Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ашот I Великий. Барельеф. 1-я четв. IX в. Мон-рь Опиза [Груз. I ] (Багратиони; † 826 или 829), св. блгв. царь (пам. 29 янв.) Грузинской Православной Церкви, эрисмтавар Картли (кон. VIII в.- ок. 809), куропалат Тао-Кларджети (возможно, с 809) и основатель династии Багратиони в Тао-Кларджети. О происхождении А. В. существует 2 версии. Первая опирается на свидетельство арм. историка X в. Вардана Великого, по к-рому А. В.- внук Васака и сын кн. Адарнасе из рода Багратидов арм. ветви ( Вардан Великий. Всеобщая история/Пер. Н. Эмин. М., 1861. С. 106). По второй, А. В.- прямой потомок картлийского эрисмтавара Гуарама Куропалата (2-я пол. VI в.) из рода груз. Багратидов ( Сумбат Давитисдзе. КЦ. Т. 1. С. 376). В кон. VIII - нач. IX в. А. В. находился на службе у арабов, получил от них Картлийское эрисмтаварство ( Вардан Великий. С. 106) и распространил свою власть на центральные районы Грузии, стремясь освободить их население от араб. зависимости. Местом пребывания А. В. были Бардави (Партав, совр. Азербайджан), Тбилиси и области вокруг них. Однако он был вынужден бежать в Кларджети, на родину груз. Багратидов, находившуюся под властью Византии. А. В. намеревался с помощью Византии сформировать здесь мощный форпост в борьбе против арабов. Его резиденцией был Артануджи, где он обновил городскую крепость, возведенную еще блгв. царем Вахтангом Горгасали , отстроил город, дворец, придворный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Постепенно власть А. В. распространилась на всю Юго-Зап. Грузию: часть земель он занял с помощью своего отряда, часть скупил - в результате в состав Кларджетского куропалатства вошли провинции Шавшети, Кларджети, Нигали, Аджара, Тао, Самцхе, Джавахети, Артаани, Спети. В нач. IX в., воспользовавшись ослаблением Арабского халифата, А. В. захватил часть Шида-Картли и стал владельцем земель «от Кларджети до Ксани» (Матиане Картлиса. С. 29). Сумбат Давитисдзе неправильно считает, что граница его земель доходила до Бардави.

http://pravenc.ru/text/77252.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ашот Великий, Куропалат, св. - житие АШОТ КУРОПАЛАТ основоположник царской династии Багратионов, святой благоверный. Память 29 января О его происхождении существует 2 версии. Первая опирается на свидетельство армянского историка X века Вардана Великого, по которому Ашот - внук Васака и сын князя Адарнаса из рода Багратидов армянской ветви По второй - прямой потомок картлийского эрисмтавара Гуарама Куропалата (2-я пол. VI в.) из рода грузинских Багратидов В конце VIII - начале IX в. Ашот находился на службе у арабов, получил от них Картлийское эрисмтаварство и распространил свою власть на центральные районы Грузии, стремясь освободить их население от арабской зависимости. Местом его пребывания были Бардави (Партав, совр. Азербайджан), Тбилиси и области вокруг них. Воспользовавшись ослаблением арабского халифата, он изгнал из Тбилиси неверных. Через три года, при новом правителе халифата агрессия по отношению к Грузии усилилась. Новый правитель приказал арестовать Ашота. Ашот был вынужден скрыться, а затем, с семьей и малочисленной свитой, отправился искать покровительства в Византии. На беженцев напали у озера Паравани в Джавахети. Малочисленный отряд грузинских воинов был обречён, но они одержали победу. В этой победе Ашот узрел Знамение Божие и решил остаться в Кларджети, на родине грузинских Багратидов, находившейся под властью Византии. В это время южная Грузия была в тяжелейшем положении: к другим бедствиям добавилась холера и вымерло почти всё население. Потерявший надежду и изнеможенный от несчастий народ с радостью принял Ашота, и он приступил к восстановлению разрушенной страны. Ашот I намеревался с помощью Византии сформировать здесь мощный форпост в борьбе против арабов. Его резиденцией был Артануджи, где он обновил городскую крепость, возведенную еще блгв. царем Вахтангом Горгасали, отстроил город, дворец, придворный храм во имя святых апостолов Петра и Павла, и объявил город резиденцией рода Багратионов, столицей Клареджети. Постепенно его власть распространилась на всю юго-западную Грузию: часть земель он занял с помощью своего отряда, часть скупил - в результате в состав Кларджетского куропалатства вошли провинции Шавшети, Кларджети, Нигали, Аджара, Тао, Самцхе, Джавахети, Артаани, Спети.

