Она и привлекла к себе внимание двух монахов, живших и служивших при храме Сумского Пастырско-Богословского училища. Взяв благословение епископа Сумского и Ахтырского Иова, они вместе с одним послушником 28 мая 2002 г. поселились на монастырской горе в солдатской палатке и начали ежедневный круг монастырского богослужения. С помощью благочестивых ахтырчан были устроены навесы, прослужившие все лето и осень как монастырские храм и трапезная. 23 июня, в день престольного праздника обители, здесь была совершена первая после восьмидесятилетнего запустения Божественная Литургия. 26 июля на колокольне был водружен святой Крест. А в сентябре в колокольне начались реставрационные работы. Братия, к которой тогда присоединилось еще два послушника из числа студентов духовного училища, поняла, что у нее имеется только одна возможность устроения каменного храма и келий — сделать все это внутри колокольни: на первом ярусе храм, а на втором и третьем — келии. 12 января 2003 г. епископ Сумской и Ахтырский Иов совершил освящение Престола храма. В последующие годы были построены корпус для братии с домовым храмом во имя Всех Преподобных Отцов и гостиница для паломников. Рядом с колокольней построен новый храм во имя Святой Троицы, в котором на Пасху 2012 года состоялось первое богослужение. http://www.ahtyr.org/ru/history Ахтырский Троицкий монастырь, после Святогорского первый по красоте своего местоположения. В четырех верстах от Ахтырки к северу стоит гора круглая, как шатер, покрытая зеленью, как вековой свежий дуб. Окружность ее около 200 саж., а высота отвесная до 15 саж.; при подошве ее вьется Ворскла и обтекает ее почти кругом, так что остается один перешеек для проезда. На северо-запад величественного холма идут горы по берегу Ворсклы, покрытые лесом; на юго-востоке — луга. На этой-то скале недавно восстановлен монастырь, один из древнейших в Украине. В Истории иерархии указывается 1670 г., но, не зная источника, откуда взято это показание, доверяем игумену, писавшему донесение и просьбу в 1762 г.

http://sobory.ru/article/?object=04967

Наружный декор храма отличался сдержанностью, в духе Петровского времени. Оконные проёмы обрамлялись профильной рамкой, полуколоннами на висячих кронштейнах, и завершались вогнутыми треугольными разорванными фронтонами с шарами-фиалами на пьедестале. Сложные карнизы напоминали карнизы Покровского храма в Харькове и включали 3-4 ряда поребрика. Под карнизами второго яруса центрального верха стояли керамические розетки. По форме они походили на крышки керамических кадильниц, изготовлявшихся украинскими ремесленниками в XVI–XVII ст. Окна в последних ярусах всех трёх верхов были крупнее и обрамлены массивной профильной рамкой. Все углы нижнего объёма храма украшали пучки полуколонок на кронштейнах, разделенных треугольными тягами. Эта деталь декора, характерная для русской архитектуры середины – второй половины XVII ст., так последовательно была применена в Слободской Украине лишь в трёх храмах. В Ахтырском храме она особенно к месту, придавая не усложненным пристройками башенным объёмом остроту и экспрессию. Стены собора, как в других слобожанских храмах, были побелены по затирке, фонари завершений имели живописные вставки. На алтарной стене под центральным окном помещалось крупное монументальное изображение Богоматери «Всех скорбящих радость» – образа, издавна хранившегося в монастыре и почитаемого в народе. Во второй половине XIX ст. храм с трёх сторон окружался пристройками, превратившись в трёхкупольную базилику – лишь алтарная стена оставалась незастроенной. Декор первого яруса при этом был почти полностью уничтожен – только некоторые элементы его воспроизвели на стенах пристройки, что дало возможность выполнить графическую реконструкцию храма. А. Парамонов, А. Парийский «Истоки каменной храмовой архитектуры Слободской Украины» С 1724 года Ахтырский монастырь вступает в стадию новой жизни. Лет за несколько перед этим духовник Петра Великого, протоиерей Тимофей Васильевич Надаржинский за свои заслуги получил в дар от государя Петра Алексеевича вблизи святой обители имение. Принимая близко к сердцу интересы родной обители, он, с первых же дней своего соседства с ней по имению, стал оказывать живейшее участие в её нуждах и прилагать особые заботы к поддержанию и улучшению её положения. Плодом этих трудов и забот явился великолепный каменный храм во имя св. Троицы, устроенный иждивением и па средства о. Тимофея в упомянутом 1724 году, и, кроме того, капитальная каменная ограда вокруг монастыря на протяжении почти 300 сажень. Достойно замечания то обстоятельство, что храм этот сохранился до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=52358

