Икона Ацкурская - описание Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Ацкурская - описание Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Ацкурская Ацкурская икона Божией Матери находится в Гелати, недалеко от Кутаиси. Существует две версии обретения чудотворной иконы. По одной из них, икона принесена в Грузию святым апостолом Андреем Первозванным, по другой – Андреем Первозванным и апостолом Симоном. Но согласно всем источникам, Ацкурский образ – нерукотворный. Благословляя апостолов в путь в далёкую Иверию (современную Грузию), Богородица попросила принести Ей кусок доски. Умыв Своё лицо Божия Матерь приложилась к доске, и на ней изобразился лик Богородицы с Сыном на руках. С этим образом апостолы отправились проповедовать Евангелие в Иверию. Однажды апостолы присели отдохнуть, и на том месте, где они положили икону, забил святой источник. Этот источник в Андриасцкаро не пересыхает и по сей день. По преданию, в городе Ацкур апостолы воскресили умершего сына царствующей вдовы, приложив к нему чудотворную икону. Когда апостолам настало время покинуть Иверию, к ним обратились жители с просьбой оставить икону в стране. Апостолы попросили принести равную по размерам доску, положили её на икону, и образ полностью скопировался на принесённую доску. Позже с древней святыни была сделана копия в виде металлического складня. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Ацкурская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-224

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Ацкурская Предание говорит о том, что чудотворный Ацкурский образ – копия нерукотворной иконы Божией Матери, принесенный в Грузию святым апостолом Андреем Первозванным. Как следует из сочинения «Похвала» («Хождение и проповеди святого апостола Андрея Первозванного»), Пресвятой Богородице по жребию выпало удалиться в Грузию, но повелением Господа для проповеди христианства туда был послан апостол Андрей, который из рук Пречистой получил Ее нерукотворный образ, запечатленный на обычной доске, которую Она приложила к Своему Пречистому Лику. От святой иконы в Грузинских пределах были явлены многочисленные чудеса. Наименование иконы произошло от названия селения Ацкури, в часовню которого был помещен нерукотворный список образа, созданный апостолом Андреем: он просто приложил обычную доску к Первообразу. Ацкурская икона пользовалась широким почитанием среди императоров и простых жителей Грузии, многие специально приезжали в Ацкури, чтобы поклониться святому образу. Однажды после сильного землетрясения в Грузии в 80-х годах XIII века чудотворный образ был обретен неповрежденным под обрушившимся куполом Ацкурского кафедрального собора. Не раз при нападении персидских войск враги христианства похищали и увозили в свои края святую Ацкурскую икону Божией Матери, но каждый раз она возвращалась обратно в Ацкури. В конце 60-х годов XVI столетия сын имеретинского царя Баграта III Георгий поместил икону в Гелатский монастырь, где она пребывала до начала XX века. Гелатский (Гаенатский) монастырь, основанный в VIII веке святым царем Давидом в честь Успения Божией Матери, находится в 4–5 км к северо-востоку от Кутаиси, древнего центра исторической провинции Западной Грузии Имерети. Ацкурская икона Пресвятой Богородицы относится к иконографическому типу «Одигитрии» («Путеводительницы»), изображение Божией Матери, держащей на левой руке Божественного Младенца, находится в центре чеканного трехчастного киота-складня. Оклад сделан из червонного золота и серебра с использованием драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуга. С 1952 года чудотворная Ацкурская икона Пресвятой Богородицы хранится в Государственном музее истории искусств Грузии им. Ш. Я. Амиранашвили. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Ацкурская " .