http://pravicon.com/info-1870

Барабан и купол кафоликона мон-ря Ишхани В VIII в. княжество Тао перешло под власть груз. Багратидов (Багратиони). Восстановив Ишхани и Бана из руин, Багратиони закрепили за ними церковную юрисдикцию ГПЦ ( Чеишвили. 2007. С. 113-114). Возрождение церковной жизни в Тао-Кларджети и, в частности, основание И. е. связано с деятельностью прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели) и свт. Саввы Ишхнели (в источнике - Саба, Сабан) в 30-х гг. IX в. Эти события описываются в соч. Георгия Мерчуле «Житие Григола Ханцтели» (951 г.; Hieros. Patr. 2, XI в.- Георгий Мерчуле. 1911; Он же. 1963. Т. 1. С. 248-319; Он же. 1982. С. 107-204; Он же. 1999. С. 253-324). Однажды, когда святые возвращались из К-поля, куда ездили поклониться св. местам, им «от Бога открылась прежняя слава Ишхани, святые церкви в селе при нем, и было им возвещено, что Ишхани опять обновится рукою Сабана». Также им был указан путь к заброшенной церкви, поскольку «место это было недоступно для людей того времени». Добравшись, святые «были обрадованы обретением славного места, так как в нем имелось и духовное, и телесное утешение». Прп. Григорий остался в мон-ре Хандзта , а свт. Савву благословил на возрождение храма и «дал двух учеников». В Житии также указано, что, когда святые прибыли в Тао, был убит царь Тао-Кларджети св. Ашот I Великий Куропалат. Позже при участии прп. Григория и царя Баграта I Куропалата (826-876), сына св. Ашота I, свт. Савва «Божьею волею сделался епископом в Ишхани, построенном блаженным католикосом Нерсесом, в соборной церкви и на кафедре его, которая многие годы была во вдовстве» и возобновил храм. Эти сведения позволяют уточнить, что вторично И. е. была основана после 826 г. ( Георгий Мерчуле. 1911. С. 87, 98, 105, 107; Он же. 1963. Т. 1. С. 252, 264, 265, 272, 274). Фрагмент декора базы колонны кафоликона мон-ря Ишхани Фрагмент декора базы колонны кафоликона мон-ря Ишхани Царь Баграт I содействовал развитию монашества и церковной жизни в Тао-Кларджети. По просьбе прп. Григория он жертвовал земли и средства на постройку церквей и основание монастырей. В Житии цитируется беседа свт. Саввы и царя Баграта I. Акад. Груз. АН, прот. Корнелий Кекелидзе , опираясь на сведения Мерчуле о том, что свт. Савва занимался литературно-переводческой деятельностью, отождествил ответ свт. Саввы царю с соч. «О Давиде и Голиафе» христ. историка Ипполита Римского (III в.) и, найдя мн. параллелей, сделал вывод, что, очевидно, свт. Савва в 831-842 гг. перевел это сочинение на груз. язык ( Кекелидзе. 1943. С. 296-272; Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 231-234; Он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 156, 459). Сохранился груз. перевод, оканчивающийся словами, аналогичными ответу царю свт. Саввы, и внесенный в Шатбердский сборник (X в.). В одном из колофонов переписчик Иоанн-Бераи указывает: «Труд сей переписан с подлинника Ишхани, кто будет читать, молитесь за переписчика» (Шатбердский сб. X в. 1979. С. 20, 249).

