Приход храма Святой Троицы на Воробьевых горах в Москве, который теперь возглавляет экс-секретарь Одесской епархии протоиерей Андрей Новиков, покинувший Одессу из-за преследования со стороны СБУ, отправляет в Славянск автобус с гуманитарной помощью . Две трети россиян считают, что Россия становится сильнее , – таковы данные опроса. 10 июня архиепископ Горловский и Славянский Митрофан снова едет в Славянск служить Божественную Литургию. «Со слезами или с немой скорбью христиане Славянска молились о мире и прекращении противостояния, которое всё больше превращается в простое убийство безоружных людей – стариков, детей, женщин, которым некуда бежать от войны», – пишет сайт епархии. В Херсонесе объявлено об общегородском благодарственном молебне , который отслужат перед мироточивой иконой Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» – той самой, перед которой Севастополь соборно молился 2 февраля, в Прощеное воскресенье. Архиепископ Сумской и Ахтырский Евлогий обратился к главе Сумской области с просьбой защитить храмы епархии от посягательств так называемого «киевского патриархата» . 14 июня из Сум выходит крестный ход с Пряжевской иконой Божией Матери . В это же время митрополит Курский и Рыльский Герман возглавил богослужение в Горнальском Николаевском Белогорском монастыре, где постоянно пребывает Пряжевская икона. Крестные ходы встречаются на государственной границе. Архиереи двух соседних епархий возглавляют молебен, за которым духовенство и верующие совершают особую молитву о мире в Украине. А в ночь на 16 июня украинские военные снова обстреливают Славянск. Снаряд попадает в храм преподобного Серафима Саровского . Полностью разрушена часовня и трапезная. Во двор церкви попало несколько снарядов, как минимум три или четыре.      В тот же день после вечернего богослужения Александро-Невский кафедральный собор Славянска и прилегающая территория были обстреляны украинской армией . Они делают это специально. Благочинный Александро-Невского округа протоиерей Николай Фоменко в этом не сомневается: «Метили в храм, конечно».

