При монастыре существуют мастерские: слесарная, столярная, бондарная, колесная, малярная, портняжная и сапожная; кроме того; есть кузница, свечной завод, лавка для продажи книг и икон, гостиница для богомольцев с больницей для монашествующих и мирян, женским приемным покоем и трапезой для странников, библиотека, три монастырские церковноприходские школы и пасека с 600 ульями. Управляет пустынью архимандрит. Больничный скит при Святогорской пустыни. Скит находится в 1 версте от обители. Храм в нем один, в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Скит прп. Арсения Великого при Святогорской пустыни. Он расположен в 2 верстах от монастыря. Храм один, во имя прп. Арсения Великого . Мирянам вход в скит разрешается только в третий день Рождества Христова, в пятницу Святой седмицы, 8 мая и 14 августа. Спасский скит при Святогорской пустыни. Создан на месте чудесного спасения Императорской Семьи от опасности 17 октября 1888 года. Женские обители Богодуховский Свято-Троицкий монастырь, в Богодуховском уезде. Этот общежительный монастырь, в 1 версте от г. Богодухова и в 2 в. от станции «Богодухов» Харьково-Николаевской жел. дороги. Основана обитель в 1889 году в виде женской общины, которая в 1898 г. была преобразована в монастырь, где в настоящее время есть только один храм домовый, но уже строится другой соборный, каменный, во имя Св. Троицы. Управляет обителью игуменья. Верхо-Харьковский Николаевский монастырь в Харьковском уезде. Находится этот монастырь при верховье р. Харькова, в 35 верстах от г. Харькова, на границе Харьковской и Курской губерний. Основана обитель в 1845 г. помещиками Степановыми в их имении Стрелечьем. Храмов в обители четыре: во имя Св. Николая Чудотворца, в честь Казанской иконы Божией Матери, во имя Собора Бесплотных Сил и кладбищенский – в честь Св. Емилии. Управляет монастырем игуменья. Казанская община в Ахтырском уезде. Расположена при дер. Семереньках. Учреждение общины состоялось в 1904 году. Старобельский Скорбящинский монастырь. Обитель находятся в самом городе Старобельске. Первоначально здесь существовала богадельня, на месте которой в 1862 году учреждена была община. В 1886 году эта община обращена в общежительный монастырь под управлением игуменьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Киево-Печерский монастырь, основан в 1051 г. прп. Антонием Печерским, в 1786 г. получил статус лавры, в 1930 г. ликвидирован, В 1941 г. фашисты взорвали Успенский собор, а в 1942 г. разрешили возобновить монашескую жизнь. В 1961 г. вновь упразднен. В 1988 г. возрожден, с 1990 г. лавра внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Флавиан (Городецкий; 1840–1915 гг.), 2 февраля 1885 г. хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии, с 29 июня 1885 г. епископ Люблинский, викарий Холмско-Варшавской епархии, с 14 декабря 1891 г. епископ Холмский и Варшавский, с 15 мая 1892 г. архиепископ, с 21 февраля 1898 г. архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, с 10 ноября 1901 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский, 1 февраля 1903 г. митрополит Киевский и Галицкий, священноархимандрит Киево-Печерской лавры. Александра Петровна (1838–1900 гг.), великая княгиня, урожденная Александра–Фредерика–Вильгельмина Ольденбургская, дочь Петра Георгиевича и Терезии–Вильгельмины Ольденбургских, супруга великого князя Николая Николаевича старшего. В 1881 г. уехала в Киев, где в 1889 г. основала Покровский женский монастырь. 3 ноября 1889 г. приняла постриг под именем Анастасия. Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь на Подоле в Киеве, основан предположительно, в начале XVI в. В 1929 г. закрыт, в 1934 г. разрушен храм во имя Святой Троицы. В 1941 г. возрожден с приходом фашистов. В 1960 г. казанский храм перестроен под пошивочный цех, в Воскресенском и Трапезном храмах расположилась мастерская объединения «Укрреставрация». У монастыря были отобраны многие келейные корпуса, в части их разместился протезный завод. В 1962 г. монахинь из монастыря выписали. Ныне действующий. Имеется в виду имение Николая Владимировича Струкова, мужа фрейлины великой княгини Елизаветы Федоровны Екатерины Николаевны Козляниновой (Китти), коллежского асессора, камер-юнкера Двора Его Императорского Величества, управляющего Императорским фарфоровым и стеклянным заводом. Почаевский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, основан горе близ местечка Новый Почаев около 1240–1241 гг. В 1713–1831 гг. монастырь был униатским. С 1997 г. имеет статус ставропигии.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

