Флоровский Вознесенский монастырь. На Подоле, у подошвы горы Киселевской, прежде называвшейся Замковой, близ Киевской духовной семинарии расположен необщожительный Вознесенский монастырь. Время его возникновения теряется в далеком прошлом, и достоверная история начинается с XVI века, когда акты этого времени упоминают о его существовании при церкви Флора и Лавра, находившейся под горой Замковой. В 1566 году он грамотой польского короля Сигизмунда II Августа был передан в потомственное заведывание протопопа Иакова Гулькевича. Игуменья Агафия Гуменицкая в 1682 г. возобновила его. Но процветание обители началось только с 1712 года, монахини Печерского Вознесенского монастыря, и в 1786 году она была возведена на степень первого класса. Пожар, бывший в 1811 г., уничтожил Флоровскую обитель, но в 1812 году она была возобновлена. В обители пять классных храмов. Соборная церковь , построенная в 1732 г. и освященная в честь Вознесения Господня, имеет три придела: один в честь Собора Пресвятой Богородицы, другой в честь Ахтырской иконы Богоматери и третий во имя Всех Святых. Великолепный храм в честь Воскресения Господня, круглый, с колоннами, окруженными коридором, освящен в 1824 году. Он построен иждивением графини Анны Родионовны Чернышевой. Третий храм двухэтажный – внизу теплый во имя Св. Николая Чудотворца и вверху в честь Тихвинской иконы Богоматери. Теплый храм в честь Казанской иконы Божией Матери имеет 2 придела: южный во имя Свв. мчч. Флора и Лавра и северный во имя Св. ап. и ев. Иоанна Богослова. Освящен он в 1844 г. Наконец, пятая церковь находится на горе Киселевке и освящена в 1857 году во имя Св. Троицы. Она имеет придел в честь Ахтырской иконы Богоматери. В соборном храме хранится Рудинская икона Богоматери. При обители есть церковноприходская школа на 30 девочек с 1870 г. и с 1828 г. богадельня на 55 кроватей. Управляет игуменья. Киевская губерния Обителей мужских 12, женских 3. Мужские обители Богородицкий скит при Киево-Братском монастыре в Киевском уезде. Скит этот находятся в урочище Церковщине, в 15 в. от Киево-Печерской лавры, вниз по Днепру, между селами Пироговым, Лесниками и Ходосовкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Клементьев 2641 , он же и Смотритель духовного училища, старший кандидат ΧV курса (1851 г.) Киевской д. Академии. Соборный Староста-купец Ив. Тим. Расторгуев весьма ревностный исполнитель своих обязанностей и любитель церковного пения; он и при мне читал шестопсалмие и часы. За соборною оградой находится духовное училище, которое также было мною посещено. Я, в сопровождении смотрителя, Протоиерея Клементьева, и прочих наставников, прошел по всем классам и произвел испытание по всем почти предметам. Ответы учеников не по всем предметам были удовлетворительны. Ахтырский Троицкий монастырь, куда совершается из Ахтырского собора крестный ход, занимает живописное местоположение на высокой конусообразной горе, с трех сторон омываемой рекой Ворсклой. —140— 1875 г. Первоначальное основание этого монастыря относится к половине XVII века. В 1654 г. прибыл сюда из-за Днепра, вследствие гонений со стороны иезуитов, игумен Троицкого монастыря Иоанникий со всей своей братией в числе 40 человек, с церковной утварью, с книгами, ризами и даже колоколами. Первый храм, деревянный, был построен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; почему и монастырь назван был Благовещенским. Но в 1724 г., вместо деревянного храма, воздвигнут был Царским духовником – уроженцем Ахтырского уезда, протоиереем Т. В. Надаржинским 2642 , храм каменный во имя св. Троицы, и с этого времени монастырь, по благословению епископа Белгородского Епифания 2643 , стал называться Троицким. В 1787 г., в числе многих других украинских обителей, упразднен был и Ахтырский Троицкий монастырь, а храмы, за исключением Троицкого, и каменная ограда были разобраны, и кирпич продан был по 50 коп. за тысячу. Но в 1835 г. православные жители г. Ахтырки и некоторые из усердных помещиков Ахтырского уезда возымели благочестивое намерение воссоздать разрушенную обитель. После семилетней переписки, наконец, 30 ноября 1842 г. последовало Высочайшее соизволение на возобновление монастыря в виде общежития. Утром 3-го июля 1843 г. из Ахтырки начался крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери в монастырь, где, по прибытии крестного хода, совершена была Преосвященным Епископом Иннокентием литургия и благодарственный молебен в присутствии высших губернских и уездных властей и многочисленных богомольцев; вслед затем заложено было каменное здание для теплого храма и помещений братии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Указом Императора Николая I от 31 октября 1842 г. - упраздненный Ахтырский Троицкий монастырь был восстановлен со статусом пустынножительного «...с приютом для 25 душ из вдовых священников и диаконов». Первым настоятелем вновь открывшейся обители стал келейник Преосвященного Мелетия иеромонах Сергий (впоследствии архимандрит). Так, после более чем полувекового, перерыва 15 января 1843 г. игумен Сергий с братией совершил первое богослужение в Троицком соборе. К тому времени на Ахтырской горе, кроме упомянутого собора, сохранилась колокольня с трапезной и ветхий домик, в котором жил церковный сторож. А в начале весны 1843 г. на горе уже был выстроен деревянный дом для настоятеля и насельников монастыря, внизу горы - гостиница для богомольцев-паломников. И уже 3 июля того же года, на следующий день явления Чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, монастырь был торжественно открыт. Божественную литургию после крестного хода с иконой из Ахтырского Покровского собора, совершил Харьковский епископ Иннокентий (Борисов). На это празднество прибыл Харьковский губернатор С. Н. Муханов, губернский Предводитель дворянства князь А. В. Голицын с супругой Софьей Алексеевной (правнучкой о. Тимофея Надаржинского). Голицыны вручили обители ценные бумаги на 15 тыс. руб. (с процентами). При этом событии были и другие представители местной знати, которые также жертвовали на монастырь деньги и свои земли. Настоятель монастыря игумен Сергий восстановил обитель и каменную ограду в «600 сажень», за которой были открыты три гостиницы, церковно-приходская школа, а в августе 1884 г. - больница (5 палат и 12 кроватей), столовая и покойницкая. В соборном храме был возобновлен иконостас. Особо почитаемой святыней в Троицком соборе была упоминаемая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», которая в 1891 г. Священным Синодом была признана чудотворной. На иконе была богатая риза весом «в 1 пуд и 131/г фунтов, в 2 986 руб. серебром и вылощенный киот, в 423 руб. серебром». Сохранились в храме и серебряные потиры и дароносицы работы русских мастеров. В каменном братском корпусе в 1850 г. был возведен теплый большой храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященный в праздник Святого Духа Филаретом (Гумилевским), епископом Харьковским и Ахтырским, а также три деревянные постройки, одна из которых - церковь в честь Преподобного Сергия Радонежского (1845 г.). Последователем архимандрита Сергия был архимандрит Евстратий (в конце XIX - начале XX в.в. Ахтырским монастырем управляли архимандриты).

