На место Стефана III враждебная Вагану партия поставила католикосом епископа аршаруникского Хачика. Хачик I (972–992) был племянником известного противника халкидонского собора католикоса Анании и по своим убеждениям вполне подходил под вкус избирателей. Он также был одним из главных деятелей на анийском соборе, низложившем католикоса Вагана. Он перенес патриаршую кафедру в Аркин, близ Ани, и, «сосредоточив в своих руках духовную власть, восстановил, говорит историк, спокойствие в земле армянской» 175 . Правление Хачика совпадало с последними годами царствования Ашота III (5 лет) и занимало все царствование его сына Сембата II (977–990). Ашот, особенно в последние годы своего царствования, вполне предался подвигам благочестия и благотворительности. Он построил на свой счет много церквей и монастырей; для облегчения участи всякого рода несчастных он устроил много разных приютов и богаделен. На содержание церквей, монастырей и приютов он определил значительные доходы. Любовь его к калекам и нищим доходила до того, что, по словам историков, он не садился за стол без того, чтобы не было подле него нескольких расслабленных и нищих, которых он называл своими друзьями и в шутку величал одних князьями, других князьями князей, третьих куропалатами. Его благотворительность была так велика, что после его смерти в его казне не нашли ни одной монеты. Примеру царя подражала прежде всего его жена, а потом и другие армянские князья и цари. В это время монашество в Армении еще больше распространилось. В многих монастырях был введен устав св. Василия Великого . Памяти армянского потомства сохранено много имен славных подвижников и ученых вардапетов. Но царство Ашота и Сембата далеко не обнимало всей области, подлежавшей церковной юрисдикции католикоса Хачика. Много армян в пределах этнографической Армении жило под властью мусульманских эмиров, как напр. в Гохтне, Апахунике, в некоторых пунктах Туруберана и Васпуракана, в бывшей армянской столице Довине и пр.; много находилось под властью греков в так называемых Третьей и Четвертой Армениях и даже в Тароне; несколько областей и городов управлялись своими князьями. Понятно, что не во всех местах положение армянской церкви было одинаково благоприятно, но нигде оно не было особенно тяжело, по крайней мере до 986 года.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Имя следующего ишхнели встречается в источниках спустя век: в фресковой хроникальной надписи на южной стене северного придела храма говорится об ишхнели Василии (Басили). Грузинский церковный историк прав. Евфимий Такаишвили датировал надпись 954-955 гг. ( Такаишвили. 1952. С. 32). Первая часть надписи представляет собой синодик еп. Василия, 2-я - запись о назначении новых епископов. Надпись начинается словами: «В короникон 187 (917 г.- Авт.), месяца сентября 7-го, с помощью Христа и благодатью Святой Кафолической Церкви, по приказу Адарнесе, царя картвелов (Адарнасе III Куропалат; 881/889-923.- Авт.), был определен епископом (Ишханским.- Авт.) блаженный отец наш Басили, и он, послужив этому святому храму 19 лет благой деятельностью и с полной верой, предал душу свою Господу, месяца декабря 26-го, в день пятницы (936 г.- Авт.). Христос, упокой его душу, аминь» ( Такаишвили. 1952. С. 30). Это наиболее полные и точные сведения о груз. епископе, известные в груз. средневек. эпиграфике. Далее в тексте надписи сообщается о назначении ишхнели еп. Стефана (Стефане): сыновья Адарнасе II, царь картвелов Давид II Магистр (923-937), Ашот IV Куропалат (царь в 945-954), Баграт I Магистр (царь в 937-945) и Сумбат I Антипатрик (царь в 954-958) вместо почившего еп. Василия направили Стефана в Трапезунд, где его «в воскресный день 1 марта благословил Греческий патриарх, Богоугодный, досточтимый Василий». По мнению Такаишвили, это произошло через год после кончины еп. Василия - в 937 г. Продолжение текста утрачено, поэтому невозможно достоверно выяснить, почему епископ был послан в Трапезунд, а не в Мцхету к католикосу Картли. На основании концовки надписи «...поскольку в то время Картлийский [католикос]...» Такаишвили полагает, что «должно быть, в то время прежнего католикоса Картли уже не было в живых, а новый еще не был избран». К-польский патриарх с именем Василий в этот период неизвестен. По мнению ученого, составитель надписи по незнанию или для вящей славы назвал так Трапезундского архиерея. Связь с Трапезундом отдельных архиереев Юж. Грузии прослеживается и в более позднее средневековье. В документе отмечено, что для назначения нового епископа требовалось согласие всех 4 братьев Багратиони, правивших разными регионами Тао-Кларджети. Ученые трактуют это как прямое указание на то, что они сообща управляли страной ( Такаишвили. 1952. С. 30-32).

