Братия жила в солдатских палатках, а в полуразрушенном здании колокольни устроила небольшой храмик Преподаватели там достойные – все-таки областной центр. Например, отец Симеон (Гагатик), ныне наместник возрожденного Свято-Троицкого монастыря на Сумщине, там преподавал литургическое богословие – а он учился в Греции, знает греческий язык, является хорошим специалистом по богословию, опытным знатоком монашеской жизни. Он перевел несколько греческих книг о причастии, о старцах Иосифе Исихасте, Ефреме Аризонском и других подвижниках. С весны 2001 года он со своими друзьями начал возрождение по греческо-афонскому уставу Свято-Троицкой обители на горе Ахтырь близ села Чернетчина Ахтырского района. Монастырь был основан в 1654 году иноками, бежавшими на Слобожанщину из-под Белой Церкви от гнета со стороны латинян и поляков. В довоенное время корпуса Ахтырской обители использовались под детский приют и казармы, а в годы войны все здания были полностью уничтожены. Возрождение монастыря началось с ежегодных крестных ходов духовенства всей епархии от Покровского собора в Ахтырке на это святое место. Когда появилась братия, то она сначала, полгода проживая и молясь в солдатских палатках, устроила в полуразрушенном здании колокольни небольшой храмик и келии над ним. Да и место, и природа, и ландшафт там прямо райские… О них поется в народной песне: гора високая, горою гай, гай гай – Зелений гай, густесенький, Неначе рай. в " «Я никогда не думал, что мне придется служить за рубежом» Я никогда не думал, что мне придется служить так далеко за рубежом, но мне и в это раз сообщили о новом месте послушания, в Канаде, когда решение Священного Синода было уже принято. При этом английским я никогда серьезно не увлекался. Как-то мне не нравился этот язык – технический, дипломатический. Моему сердцу больше нравился философский, богословский, святоотеческий, молитвенный древнегреческий, современный греческий, текстология Нового Завета. Но когда я приехал в Канаду, пришлось заниматься английским. |
Литература: Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII и XIX веков. – СПб., 1905. – С. 70–80. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – Петроград. 1916. – С. 471. Погожее Е. Н. Идеалы христианской жизни/Е. Поселянин. – СПб., 1913. – С. 202. Шестаков И. В., священник. Преосвященный Мелетий Леонтович. епископ Пермский и Екатеринбургский. – СПб., 1907. Шестаков И. В., священник. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799 1899). – Пермь. 1899. – С. 118–123. Чисгович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 266, 351. Кульжинский Г. И. Святитель Мелетий Леонтович. архиепископ Харьковский и Ахтырский. – Харьков. 1881. Ковалевский А. Из воспоминаний о почившем архиепископе Харьковском Мелетии Леонтовиче//Афонские листки. – М., изд. Свято-Пантелеимоновского Афонского монастыря, 1881 – 1917, 192. – С. 1071–1074. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией: в 2 т. – Киев, 1856; Киев. 1889. Н. Д(урново). Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 17, 63, 70, 71. Ефимов А., священник. Архимандрит Сергий, настоятель Ахтырского Свято-Троицкого монастыря. – 2-е изд. – Одесса, 1907. – С. 6, 7, 33. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1401, 1403, 1408, 1416. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 257. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 270–271. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 335. Святогорская Успенская общежительная пустынь Харьковской епархии. – Одесса, 1898. – С. 71, 72, 73. Святогорская общежительная Успенская пустынь. – М., 1867. – С. 13. Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь. Исторический очерк от основания его до настоящего времени. |
