Вологды, на берегу реки Тошни, и поэтому называется также Тошенскою. Празднуется этой иконе 13 августа, а также в неделю Всех святых. Матерь Божия Семистрельная изображена на иконе в величину менее натуральной, без Предвечного Младенца, одна, пронзённая семью стрелами: четыре с левой стороны и три с правой. О первом прославлении этой иконы сохранилось следующее сказание: некоему крестьянину Кадниковского уезда, много лет страдавшему общим расслаблением и болезненною хромотой, был сон, что если он посетит Иоанно-Богословский храм и найдёт на колокольне икону Божией Матери, то, помолившись пред нею, получит исцеление. Два раза он приходил и, передавая свой сон, просил впустить его на колокольню; но ему не верили и отказывались исполнить его просьбу. Наконец в третий раз помилосердовали о нем и впустили его на колокольню. Здесь он тотчас нашёл святую икону, виденную им во сне: она заменяла место доски, по которой проходили на повороте лестницы. Найденную им икону омыли от сора и птичьего налёта, покрывавших её. Больной крестьянин просил отслужить пред нею молебен и получил исцеление. Много прошло после этого времени, об этой иконе опять не было известий, до 1830 года, когда в Вологде свирепствовала холера. Жители в страхе прибегали к помощи Царицы Небесной и, подняв святые Её иконы, Семистрельную и Семиградскую, обнесли их кругом города в торжественном крестном ходе. Видимо ослабели заболевания, и скоро холера совершенно прекратилась. С того времени икона прославилась многими чудесными исцелениями больных. Живопись на сей иконе весьма древняя, по преданию – около 500 лет, как то подтверждают многие знатоки живописи. Написана она на холсте, наклеенном на доске; живопись прекрасно сохранилась. В Вологде, в приходской церкви преп. Димитрия Прилуцкого, что на Наволоке, находится список с этой иконы, также прославившийся чудесами. 13.08. Минская 80 Минская Сия чудотворная икона поставлена была в X веке великим князем Владимиром в церкви Десятинной и находилась там более 500 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Около 1500 года при разграблении Киева татарами икона, по снятии с неё дорогих украшений, брошена была татарином в Днепр. Спустя несколько времени икона явилась в Пинске на р. Свислочи, где жители нашли её, увидав необычайное сияние от неё. Она была поставлена в церкви замка 13 августа 1500 г. и находилась там 116 лет. Оттуда в 1616 году перенесена в минскую церковь Святого Духа, где и поныне сияет, являя над многими из верных чудеса благодати Божией. В 1635 году митрополит Рутский приказал перенести сию икону из православной соборной церкви в Вознесенский монастырь, обращённый из православного в унию. Но теперь икона по-прежнему находится в минском православном соборе. Она помещается с левой стороны иконостаса. Вышина её 2 аршина, а ширина 1 аршин 51/2 вершков; писана яичными красками на деревянной доске. В 1852 г. усердием православных св. икона покрыта серебряною ризою. Над ликами Богоматери и Предвечного Младенца, держащего державу, находятся серебряные вызолоченные венцы – короны с бриллиантами; внизу на ризе вычеканена надпись, изображающая историю иконы. 14.08. Явление Пресвятой Богородицы пономарю Георгию Явление Пресвятой Богородицы пономарю Георгию В 1383 году вскоре после чудесного явления Тихвинской иконы Божией Матери благоговейный пономарь Георгий послан был оповестить по окрестным селениям день освящения церкви в память явления иконы и заповедать пост. На обратном пути за три поприща от Тихвина Георгий вдруг увидел Матерь Божию, неизреченным светом сияющую и сидящую на клади сосновой, и в руке Её червлёный жезл, а перед Нею стоящего святителя Николая Чудотворца. Пресвятая Богородица повелела Георгию сказать священнослужителям, чтоб над новоустроенным в честь Неё храмом поставить крест деревянный, а не железный. Георгий исполнил данное ему повеление. Словам его не дали веры и стали ставить приготовленный уже железный крест. Внезапно поднялась буря и снесла с церкви мастера с железным крестом в руке, не причинив ему никакого вреда. На месте сего явления построен храм во имя святителя Николая, а из основой