В последующие годы были построены корпус для братии с домовым храмом во имя Всех Преподобных Отцов и гостиница для паломников. Рядом с колокольней построен новый храм во имя Святой Троицы, в котором на Пасху 2012 года состоялось первое богослужение. С помощью Божией обитель продолжает восстанавливаться. Современное состояние [ править править код ] При монастыре сохранялись пещеры, ископанные в подражание Киево-Печерской Лавре («Еще и теперь остаются пещеры, выкопанные внутри горы, но заваленные камнями во время запустения монастыря. Киевские подвижники пещер и здесь возбуждали иноков подражать дивной труженической жизни их», – писал свт. Филарет). При о. Сергии (Измайлове, †1863) вход в подземелье был расчищен. В 2003 году восстановлена традиция ежегодного крестного хода из Ахтырки (в 3-й день после праздника Св. Троицы) со списком Ахтырской иконы Божией Матери. На территории обители находится подсобное хозяйство, которым занимаются насельники. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] В обители почитаются такие иконы Божией Матери: Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших - Переходящая дата Местонахождение [ править править код ] Адрес : Украина, Сумская обл., Охтырский р-н., с. Чернетчина, ул. Монастырская, 1а Почтовый адрес: а/я 33, Ахтырка, 42704, Украина. Телефон: +38(05446)3-38-87 Электронная почта: igumen@ahtyr.org Проезд: ИЗ КИЕВА Самый удобный и быстрый транспорт до нашего монастыря из Киева — маршрутное такси «Киев–Ахтырка». Есть два перевозчика. Места заказываются по телефону у диспетчеров: 066 113 81 38 ; 066 475 95 32 ; 050 637 76 70 . Вся информация (место посадки, стоимость, время отправления и т.п.) узнается у диспетчера. Не доезжая до Ахтырки, выходить на остановке «Доброславовка». ИЗ ХАРЬКОВА Автобусом с автостанции на Центральном рынке. Маршруты, проходящие рядом с монастырем: Харьков–Талалаевка, 7:50, через день; Харьков–Гадяч, 13:50, ежедневно;

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

20 нояб. того же года в С.-Петербурге И. был избран почетным членом Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств. При И. по проекту архит. Ф. М. Шилина в архангельском во имя архангела Михаила монастыре над св. воротами была сооружена новая колокольня (1820), а в Архангельском тюремном замке освящена во имя арх. Михаила 1-я тюремная церковь (1821). В июле 1820 г. И. вместе с купцом А. Ф. Долгошеиным инициировал ремонт архангельского Успенского храма на Бору: старый иконостас заменили ампирным 4-ярусным, увенчанным 8-конечным крестом. Решением И. весной 1820 г. настоятелем Антониева Сийского во имя Святой Троицы монастыря был назначен архим. Вениамин (Смирнов) , впосл. ставший просветителем ненцев (самоедов). В обители проводились строительные работы: отремонтирован соборный храм, построена гостиница, поправлены каменные шатры на Благовещенской ц. и колокольне и др. 3 февр. 1821 г. И. возвел в сан игумена Игнатия (Семёнова) ; впосл. епископ Воронежский) и назначил его настоятелем Корельского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . 3 июля 1821 г. И. возглавил Смоленскую кафедру. Продолжал восстанавливать храмы и мон-ри, пострадавшие при нашествии франц. войск 1812 г. На пожертвования императора и горожан был произведен ремонт смоленских кафедрального Успенского собора (заменена крыша, обновлен иконостас, осуществлена настенная роспись), древней ц. во имя арх. Михаила (Свирской), церквей в честь Благовещения Пресв. Богородицы (заменена крыша, поставлены 3 печи, вызолочены крест и шатер) и в честь Смоленской иконы Божией Матери (в 1822 придел во имя св. Иоанна Воина «обновлен стенным писанием»). Восстанавливались и мон-ри, в т. ч. смоленский в честь Вознесения Господня (построена надвратная 2-этажная Ахтырская ц., отремонтирован и благоукрашен Вознесенский собор), вяземский во имя святого Иоанна Предтечи (восстановлен и в 1830 освящен Вознесенский храм, ремонтировались др. постройки), Колоцкий в честь Успения Пресвятой Богородицы и др. По ходатайству И.

