В 1868 г. руководителем Камчатской епархии был назначен преосвященный Вениамин. Следуя на жительство в Благовещенск, центр Камчатской епархии, он привез с собой икону Албазинской Божьей Матери. Для нее была изготовлена серебряная риза с надписью: " Сия Албазинская икона Божьей Матери принесена из Сретенска в Благовещенск Преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским в июне 1868 года при первом вступлении его в свой епархиальный город " . Икона была помещена в кафедральный собор Благовещенска. При преосвященном Гурии, вступившем в управление епархией в 1885 г., указом Святейшего Синода был учрежден общеепархиальный праздник в честь иконы Албазинской Божьей Матери, отмечавшийся 9 марта. В этот день в кафедральном соборе совершались литургия и молебен. С того времени начались еженедельные чтения перед иконой акафистов. К началу XX в. икона стала очень известной. Из разных мест Амурской области и со всего Дальнего Востока в Благовещенск стекались ее почитатели. Из дальних приходов епархии, с которыми было затруднено сообщение, стали поступать общественные приговоры с просьбой прислать к ним икону. Преосвященный Никодим, стремившийся укрепить влияние православной церкви в районах, населенных сектантами, обратился в Святейший Синод с ходатайством о разрешении изнесения иконы из Благовещенска. С 1902 г. икона ежегодно проделывала длительный путь по области. Начинался он торжественно: к кафедральному собору подходили крестные ходы от всех церквей города. Из собора выносили икону, установленную на специальные носилки, украшенные хоругвями. Затем во главе с епископом и в сопровождении всего городского духовенства соединенные крестные ходы шли к Зейской переправе. Здесь икону водружали на пароход, украшенный живыми деревьями, и начиналось ее путешествие по Зазейскому краю. Сопровождаемую толпами верующих, икону переносили от деревни к деревне, заносили в дома крестьян. Крестьяне жертвовали деньги на строительство церквей, в частности, на строительство каменного кафедрального собора в Благовещенске. Среди верующих ходили многочисленные легенды о чудесах, творимых иконой. Одна из них такова: в поселке Бабстовском Михайло-Семеновского прихода несколько лет был падеж скота от сибирской язвы. В 1889 г., когда эпидемия достигла наибольших размеров, казаки обратились к епархиальному руководству с просьбой прислать к ним икону Албазинской Божьей Матери. С иконы сняли копию и послали ее в Бабстовский поселок. Сибирская язва здесь прекратилась.

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/20/...

В то убо время, егда персяне поплениша Грузинскую землю, и многи честныя иконы взяша, и отнесоша во страну свою, не ради благочестия, но яко да препродают тех, понеже мнози рустии купцы в Персиде бяху, куплю деюще. Ведяху бо их персяне, яко благочестиви суть и честно держат поклонение святых икон. И сего ради принесоша иконы те во страну свою в корысти место 4482 , яко да искупят у них рустии они купцы. Бе же некто един от прилучившихся ту купцев именем Стефан, нарицаемый Лазарев, приставник 4483 имению некоего гостя от града Ярославля, иже на Волзе, Георгия, прозванием Лыткина. К тому же Стефану в то время в Персиде персин некий принесе икону – образ Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честного ея Одигитрия, иже есть Радостная заступница. Бе же икона та обложена сребром и златом. Глаголя ему, яко да искупит от него святую икону ту. Видев же благочестивый той муж Стефан честную икону ту и абие помысли, непросту быти делу тому, но яко Богом послану к нему сущу, опачеже и за се, да послет ю к господину своему Георьгию, ведяше бо его мужа благочестива суща. И тако искупи честную икону ту в Персиде. Тогда бысть Божие некое явление во сне господину его Георгию во граде Ярославле, глаголя, яко: «Приставник имения твоего Стефан, сый в Персиде, купи тебе безценный бисер. Егда же принесет к тебе, ты же пошли его в Двинскую область, в Черную гору». Возбнув же благочестивый той муж Георьгий от сна того и размышляйте в себе, что есть бесценный он бисер. По времени же поведает видение свое первосвятителю кир Филарету, патриарху Московскому и всея Росии. Первосвятитель же удивлься о сем и рече ему: «Аще что Господь восхощет, то и сотворит». 