Тяжущиеся стороны клялись перед иконой в правоте, и обманщик подлежал проклятию Г. До последнего времени в Илорской ц. хранились чудотворные атрибуты и реликвии Г.: железный лук высотой 1 м, труба и пожертвованные святому стрелы с раздвоенными концами, к-рые в большом количестве находят во время археологических раскопок в Зап. Грузии. Одним из крупных центров почитания Г. в Вост. Грузии считалось с. Ацкури. Праздник Ацкурского Г.- Тетри Гиоргоба - отмечается 15 авг., в день Успения Пресв. Богородицы, что отражает их совместное почитание. Братьями Ацкурского Белого Г. считались Лашарский Г., Бочормский и др. Образ Г. в грузинском фольклоре В хевсурской мифологии Г. спускается в страну каджей (преисподнюю) с целью освобождения груз. богини плодородия 3-ликой Самдзимари, а также похищает наковальню, золотой 9-струнный пандури (национальный груз. инструмент), золотое сито, угоняет скот. Самдзимари становится его нареченной сестрой, а похищенное золото, в т. ч. и золотую чашу Таси (нек-рые исследователи связывают этот мотив с преданиями о чаше Грааля в средневек. Европе), Г. отдает хевсурским святилищам. Г. впитал черты языческого божества солнца, воскресающего и умирающего бога, бога-громовержца. В народных поверьях он выступает как мученик, воин, всадник, борец со злом, охотник, стреловержец (мегрел. Джеге Мисарони, Джеге Моисари - Георгий Стреловержец), громовержец, копьеносец (мегрел. Джеге Хангарами - Поражающий копьем), странник, гарант урожая и размножения скота, целитель, страж морали, судия; с ним ассоциируется белый цвет, поэтому его называют Тетросани, Теросани, Торосани (грузинско-мегрел.- Обладатель белого коня). В то же время Г. считается похитителем быков, за что получил прозвание Харипария (груз.- быкокрад). В мифах Г. выступает как божественный солярный герой, к-рый крадет на рассвете быков, шутя показывая свою силу. В его почитании превалирует солярный элемент, он ассоциируется со светом, его просят о сохранении света очей. По мнению акад. И. А. Джавахишвили, Г.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Тбилиси: В «день борьбы с гомофобией» прошло молитвенное шествие и акция протеста (ВИДЕО) Тбилиси, 19 мая 2015 г.      16-17 мая в связи с прибытием в столицу Грузии чудотворной иконы Ацкурской Богоматери принято решение провести молитвенное шествие, было заявлено на пресс-конференции в Грузинской Патриархии.      Крестный ход начался в соборе Светицховели во Мцхета c торжественного богослужения, затем состоялось праздничное шествие с иконами и хоругвями из Мцхета в Тбилиси. Затем праздничное богослужение состоялось в кафедральном соборе Тбилиси Цминда Самеба, сообщает Благовест-инфо. Гомосексуализму нет места в нашей стране, и так считает 99% населения Грузии Параллельно с этим ряд депутатов парламента от оппозиции, - и в частности, активист возглавляемого Михаилом Саакашвили «Единого национального движения» Чиора Тактакишвили, - заявили по телеканалам, что сожалеют о решении Грузинской Православной Церкви провести масштабное молитвенное шествие именно в международный день борьбы с гомофобией, что фактически оттеснило желающих принять участие в праздновании этого дня от центральных городских артерий. Крестный ход с Ацкурской иконой Божией Матери В те же часы по телеканалам и информационным порталам прозвучало заявление посла США в Грузии Ричарда Норланда, призвавшего отраздновать «день борьбы с гомофобией». По заявлению посла, у каждого человека должно быть право на то, чтобы его потенциал был реализован полностью. «Завтра в 11-й раз отмечается Международный день борьбы с гомофобией и трансфобией. В этот день мы еще раз поддерживаем равенство и достоинство всех людей и подтверждаем, что права человека универсальны. Присоединяемся ко всем, кто трудится в Грузии, чтобы мирно отметить этот день», — сказано в заявлении американского дипломата. Акция " Нет гей-Европе " < Девятнадцать неправительственных организаций и правозащитных групп призвали власти Грузии обеспечить безопасность тех активистов, которые 17 мая собрались отметить «день борьбы с гомофобией» Место проведения и детали запланированного на 17 мая мероприятия были засекречены, и журналистов попросили пройти «аккредитацию».

