Ахтырка. Ахтырский Троицкий мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Ахтырского монастыря /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной , Благовещения Пресвятой Богородицы , " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Украинское барокко Год постройки:1724. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, Ахтырский район, с. Чернетчина, ул. Монастырская, 1а. Координаты: 50.312634, 34.835193 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Восточный Фасад. На алтарной стене под центральным окном помещалось крупное монументальное изображение Богоматери «Всех скорбящих радость» – образа, издавна хранившегося в монастыре и почитаемого в народе. Фото начала ХХ в. Источник: А. Парамонов, А. Парийский «Истоки каменной храмовой архитектуры Слободской Украины» Елена Григорьева 1 июня 1901 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Троицкая церковь Ахтырского Свято-Троицкого монастыря построена между 1720 и 1724 г.г. По имеющимся фотографиям и зарисовкам можно установить, что это был трехчастный храм, каждая из частей увенчана ярусным восьмериком с заломами. Центральная глава трехъярусная. Углы, как и в Сумской Воскресенской церкви, закреплялись пучками полуколонок, окна обрамлены фигурными наличниками, близкими наличникам Харьковского Покровского собора. Е.А. Ерошкина, монография «История слобожанского сакрального зодчества (конец XVII – начало ХХ столетия)». - Харьков, ХНУГХ им. А.Н. Бекетова, 2020 Первым, в 1720-1724 г.г., выстроили соборный Троицкий храм. В плане он повторял известную по Покровскому собору в Харькове и Николаевской церкви Святогорского монастыря схему: к восьмигранному нефу примыкали шестигранные алтарь и бабинец. Собор разрушили в 1940-е годы, его обмеры не были произведены, о его плане можно судить лишь по схематическому чертежу конца XVIII ст.