4484 По времени же некоем прииде ис Персиды прежепомянутый приставник имения его Стефан и принесе к нему чюдную ту икону Пречистыя Богоматере, еяже бе искупил в Персиде. Он же абие со многою радостию и со слезами сию приемлет, воспоминает виденное ему, яко се есть воистинну бесценный он бисер, икона Богоматери. По времени же некоем, не яко во сне, но яко яве повеленное ему исполняя, пути емлется, еже донести ту честную икону Богоматере до места, повеленнаго ему. И тако приходит до места, в монастырь тоя превеликия Черныя горы, и приносит ту честную икону Пресвятыя Богородицы Одигитрие, иже Грузинская нарицатися обыче по имени страны тоя, отнюдуже прииде. И тако поставляет ея во церкви той честныя ея Похвалы и праздньство сотворяет. Во время же утренняго славословия и чюдо створися от честныя тоя иконы Богородичны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это необыкновенное явление возбудило их любопытство. Они подошли к лесу и увидели на дереве икону Богоматери в лучезарном сиянии. Благоговейный трепет и сильное сияние долго не позволяли им подойти к самому образу. Но когда свет, озарявший икону, мало по малу скрылся: пастухи, поклонившись образу Богоматери, сняли его с дерева и отнесли к своему господину Александру Солтану, подскарбию Литовскому. Он взял образ, запер его в ларец и захотел сообщить о явлении его своим знакомым. Для сего он немедленно пригласил их к себе; они с удивлением выслушали рассказ и пожелали видеть икону. Александр пошёл за ней, но иконы в ларце не было. Это очень изумило Александра, потому что незадолго перед сим он сам видел икону. Через несколько времени те же пастухи и на том же месте нашли опять сей образ Богоматери и опять принесли его к своему господину. Но Александр, почитая себя недостойным того, чтобы икона оставалась в его доме, тогда же дал обет – на месте явления иконы соорудить храм во имя Богоматери. Скоро создан был деревянный храм, и икона Богоматери поставлена в нём. Там стояла икона около десяти лет, не оскудно источая благодатные дары на всех, с верой притекающих к ней. Внезапно в церкви случился пожар и обратил её в пепел; сколько ни употребляли старания спасти икону Богоматери из огня, но все усилия остались тщетны; казалось, икона Богоматери погибла в пламени; так думали все и все сокрушались о её потере. Однажды малолетние дети были на той горе, у подножия которой был сгоревший храм. Вдруг видят они вдали: некая дева в лучезарном сиянии сидит на камне; дети не осмелились подойти к ней, но поспешили известить о сём своих домашних. Весть дошла до священника. Принимая сказанное детьми видение за Божественное указание, все отправились на гору и, подходя к указанному камню, увидели на нём горящую свечу; когда же подошли к самому камню; нашли на нём икону Богоматери Жировицкой, нисколько не потерпевшую от пожара. Священник и жители Жировиц, несказанно обрадованные обретением иконы, взяли её и поставили в доме священника, потом с ревностью приступили к сооружению нового храма и, построив его в непродолжительном времени, освятили в честь Богоматери и поставили в нём чудную икону.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

До 1941 года древний чудотворный образ «Смоленской» Богоматери находился в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Богородицы построенном в 1667 -1679 году. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году лишь сказано, что «икона пострадала от войны». «Смоленская» икона Пресвятой Богородицы с древнейших времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа. Списки с этого образа распространены в огромном количестве. Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно не менее 30. Среди наиболее известных чудотворных списков с этой иконы можно назвать: икону «Одигитрии – Смоленской» над Днепровскими воротами в Смоленске, «Одигитрию – Устюжскую» из Великого Устюга, икону «Смоленская» в Белгороде, икону «Смоленская» из Троице-Сергиевой Лавры, икону «Смоленская–Седмиозерная» из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и др. В настоящее время в Смоленске прославилась многими чудесами другая икона «Смоленской» Пресвятой Богородицы. История этого чудотворного образа вкратце такова. Икона «Смоленской» Богоматери несколько большего размера, написана в 1602 году.    До 1727 года эта икона стояла на крепостной башне над Днепровскими воротами Смоленска, в специальном киоте. В этом году икону радениями правителя губернской канцелярии Длотовского перенесли в деревянный храм в честь Рождества Богородицы, как особо почитаемую. В 1802 году над Днепровскими воротами была сооружена каменная церковь в которую перенесли чудотворную икону. В это же время по благословению преосвященного Серафима обвешавший оклад иконы вновь был отремонтирован и украшен драгоценными камнями и жемчугом. В 1812 году во время Отечественной войны эта икона была перенесена артиллерийскою ротою полковника Глухова в стан русских войск и все время находилась в 3-й походной дивизии А.П. Ермолова. Перед нею служили благодарственные молебны после каждой победы над неприятелем, перед нею же главнокомандующий М.И. Кутузов со всем войском молил Богоматерь о помощи и спасении России. Накануне знаменитой Бородинской битвы икону носили по всему лагерю для укрепления и поддержки мужества русских воинов. После освобождения от неприятеля икона была возвращена в Смоленск.

http://pravoslavie.ru/1533.html

Но вскоре икона «Владимирской Богоматери» была вновь украшена радением боголюбивых горожан и поставлена в Успенском соборе. Возможно, именно к этому времени относится и увеличение размеров иконы, благодаря добавлению широких полей. Первоначальный размер иконы 0, 78 ? 0,54 м; с добавлениями – 1, 036 ? 0, 68 м. За судьбой иконы «Владимирской Богоматери» с особым вниманием следили русские летописцы. Мы знаем не только ее последовательное местопребывание, но и историю главнейших реставрацией, которой она подвергалась на протяжении веков. Икону поновляли с периодичностью примерно один раз в сто лет. Церковная история повествует о том, что икону поновляли и первосвятители Московские. Так, в 1514 году икону поновлял митрополит Симеон, а в 1567 году – митрополит Афанасий. Последний раз перед 1917 годом икону поновляли тайно к коронации св. Николая II. Во всех этих случаях лик Богородицы и Спасителя оставляли нетронутыми. В 1395 году на Русь напал Тамерлан (хан Тимур). С огромным войском подошел он к границам Московского княжества. Для укрепления духа русских людей икона «Владимирской Богоматери» была перенесена в Москву. Весь православный народ Москвы вместе со свт. Киприаном и князьями встречал икону далеко за окраинами города. 268 августа произошла торжественная встреча иконы. «Яко заря солнечная» заблистала святыня русской земли в Москве. На этом месте в 1397 году, в память об этом событии, был основан Сретенский монастырь. В память об этом событии икону каждый год 26 августа торжественным крестным ходом приносили из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь. Ночью спящему Тамерлану во сне явилась лучезарная Дева в чудном сиянии, в сопровождении небесных воинств и святителей – и повелела уходить захватчикам прочь. Пораженный этим чудом, в страхе, не переходя реки Оки у Коломны, Тамерлан вместе с войском быстро удалился за пределы земли Русской. Чудное заступничество за землю Русскую от иконы «Владимирской Богоматери» произошло и в 1408 году, при нашествии ордынского хана Едыгея, и в 1451 году, при нашествии царевича Мазовша. Победа 1480 года тоже связана с заступничеством Богородицы через Её икону. В память о последнем событии, 23 июня было установлено второе празднование иконы. В память чудного спасения Москвы в 1521 году от казанских татар во главе с Махмет-Гиреем было установлено третье празднование в честь этой иконы – 21 мая.

