Матушка Евфимия прислуживала мне в алтаре, убиралась, была мастером на все руки. К монахиням всегда приходили поговорить, их домик был центром села. Село находилось на отшибе, хотя места прекрасные – берег Волги. Сегодня это место благоухает. Берег Иваньковского водохранилища оккупирован московскими дачниками. Но именно поэтому храм процветает в материальном смысле. Матушки передали нам духовные традиции, как служить. Они со мной делились, но никогда не настаивали. Монахиня Евфимия рассказала, как привезли чудотворную икону, как стали ей молиться, как приезжали миряне и священники. Все хотели помолиться перед святым образом. Матушки думали отдать икону священнику из Завидово, но я отговорил их. Сказал, что времена поменялись, сейчас икону уже не заберут из нашего храма. Мы сделали красивый киот, и матушки, плача и радуясь, отнесли икону в Крестовоздвиженский храм. Были и трудные времена. Однажды приехали люди из Александро-Невского монастыря и сказали, что икона принадлежит им. Монастырь стали возрождать, поэтому захотели икону вернуть. Я упирался, говорил, что у нас икона имеет гораздо большую историю. Начался конфликт. Икону я так и не отдал. Увы, когда я ушел из храма, её всё же забрали. Тогда мы с Евгением Никифоровым подумали, помолились и решили повторить то, что в своё время сделали монастырские при игуменье Олимпиаде – заказали икону на Афоне. Мы нашли мецената. При мне еще были люди, готовые помогать. Дали около 5–7 тысяч долларов. Нужно было выбрать образ, потому что у Скоропослушницы их несколько. Случилась удивительная история. Я поехал на место моего первого служения, где теперь служил замечательный отец Сергий, на все руки мастер и иконописец. Он написал иконостас, пригласил посмотреть. Оказалось, что отец Сергий по наитию написал икону Скоропослушницы. Мне она очень понравилась. Я сделал фотографию и отправил её в мастерскую на Афон. При написании иконы дух матушек сумели сохранить. Ребята из Конаково привезли икону на яхте по воде. Тогда собралось много людей.

http://radonezh.ru/2022/03/10/protoierey...

«Мама, мне все снится икона «Взыскание погибших». Божия Матерь к нам в церковь просится». Матронушка благословила женщин собирать деньги на икону по всем деревням. Среди прочих жертвователей один мужик дал рубль нехотя, а его брат — одну копейку на смех. Когда деньги принесли к Матронушке, она перебрала их, нашла этот рубль и копейку и сказала матери: «Мама, отдай им, они мне все деньги портят». Когда собрали необходимую сумму, заказали икону художнику из Епифани. Имя его осталось неизвестно. Матрона спросила у него, сможет ли он написать такую икону. Он ответил, что для него это дело привычное. Матрона велела ему покаяться в грехах, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Потом она спросила: «Ты точно знаешь, что напишешь эту икону?» Художник ответил утвердительно н начал писать. Прошло много времени, наконец он пришел к Матроне и сказал, что у него ничего не получается. А она отвечает ему: «Иди, раскайся в своих грехах» ( духовным зрением она видела, что есть еще грех, который он не исповедал). Он был потрясен, откуда она это знает. Потом снова пошел к священнику, покаялся, снова причастился, попросил у Матроны прощения. Она ему сказала: «Иди, теперь ты напишешь икону Царицы Небесной». На собранные по деревням деньги по благословению Матроны была заказана в Богородицке и другая икона Божией Матери «Взыскание погибших». Когда она была готова, ее понесли крестным ходом с хоругвями от Богородицка до самой церкви в Себино. Матрона ходила встречать икону за четыре километра, ее вели под руки. Вдруг она сказала: «Не ходите дальше, теперь уже скоро, они уже идут, они близко». Слепая от рождения говорила как зрячая: «Через полчаса придут, принесут икону». Действительно, через полчаса показался крестный ход. Отслужили молебен, и крестный ход направился в Себино. Матрона то держалась за икону, то ее вели под руки рядом с ней. Этот образ Божией Матери «Взыскание погибших» стал главной местной святыней и прославился многими чудотворениями. Когда бывала засуха, его выносили на луг посреди села и служили молебен. После него люди не успевали дойти до своих домов, как начинался дождь.