http://pravoslavie.ru/79406.html

С IX в. жизнь А. е. тесно связана с деятельностью 12 кларджетских мон-рей, основанных и обновленных архим. прп. Григорием Хандзойским , с чьим именем связано возрождение монастырского строительства и подвижничества в Тао-Кларджети. Позже титул архимандрита всех пустыней - анчели () - был присвоен Анчийскому епископу. В груз. источниках анчели занимал 3-е место среди епископов Тао-Кларджети - после Ишханского и Ацкурского архиереев («Распорядок царского двора») и 11-е место среди архиереев Грузии - между Ишханским и Тбетским архиереями («Порядок дарбазоба по случаю коронации царей»). Мцхетский Католикос не рукополагал на Анчийскую кафедру без письменного согласия игуменов всех 12 мон-рей ( Георгий Мерчул. Житие. Гл. 63. С. 136). По свидетельству Георгия Мерчула, Анчийские епископы были известны своими добродетелями: во время голода они насыщали небольшим количеством хлеба толпы алчущих. Анчели довольно активно участвовали в политических событиях страны. В 1028 г., во время правления груз. царя Баграта IV , визант. войска заняли юго-зап. регионы Грузии. Несмотря на то что многие из местной знати Тао и Кларджети приняли сторону Византии, церковные иерархи встали на сторону Баграта IV. Саба, еп. Тбетский, воздвиг крепость на границе своей епархии, собрал верных царю азнауров (вельмож) и организовал сопротивление, одним из активных участников к-рого был еп. Анчийский гимнограф Езра ( . С. 292), известный своим песнопением Воскресению Господню. В XIV-XV вв. светские власти княжества Самцхе-Саатабаго, стремившиеся к политической независимости, склонили на свою сторону мн. местных архиереев. Последние не признавали верховенства Мцхетского престола и хиротонию получали из рук Ацкурского епископа (мацкверели), а сам мацкверели - непосредственно от Антиохийского Патриарха. Однако Мцхетским Католикосам (до полного завоевания этого края Турцией) нередко удавалось сохранить единство Церкви, ставя во главе епархий Самцхе-Саатабаго верных себе людей или добиваясь покаяния от «заблудших». Так, из документа 2-й пол. XV в. известно, что еп. Анчийский Керобин (Абелисдзе) дал Католикосу Давиду IV «клятву верности» в знак покаяния за отклонение от Мцхетского престола ( . Т. 3. С. 218-220).

http://pravenc.ru/text/75558.html

ФЕВРАЛЬ 4 Евагрий Мгвимели (Шиомгвимский, Цихедидский), прп., VI в. 6 Арсений Икалтоели (Икалтойский; Калипосский), прп., переводчик, писатель, философ, поэт, + 1127 7 Соломон II, св., последний царь Имерети, + 1815 10 Иоанн (Чимчимели. Философ), прп., XIII в. 12 Собор Иерусалимских груз. преподобных отцов и жен, подвизавшихся в IV-XVIII вв. В числе их: Прохор Грузин (Георгий Шавтели), прп., XI в. Лука Иерусалимский (Абашидзе), прп., + 1273/77 Николай, Двали. мч., + 1314 14 Иларион Грузин (Картвели; Афонский; Святогорец, Новый) (Канчавели), прп., иеросхимон., афонский старец, + 1864 17 Феодор (Тевдоре) Аджарский (Ачарели), сщмч., замученный османами на Афоне, XVIII-haч.XIX вв. 18 Николай VIII (Багратиони), свт. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1589/91 19 Лазские первомученики: Максим, Феодот, Евсухий (Исихий), мц. .Асклепиодота, 41 (в святках РПЦ – 305-311) 22 Колайские мученики, 9 братьев (VI в.): Адарнасе, Бакар, Бардзим, Гурам, Дачи, Джуаншер, Парсман, Рамаз, МАРТ 3 Иоанн IV (Окропири), свт., католикос-патриарх всей Грузии, + 1001 Мученики, пострадавшие в Команах в Абхазии: Евтропий, Клеоник и Василиск , + 308 6 Досифей (Церетели), сщмч. ГПЦ, местоблюст. Западногруз. (Абхазского) Католикосата, митр. Кутаисский, + 1821 10 Иоанн Хахулели (Хахульский), Окропири (Златоуст), прп., X–XI вв. 12 Димитрий II Самопожертвователь (Тавдадебули), св. царь-мч. единой Грузии + 1289 16 Амвросий (Хелая), исп., Католикос-Патриарх Грузии, + 1927 ли лезгин прпп. Антоний Месх и Пимен Салос (Блаженный), XIII в. 17 Гавриил Мцире, иером. прп., + 1802 28 Иоанн Манглели (Саакадзе), свт., еп. Манглисский, + 1751 АПРЕЛЬ 1 Евлогий Пророк (Салос, Блаженный), блж., ясновидец и Иоанн Шавтели, прп., XII -XIII вв. 2 Георгий Мацкверели (Шуартклели), свт., еп. Ацкурский, IX-X вв. 10 Квабтахевские мученики, отцы и жены + 1386 г. 14 Димитрий Кипиани, мч., культурный и общественный деятель Грузии, + 1887 15 Сухий вмч. и 16 воинов с ним (т. наз. Месукевийские мученики) († 100/130): Андрей (Андриа), Анастасий, Виктор, Доментиан, Зосима, Иаков, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангий, Полиевкт, Фалалей (Талале), Феодорит, Фока. 17 Ефрем Великий (Мацкверели), свт., еп. Ацкурский ГПЦ, IX в. 18 Василий Ратишвили, прп. XIII в. 21 Евфимий (Шервашидзе), сщмч., митр. Гелатский Абхазского Католикосата, +1822 29 Лазские (Папатские, Дудикватские) 300 мчч., пострадавшие в Дудикети и Папати (Турция), XVII – XVIII вв.

http://pravoslavie.ru/41585.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свт. Ефрем Великий, еп. Ацкурский. Икона. XXI в. [Мацкверели, Мацхверский, Ацкурский; груз. ] († 895), свт. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 17 апр.), еп. Ацкурский (ок. 855-895), ученик прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), церковный и политический деятель. Сведения о нем содержатся в Житии прп. Григория Хандзтийского (Hieros. Patr. 2, XI в.- Георгий Мерчул. 1914; ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 248-319), написанном Георгием Мерчуле в 951 г. Е. В. происходил из картлийской дворянской семьи. «Отрока Ефрема, достойного юношу... обрел» на пути из Кларджети в Абхазию прп. Григорий, когда искал покинувших мон-рь Хандзта (Ханцта) своих учеников, преподобных Феодора и Христофора . Мальчик попросил взять его на воспитание в мон-рь, и на обратном пути прп. Григорий забрал его с собой, а преподобные Феодор и Христофор привели в мон-рь Арсения (впосл. католикос Картли Арсений I Великий ), сына Мириана, правителя Самцхе. Братия была недовольна, поскольку пребывание юношей в монастыре было запрещено уставом, на что прп. Григорий ответил: «Христос Бог устами святого ангела поведал мне все касательно их; как Ефрем Сирин и Арсений Римлянин... эти достойные отроки будут беспорочно воспитываться в Ханцте до часа их возвеличения». Он благословил преподобных Феодора и Христофора взять юношей в кельи, где они «вскормили их во благе Божьею благодатью», пока те не «возмужали и созрели умом и летами». Позже, когда преподобные Феодор и Христофор получили разрешение прп. Григория на строительство отдельных обителей, прп. Феодор взял Е. В. к себе в монастырь Недзви в Боржомском ущелье и постриг его в монахи. Прп. Григорий оставил Арсения в Хандзте, а прп. Христофору в монастырь Квирикецминда «другого брата, равного, дал». Став епископом Ацкурским, Е. В. содействовал вступлению Арсения на Патриарший престол, куда стремился возвести сына его отец в присутствии неск. епископов и при участии самцхийского народа. Поскольку Арсений был слишком молод для принятия сана, нек-рые епископы, в т. ч. и поначалу Е. В., отвергли его кандидатуру. Тогда Гуарам Мампал, правитель Самцхе и сын блгв. царя Ашота I Великого , «велел собраться епископам и отцам пустынникам» в Джавахети, чтобы разрешить проблемы, возникшие в связи с избранием нового католикоса. Вмешательство прп. Григория, убедившего Е. В. поручиться за ставленника, решило исход дела в пользу Арсения. Е. В. помог молодому католикосу восстановить церковный мир, усмирив «быстро смуту, которая надолго могла затянуться, так как она была между католикосом и епископами, особенно же властителем Гуарамом».