МАКАРИЙ (XVI в.), Оредежский, основатель Успенского монастыря на р. Оредеж, прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) МАКАРИЙ РИМЛЯНИН (2-я пол. XIV или XVI (?) в.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) МАРИЯ НИКОЛАЕВНА (1899-1918), великая княжна, мученица (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский НИКИТА Григорьевич Алмазов (1874-1937), протодиак., сщмч. (пам. 15 нояб., в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКИФОР И ГЕННАДИЙ преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца НИКОДИМ (Кононов Александр Михайлович; 1871-1919), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф НИКОЛАЙ (Клементьев (Бардаков) Николай Федорович; 1875-1937), архиеп. Великоустюжский, сщмч. (пам. 18 дек., в Соборе святых С.-Петербургской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/128881.html

В детских играх, а потом в юности в шуточных стихотворениях, в забавных рассказах для детей, в комических «драмах», в особенности же в шарадах и оперетках, текст коих к счастью сохранился, он расходовал избыток своего вечно брызжущего остроумия и даров творческой фантазии. Но это были шутки; настоящим – внутренним делом его была философия, при том не просто философия, а философия, насквозь одухотворенная той горячей верой, которая шла из глубины сердца. Тут опять в мыслителе и взрослом чувствовался ребенок и та «детская», в которой он вырос. Самое имя «Сергий» не случайно было ему наречено при крещении. Ахтырка, где он родился, находилась всего в тринадцати верстах от Троицко-Сергиевской лавры и всего в пяти верстах от Хотьковского женского монастыря, где погребены родители св. Сергия – Кирилл и Мария. Хотьковым и лаврой полны все наши ахтырские воспоминания. В лавру совершались нами – детьми – частые паломничества, там же похоронили и дедушку Трубецкого; а образ св. Сергия висел над каждой из наших детских кроватей. Нужно ли удивляться, что миросозерцание моего брата, а в особенности внутренняя музыка его существа насквозь насыщены густым звоном лаврских колоколов и носят на себе печать великой народной русской святыни. Эти и другие, сродные лавре, впечатления и были, думается мне, точкой опоры всего его творчества. Что такое эта лавра? Известно, что св. Сергий поставил собор св. Троицы как образ единства в любви, дабы, взирая на тот образ, люди побуждали в себе ненавистное разделение мира. Мы, дети, конечно, этого не знали, когда росли, но яркое жизненное воплощение мысли Св. Сергия, так или иначе, нами воспринималось. Образ любви, собирающей народ и организующей его в собор, сильно врезался нам в душу. И мы прекрасно знали и чувствовали, что этим образом Россия когда-то созидалась и спасалась. Любовь к сверх-народному – Божьему и любовь к родному – русскому тут были одно. Люди, погруженные в созерцание всеединства в любви, не задумываясь отказывались от этого созерцания и выходили на брань из стен монастыря, когда родина была в опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