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАКАРИЯ ДЗАГЕЦИ [Дизакеци; арм. (?)] (ок. 800, с. Дзаг, обл. Котайк, Армения - 876, Двин), католикос Армении (с 854). Сведения о жизни З. Д. до его возведения на престол отсутствуют. В течение дня он был рукоположен во диакона, во иерея, во епископа и стал католикосом. В 862 г. Армения добилась автономии в составе Арабского халифата: крупнейший из нахараров Армении Ашот Багратуни (862-890) получил от арабов титул «князь князей». В этот же период начали укрепляться связи между Арменией и Византийской империей: К-поль пожаловал Ашоту придворный титул куропалата. Одной из важных задач католикосата З. Д. стал вопрос о восстановлении церковного общения с К-польским и др. Патриархатами христианского Востока. С кон. 50-х гг. IX в. между патриархом Фотием К-польским, З. Д. и кн. Ашотом велась оживленная переписка. Сохранились нек-рые из этих посланий, как на греческом, так и на арм. языке. О переписке между З. Д. и Фотием имеются сведения и в трудах позднейших арм. авторов (Самуэл Анеци, Асолик, Киракос Гандзакеци). Письма патриарха Фотия, склонявшие армян принять халкидонское вероисповедание, были написаны в дружественном тоне. В письмах патриарх неоднократно указывал на свое арм. происхождение и даже на родство с правящей в Армении царской фамилией Багратидов. В 2 посланиях (N 284 - на греч. языке и N 298 - на арм. языке) к арм. царю Ашоту патриарх Фотий называет его родственником (συγγενς; E. 284, 81-84; 371; 411; 422; 2462; 2857; 3262), а один раз более определенно - «родственником по крови» (συγγενς το αμτου; E. 284, 84). Известно, что братом матери патриарха Фотия был Аршавир Камсаракан, арм. происхождение к-рого не вызывает сомнений. В 862-863 гг. по инициативе З. Д. был созван Ширакаванский Собор , к-рый должен был рассмотреть предложения патриарха Фотия о церковном общении. На Собор прибыл посланник патриарха Фотия митр. Иоанн Никейский, однако доводы к-польских иерархов были отвергнуты. Ответное послание в К-поль было написано арм. вардапетом Сааком Мрутом и утверждено Собором. Несмотря на отказ армян от немедленного восстановления церковного общения, активная переписка З. Д. и патриарха Фотия продолжалась еще много лет. В окружном послании 867 г. патриарх Фотий, вероятно, в пропагандистских целях, заявлял, что армяне уже перешли в истинную веру (т. е. признали Халкидонский Собор). Тем не менее в письмах сер. 70-х гг. IX в. вновь обсуждался тот же вопрос о возможности принятия догматов Халкидонского Собора в Армении.