http://pravenc.ru/text/182149.html

У ученых нет единого мнения о периоде деятельности М. П. Первая группа ученых (Джавахишвили и др.) считает, что время деятельности М. П.- IX в.; 2-я группа (Джанашвили и др.) утверждала, что он жил в VI-VII вв., т. к. был учеником «великого Шио чудотворца, который действовал в Картли» ( Василий Зарзмели. 1963. С. 322; Кекелидзе. Этюды. 1974. Т. 13. С. 142) и к-рого отождествили с прп. Шио Мгвимским , одним из 12 сир. отцов, под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского пришедших в Грузию в VI в. К тому же периоду ученые относили и деятельность прп. Серапиона Зарзмского . Джавахишвили указал на то, что, если различать этих 2 Михаилов, следует воспринимать как 2 разных лиц и архиеп. Ацкурского Георгия Мацкверели , фигурирующего в обоих Житиях, «что совершенно лишено основания» ( Джавахишвили. 1977. С. 140). Кекелидзе, изучив этот вопрос, писал о М. П. в сочинении о прп. Василии Зарзмском (Груз. лит-ра. 1935. С. 100-121). По его хронологии прп. Серапион «начал монастырскую деятельность в Парехи близ 850-х годов, Зарзму построил в 861-868 годах, а скончался не ранее 900 года» (Там же. С. 116). Житие прп. Серапиона как исторический источник исследовала Вачнадзе. Она определила период деятельности М. П. также IX в., осуществив лингвистический анализ памятника (морфология, синтаксис, лексика, в т. ч. поздняя социальная терминология и топонимика, напр., (родина), (народ), (страна, край), (страна)) и указав на некоторые исторические аспекты текста: сравнительно позднее распространение праздника Преображения Господня (IX в.), усиление власти в Самцхе Ацкурского архиерея и др. ( Вачнадзе. 1975. С. 190-195). Также аргументом может служить икона Преображения Господня из мон-ря Зарзма , датированная 886 г. ( Сакварелидзе. 2007. С. 123-126), которой, по преданию, М. П. благословил прп. Серапиона на основание новой обители. По мнению Кекелидзе, имя Шио как учителя М. П.- поздняя вставка или ошибка переписчика, поскольку эта часть Жития прп. Серапиона повреждена (Груз. лит-ра. 1935. С. 115; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 146-152). Гаприндашвили считал, что, даже если принять отождествление Шио из Жития прп. Серапиона с прп. Шио Мгвимским, можно трактовать эту часть текста как указание на духовную преемственность, поскольку оба святых: прп. Шио и М. П.- подвизались в пещере ( Гаприндашвили. 2005. С. 42-47).