http://pravoslavie.ru/76481.html

Упоминания о курских иконописцах прослеживаются по документам с XVII до нач. XX в. Переписная книга Курска 1687 г. среди «посадцких людей» называет Самошку Владимирова сына Иконника и Матюшку Кириллова сына Иконникова. В курском Знаменском Богородицком мон-ре в XVIII в. подвизались «иконники» Иона и мон. Соломон. Последний был затребован в 1755 г. в Белгородский архиерейский дом «для написания икон к поднесению знатным персонам» ( Арцыбашева. 1998. С. 58). К 1758 г. относится упоминание монастырского крестьянина Ефима, к-рому предписывалось написать 3 образа: Живоначальной Троицы, Ахтырскую и Каплуновскую иконы Божией Матери - «добрыми венецианскими красками» (Там же). В 1761 г. в г. Харьков к живописцу В. Д. Свидерскому на 4 года мон-рь направил детей крестьян Ивана Сныткина и Ивана Агаркова, «чтобы… выучил означенному живописному мастерству совершенно так, как и сам умеет» (Там же). Икона Божией Матери «Праворучица». Кон. XIX — нач. ХХ в. Борисовка (частное собрание) Икона Божией Матери «Праворучица». Кон. XIX — нач. ХХ в. Борисовка (частное собрание) Из дневниковых записей курского помещика И. П. Анненкова известно об украшении нескольких храмов, находящихся на его попечении (Дневник. 1957). В 1751 г. «курский житель малороссиянин Герасим Степанов сын Стародубцов» расписал придельный иконостас Троицкой ц. в имении Анненковых в Карманове (ныне территория Кармановского лесничества, Железногорский р-н). В 1754 г. (подряд 1754-1756 гг.) в том же храме иконописные и позолотные работы выполнял житель «Хотмыжского уезду слободы Борисовки» иконописец Тимофей Иосифов сын Мезеновский; в 1756 г. работал «маляр» Петр Мыльников, писал иконы Иисуса Христа и Богородицы для царских врат; в 1758 г. «поправил» придельный иконостас, сев. врата и написал «налоец» (аналой, в данном случае декорированный) курянин Павел Спасеный. Для Введенской ц. на р. Млодати в Курске в 1765 г. брались «иконостас по зеленому полю вызолотить… и образы написать» «люди Ивана Андреевича Выродова - Федор Трифонов сын Нехорошей, [и] Гаврилы Васильевича Кезылбашева - Федор Иванов сын Кишкин» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Церковь эта знаменита тем, что в правом ее приделе было погребено тело Преосвященного Сильвестра (Лебединского), архиепископа Астраханского и Кавказского, умершего в слободе Ровеньки 5 ноября 1808 года на пути из Астрахани в Полтаву, в Глуховский монастырь. В дороге он сильно простудился и в слободе Ровеньки остановился со своею свитою в доме помещицы, коллежской ассесорши Феклы Астафьевой. Болезнь приняла тяжелый характер, и наступившая слабость не позволила ему ничего написать, поэтому письменного завещания он не оставил. Но на словах, будучи в здравом уме и памяти, завещал при протопопе слободы Павле Буткове, помещице Фекле Астафьевой, двух дочерях ее Елизавете и Любови, отставном корнете Алексее Ивановиче следующее: чтобы тело его было погребено в Никольской церкви слободы Ровеньки, не щадя никаких издержек на похороны и помины, согласно его чину и достоинству. Андрею Осипову и коллежскому регистратору Петру Казьмину, находившимся в его свите, он приказал «выделить из его личных денег тысячу пятьсот рублей Никольской церкви, которая станет его последним приютом; тысячу рублей завещал на колокол и повелел отдать в церковь небольшую икону Ахтырския и Каплуновския Божьей Матери в серебряной вызолоченной оправе, что и было исполнено». Память Архиепископа Сильвестра свято чтилась жителями слободы Ровеньки, и каждый год, 5 ноября, в Никольском храме совершалась заупокойная литургия и панихида. Известно, что много лет священником в этом храме был Петр Бунин. «Воронежские губернские ведомости» за 1878 год сообщали, что «он принес в местный комитет Красного креста 10 рублей от священников сл. Ровеньки для приобретения одежды раненым, выходящим из лазаретов». В 1893 году священником в Никольской церкви служил Мануйлов Африкан Григорьевич. Прихожан в это время было 2699. Храм Рождества Пресвятой Богородицы Вторая церковь в Ровеньках была посвящена Рождеству Богородицы. Вначале также поставили деревянную, в 1858 году разобрали и на ее месте построили каменную с двумя приделами. Один придел, в честь усекновения главы св. Иоанна Предтечи, был в трапезной; второй находился с левой стороны и был посвящен Дмитрию Солунскому. В постройках каменной церкви Рождества Богородицы к ее приходу приписали х. Шиянов, и общее число прихожан достигло 1850 человек, а пахотной земли было 297 десятин. Особых достопримечательностей в этой церкви не было, за исключением того, что в ней на протяжении сорока двух лет, с 1865 по 1907 гг., был священником Тихон Андреевич Прокофьев, пользовавшийся большой популярностью и любовью у своих прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=16694