В XVIII в. К.-П. л. стала богатейшей обителью на территории совр. Украины. Владения К.-П. л. находились в Киевском (53 вол.), Черниговском (34 вол.) и Новгород-Северском (49 вол.) наместничествах. На этих землях насчитывалось ок. 28 тыс. крепостных. В ведомстве лавры находилось 9 приписных монастырей: Больничный, Омбышский в Нежинском полку, Змиёвской и Синявский в Слободском Ахтырском полку, Свенский и Чёлнский в Белгородской губ., Дятловицкий на Правобережье (совр. Беларусь), пустыни Голосеевская и Китаевская киевская во имя Святой Троицы в Киевском полку. Эти обители со своими имениями непосредственно зависели от лавры, а не от епархиального начальства. Кроме того, во владении лавры находилось множество подворий (в Глухове, Воронеже, Стародубе, Кролевце и др.), 2 бумажные фабрики, 11 кирпичных, 6 стекольных заводов, свыше 160 винокурен, столько же мельниц, 2 конных завода. Ист.: ПВКДА; АЗР. Т. 2-4; АЮЗР. Т. 2. 161 (Сигизмунд III - Михаилу Рогозе по поводу Никифора (Тура)); АрхЮЗР. 1859. Ч. 1. Т. 1; 1872. Ч. 1. Т. 5; 1898. Ч. 1. Т. 9; Предсмертные письма Иоасафа Кроковского к царю и кн. Д. Голицыну о своей болезни//ЧОИДР. 1861. Т. 3. С. 193-195; [Левицкий О.] Письмо и стихи Варлаама Ясинского//Киев. старина. 1890. Т. 28. 3. С. 537-539; Описание док-тов архива западнорус. униатских митрополитов. СПб., 1897. Т. 1: 1470-1700; ПККДА. Т. 1; Акты и док-ты, относящиеся к истории Киевской академии. Отд. 2: (1721-1795). К., 1904-1908. 5 т.; Уния в док-тах: Сб./Сост.: В. А. Теплова, З. И. Зуева. Минск, 1997; Записки свт. Петра Могили/Упоряд.: I. В. Жиленко. К., 2011. Лит.: Самуил (Миславский), митр. Краткое ист. описание Киево-Печерской лавры. К., 17952, 1805; Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. К., 1831 2; он же (Бoлxobimihob), митр.) Buбpahi npaцi з icmopiï К., 1995; Петра Могилы стихиры и канон в благодарность за чудесное избавление Киево-Печерской лавры от неприятельского разорения в 1630 г.//Киевские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

на основании монастырских актов. В просьбе своей, поданной на имя императора Петра III в белогородскую канцелярию от 1 июля 1762 г., он писал: «Монастырь по указу благочестивейшаго Государя Царя и В. К. Алексея Михайловича, по челобитью игумена с братьею, устроен 1654 г. а оный игумен от унеи бежал с Подпольской области, из-за Днепра, с Лебединскаго монастыря, под державу предков ваших, с братиею 40 человек монахами и с подданными тамошними вольными черкасами, церковными утварьми и священническими облачении, сосудами и со всеми принадлежащими церковными потребами и сему игумену по указу Государя Царя и В. К. Алексея Михайловича, по свидетельству гор. Алешни всякаго чина и звания людей, та гора Ахтирь с пахатным полем и сенными покосы лесными дачи и рыбными ловли яко впусте состоящая и ни кем не владеема, была отведена под монастырь». На карте Гигельмана «Лебедин» показан при вершине р. Тясмина. Лебединский монастырь Киевской епархии доселе существует. В 1720 г. богатый Тростенец и некоторые другие имения были отданы Петром I духовнику своему, Благовещенского собора протоиерею Тимофею Васильевичу Надаржинскому. И в 1724 г. о. Тимофей построил в Ахтырском монастыре каменный храм Св. Троицы, оградив монастырь каменною оградою на протяжении 269 саженей. Надпись под местным образом собора говорит: «Во всех прославленный в честь и славу тричисленнаго своего имени устрои совершити храм сей 1724 года, при непобедимой державе Всепресветлейшаго Императора Российскаго Петра Великаго, того же года коронование Ея Величества Государыни и Великой Княгини Екатерины Алексеевны, особливым иждивением и трудами Их Величества духовника, протопресвитера Тимофея Васильевича». По благословению преосвященного Епифания, епископа Белгородского, монастырь стал тогда называться Троицким. Тимофей Васильевич, царский духовник и в конце жизни ктитор и инок Ахтырского монастыря, был лицо замечательное. Он происходил из дворянской фамилии, переселившейся из-за Днепра в Украйну; приняв сан священства, он был священником, а потом протоиереем в слободе Тростенце, его незлобие и усердная служба престолу Божиему стали известными царю Петру, и он в 1703 г.

