В монастыре в 1887 г. насчитывалось свыше 120 насельников, а в 1908 - свыше 150. Вплоть до 1917 г. при Ахтырском монастыре действовала церковно-приходская школа, имелось 3 гостиницы для паломников. При последнем настоятеле - архимандрите Аристархе - земельные владения монастыря составляли 750 дес. земли, в нем проживали 86 монахов и 34 послушника. В 1917 г. монастырь был закрыт, но не уничтожен. В 1919 г. мученической смерти был предан настоятель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Аристарх. Храмы монастыря ограблены и осквернены. С 1922 по 1938 г.г. на территории монастыря существовал приют для детей-сирот и беспризорных. С 1938 г. в монастыре размещались казармы Ахтырского стрелецкого полка. С 1927 г. монастырь начали постепенно разбирать. В годы Великой Отечественной войны древняя обитель была окончательно разрушена. От монастыря сохранились только живописная гора и руины от колокольни - памятника архитектуры XVIII в. По благословению Преосвященнейшего Иова, епископа Сумского и Ахтырского, в мае 2002 г. началось третье возрождение Ахтырского Свято-Троицкого монастыря. Разрушенная колокольня монастыря привлекла внимание к себе двух монахов, живших и служивших при храме Сумского Пастырско-Богословского училища. Взяв благословение епископа Сумского и Ахтырского Иова, они вместе с одним послушником 28 мая 2002 г. поселились на монастырской горе в солдатской палатке и начали ежедневный круг монастырского богослужения. С помощью благочестивых ахтырчан были устроены навесы, послужившие все лето и осень как монастырский храм и трапезная. 23 июня, в престольный праздник, день Святой Троицы, здесь была совершена первая после восьмидесятилетнего запустения Божественная Литургия, которая с тех пор служится в обители ежедневно. 26 июля, в пятницу, накануне памяти крестителя Руси св. князя Владимира, на колокольне был водружен Святой Крест. В сентябре в колокольне начались реставрационные работы. Братия, к которой тогда присоединились еще два послушника из числа студентов духовного училища, поняла, что у нее имеется только одна возможность устроения каменного храма и келий – сделать все это внутри колокольни: в первом ярусе храм, а на втором и третьем – кельи. 4 декабря 2002 г. в новом храме состоялось первое богослужение – это было всенощное бдение на Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Несколько дней перед этим на горе свирепствовали крепкие морозы, но Введение оказалось первым днем, когда монахи смогли войти в свой каменный храм. Так братия удостоверилась, что Матерь Божия сама покровительствует их трудам. 12 января 2003 г. епископ Сумской и Ахтырский Иов совершил освящение Престола храма. Это была первая архиерейская Божественная Литургия в монастыре после долгих лет запустения.