«Приношу искреннейшую благодарность за Ваш дорогой подарок. В особенности для меня крайне интересна книга об архипастырской деятельности Вашего Преосвященства на Полоцкой пастве. Невольно, не без зависти подумал: что как бы всё это добро выпало на долю родного края; в особенности как благотворна была бы здесь Ваша любовь к старине русской. При Вас здесь много, много спасено было бы от истребления, а то все любят старое заменять новым и поощряют это варварство медалями. Без препроводительных писем, коими я не смею беспокоить Ваше Преосвященство, я буду постепенно высылать Вам выпуски Трудов Владимирского Губернского Статистического Комитета с 1–11-й за исключением 5, 6 и 8, коих нет ни одного экземпляра. Сличая первые выпуски с дальнейшими, резко заметна будет постепенная заботливость о внутреннем содержании и наружной благовидности. Что делать – век живи, век учись». 12-го числа выехал я из Харькова по направлению к Ахтырке, для участия в празднестве в Ахтырском Троицком монастыре и с целью затем обозрения церквей. В 6 1/2 ч. вечера, через слободу Ольшану, о которой было уже говорено прежде (в 1876 г.), прибыл я в г. Богодухов и остановился в доме купца Панченки. В 8 ч. слушал в квартире своей всенощную, а на другой день, 13-го ч., служил литургию в соборе. Из Богодухова, через слоб. Купиеваху, прибыл в Ахтырку около 4 часов пополудни, и по обыкновению поместился в особых покоях при соборе. В 6 ч. слушал в соборе всенощную и выходил на литию и величание. 14-го ч. литургия в соборе с обыкновенной торжественностью и после оной обычный крестный ход в Троицкий монастырь с чудотворной иконою Б. Матери, при многолюдном стечении богомольцев. В 6 ч. всенощная в монастырском соборе и на другой день, 15-го числа, в праздник Св. Троицы литургия с вечерней совершены были с обычной торжественностью. В 6 часов вечера слушал я утреню в домовой церкви, примыкающей к настоятельским покоям. 16-го ч. в 9 ч. литургия без молебна. За литургией, кроме городских богомольцев, много было пришлого с разных сторон народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В 1870 г. И. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. 23 июня 1871 г. назначен, 4 авг. наречен, 6 авг. хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии, в Троицком соборе Александро-Невской лавры . Хиротонию совершил Новгородский и С.-Петербургский митр. Исидор (Никольский) в сослужении архиеп. Василия (Лужинского) , Тульского еп. Никандра (Покровского), Кишинёвского еп. Павла (Лебедева), Выборгского еп. Тихона (Покровского) . По должности викария И. управлял Святой Троицы мон-рем в с. Дермань и приписанным к нему кременецким в честь Богоявления монастырем . Первоначально проживал в с. Дермань, с апр. 1873 г.- в г. Кременце. В 1875-1876 гг. И. временно управлял Волынской епархией. 23 апр. 1879 г. И. был назначен епископом Харьковским и Ахтырским. Здесь в полной мере раскрылись его адм. способности. При И. был выстроен новый корпус Харьковской ДС, произведен капитальный ремонт зданий Харьковского ДУ, увеличено ассигнование средств на епархиальное жен. уч-ще. На личные средства И. обустроил здание больницы при жен. уч-ще. Архиерей положил основание епархиальному свечному заводу, содействовал открытию эмеритальной кассы для духовенства. За время пребывания на кафедре И. осмотрел большую часть церквей (437), причем посетил и те места, где архиереи не бывали по 30 лет. Причиной перевода И. с Харьковской кафедры стали конфликты с временным харьковским ген.-губернатором гр. М. Т. Лорис-Меликовым. На одном из совещаний И. открыто высказал неодобрение его деятельности и указал на необходимость проявлять больше внимания к нуждам правосл. Церкви. Иустин (Охотин), архим. Портрет. 1866 г. Худож. М. Вознесенский (ГМЗРК) Иустин (Охотин), архим. Портрет. 1866 г. Худож. М. Вознесенский (ГМЗРК) 15 сент. 1882 г. И. был назначен епископом Подольским и Брацлавским. 10 окт. того же года простился с харьковской паствой, 16 окт. прибыл в Каменец-Подольск. В новой епархии И. совершал поездки ежегодно, в течение 2-3 недель посещал свыше 100 приходов. Маршруты поездок публиковались в «Подольских епархиальных ведомостях» . Архиерей обращал внимание на то, чтобы в этом издании преимущественно публиковались статьи о местной истории и очерки религиозно-бытовой жизни народа.