http://pravenc.ru/text/2563758.html

Нельзя не признать, что церковная политика в данном случае и для патриарха Дорофея, и для светского правителя Мзечабуки служила только средством для решения более приземленных задач. Но и текст грамоты, и другие источники содержат сведения об их благочестии. В частности, в грамоте упоминается об Ацкурской иконе Божией Матери 699 и ее чудесах именно со слов Мзечабуки (см.: АТ: 24–25; ГТ: 23–27). Упование самцхийского правителя на Пресвятую Богородицу засвидетельствовано и в его собственной грамоте 700 . Известно также о его заботе об Иерусалимском монастыре Святого Креста 701 . Кроме того, закончив политическую карьеру, он принял монашество. История Ацкурской иконы настолько впечатлила патриарха Дорофея, что он выразил желание прибыть в Грузию и поклониться ей (см.: АТ: 39–44; ГТ: 24–26) и даже готовность остаться в Саатабаго и «не возвращаться в эти страны сирийские и не видеть их совершенно» (АТ: 43). Возможно, эти слова патриарх написал, подразумевая перспективу своего ухода на покой. Но скорее всего они призваны выразить лишь душевный порыв антиохийского первоиерарха, а также служат дипломатическим целям. Антиохийский патриарх также оказывал поддержку грузинскому Иерусалимскому монастырю Святого Креста (см.: АТ: 44–55). В грамоте он сетует на малолюдство обители: «...игумен и монахи умерли, преставились, уповая на милость Божию, и в монастыре осталось три человека, не более» (АТ: 45) – и рассказывает о совершенном разбойниками нападении на монастырь, его разграблении и об убийстве монаха-привратника (см.: АТ: 46) 702 . Сильная необходимость вынудила насельников просить патриарха Дорофея обратиться за помощью к Мзечабуки, поскольку им была известна его забота о монастыре Креста (см.: АТ: 47–48). Патриарха Дорофея просили также уладить вопрос об исчезновении 50 динаров, предназначенных для монастыря. Он откликнулся, специально отправив за ними человека на о. Кипр 703 , где находились деньги, и они были доставлены в Дамаск (см.: АТ: 51–53). После чего патриарх Дорофей пригласил кого-нибудь из монахов приехать и забрать пожертвование, предназначенное для монастыря (см.: АТ: 53–54).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1812 году при нашествии французов и с ними 20 иноплеменных народов на Россию икона Псково-Печерская по усердию граждан псковских принесена была во Псков к 6 октября, а 7-го числа, по освящении воды, совершено было с нею хождение около стен городских, и с тех пор, по прошению псковских граждан, повелением Александра I и благословением Святейшего Синода учреждён второй ежегодный крестный ход с Печерскою иконою Успения к тому же времени и с теми же обрядами, и дни сии сделаны табельными для Пскова. Несчастье обратило людей к благочестию. Чудесное явление, бывшее Дорофею, изображено на иконе, поставленной в Покровской церкви на проломе. 15.08. Адриановская В 1540 году Адриан, ученик преподобного Корнилия, и старец Леонид с позволения игумена Лаврентия, благословившего их иконою Успения Пресвятой Богородицы, удалились в пустынь на реке Вотхе, окружённую дремучими лесами, в 5 верстах от города Пошехонья. По указанию инока Адриановская Бесстужа, они желали в этой непроходимой пустыни основать монастырь. Помолившись Богу и поставив на дуб образ Успения Богородицы, взятый из Корнилиева монастыря, преподобные отцы Адриан и Леонид отправились отыскивать место, удобное для постройки кельи. В это время несколько белосельских жителей ехало в лодке на рыбную ловлю. Против места, где стоял образ Пресвятой Богородицы, они, кроме мелкой рыбы, вытащили двух щук, таких огромных, каких прежде никогда не лавливали. Один из рыбаков увидел образ Пресвятой Богородицы и захотел взять его с собой домой; когда же влез на дерево и протянул руку, чтобы взять образ, то силою Божией был отброшен на десять локтей от образа и сделался расслабленным. Увидев такое чудо, рыбаки испугались, прославили Бога и Пресвятую Богородицу и, положив пред иконою хлеб и большую рыбу, поспешили уехать домой и увезти с собою расслабленного. Старец Леонид пришёл первым к образу и, увидев хлеб и рыбу, начал тихо звать: «Адриане, иди сюда, посмотри, как Пресвятая Богородица подала нам хлеб и рыбу». Преподобные старцы прославили Бога и вскоре начали рубить лес, чтобы сделать себе маленькую хижину и затем позаботиться о постройке храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