http://pravicon.com/info-7

В 1446 году великий князь Василий Васильевич, будучи захвачен в Сергиевой Лавре войсками Димитрия Шемяки и князем Иоанном Можайским, заперся в храме Св. Троицы. Услышав, что его ищут, он отпёр южные двери, взял эту икону и встретил князя Иоанна в дверях церковных, говоря: «Брат! Мы целовали Животворящий Крест и сию икону, чтобы нам не мыслить зла друг на друга». Князь Иоанн дал обещание не делать ему зла. Тогда великий князь поставил икону на прежнее место. Царь Алексей Михайлович брал сию икону в польский поход в 1657 году и по возвращении в 1659 году исповедал свою благодарность, приказав написать на самом образе, что по молитвам Пресвятой Богородицы и заступлению святых чудотворцев Сергия и Никона Бог даровал ему победу над королём польским и предал в его руки Вильну и другие города польские, литовские и немецкие. В 1703 году сей образ был послан в стан русский к графу Шереметеву и находился во всех походах войны с Карлом XII, королём шведским. В 1812 году митрополитом Платоном послан был образ сей императору Александру I и вручён был московскому ополчению. По изгнании врагов из России образ возвращён на место. В честь явления Божией Матери преподобному Сергию устроен храм в 1732 г. в Сергиевой Лавре. В память сего чудесного и радостного для обители явления совершается каждую субботу молебное пение пред сею иконою на том самом месте, где оно было. Празднество иконе установлено 24 августа. 26.08. Владимирская Празднество чудотворному Владимирскому образу Пресвятой Богородицы установлено на день 26 августа повелением великого князя Василия Димитриевича по благословению Московского патриарха Киприана в память избавления Москвы от Тамерлана в 1393 году помощью и заступлением Богоматери. В этот день бывает в Москве крестный ход с иконою Владимирскою из Успенского собора в Сретенский монастырь. Икона эта, по верованию наших предков, написана св. евангелистом Лукою на доске того стола, на котором трапезовал Господь Иисус Христос с Пречистою Матерью и Иосифом праведным. Подробные сведения находятся в описании Владимирской иконы 21 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

На иконе золотая риза и она вставлена, подобно Хахульской, в другое позлащенное поле, на коем изображены эмалью успение, три святителя, апостолы и двенадцать праздников по сторонам. Внизу надпись, что царь царей Георгий и супруга его Тамарь, с сыном Александром, пожертвовали на икону золотую ризу. Это должен быть второй Георгий, по списку Имеретинских царей, брат Ростома и сын Константина, который царствовал в начале XVII века. Соломон великий, по словам той же надписи, устроил второй позлащенный оклад; а в задней доске иконы вставлено много святых мощей, весьма древних по неизвестных. Третья икона, собственно Гелатской Божией матери с Младенцем, сидящим на её коленах, и архангелами по сторонам, подобна Влахернской; она не писана, но вычеканена из позлащенного серебра, и гораздо древнее Ацкурской. Цари Баграт и Елена, но не великие предки возобновителя, а те, которые царствовали в XVI веке, устроили для нее большой серебреный кивот со складнями, на котором изваяны страсти Господни и некоторые из двенадцати праздников. На задней доске также много частиц неизвестных мощей. По другую сторону царских врат, не замечательных потому что они новые, поставлена большая икона Спасителя, в серебряном окладе, без надписи, но вероятно греческая и времен Давида возобновителя, ибо в Евангелии, которое держит Господь, начертано по-гречески: «Аз есмь свет миру». Рядом с нею еще большая икона Спасова, в позлащенном окладе, с правильно благословляющею рукою и греческою надписью: «Царь славы», она украшена в XIII веке, усердием царя Давида Нарина, сына Русудани, дочери великой Тамары. Возле, уже вне иконостаса, прислонена к нему весьма большая и драгоценная икона Божией Матери стоящей, с младенцем на руках, в золотом и отчасти серебряном поле, которого листы отпадают от ветхости. На венце Богоматери весьма крупные гранаты, жемчуги и бирюза. Царь Баграт великий, основатель собора Кутаиского, стоит на коленях пред Богоматерью, ибо он устроил сию икону и это верный портрет царя, замечательной красоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Дерзкое предложение было принято, икону сняли со стены и