Однажды справляли праздник святого третьего числа января месяца, когда мы вспоминаем его изгнание. И случилось праздновать вместе с нами Косме, благочестивейшему монаху и игумену монастыря святого Стефана, что на горе святого Авксентия. Итак, когда совершались праздничные похвалы святому и всех празднующих охватили радость и ликование во [время] прославления Бога, Который и бедных кормит, и храм освещает, вошла ревность по Богу и в упомянутого мужа, и стал он бранить мысленно себя самого, что он, не имея богодухновенных поучений и сочинений святого, все же празднует праздник богослова-отца. Тогда обратился он к часто упоминаемому ученику святого с просьбой получить от него икону богослова-отца, а еще и написанные в честь него гимны и похвальные слова, чтобы и ему самому праздновать память святого в собственном монастыре и принести [в него] благословение свыше соответственно написанному: «Благословящие тебя будут благословенны, и проклинающие тебя будут прокляты» (Быт 12:3).     Затем человек этот, с верою и со смущением, как сказано, получив икону великого отца нашего Симеона, вручает ее одному из монахов своего монастыря, чтобы тот поместил ее в упомянутый монастырь святого Стефана, приказывает ему предварять путь и следовать дорогой, ведущей к горе [святого Авксентия]. А этот монах взял икону святого и, пренебрегши наказами, данными ему игуменом относительно иконы, отдал ее некоему скифу, бывшему некогда прислужником упомянутого игумена, чтобы тот взошел и осторожно поднял туда икону, а монах бы сдедовал за ним.    152. Варвар же тот был беглым рабом и отъявленным вором. Взяв икону, он вернулся, сел на судно [плывущее] из Халкидона, пересек Пропонтиду и, прибыв в царствующий град, продал икону венецианцу. Когда же игумен прибыл в свой монастырь раньше него, он стал искать монаха, которому он вручил икону, и нигде не было ни иконы, ни того варвара, которому монах отдал по неразумию святой образ. Прошло немного дней, и когда печаль и уныние по причине случившегося охватили игумена, раба с помощью Божией предают для расследования.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3709...

Однажды справляли праздник святого третьего числа января месяца, когда мы вспоминаем его изгнание. И случилось праздновать вместе с нами Косме, благочестивейшему монаху и игумену монастыря святого Стефана, что на горе святого Авксентия. Итак, когда совершались праздничные похвалы святому и всех празднующих охватили радость и ликование во [время] прославления Бога, Который и бедных кормит, и храм освещает, вошла ревность по Богу и в упомянутого мужа, и стал он бранить мысленно себя самого, что он, не имея богодухновенных поучений и сочинений святого, все же празднует праздник богослова–отца. Тогда обратился он к часто упоминаемому ученику святого с просьбой получить от него икону богослова–отца, а еще и написанные в честь него гимны и похвальные слова, чтобы и ему самому праздновать память святого в собственном монастыре и принести [в него] благословение свыше соответственно написанному: Благословящие тебя будут благословенны, и проклинающие тебя будут прокляты (Быт 12:3). Затем человек этот, с верою и со смущением, как сказано, получив икону великого отца нашего Симеона, вручает ее одному из монахов своего монастыря, чтобы тот поместил ее в упомянутый монастырь святого Стефана, приказывает ему предварять путь и следовать дорогой, ведущей к горе [святого Авксентия]. А этот монах взял икону святого и, пренебрегши наказами, данными ему игуменом относительно иконы, отдал ее некоему скифу, бывшему некогда прислужником упомянутого игумена, чтобы тот взошел и осторожно поднял туда икону, а монах бы сдедовал за ним. 152. Варвар же тот был беглым рабом и отъявленным вором. Взяв икону, он вернулся, сел на судно [плывущее] из Халкидона, пересек Пропонтиду и, прибыв в царствующий град, продал икону венецианцу. Когда же игумен прибыл в свой монастырь раньше него, он стал искать монаха, которому он вручил икону, и нигде не было ни иконы, ни того варвара, которому монах отдал по неразумию святой образ. Прошло немного дней, и когда печаль и уныние по причине случившегося охватили игумена, раба с помощью Божией предают для расследования.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