http://sobory.ru/article/?object=52358

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.3 из  5) Предыдущий Следующий Ахтырская икона Божией Матери Ахтырская икона Божией Матери — почитаемая в Русской православной церкви икона Богородицы, обретённая в Ахтырке. Празднование иконе совершается 2 июля (по юлианскому календарю). По преданию, икона была явлена 2 июля 1739 года. Благочестивый священник Покровской церкви города Ахтырки Василий Денисов обрёл икону во время сенокоса на огороде около храма. После её обретения начались чудеса, икону перенесли в храм. Священный Синод, проведя расследование, в 1751 году постановил: «святую оную икону почитать за чудотворную». По повелению императрицы Елизаветы Петровны был воздвигнут каменный храм, предположительно по проекту Д. Ухтомского, освящённый в 1768 году. В 1903 году при отправке иконы на реставрацию в Санкт-Петербург она была похищена. В 1975 году стало известно, что икона находится в Сан-Франциско (США). Список с неё в 1995 году привёз в Ахтырский Покровский собор харьковский митрополит Никодим (Руснак). С этим списком была возобновлена традиция крестного хода на место Ахтырского Троицкого монастыря, совершаемого на третий день после Дня Святой Троицы. Иконография восходит к образцам итало-греческого искусства. На иконе изображена скорбящая Богоматерь со сложенными на груди в молении руками (имеются другие изводы того же образа с иным положением рук), слева от нее — Иисус Христос, распятый на Голгофском кресте. При этом высота фигуры Христа значительно меньше высоты фигуры Богоматери, то есть в иконе применена нехарактерная для византийской иконографии прямая (а не обратная) перспектива. В различных вариантах Богородица может изображаться в мафории, в короне, с непокрытой головой. Иконография Ахтырской иконы легла в основу созданной в XX веке Равенсбрюкской иконы, с той однако разницею, что на последней Христос изображен распятым в отроческом или младенческом возрасте. Икона почитается как чудотворная, после постановления Синода (1751 год) списки с Ахтырской иконы стали распространёнными в основном на юге России, в Харьковской епархии. Особо чтимые списки Ахтырской иконы Божией Матери были в Николаевской церкви на Арбате в Москве, в Михайловском храме Харькова, в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре. Телерадиокомпания “Мироздание” См. также раздел ИКОНА на портале “Азбука веры”. Рекомендуемые видео 1 Комментарий Самое популярное Сейчас в разделе 291  чел. Всего просмотров 14 млн. Всего записей 1398 поделиться: ©2024 Православное видео к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/video/axtyrskaya-ikona-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Ахтырская Ахтырская икона принадлежит к числу наиболее прославившихся на Руси икон Божией Матери. История ее чудесного явления такова. В первой половине XVIII века при Покровской церкви в Ахтырке (бывшая Харьковская губерния) служил священник о. Василий Даниилов, отличавшийся праведной жизнью, горячей верой и трудолюбием. 2 июля 1739 года во время сенокоса о. Василий, желая попробовать новую косу, вышел с ней в огород. Едва успел он размахнуться, как увидел лежавшую перед ним в высокой траве икону Богоматери, испускавшую ослепительный свет. Коса выпала из рук священника; он упал на колени и стал читать известные ему молитвы к Богоматери; потом с благоговением принял икону и отнес к себе в дом. Здесь стояла она три года, чудотворно исцеляя страждущих. После перенесения в церковь икона в скором времени прославилась новыми знамениями. По истечении некоторого времени было предписано произвести расследование явленных иконой Пресвятой Богородицы чудес. Дело было затребовано в Петербург, в Святейший Синод, и императрица Елисавета Петровна приказала вновь исследовать чудеса, которые полностью подтвердились. В 1751 году Святейший Синод постановил Ахтырскую икону Божией Матери почитать чудотворной. Императрица, чтобы почтить икону, решила воздвигнуть для нее в Ахтырке каменный храм, план которого был составлен знаменитым зодчим графом Растрелли. Накануне Дня Святой Троицы икону из Покровского собора с торжественным крестным ходом, учрежденным в 1844 году, переносили в возобновленный Ахтырский Троицкий монастырь. Много совершалось чудесных исцелений от этой чудотворной иконы по вере прибегающих к исходящей от нее благодатной силе. Одно из них следующее. Во времена императрицы Екатерины Великой жена генерала Вейделя Елисавета приехала в Ахтырку крайне больная. На следующую ночь она увидела Божию Матерь во сне и услышала Ее повеление: «Напрасно ты просишь избавления от болезни. Раздай по церквам и нищим твое состояние; такая жертва послужит на пользу души твоей. О детях своих не заботься. Я буду их покровительницей, а через пять дней ты умрешь». Больная, проснувшись, призвала своего духовника, рассказала ему все виденное и с миром отошла ко Господу. Дочерей ее забрала к себе Екатерина II и выдала их замуж за графов Палена и Чернышева.

