Представим себе, что дитя подросло; оно различает предметы, выражает уже привязанность к одному предмету и отвращение к другому, – но еще не говорит. Как же тогда действовать родителям на религиозное чувство дитяти? Если вообще несомненно благотворно развивать дитя предметами, доступными внешним чувствам, то и в деле религии наглядность имеет большое значение. Обратите внимание на спальню дитяти. Она должна иметь св. икону останавливающую внимание ребенка. Это – во–первых; а во–вторых, дитя должно видеть других молящимися. По нашему мнению, в спальне достаточно иметь одну икону Спасителя и хорошо бы в полном человеческом виде, а не поясном; при том Спасителя окруженного детьми благословляющего и ласкающего их. Или же – икону: Христос стоящий с распростертыми руками, готовыми принять всякого молящегося. Пред иконою должна быть лампадка. Для малютки, да и не для него только, спальня есть молельня. Мы говорим об одном образе Спасителя, потому что для наглядного усвоения идеи о Боге едином удобнее иметь одну икону. Для этой же цели нам кажется хорошо бы иметь во всех часто посещаемых ребенком комнатах тоже одну икону Спасителя нашего в разных видах Его деятельности. В спальне родителей может быть целый иконостас. Взрослые, несколько развитые уже могут различать поклонение Богу единому от почитания святых. А малютки, как только начинают говорить, всех и каждого святого считают божеством. Так и младенчествующий народ не редко икону святого считает за божество. Когда подрастут дети, начнут говорить, расспрашивать; тогда над их кроватками можно иметь икону их ангела хранителя и того угодника Божия, имя которого ребенок носит. Тогда дитя легче усвоит различие Бога и его слуг, заботы Бога о жизни и спасении человека с первых дней его бытия. Тогда дитя, зная близь него находящихся ангелов, с большою любовью будет их призывать на молитве и уже не станет их смешивать с самим Божеством. Но при помещении св. иконы в детской спальне едва ли удобно иметь по две иконы одного и того же лица, напр. иконы Божией Матери Тихвинскую, Казанскую, Смоленскую, Знаменскую и т. п. От разнообразия икон Её в голове не развитой даже и у взрослого простолюдина составляется мысль, будто бы не одна на землей Матерь Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Всё сие с несомненностью подтверждало добродетельную жизнь преподобного отца нашего Алипия, ради которого написалась сама собою та икона. Перейдем теперь к чуду, совершившемуся при кончине святого, дабы видеть, как дивно сей человек, искусный творец икон, перешел из жизни сей временной в жизнь вечную. Некий благочестивый человек попросил преподобного отца нашего Алипия написать икону Пресвятой Богородицы; при этом он просил святого написать сию икону ко дню праздника Успения. Но преподобный заболел в скором времени и уже приближался к смерти своей; а икона, между тем, не была написана; человек тот весьма скорбел по сему случаю и очень беспокоил святого. Блаженный же Алипий сказал ему: — Чадо! Не беспокой меня, но возложи всю печаль свою на Господа, и Он сделает, как пожелает: икона будет на своем месте в праздник свой. Муж тот, поверив словам святого, пошел в дом свой с веселием. Потом он снова пришел к Алипию накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы. Увидав, что икона не была написана, увидя также и то, что преподобный Алипий разболелся еще больше, муж тот стал укорять блаженного, говоря так: — Почему ты не сказал мне ничего о своей тяжкой болезни? Тогда я отдал бы икону другому иконописцу, который бы и написал ее мне, дабы праздник был честен и торжественен; но вот теперь ты ввергаешь меня в великий стыд. Преподобный с кротостью отвечал ему: — О чадо! Разве это сделал я по своей лености? Однако Бог может единым словом Своим написать икону Матери Своей; вот я сам ухожу из мира сего, как открыл мне сие Господь, но не хочу оставить тебя в печали. Муж тот отошел с глубокою скорбью. Тотчас после его ухода к преподобному Алипию пошел некий светлый юноша, который и начал писать икону мужу тому. Алипий подумал, что человек тот, обидевшись на него, прислал нового иконописца, и принял сначала юношу того за человека; однако быстрота и изящество его работы показывали, что то был ангел; ибо он в продолжении трех часов написал весьма красивую икону, то полагая на икону золото, то растирая различные краски на камне и живописуя ими; потом сказал преподобному:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вдова