Часто жители города Брянска и окрестных мест принимают в свои дома св. икону Богоматери и совершают молебны пред ней. С древних пор поднятие сей чудотворной иконы совершается следующим образом. Участники предполагаемого торжества приходят в обитель. В монастыре начинается соборный благовест в большой колокол с перезвоном во все колокола. Настоятель обители и братия идут в церковь, и к этому же времени стекаются сюда жители соседних селений. Настоятель с духовенством в облачении выходит из алтаря, становится пред чудотворным образом Богоматери и благословляет начало молебна. Братия поют: «Царю Небесный». Затем читается «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй» 12 раз и псалом 142: «Господи, услыши молитву мою». По прочтении псалма диакон произносит: «Бог Господь и явися нам», и поются тропари Богородичны: «К Богородице прилежно» и проч. В это время два иеромонаха берут св. икону и при пении выносят ее из церкви. Настоятель, духовенство и весь народ идут за ней. Когда процессия при звоне колоколов и пении священных песен выйдет за монастырские ворота, тогда оба иеромонаха со святой иконой останавливаются на площади и оборачиваются лицом к обители. Настоятель, стоящий перед чудотворной иконой с крестом в руке, после прочтения иеродиаконом ектении делает отпуст, прикладывается к иконе, прося в молитве Царицу Небесную не покидать обитель, и дает народу целовать крест Господень. Получив благословение, подъемлющие чудотворную икону в свой дом принимают ее от иеромонахов, и торжественное шествие двигается дальше при пении стихир в честь Богоматери и колокольном звоне. Настоятель, передав крест иеромонаху, сопровождающему св. икону, возвращается вместе с братией в обитель. Так же торжественно и провожают св. икону в обитель. Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходят из монастыря навстречу святыне. При звоне во все колокола настоятель кадит чудотворную икону и принимает св. крест от иеромонаха, а иеромонахи от богомольцев берут св. икону и затем идут в обитель.

http://pravicon.com/info-1379

После того икону вставили в раму и поставили в доме боярина на особом месте. Вскоре после этого служитель Прохор, живший в доме боярина Хитрова, который уже много лет был глухой, три раза видел во сне Богоматерь, Которая повелевала ему молиться об исцелении пред Её иконой. Прохор исполнил это повеление и после молитвы заснул необыкновенно крепким и продолжительным сном (он спал двое суток без просыпа); в это время из его ушей вышло много материи, и, проснувшись, он стал здоров. В это же время единственная дочь боярина Евдокия опасно заболела; во сне явилась ей икона Богоматери и повелела для получения исцеления молиться пред нею. Родители вместе с больной начали молиться, и больная тотчас выздоровела. После этих чудес боярин не осмелился более держать икону у себя дома и торжественно перенёс её в церковь Рождества Богоматери, на Калужке. От неё происходило много чудес. Жители Калуги обязаны чудотворной иконе спасением своего города. В 1771 году в Калуге была страшная язва. Жители города попросили архимандрита Лаврентиева монастыря принести из Калужки чудотворную икону Богородицы и в крестном ходе обойти с нею город. Это благочестивое желание жителей было с радостью исполнено. После поста и молитвы икону в продолжение трёх дней носили вокруг города, прося усердную Заступницу рода христианского во всех несчастьях умолить Сына Своего о помиловании. Молитва была услышана; язва начала ослабевать. В память этого чудесного избавления города от язвы было установлено каждый год 2 сентября обходить вокруг города в крестном ходе с чудотворной Калужской иконой Богоматери. В 1812 году, по случаю нашествия французов, Калужскую икону перенесли в город Ефремов: там взятые в плен французы, увидев её, говорили, что когда были в походе в Калуге и под Малоярославцем, то не раз видели эту икону на воздухе, и тогда всегда побеждали русские. Крестьянка графа Разумовского Параскева Алексеева также удостоилась увидеть эту икону на воздухе, окружённую Небесными Силами. Об этих видениях донесли Государю Императору Александру I и с его позволения и благословения Святейшего Синода навсегда установили, в память избавления Калуги от французов, каждый год 12 октября праздновать этой иконе и совершать с нею крестный ход вокруг города. Чудотворная икона Калужская находится в селе Калужке, а точный список с неё в Калуге, в кафедральном соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