http://sobory.ru/article/?object=37596

" Ахтырский Троицкий монастырь, после Святогорского, первый по красоте своего месторасположения. В 4 верстах от Ахтырки к северу стоит гора, круглая как шатер, покрытая зеленью как вековой свежий дуб. При подошве ее вьется Ворскла и обтекает ее почти кругом. На этой-то скале недавно восстановлен монастырь, один из древнейших в Украине " . Так писал в 1852 году Харьковский архиепископ Филарет Гумилевский в своей книге «Историко-статистическое описание Харьковской епархии». «Первое рождение монастыря состоялось в 1654 году. Иоанникий, игумен Троицкого монастыря, прибыл из-за Днепра в Ахтырку со всею братиею своею в числе 40 человек, — пишет свт. Филарет, — Лебединский монастырь их за Днепром был сожжен; уния и иезуиты гнали детей православия в гроб. Бедные странники вследствие сострадательной просьбы жителей гор. Алешни, по указу царя Алексея Михайловича, получили для основания обители прекрасную гору Ахтырь с прилежащими к ней пустопорожними землями… В 1720 г. богатый Тростянец и некоторые другие имения были отданы Петром I духовнику своему протоиерею Тимофею Васильевичу Надаржинскому. И в 1724 г. о. Тимофей построил в Ахтырском монастыре каменный храм Св.Троицы, оградив монастырь каменною оградою. Приняв схиму и имя Товии, он здесь же почил и был погребен в соборе». «По указу Екатерины II в 1787 г. монастырь был закрыт. Но жители окрестных мест не переставали питать благоговение к развалинам святой обители; дивная гора не переставала обращать на себя взоры благочестивых сердец. Наконец, сожаления о запустевшей обители, возрасли до решительного намерения просить правительство о восстановлении древней обители. И в 1842 году последовало Высочайшее соизволение на возобновление монастыря». Его настоятелем назначен был духовник святителя Мелетия Харьковского иеромонах Сергий, возведенный в сан игумена. Тогда в нем проживало около полутора сотен монахов и послушников. После октябрьского переворота 1917 г. монастырь был закрыт. В 1919 г. мученической смерти был предан его настоятель архимандрит Аристарх. Храмы монастыря были разграблены и осквернены. До Второй мировой войны здесь размещался детский городок — приют для детей-сирот и беспризорных, затем военные казармы. Вскоре после войны все еще уцелевшие здания были разобраны на кирпич. В 1970 годы здесь был устроен заводом «Промсвязь» полигон для испытания антенн, который в 1990-е годы перестал действовать.