http://sobory.ru/article/?object=37596

В Киеве жил в Печерском Монастыре и ходил учиться на Подол в Братский Монастырь. С 1722-го года он был иеродиаконом Змиевского Монастыря, приписного к Киево-Печерской Лавре. Здесь в 1726-м году он был посвящен преосвященным Белгородским Епифанием (Тихорским), в епархии коего находился Змиевский Монастырь, во архидиакона. В завещании преосвященный Епифаний, скончавшийся в 1731-м году, указывал, как на жолательного своего преемника, после иеромонаха Никодима, на архидиакона Феодосия. Но, взамен избрания на архиерейскую кафедру, Феодосий получил из Петербурга предписание впредь именоваться не архидиаконом, а иеродиаконом. В 1733-м году он вызван был в Петербург для объясненишя по делу о завещании преосвященного Епифания. В 1736-м году быд назначен игуменом Ахтырского Свято-Троицкого Монастыря и здесь оставил по себе добрую память благоукрашением храмов. В 1742-м году переведен в Сергиевскую Свято-Троицкую Лавру. Здсь он обратил на себя внимание Императрицы и был назначен в Петербург. Хиротония его состоялась в придворной церкви, в присутствии Государыни, 10-го марта 1745-го года 2938 . После пятилетнего святительствования в Петербурге архиепископ Феодосий скончался 22-го апреля 1750-го года, в 9-м часу утра. Погребен в Благовщенской церкви у правого клироса 2939 . Он имел от Государыни драгоценный наперсный крест, с ее вензелем, усыпанный алмазами и яхонтами. Крест пожалован Государыней Монастырю. Проданное его имущество принесло Монастырю около 160-и рублей 2940 . Преосвященный памятен заботами о благоукрашении храмов, о благочинии среди духовенства, об обучении детей духовенства. Преемником, ему был архиепископ Сильвестр. Архиепископ Сильвестр происходил из Малороссийского знатного рода. Отец его был бунчуковым товарищем. В ряду родных его рода были прославившийся верностью Престолу Кочубей и Малороссийский гетман Данииил Павлович Апостол. Архиепископ Сильвестр, в мире Симеон Петрович Кулябка, родился в Лубнах. Год рождения указывается различно, 1701-й и 1704-й. Образование получил в единственном тогда в Малороссии высшем учебном заведении – Киевской Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Следует обратить внимание на то, что «Украинская православная церковь» поставлена в первую строку вопросника. Понятно, что на проводимом круглом столе и УПЦ МП, и УПЦ (это и есть Украинская Православная Церковь Московского патриархата) представляли одни и те же люди. Ими оказались два человека. Первый - протоиерей Георгий Коваленко (со странным для православного священника титулом «спикер»), известный своим нежеланием поминать за богослужением Святейшего Патриарха Кирилла. Второй - протоиерей Николай Данилевич, секретарь Отдела внешних церковных связей УПЦ МП. Протоиерей Николай Данилевич в своем комментарии под названием «Единство Церкви невозможно восстановить с помощью насилия», опубликованном 17 мая на портале «Православие в Украине», не просто приветствует диалог между «филаретовцами» и православными в рамках созданной не так давно комиссии по объединению, но и приветствует «мирный характер» этого объединения, который могут нарушить только некие провокаторы. Не указывая, что для примирения существует только один канонический путь - покаяние. Храмы, монастыри и духовенство Украинской Православной Церкви Московского патриархата сегодня обыскивает СБУ, ищет террористов, сепаратистов, оружие. Тщетно. Но зато так объявлено. В СМИ развязана настоящая провокационная кампания. Центральные телеканалы и новостные интренет-ресурсы сообщают о якобы раздаче оружия священниками прямо в храмах. «Сегодня», например, запустило такую информационную утку во время одесской трагедии 2 мая. Подобной клевете подверглись Святогорская лавра, Троицкий Ахтырский мужской монастырь в Сумской области и кафедральный Спасо-Преображенский собор г. Сумы, Свято-Троицкий ставропигиальный Корецкий женский монастырь в Ровенской области. Настоящей обструкции в СМИ подверглось духовенство Ковельской епархии УПЦ МП. Спрашивается - кому это выгодно? Ответ последовал от Константинопольского патриарха Варфоломея в его интервью немецкому изданию DW. Он считает по-прежнему актуальной идею объединения украинских православных церквей, напомнил о попытках инициировать сближение православных церквей в Украине во время своего визита в Киев при президентстве Виктора Ющенко, которые, как известно, не имели успеха. А ныне он все-таки надеется на успех: «Но мы не бросаем это дело. Это обязанность всемирного патриархата и всего православия - возобновить единство православного украинского народа».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Братия жила в солдатских палатках, а в полуразрушенном здании колокольни устроила небольшой храмик Преподаватели там достойные – все-таки областной центр. Например, отец Симеон (Гагатик), ныне наместник возрожденного Свято-Троицкого монастыря на Сумщине, там преподавал литургическое богословие – а он учился в Греции, знает греческий язык, является хорошим специалистом по богословию, опытным знатоком монашеской жизни. Он перевел несколько греческих книг о причастии, о старцах Иосифе Исихасте, Ефреме Аризонском и других подвижниках. С весны 2001 года он со своими друзьями начал возрождение по греческо-афонскому уставу Свято-Троицкой обители на горе Ахтырь близ села Чернетчина Ахтырского района. Монастырь был основан в 1654 году иноками, бежавшими на Слобожанщину из-под Белой Церкви от гнета со стороны латинян и поляков. В довоенное время корпуса Ахтырской обители использовались под детский приют и казармы, а в годы войны все здания были полностью уничтожены. Возрождение монастыря началось с ежегодных крестных ходов духовенства всей епархии от Покровского собора в Ахтырке на это святое место. Когда появилась братия, то она сначала, полгода проживая и молясь в солдатских палатках, устроила в полуразрушенном здании колокольни небольшой храмик и келии над ним. Да и место, и природа, и ландшафт там прямо райские… О них поется в народной песне: гора високая, горою гай, гай гай – Зелений гай, густесенький, Неначе рай. в " «Я никогда не думал, что мне придется служить за рубежом» Я никогда не думал, что мне придется служить так далеко за рубежом, но мне и в это раз сообщили о новом месте послушания, в Канаде, когда решение Священного Синода было уже принято. При этом английским я никогда серьезно не увлекался. Как-то мне не нравился этот язык – технический, дипломатический. Моему сердцу больше нравился философский, богословский, святоотеческий, молитвенный древнегреческий, современный греческий, текстология Нового Завета. Но когда я приехал в Канаду, пришлось заниматься английским.