http://pravenc.ru/text/578499.html

До 1917 г. в обители было 5 каменных храмов: Вознесенский собор построен в 1722-1732 гг.; Трапезный 2-этажный каменный храм сооружен на месте сгоревшего древнего деревянного Флоровского храма. В нижнем этаже – теплый храм во имя свт. Николая; холодный верхний храм – в честь Тихвинской иконы Богородицы, надстроенный в 1818 г.; Воскресенский храм – в 1811 г. (первый после опустошительного подольского пожара того года); Казанский храм с приделами во имя мчч. Флора и Лавра и во имя Ап. Иоанна Богослова – в 1841 г.; Свято-Троицкий кладбищенский храм с приделом в честь Ахтырской иконы Богородицы – в 1857 г. 3-ярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе появилась в первой половине XVIII в. Первоначально два верхних яруса были деревянными. Они сгорели во время пожара 1811 г.; огонь был такой силы, что плавились колокола. В 1821 г. при реконструкции колокольни ее выполнили полностью каменной. В 1870 г. при обители на собственные средства было открыто училище для девочек из бедных семей различных сословий. Кроме того, с конца XIX в., здесь существовали богадельня (к 1918 г. здесь на полном монастырском обеспечении находились 100 чел.) и больница (на 10 коек). Всех зданий (и каменных, и деревянных) к 1918 г. было 38. В 1929 г. монастырь был закрыт. В 1934 г. был разрушен храм Св. Троицы на монастырском кладбище. В 1942 г. монастырь открылся и более не закрывался. Но в 1960 г. были отобраны Казанский храм (перестроен под пошивочный цех), Воскресенский и трапезный храмы (для мастерской по реставрации икон объединения «Укрреставрация») и много келейных корпусов. Сейчас в обители все богослужения проходят в Вознесенском соборе. Все храмы (кроме разрушенного Свято-Троицкого) возвращены монастырю. Восстанавливается Казанский храм. Как и в былые времена, Флоровский монастырь является своекоштным (необщежительным). http://archiv.orthodox.org.ua Киево-Флоровский Вознесенский монастырь, 1 класса, в Киеве, на Подоле. Основан в 1566 году, протопопом Иаковом Гулькевичем при церкви святых мучеников Флора и Лавра. В 1712 году в него переведены монахини Печерского Вознесенского монастыря. Возобновлен в 1812 году после пожара.

http://sobory.ru/article/?object=04340

В приделе св. Марии Магдалины иконы не имеют признаков древности, но напоминают древние, бывшие во имя изображенных святых, приделы. Так, местная Казанская икона напоминает существовавшую в монастыре Казанскую церковь ; близ северной двери находится икона св. Симеона Персидского, имя которого носил прежде Магдалининский придел; на стенах помещаются прежние храмовые иконы верхних приделов – свв. Василия Парийского и Александра-монаха. Кроме того, следует отметить следующие иконы: запрестольный крест и Страстную икону Б. М., тоже запрестольную, в сереб. вызол, окладах; оклад на крест устроен в 1854 г. иждивением полковника Н. В. Зворыкина. Толгская икона Б. М., в сереб.-вызолоч. ризе; пожертвована в 1827 году графа Шереметева служителем Филиппом Жуковым. Помещается на жертвеннике верхнего храма. Ахтырская икона Б. М., в серебр. ризе, весом в 1 ф. 4 зол,, пожертвована в 1855 году графа Шереметева дворовою женщиною Мельниковой. Небольшой образ св. Димитрия Ростовского , финифтяный на золоте, с частицами св. мощей. Образ св. Троицы, древний, с изображениями по сторонам: воскрешения Лазаря, Тайной вечери, Положения во гроб; Иис. Хр., беседующего в храме, во время своего отрочества; «Преполовения Господа Нашего Иисуса Христа» (Спаситель среди народа); Иис. Христа, объясняющего кн. пр. Исаии; свв. – кн. Владимира, пр. Харитония, пр. Евфимия Великого, Саввы Освящен., кн. Бориса, кн. Глеба, пр. Феодосия, Симеона-Столпника. Образ находится под горним местом Николаевского придела. В числе икон, поступивших из Николаевской, в Сапожках, церкви, в описи значится резная икона св. Николая, «на нем шапочка, венец и риза, евангелие и сапожки 134 серебряные вызолочены; шапочка низана жемчугом и разными простыми камушками и финифтяными штуками»... Этой иконы в настоящее время в церкви нет. Следует отметить еще икону «Пресвятой Богородицы, в молении св. апостола Филиппа, да Филиппа митрополита», бывшую местной в церкви ап. Филиппа, в Кремле. Икона древняя, в 1684 году возобновлявшаяся попом Иваном Николаевской, что в Китае, у Красных колокол, церкви. В Крестовоздвиженскую церковь поступила вместе с иконостасом в 1724 году. Помещена она в верхней галерее 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Со времени основания А. м. управлялся игуменами. До учреждения штатов и секуляризации монастырских имений в Малороссии в 1786 г. А. м. принадлежало ок. 1547 дес. земли. Крестьяне, проживавшие на монастырских землях, должны были отбывать «послушенство» в пользу мон-ря (обычно 3 дня в неделю). Главной святыней А. м. была находившаяся в юж. приделе Троицкого собора местночтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», принесенная в обитель до 1787 г. Летом 1788 г. А. м. был закрыт, насельники переведены в Куряжский муж. мон-рь Харьковской губ. В нояб. 1788 г. Троицкий собор был обращен в приходскую церковь, др. храмы обители разобраны, все имущество мон-ря распродано. При Троицкой ц. была оставлена необходимая церковная утварь, а также чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». По ходатайству Харьковского еп. свт. Иннокентия (Борисова) указом имп. Николая I от 31 окт. 1842 г. А. м. был возобновлен со статусом пустынножительного на средства жителей Ахтырки и окрестных помещиков, пожертвовавших 65 дес. земли и 23 тыс. р. 3 июля 1843 г. состоялось открытие мон-ря с участием еп. Иннокентия, военного губернатора Харькова и губернского предводителя дворянства, а также многочисленных паломников. Из Покровского собора Ахтырки крестным ходом в мон-рь принесли чудотворную Ахтырскую икону Божией Матери . Начиная с 24 апр. 1844 г. ежегодно, в субботу Пятидесятницы, совершался крестный ход из города в А. м. с Ахтырской иконой, перенесение иконы обратно в Покровский собор крестным ходом совершалось в день Всех святых. Первым настоятелем вновь открывшейся обители стал иером. (впосл. архим.) Сергий, трудами к-рого были построены теплый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы в братском корпусе, каменный и 3 деревянных братских корпуса. В 1852 г. к Троицкой ц. были пристроены приделы: Благовещения Пресв. Богородицы и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В А. м. был сооружен храм во имя прп. Сергия Радонежского, вокруг мон-ря возведена каменная ограда с башнями. За монастырской оградой открылись 3 гостиницы для паломников, церковноприходская школа, в авг. 1884 г.- больница и столовая. В монастырском хозяйстве процветало пчеловодство, скотоводство, слесарное, бондарное и сапожное ремесла.