http://sobory.ru/article/?object=04967

В 1751 году Святейший Синод постановил почитать новоявленную Ахтырскую икону чудотворной. В Ахтырке был заложен святителем Белгородским Иоасафом (†1754; память 10 декабря) величественный собор по проекту архитектора Растрелли. В 1766 году, по благословению епископа Белгородского Порфирия (Крайского; 1763–1768), было установлено празднование в честь Ахтырской иконы – 2 июля. В 1768 году собор был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С 1844 года ежегодно, в субботу перед Днем Святой Троицы, чудотворная икона переносилась с торжественным ходом из собора в Ахтырский Троицкий монастырь. В Неделю Всех святых Ахтырская икона возвращалась в Покровский собор. Ныне чудотворный образ Ахтырской Божией Матери находится в кладбищенском храме во имя святых жен-мироносиц в г. Ахтырке. Литература: 1 . Иванов С. Явление Ахтырской иконы Божией Матери. – «Русский паломник», 1914, 26. 2 . Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. СПб., 1898, с. 292–294. 3 . Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чтимых. Вып. 11, июль. Тверь, 1901, с. 11–16. Пренесение мощей святителя Арсения, епископа Тверскаго НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 1 Добродетелию Божественною,/якоже лествицею, Арсение преблаженне,/на Небесныя круги возшед,/не во мраце зашел еси неведения,/но во благодати Божественней явился еси, святителю,/приемля неизреченная сияния. Умом просвещенным/душу свою, святителю, просветил еси,/от земных преставився в Царство Христово, Арсение всеблаженне,/и во святителех ты светильник явился еси пресветел,/пищи приснопребывающия ныне наслаждаешися,/Божественною славою озаряемь. Троице Безначальней и Единосущней/явился еси вселение пресвятое,/святителю Богоносе Арсение,/темже и показа тя пресветла светильника,/от мятеж житейских бо уклонился еси/и ныне со безплотными/житие на Небесех приобрел еси. Приидите, иночествующих множество, днесь,/святителя Арсения чудотворца песньми и пении восхвалим/и честную и многоцелебную раку, обстояще, любезно облобызаем, глаголюще:/радуйся, преславный святителю Арсение, отче наш,/граду Твери преславный светильниче;/радуйся, яко чисте Чистейшему Свету присовокупивыйся;/радуйся, яко Святей Троице предстояй со Ангелы,/Юже моли непрестанно/даровати душам нашим велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) МАРИЯ (Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. Нарышкина; 1780 - 1852), игум., основательница Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря МЕЛАНИЯ ЕЛЕЦКАЯ (Пахомова Мелания Памфиловна; в монашестве Миропия (?); 1759-1836) затворница елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕЛХИСЕДЕК (Значко-Яворский Михаил Карпович; 1716 или 1720 - 1809), игум. Мотронинского во имя Святой Троицы монастыря МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834)