клади – бревна – сделан крест и поставлен над тем храмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Во время плавания Геронтия поднялась страшная буря; противные ветры задерживали его корабль. Ночью во время бури явилась Геронтию Пресвятая Богородица и запретила ему: «Не на тебя возложится сан святительский, но тот, кто написал Мой образ, Петр, игумен Ратский, возведен будет на верховный престол митрополии русской и украсит его, и упасет людей своих, за которых Сын и Бог Мой Иисус пролил кровь Свою». Когда после многих страданий от бури Геронтий прибыл в Царьград и против желания своего рассказал своё сонное видение, патриарх взял у него святительскую утварь и честную икону; все это передав законному святителю, сказал: «Приими святый Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо сего ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе». В 1325 году, при перемещении митрополии из Владимира в Москву Петровская икона перенесена сюда митрополитом Петром и поставлена в Успенский собор. Эта икона была с древних времён прославлена чудотворениями. Когда патриарх Иов хотел убедить Бориса Годунова принять венец Мономаха, то вместе с иконами Богородицы Владимирской и Донской взял и Петровскую. Она же находилась в 1613 году вместе с Феодоровскою иконою при избрании на всероссийский престол юного царя Михаила Феодоровича. 24.08. Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию 94 Однажды в глубокую ночь преподобный Сергий пред иконою Божией Матери пел акафист и, взирая на Её икону, так Ей молился: «О Пречистая Мати Христа моего, Заступница и Крепкая Помощница роду человеческому, присно молящаяся о нас, недостойных, Сыну Твоему и Богу нашему! Умоли Его, да призрит на святую обитель сию, собранную в похвалу и честь святому имени Его во веки. Тебя, Матерь Сладкого мне Христа, Молитвенницу, призываю, многое дерзновение к Нему стяжавшую, как общее всем упокоение и пристанище». Совершив обычное правило, сел он не много отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, по имени Михею: «Бодрствуй, чадо, ибо мы будем иметь чудное посещение». Едва произнёс он эти слова, как услышан был глас: «Пречистая грядет».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Багратом, дальним потомком Давида сына Русудани, начинается, в 1455 году, ряд отдельных властителей Имеретии, при которых испытала она столько бедствий, и это имя, вместе с именами Георгиев и Александров, почти беспрестанно повторялось, славно или позорно, на престоле Имеретии, до двух последних Соломонов. При Баграте начались уже междоусобия с царями Грузии, которые продолжались и при его преемнике Александре. Внешние враги воспользовались раздорами внутренними и нахлынула орда татарская, в 1509 году, разорившая Кутаис и обитель Гелатскую, место погребения его предков; один только вышгород столицы спасся от иноплеменных. Баграт II, его сын, является счастливым воителем против атабеков; он берет лучшее их сокровище, чудотворную икону Божией матери Ацкурской, из ущелья Борджомского и ставит ее в Гелат; там же, в крепости монастырской, заключает двух своих соперников Атабека Кварквара и Левана Дадиана. Это самая блестящая эпоха малого царства. Баграт участвовал и в славном поход палестинском современных ему царей Карталинии и Кахетии, Георгия и Леона. Георгий, его наследник, мирится с атабеками и со славою отражает первое нападение турков. По смерти сильного Георгия, беспокойные соседи Дадианы и Гуриели начали вступаться в престолонаследие его детей и внуков. Правнук его Александр III, славнейший из царей Имеретии, восстановил на краткое время благосостояние своего царства. Не только победил он соседей, дерзнувших с ним состязаться, но даже властно распоряжался собственным их наследием, заменил Липарида Дадиана – Вамеком, а Гуриеля Кайхозрова – Димитрием, сокрушил и полки грузинские, пришедшие к ним на помощь. Чувствуя, однако, что не может держаться без помощи более сильных союзников, просил ее от единоверной державы русской. Торжественно принял он у себя посланника царя Алексея Михайловича, и присягнул ему на верность. По вместе с великим Александром, погребенным в Гелате, погребено было навсегда и благоденствие его царства. Наступила самая позорная эпоха, в 1660 году, с воцарением юного Баграта, его сына, которому суждено было испытать на себе все бедствия, какие только могут обуревать царя и человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Грузинская/История/Исторический экскурс HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Александр Чхартишвили История Грузинской Православной Церкви По преданию, Грузия (Иверия) – апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился св. ап. Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы. Иверская икона Божией Матери - покровительница Грузии. Афон. Иверская икона Божией Матери - покровительница Грузии. Афон. По преданию, Грузия (Иверия) – апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился св. ап. Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы. Св. Андрей обошел с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии. В г. Ацкури,близ современного г. Ахалцихе, по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять Святое Крещение. Ап. Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа). Кроме св. ап. Андрея в Грузии проповедовали св. апостолы Симон Кананит и Матфий. Древнейшие источники сообщают и о проповеди в Восточной Грузии св. апп. Варфоломея и Фаддея. Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям. К началу второго века относят мученическую кончину св. Сухия и его дружины (память 15/28 апреля). Однако уже в 326 г. христианство стало в Иверии государственной религией благодаря проповеди св. равноап. Нины (память 14/27 января и 19 мая/1 июня – в Грузинской Церкви эти дни относят к числу великих праздников). Исполняя волю Пресвятой Богородицы, св. Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

38 Монастырь святого великомученика Георгия Победоносца на Святой Горе Афон. Основан преподобным Ксенофонтом в V в. – Прим. перев. 41 Преподобный Симеон Палестинский, Христа ради юродивый. Память празднуется 21 июля/3 августа. – Прим. перев. 42 Опера «Даиси» (груз. – закат) была написана в 1923 г. грузинским композитором Захарием Палиашвили (1871–1933). – Прим. перев. 43 Старец говорит об отпечатке с подлинника Едесского изображения Спаса Нерукотворного (см. сноску 37). По преданию, этот Нерукотворный Образ явился, когда Сам Господь наш Иисус Христос приложил к Лику кусок ткани и послал его царю Едеса Авгарози. Эта икона носит также название «Анчисхати». Анчи – бывший епархиальный городок Грузии, который сейчас находится на турецкой территории; Хати (груз.) – икона. Эта чудотворная икона по сей день находится в Государственном музее искусства г. Тбилиси. – Прим. перев. 44 Ацкурская икона Божией Матери – нерукотворная икона Божией Матери, которую в I в. привёз в Грузию святой апостол Андрей Первозванный. Св. Андрей обошёл с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии. В г. Ацкури, близ современного г. Ахалцихе, по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять Святое Крещение. Апостол Андрей поставил здесь новопросвещённым епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа). – Прим. перев. 45 Антимоз Иверийский (XVIII в.) – румынский митрополит грузинского происхождения. В детстве был похищен и увезён из Грузии. Воспитывался он при дворе патриарха в Иерусалиме. Оказавшись в Румынии (в Валахии), Антимоз приобрёл большой авторитет и влияние и стал митрополитом Валахии. Он активно боролся за независимость Румынии. Румынская Православная Церковь причислила Антимоза к лику святых. Благодаря встрече режиссёра Гиули Чохонелидзе с отцом Гавриилом на съёмках фильма об Антимозе Иверийском мы име­ем сейчас единственные кинокадры со старцем. – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Узнав о сем чудесном событии, царь приказал принести во дворец св. икону, где она прославилась многими чудотворениями. В скором времени, по повелению царя, Страстная икона была поставлена в церкви Зачатия св. Анны. 13.08. Страстная – в селе Енкаеве В селе Енкаеве Темниковского уезда Тамбовской епархии находится благодатная икона Страстной Богоматери. В давно прошедшие годы эта икона была