В каталоге картина была датирована XIX веком, но у меня возникли подозрения, что это украденная устюжская икона, — рассказывает «МК» Николай Задорожный. — Как-то интуитивно почувствовал это. Тут же проинформировал владельца музея Михаила Абрамова, что есть возможность возвратить эту икону в Россию. Затем мы передали информацию в НЦБ Интерпола МВД России, Министерство культуры РФ, вологодский Департамент культуры. После чего с аукциона икону сняли. — Что же было дальше? — Выяснилось, что картину в 1996 году приобрел 75-летний житель Дюссельдорфа. Немец — ценитель русского искусства, понятия не имел, что покупает краденую икону. По немецким законом он является добросовестным приобретателем. Мужчина повесил картину в гостиную. Когда сотрудник консульства в Мюнхене сообщил немцу, что икона имеет тяжелое прошлое, тот согласился вернуть ее. Но попросил выплатить 25 тысяч евро — пятую часть ее стоимости. Немец пояснил, что хотел бы вернуть расходы, которые он понес, когда приобрел реликвию. — Наверное, деньги собрали быстро? — Не совсем. В Вологодской области был объявлен призыв к горожанам сдать, кто сколь может. По факту собрали сущие копейки. Тогда Михаил Абрамов выделил мне необходимую сумму. Мы договорились с местным Департаментом культуры, что привезем икону и вернем ее в Устюжну. Оформили все необходимые документы — в том числе, договоры о дарении. Владелец святыни, перед тем, как передать мне икону, сверил все мои данные с уже имеющимися у него документами, присланными Министерством культуры РФ. Только тогда со слезами на глазах он снял икону со стены в гостиной. — В каком состоянии была картина? — Мы заметили, что в одном месте началось шелушение краски. Испугались, что она осыпется. Попросили у немца куриное яйцо (у него, кстати, свои куры бегают по участку). Выделили белок, развели его в воде и смоченными в растворе бумажными салфетки, обложили проблемные места. Картина довольно большая — 1 м 40 см на 1м 26, мы ее специально упаковали в аэропорту и сдали в багаж, предварительно задекларировав. Ничего не предвещало проблем.

http://pravmir.ru/kto-ukral-ikonu-za-mil...

Потом её учёба кончилась, она принесла показать свои дипломные работы — затейливый костюм и красивое, похожее на бальное, платье. И скоро настал последний день перед её отъездом. Её все полюбили, ей было трудно уезжать. Я сказал ей весёлым голосом, что мы желаем ей успехов и что она, конечно, ещё когда-нибудь к нам приедет. Она ответила только — да-а-а-а. Голос её описал какую-то странную дугу, а уголки губ дрогнули и опустились. По-моему, она обиделась. Сколько раз потом я корил себя за то, что не смог тогда сказать ей главного: что мне ужасно жаль, что она уезжает, и что мне её будет не хватать. Я так часто думал об этом, что вот теперь, на Пасху, больной, прямо перед Царскими вратами и перед толпой народа, я просто обнял её, забыв обо всех своих микробах, и заговорил быстро-быстро: «Ах, Нино, ну где же ты была так долго? Мне так тебя не хватало!». И тут я заметил, что в углу храма староста Валя уже раздаёт иконы собравшимся вокруг неё женщинам, готовясь к крестному ходу! Караул! Я бросаюсь туда. И, конечно, какая-то незнакомая девушка уже держит на белоснежном, вышитом ярким узором ручнике икону блаженной Ксении Петербургской… Я бросаюсь к ней: «Простите, пожалуйста! Если вам это не так важно, вы не могли бы отдать мне эту икону? Мне очень, очень нужно!». Рот у девушки слегка перекосился, она часто закрутила головой, апеллируя к окружающим. Кажется, она приняла меня за местного сумасшедшего. Но икону отдаёт, почти отталкивает, стараясь поскорее избавиться от нас обоих. Хватаю икону вместе с ручником и встречаюсь глазами с обеспокоенным Валиным взглядом — ничего, Валь, ты же знаешь, что я болею, дай ей, пожалуйста, какую-нибудь другую икону… Бегом к Насте. «Насть, вот, смотри! Это икона, на ней замечательная русская святая. Её зовут Ксения, а жила она в Петербурге, как и твои дедушка с бабушкой». Настя берёт икону, она небольшая, но в футляре со стеклом. Настя слегка покачивает икону вверх-вниз. — Ого, тяжёлая. — Ничего, ничего, Насть. Ты поноси её теперь. Пройдёт время, и, быть может, она понесёт ещё тебя… Попроси папу, пусть он потом тебе про неё почитает.