http://sobory.ru/article/?object=04967

И вот этому, прибывшему из «Подольской области» игумену Иоанникию, «по челобитной его» к государю Алексею Михайловичу и был в 1654 году дан указ «об отведении горы Ахтырь» с пахотными полями и сенными лугами, и рыбными ловлями для устроения здесь обители. В каком виде первоначально устроен и обстроен был монастырь в летописях обители нет точных указаний; но по преданию первый храм монастырский был деревянный и сооружен в честь Благовещения Богоматери, и монастырь первоначально назывался Благовещенским, а по местоположению – Ахтырским. Затем монастырь стал, благодаря богатым вкладам жертвователей, благоукрашаться, особенно со времени построения в нем протоиереем придворного Благовещенского собора о. Тимофеем Надаржинским, любимцем императора Петра Великого, каменного храма во имя Св. Троицы. С этого времени обитель стала именоваться Троицкой. До 1787 г. обитель жила тихой иноческой жизнью. В этом году монастырь был упразднен, т. е. закрыть, ввиду сокращения числа штатных обителей. Иноки были переведены в Куряжский монастырь, но при Троицком соборном храме обители, обращенном в приход, были оставлены и необходимые церковная утварь, и облачения, и святыня обители, икона Богоматери «Всех скорбящих Радость». Возобновлен был монастырь по просьбе преосвященного Иннокентия, епископа Харьковского, в 1843 году. Храмов в обители три: 1) соборный, во имя Св. Троицы, с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»; 2) во имя прп. Сергия Радонежского и 3) во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В монастыре находится местночтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», ознаменованная многими исцелениями и чудесами. Принесена она, согласно преданиям, в монастырь до 1787 года. Крестный ход торжественно совершается с этой чудотворной «Ахтырской» иконой Божией Матери из г. Ахтырки в обитель в субботу перед Троицыным днем, а в неделю Всех Святых – обратно в г. Ахтырку. В ризнице монастыря хранятся ценные вещи XVIII века. В обители под храмом Св. Троицы погребен духовник имп. Петра I, протоиер. Тимофей Надаржинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В последующие годы были построены корпус для братии с домовым храмом во имя Всех Преподобных Отцов и гостиница для паломников. Рядом с колокольней построен новый храм во имя Святой Троицы, в котором на Пасху 2012 года состоялось первое богослужение. С помощью Божией обитель продолжает восстанавливаться. Современное состояние [ править править код ] При монастыре сохранялись пещеры, ископанные в подражание Киево-Печерской Лавре («Еще и теперь остаются пещеры, выкопанные внутри горы, но заваленные камнями во время запустения монастыря. Киевские подвижники пещер и здесь возбуждали иноков подражать дивной труженической жизни их», – писал свт. Филарет). При о. Сергии (Измайлове, †1863) вход в подземелье был расчищен. В 2003 году восстановлена традиция ежегодного крестного хода из Ахтырки (в 3-й день после праздника Св. Троицы) со списком Ахтырской иконы Божией Матери. На территории обители находится подсобное хозяйство, которым занимаются насельники. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] В обители почитаются такие иконы Божией Матери: Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших - Переходящая дата Местонахождение [ править править код ] Адрес : Украина, Сумская обл., Охтырский р-н., с. Чернетчина, ул. Монастырская, 1а Почтовый адрес: а/я 33, Ахтырка, 42704, Украина. Телефон: +38(05446)3-38-87 Электронная почта: igumen@ahtyr.org Проезд: ИЗ КИЕВА Самый удобный и быстрый транспорт до нашего монастыря из Киева — маршрутное такси «Киев–Ахтырка». Есть два перевозчика. Места заказываются по телефону у диспетчеров: 066 113 81 38 ; 066 475 95 32 ; 050 637 76 70 . Вся информация (место посадки, стоимость, время отправления и т.п.) узнается у диспетчера. Не доезжая до Ахтырки, выходить на остановке «Доброславовка». ИЗ ХАРЬКОВА Автобусом с автостанции на Центральном рынке. Маршруты, проходящие рядом с монастырем: Харьков–Талалаевка, 7:50, через день; Харьков–Гадяч, 13:50, ежедневно;