бросили в огонь под котлы, в которых варилось пиво. Но пламень устыдился беззаконного дела и в одно мгновение из-под котла отпрянул прямо кверху. Под котлом огня не осталось – огонь показался на кровле дома и зажёг её. Это было в день недельный; воздух был чист и тих; но в эту минуту внезапно сделалась буря, и пожар охватил почти весь город. Пользуясь смятением, русские сделали приступ к городу; находившееся близ города немецкое войско по какому-то странному ослеплению не хотело дать помощи своим осаждённым, и Нарва скоро была взята русскими. Иконы Божией Матери и Николая Чудотворца найдены в пепле нимало не повредившимися от огня. По взятии Нарвы царь Иоанн Васильевич повелел немедленно отправить туда архимандрита Юрьевского и протоиерея Софийского, чтобы соорудить церковь в замке, а другую в городе в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. В том же 1558 году архиепископ Новгородский прислал в Москву чудотворные иконы Богоматери и Николая Чудотворца. Царь и митрополит встретили иконы у Пятницы Ржевской и отнесли в Успенский собор, где пели пред ними молебен. 15.08. София – Премудрость Божия – Новгородская София-Премудрость Божия-Новгородская Новгородская икона Софии – Премудрости Божией – храмовая в соборе. Посредине этой иконы изображён Вседержитель в виде крылатого ангела огненного вида, в царском венце, на верху которого крест, в царском далматике с орарём, сидящий на золотом престоле, поддерживаемом семью столпами. В правой руке у него скипетр с крестом наверху, в левой – свиток. По сторонам стоят. Божия Матерь в червлёной одежде, держащая при персях круглую икону благословляющего Богомладенца, и Иоанн Предтеча, покрытый власяницею и держащий в левой руке свиток, на котором написано: «Се агнец Божий» и проч. Над главою крылатого ангела представлен Спаситель в червлёном хитоне, с голубою хламидою, благословляющий обеими руками; от главы Спасителя, по обе стороны, простирается зелёная полоса наподобие радуги, а над нею звёздное небо, на котором, над самою главою Спасителя, стоит четвероножный золотой престол, с раскрытою на нем книгою; с обеих сторон припадают к нему по три ангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Однажды Иларион, проходя мимо церкви, услышал голос: «Я прославлю тебя по всей земле». Иларион затрепетал и, пройдя в преддверие, никого там из людей не нашёл; стояла только одна икона Владимирской Божией Матери; со слезами пал он пред нею и исповедал своё недостоинство. Блаженный Иларион начал в своей обители воздвигать каменную церковь . Заботы о постройке сильно тревожили его, как и многие неприятности между рабочими. Однажды, совершая с братией правило в церкви, он сильно скорбел пред Богом, что постройка отвлекает его от духовного дела и начал уже раскаиваться, что вздумал строить каменную церковь . В молитве простёр он руки к образу Божией Матери и со слезами взывал к Ней: «О Прещедрая Дево Марие, Богоизбранная Отроковице! Моли о мне грешном к Сыну Твоему и Богу нашему! Не оставь меня, как Сама обещалась Ты не оставлять меня в нуждах и всегда присутствовать со мною! Избавь меня от сих безмерных хлопот!» По окончании правила Иларион остался один в церкви и, севши, стал размышлять о церкви и задремал. Во сне ему явилась Божия Матерь и сказала: «Перенеси образ мой, называемый Владимирским, из тёплой церкви и поставь его в новосозидаемой каменной, и Я буду тебе там Помощницею». Блаженный Иларион проснулся и приказал звонить в большой колокол; тотчас собрались иноки и, облачившись в ризы, со свечами и кадилами отправились на паперть тёплой церкви и, помолившись пред иконою Божией Матери Владимирской, торжественно перенесли ееё в церковь. По совершении всенощного бдения, Литургии и молебна, блаженный строитель поведал братии о чудесном видении, и тогда с крестным ходом и пением молитв чудотворная икона была изнесена из церкви и поставлена среди лесов в новосозидаемый храм. С тех пор построение шло успешно, и величественный собор был окончен в том же году. Преподобный Иларион хотел сделать эту икону местного и во имя её освятить храм, но ему явилось видение, по которому он уразумел, что храм должен быть освящён в честь Успения Божией Матери. Сам царь Феодор Алексеевич присутствовал при освящении сего храма и, питая глубокое уважение к блаженному Илариону как к своему лучшему другу, возвёл его в сан митрополита Суздальского.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