http://pravicon.com/info-6

В монастыре в 1887 г. насчитывалось свыше 120 насельников, а в 1908 - свыше 150. Вплоть до 1917 г. при Ахтырском монастыре действовала церковно-приходская школа, имелось 3 гостиницы для паломников. При последнем настоятеле - архимандрите Аристархе - земельные владения монастыря составляли 750 дес. земли, в нем проживали 86 монахов и 34 послушника. В 1917 г. монастырь был закрыт, но не уничтожен. В 1919 г. мученической смерти был предан настоятель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Аристарх. Храмы монастыря ограблены и осквернены. С 1922 по 1938 г.г. на территории монастыря существовал приют для детей-сирот и беспризорных. С 1938 г. в монастыре размещались казармы Ахтырского стрелецкого полка. С 1927 г. монастырь начали постепенно разбирать. В годы Великой Отечественной войны древняя обитель была окончательно разрушена. От монастыря сохранились только живописная гора и руины от колокольни - памятника архитектуры XVIII в. По благословению Преосвященнейшего Иова, епископа Сумского и Ахтырского, в мае 2002 г. началось третье возрождение Ахтырского Свято-Троицкого монастыря. Разрушенная колокольня монастыря привлекла внимание к себе двух монахов, живших и служивших при храме Сумского Пастырско-Богословского училища. Взяв благословение епископа Сумского и Ахтырского Иова, они вместе с одним послушником 28 мая 2002 г. поселились на монастырской горе в солдатской палатке и начали ежедневный круг монастырского богослужения. С помощью благочестивых ахтырчан были устроены навесы, послужившие все лето и осень как монастырский храм и трапезная. 23 июня, в престольный праздник, день Святой Троицы, здесь была совершена первая после восьмидесятилетнего запустения Божественная Литургия, которая с тех пор служится в обители ежедневно. 26 июля, в пятницу, накануне памяти крестителя Руси св. князя Владимира, на колокольне был водружен Святой Крест. В сентябре в колокольне начались реставрационные работы. Братия, к которой тогда присоединились еще два послушника из числа студентов духовного училища, поняла, что у нее имеется только одна возможность устроения каменного храма и келий – сделать все это внутри колокольни: в первом ярусе храм, а на втором и третьем – кельи. 4 декабря 2002 г. в новом храме состоялось первое богослужение – это было всенощное бдение на Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Несколько дней перед этим на горе свирепствовали крепкие морозы, но Введение оказалось первым днем, когда монахи смогли войти в свой каменный храм. Так братия удостоверилась, что Матерь Божия сама покровительствует их трудам. 12 января 2003 г. епископ Сумской и Ахтырский Иов совершил освящение Престола храма. Это была первая архиерейская Божественная Литургия в монастыре после долгих лет запустения.

http://sobory.ru/article/?object=37596

Чудотворная икона Божией Матери Каплуновская была привезена государем императором Петром I в лагерь русской армии под Полтавой в начале июня 1709 года. Русские воины, как и сам царь, усердно молились ей накануне сражения. Икону носили по всему военному лагерю и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Царь Петр в эти труднейшие минуты своей жизни с особенным благоговением, выслушав молебен перед святой иконой, три раза лобызал ее, прося у Богоматери заступления за свое находившееся в великой опасности царство. Во дни торжеств в декабре 1709 года Каплуновская Божия Матерь была в Москве. Царь-победитель богато одарил икону и отпустил ее хранителя иерея Петра Ивановича Уманова домой, в Каплуновку, село, приписанное к Ахтырскому полку. Долгое время пожертвования приходящих к чудотворной иконе шли на пособия бедным, Ахтырскому и Сумскому монастырям, а также на содержание духовных школ Белгородской епархии. Поток богомольцев и страждущих, приходивших к чудотворной иконе, был очень велик. Она и сама приходила к людям во время ежегодного крестного хода, охватывавшего южную часть Руси. В царствование и по указу императрицы Екатерины Великой в 1770-х годах доходы от Каплуновской церкви были обращены на постройку нового каменного храма, вполне достойного чудотворной Каплуновской иконы. Здание строилось до 1798 года, когда, наконец, было освящено. Но храм, как и тысячи других храмов, несмотря на великую замечательную историю, был закрыт в декабре 1929 года и вскоре разрушен " . Но на этом не закончилась история иконы — она не была уничтожена, как, к счастью, не закончилась история Церкви Русской и веры православной на Руси. И сегодня Каплуновская икона, свидетельница Полтавской победы, вручается министру обороны России Сергею Кужугетовичу Шойгу для постоянно размещения здесь, в этом величественном храме Воскресения Христова Вооруженных сил России. С праздником поздравляю всех!» Также в дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону Святой Троицы — личную икону, которая находилась в келье Его Святейшества.

http://patriarchia.ru/db/text/5650651.ht...