http://pravoslavie.ru/5890.html

Один благочестивый муж дал преп. отцу нашему написать наместную икону Успения Пресвятой Богородицы и просил приготовить ее к празднику Успения. Через немного дней преподобный разболелся и приближался уже к своему смертному успению; икона не была написана, и человек тот докучал, и скорбел на святого. Но Алипий сказал ему: «Чадо, не докучай, ходя ко мне, но возложи на Господа печаль твою, и Он сделает, как хочет. Твоя икона в свой праздник встанет на своем месте». Человек тот поверил слову преподобного и в радости ушел в свой дом. Пришел он опять уже в навечерие праздника Успения Пресвятой Богородицы. Видя же, что икона не написана и, что преп. Алипий еще сильнее болен, досаждал ему, говоря: «Зачем не известил меня о столь сильной твоей болезни, я бы дал написать икону другому, чтобы праздник был светел и честен, а теперь ты посрамил меня». Отвечал ему с кротостью преподобный: «Чадо, разве из лености не исполнил я этого? Но ведь Богу возможно единым словом написать икону Своей Матери; я отхожу от мира сего, как открыл мне Господь, но не оставлю тебя скорбным». Заказчик ушел в великой печали. И, по его уходе, – вошел некий светлый юноша к преп. Антонию и начал писать икону для того мужа. Алипий же, думая, что заказчик икон разгневался на него и прислал другого живописца, – сперва думал, что это человек, но скорость и красота работы обнаружили в нем ангела. То клал он золото на икону, то тер на камне различные краски и ими писал, и так в три часа изобразил прекрасную икону. Потом сказал он преподобному: «Отче, не достает ли здесь чего, или не ошибся ли я в чем?» Преподобный же отвечал: «Хорошо сделал ты. Бог помог тебе написать так благолепно, и Он Сам сделал это тобою». Когда наступил вечер, живописец с той иконою стал невидимым. Заказчик иконы провел всю ночь без сна от печали, что не поспела икона к празднику, называл себя недостойным этой благодати и многогрешным. Вставши, он пошел к церкви, чтобы оплакивать там свои согрешения. Отворив двери церкви, он увидел икону на своем месте, ярко сияющую.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Набожный киевлянин, построив храм, захотел для его украшения приобрести икону деисус 27 и еще несколько других. Он поручил двум печерским инокам заказать Алипию иконы, какой бы цены тот ни потребовал, и дал доски и часть денег. Иноки два раза брали у него деньги и после того, но Алипию не говорили ни слова. Долго ждав икон, киевлянин настойчиво потребовал их у иноков, и те отвечали, что Алипий, взяв деньги, не хочет писать икон. Тот явился с жалобою к игумену. Призванный Алипий отвечал, что ни слова не слыхал о поручении и не видал денег. Послали за иноками и досками. Доски оказались с превосходными ликами святых. Игумен Никон выгнал корыстолюбивых и лживых иноков из монастыря. В пожар церковь , в которую были поставлены иконы, сгорела, а те иконы найдены целыми. Великий князь Владимир Мономах , узнав обо всем этом, прибыл на место, благоговейно взял себе одну икону – Богоматери и отослал ее в Ростов для построенного им храма. В Ростове она еще два раза чудесным образом была сохраняема от пожара. – Другой благочестивый человек заказал Алипию написать икону Богоматери к празднику Успения Богоматери. Алипий захворал и не мог взяться за кисть. Заказчик не раз приходил за иконою; Алипий отвечал: «положись на Бога, Он все выполнит». Заказавший пришел накануне праздника, а икона еще не была готова. «Зачем ты не сказал мне о твоей болезни?» говорил с досадою заказавший икону, «я поручил бы написать икону другому иконописцу. А теперь ее не будет к празднику Успения». Преподобный отвечал: «не гневайся брат! Господь утешит тебя». По удалении этого человека, взошел к Алипию в келью юноша и начал писать заказанную икону. Алипий сперва думал, что заказчик, прогневавшийся на него, прислал своего иконописца для довершения работы, но скорость и простота дела показывали, что пришелец – не простой иконописец, так