38 Монастырь святого великомученика Георгия Победоносца на Святой Горе Афон. Основан преподобным Ксенофонтом в V в. – Прим. перев. 41 Преподобный Симеон Палестинский, Христа ради юродивый. Память празднуется 21 июля/3 августа. – Прим. перев. 42 Опера «Даиси» (груз. – закат) была написана в 1923 г. грузинским композитором Захарием Палиашвили (1871–1933). – Прим. перев. 43 Старец говорит об отпечатке с подлинника Едесского изображения Спаса Нерукотворного (см. сноску 37). По преданию, этот Нерукотворный Образ явился, когда Сам Господь наш Иисус Христос приложил к Лику кусок ткани и послал его царю Едеса Авгарози. Эта икона носит также название «Анчисхати». Анчи – бывший епархиальный городок Грузии, который сейчас находится на турецкой территории; Хати (груз.) – икона. Эта чудотворная икона по сей день находится в Государственном музее искусства г. Тбилиси. – Прим. перев. 44 Ацкурская икона Божией Матери – нерукотворная икона Божией Матери, которую в I в. привёз в Грузию святой апостол Андрей Первозванный. Св. Андрей обошёл с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии. В г. Ацкури, близ современного г. Ахалцихе, по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять Святое Крещение. Апостол Андрей поставил здесь новопросвещённым епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа). – Прим. перев. 45 Антимоз Иверийский (XVIII в.) – румынский митрополит грузинского происхождения. В детстве был похищен и увезён из Грузии. Воспитывался он при дворе патриарха в Иерусалиме. Оказавшись в Румынии (в Валахии), Антимоз приобрёл большой авторитет и влияние и стал митрополитом Валахии. Он активно боролся за независимость Румынии. Румынская Православная Церковь причислила Антимоза к лику святых. Благодаря встрече режиссёра Гиули Чохонелидзе с отцом Гавриилом на съёмках фильма об Антимозе Иверийском мы име­ем сейчас единственные кинокадры со старцем. – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Около 1500 года при разграблении Киева татарами икона, по снятии с неё дорогих украшений, брошена была татарином в Днепр. Спустя несколько времени икона явилась в Пинске на р. Свислочи, где жители нашли её, увидав необычайное сияние от неё. Она была поставлена в церкви замка 13 августа 1500 г. и находилась там 116 лет. Оттуда в 1616 году перенесена в минскую церковь Святого Духа, где и поныне сияет, являя над многими из верных чудеса благодати Божией. В 1635 году митрополит Рутский приказал перенести сию икону из православной соборной церкви в Вознесенский монастырь, обращённый из православного в унию. Но теперь икона по-прежнему находится в минском православном соборе. Она помещается с левой стороны иконостаса. Вышина её 2 аршина, а ширина 1 аршин 51/2 вершков; писана яичными красками на деревянной доске. В 1852 г. усердием православных св. икона покрыта серебряною ризою. Над ликами Богоматери и Предвечного Младенца, держащего державу, находятся серебряные вызолоченные венцы – короны с бриллиантами; внизу на ризе вычеканена надпись, изображающая историю иконы. 14.08. Явление Пресвятой Богородицы пономарю Георгию Явление Пресвятой Богородицы пономарю Георгию В 1383 году вскоре после чудесного явления Тихвинской иконы Божией Матери благоговейный пономарь Георгий послан был оповестить по окрестным селениям день освящения церкви в память явления иконы и заповедать пост. На обратном пути за три поприща от Тихвина Георгий вдруг увидел Матерь Божию, неизреченным светом сияющую и сидящую на клади сосновой, и в руке Её червлёный жезл, а перед Нею стоящего святителя Николая Чудотворца. Пресвятая Богородица повелела Георгию сказать священнослужителям, чтоб над новоустроенным в честь Неё храмом поставить крест деревянный, а не железный. Георгий исполнил данное ему повеление. Словам его не дали веры и стали ставить приготовленный уже железный крест. Внезапно поднялась буря и снесла с церкви мастера с железным крестом в руке, не причинив ему никакого вреда. На месте сего явления построен храм во имя святителя Николая, а из основой клади – бревна – сделан крест и поставлен над тем храмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Багратом, дальним потомком