http://pravenc.ru/text/77222.html

Со времени основания в обители было введено игуменское управление. С 1720 г. по указу Петра I настоятелем Ахтырского Благовещенского монастыря назначается протоиерей московского Благовещенского собора - Тимофей Надаржинский. Им в 1724 г. был выстроен каменный Троицкий собор с пределами в честь Благовещения Богородицы и иконы " Всех скорбящих Радость " и ограда вокруг монастыря в «269 саженей». В том же году, ло благословению Преосвященного Епифания (Тихорского), епископа Белгородского, монастырь стал называться Троицким. Тимофей Васильевич Надаржинский был духовным отцом Петра I и всей царской фамилии. Происходил он из дворянского рода, некогда переселившегося из-за Днепра. Отец Тимофей-«неотлучный спутник» царя в военных походах и во всех его путешествиях. Надаржинский сохранил свое звание и в короткое царствование Екатерины I. После ее смерти в 1727 г. он окончательно удалился от двора в Тростянец. А в 1729 г. Надаржинский принял схиму под именем Товия и до своей кончины жил в монастыре. Преосвященный Епифаний сам погребал добродетельного старца. Его положили под правым приделом Троицкого собора, в древних пещерах монастыря, впоследствии замурованных. По смерти иеросхимонаха Товия, его сын - Иосиф Тимофеевич Надаржинский - на собственные средства построил каменную церковь в честь Преображения Господня с братской трапезной и колокольней, а в 1741 г. - больницу и в ней храм во имя Петра и Павла. По документам Ахтырского Духовного управления в 1785 г. за Ахтырским монастырем числилось свыше 1500 дес. земли, куда входили села и хутора с мельницами, пахотными землями, лугами, лесами, реками и на которых работали в основном вольные черкесы. Главной святыней Ахтырского монастыря была находившаяся в южном приделе Троицкого собора месточтимая Ахтырская икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», ознаменованная многими исцелениями и чудесами. Точных данных о том, когда икона появилась в монастыре - нет, но известно, что она была принесена в обитель еще до 1787 г. одним священником, которому «... во сне явились два монаха и повелели доставить икону из Киева в монастырь».