http://pravenc.ru/text/1237941.html

Этот чудотворный образ сохранился и очень почитаем в нашем народе. Одно из известных чудес, которыми прославлен этот Образ, было обращение в бегство армии крымского хана Кази-Гирея, по молитвам Царя Федора Иоанновича. Многочисленное войско хана без явных причин начало отступать от Москвы, а затем пустилось в бегство, после чего было разбито донскими казаками. В память этого события был основан Свято-Донской монастырь. Вообще, особое почитание казаками Богородицы нашло свое отражение и в почитании различных Богородичных икон. Так, известно почитание на Дону образов Донской, Аксайской Божьей Матери, избавившей донские земли от холеры, Урюпинской Божьей Матери, Ахтырской Божьей Матери, Табынской Божьей Матери. Табынская икона Божией Матери – покровительница Оренбургского казачьего войска, а запорожцы традиционно чтили икону Покрова Пресвятой Богородицы… Кроме того, казаки особо почитали Архангела Михаила, Георгия Победоносца, Иоанна Воина, Александра Невского, Николая Чудотворца. Также казаки считали святых братьев Кирилла и Мефодия крестителями казачества и особо чтили этих святых, ведь по их житию известно, что святой Кирилл проповедовал в Приазовье, в землях, где традиционно селились казаки. По преданию донцов, именно благодаря проповеди святого Кирилла их предки крестились в 860-м году. По данным историка Дмитрия Яворницкого, первая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена запорожцами в 1576-м году. Не раз бывало, что в главную церковь Сечи приглашали служить иеромонахов Киевского Межигорского монастыря. На Дону первый храм в казачьих владениях был построен в середине XVII века, но при этом историки казачества отмечают, что у казаков издревле были богослужения, проводимые на майданах и в часовнях. При переселении на Кубань казаки первым делом начали строительство церквей. Уже спустя три года после переселения, в 1796-м году, на Кубани было построено четыре церкви: в Тамани (Покрова Пресвятой Богородицы), в Копыле (Архистратига Михаила), на реке Ее (Преображения Господня), и в Екатеринодаре (Живоначальной и Нераздельной Троицы).

http://pravoslavie.ru/133720.html

При посещении церкви в тюремном замке, я беседовал с арестантами, между коими я приметил очень молодого и образованного юношу. Оказалось, что это сын одной из дам, служащих при женском епархиальном училище. Из Богодухова через слободу Купьеваху, где свящ. Попов 519 оказался не совсем трезвым, в 6 ч. вечера припыл в г. Ахтырку. В 6 ч. в соборе всенощная, а на другой день 22 ч., в субботу, литургия, после которой совершен был в Ахтырский Троицкий монастырь с чудотворной иконою Б. Матери обычный крестный ход, который я сопровождал до Успенской церкви, на краю города. Вслед затем, я отправился в экипаже в монастырь, где в свое время отправлена была всенощная служба с литией и величанием. Пение братское оказалось стройнее, нежели в прошедшем году. 23-го ч. – Праздник Св. Троицы. В 9 ч. литургия с торжественной затем вечернею. После литургии обычная трапеза, к которой были приглашены некоторые более почетные лица из духовенства и граждан. В 6 1/2 ч. вечера слушал утреню в домовой церкви, при настоятельских покоях, в коих я имел пребывание. 24 ч. День Сошествия Св. Духа – главный монастырский праздник. Литургия совершена была, в свое время, с обычной торжественностью. Отдохнувши немного после обильной праздничной трапезы, за которой гостей было ещё более, чем накануне, я отправлялся в города, для обозрения тамошних церквей. При посещении церквей, деланы были испытания причтов в знании догматов веры и порядка церковного богослужения: не оставлял без внимания и замеченных каких-либо беспорядков по службе. В соборе сделано было мною, наедине, строгое внушение и предостережение настоятелю протоиерею А. Попову и другому протоиерею (на священнической вакансии) В. Лопатину, по поводу дошедших до меня слухов о их нетрезвом поведении, а диакона Ракшевского 520 за его трезвое и честное поведение и исправность по службе обещал представить к благословению Св. Синода. После храмов посетил духовное училище и произвел краткое испытание учеников по всем предметам учебного курса. 25-го ч. слушал в монастыре раннюю литургию, за которой очень много причащали младенцев, принесенных из города и из окрестных деревень.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