По приказу князя Таврического было закрыто 15 монастырей Слобожанщины, в том числе и Озерянская Богородичная пустынь. Имущество было передано в казну, а братия отправлена в Куряжский монастырь. Сюда же перенесли и Озерянскую чудотворную икону, но скоро и этот монастырь был закрыт. Именно в это время чудотворная икона Божией Матери обрела для себя приют в училищном Покровском храме, где и хранилась около 10 лет, до времени нового открытия Куряжского Монастыря (1797 г.). С 1844 г. эта икона ежегодно с 30 сентября по 22 апреля находилась в Покровском храме. В нижнем храме Покровского монастыря был престол в честь трёх святителей, который с построением храма в честь Озерянской Иконы Божией Матери находился теперь в новой церкви. В 1844 г. окончена роскошная переделка Покровской (верхней) церкви, а в 1846 г. возобновлен иконостас и освящен храм (нижняя церковь) в честь Воздвижения Креста Господня. Перед царскими вратами стояло Распятие Спасителя с предстоящими Богоматерью, Иоанном и двумя женами, которое было подарено потом Ахтырскому Свято-Троицкому монастырю. Здесь же находилась драгоценная святыня - напрестольный крест с мощами святых печерских угодников. Во время чтения акафиста Страстям Господним этот крест возлагали на аналое посреди храма. К монастырскому храму с северо-западной стороны примыкал архиерейский дом, в котором находилась домовая церковь во имя " Всех скорбящих радости " Божией Матери. 21 ноября 1896 г. в Харьковском Покровском монастыре Высокопреосвященным Амвросием было совершено освящение нового храма во имя Озерянскои чудотворной Божией Матери. «Успешность и легкость, с каким происходило сооружение храма, благодаря горячему участию, которое принимало в этом деле духовенство епархии, и многочисленные пожертвования, принимаемые не только от местных жителей, но и из других городов. Поступили пожертвования от духовенства монашествующего, и было личных пожертвований, доставленных владыке, 75213 р. 52 к.. Трудами духовенства собрано в приходах городских и сельских 25155 р. |
Таким же образом положил начало другому женскому общежитию преподобный Пахомий, который приказал своим братьям устроить для своей сестры монастырь на месте Мин, недалеко от Тавенского монастыря, где он жил сам, и преподал этому монастырю свой устав. Точно так же основали женские обители Исидор странноприимец, затем Диоскор, Аммоний, Евсевий, Евфимий 96 . Другие, как например Афанасий Великий , способствовали организации жизни девственниц, живущих вне монастыря, но проводивших иноческую жизнь в своих семьях. Таким образом, порядок созидания иноками женских обителей сохранился и до наших времен. Не говоря уже о таких отдаленных временах, как основание Хотьковской женской обители, по соседству с обителью преподобного Сергия, относительно которой, по преданию, преподобный завещал, чтобы посещавшие его, посещали и эту самую обитель, – мы укажем на более позднейшее учреждение женских обителей, как, например, на Благовещенско-Астраханский женский монастырь, основанный в 1754 году архимандритом Мефодием, на иждивение Иллариона, епископа Астраханского. На Арзамасско-Алексеевскую общину, поддерживаемую праведником XVIII века, Феодором (Ушаковым). На старца Иллариона Троекуровского и затворника Иоанна Сезеневского, положивших начало Троекуровскому и Сезеневскому женским монастырям Тамбовской епархии. На Серафимо-Дивеевскую обитель, основанную великим Саровским подвижником, затем на Иверскую женскую общину, учрежденную известным русскому обществу подвижником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, старцем Варнавою, и на многие другие. Точно таким же образом поступил и великий оптинский подвижник, о.Амвросий. Трудно сказать, при каких условиях возникла мысль у этого великого подвижника духа об устройстве женской обители. Известно только лишь то, что он давно содействовал устроению многих женских общин. Так, по его совету и указанию, устроена была в 1879г. Предтеченская женская община в городе Кромах, Орловской губернии. В 70-х годах он уделял много забот на устройство Ахтырско-Гусевской женской общины, в Саратовской губернии. |