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

20 нояб. того же года в С.-Петербурге И. был избран почетным членом Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств. При И. по проекту архит. Ф. М. Шилина в архангельском во имя архангела Михаила монастыре над св. воротами была сооружена новая колокольня (1820), а в Архангельском тюремном замке освящена во имя арх. Михаила 1-я тюремная церковь (1821). В июле 1820 г. И. вместе с купцом А. Ф. Долгошеиным инициировал ремонт архангельского Успенского храма на Бору: старый иконостас заменили ампирным 4-ярусным, увенчанным 8-конечным крестом. Решением И. весной 1820 г. настоятелем Антониева Сийского во имя Святой Троицы монастыря был назначен архим. Вениамин (Смирнов) , впосл. ставший просветителем ненцев (самоедов). В обители проводились строительные работы: отремонтирован соборный храм, построена гостиница, поправлены каменные шатры на Благовещенской ц. и колокольне и др. 3 февр. 1821 г. И. возвел в сан игумена Игнатия (Семёнова) ; впосл. епископ Воронежский) и назначил его настоятелем Корельского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . 3 июля 1821 г. И. возглавил Смоленскую кафедру. Продолжал восстанавливать храмы и мон-ри, пострадавшие при нашествии франц. войск 1812 г. На пожертвования императора и горожан был произведен ремонт смоленских кафедрального Успенского собора (заменена крыша, обновлен иконостас, осуществлена настенная роспись), древней ц. во имя арх. Михаила (Свирской), церквей в честь Благовещения Пресв. Богородицы (заменена крыша, поставлены 3 печи, вызолочены крест и шатер) и в честь Смоленской иконы Божией Матери (в 1822 придел во имя св. Иоанна Воина «обновлен стенным писанием»). Восстанавливались и мон-ри, в т. ч. смоленский в честь Вознесения Господня (построена надвратная 2-этажная Ахтырская ц., отремонтирован и благоукрашен Вознесенский собор), вяземский во имя святого Иоанна Предтечи (восстановлен и в 1830 освящен Вознесенский храм, ремонтировались др. постройки), Колоцкий в честь Успения Пресвятой Богородицы и др. По ходатайству И.

http://pravenc.ru/text/578499.html

Другие чудотворные и местночтимые иконы " Всех скорбящих радость " В арзамасской Высокогорской пустыни. По преданию, найдена в 1-й трети XIX в. в сенях людской избы в дер. Караулово Нижегородского уезда дворянином Г. Г.Карауловым. Явившийся Караулову во сне старец велел ему ехать в с. Забелино , помириться с братом Сергеем и отслужить молебен перед иконой " Всех скорбящих радость " , и тогда он станет здоров. После долгих поисков икона была обнаружена. Прозрев после молебна, Караулов уступил брату спорную часть наследства, но забрал икону, которую привез в Арзамас , где от нее продолжались исцеления. В 1837 г., перед смертью, Караулов завещал сыну Ивану похоронить себя в Высокогорской пустыне и отдать туда икону, устроив в Покровской церкви особый придел для нее (построен в 1845 г.). Иван стал монахом этой пустыни с именем Иосиф. С 1837 г. на средства барона Н.А.Шлиппенбаха перед иконой горела неугасимая лампада. Иконографический вариант этой иконы неизвестен. Имела небольшие размеры, на средства Караулова были изготовлены серебряный золоченый футляр и риза, низанная жемчугом и камнями. Позднее риза поновлялась на пожертвования крестьянки А.М.Стуловой. Икона была вставлена в раму, находилась в резном киоте. В ахтырском во имя Св. Троицы монастыре Харьковской епархии. Икона " Всех скорбящих радость " была написана, очевидно, в 1-й пол. XVIII в. (226,5х168 см). По преданию, оставлена в Троицком монастыре неким священником, направлявшимся по обету в Киев. После упразднения монастыря в 1788 г. икона пребывала в том же храме Св. Троицы . С восстановлением женского монастыря в обители в 1843 г. в книге стали записывать сведения об исцелениях от иконы. К 1859 г. их было более 10; после проведенного расследования в 1864 г. икона была официально признана чудотворной. Находилась в Скорбященском приделе собора Св. Троицы в особом киоте. До настоящего времени не сохранилась, известна по фотографиям, восходит к западному типу " Madonna Misericordia " . Была украшена серебряным окладом.