http://sobory.ru/article/?object=37596

вяземская жен. община 1 окт. 1832 г. была обращена в Аркадиевский вяземский монастырь ; в 1833-1834 гг. восстановлены храм и трапеза этой обители. С «особенною отеческою благосклонностию» И. относился к вяземской игум. Августе (Ширинской-Шихматовой) и вверенному ей Аркадиевскому мон-рю ( Жмакин. 1897. С. 331). При И. также проводился ремонт в вяземских соборе во имя Св. Троицы и ц. Рождества Христова, возводились храмы, в т. ч. Преображения Господня (по др. сведениям, Рождества Пресв. Богородицы) (1828) в с. Велисто, Вознесения Господня (1827) в с. Кузьмичи, Всех святых (1830) в с. Козулине, Преображения Господня (1833) в с. Спасск. Заботясь об улучшении духовного образования паствы, И. неоднократно обращался в Синод с прошениями об открытии уездных и приходских уч-щ в городах Белом, Юхнове, Дорогобуже и Рославле. Однако в ответ на один из запросов архиерея Комиссия духовных уч-щ разрешила открыть уч-ще лишь в Рославле. Также по ходатайству епископа Синод принял в штат духовных уч-щ Смоленской епархии Ахтырское приходское уч-ще. К нач. XX в. в б-ке Смоленского архиерейского дома хранилась подаренная И. «старая рукопись, переплетенная в кожаный корешок, в полуустав, писанная на твердой бумаге» - Сказание об обретении мощей св. кн. смоленского Андрея († ок. 1390). Согласно надписи на картонной обложке, 9 нояб. 1825 г. И. вложил эту рукопись в приписанную к архиерейскому дому надвратную Одигитриевскую ц. Смоленского кремля. Архиеп. Никанор (Каменский) , опубликовавший рукопись, предположил, что И. мог вывезти сказание из переславль-залесского Данилова мон-ря (см.: Никанор (Каменский), архиеп. Обретение мощей св. блгв. Андрея кн. Смоленского, по древнему сказанию (1556 г.)//ПС. 1908. Дек. С. 641-652). По поручению И. историк свящ. Н. А. Мурзакевич составил «Историческое описание Смоленской чудотворной иконы Божией Матери», о чем вспоминал сын историка (см.: Мурзакевич Н. Н. Записки, 1806-1883//РС. 1887. Год 18. Т. 53. С. 263-298). В 1828 г. И. распорядился вскрыть дубовые гробы митрополитов Симеона (Милюкова) , Сильвестра (Черницкого) и Сильвестра (Крайского) в архиерейской усыпальнице смоленского Троицкого мон-ря; облачения митрополитов были заменены новыми.

http://pravenc.ru/text/578499.html

«Первое рождение монастыря состоялось в 1654 году. Иоанникий, игумен Троицкого монастыря, прибыл из-за Днепра в Ахтырку со всею братиею своею в числе 40 человек, — пишет свт. Филарет, — Лебединский монастырь их за Днепром был сожжен; уния и иезуиты гнали детей православия в гроб. Бедные странники вследствие сострадательной просьбы жителей гор. Алешни, по указу царя Алексея Михайловича, получили для основания обители прекрасную гору Ахтырь с прилежащими к ней пустопорожними землями… В 1720 г. богатый Тростянец и некоторые другие имения были отданы Петром I духовнику своему протоиерею Тимофею Васильевичу Надаржинскому. И в 1724 г. о. Тимофей построил в Ахтырском монастыре каменный храм Св.Троицы, оградив монастырь каменною оградою. Приняв схиму и имя Товии, он здесь же почил и был погребен в соборе». «По указу Екатерины II в 1787 г. монастырь был закрыт. Но жители окрестных мест не переставали питать благоговение к развалинам святой обители; дивная гора не переставала обращать на себя взоры благочестивых сердец. Наконец, сожаления о запустевшей обители, возрасли до решительного намерения просить правительство о восстановлении древней обители. И в 1842 году последовало Высочайшее соизволение на возобновление монастыря». Его настоятелем назначен был духовник святителя Мелетия Харьковского иеромонах Сергий, возведенный в сан игумена. Тогда в нем проживало около полутора сотен монахов и послушников. После октябрьского переворота 1917 г. монастырь был закрыт. В 1919 г. мученической смерти был предан его настоятель архимандрит Аристарх. Храмы монастыря были разграблены и осквернены. До Второй мировой войны здесь размещался детский городок — приют для детей-сирот и беспризорных, затем военные казармы. Вскоре после войны все еще уцелевшие здания были разобраны на кирпич. В 1970 годы здесь был устроен заводом «Промсвязь» полигон для испытания антенн, который в 1990-е годы перестал действовать. От монастыря сохранилась только древняя, обстрелянная танком в военные годы, израненная колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=04967

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010