построила Церковь недалеко от своего дома и, поместив в ней Святую икону, вместе с сыном непрестанно слезно молилась Владычице о спасении души. Но недолго они утешались. Свирепые и корыстолюбивые иконоборцы снаряжали отряды в поисках св. икон, истязая христиан. Они увидели св. икону Божией Матери в церкви и стали требовать, чтобы вдова заплатила им большую сумму денег, иначе они угрожали замучить ее и сына. Один из них в своей жестокости и дерзости ударил мечом св. икону Божией Матери, и вдруг, чудесным образом, из этого места, на ланите Божией Матери, истекла кровь, как из живой раны. Это первое чудесное явление так поразило воина, что он впоследствии раскаялся в своей дерзости и кощунстве, принял иночество с именем Варвар и, подвизаясь, мирно окончил свою жизнь в Иверском монастыре. Тогда же вдова всю ночь горячо и слезно вместе с сыном молилась перед иконой, затем с трепетом и благоговением она отнесла икону на берег моря и, взывая к Божьей Матери, говорила так: «Владычица Мира! Ты, яко Матерь Божия, имеешь власть над всеми тварями. Ты можешь избавить нас от гнева нечестивого царя и образ Свой от потопления» (Описание Афонских монастырей, Санкт-Петербург, 1859 г., стр. 43). Когда же вдова опустила икону в море, икона Божией Матери не упала, но встала прямо и понеслась по волнам к Западной стороне. Это чудо поразило и утешило вдовицу, и, возблагодарив Господа и Пречистую Матерь, она обратилась к своему единственному сыну: «Теперь, – сказала она, – наши моления не тщетны». Благочестивая вдова, укрепленная Чудодейственной силой иконы Божией Матери, уже не боялась смерти и готова была умереть за Христа, но своего сына просила бежать в греческие страны. Сын послушался и, простившись с матерью, отправился в г. Солунь, а оттуда в пределы св. горы Афон. Он, прибыв на св. гору Афон в Иверскую обитель, поведал инокам о чудной иконе Божией Матери, вставшей на водах моря и поплывшей к Западу. Прошло почти два века после кончины сына благочестивой Никейской вдовы. Как-то вечером иноки Иверской обители увидели, что далеко в море стоит столб огня, уходящий своей вершиной в небо.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

На противоположном берегу реки Шелони чудотворную икону Матери Божией встретил крестный ход из Подгощской церкви и почетный конвой, состоящий из роты нижних чинов 86 Вильманстрандского полка, во главе с ротным командиром. После краткого молебствия, шествие с чудотворною иконою направилось в село Подгощи. Торжественный звон церковных колоколов и новые многочисленные толпы народа встретили чудотворную икону Божией Матери, когда она еще далеко не дошла до села Подгощи. По отправлении общего молебна против церкви и после краткого отдыха сопровождавших св. икону, шествие ея, при колокольном звоне и неумолкаемом пении стиха: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» с крестным ходом из Подгощской церкви направилось далее. Не доходя села Горец чудотворную икону Божией Матери встретил крестный ход из Горецкой церкви и присоединился к торжественному шествию, a Подгощский, оставив св. икону, возвратился в свою церковь . При колокольном звоне и пении в народной массе стиха: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» чудотворная икона Божией Матери, сопровождаемая многими тысячами народа, тихо и торжественно достигла села Горец. После молебна, отправленного против Горецкой церкви, чудотворная икона Божией Матери снова тронулась и, не доходя трех верст до села Коростыни была встречена крестным ходом из Коросгынской церкви. Радость жителей села Коростыни, при встрече чудотворной иконы Царицы Небесной, была не описуема: все село украсилось флагами из разноцветных материй; путь, которым следовала чудотворная икона Матери Божией, выметен и усыпан зеленью. Вечерняя темнота придавала шествию еще больше торжественности; все село было освещено фонарями. При обилии света от зажженных свечей в храме, религиозном восторге православных чтителей святыни, икона Матери Божией была внесена в холодный Успенский храм села Коростыни. Желающих поклониться святыне было такое множество, что при всей обширности храма большинству из них, не смотря на все желание, не было никакой возможности проникнуть в храм. При всем том дарим образцовый порядок, нигде и ни в чем не нарушаемый: во сознавали священное значение торжества и чтили его в глубоком молчании.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