Давида сына Русудани, начинается, в 1455 году, ряд отдельных властителей Имеретии, при которых испытала она столько бедствий, и это имя, вместе с именами Георгиев и Александров, почти беспрестанно повторялось, славно или позорно, на престоле Имеретии, до двух последних Соломонов. При Баграте начались уже междоусобия с царями Грузии, которые продолжались и при его преемнике Александре. Внешние враги воспользовались раздорами внутренними и нахлынула орда татарская, в 1509 году, разорившая Кутаис и обитель Гелатскую, место погребения его предков; один только вышгород столицы спасся от иноплеменных. Баграт II, его сын, является счастливым воителем против атабеков; он берет лучшее их сокровище, чудотворную икону Божией матери Ацкурской, из ущелья Борджомского и ставит ее в Гелат; там же, в крепости монастырской, заключает двух своих соперников Атабека Кварквара и Левана Дадиана. Это самая блестящая эпоха малого царства. Баграт участвовал и в славном поход палестинском современных ему царей Карталинии и Кахетии, Георгия и Леона. Георгий, его наследник, мирится с атабеками и со славою отражает первое нападение турков. По смерти сильного Георгия, беспокойные соседи Дадианы и Гуриели начали вступаться в престолонаследие его детей и внуков. Правнук его Александр III, славнейший из царей Имеретии, восстановил на краткое время благосостояние своего царства. Не только победил он соседей, дерзнувших с ним состязаться, но даже властно распоряжался собственным их наследием, заменил Липарида Дадиана – Вамеком, а Гуриеля Кайхозрова – Димитрием, сокрушил и полки грузинские, пришедшие к ним на помощь. Чувствуя, однако, что не может держаться без помощи более сильных союзников, просил ее от единоверной державы русской. Торжественно принял он у себя посланника царя Алексея Михайловича, и присягнул ему на верность. По вместе с великим Александром, погребенным в Гелате, погребено было навсегда и благоденствие его царства. Наступила самая позорная эпоха, в 1660 году, с воцарением юного Баграта, его сына, которому суждено было испытать на себе все бедствия, какие только могут обуревать царя и человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Во время плавания Геронтия поднялась страшная буря; противные ветры задерживали его корабль. Ночью во время бури явилась Геронтию Пресвятая Богородица и запретила ему: «Не на тебя возложится сан святительский, но тот, кто написал Мой образ, Петр, игумен Ратский, возведен будет на верховный престол митрополии русской и украсит его, и упасет людей своих, за которых Сын и Бог Мой Иисус пролил кровь Свою». Когда после многих страданий от бури Геронтий прибыл в Царьград и против желания своего рассказал своё сонное видение, патриарх взял у него святительскую утварь и честную икону; все это передав законному святителю, сказал: «Приими святый Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо сего ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе». В 1325 году, при перемещении митрополии из Владимира в Москву Петровская икона перенесена сюда митрополитом Петром и поставлена в Успенский собор. Эта икона была с древних времён прославлена чудотворениями. Когда патриарх Иов хотел убедить Бориса Годунова принять венец Мономаха, то вместе с иконами Богородицы Владимирской и Донской взял и Петровскую. Она же находилась в 1613 году вместе с Феодоровскою иконою при избрании на всероссийский престол юного царя Михаила Феодоровича. 24.08. Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию 94 Однажды в глубокую ночь преподобный Сергий пред иконою Божией Матери пел акафист и, взирая на Её икону, так Ей молился: «О Пречистая Мати Христа моего, Заступница и Крепкая Помощница роду человеческому, присно молящаяся о нас, недостойных, Сыну Твоему и Богу нашему! Умоли Его, да призрит на святую обитель сию, собранную в похвалу и честь святому имени Его во веки. Тебя, Матерь Сладкого мне Христа, Молитвенницу, призываю, многое дерзновение к Нему стяжавшую, как общее всем упокоение и пристанище». Совершив обычное правило, сел он не много отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, по имени Михею: «Бодрствуй, чадо, ибо мы будем иметь чудное посещение». Едва произнёс он эти слова, как услышан был глас: «Пречистая грядет».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010