http://zavet.ru/a/rss_1297090157.html

Меня умиляло также глубокое почитание Божией Матери католиками. Я также впитал почитание Божией Матери в детстве, вращаясь в среде монахов и монашек. Я особенно чтил икону Божией Матери Скоропослушницы в Питере, на Песках (ныне в Александро-Невской лавре). Чудесна судьба этой иконы. В 70е годы прошлого века Петербург пожелал получить благословение от Афона — икону Божией Матери Скоропослушницы. Там приказали послушнику, славившемуся своим искусством, сделать точную копию с афонской иконы. И он написал чудесный лик, но взял небольшого размера доску, не рассчитал места — и копия получилась неполная: только лик Божией Матери и правая рука, приложенная к груди. Младенца на копии иконы не было. Долго думали, как быть, и решили послать икону в таком виде в благословение российской столице. Встретил Питер эту икону и поместил ее в крохотном храме на Песках, на Полтавской улице, слева от Староневского. Любил я приходить в этот храм днем, когда не было богослужения. Темная церковь, лампады. И над всем этим — лик Божией Матери, молодой, чистый, — и такой близкий и понятный. Впоследствии (в 1932 г.) церковь была разрушена, но икону отдали; она перешла в Борисоглебскую церковь на Калашниковой набережной. Там она пробыла три года. В 1935 году, после того, как и этот храм был разрушен, перенесли ее в лавру, в единственный сохранившийся храм — Духовскую церковь. Здесь она пробыла год. После окончательного закрытия лавры перенесли икону в Троицкий собор, на Измайловский проспект. В 1938 году, после закрытия и этого собора, изгнанная икона перешла совсем близко к нам, к Васильевскому острову, — в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне, у Тучкова моста. Здесь была эта икона 20 лет, а в 1958 г., после возобновления собора Александро-Невской лавры, вновь была туда перенесена. Всюду я ходил за ней. И здесь, у этой иконы, мне открывалась Божия Матерь, такая простая и человечная, и здесь я ощущал Ее покров, Ее заступничество, Ее милость. И вот, когда я ознакомился с католическим догматом непорочного зачатия Божией Матери, я почувствовал, что этот догмат не приближает меня к Матери Божией, а отдаляет Ее от меня. Ведь если Она еще в утробе матери очищена от всякой возможности греха и, следовательно, грешить не может, то этим отнимается от Нее свобода воли, а следовательно и заслуга чистоты, непорочности, благодатности. Мне было гораздо более по сердцу название одной из икон Божией Матери, чтимой на Руси, — «Мария обрете Благодать» — по словам Архангела. Она обрела Благодать усилием воли, пламенной любовью к Богу и стала Матерью Бога.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней. Существует легенда, что во время иконоборческих гонений в Византии при императоре Феофиле в 726 году в эту икону ударил копьем в правую ланиту один из воинов-иконоборцев по имени Варвар, и из нее сразу же потекла кровь. Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы - поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной на лике. С тех пор икону стали почитать как чудотворную. По преданию, в IX веке эта икона Божией Матери находилась в доме одной благочестивой вдовы, жившей около города Никеи. К ней пришли императорские соглядатаи и предложили ей откупиться или отдать им икону для уничтожения. Вдова попросила воинов подождать до утра, чтобы собрать требуемые деньги, а когда они ушли, понесла икону к морю и опустила ее с молитвой в море, понимая, что откупиться невозможно. И тогда совершилось чудо - икона не утонула, а встала на ребро и понеслась по волнам. Сын вдовы ушел от преследований на Афонскую гору, где стал монахом Иверского монастыря. Он рассказал инокам о чудотворной иконе, бывшей у них в доме и о том, как она спаслась от иконоборцев. Этот рассказ стал священным преданием монастыря. Почти через двести лет афонские иноки увидели в море огненный столб, который поднимался над иконой Божией Матери. Ночью монах Иверского монастыря старец Гавриил увидел во сне Божию Матерь, которая велела ему идти по воде и взять икону в монастырь. Три дня и три ночи братия молилась перед чудесно явившейся иконой, а потом поместили ее в соборной церкви, но утром обнаружили икону на стене, над монастырскими воротами. Несколько раз икону переносили обратно в церковь, и она каждый раз возвращалась на ворота. Снова старец Гавриил во сне узнал волю Богородицы: " Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей... " Тогда монахи построили надвратный храм во имя Божией Матери и поместили в него чудотворный образ, который стал называться Иверской иконой Божией Матери Портатиссы (по-гречески - " Вратарница " ).