Памятниками любви святителя к молитве доселе еще служат две иконы, несомненно принадлежащие ему: икона Девпетерувской Божией Матери, по преданию бывшая келейная преосвященного Питирима и икона святого Николая. Икона Девпетерувской Божией Матери в настоящее время стоит при раке святителя и, по преданию, есть та самая икона, пред которой святитель Питирим возносил свои теплые молитвы к Богу. По очерку полууставом написанных литер надписи и кольцеобразной чеканной работы на окладе иконы, написание ее относят к концу 15 или началу 16 века. Прежде икона эта стояла в верхнем храме на горнем месте, но особенное обстоятельство заставило соборных священнослужителей поставить ее на настоящее место. Именно: одна женщина, у которой муж, вследствие ложного обвинения, посажен был в тюремный замок, видела во сне неизвестного старца, который, указав ей икону Девпетерувской Божией Матери, сказал ей, что икона эта стояла прежде в доме преосвященного Питирима, и потом, по смерти его, вместе с телом почившего принесена была в соборный храм, где и осталась с того времени. Сказавши это, старец приказал ей непременно отыскать означенную икону в соборе и отслужить пред Нею молебен, и затем, прибавил старец, по молитвам небесной Заступницы, муж ее в скором времени, как невинный, будет освобожден из тюрьмы. Женщина исполнила повеление старца на другой же день после виденного сна, явилась в собор и, рассказав там свое сновидение соборному причту, просила отыскать виденную ею во сне икону. Основываясь на описании величины и вида иконы, а, главным образом, на сказании, что виденная ею икона была прежде в доме преосвященного Питирима, ей показали икону Девпетерувской Божией Матери. При первом взгляде на эту икону, женщина объявила, что эта самая указана была ей старцем во сне, и просила отслужить пред Нею молебен, И действительно, вскоре муж этой женщины, как невинный, был освобожден из тюрьмы. После сего события соборные священнослужители нашли более приличным поставить эту икону при гробнице святителя, как бывшую у него келейной; чудесное событие, о котором было сказано, относится к 1833 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Много горя натерпелись сироты и должно быть с усердием молились Богу. И вот, в одно утро Алексей, проснувшись рано, разбудил мать свою и говорит ей: «Матушка! Ступай поскорее в село Алексеевское, отыщи там Тишичкина, выпроси у него икону Божией Матери и принеси ее сюда ко мне. Приложусь я к этой иконе и встану на ноги, выздоровлю. Такое видение мне было в сегодняшнюю ночь. Поверила сыну мать и пошла в Алексеевское. Здесь, действительно, находит она крестьянина по прозванию Тишичкина и спрашивает, нет ли у них какой-нибудь иконы Божией Матери, им не нужной, и не отдадут ли они эту икону ей на время, чтобы сносить ее в Слободу. Есть у нас одна такая икона; она у нас в сенях, пожалуй, – возьми ее, ответил хозяин Тишичкин. Нужно заметить, что Тишичкины были раскольники, а эта икона была православного письма, а потому она была у них в пренебрежении. Вышла Бакирова в сени, нашла там икону, оказавшуюся иконой Ахтырской Божией Матери, с радостью взяла ее и пошла было с ней домой. Но вышедши со двора Тишичкина, Бакирова увидала, что икона загрязнена куриным пометом, а потому подошла к первому попавшемуся ручейку, старательно вымыла ее и понесла в Слободу. Когда Бакирова дошла с иконой к своему Слободскому перевозу, многие из ее соседей и родственников вышли встретить эту икону. Перевезли чрез перевоз и понесли икону в дом к Бакировой. Как только вступили с иконой в ворота Бакировой, сын ее Алексей почувствовал в себе некоторую силу и сам несколько приподнялся на постели и сел; а когда внесли ее в избу, больной вдруг встает с постели и становится твердо на ноги. С радости заплакали пред св. иконой сын и мать, заплакали и все присутствующие. Доложили об этом священнику, попросили его на дому отслужить всенощное бдение и молебен, а на утро внести икону в Слободскую церковь для общего молебствия. Услыхали об этом чуде Алексеевские жители и потребовали возвращения иконы Ахтырской Божией Матери в село Алексеевское, чтобы поставить ее навсегда в своей церкви. Проводы были из Рыбной Слободы торжественные, с иконами, с духовенством и множеством народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По дороге в Софию брат Иосиф остановился в Париже, передохнуть от смены часовых поясов и съездить в любимую Лесну, чтобы украсить монастырский праздник своей Иконой. Пребывание Иконы в Болгарии брат