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Это будет важнейший исторический факт для Грузии, репортаж с церемониала бракосочетания будет передаваться в прямом эфире по телевидению Патриархии. За информацией о том, к каким именно ветвям царской фамилии Багратиони принадлежат Давид и Анна, «Квирис палитра» обратилась к историку, академику Роину Метревели. — Багратиони родом из древней грузинской провинции Спери. Первые упоминания о них относятся к 6-7 вв. В Грузии они начали выдвигаться в конце VIII века. Великий князь Картли Ашот из рода Багратиони, носивший титул Куропалата, известен в истории под именем Ашот Великий. Он стал основателем Тао-Кларджетской династии Багратионов. Титул царя Грузии (Тао-Кларджети) первым (в 888г.) получил Адарнас Багратиони. После него титул царя грузин получали только представители ветви Багратионов из Тао. К этой ветви принадлежал и первый царь всея Грузии Баграт III. Зенита своей мощи Грузия достигла во время правления блистательных представителей династии Багратионов — Давида Агмашенебели (Строителя) и царицы Тамар. Со второй половины XV века единое грузинское государство разделилось. В это время в Картлийском, Кахетинском и Имеретинском царствах продолжали царствовать Багратиони, вплоть до 1801 года, когда указом императора Российского было упразднено Картл-кахетинское царство. А последним царем Имеретии был Соломон II, потерявший престол в 1810 году после объединения с Россией. Династия Багратиони положила начало фамилиям Имеретинские и Грузинские в России. Анна — из фамилии Грузинские. Есть также ветвь Багратион-Мухранские, это Картлийские Багратиони. Представители этой ветви обосновались на какое-то время в Италии, затем проживали в Испании. В Италии жил Ираклий Багратиони, которого грузинская эмиграция помазала на царство. После смерти Ираклия Багратиони семья переехала на жительство в Испанию. Ираклий был женат на сестре отца нынешнего короля Испании Хуана Карлоса. Сыном Ираклия был Георгий (Хорхе), скончавшийся в прошлом году. Его наследник — Давид, за которого в феврале выходит замуж Анна Багратион-Грузинская.

http://patriarchia.ru/db/text/525372.htm...

В начале IX в., воспользовавшись ослаблением Арабского халифата, он захватил часть Шида-Картли и стал владельцем земель «от Кларджети до Ксани» Сумбат Давитисдзе неправильно считает, что граница его земель доходила до Бардави. Тао-Кларджетское царство Ашота приобретало новую силу. Правители разрозненных частей Грузии, прилагая немалые усилия для объединения страны, стали собираться под его предводительством. В Кларджети возрождалась прерванная церковно-монастырская жизнь, инициатором которой был святой Григорий Хандзтийский со сподвижниками, которых благоверный царь приблизил к себе. Благодаря их усилиям строились церкви и монастыри, формировались литературные школы. Царь Ашот даровал лучшие земли царства, включая Шарбети, подвижникам Хандзтийского монастыря. Впоследствии, его дети и наследники Адарнерсе, Баграт и Гуарам пожертвовали немало богатств для восстановления монастырей Кларджетийской пустыни. Спустя некоторое время царь Ашот уклонился от своей праведной жизни и, полюбив некую женщину, презрел законы и приличия, поселив её в Артануджи в покоях для царицы. Узнав об этом, святой Григорий призвал царя одуматься, и тот обещал разорвать порочную связь, но не мог заставить себя. Тогда святой Григорий, не сказав об этом Ашоту, сам увел женщину в монастырь в Мере и передал её настоятельнице игуменье Февроньи. Когда Ашот обнаружил это, он долго упрашивал настоятельницу вернуть женщину, но та отказалась, после чего Ашот наконец смирился, раскаялся и вернулся к богобоязненному житию. Был убит в 826 или 829 году. Похоронен в придворной церкви святых апостолов Петра и Павла в Артануджи. Его могила упоминается среди имущества Светицховели Обстоятельства смерти Ашота Куропалата источники передают по-разному. Сумбат Давитисдзе сообщает, что царь Ашот намеревался вернуть себе власть в Картли, но мусульманский предводитель Халиль опередил его, вторгнувшись в этот край. Готовясь к битве царь разослал гонцов для сбора воинов, но арабы напали до того как войско было собрано, и царь направился в долину Нигали, надеясь собрать вокруг себя силы грузин. Но среди пришедших под его знамена нашлись изменники, и царь слишком поздно догадался об этом. Царь бежал в Артануджи, но преследователи настигли его в церкви святых апостолов Петра и Павла и закололи мечом пред алтарем По другим сведениям, царя убили арабы в церкви в Гардабани на юго-востоке Грузии (Там же. С. 253). Н. Бердзенишвили, проанализировав эти данные, считает, что убийцами были азнауры из левобережья р. Чорохи, недовольные чрезмерным усилением власти царя.