http://zavet.ru/kalendar/bm/iver-002.htm

Заметили это и прихожане, и более благоразумные из них пришли к сознанию необходимости исправить икону; вместе с тем они стали убеждать и противников исправления в необходимости и не греховности оного. Такую аргументацию употреблял для этого один старичок, – ревностный христианин: «если у человека на лице появятся какие-нибудь болячки, ужели ему будет грешно вылечить эти болячки? Так точно не будет нам никакого греха, если мы поправим лик и на иконе Николая Угодника». Наконец, весной настоящего года, большинство прихожан согласились на исправление иконы, но чтобы она исправлена была во всем согласно с прежним ее видом. Стали искать подходящего мастера и по предложению одного из здешних старообрядцев, пригласили сюда какого-то Казанского раскольнического иконописца. Прежде, чем переписывать икону Николая Чудотворца, вздумали увериться в искусстве этого мастера; а потому предложили ему исправить ветхую икону Спасителя. За 20 руб. мастер переписал икону Спасителя и представил ее в церковь на оценку прихожан. Посмотрели и хотя остались, как-будто бы довольны исправлением этой иконы, но все-таки не решились на этот раз отдать икону Николая Чудотворца, чтобы исправить ее; а еще отдали ему старую икону, –Иерусалимской Божией Матери на вторичную пробу, тоже за 20 рублей. И эта икона в исправленном виде оказалась удовлетворительной на взгляд прихожан. На исправление первой иконы мастер употребил 3–4 дня, а исправление второй иконы он протянул вдвое дольше. Следовало уже отдавать икону Николая Чудотворца, для которой собственно и был приглашен мастер. Но прихожане заявляют мне: «теперь настает сплошная неделя (дело было в Троицын день), гораздо лучше будет, если икону будут писать во время поста; в следующее воскресение отслужите нам всенощное бдение; мы помолимся и передадим св. икону иконописцу; пусть он с понедельника, в посте и начнет ее исправлять». На Троицкую неделю, мастер наш уезжал в Казань, откуда явился сюда в начале поста. Узнавши, что один богатый прихожанин давно обещался уплатить свои деньги за исправление этой иконы, чего бы то ни стоило, мастер отказывается писать ее за условленную цену, – 20 р., а просит 50.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Успенский собор Свято-Успенский Соборный храм Храм в честь иконы Матери Божией Дивногорская (Сицилийская) Домовый храм в честь иконы Матери Божией Дивногорская (Сицилийская) Храм в честь Рождества св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна Пещерный храм в честь Рождества св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна Чудотворная икона Матери Божией Дивногорская (Сицилийская) [ править править код ] Икона Матери Божией Дивногорская (Сицилийская) В 1830–1831 годы Россия претерпела тяжелую холерную эпидемию. Жители городка Коротояк были объяты страхом. В это время Екатерине Иларионовой (Коломенской) во сне явилась Божия Матерь и приказала взять из Дивногорского монастыря Ее икону: «Помолитесь перед нею, а если не возьмете, то все умрете». Утром женщина пришла в Коротоякский собор, где было уже много народа, собравшегося на молитву об избавлении от эпидемии. Коломенская рассказала о своем сновидении. Люди при этом вспомнили о неоднократных видениях света и лучей в ночное время в храме Дивногорского подворья. Поэтому рассказ Коломенской был встречен с доверием. Испросивши разрешение от пастырей, народ вместе с Коломенской отправился в Дивногорский монастырь за иконою (июль 1831 г.). Но иконы, виденной Коломенской во сне, в монастыре не оказалось. Несмотря на это, Коломенская продолжала просить разыскать икону и выдать ей оную. Настоятель иеромонах Афанасий, созвав всех находившихся в монастыре, стал расспрашивать о просимой иконе. Монастырский трудник Андрей, человек праведной жизни, еще из Коротояка (когда монастырь был там) нередко хаживавший в Дивногорье с его пещерами, сказал, что он видел на столпе в Больших Дивах древнюю икону. Коломенская пошла в Дивы и еще издали,завидев икону, призналась, что именно такой образ она видела во сне. Но снять икону без лестницы было невозможно, так как она была врезана высоко в столпе. Один из пришедших начал ползком взбираться на соседнюю крутизну, к которой примыкает столп, и с легкостью снял икону. Сновидица, а за нею и все пришедшие, видя икону, как бы чудесно сошедшую с горы, направились, неся чудотворный образ, сначала в монастырь, а потом в Коротояк на монастырское подворье.