Иосиф также приурочил к монастырскому празднику Покрова Божией Матери. В Софийском аэропорту Икону встречали духовенство с прислужниками в голубом облачении и ликующие миряне. Много приветствий. Пропели тропарь и величание Иверской иконе и отправились к месту строящегося Собора Успения Божией Матери. Из Собора крестный ход, во главе с Епископом Фотием, направляется к выходу встречать Пресвятую Богородицу, при большом стечении народа, давно ожидающего прибыия Иконы. Все в духовном восторге и с радостными слезами. Брат Иосиф передает Икону в руки Владыки. Проходят через усыпанный цветами церковный двор к амвону, с приготовленным на нем аналоем в изящно разукрашенной нише будущего алтаря. Икону ставят на покрытый цветами аналой. Все многочисленное духовенство прикладывается к Ней и поочередно читает акафист, начиная с Преосвященного Владыки Фотия, при всеобщем торжественном радостном припевании. Затем Владыка и монастырское духовенство отвозят икону в Княжево (в 10-ти км от Софии), в расположенный на склоне горы Покровский монастырь. Игуменья с сестрами благоговейно и радостно встречают Икону. Матушка горячо приветствует брата Иосифа. Икону вносят в маленький красиво убранный параклис и опять воспевают перед Ней радостный акафист Иверской Божией Матери всем сонмом звонких монашеских голосов. Брата Иосифа поселили на территории монастыря вблизи главного здания, в котором находится параклис и приемная. Ему отвели светлую келлию в два окна, защищенных железными, красиво выполненными фигурными решетками. Келлия была украшена рядом чудных икон письма Шелехова. Для Мироточивой иконы был приготовлен аналой с висящей над ним лампадой, ведь брат Иосиф и ночью ее охранял. В течение же всех дней Икона находилась в распоряжении духовенства и народа, прибывающего к ней непрерывным потоком.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Появление явлённых икон связано с благочестием, святостью конкретных людей и религиозно-нравственным состоянием отдельных местных сообществ. Иконы не «являются» в местах разгула и разврата. Образцом святости и смирения были Ирина Лазарева и Анна Усачёва, показавшие редчайший пример христианской жизни, достойный описания агиографа. Берегли как зеницу ока свою икону урюпинцы, которые охраняли икону от советской власти. Не доверяли и епископам. Стало даже традицией припрятывать икону, что не один раз делали верующие станичники. Впервые это случилось с прекращением паломничества после 1929 года. Попытки архиереев взять икону из Покровского храма на время заканчивались неудачей в 1959 и 1995 г. Утерянный оригинал иконы был обретён в 1993 г., а список иконы (копия, написанная в 1925 г.) вернулся в Покровский храм в 2005 г. Умирая, икону местному батюшке передала одна из жительниц: ее родители взяли святыню на хранение в годы советской власти. Сила иконы Божией Матери была такова, что притяжение к Ней в советские годы не ослабевало, а только возрастало. Государственные органы власти не посмели закрыть Покровскую церковь. Характерным и далеко не второстепенным моментом было то, что в переписке партийно-советские чиновники при упоминании иконы писали Её имя с заглавных букв: «Божия Матерь». Возможно, что наличие проявляющихся чудес находится в зависимости от благочестия населения, выраженного не в жажде чуда, а в праведной и святой жизни. Нужно много молиться и каяться, просить прощения, чтобы через икону проявились знаки (мироточение, обновление, просветление, чудеса исцеления, знамения и т.д.). Свойство человеческого сердца – воспринимать явлённые иконы и чудеса от них как поучение, назидание, заступничество. И нет выше долга у христианина, чем прославлять Пресвятую Богородицу в ликак икон, просить и благодарить Её за малейшие знаки, видимые только верующим. Значение местных святынь велико: в них проявляется народный дух; Иконы Божией Матери – стражи и охранители местных «отчизн»; они являются не столько чем-то внешним по отношению к месту («лицом» и «визитной карточкой» места), сколько его внутренним содержанием, и накладывают отпечаток на людей данной местности, на историю, на быт, обычаи и нравы их. И пока сохраняется икона Божией Матери и жива вера православная – жив и будет жить казачий род ст. Урюпинской, земли Хопёрской и Донской. Местная святыня Дона и Хопра выходила из узких рамок своей местности и становилась даже межобластной, т.е. ей поклонялись жители соседних областей: Саратовской, Воронежской, Астраханской, Ростовской.