http://pravenc.ru/text/182495.html

Изображения различаются качеством исполнения, интерпретацией религ. сюжетов и особенностями почерка. Так, в правой верхней части плохо сохранившегося рельефа зап. входа храма Теловани (VIII в.) представлены «Прор. Даниил во рву львином» и крест, под к-рым высечено крупное изображение рыбы. По сторонам креста представлены разбойники в окружении львов, олицетворяющих зло. Голова и стопы уверовавшего разбойника обращены к кресту, львы его не касаются, разбойника, отвернувшегося от креста, терзает лев. Ниже расположены фризы из листьев аканфа, традиц. элемента храмового декора (церкви Джвари, в Самшвилде, VIII в.). Ктиторская композиция на юж. фасаде собора мон-ря Опиза. Нач. IX в. (ГМИГ) Ктиторская композиция на юж. фасаде собора мон-ря Опиза. Нач. IX в. (ГМИГ) Тему спасения души раскрывает рельеф на юж. фасаде храма Цирколи (VIII-IX вв., ГМИГ). На верхнем поле - сцена «Прор. Даниил во рву львином», где изображения птиц символизируют ангелов-хранителей пророка, на нижнем - фигуры карающего царя и ангела, пояснительные надписи и фрагмент фигуры Младенца; на полях вырезана надпись, окрашенная сангиной: «Сказал Даниил: «Спаси меня, Боже, от пасти льва»». На ктиторской композиции юж. фасада собора мон-ря Опиза (нач. IX в., ГМИГ) тронному образу Христа предстоят прор. Давид и царь династии Багратидов Ашот I Куропалат с моделью храма в руках; Христос, благословляя, касается купола храма. В тимпане церкви в Боржоми (IX в.) высечен благословляющий Христос с предстоящими, над ними - фигуры ангелов-хранителей с распростертыми крыльями. Рельефами декорировано окно юж. фасада храма Руиси (VIII-IX вв.), плиты с изображением львов вмонтированы в фасады храмов ксанского Армази (IX в.) и в Убиси (IX в.). Среди образцов малой пластики переходного периода - низкие рельефы алтарной преграды и престол храма Гвелдеси (VIII-IX вв.), отличающиеся изяществом резьбы орнаментов и фигур, схематичный характер к-рых затрудняет их идентификацию (возможно, выполнены одним мастером). На одной из колонн алтарной преграды по нисходящей представлены Христос на троне, св.

http://pravenc.ru/text/168199.html

300 лет лежали здесь св. мощи, пока, наконец, в 1040 году мученики-братья в ночном видении не явились к царю Баграту и не повелели ему открыть мощи их и перенести в самую церковь . Царь Баграт торжественно перенёс святые тела Давида и Константина в обновлённую им церковь Благовещения, которая впоследствии была обращена в монастырь, получивший название «Моцаметского», недалеко от города Кутаиса, в 6 вёрстах от него по направлению к востоку, в глубоком ущелье, на крутой скале, окружённой с трёх сторон так называемой Красной речкой, – где и почивают в настоящее время открыто, лицом к лицу, в одном деревянном гробе, вложенном в новую бронзовую раку, покрытую позолотой и серебром 64 . Немного ранее пал мучеником, вместе со многими своими верноподданными, царь Арчил II (668–718). Почти целое столетие Грузия служила театром всевозможных жестокостей со стороны магометан. В конце VIII века в западной Иверии возвышается знаменитый род Багратидов (Багратионов), который, завладев грузинским престолом, на тысячу лет соединил свою судьбу с судьбой многострадального царства. Эта новая династия вела свой род от иудейского царя и пророка Давида. На фамильном гербе Багратидов, поныне сохраняемом в доме их потомков, князей грузинских, изображается праща, убившая Голиафа, гусли Давида, весы – символ царственной правды и мудрости, и хитон Господень; герб окружён надписью из Псалма 131: Клялся Господь Давиду в истине и не отречётся ей: от плода чрева твоего посажу на престоле, твоём ( Пс.131:11 ). При этой династии однообразие исторической борьбы с персиянами было нарушено нашествием новых завоевателей – аравитян, которые с огнём и мечом проповедовали Коран там, где ещё не успели потухнуть жертвенники огнепоклонства 65 . В IX столетии арабы всё ещё крепко держатся в средоточии Грузии – Тифлисе, обременяя всю страну тяжёлой данью; но уже не видно с их стороны таких беспощадных опустошений, какие от них часто терпела Грузия, а ослабевший фанатизм их даёт здесь больше простора и безопасности самому христианству. Воспользовавшись ослаблением фанатизма у арабов и упадком их престижа, Ашот, куропалат Грузии (787–826), нанёс могуществу их значительный удар.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