За время существования монастыря, в него поступило множество историко-культурных ценностей. Это, прежде всего, старопечатные книги русских и украинских издательств, иконы и изделия декоративно-прикладного искусства церковного значения, среди которых - серебряная дарохранительница, выполненная гамбургскими мастерами «... ценою в три тысячи рублей... высокой работы, выписана из Германии коштом С.-Петербургского Архиепископа Феодосия (Янковского)». После закрытия монастыря летом 1788 г., при настоятеле архимандрите Венедикте, его насельники были переведены в Куряжский мужской монастырь Харьковской губернии. И хотя архимандрит Венедикт направлялся настоятелем в Московский Данилов монастырь, он и братия обители долго не хотели покидать Ахтырскую обитель. Благодаря стараниям майора Ивана Войновича, владельца деревни Доброславовки, Троицкий собор в ноябре 1788 г. был переименован в приходскую церковь с назначением настоятелем её свящ. Иоанна Яковлева. Другие храмы обители - Благовещенский и Преображенский - были разобраны, все имущество монастыря, даже ограда - распродано. Только при Троицкой церкви была оставлена самая необходимая церковная утварь и чудотворная Ахтырская икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Жители окрестных мест не теряли надежды на восстановление и возрождение святой обители. В 1835 г. ахтырчане и местные помещики обратились к Харьковскому архиепископу Мелетию(Леонтовичу) с просьбой о восстановлении монастыря «не требуя на то пособия от казны». Они полностью брали на себя восстановление древней обители за счет пожертвователей, среди которых были такие известные помещики, как Бразоль и Кулябка, купцы Алтухов и Греков, «девица Зверева и вдова Наталья Костевская» и много еще других достойных людей. Среди подателей был и куряжский монах Николай Калашников с сыном Михаилом. Всего же на восстановление монастыря было пожертвовано 65 дес. земли и 23 тыс. рублей ассигнациями. Однако в 1840 г. дело о возобновлении монастыря Святейший Синод возвратил в Консисторию для некоторых дополнений, а вскоре скончался и Архипастырь Мелетий. При архиепископе Мелетии, причисленному уже в наше время к лику святых, был изменен титул управляющего епархией. Святейший Синод, готовясь отпраздновать столетие со дня явления Ахтырской иконы Божией Матери, своим указом от 13 февраля 1838 г. повелел «...именовать управляющего Слободско-Украинской епархией - Харьковский и Ахтырский».