http://pravicon.com/info-1870

А. В. много сделал для духовного просвещения своего края. По его приглашению прп. Григорий Хандзойский был принят с большими почестями во дворце куропалата: приветствуя его, А. В. поднялся с трона и стоя испросил благословение для своего дома и семьи, что святой и исполнил ( Георгий Мерчул. Житие. С. 96). Из того же источника известно, что А. В. пожертвовал мон-рю Хандзта «хорошие места», и в т. ч. местность Шатберди с пахотной землей. В надписи в мон-ре Опиза говорится, что А. В. был строителем этого мон-ря. Там же сохранилось его барельефное изображение. Обстоятельства смерти А. В. источники передают по-разному. Сумбат Давитисдзе пишет, что царь собирал отряд в мест. Долискана, чтобы отразить нападение арабов. Догадавшись, что его собираются убить, царь бежал в Артануджи, но преследователи настигли его в ц. святых апостолов Петра и Павла и закололи мечом пред алтарем (КЦ. Т. 1. С. 377). По др. сведениям, царя убили арабы в церкви в Гардабани на юго-востоке Грузии (Там же. С. 253). Н. Бердзенишвили, проанализировав эти данные, считает, что убийцами А. В. были азнауры из левобережья р. Чорохи, недовольные чрезмерным усилением власти царя. Прп. Григорий Хандзойский, возвратившись из К-поля, с большой скорбью оплакивал А. В., называя его «могущественнейшим из царей», «крепостью Церквей», «оградой христиан» и т. д. ( Георгий Мерчул. Житие. С. 98). Похоронен А. В. в придворной ц. святых апостолов Петра и Павла в Артануджи. Его могила упоминается среди имущества Светицховели (Пожертвовательные акты, отданные Светицховели в сер. XVI в.//ЦГАГ. 1449-1588. ИР Hd-8712). Время и место канонизации А. В. неизвестны. В богослужебных книгах, а также в агиографиях Католикосов-Патриархов Грузии Виссариона (Бараташвили-Орбелишвили) и Антония I (Багратиони) его имя не упоминается вплоть до кон. XVIII в. Возможно, оно было внесено в календарь без канонизации вместе с еще нек-рыми именами в 60-х гг. ХХ в. при Католикосе-Патриархе Грузии Ефреме II (Сидамонидзе) . Ист.: /, . // . ,1897. С. 195-198; Георгий Мерчул. Житие св. Григория Хандзтийскаго/Груз. текст, введ., изд., пер. Н. Марра//ТРАГФ. Кн. 7. С. 92-100, 128-130; //КЦ. Т. 1. С. 252-253 (рус. яз.: Матиане Картлиса/Пер., введ. и примеч. М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1976. С. 28-29); . //Там же. Т. 4. С. 128-129; . //Там же. С. 376-377 (рус. яз. Сумбат Давитисдзе. История и повествование о Багратионах/Пер., введ. и примеч. М. Ю. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1979. С. 30-33); // / I . . , 1980. С. 285-287.

http://pravenc.ru/text/77252.html

Строительная надпись ктитора мон-ря Долискана Сумбата. Декор окна на юж. фасаде кафоликона мон-ря Долискана. 937–958 гг. Строительная надпись ктитора мон-ря Долискана Сумбата. Декор окна на юж. фасаде кафоликона мон-ря Долискана. 937–958 гг. К. п. процветала при активной поддержке основателя груз. царского дома Багратиони царя св. Ашота I Великого († 826/9), его сыновей царя Баграта I Куропалата (826-876), Адарнасе I († 867/9), Гуарама Мампали († 882) и их потомков, о чем свидетельствуют ктиторские портреты, лапидарная и фресковая эпиграфика храмов К. п., а также сведения из агиографических (Житие прп. Григория) и исторических источников (напр., «Решение Баграта IV по поводу тяжбы миджнадзорийцев и опизарцев» - ПГП. 1965. Т. 2. С. 8-9; Груз. док-ты. 1982. С. 36-38). Багратиони щедро одаривали мон-ри угодьями. Шатберди был выстроен при поддержке Баграта I, Опизу восстанавливали Гуарам и Ашот IV Куропалат († 954), Хандзту обновляли эриставт-эристави Ашот Кухи († 918), его племянник Гурген Великий († 941), царь картвелов Давид III Куропалат († 1001); ктиторами Долисканы были царь картвелов Баграт I (937-945) и его брат Сумбат († 958). Мон-ри К. п. служили усыпальницами рода Багратиони: в Опизе был похоронен Гуарам Мампали, в Хандзте - сын Адарнасе I Гурген Куропалат († 891). Декор окна кафоликона мон-ря Хандзта 10–20-е гг. Х в. Декор окна кафоликона мон-ря Хандзта 10–20-е гг. Х в. Значительную помощь мон-рям оказывали и представители местной знати, к-рые также жертвовали земли и деньги, поддерживали строительство храмов, обеспечивали монахов провизией. Многие из них впосл. были похоронены в обителях К. п., их имена были вписаны в синодики. Так, содействуя строительству церкви в Хандзте, крупный феодал Габриел Дапанчули заключил соглашение с прп. Григорием: «Вы сделайте нас соучастниками святых молитв ваших в сей жизни и по смерти, удостойте наши кости погребения вместе с вашими костями и установите в вашем монастыре моление о нас на веки, а мы клянемся вам своею жизнью и жизнью детей, что берем на себя из рода в род попечение о вас и вашем монастыре до скончания веков» ( Мерчуле. Житие. С. 93; Он же. 1963. С. 260). Молитвы за представителей рода Дапанчули возносились в Хандзте и в сер. X в. К. п. пользовалась особым покровительством монархов единой Грузии, «поскольку святые те пустыни были построены ради мира и спокойствия и молитвы за... царей» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 8; Груз. док-ты. 1982. С. 36).