http://pravenc.ru/rubrics/121790_20.html

Эта мысль его нашла исполнителей, возбудила горячую ревность и любовь к доведению дела до конца. Преображенский приход испросил себе у единоверцев этот храм, уплатив им 5000 р. на ремонт их старой деревянной церкви, а сам организовал новый строительный комитет, который привлек щедрого жертвователя в лице И.А. Соколова и достроил этот храм в самом благолепном виде, на что было истрачено до 50.000 р. 24 июля 1911 года Высокопреосвященный Арсений к величайшей своей радости совершил торжественное освящение этого храма во имя Пресв. Троицы при чрезвычайном стечении народа. Он образовал при нем отдельный приход и назначил к нему причт. Оказывал Владыка самое деятельное сочувствие и всем заботам о благоустройстве в Харькове домовых церквей. Напр., благодаря его личному влиянию на земских деятелей при губернской земской больнице на Сабуровой даче была устроена новая, богатая и обширная церковь во имя Св. бл. кн. Александра-Невского в виде отдельного храма в строго выдержанном стиле московских церквей XVII в. Высокопреосвященный Владыка был рад устройству этого храма вдвойне, так как в нем не только могли помещаться все многочисленные больные из больницы, но и с удобством могут его посещать жители всей этой окраины города, очень отдаленной от своей приходской Св.-Духовской церкви. В 1907 году он совершил торжественное освящение этого храма, сказав при этом свое превосходное и задушевное слово о значении храма для болящих и об обязанностях врачей поддерживать в больных дух веры и христианских упований. Самым широким средством ознакомления Высокопреосвященного Владыки с епархией были его постоянные объезды епархии с первого же года его служения на Харьковской кафедре. Этим объездам сам Владыка придавал самое важное значение, и по результатам своим они оказывались чрезвычайно плодотворными. В совершении этих объездов Владыка был положительно неутомим, нисколько не щадя себя. Каждый год по нескольку раз он отправлялся в поездку по епархии длившаяся неделями. Поездки в монастыри он приурочивал к храмовым или другим важным в них празднествам, а остальные поездки назначал он периодически весной, летом и осенью, причем заранее намеченную программу поездок он заботился выполнять в совершенной точности и полноте.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Со времени основания в обители было введено игуменское управление. С 1720 г. по указу Петра I настоятелем Ахтырского Благовещенского монастыря назначается протоиерей московского Благовещенского собора - Тимофей Надаржинский. Им в 1724 г. был выстроен каменный Троицкий собор с пределами в честь Благовещения Богородицы и иконы " Всех скорбящих Радость " и ограда вокруг монастыря в «269 саженей». В том же году, ло благословению Преосвященного Епифания (Тихорского), епископа Белгородского, монастырь стал называться Троицким. Тимофей Васильевич Надаржинский был духовным отцом Петра I и всей царской фамилии. Происходил он из дворянского рода, некогда переселившегося из-за Днепра. Отец Тимофей-«неотлучный спутник» царя в военных походах и во всех его путешествиях. Надаржинский сохранил свое звание и в короткое царствование Екатерины I. После ее смерти в 1727 г. он окончательно удалился от двора в Тростянец. А в 1729 г. Надаржинский принял схиму под именем Товия и до своей кончины жил в монастыре. Преосвященный Епифаний сам погребал добродетельного старца. Его положили под правым приделом Троицкого собора, в древних пещерах монастыря, впоследствии замурованных. По смерти иеросхимонаха Товия, его сын - Иосиф Тимофеевич Надаржинский - на собственные средства построил каменную церковь в честь Преображения Господня с братской трапезной и колокольней, а в 1741 г. - больницу и в ней храм во имя Петра и Павла. По документам Ахтырского Духовного управления в 1785 г. за Ахтырским монастырем числилось свыше 1500 дес. земли, куда входили села и хутора с мельницами, пахотными землями, лугами, лесами, реками и на которых работали в основном вольные черкесы. Главной святыней Ахтырского монастыря была находившаяся в южном приделе Троицкого собора месточтимая Ахтырская икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», ознаменованная многими исцелениями и чудесами. Точных данных о том, когда икона появилась в монастыре - нет, но известно, что она была принесена в обитель еще до 1787 г. одним священником, которому «... во сне явились два монаха и повелели доставить икону из Киева в монастырь».

http://sobory.ru/article/?object=37596

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010