земельные владения монастыря составляли 750 дес. земли. Монастырю принадлежали лавка в каменном ряду и дом с усадьбой в Ахтырке, а также неск. мельниц в близлежащих селах. Ежегодный доход Ахтырского монастыря составлял 17 616 р. До 1868 г. монастырь ежегодно получал 171 р. 42 к. штатной суммы - «милостынной дачи», перечисленной от упраздненных монастырей Курской епархии - хотмыжского Знаменского и Белогорского Николаевского. В обитель поступали денежные пожертвования от благотворителей, самое большое пожертвование (15 тыс. р.) было сделано княгиней С. А. Голицыной, правнучкой прот. Тимофея Надаржинского. В 1922 г. Ахтырский монастырь закрыли, последний настоятель архим. Аристарх с братией были репрессированы. В 2002 г. на территории обители находился испытательный полигон Ахтырского завода «Нефтепроммаш», из построек монастыря сохранилась полуразрушенная колокольня. 28 мая 2002 г., по благословению еп. Сумского и Ахтырского Иова (Смакоуза), началось возрождение мон-ря. В сентябре 2002 г. в колокольне начались реставрационные работы. На первом этаже колокольни устроили храм. 12 янв. 2003 г. еп. Иов совершил освящение престола храма. К 2009 г. весь монастырь располагался в одной колокольне. Наместник монастыря - игумен Симеон (Гагатик). Ежегодно, на 3-й день после праздника Троицы, из Покровского кафедрального собора Ахтырки к колокольне бывшей обители совершается крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери. http://www.pravenc.ru/text/77222.html Троицкий монастырь в Ахтырке, наряду с Успенским Святогорским и Преображенским в Куряже, входил в число наиболее богатых и почитаемых на Слободской Украине в конце XVII - первой половине XVIII ст. Его постройки располагались на скалистой горе Ахтыр на правом берегу Ворсклы. Здесь 29 сентября 1641 г. польский урядник Кульчевский вместе с украинскими казаками выстроил приграничное укрепление, которое в июле 1647 г. по договору было передано России. Укрепление просуществовало до 1650 г., после чего было В 1653 г. на левобережье Ворсклы пришли переселенцы с Правобережной Украины и на речке Ахтырке основали одноименное поселение.

http://sobory.ru/article/?object=04967

После возобновления мон-ря им управляли архимандриты. В 1887 г. в мон-ре насчитывалось свыше 120 насельников, из них - 70 иноков; в 1908 г.- 67 монахов, 21 указной послушник, 53 чел. на испытании; в 1917 г.- 86 монахов и 34 послушника. В 1887 г. за А. м. числилось 254 дес. земли и 289 дес. леса в Ахтырском у. и 150 дес. в Купянском у.; в 1917 г. земельные владения мон-ря составляли 750 дес. земли. Мон-рю принадлежали лавка в каменном ряду и дом с усадьбой в Ахтырке, а также неск. мельниц в близлежащих селах. Ежегодный доход А. м. составлял 17 616 р. До 1868 г. мон-рь ежегодно получал 171 р. 42 к. штатной суммы - «милостынной дачи», перечисленной от упраздненных мон-рей Курской епархии - хотмыжского Знаменского и Белогорского Николаевского. В обитель поступали денежные пожертвования от благотворителей, самое большое пожертвование (15 тыс. р.) было сделано кнг. С. А. Голицыной, правнучкой прот. Тимофея Надаржинского. В 1922 г. А. м. закрыли, последний настоятель архим. Аристарх с братией были репрессированы. В 2002 г. на территории обители находился испытательный полигон Ахтырского завода «Нефтепроммаш», из построек мон-ря сохранилась полуразрушенная колокольня. 28 мая 2002 г., по благословению еп. Сумского и Ахтырского Иова (Смакоуза), началось возрождение мон-ря. В сент. 2002 г. в колокольне начались реставрационные работы. На первом этаже колокольни устроили храм. 12. янв. 2003 г. еп. Иов совершил освещение престола храма. К 2009 г. весь мон-рь распологался в одной колокольне. Наместник мон-ря - игум. Симеон (Гагатик). Ежегодно, на 3-й день после праздника Троицы, из Покровского кафедрального собора Ахтырки к колокольне бывш. обители совершается крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери. Ист.: 2 ПСЗ. Т. 17. С. 67; ОДДС. 1880. Т. 4. С. 77-78, 360-367; Чудесные исцеления пред иконою Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что в Ахтырском Свято-Троицком мон-ре, с предварительным сказанием об этой иконе и самом мон-ре. Х., 1884; Багалей Д. И. Материалы для истории колонизации и быта степной окраины Московского государства в XVI-XVIII ст. Х., 1886. Т. 1.