3. Трапезный храм. Двухэтажный каменный храм XVII-XIX в.в. сооружен на месте сгоревшего древнего деревянного Флоровского храма. Является самым ранним из сохранившихся сооружений ансамбля. Церковь ремонтировали и перестраивали в 1759, 1807-1809 г.г. (стены расписаны масляной живописью) и 1816-1817 г.г. (надстроен второй этаж, сделана новая крыша и перестроен деревянный купол с главкой). В нижнем этаже расположен теплый храм во имя свт. Николая; холодный верхний храм – в честь Тихвинской иконы Богородицы. С южной стороны к зданию примыкают две паперти, с северной - трапезная палата, фасад которой расчленен пилястрами и наличниками окон, близкими по характеру к русской архитектуре XVII в. В комплексе с трапезной палатой - многочисленные разновременные достройки. 4. Воскресенский храм. Сооружен в 1824 г. А. Меленским в стиле классицизма. Представляет собой церковь-ротонду с примыкающими к ней с севера и юга прямоугольными объемами больничных келий, расположенных на крутом рельефе. За счет перепада рельефа со стороны главного фасада здание приподнято на высокий рустованный цоколь, в котором под ротондой размещено купольное подвальное помещение. Фасад ротонды украшает дорического ордера колоннада. На галереи боковых крыльев ведут криволинейные в плане лестницы. 5. Казанский храм с двумя приделами во имя мучеников Флора и Лавра и во имя Иоанна Богослова сооружен в 1841 г. В советское время был разрушен купол, а здание, исключенное из состава монастыря, использовалось, как заводской цех. Ныне полностью восстановлено и возвращено в состав монастыря. 6. Свято-Троицкий кладбищенский храм с приделом в честь Ахтырской иконы Богородицы находился на территории монастырского кладбища. Сооружен в 1857 г. Разрушен в 1934 г. 7. Дом игуменьи. Сооружен в 1821 г. А. Меленским в формах классицизма. Дом одноэтажный прямоугольный в плане с симметрично расположенными прямоугольными крыльями с мансардой и сводчатым подвалом. В доме, кроме центрального входа, сохранился также первоначальный вход на боковом фасаде (юго-восточном). Стены декорированы рустом. В композиции здания существенную роль играет двухколонный входной портик с двумя ионическими колоннами (заложен во второй половине XIX в.). Здание неоднократно перестраивалось с частичной перепланировкой. |
С 1929 г. храм пустовал и использовался Гусёвским сельсоветом как зернохранилище. Под этим предлогом комиссия по вопросам культов Сталинградского крайисполкома в 1934 г. решила удовлетворить прошение президиума Ольховского РИКа и закрыть храм, переоборудовав его под культурно-просветительское учреждение. Приходская же Свято-Троицкая церковь 1837 г. постройки также просуществовала недолго и была закрыта 22.09.1934 г. В 1934 г. её разобрали на стройматериалы для новой бани, а на этом месте разбили садик. На 1945 г. по докладам местных властей в Ахтырском монастыре «самого здания церкви нет, есть дом бывший церковный, занят неполной средней школой, а другие мелкие здания, принадлежащие НСШ, намечены под детский дом». Процесс возвращения монастырского имущества, используемого средней школой и колхозом, затянулся, и продвинулся лишь с приездом в Гусёвку в июле 1994 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева). Ахтырский Божией Матери женский монастырь в селе Гусёвка Ольховского района города Волгограда открылся 21 февраля 1996 г. Его насельникам пришлось покупать жильё для переселения нескольких семей, живших в старинном особняке. Местные верующие собрали по домам сохранившиеся монастырские иконы. С момента возвращения обители отремонтированы дом для игуменьи и сестёр, старая трапезная под административное помещение, сохранившиеся хозяйственные постройки, построена новая трапезная, баня, склады, оборудована иконная лавка, просфорня. Идет реставрация старинного келейного корпуса. 10 октября 2001 г. был заложен первый камень в основание каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Строительство храма закончено. Летом 2004 г. нашли старый колодец, над которым была построена часовня. С.М. Иванов Ченстоховская церковь при Гусевском Ахтырском женском монастыре построена и освящена 8 сентября 1879 г. тщанием дочери генерал-майора города Москвы девицы Елизаветы Николаевны Годейн и настоятельницы монастыря игуменьи Нины; деревянная, теплая; настоящая внутри и снаружи оштукатурена, однопрестольная. Зданий, принадлежащих церкви, не имеется. |