http://drevo-info.ru/articles/13447.html

Старочеркасский Ефремовский монастырь в Черкасском округе. Обитель, расположенная в Старочеркасской станице, была основана полковницей Ефремовой в 1837 г. Храм один, в честь Донской иконы Божией Матери. Управляет игуменья. Екатеринославская губерния Обителей мужских 3, женских 6. Мужские обители Иерусалимский Свято-Троицкий монастырь в Таганроге. Обитель находится в самом городе. Основана она греком Варвани и состоит в зависимости от иерусалимского патриарха с 1814 года. Храмов два: во имя Св. Троицы и домовый во имя свв. бесрб. Косьмы и Дамиана. Управляет присылаемый из Иерусалима архимандрит. Самарский Пустынно-Николаевский монастырь в Новомосковском уезде. Обитель стоит в 25 верстах от Екатеринослава и в 3 верстах от своего уездного города. Основана она в XVII в. и была «войсковой» Запорожского войска. С 1791 года она приписана к архиерейскому дому. Храмов два каменных: 1) Николаевский, с приделом во имя св. мчн. Кирика и Иулитты и 2) Крестовый пря архиерейских покоях. В Николаевском храме имеются две местночтимые иконы: Св. Николая Чудотворца и Пресвятой Богородицы Ахтырской. Свято-Троицкий Самарский монастырь в Павлоградском уезде. Монастырь стоит на правом берегу р. Самары, при селе Кохановке, в 12 вер. от местечка Петропавловки и в 56 вер. от уездного гор. Павлограда (станция Курско-Харькова-Севастопольской жел. дороги). Учрежден он в 1885 г., с разрешения Св. Синода, в пожертвованном помещиком Рафаилом Вербовским, имении. Храм один, домовый, во имя св. Николая Чудотворца, с приделом во имя сщмч. Симеона. 21 мая 1901 г. заложен новый каменный храм, во имя Св. Троицы. Управление игуменское. Женские обители Знаменская пустынь в Александровском уезде. Находится при хуторе Разгульном. Основана весьма недавно – в 1903 г. Иосифов монастырь в Ново-Московском уезде. Обитель находится в дер. Мирьевке, в 35 вер. от своего уездного города. Монастырь основан в 1878 г. Сперва была устроена женская община, главной благотворительницей и основательницей которой была жена тайного советника г-жа Полнер. Для устройства и обеспечения новой обители г-жа Полнер пожертвовала 500 десятин земли с постройками. В течение 12 лет община настолько обстроилась и увеличилась как в материальном отношении, так и количеством сестер, что в 1885 г. была переименована в монастырь. Управляет им игуменья.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Русской Православной Церкви по периодам МАРИЯ (Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. Нарышкина; 1780 - 1852), игум., основательница Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря МАРФО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Марфо-Мариинский женский монастырь (Салаватской и Кумертаусской епархии Башкортостанской митрополии) МАТФЕЙ (Мормыль Лев Васильевич; 1938 - 2009), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок МЕЛАНИЯ ЕЛЕЦКАЯ (Пахомова Мелания Памфиловна; в монашестве Миропия (?); 1759-1836) затворница елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря МЕЛЕКЕССКОЕ ВИКАРИАТСТВО Самарской епархии, существовало в 1923-1928 гг.; в составе Ульяновской епархии действовало в 1929-1935 гг. МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕЛЕТИЙ (Смотрицкий Максим Герасимович; ок. 1577 - 1633), правосл. архиеп. Полоцкий, с 1631 г. униат. архиеп. Иерапольский, писатель-полемист, богослов, филолог

http://pravenc.ru/rubrics/121724_64.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010