http://pravoslavie.ru/142228.html

Литература: Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII и XIX веков. – СПб., 1905. – С. 70–80. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – Петроград. 1916. – С. 471. Погожее Е. Н. Идеалы христианской жизни/Е. Поселянин. – СПб., 1913. – С. 202. Шестаков И. В., священник. Преосвященный Мелетий Леонтович. епископ Пермский и Екатеринбургский. – СПб., 1907. Шестаков И. В., священник. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799 1899). – Пермь. 1899. – С. 118–123. Чисгович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 266, 351. Кульжинский Г. И. Святитель Мелетий Леонтович. архиепископ Харьковский и Ахтырский. – Харьков. 1881. Ковалевский А. Из воспоминаний о почившем архиепископе Харьковском Мелетии Леонтовиче//Афонские листки. – М., изд. Свято-Пантелеимоновского Афонского монастыря, 1881 – 1917, 192. – С. 1071–1074. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией: в 2 т. – Киев, 1856; Киев. 1889. Н. Д(урново). Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 17, 63, 70, 71. Ефимов А., священник. Архимандрит Сергий, настоятель Ахтырского Свято-Троицкого монастыря. – 2-е изд. – Одесса, 1907. – С. 6, 7, 33. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1401, 1403, 1408, 1416. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 257. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 270–271. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 335. Святогорская Успенская общежительная пустынь Харьковской епархии. – Одесса, 1898. – С. 71, 72, 73. Святогорская общежительная Успенская пустынь. – М., 1867. – С. 13. Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь. Исторический очерк от основания его до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Таким же образом положил начало другому женскому общежитию преподобный Пахомий, который приказал своим братьям устроить для своей сестры монастырь на месте Мин, недалеко от Тавенского монастыря, где он жил сам, и преподал этому монастырю свой устав. Точно так же основали женские обители Исидор странноприимец, затем Диоскор, Аммоний, Евсевий, Евфимий 96 . Другие, как например Афанасий Великий , способствовали организации жизни девственниц, живущих вне монастыря, но проводивших иноческую жизнь в своих семьях. Таким образом, порядок созидания иноками женских обителей сохранился и до наших времен. Не говоря уже о таких отдаленных временах, как основание Хотьковской женской обители, по соседству с обителью преподобного Сергия, относительно которой, по преданию, преподобный завещал, чтобы посещавшие его, посещали и эту самую обитель, – мы укажем на более позднейшее учреждение женских обителей, как, например, на Благовещенско-Астраханский женский монастырь, основанный в 1754 году архимандритом Мефодием, на иждивение Иллариона, епископа Астраханского. На Арзамасско-Алексеевскую общину, поддерживаемую праведником XVIII века, Феодором (Ушаковым). На старца Иллариона Троекуровского и затворника Иоанна Сезеневского, положивших начало Троекуровскому и Сезеневскому женским монастырям Тамбовской епархии. На Серафимо-Дивеевскую обитель, основанную великим Саровским подвижником, затем на Иверскую женскую общину, учрежденную известным русскому обществу подвижником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, старцем Варнавою, и на многие другие. Точно таким же образом поступил и великий оптинский подвижник, о.Амвросий. Трудно сказать, при каких условиях возникла мысль у этого великого подвижника духа об устройстве женской обители. Известно только лишь то, что он давно содействовал устроению многих женских общин. Так, по его совету и указанию, устроена была в 1879г. Предтеченская женская община в городе Кромах, Орловской губернии. В 70-х годах он уделял много забот на устройство Ахтырско-Гусевской женской общины, в Саратовской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Ахтырка. Ахтырский Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 2008 и 2012. Адрес: Украина, Сумская область, Ахтырский район, с. Чернетчина, ул. Монастырская, 1а. Координаты: 50.312747, 34.835371 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На Сумщине, ещё с давних времен, всегда было много монастырей и храмов, являвшихся духовными и культурными центрами этого живописного края. Одним из таких центров был Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, основанный в 1654 г. По красоте своего месторасположения этот монастырь считался на Слобожанщине одним из первых после Святогорского. «На северо-западе величественного холма идут горы по берегу Ворсклы, покрытые лесом, на юго-востоке луга. На этой-то скале... монастырь, один из древнейших в Украине» - пишет Филарет Гумилевский в 1852 г. Первым строителем монастыря был игумен Иоанникий, который «...прибыл из-за Днепра в Ахтырку со всею братией своею в числе 40 человек, с утварью церковною, с книгами, ризами и даже колоколами. Лебединский монастырь их за Днепром был сожжен; уния и иезуиты гнали детей православия в гроб. Оставалось бежать, куда только можно...». «В донесении на имя Императора Петра III в Белгородскую канцелярию от 1 июля 1762 г. от некоего игумена значится: «...сему игумену по указу Государя Царя Алексея Михайловича, по свидетельству гор. Алешин всякого чина и звания людей, та гора Ахтырь с пахатным полем и сенными покосы, лесными дачи и рыбными ловли яко впусте состоящая и ни кем не владеема, была отведена под монастырь». По преданию, первый деревянный храм был освящен в XVII в. в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и монастырь первоначально назывался Благовещенским, а по месторасположению - Ахтырским. Немного позже на средства главнокомандующего слободскими полками ахтырского полковника Федора Осипова вместо деревянной была построена одноименная каменная трапезная церковь. В первой половине XVIII в. деревянные храмы монастыря стали заменяться каменными. Для изготовления кирпича, который использовался на их строительство, в районе Доброславской горы были специально построены печи.