http://pravenc.ru/text/77222.html

Чем известно? Во-первых, единодушием и взаимною любовью во Христе, которая для вас тем нужнее, что вы стеклись сюда из разных мест; во-вторых, послушанием своему начальству, которое, по новости своей и вашей, может затрудняться даже тем, как повелевать вами; в-третьих, благонравием и духом истинного благочестия, которое состоит не в словеси, а в жизни и силе. Памятуйте, что мир, коего удалились вы, не умедлит обратить на вас и в здешней пустыне своих взоров, не только испытующих, но и злозавидящих. Итак, блюдите себя, а в лице своем и новую обитель вашу от всякого нарекания не точию пред Богом, но и пред человеками, да уразумеют все, и ближние и дальние, что мы не всуе вышли сюда из градов и весей, а яко воистину есть Господь на месте сем. Аминь. Слово при открытии женского Верхо-Харьковского Никольского монастыря, и при заложении зданий для него Слава святей, единосущней и нераздельней Троице! Слава и благодарение Пресвятей Троице, ибо от Троицы мы начали и Троицы достигли. Се, третия новая обитель благочестия! Обитель уже не мужей, а жен, да и для сих, по апостолу, немощных сосудов, не будет недостатка в пристанище от бурь и треволнений моря житейского. Мы не знали, как возблагодарить Господа за первый дар, за обитель Свято-Троицкую Ахтырскую; а Он, великодаровитый, преподал нам второй, не меньший, — обитель Святогорскую Успенскую; еще не прошла радость о сем даре, и се, ниспосылается третий — обитель Никольская! Слава убо и благодарение святей, единосущней и нераздельней Троице! Это Ее действие, Ее дар! И чтобы мы не усомнились в сем, смотрите, как ниспосылается нам сей последний дар! Орудием устроения новой обители является не одно какое-либо лицо и не многие, как было прежде, а как бы в соответствие горнему триединству, предстают три действователя, разделенные телесы, но совокупленные духом, о коих не по плоти токмо и крови, но и по вере и любви ко Христу можно сказать, что они едино суть. Ибо если бы не были едино, то устремились ли бы с таким единодушием к единому святому предмету и единой святой цели? Если бы были и едино, но по плоти токмо и крови, а не по духу, то взыскали ль бы с таким единодушием единого на потребу, обходя все прочее? О, плоть и кровь не являют сего! Подобные предприятия и намерения приходят свыше, от Того, Кто в сердцах, открытых для Его действия, Сам есть «и еже хотети и еже деяти о благоволении» (Флп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3218...