как, по прошествии трех часов, он написал весьма благолепную икону. Окончив живопись, он спросил: «доволен ли ты, отче? не допущено ли ошибки в иконе?» Алипий отвечал: «хорошо написано, Бог помог тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С именем Д. без достаточных оснований связывают роспись алтарной преграды с изображением преподобных, пустынников и постников собора Рождества Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря в Звенигороде, 1-я треть XV (?) в. (Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей) (Чураков); ряд икон из иконостаса Успенского собора во Владимире (т. н. Васильевский иконостас), до недавнего времени считавшегося совместной работой Д. и прп. Андрея, созданной вместе со стенописью Успенского собора во Владимире,- в действительности изготовлен в Москве в 10-х гг. XV в., вероятно, по заказу митр. Фотия мастерами из его окружения (Чураков, Брюсова); надвратную сень с изображением Евхаристии из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, не ранее сер. XV в. (ГТГ) (Антонова); икону «Арх. Михаил с деяниями ангелов» из местного ряда иконостаса Архангельского собора Московского Кремля, созданную, возможно, Феофаном Греком или его учеником, ок. 1399 г. (Брюсова); икону «Св. Иоанн Предтеча» работы мастера из ближайшего окружения (ученика?) Д. и прп. Андрея, 1-я (?) пол. XV в. (ЦМиАР) (Чураков); икону «Благовещение» из Троице-Сергиевой лавры, написанную греч. (?) мастером, работавшим в Москве в кон. XIV - нач. XV в. (ГТГ) (Брюсова); икону «Преображение» из Переславля-Залесского работы московского художника, ок. 1403 г. (ГТГ) (Брюсова); икону «Рождество Христово» из Звенигорода, созданную московским живописцем, не ранее 2-й четв. XV в. (возможно, новодел кон. XIX - нач. XX в.) (ГТГ) (Брюсова); икону «Богоматерь Одигитрия» из местного ряда иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, написанную художником московской традиции, ок. 1497 г. (ГТГ) (Грабарь); икону «Успение» из местного ряда иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, написанную тем же художником, что и «Богоматерь Одигитрия» (ГТГ) (Грабарь, Брюсова); миниатюру «Евангелист Иоанн» (Л. 229 об.) из Евангелия Успенского собора Московского Кремля, 10-е гг. XV в. (ГИМ. Усп. 2-п) (Брюсова); миниатюры Морозовского Евангелия, написанные греч. мастерами из окружения митр. Фотия в дополнение к созданным ок. 1400 г. заставкам и инициалам, 1414-1415 (?) гг. (ГММК. Оружейная палата) (Чураков, Плугин, Брюсова); рисунок покрова (знамение) с изображением прп. Сергия Радонежского, ок. 1422 г. (СПГИАХМЗ) (Н. А. Маясова). Иконография

http://pravenc.ru/text/171187.html

Св. Нил Афонский 600 лет назад предсказал, что дьявол изобретет ящик с рогами, которые будут видны с крыши каждого дома. Этот ящик будет способен, говорил он, извращать людское мышление. Когда люди будут собираться вокруг него, они будут поклоняться дьяволу . Наука также доказала, что сидение перед телевизором приводит к потере самооценки, самостоятельного мышления, способности выбирать между добром и злом. Все в современном мире тянет людей вниз, к земному. Иконопись дает противоположное – устремление ввысь, к небу, нашему настоящему отечеству. Поэтому иконопись так важна. Однажды ко мне пришла одна дама и попросила написать для нее икону Святой Богородицы. Я спросил ее: «Для чего?». Я всегда задаю этот вопрос, потому что для многих людей это лишь мода, они просят икону для украшения квартиры. Дама мне ответила: «Я хочу молиться перед нею». Я написал икону и покрыл ее лаком. В ночь, когда я закончил икону, я вдруг проснулся и не мог даже пошевелиться, как будто был связан. Мне даже пришла мысль, что меня парализовало. Я попытался осенить себя крестом – невозможно. На улице было жарко, а вокруг меня страшный холод. Я стал читать Иисусову молитву. Наконец, к утру, к восходу солнца, я почувствовал, что могу двигаться. Со мной это случилось впервые в жизни. Вскоре пришла за иконой заказавшая