http://sobory.ru/article/?object=37596

Ахтырка. Ахтырский Троицкий мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1654. Ссылки:   Адрес: Украина, Сумская область, Ахтырский район, с. Чернетчина, ул. Монастырская, 1а. Координаты: 50.312975, 34.835662 Проезд: из Киева маршрутное такси «Киев–Ахтырка». Не доезжая до Ахтырки, выходить на остановке «Доброславовка». Из Харькова автобусом с автостанции на Центральном рынке. Выходить на первой после Ахтырки остановке — «Доброславовка». С Ахтырской автостанции ехать любым рейсом до с. Доброславовка (маршрутка н ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда из Киева маршрутное такси «Киев–Ахтырка». Не доезжая до Ахтырки, выходить на остановке «Доброславовка». Из Харькова автобусом с автостанции на Центральном рынке. Выходить на первой после Ахтырки остановке — «Доброславовка». С Ахтырской автостанции ехать любым рейсом до с. Доброславовка (маршрутка на с. Чернетчина или другие проходящие автобусы). Из Сум автобусом с автовокзала. Маршруты, проходящие рядом с монастырем: Сумы–Ахтырка–Лебедин, Сумы–Кировоград, Сумы–Кривой Рог, Сумы–Куземен, Сумы–Камыши. Выходить на первой после Ахтырки остановке — «Доброславовка». С Ахтырской автостанции ехать любым рейсом до с. Доброславовка (маршрутка на с. Чернетчина или другие проходящие автобусы). Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий монастырь, общежительный, на горе Ахтыри, при реке Ворскле, в 4 верстах от города Ахтырки. Основан в 1654 году и сначала именовался Благовещенским. С построением здесь храма во имя Святой Троицы в 1724 году, монастырь стал именоваться Свято-Троицким. В 1787 году он был упразднен; в 1843 году вновь открыт (по определению Священного Синода от 30 ноября 1842 года). Здесь находится древняя местно чтимая икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Накануне дня Святой Троицы совершается в монастырь крестный ход из города Ахтырки (см. 2 июля). При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