http://bogoslov.ru/article/1435189

— К такой иконе достаточно приложиться один раз. Какие иконы приобрести для дома? Любую ли икону можно вешать в доме? — Обязательно надо иметь дома иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме того, существует много икон угодников Божиих. Хорошо иметь дома икону небесного покровителя, то есть святого, имя которого человек носит. Приобретать иконы лучше в православном храме или в специальных церковных магазинах, где они уже освящены. Как устроить домашний иконостас?Иконы желательно помещать на восточной стороне комнаты, можно также устроить святой уголок. Выбирая место для домашнего иконостаса, необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном, не допускать смешивания икон с предметами декоративного убранства светского характера, книгами недуховного содержания. Перед иконами должно быть достаточно свободного пространства для молящихся. Над иконами желательно прикрепить восьмиконечный крест. Между иконами не должно быть никаких картин. Центральными должны быть иконы Спасителя и Божией Матери. Возле них можно повесить или поставить лампаду. Небольшие иконостасы (молитвенные уголки) желательно устроить во всех комнатах. Как правильно повесить дома иконы, в каком порядке? — В храме есть строгие уставные требования, а для домашнего иконостаса существуют лишь некоторые правила. Надо помнить о принципе иерархии, например, не следует размещать икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов. Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе). Если иконы развешаны бессистемно, несимметрично, то это может отвлекать от молитвы. Не стоит допускать многообразия стилей. Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации? — Такую икону ни в коем случае нельзя просто выбросить. Раньше такие иконы пускали по течению реки. Лучше всего отнести такую икону в храм и отдать для сжигания в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самим, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено, например, на кладбище или в лесу под деревом. Надо помнить, что порча иконы – грех, поэтому выцветшие бумажные иконы нельзя сминать, разрывать, разрезать. Даже к испорченной иконе следует относиться с благоговением. Что означают надписи на иконах, например, буквы на главе Спасителя?

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Говоря о настоятелях протоиереях Василие Ермакове (1927-2007) и Николае Конькове (1947-2020), Марина Ержемская отметила, что большинство присутствующих застали этих батюшек и хорошо их знают. Затем докладчица предложила слушателям войти в храм. Она рассказала, что в алтарной части сохранились таблички с именами благотворителей: уникальный резной иконостас изготовлен на средства купца Александра Николаева, супруги Васильевы и Шишмаревы пожертвовали на изготовление священных предметов. Иконы святителя Николая и Казанской иконы Божией Матери - дар семьи Ивановых. В храме особо чтут икону преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей (перстом) и кусочками камня, на котором преподобный молился сто дней. Один из кусочков камня был пожертвован жителем Дивеева еще в Благовещенскую церковь. Второй кусочек камня пожертвовал в храм митрополит Антоний (Мельников) . Чтут прихожане и икону Божией Матери " Умиление " - список с келейного образа преподобного Серафима. Самая старинная икона в храме - Смоленская. Она, как и Тихвинская икона Божией Матери, была передана в храм из закрытого Благовещенского храма - того самого, к которому Серафимовский храм первоначально был приписан. Особая история у Казанской иконы Божией Матери, которая находится в приделе святой мученицы царицы Александры, - ее называют " Романовской " . Это список с иконы из Площанской пустыни в Брянской области, он был подарен великому князю Георгию Александровичу, а после его смерти перешел к его брату - великому князю Михаилу Александровичу. В 1915 году икона была перевезена в Санкт-Петербург и находилась во дворце великого князя. Про эту икону написана книга " Икона великого князя " , автор ее - нынешний митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан. Прадед владыки Митрофана, Степан Никитич Пименов, был моряком. Он обладал глубокими знаниями в области электричества, занимался электрификацией дворцов, в том числе дворца великого князя Михаила на Английской набережной. Впоследствии стал управляющим дворца, и ему удалось спасти и спрятать икону. Ее отнесли в Благовещенскую церковь у Благовещенского моста, но церковь вскоре закрыли, а икону вернули Пименову обратно. Степан Никитич умер в блокаду, место захоронения неизвестно. Когда его семья вернулась из эвакуации, они обнаружили икону в квартире. Мать будущего владыки Митрофана отнесла ее в Серафимовский храм. Крестил будущего владыку в Никольском соборе протоиерей Василий Ермаков, будущий настоятель Серафимовского храма.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010