссолалического бормотания по вдохновению или результатом экстатической речи. Более того, то, чем занимались пифии, никогда не описывается в терминах glossa lalein («иные языки») или в каких-то иных выражениях, которые можно было бы понять как бессмысленную экстатическую речь. Утверждается, что «оракулы пифий темны» (asaphe). Означает ли это, что Дельфийские оракулы переходили с лишенного смысла языка на логический или то, что кому-то необходимо было разъяснять непонятное в пророчествах? Вовсе нет. Это просто означает, что оракулы непонятны при переводе с Божественного языка на человеческий. Хотя они выражены на совершенно логическом языке, их трудно понять в силу их таинственности, и оракулы требуют толкования. Сложности такого порядка скорее естественны и вовсе не аналогичны бессмысленной речи. Они, конечно, не означают глоссолалию. Эти последние исследования Дельфийского оракула многое проясняют в более ранних работах ученых. В настоящее время практически доказано, что нет концептуального или лингвистического свидетельства о том, что Дельфийский оракул давал ответы на глоссолалии («иных языках») или на инспирированном экстатическом языке, лишенном смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dar-jazy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010