http://sobory.ru/article/?object=04967

Богодухов. Богодуховский Троицкий женский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1889. В 1893 преобразован из общины в монастырь. Адрес: Украина, Харьковская область, Богодуховский район, Богодухов, ул. Катукова Координаты: 50.17037, 35.502276 Проезд:территория Министерства обороны Украины Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В последней четверти ст. в пределах Харьковской губернии возникает секта «подгорновцев», основателем которой был крестьянин с г.Тростянца Ахтырского уезда Василий Карпович Подгорный. Под личиной внешнего благочестия он начал распространять в среде тёмных и легковерных людей лжеучение, подрывающее коренные основы семейной жизни, уважение к церкве, её священнодействиям, таинствам и к православным служителям. В г. Богодухове на собственном участке земли он устроил богадельню, вскоре обращённую в женскую общину. В эту общину Подгорный выбирал только молодых девиц, вводил для них монастырский строй жизни с общей молитвой, общим столом и общими занятиями днём. Но ночью, особенно под воскресенье и праздничные дни, в общине были устроены тайные собрания. Православная церковь провела расследование, которое установило, что Подгорный под предлогом богоугодных целей растлевал и насиловал женщин и девиц, не стесняясь никакого возраста. (И может быть история о том, что когда рыли котлован под постройку помещения КПП в новый технопарк, нашли старый колодец с костями младенцев, правда). Св. Синод после произведённого дознания определил поместить Подгорного в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. В 1903 году Подгорному разрешили вернуться на родину, но он решил остаться в монастыре, приняв монашество с именем Стефана. Он организовал «стефановское» движение, которое пропагандировало почитание семьи и добропорядочных поступков. В 1893 году на месте Богодуховской женской общины был открыт женский Свято-Троицкий монастырь, а улицу назвали Монастырская. М. Хвылевый в своих «Синих этюдах» так писал об этой улице: «… на – на де, так багато ще виробляють паляниць та смачних Очень мало имеется информации об истории монастыря. Один из архивных документов сообщает, что «11 апреля (29 марта) 1908 года… в местный Свято-Троицкий монастырь была призвана полиция и конные стражники для удаления из монастыря, по распоряжениию духовного начальства, 34-х монахинь, заподозренных в сочувствии штундистам. Некоторые из них проживали в монастыре более 25-ти лет и предьявили иск о возвращении денежных вкладов».

http://sobory.ru/article/?object=35030

Путивль. Свято-Духов монастырь. Панорама с северо-запада. Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Карта и ближайшие объекты Духов Девич монастырь находился на территории нынешнего городского Преображенского собора, который строился как главный храм этой обители. В документах он известен как «Духов, при острожском большом рву, в одной версте от города», то есть современного «Городка». Документов, свидетельствующих о времени основания этого монастыря, не сохранилось. Первый историк Курско-Белгородской епархии Н.П.Сенаторский связывал его возникновение с началом массового бегства православного населения Украины и Белоруссии, спасавшегося от национально-религиозного гнета Речи Посполитой. В частности, он писал следующее: «Известно, что берега Десны, Сейма, Псла с притоками были усеяны пустынниками, выходцами из-за Днепра, спасавшими свою жизнь и веру от притеснений унии. Тогда же были основаны, в большинстве своем на средства казны, Белогорский Миропольский, Ахтырский Троицкий, Обоянский Знаменский, Духов Путивльский, Холковский Старооскольский монастыри». Отец Иаков Левитский в своем труде утверждал, что «Духов девичь монастырь уже существовал в 1595 году, при Феодоре Ивановиче, сыне Грозного царя. В том 1595 году выдана была подтвердительная грамата относительно принадлежности монастырю Псельской мельницы, а в 1597 году выдана была другая грамата о том, чтобы не брать на городскую работу крестьян этого монастыря. В смутное время самозванцев (1604-1613 гг.), по причине разорений Путивля, монастырь пришел в упадок». В грамоте царя Михаила Феодоровича от 1621 г. упоминается имя самой первой известной нам игуменьи этой обители – старицы Дарьи. П.М. Строев в своих фундаментальных «Списках настоятелей…» называет следующих настоятельниц: «Сиона (…), строительница, в марте 1652. Анна, 1653 и 1654 март.

http://sobory.ru/article/?object=21039

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010