http://azbyka.ru/palomnik/Дивногорский_У...

В то время беззаконнейшие слуги нечестивого царя, отыскивая всюду иконы для сокрушения и сожжения их, нашли таким образом, и эту икону и, найдя ее, бросили ее в огонь. Но напрасен был труд нечестивцев: святая икона, находясь среди пламени, как некий твердый адамант, или несгораемый камень, пребыла в нем без вреда; пламя только слегка коснулось одежд святого на иконе, между тем священный его лик был как бы почтен самою бесчувственною стихиею и остался без малейшего повреждения. При виде этого чуда все иконоборцы пришли в страх и изумление. Но один из них, более дерзкой и исполненный нечестия, взял нож и ударил им св. икону в подбородок Великомученика. В тоже мгновение, – сколь дивен Ты, Господи, во святых Своих! – как из живого тела, на великое удивление и изумление присутствующих, истекла чистая кровь. Видя это предивное чудо, все окружающие с великим изумлением разошлись всякий в свое место. С наступлением ночи один благочестивый и православный христианин взял святую сию икону, пришел на берег и с горячими слезами помолился Господу Богу, чтобы он остановил это иконоборное беснование. Потом, обратившись к изображенному на святой Иконе Великомученику, боголюбец этот сказал: «Великомучениче Христов и Победоносче Георгие! и в жизни своей ты чудодействовал, и после славной Твоей мученической кончины совершаешь ты бесчисленные чудеса, и ныне сохранил ты сию твою икону невредимо от огня, сохрани ее сам ты и от моря и перенеси ее, куда сам хочешь и знаешь, во славу прославившего тебя на небеси и на земли Бога!» С этими словами христианин этот пустил икону на море и возвратился к себе. – А святый Георгий благоволил препроводить и сию святую икону на гору Афонскую, как в безопасное убежище, подобно тому, как и другие некоторые святые иконы благоволил препроводить сюда же Промысл Божий 80 . Святый великомученик сохранно доставил сюда святую свою сию икону, – каким образом знает он сам, и оставил ее недалеко от моря, близ сей обители Ксенофской, на месте, где течет минеральный источник кислой воды. В то время стоял тут небольшой монидрион во имя святого великомученика Димитрия Мироточивого, главный храм которого (монидриона) существует и доныне; он настолько ограничен и тесен, что алтарь его имеет только один узкий вход – в царские врата, потому что вся ширина алтаря сего храма име т протяжения лишь одну сажень. Иноки этого монидриона, видя неожиданно и невидимо самоприбывшую к ним святую икону, исполнились безмерной радости и благоговейно и честно перенесли ее в свой монидрион. По времени они воздвигли и соборный храм во имя Победоносца Георгия, близ сказанного малого храма (т. е. в соединении с ним ). Впоследствии же, когда обитель распространилась, то она была уже наименована обителию святого Георгия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyshnij-...