Владимирская-Ростовская, (Успение), писана в XII веке преподобным Алипием Печерским, в Ростове, Ярославской епархии, в соборном храме; празднование 15 Августа Влахернская, вся икона сделана из воско-мастики и сначала находилась в Константинополе, во Влахернах. Император Ираклий с этой иконой поразил персов. Впоследствии она была перенесена на Афон, а в 1653г. принесена в Москву, царю Алексею Михайловичу и ныне находится в Московском Успенском соборе; празднование в субботу на 5 неделе Великого Поста. Копия – в селе Кузьминках, близ Москвы. Влахернская, Август 15 в Карталинии, в Квабтахевском монастыре. Вододательница, Октябрь 11 Волоколамская, 1677г. Марта 3, в Иосифовом монастыре, Московской епархии Воргольская, древняя, с 1751г. в серебряной ризе, в селе Ворголе, Глуховского уезда Воспитание, Марта 5; список в Москве, в Казанском соборе Вразумившая экклисиарха, на Афоне, в Хиландарском монастыре. Экклисиарх, за слова ропота пред нею, упал без чувств. Вратарница, см. Иверская Всех скорбящих Радость, прославилась в 1688г. Октябрь 24, в Москве, в церкви её имени, на Ордынке; копия в церкви Богоявления в Елохове; с 1711г. в С- Петербурге, в церкви её имени; в селе Ивановском, Московской епархии; две в Вологде, с 1766г.; в Тамбове; в Киеве; в Ахтырском Свято-Троицком монастыре; в Полтавском Кафедральном соборе; в Тобольске (Русский Паломник 1889, стр. 509; Кормчий 1893, Русский Паломник 1897, Всех скорбящих Радость, ново-прославленная во время грозы 23 Июля 1888г. на стеклянном заводе близ СПб., в часовне, и 6 Декабря 1890г. и 17 Февраля 1891г. дивное чудо исцеления от трясения и паралича (Русский Паломник 1888, стр. 461) Ныне для неё создан каменный храм, освящённый 1898г. Августа 2. Вулкану, Мисинийской епархии, в Пелопоннесе, в Греции, на высокой горе Вулкану, найдена сия икона в лесу, с возожжённой пред нею свечой в медном подсвечнике. Впоследствии, ниже того места, создан монастырь, также названный Вулкану. Предание приписывает происхождение этой иконы святому Евангелисту Луке. |
13 февр. 1996 г. в Волгограде состоялось учредительное собрание первого в России регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора, к-рое возглавил архиеп. Герман. Собрание приняло областную целевую программу «Духовно-нравственное оздоровление населения», предусматривающую широкую просветительскую, миссионерскую, душепопечительскую работу в армии, тюрьмах, больницах. В 2000 г. в В. и К. е. был создан Союз правосл. женщин, главной задачей к-рого является укрепление правосл. семьи и благочестивого образа жизни, в 2001 г. действовало 6 районных отд-ний Союза. В 2000 г. на базе детской школы «Афон» открылся епархиальный Центр правосл. семьи. В июле 2004 г. начал работу епархиальный детский дом «Борисоглебское детское село». В 2004 г. в г. Волжском создан Антикризисный центр в защиту детства и материнства во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого). Под попечительством В. и К. е. действует Благотворительное об-во помощи детям-инвалидам во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы (основано в февр. 1994). Свято-Троицкий мон-рь в дер. Каменный Брод. Фотография. 2004 г. Ежегодно по всей территории епархии совершается многодневный крестный ход с чудотворной Урюпинской иконой Божией Матери из храма в честь Покрова Пресв. Богородицы в Урюпинске. В епархии почитаются св. источники: ап. Иоанна Богослова в балке у областной больницы в Дзержинском р-не Волгограда, вмц. Параскевы Пятницы на месте явления ее иконы близ Скорбященской ц. в пос. Городище (известный более 300 лет), Казанской иконы Божией Матери около кременского в честь Вознесения Господня мон-ря арх. Михаила в пос. Ерзовка Городищенского р-на, св. Иоанна Предтечи в каменнобродском во имя Св. Троицы мон-ре , Урюпинской иконы Божией Матери близ Урюпинска, на месте ее явления. Монастыри Действующие Монастырь в честь Ахтырской иконы Божией Матери в с. Гусёвка. Фотография. 2004 г. Монастырь в честь Ахтырской иконы Божией Матери в с. Гусёвка. Фотография. 2004 г. Упраздненные монастыри в честь Владимирской иконы Божией Матери (Царицын, муж., основан в 1-й пол. XVII в., упразднен во 2-й пол. XVII в.), во имя св. Иоанна Предтечи (Царицын, жен., основан в 60-х гг. XVII в., упразднен в сер. XVIII в.), во имя Св. Троицы (Царицын, муж., основан в 60-х гг. XVII в., упразднен в 1738), во имя Св. Троицы (у р. Грязнуха Камышинского р-на, жен., основан как община в 1867, преобразован в мон-рь в 1900, закрыт в 20-х гг. XX в.). Архиереи |