http://pravoslavie.ru/102882.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Паломничество в Иверон От Филофея полтора часа ходу - четвертый монастырь, Ивер , преславныя и богатая Лавра: храм во имя Успения Бо­жия Матери; храм велик и прекрасен, благолепно убран и весь иконопнсан. В сем монастыре обретается лречудная икона Пресвятым Владычицы нашея Богородицы, нарицаемая Иверсекая, Вратница Афонская, которая и доднесь источает чудеса многая.         Предание об Иверской иконе     Предание о ней вое имеется: «Сия икона пришла в Афонскую Гору по морю, поверх воды, яко на лакоть. Пришла она нощию. Поутру отцы, увидевши икону на море стоящую и яко солнце сияющую, вышли с литиею, крестным ходом, и хо­тели ее взять; но она поднялась на высоту. Отцы много моли­лись, но ничтоже успели. От монастыря два часа ходу, в глубо­чайшей пустыне, и доныне зовомой Гаврилнна гора, жил один монах, пустынножитель, именем Гавриил.    В ту нощь явившись ему Царица Небесная Богородица, сказала ему, чтобы он скоро шел в монастырь, взял с моря Ея икону, и поставил ее во вратах монастырских; и еще сказала: " Аз еемь вратница и страж мона­стырю сему и всей Горе Афонской " ; и стала невидима. Старец Гавриил, послушав и скоро пришел в монастырь, и уви­дел, что братия на бреге моря стоят, а некоторые в ладиях пла­вают, икона же Пресвятая Богородицы на воздусе стоит. Ста­рец с верою пошел по морю, яко посуху, взял чудотворную икону Богородицы, и вынес ее на брег. Ще вышел на сушу, там появился источник воды, который до сего дня течет.    Гавриил поставил икону во вратах монастырских, как заповедала Бого­родица, и сказал, что Она будет вратница обители сей и всей Горе Афонской; а сам ушел в свою пустынную келию. Отцы по­ставили икону в соборной церкви, но поутру паки обрели ее во вратах. Триады покушались вносить икону в храм, но паки об­ретали ее на вратах. Потом оставили ее там стоять. По этому и наречеся Вратница. Там устроили малую церковь, которая и до­днесь существует, и в ней стоит чудотворная икона Богоматери Вратарница. А врата от иконы повернули направо. Иверскою икона названа по сему случаю: После ея явления прошло не­сколько времени: приходит в монастырь некий юноша, от И вере кия земли, что ныне именуется фузия. Когда юноша взо­шел в церковь, и увидал икону, то узнал ее, заплакал, и сказал к ней:

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=171

Явление Девпетерувской иконы Пресвятой Богородицы (29 февраля). 1392, 26 декабря Явление Барловской иконы Пресвятой Богородицы «Блаженное Чрево» (26 декабря). Прп. Арсений († 1447, память 12 июня) принес в благословение с Афона Коневскую икону Пресвятой Богородицы (10 июля). Явление Пресвятой Богородицы прп. Кириллу († 1427, память 9 июня), когда он жил в московском Симоновом монастыре, с повелением идти на Белоозеро и основать там обитель. Прп. Кирилл принес в основанную им обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы свою келейную Смоленскую икону Пресвятой Богородицы. 1395, 15–26 августа Перенесение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы из Владимира в Москву и заступничество Пресвятой Богородицы за Русскую землю при нашествии войск Тамерлана (26 августа). Заступничество Пресвятой Богородицы за г. Великий Устюг чрез Ее икону «Одигитрия» при разбойном нападении новгородцев (поражение слепотою, корчами и ломотою святотатцев и разбойников) (28 июля). XIV-XV вв. Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Свенскую-Печерскую икону за брянский Свенский монастырь при нашествии иноплеменников (3 мая). Прп. Дионисий Глушицкий († 1437, память 1 июня) написал икону в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября). Явление Молченской иконы Пресвятой Богородицы близ Путивля (18 сентября). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Владимирскую икону за Москву при нашествии войска хана Едигея в отсутствие великого князя и митрополита. Прославление Владимирской-Ростовской иконы Пресвятой Богородицы (сохранение во время пожара в Ростове) (15 августа). Явление и прославление (исцеления) Колочской иконы Пресвятой Богородицы близ Можайска (8 июля). Сохранение от пламени и изрубления Двинской иконы Пресвятой Богородицы в д. Цыгломине Архангельской епархии при нападении норвежцев (25 ноября). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Чирскую-Псковскую икону (истечение слез) за г. Псков при моровой язве (16 июля). Явление иконы Пресвятой Богородицы «Призри на смирение» (Псковской) (16 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Текст сказания взят из Пролог. Румянц. муз. 321. Л. 323–324 (50); Восток. С. 455 (88). А варианты в скобках заимствованы из Макар. Новгор. Ч.-Мин. за май, под числ. 2. Л. 151 (1, 16). Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской (К прим. 103) В лето 6747, во дни великаго князя Василия костромскаго и галицкаго, рекомаго Квашни, сия чюдотворная Богородицына икона обретена бысть и принесена во град Кострому сице: месяца августа в 16 день преждереченный великий князь Василий пойде вне града на ловитву, яко обычай есть князем веселитися, и егда бе вне града поприще едино, начашя пси лаяти притужно. Великий же князь на то место ускори, и, приехав сам, зрит пречудную ону икону Пречистыя Богородицы, на соснове древе стоящу, и скоро с коня сниде, хотя святую икону взята; икона же взятся горе и не дадеся ему взята. Он же отступи мало и нача покланяние творити со слезами, и паки вторицею покусися, хотя взята ону Божественную икону, и не получи желаемаго. И всед на конь, скоро пойде во град, и поведа протопопу бывшее, и повеле ему со кресты и со освященным собором пойти немедленно на место то, идеже явися ему Богородицына икона. Сам же князь пойде со множеством народа, и приидоша на место, и молитвовавше довольно, и подъяша Пречистыя икону священническими руками с великою честию невозбранно, и принесоша во град, и поставиша в соборной церкви святаго великомученика Феодора Стратилата; и видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, яко мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату, и тако свидетельствоваху народи. На месте же том, идеже обретеся икона Богородицына, повеле великий князь церковь возградити во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Нерукотворенаго образа Его, и монастырь устроити повеле, и отчины многи даде на пропитание братии. И по некоем времени приидоша человецы от града, глаголемаго Городца, и вшедше во святую церковь , и видеша икону Пресвятыя Богородицы, и поведаша о ней, яко тая икона из их града.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Икона Похвала Богородицы, пред которой читался в Царьграде акафист Богоматери, находится теперь в Афонском Дионисиотском монастыре, куда икона пожертвована императором Алексеем Комненом ктитору этой обители св. Дионисию. Икона прославилась чудесным истечением мира. Дважды (в 1592 и 1767 гг.) икону похищали, но оба раза она защитила сама себя, и грабители возвращали ее. Так, в 1592 г. морские разбойники, захватив икону, отплыли с ней в море. В первую же ночь плавания Богоматерь трижды являлась атаману шайки и говорила ему: «Зачем ты посадил Меня, лукавый человек, в темницу? Верни Меня в Мое жилище, где Я мирно пребывала...» Но разбойник не внял этим словам. Тогда разразилась страшная буря, и корабль погибал. Разбойник бросился к иконе и увидел ковчег ее разбитым на мелкие части, а икону увлажненной благовонным миром, омочившим и покровы иконы. Разбойник принял икону на руки, и буря вдруг утихла. Разбойники погнали корабль к монастырю и вернули ему икону. Многие разбойники бросили тогда свое злое ремесло. В Москве есть две чудотворные иконы Похвалы Богородицы. Одна в Кремлевской церкви Спаса на Бору, другая в храме, посвященном этой иконе, у Каменного моста. В Нижнем Новгороде в Похвалинском храме также есть чудотворная икона Похвала Богородицы. Киево-Братская икона. Сведения о ней помещены под 6 сентября. В понедельник Светлой седмицы Икона «Сладкое лобзание» Икона «Сладкое лобзание» (по-гречески Гликофилусса) прославилась в царствование Греческого императора-иконоборца Феофила (829—842). Один из приближенных императора, Симеон, подражал своему повелителю в ненависти к иконам. Жена же его Виктория втайне чтила иконы и имела у себя во внутренних покоях икону Богоматери, которой и поклонялась. Муж с негодованием смотрел на это и, наконец, потребовал от жены икону, чтобы ее сжечь. Верующая женщина решилась расстаться с заветной святыней, но не предавать ее в руки мужа. Она пустила ее в море. Через неизвестное число лет эта самая икона явилась на берегу моря пред афонским Филофеевским монастырем. Игумен и братия с радостью и честью приняли ее и внесли в соборный храм монастыря. Место явления иконы названо «Агиасмою». В Светлый понедельник ежегодно сюда из обители совершается крестный ход.

http://sedmitza.ru/lib/text/440284/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010