во время разлива реки Еремши вынута из воды, по которой неизвестно куда плыла. Икона была вынута дворовым человеком Иваном и по приказанию енкаевского помещика Нестерова была поставлена на господских воротах. Вскоре пред этою иконою получили исцеление слепой и несколько расслабленных. После этих чудесных исцелений икона была перенесена в Благовещенскую Енкаевскую церковь , и с тех пор, более уже ста лет, она прославилась как явленная и чудотворная. Все эти иконы – верные снимки с древней чудотворной иконы, находящейся в Страстном монастыре в Москве. Название Страстной эта икона получила оттого, что около лика Богородицы изображены в облаках два ангела с орудиями страстей Христовых, а Богомладенец Иисус изображён как бы в страхе припадающим к плечу Пречистой Матери. 13.08. И Тебе Самой душу пройдёт оружие В соборном храме г. Жиздры Калужской губернии находится весьма древняя, чудотворная икона. В соборной описи эта икона значится под именем: И Тебе Самой душу пройдёт оружие, но в народе она известна под именем Страстной, хотя по изображению своему весьма отлична от Страстной. На Жиздринской иконе Матерь Божия изображена в молитвенном положении; у ног Её лежит Богомладенец, Матерь Божия поддерживает Его одною рукою; другая же рука на груди, закрывает Её от семи направленных в Неё мечей. Существует ещё и другая икона Богородицы: Умягчение злых сердец, где Она изображается также с мечами, но одна, без Спасителя. Чудесные знамения, совершающиеся от Жиздринской иконы Пресвятой Богородицы, записываются соборными священнослужителями. Эта икона также именуется: Симеоново проречение. 13.08. Семистрельная Семистрельная Чудотворная икона Божией Матери, известная под именем Семистрельной, находится в церкви Иоанно-Богословской- Семистрельной, на погосте, неподалёку от г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

В 1850 г. 15 августа по высочайшему повелению совершено было, при многочисленном стечении народа, открытие скита Успенского. Вверху, у подножия Скалы, в пещерах и ущельях устроено до 16 келий для помещения братии пустынного жития. Во время Севастопольской войны здесь учреждено кладбище, где погребены убитые за веру и отечество генералы и другие замечательные лица. Место явления иконы прославилось чудотворениями. 15.08. Вифлеемская 90 Сия св. икона находится в Тифлисе, в Кашоэтском соборе 15.08. Гаенатская Гаенатская Принадлежала сия икона царице Тамаре и находится в Гаенатском соборе. 16.08. Феодоровская-Костромская Сия чудотворная икона первоначально находилась в Городце; но по разрушении сего города татарами явилась в 1239 году 16 августа на сосне за городом великому князю Василию Георгиевичу и перенесена им в Кострому. Ныне находится в Костромском Успенском соборе, богато украшенная дарами царя Михаила Феодоровича и великой старицы Марфы Ивановны. Сведения о сей иконе описаны 14 марта. 17.08. Свенская В 1288 году принесена сия чудотворная икона из Успенской церкви Киево-Печерской Лавры к ослепшему князю черниговскому Роману Михайловичу. Получив от неё прозрение, в благодарность за чудесное исцеление князь Роман устроил мужской Свенский монастырь на том месте, где получил исцеление, в пяти верстах от г. Брянска Орловской губ. В память явления этой иконы на реке Свене установлен праздник 3 мая. Заступлением Божией Матери ради Её Свенской иконы город Брянск неоднократно был спасён от нашествия врагов. В 1812 году, когда многоязычные полчища стремились к Брянску, жители города и окрестностей его сделали крестный ход с иконою Богоматери вокруг города и вскоре были утешены известием, что неприятельское войско, шедшее на Брянск, возвратилось назад. В благодарность за столь чудесное избавление жители устроили в 1815 году на сию чудотворную икону новую золотую ризу. В память сего избавления установили ежегодно крестный ход с сею иконою вокруг города 17 августа. В описании 3 мая (Свенская) находятся подробные сведения. 17.08. Арматийская

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