НОЯБРЬ 3 Николай Мнатоби, прп., +1308 4 Иоанн, Стефан и Исаия Грузины (Иерусалимские), прп., + 846 10 Колесование вмч. Георгия Победоносца, + 303 Константи-Кахи, кн., вмч., + 852 17 Гоброн-Михаил и 133 воина, пострадавшие с ним, + 914 г. 19 Иларион Грузин (Картвели), прп., + 875 г. 23 Григорий (Перадзе), сщмч. архим., теолог, + 1942 г. 29 Авив Некресели (Некресский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 30 Вахтанг Горгасали, св. царь Картли, +502 Петр I, свт., 1-й католикос Картли (Мцхетский), V в. Самуил I, свт. католикос Картли (Мцхетский), V в. ДЕКАБРЬ 2 Иессей (Иесе) Цилкнели, свт., еп. Цилканский, один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 10 Вахтанг III Тавдадебули (Самопожертвователь) царь-мч., + 1302/08 11 Собор святых ГПЦ 12 Иоанн Зедазнели, прпмч., IX в. 19 Георгий и Савва Хахулели (Хахульские), братья, прпп., сер. XI в. 21 Макарий Хахулели (Постник), прп., настоятель мон-ря Хахули, XI в. 27 Стефан Хирсели (Хирсский), один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, прп., VI в. 31 Сабиана, прп., игумения, воспитательница вмч. Георгия и его сестры Феклы ЯНВАРЬ 2 Георгий Ивериели, мч. + 1770/1777 3 Иоанн Чкондидели, архиеп. Чкондидский, + XI в. Евфимий Такаишвили, прав., историк + 1953 4 Шио Мгвимели и его ученики и сподвижники Евагрий Шиомгвимский и Илия Диакон, прпп., VI в. 8 Або Тбилели, мч., VIII в. 14 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии, + 335 15 Саломея Уджармская и Перожавра Сивнийская, прав., IV в. 18 Алексий (Шушания), прп., иером. + 1923 Ефрем Мцире (Малый, Философ), прп., игум. Кастанского мон-ря, богослов, филолог, XI в. 19 Антоний Марткопели (Марткопский), прп., столпник, один из Сирийских отцов, сер. VI в. 20 Евфимий (Кереселидзе), исп., игум., (в святцах РПЦ - 19 янв.), + 1944 25 Гавриил (Кикодзе), свт., еп. Имеретинский, + 1896 26 Давид (III) IV Строитель (Возобновитель, Агмашенебели), св. царь единой Грузии, + 1125 29 Ашот Куропалат, св. царь, + 829 31 Тамара (Тамар), св. царица единой Грузии, + 1213