http://pravenc.ru/text/1841253.html

В 70-х гг. VIII в. в Армении произошло восстание против арабов, в к-ром участвовал эрисмтавар Картли Нерсе. Потерпев поражение, он был вынужден укрываться в Зап. Грузии. В кон. VIII - нач. IX в. власть Халифата стала ослабевать, карательными экспедициями арабы безуспешно пытались сохранить его господство в Г. В IX-X вв. в гос-вах Ближ. Востока, включая Г., началось интенсивное развитие всех отраслей сельского хозяйства и городской жизни. На территории Г. формировались новые царства и княжества, ставшие основой объединения раздробленных груз. земель. Так, в кон. VIII в. в Вост. Грузии было создано Кахетинское княжество (столица Тианети), его владетельный князь, представитель Цанарети (сев. провинция Кахети), носил титул хорепископа. К югу от Кахети образовалось княжество Эрети (столица Шаки), князь к-рого с кон. IX в. носил титул царя. В Зап. Грузии при поддержке Византии усилилось Абхазское царство, присоединив к себе соседние княжества, оно возглавило борьбу с арабами. В середине века брак племянницы бездетного правителя Эгриси и эрисмтавара Картли Арчила и абх. кн. Леона I привел к объединению Эгриси и Абхазии и созданию единого Западногрузинского гос-ва. Поскольку царская династия происходила из Абхазии, гос-во в груз. источниках называется Абхазским, в арм. источниках (Ованнес Драсханакертци) - Эгрисским, а его жители - эграми. В кон. VIII в. Леон II освободил Зап. Грузию от вассальной зависимости Византии и провозгласил себя царем. Столицей царства стал Кутатиси (Кутаиси). В нач. IX в. эрисмтавар Картли св. царь Ашот I Великий , потерпев поражение от тбилисского эмира, вместе с двором перебрался в крепость Артануджи в Шавшет-Кларджети (Юго-Зап. Грузия). Получив поддержку Византии, он был пожалован титулом куропалата. В кон. IX в. его преемник получил титул «царь картвелов». Власть эмира во 2-й пол. VIII в. распространялась только на Картли, в нач. IX в.- на Тбилиси и Квемо-Картли. С ослаблением власти Халифата попытки обрести независимость предпринимали не только груз. цари и князья, но и тбилисские эмиры, оставлявшие себе собранную дань и стремившиеся превратить свою должность в наследственную. В нач. IX в. Халифат регулярно посылал на Юж. Кавказ военные экспедиции для усмирения как груз. правителей, так и эмиров; в зависимости от своих интересов груз. цари и князья примыкали к одной из 2 противоборствующих мусульм. сторон. Самым жестоким стало нашествие араб. военачальника Буга-Турка в 853 г.: эмир был казнен, Тбилиси предали огню, было вырезано 50 тыс. жителей. Попавший в плен кн. Картли мч. Константин-Каха за отказ принять ислам был предан смерти. В 80-х гг. IX в. в Г. утвердились эмиры из династии Джафаридов, в 50-х гг. Х в. ставшие фактически независимыми от багдадского халифа. Объединение Г. при Баграте III