ее дама. Я отдал икону, и она ушла. Через три месяца я получил от нее письмо. Она писала: «Я хотела покончить жизнь самоубийством и оставить икону в церкви в память обо мне. Но когда я принесла ее домой, я вдруг почувствовала такое раскаяние, что отказалась от мысли о самоубийстве. Икона спасла мне жизнь». Иногда люди говорят: «Это произошло случайно». Но в жизни ничего случайного нет. Во всем есть промысел Божий, даже в малом. Для меня это очень важно, я нахожу в этом большое подкрепление в периоды усталости. Трудно и утомительно все время разъезжать с Иконой, посещать больницы, дома, где есть больные. Тогда я говорю себе: «Я не сам избрал эту жизнь. Господь меня призвал». Я никогда не думал, когда вез Икону с Афонской горы, что такое случится со мною. И хотя я с первых мгновений почувствовал необыкновенное притяжение к Иконе, но не мог и помыслить, что она окажется чудотворной.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Святую икону отец Аристоклий вручил двум старейшим иеромонахам Фиваиды – отцу Протасию, духовнику, и отцу Антонию. Предварительно приложившись к святой иконе, сказанные старцы приняли ее на свои руки. Настоятель Фиваиды, он же и старший духовник, иеросхимонах Ефрем, положив обычные поклоны, облобызал икону Царицы Небесной, а за ним и все собравшиеся прикладывались к ней. Пока прикладывались, читалось святое Евангелие Богородичное. Затем старшим иеродиаконом отцом Пафнутием была сказана сугубая ектения: «О благочестивейшем государе императоре Николае Александровиче и всем его царствующем доме, святейшем вселенском патриархе Анфиме, святейшем всероссийском Синоде и отце архимандрите Андрее с братией, ктиторах и благодетелях пустынной Фиваиды, о всех предстоящих и молящихся и за всех православных христиан». После этого крестный ход тронулся в гору к соборному храму при многорадостном торжественно-ликующем пении пасхального канона. Во время этого торжественного шествия святую икону несли попеременно все иеромонахи по двое. Крутого подъема в гору от пристани до собора будет саженей около 150. Иеродиаконы в стихарях, имея в руках большие свечи с ваиями, с обеих сторон кадили святую икону, воздавая честь Самой Царице Неба и земли. На полпути была совершена другая лития, то есть сугубая ектения, в третий раз – около соборной церкви. Здесь крестный ход остановился. Отец наместник облачился в белые священнические одежды, прочитал святое Евангелие и по сугубой ектении, сказав возглас и приняв святую икону в свои руки, произнес краткую речь в отраду и утешение здешних насельников-пустынножителей и затем благословил святой иконой на все четыре стороны предстоящих, здесь подвизающихся ради Господа и спасения своей души. После этого крестный ход тронулся вокруг собора при пении «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Обойдя таким образом кругом, западными дверями вошли в самый храм. Священнослужители вошли чрез отверстые Царские врата в святой алтарь. Здесь отец наместник поставил святую икону на святой престол. Начался молебен Владычице мира. Когда иеродиакон отец Пафнутий возгласил: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне», а певчие затем запели тропарь Успению Богоматери: «В рождестве девство сохранила еси...», отец наместник принял со святого престола святую икону, вынес на середину храма и положил на приуготованный аналой, окруженный большими и малыми горящими свечами. Весь храм был освещен по-праздничному. Вслед за отцом наместником вышли из алтаря все священнослужители и по чину стали на средине храма вокруг святой иконы с ваиями и белыми возженными свечами. Всем присутствующим в храме также были розданы свечи и таким образом все молящиеся стояли и молились с ваиями и свечами, что придавало этому торжеству более чем праздничный вид. У многих из собравшихся на эту праздничную встречу Царицы Небесной в честном образе Ее Успения были видны сладкие слезы умиления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010