Затем человек этот, с верою и со смущением, как сказано, получив икону великого отца нашего Симеона, вручает ее одному из монахов своего монастыря, чтобы тот поместил ее в упомянутый монастырь святого Стефана, приказывает ему предварять путь и следовать дорогой, ведущей к горе [святого Авксентия]. А этот монах взял икону святого и, пренебрегши наказами, данными ему игуменом относительно иконы, отдал ее некоему скифу, бывшему некогда прислужником упомянутого игумена, чтобы тот взошел и осторожно поднял туда икону, а монах бы следовал за ним. 152. Варвар же тот был беглым рабом и отъявленным вором. Взяв икону, он вернулся, сел на судно [плывущее] из Халкидона, пересек Пропонтиду и, прибыв в царствующий град, продал икону венецианцу. Когда же игумен прибыл в свой монастырь раньше него, он стал искать монаха, которому он вручил икону, и нигде не было ни иконы, ни того варвара, которому монах отдал по неразумию святой образ. Прошло немного дней, и когда печаль и уныние по причине случившегося охватили игумена, раба с помощью Божией предают для расследования. А он на допросе признался, что продал икону венецианцам. Деньги, которые беглый раб получил за нее и [уже] истратил, были возвращены покупателю. Получившие икону богослова-отца водворяют ее в монастырь святого Стефана, одновременно и того беглого раба [предают] бичеванию. Когда же святая икона была спасена – о, неизбежное наказание Божие! – когда отнесли ее в церковь и повесили в углу алтаря, «гнев Божий» снизошел ( Пс. 77:31 ) на вора за таковую дерзость: демон немой и страшный сокрушил его по суду правому, и несчастный тотчас же повергся перед всеми, скрежеща зубами и испуская пену, издавая бессмысленные крики. В таковом состоянии несчастный провел достаточное число дней и едва освободился от демонского бича, получив исцеление милосердием святого Симеона. Вот так славит Бог славящих Его и является им для всеобщего почитания в Своей Церкви. Ему слава во веки веков. Аминь. 1 Синкелл – высокий титул, который мог иметь представитель высшей духовной знати. Синкелл обычно был членом синклита. -ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Св. Алексий скончался в 417 году в Риме. Его тело обретено в 1216 году в Риме на горе Авентинской, где он был погребен. Там же был построен великолепный храм во имя св. Алексия, где и находится Едесская икона Богоматери, перенесенная в Рим еще в X веке. 13 марта Молдавская икона Она упоминается под 13 числом марта в гравюрах. Полагают, что это та же икона, которая теперь известна под именем Гербовецкой, сведения о коей помещены под 1 октября. Другая икона Богоматери Молдавская, называемая еще Румынской, находится на Афоне, в Молдавском скиту; сведения о ней изложены под 12 июля. 14 марта Икона Феодоровская-Костромская Предание приписывает этой знаменитой иконе весьма древнее происхождение и написание, именно, называет ее написателем евангелиста Луку. Неизвестно, кем и когда принесена икона в Россию. Уже в начале XII века стояла она в часовне у города Китежа. Великий князь Георгий Всеволодович, устраивая Китеж и радея о городе, желал перенести в него икону из часовни. Но никакими силами нельзя было сдвинуть ее с места. Поняв желание Богоматери, чтобы Ее икона была тут оставлена, князь Георгий устроил на этом месте монастырь, называемый Городецким, по близ лежащему городу Городцу (ныне Балахнинского уезда Нижегородской губернии). Во время последовавшего затем нашествия Батыя Городецкая обитель наряду с другими русскими обителями сгорела и превратилась в груды развалин. Но среди этой гибели камня и железа чудесно на радость последующих веков сохранилась и была явлена деревянная икона. Младший брат Александра Невского, князь Василий Костромской, впоследствии великий князь Владимирский, преследуя на охоте зверя, заблудился в лесной чаще. Это было 16 августа 1239 года. На одной сосне он увидал икону. Когда князь пытался снять икону с дерева, она внезапно поднялась на воздух. Пораженный этим чудом князь Василий по возвращении в город рассказал о своем видении духовенству и народу. Тогда народ двинулся к лесу и, действительно, нашел икону в указанном князем Василием месте. Все пали на колени, принося молитву Богоматери. Затем священники, сняв икону, отнесли ее в соборный храм. Вскоре к новоявленной иконе со всех окрестностей Костромы стали стекаться толпы народа. Жители видели, что в то время, когда князь охотился в лесу, какой-то воин в богатой одежде прошел по городу, неся в руках икону. Воин походил собой на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен в Костроме собор. Поэтому икону и назвали Феодоровской. На месте явления ее, на берегу реки Запрудни, князь основал монастырь во имя Нерукотворенного образа Господня, празднование которому совершается в день явления Феодоровской иконы. Сюда ежегодно бывает из Костромы крестный ход. Как-то в Кострому пришли из Городца, разоренного татарами, несколько жителей, и тотчас узнали в соборе икону, раньше стоявшую у них.