При сыне царя Давида Димитрии I (1125-1155) был достроен и расписан зап. и возведен юж. придел главного храма; из Гянджи (совр. Азербайджан) была вывезена железная дверь главных ворот города и в знак победы повешена в юж. воротах, у могилы царя Давида. В правление св. царицы Тамары († 1207 или 1213) мон-рь был одним из наиболее крупных духовных центров Зап. Грузии, где подвизались более 300 иноков. После монг. нашествия XIII в., повлекшего распад Грузии на 2 гос-ва, Г. перешел во владение западногруз. (имеретинских) царей. Эти изменения не повлияли на жизнь мон-ря: продолжалась работа в академии, под рук. видного ученого того времени Петра Гелатели на груз. язык было переведено много греч. книг. В кон. XIII в. здесь принял постриг имеретинский царь Давид VI Нарин, сделавший в мон-рь значительные пожертвования. Изучение архитектурных памятников, несмотря на отсутствие документальных свидетельств, показало, что в XIII - нач. XIV в. в Г. велось обширное строительство. В сер. XIII в. была возведена ц. вмч. Георгия. На рубеже XIII-XIV вв. между академией и главным храмом была сооружена ц. свт. Николая. Во 2-й пол. XIII в. над родником построили колокольню. К зданию академии во 2-й пол. XIII - нач. XIV в. с востока был пристроен портик. В 1509-1510 гг. турки разорили Кутаиси и опустошили Г. Очевидно, в это время погибли первоначальные росписи храмов. Имеретинский царь Баграт III (1510-1565), стремившийся к политическому и экономическому восстановлению Зап. Грузии, уделял большое внимание Г. Из грамоты, данной им и его супругой Еленой мон-рю, известно, что они восстановили ц. вмч. Георгия, сделав ее кафедрой епископа, и внесли большие пожертвования (Древности Грузии. Т. 1. С. 16). В 1545 г. из Ахалцихского края, к-рым владели турки-османы, Баграт перенес Ацкурскую икону Божией Матери в церковь в с. Цихисджвари, а его сын Георгий II (1565-1585) - в Г. Восстановлению Г. в XVI в. способствовал архиеп. Гелатский Мелхиседек (Сакварелидзе) (XVI в.), благоустроивший главный храм и пожертвовавший мон-рю различную церковную утварь.

http://pravenc.ru/text/161963.html

Во второй половине XVI века Гелатский монастырь стал резиденцией Западно-Грузинского (Абхазо-Имеретинского) Католикоса Захарии, перенесшего с собой из Бичвинты (совр. Пицунда) Бичвинтскую икону Божией Матери. По заказу Западно-Грузинского Католикоса-Патриарха Евдемона (Чхетидзе) были осуществлены работы по росписи Георгиевской церкви. Надпись над дверьми в главный храм сохранила имя еще одного Гелатского архиерея — бывшего Ацкурского епископа Антония, по заказу которого во второй половине XVI века был расписан притвор; в 1657-1660 годах Католикосом-Патриархом Западной Грузии стал Гелатский епископ Захария (Квариани), парадный портрет которого сохранился в юго-западном подкупольном устое главного храма. Важные сведения о Гелати середины XVII века оставили русские послы Иевлеев и Толочанов, дважды посетившие монастырь. Особенно поразила их широкая сеть водоснабжения монастыря и фонтан на монастырской площади, бьющий «вверх на сажень, а по сторонам в две сажени». Послы довольно подробно описывают 11 зданий монастыря, каменные восточные ворота с железными затворами, укрепленные помещением для охраны, здание академии, используемое в то время под трапезную, несуществующие ныне деревянные резные двери Георгиевской церкви. Энергично содействовал укреплению монастырского хозяйства епископ Гелатский Гедеон (Лордкипанидзе). Кроме значительных пожертвований, он восстановил дороги, ведущие к монастырю, начал строить мост на реке Цкалцитела, в 1669 возвел мост через реку Чишур по дороге, которая соединяла Гелати с монастырскими угодьями. Из надписи на иконе, датированной 1731 годом, стало известно, что имеретинский царь Александр предназначил усыпальницей для себя и своей супруги Мариам южный придел главного храма. Их сын известен как Гелатский митрополит Иосиф, возведший в 1730 году каменный престол у северо-западного подкупольного устоя главного храма, о чем гласит престольная надпись. В 1772 году Петербургской Академией с научными целями был направлен на Кавказ И. Гюльденштедт, в своем «Путешествии» давший описание построек Гелати.

http://sobory.ru/article/?object=04722

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010