В Ельце икона находилась в церкви Св. Троицы (1818, построена на месте старого храма), при которой была устроена часовня в честь иконы " Всех скорбящих радость " ; пользовалась местным почитанием после исцелений от нее. В Казанской губ. в с. Багильдине , с 1832 г. икона (небольшого размера, особенности иконографии неизвестны) пользовалась особым почитанием у местного некрещеного чувашского населения. В Киеве. В Сретенской церкви находилась икона, которая была создана, очевидно, в кон. XVII - нач. XVIII в. Первоначально пребывала в доме или в домовой церкви полковника из Москвы, заведовавшего частью старокиевских укреплений у Львовских ворот вблизи Софийского собора. На месте этого дома в 1752 г. была выстроена деревянная Сретенская церковь, куда перенесли икону. Позднее возникла легенда, что образ издавна находился на Львовских воротах и был перенесен в Сретенскую церковь при их разборке в 1795 г. (церковь перестраивалась в камне в 1853-1861). Пользовалась большим почитанием у горожан, в т. ч. католиков (записей о чудотворениях не велось). Каждую субботу перед ней служили молебен с акафистом. Икона (не сохр.) помещалась в особом киоте, в серебряном окладе. Богородица была изображена без Младенца, с жезлом в правой руке, в окружении страждущих, расположенных в 3 ряда с каждой стороны. Особенность иконы - образы святых Кирика и Иулитты, очевидно небесных покровителей первого владельца. В Киево-Печерской лавре икона " Всех скорбящих радость " находилась в больничной Скорбященской церкви и была создана в то же время, когда строилась церковь ( 1861 ). Поскольку больница с надвратной церковью Св. Троицы была основана в монастыре в 1106 г. пострижеником обители кн. Николаем Святошей , то возникло не соответствующее исторической действительности предание о том, что образ некогда принадлежал этому князю. В специальных изданиях XIX в. по святыням Киева не упоминается как чудотворная. Известна по литографическим воспроизведениям, иконографически соответствует чудотворной иконе из ахтырского Троицкого монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/13447.html

архиепископ исповедник и будет в России гонение», — и заплакала, и у Владыки тоже появились слезы на глазах... И игуменья сказала: «Жду я разгона монастыря, а потом будет расцвет». Похоронен схиархимандрит Лаврентий в низу Свято-Троицкого Собора монастыря в усыпальнице перед гробницей архиепископа Филарета Черниговского, а по сторонам похоронены другие архиереи. Верующие глубоко чтут о. Лаврентия, и даже те, которые приезжают в г. Чернигов издалека, считают своим долгом поклониться могиле о. Лаврентия, на которой стоит его большой портрет. И все верят, что дорогой, приснопамятный и всеми незабываемый Батюшка вселился в светлые небесные обители и по-прежнему ходатайствует о своих любимых чадах и чтущих с верою его память, и о молящихся о нем и о всей Российстей Богохранимей Стране, дабы мы пожили тихо и безмолвно в Правоверии, благочестии и чистоте. Прочитавшие сие житие великого Черниговского старца, воздадим благодарение Господу Богу во Святей Троице, что Он дал нам грешным и в наш 20 век, век ложных чудес, успехов науки и техники, где, к сожалению, презирают и попирают веру и благочестие, посевая нечестие, такого светильника. Батюшка говорил, что земля Русская никогда, то есть до Страшного Суда, не оскудеет великими старцами благочестия, молитвенниками и наставниками, подобно древним. Схиигумен Херувим Дегтярь Пока книга находилась в наборе, в г. Киеве на Архиерейском соборе схиархимандрит Лаврентий Черниговский был причислен к лику святых. 9 августа ст. ст. (22 августа н. с.) 1993 г. были открыты святые цельбоносные и чудотворные мощи преподобного и богоносного отца нашего Лаврентия и перенесены из усыпальницы Троице-Ильинского монастыря и поставлены в соборе Пресвятыя Троицы бывш. монастыря. Открытие и перенесение св.мощей совершил Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины со участием преосвященных архиереев: Антония, митрополита Черниговского и Нежинского, Илариона, епископа Херсонского и Таврического, Варфоломея, еп. Сумского и Ахтырского, и Кронида, еп. Днепропетровского и Запорожского (ныне покойного). Было множество духовенства. Верующие люди не могли все вместиться в величественный собор Троице-Ильинского монастыря. На молебнах поют припев: Преподобие отче наш Лаврентие, моли Бога о нас. В каждой православной церкви г. Чернигова по входе на литургию поют тропарь и кондак преподобному и богоносному отцу нашему Лаврентию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3575...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010