http://sobory.ru/article/?object=37596

Феофан Несин , в 1746–49; перев. в Козелецкий Георгиевский мнтрь. Иосиф Миткевич в 1749 перев. из Домницкого, а в 1756 – в Густинский мнтрь. Феофил , в 1756–62. Варсонофий Пальмовский , с 1763; в 1764 произведён в архимандрита; в 1775 перев. в Ахтырский мнтрь. Владимир Сокальский , архим., произведён в 1776; 14 мар. 1790 уволен на покой; † 4 апр. того же года. Платон Романовский , ректор Новгород-Северской семинарии, произведён 9 апр. 1790; в 1794 перев. в Гамалеевский мнтрь. Павел Чедневский , бывший строитель Астраханского Предтечева монастыря, определён в 1794; в 1798 ... перев. в Козелецкий Георгиевский. Феодосий , Грек, в 1798 перев. из Новгородского Розважского монастыря; † 1805… Афанасий в 1805 перев. из Домницкого монастыря; † 21 апр. 1806. Гервасий произведён из иеромонахов 20 июля 1806; † 1 апр. 1831. Феофан Миславский произведён из иеромонахов 8 мар. 1831; с 1842 архим.; в 1844 уволен на покой; † 21 дек. Иларион , в 1844–46; перев. в Глуховский Петропавловский мнтрь. Вениамин Доброгаев произведён в 1846, из иеромонахов в 1853 перев. в Глуховский Петропавловский мнтрь. Августин Болох произведён 18 окт. 1853, из иеромонахов; архим. с ... до ныне (1869). 10 Георгиевский, от города Козельца в 5 верстах, на реке Остре, основан в 1654 г. (с приписанием монастырка св. Троицы в самом Козельце); с 1788 г. третьеклассный. [III, 689.] Игумены Симеон Чайковский , основатель, † 1675... Иоиль Пучковский , с 1675; † после 1680. Игнатий Грязной , 1682–93. Георгий упом. 1697. Иосиф Исаевич , игум. Почаевский, управлял Троицким и Георгиевским (соединёнными) мнтрями с 1708; † 1731. Анастасий Долинский упом. 17 окт. 1713. Феофан Степанский , в 1731–40; † … Гавриил Великошапка определён 14 окт. 1740; † 1749 ... Феофан Несин в 1749 перев. из Батуринского Крупицкого монастыря, и в 1750. Иннокентий Домбромбский , в 1750 (недолго). Дионисий Шугаев в 1751 перев. из Киево-Петропавловского монастыря; † 1770... Давид Сухозанет , в 1770–75. По Адрес-Календарям в 1775–78 показаны Александр и Фаддей??

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Образ Иоанна предтечи, на нём двенадцать венцов серебряных. За правым клиросом иконостас, в коем тринадцать образов: первый – нерукотворный образ Господень, писан красками гладкой; второй – Казанской Пресвятой Богородицы, на ней венец с короною и цата серебряная вызолочена, убрус жемчужный с камнями, на четырёх разных святых писанные на полях венцы и цаты серебряные, средники и поля серебряные вызолочены; третий – образ Господа Вседержителя, венец, цата и поля серебряные; четвертый – образ Владимирской Пресвятой Богородицы, на нём венец, средники, цата и поля серебряные; пятый – Благовещение Пресвятой Богородицы, на нём два венца, поля вызолочены; шестой – Ахтырской Пресвятой Богородицы, на нём венец, риза и поля серебряные вызолочены; седьмой – образ преподобной княжны Евфросинии, на нём два венца и поля серебряны позолочены; восьмой – образ Благовещения Пресвятой Богородицы, на нём три венца и поля серебряные вызолочены. девятый – образ Пресвятой Троицы, на нём три венца с коронами, те венцы и поля серебряны вызолочены; десятый образ – всем скорбящим, на нём венец с короною, да малых восемь венцов все и поля вызолочены; первый-надесять – образ чудотворца Николая, на нём венец средник и поля серебряны вызолочены; второй-надесять – образ Пресвятой Богородицы явление чудотворцу Сергию, на нём пять венцов и поля серебряны; третий-надесять – образ преподобной Параскевы в житии, на нём венец да малых пять венцов и поля серебряны позолочены. Стоящих по разным местам образов: первый – образ Рождества Христова, на нём пять венцов, и поля серебряны вызолочены; второй – образ Богоявления Господня, на нём пять венцов, и поля серебряны вызолочены; третий – образ Преображения Господня, на нём девять венцов и поля серебряны вызолочены; четвёртый – образ Петра, Алексея, Ионы, и Филиппа московских, на нём четыре венца и поля серебряны вызолочены; пятый – образ Введения Пресвятой Богородицы, на нём шесть венцов серебряных и поля серебряны вызолочены; шестой – образ Вход во Иерусалим, на нём венец серебряный и поля серебряные вызолочены;

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010