http://pravenc.ru/text/168205.html

– Братан, выручай, – закричал он, срывая с лица маску. – Слушай, дорогой, Трепыхалов заболел. Катастрофа. Народ приехал. Отдыхающие из Москвы, астрологи из Новосибирска. Кошмар. Деньги уплачены… Сезон кончился. Работы нет. Выручай… – Какой Трепыхалов? – опешил Николай. – Как выручать? – Ты что? Трепыхалова не знаешь? Знаменитый экстрасенс, астролог, академик всемирной академии оккультных наук. Да он из телевизора не вылезает… Договорились, что будет Дедом Морозом и расскажет про «год свиньи», как его праздновать и еще много из этой… астрологии. Понимаешь, это моя гостиница. Если сорвется – такой удар по репутации. Мне кранты. Слушай, деньги… Я их уже вложил. Не смогу вернуть, если сегодня вечер не проведу. Не веришь?! Я Ашот Мирзоян. Меня все тут знают. Я тебя отблагодарю. – За что? – Ты – вылитый Дед Мороз. Тебе даже бороду приклеивать не надо. 20 минут поболтай, что хочешь. Загни про этот год свиньи. Что б ее на шашлыки… Я тебе 5000 дам. Всего 20 минут. Выручай, брат! Бедный хозяин гостиницы даже не подозревал, на кого нарвался. Николай Борцов был пламенным борцом с оккультизмом и всякой бесовщиной. Предложение попасть на шабаш астрологов вызвало в нем такую ярость, что он вздрогнул, покраснел и открыл было рот, чтобы послать наглеца как можно дальше. Но в этот момент жена толкнула его в бок и обратилась к хозяину гостиницы: «Простите, мне нужно кое-что сказать мужу». Ашот заговорщицки подмигнул ей и исчез. – Слушай, Коля, – тихо проговорила Марина, – тебе Господь посылает такой шанс! Что ты все проповедуешь перед людьми, которые и так все знают о Боге? Выступи перед этими бедолагами, да так, чтобы от их оккультизма один свинячий пятачок остался. Давай, у тебя получится. Не успел Николай ответить, как подскочивший сзади гостиничник накинул на него красный халат с белой опушкой и нахлобучил колпак с кисточкой. – Чистый Санта-Клаус, – по-детски радовался Ашот, ласково заглядывая в глаза Николаю. Это был плохой комплимент. Про Санту не стоило говорить. То, что западный мир превратил святителя и чудотворца в балаганного шута и менеджера от продаж, было особой болью Николая. Сказочный Дед Мороз – куда ни шло. Но любимый святой русского народа… За это можно и наказать любителей эзотерики.

http://radonezh.ru/2021/12/30/aleksandr-...

Императ. Константин, по получении этого письма, пригласил Иоанна прибыть в Константинополь, чтобы сообща обсудить меры, как восстановить порядок в Армении. Католикос однако не воспользовался приглашением императора. «Некоторое обстоятельство, – объясняет Чамчиан, – помешало Иоанну принять это приглашение» 160 . Однако Иоанн и после никогда не старался воспользоваться им и во все время своего правления ни одним словом не обмолвился по вопросам церковным ни с императором, ни с патриархом константинопольским. Между тем Константин исполнил свое великодушное обещание: он дал Ашоту значительное войско, с помощью которого Ашот возвратил себе отеческие владения (915). Но мир и после того не водворился в Армении. To там, то здесь поднимались восстания против царя Ашота. Многие князья объявили себя независимыми царями. Облагодетельствованный императором царь Ашот становится врагом греков. Когда император Роман послал войско против арабского князя, утвердившегося в самом сердце Армении в Довине, то царь Ашот стал на сторону арабов, вследствие чего греческое войско не могло взять Довина и удалилось. Катол. Иоанн принимал большое участие в политических событиях отечества и старался мирить князей, но деятельность его в этом отношении не имела большого успеха. Иоанн, повидимому, даже не сознавал необходимости заботиться о собирании армянских земель в одно сплоченное царство; по крайней мере не видно, чтобы он последовательно и настойчиво поддерживал одного какого либо царя или князя. По возвращении Ашота из Византии Иоанн не держался в его владениях и после долгих скитаний поселился у честолюбивых претендентов на армянскую корону царей васпураканских. Здесь он написал свою Историю армянского народа, в которой имеют несомненное значение страницы, касающиеся близких и современных Иоанну событий. Поведение католикоса Иоанна и его История характеризуют его, как ярого противника греков, в особенности их исповедания, и как строгого приверженца армянской церковной исключительности. He смотря на очень тяжелое политическое положение Армении, Иоанн не искал примирения с греками, и когда они сами протянули Армении руку помощи, он протянул свою, но лишь затем, чтобы получить эту помощь 161 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010