Ахтырка. Ахтырский Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Не действует. Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 2008 и 2012. Адрес: Украина, Сумская область, Ахтырский район, с. Чернетчина, ул. Монастырская, 1а. Координаты: 50.312747, 34.835371 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На Сумщине, ещё с давних времен, всегда было много монастырей и храмов, являвшихся духовными и культурными центрами этого живописного края. Одним из таких центров был Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, основанный в 1654 г. По красоте своего месторасположения этот монастырь считался на Слобожанщине одним из первых после Святогорского. «На северо-западе величественного холма идут горы по берегу Ворсклы, покрытые лесом, на юго-востоке луга. На этой-то скале... монастырь, один из древнейших в Украине» - пишет Филарет Гумилевский в 1852 г. Первым строителем монастыря был игумен Иоанникий, который «...прибыл из-за Днепра в Ахтырку со всею братией своею в числе 40 человек, с утварью церковною, с книгами, ризами и даже колоколами. Лебединский монастырь их за Днепром был сожжен; уния и иезуиты гнали детей православия в гроб. Оставалось бежать, куда только можно...». «В донесении на имя Императора Петра III в Белгородскую канцелярию от 1 июля 1762 г. от некоего игумена значится: «...сему игумену по указу Государя Царя Алексея Михайловича, по свидетельству гор. Алешин всякого чина и звания людей, та гора Ахтырь с пахатным полем и сенными покосы, лесными дачи и рыбными ловли яко впусте состоящая и ни кем не владеема, была отведена под монастырь». По преданию, первый деревянный храм был освящен в XVII в. в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и монастырь первоначально назывался Благовещенским, а по месторасположению - Ахтырским. Немного позже на средства главнокомандующего слободскими полками ахтырского полковника Федора Осипова вместо деревянной была построена одноименная каменная трапезная церковь. В первой половине XVIII в. деревянные храмы монастыря стали заменяться каменными. Для изготовления кирпича, который использовался на их строительство, в районе Доброславской горы были специально построены печи. |
Ахтырка. Ахтырский Троицкий мужской монастырь. Монастырь. Действует. ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1654. Ссылки: Адрес: Украина, Сумская область, Ахтырский район, с. Чернетчина, ул. Монастырская, 1а. Координаты: 50.312975, 34.835662 Проезд: из Киева маршрутное такси «Киев–Ахтырка». Не доезжая до Ахтырки, выходить на остановке «Доброславовка». Из Харькова автобусом с автостанции на Центральном рынке. Выходить на первой после Ахтырки остановке — «Доброславовка». С Ахтырской автостанции ехать любым рейсом до с. Доброславовка (маршрутка н ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда из Киева маршрутное такси «Киев–Ахтырка». Не доезжая до Ахтырки, выходить на остановке «Доброславовка». Из Харькова автобусом с автостанции на Центральном рынке. Выходить на первой после Ахтырки остановке — «Доброславовка». С Ахтырской автостанции ехать любым рейсом до с. Доброславовка (маршрутка на с. Чернетчина или другие проходящие автобусы). Из Сум автобусом с автовокзала. Маршруты, проходящие рядом с монастырем: Сумы–Ахтырка–Лебедин, Сумы–Кировоград, Сумы–Кривой Рог, Сумы–Куземен, Сумы–Камыши. Выходить на первой после Ахтырки остановке — «Доброславовка». С Ахтырской автостанции ехать любым рейсом до с. Доброславовка (маршрутка на с. Чернетчина или другие проходящие автобусы). Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Свято-Троицкий монастырь, общежительный, на горе Ахтыри, при реке Ворскле, в 4 верстах от города Ахтырки. Основан в 1654 году и сначала именовался Благовещенским. С построением здесь храма во имя Святой Троицы в 1724 году, монастырь стал именоваться Свято-Троицким. В 1787 году он был упразднен; в 1843 году вновь открыт (по определению Священного Синода от 30 ноября 1842 года). Здесь находится древняя местно чтимая икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Накануне дня Святой Троицы совершается в монастырь крестный ход из города Ахтырки (см. 2 июля). При монастыре школа. |
| |