http://pravoslavie.ru/41585.html

Грузинская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Святой праведный Ашот Куропалат Ашот доблестно воевал с арабами, защищая христианскую веру в своей стране. Во время одной из военных кампаний святой Ашот был убит арабами возле алтаря основанной им церкви в крепости Артануджи. Святой Ашот происходил из княжеской династии Багратидов, на протяжении долгого времени игравшей важную роль в Армении. Став в начале IX века великим князем Тао-Кларджети, области на юго-западе Грузии, Ашот основал множество храмов и монастырей, поддержав созидательную деятельность святого Григория Хандзтийского (память 5 октября). Заручившись поддержкой византийского императора, который дал Ашоту титул куропалата, и воспользовавшись ослаблением халифов, Ашот вместе с тремя сыновьями доблестно воевал с арабами, защищая христианскую веру в своей стране. Впоследствии он был признан наследственным князем Иверии (Картли). Во время одной из военных кампаний святой Ашот был убит арабами возле алтаря основанной им церкви в крепости Артануджи в 829 году. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. Комментарии читателей 2013-11-28 12:23 Елена : Она включена в Месяцеслов Грузинской Церкви: 29 января/11 февраля — мч. Ашота Куропалата (829) 2013-04-04 15:10 АРАИК : А ПОЧЕМУ В МЕСЯЦЕСЛОВЕ РПЦ ДАННАЯ ПАМЯТЬ НЕ ВКЛЮЧЕНА? Ваш комментарий Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Святой праведный Ашот Куропалат (версия для печати)/Православие.Ru Святой праведный Ашот Куропалат Православие.Ru , 9 февраля 2013 г. Память 27 января/9 февраля Святой праведный Ашот Куропалат Святой Ашот происходил из княжеской династии Багратидов, на протяжении долгого времени игравшей важную роль в Армении. Став в начале IX века великим князем Тао-Кларджети, области на юго-западе Грузии, Ашот основал множество храмов и монастырей, поддержав созидательную деятельность святого Григория Хандзтийского (память 5 октября). Заручившись поддержкой византийского императора, который дал Ашоту титул куропалата, и воспользовавшись ослаблением халифов, Ашот вместе с тремя сыновьями доблестно воевал с арабами, защищая христианскую веру в своей стране. Впоследствии он был признан наследственным князем Иверии (Картли). Во время одной из военных кампаний святой Ашот был убит арабами возле алтаря основанной им церкви в крепости Артануджи в 829 году. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Святой праведный Ашот Куропалат Святой Ашот происходил из княжеской династии Багратидов, на протяжении долгого времени игравшей важную роль в Армении. Став в начале IX века великим князем Тао-Кларджети, области на юго-западе Грузии, Ашот основал множество храмов и монастырей, поддержав созидательную деятельность святого Григория Хандзтийского (память 5 октября). Заручившись поддержкой византийского императора, который дал Ашоту титул куропалата, и воспользовавшись ослаблением халифов, Ашот вместе с тремя сыновьями доблестно воевал с арабами, защищая христианскую веру в своей стране. Впоследствии он был признан наследственным князем Иверии (Картли). Во время одной из военных кампаний святой Ашот был убит арабами возле алтаря основанной им церкви в крепости Артануджи в 829 году. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. 9 февраля 2013 г. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Елена 28 ноября 2013, 12:23 Она включена в Месяцеслов Грузинской Церкви: 29 января/11 февраля — мч. Ашота Куропалата (829) АРАИК 4 апреля 2013, 15:10 А ПОЧЕМУ В МЕСЯЦЕСЛОВЕ РПЦ ДАННАЯ ПАМЯТЬ НЕ ВКЛЮЧЕНА? Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/59346.html

1187 Ашот II Железный, будущий «царь царей» Армении из династии Багратидов (914–­925), посетил Константинополь в начале 914 г. 1190 Посольство было принято в Багдаде халифом аль-Муктадиром 17 июля 917 г. См.: Васильев. 1902. С. 208–209. 1196 Имя второго турмарха восстанавливается по другим редакциям (Ps.-Sym. Р. 728; Theoph. Cont. VI, Const., 13). 1199 5 индикт – явная описка (он пришелся только на 932 г., когда Христофора уже не было в живых); очевидно, следует читать «9 индикт» – 921 г.; именно в этом году Пятидесятница была 20 мая. 1201 «Собор единения» состоялся в июле 920 г.; в его актах Роман еще фигурирует как василеопатор (Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων. Τ. 5. Αθναι, 1855. Σ. 4). 1208 По мнению Вальгрена (Introd. III.3.1.1), эти события следует датировать не 10-м (922 г.), а 12-м индиктом (924 г.). 1209 Правитель Иверии (Грузии) Ашот Куропалат, согласно грузинским источникам, совершил визит в Константинополь в 923 г. 1212 Неофициальным титулом παραδυναστεων (букв. " властвующий наряду, побочно») именовались сановники-фавориты, оказывавшие решающее влияние на ведение государственных дел (обычно при недееспособных или малограмотных правителях). 1218 Араб. Малатья – пограничный эмират, в это время бывший предметом споров между Византией и Багдадским халифатом. 1225 Серебряный милиарисий, 1/12 золотой номисмы; по покупательной способности приблизительно сопоставим с 1000 руб. в ценах 2010 г. 1231 Крестьянское восстание в Опсикии, во главе которого стоял Василий Медная Рука (лже-Константин Дука), произошло около 932 г. 1236 В первые десятилетия X в. тюрко-угорский племенной союз протовенгров под натиском печенегов откочевал на запад, осев в районе современной Венгрии. 1237 Слово «индикт» здесь, очевидно, лишнее, т.к. 2-й индикт (944 г.) невозможен хронологически: в это время Константин уже сам сватал своего сына. У Псевдо-Симеона (Ps.– Sym. P. 746) брак с Феофано состоялся «во второй день», т.е. 2 февраля, того же года, когда случилось нашествие росов (941 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010