В последней четверти XVIII века совершилось событие, имевшее влияние как на Успенский скит, так и на судьбу всего христианского населения Крыма; выход из Крыма греков (1777 г.) для Успенской Скалы был опасным временем: тогда она лишилась всего, что в ней было и что при ней жило, и сама была оставлена на произвол всех и каждого. Но благодать Господа и покров Пречистой Его Матери, избравшей скалу местом явления Своей иконы, не оставляли её Своим благословением. Не только христиане, но и самые ханы были покровителями сего святого места. Из древнего предания известно, что крымский хан Ачи-Гирей, отправляясь на войну против своих супостатов, просил помощи от Пресвятой Богородицы, обещая «знаменитое приношение и честь образу Ея воздати», а когда возвращался победителем, то, избрав двух лучших коней, продал их и, «накупивши воску и свеч соделавши, поставляше тамо чрез целый год, еже и наследники его, крымские ханы, многажды творяху». И после переселения греков из Крыма татары не оказали ненависти против «святого места Марии», и сам их хан заботился пригласить к себе в Бахчисарай греческого священника Спиранди, прибывшего из Анатолии. Хан милостиво обошёлся с ним, обещал ему своё покровительство и велел ему служить в Успенской Скале. Так рассказывал о том сын того священника, тогда 10-летний отрок, недавно умерший восьмидесятилетний старец, Бахчисарайский протоиерей Спиранди. Когда Крым был присоединён к России, и греки опять стали селиться в Бахчисарае, Успенская Скала сделалась для них приходским храмом; но в 1789 г. для них был устроен особенный храм в Бахчисарае во имя святителя Николая, а в 1800 году окончили соборную церковь , и тогда Успенской Скале предстояло новое запустение: она была обращена в кладбищенскую церковь и почти полвека оставалась никем не обитаемою, кроме наёмного сторожа. Но невидимое присутствие чудодейственной Силы стало являть знамение Своего милосердия над болящими и поддерживало в народе благоговейное усердие к Панагии Всесвятой в Скале Успенской: со всех сторон стремились к Ней с верою и молитвою. В 1818 г. Александр Благословенный посетил храм пещерный и спросил у протоиерея Спиранди, где место явления иконы. Старец вывел его из храма на балкон и указал на стену с изображением на ней иконы, список с явленной. Император велел подать лестницу и свечу. С зажжённою свечою он взошёл по лестнице, приложился к иконе с благоговением и прилепил пред нею к каменной стене свечу. Надписи на стенах балкона пред церковью свидетельствуют, что в числе посетителей своих Скала в разных годах имела утешение видеть самих венценосцев своих и многих членов августейшего дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Так основалась сначала малая, со временем великая обитель, существующая доныне под именем Толгской (от речки Толги). Со дня явления Толгской иконы Богоматери стали совершаться благодатною силою великие чудотворения. 8.08. Толгская – в селе Спасском Благодатная икона Толгская в Спасском Преображенском соборе есть верный список с Толгской иконы, явившейся на р. Толге в 1314 году и найденной близ Ярославля епископом Ярославским Трифоном. О происхождении Спасской Толгской иконы сохранилось два предания. Одно удостоверяет, что некий ярославский купец недалеко от Спасского, который тогда не был ещё городом, был окружён разбойниками. Купец обратился за помощью к Царице Небесной – и вдруг разбойники разбежались, испуганные звоном дорожного колокольчика, но проезжих никого не оказалось, и купец уверовал, что его спасла Царица Небесная. В знак благодарности купец сделал точный список с чудотворной Толгской иконы и пожертвовал его в Спасскую церковь для прославления имени Пресвятой Богородицы. Другое же предание указывает, что эта икона сама избрала Спасский Преображенский храм против желания Её владельца, который вёз её в свой дом и остановился только переночевать в селе Спасском. Утром икона была найдена в церкви. Купец заявил, что эта икона его, и, получив её обратно, собрался уже в путь; но икона опять скрылась и оказалась в Спасской церкви. Тут он понял, что Царице Небесной угодно, чтобы Её икона оставалась в Спасской церкви, и хотя скорбно было ему расстаться с иконою, но он оставил её в церкви. Спасская Толгская икона с давних времён известна и прославилась чудотворениями. Город Спасск никогда не забывает благодеяний Царицы Небесной во время пожаров в 1828 и 1839 годах: огонь не коснулся тех домов, которые с усердною молитвою были обойдены с Толгскою иконою! Кроме того, много было чудесных исцелений от иконы, бывших прибегавшим к ней с молитвою веры. 13.08. Страстная Страстная В селе Палицах Нижегородской губернии жила крестьянка Екатерина, с самого вступления своего в замужество одержимая беснованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010