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

И протосингел-де Гавриил у него тое чудотворную икону взял, а дал ему за нее 400 ефимков, а тому-де, как протосингел у того греченина тое чудотворную икону взял, ныне 7 лет, и по сие время та чудотворная икона была у того протосингела, а как-де та чудотворная икона была у протосингела и от нея-де было многое исцеление. А просили-де у протосингела тое чудотворные иконы патриархи Цареградской Паисий, что ныне отставлен, да Антиохийский, что ныне в Волоской земле и идет к государю, для того чтобы тому бывшему Цареградскому патриарху послать тое чудотворную икону к государю от себя. А Антиохийский патриарх просил, чтобы ко государю привесть тое чудотворную икону ему, патриарху, самому, о том-де Антиохийский патриарх у протосингела просил гораздо и давал ему за тое икону 500 ефимков и больше, и протосингел-де тем патриархам тое чудотворные иконы не дал. Да иные-де многие благочестивые люди, ведая про тое чудотворную икону, у протосингела за многие деньги тое чудотворные иконы добивалися, только-де протосингел от себя тое иконы никуды отпустити не хотел, а ему-де, Димитрию, тот Еросалимскаго патриарха протосингел отец духовный». Димитрий же, памятуя великую к себе царскую милость, желая сослужить службу и зная царское благочестие, стал говорить протосинкеллу, что хотя он и отказал в иконе обоим патриархам, но впредь если захочет Цареградский, то и силою велит у него отнять, и потому лучше бы ему послать икону в христианское государство и тем показать ему службу к великому государю, «а ему, протосингелу, будет за то государева милость и жалованье, и государевым-де жалованьем протосингела он, Димитрей, обнадежил», почему протосинкелл и согласился отпустить с ним к государю чудотворную икону. К своему рассказу об обретении иконы грек в заключение говорил и следующее: когда турки разорили Влахернскую церковь , то из того места, где стояла икона, потекла и теперь течет вода. Близ того места находятся две церкви: во имя Иоанна Богослова и Димитрия Солунского. В Великий пост , когда бывает акафист Пресвятой Богородице, и 2 июля греки приходят к той святой воде во множестве, устрояется к источнику крестный ход, и бывают в то время исцеления от всякой болезни тою святою водою, и берут ее греки в домы для милосердия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010