Ахтырка. Ахтырский Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 2008 и 2012. Адрес: Украина, Сумская область, Ахтырский район, с. Чернетчина, ул. Монастырская, 1а. Координаты: 50.312747, 34.835371 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На Сумщине, ещё с давних времен, всегда было много монастырей и храмов, являвшихся духовными и культурными центрами этого живописного края. Одним из таких центров был Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, основанный в 1654 г. По красоте своего месторасположения этот монастырь считался на Слобожанщине одним из первых после Святогорского. «На северо-западе величественного холма идут горы по берегу Ворсклы, покрытые лесом, на юго-востоке луга. На этой-то скале... монастырь, один из древнейших в Украине» - пишет Филарет Гумилевский в 1852 г. Первым строителем монастыря был игумен Иоанникий, который «...прибыл из-за Днепра в Ахтырку со всею братией своею в числе 40 человек, с утварью церковною, с книгами, ризами и даже колоколами. Лебединский монастырь их за Днепром был сожжен; уния и иезуиты гнали детей православия в гроб. Оставалось бежать, куда только можно...». «В донесении на имя Императора Петра III в Белгородскую канцелярию от 1 июля 1762 г. от некоего игумена значится: «...сему игумену по указу Государя Царя Алексея Михайловича, по свидетельству гор. Алешин всякого чина и звания людей, та гора Ахтырь с пахатным полем и сенными покосы, лесными дачи и рыбными ловли яко впусте состоящая и ни кем не владеема, была отведена под монастырь». По преданию, первый деревянный храм был освящен в XVII в. в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и монастырь первоначально назывался Благовещенским, а по месторасположению - Ахтырским. Немного позже на средства главнокомандующего слободскими полками ахтырского полковника Федора Осипова вместо деревянной была построена одноименная каменная трапезная церковь. В первой половине XVIII в. деревянные храмы монастыря стали заменяться каменными. Для изготовления кирпича, который использовался на их строительство, в районе Доброславской горы были специально построены печи.

http://sobory.ru/article/?object=37596

Ахтырка. Ахтырский Троицкий мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1654. Ссылки:   Адрес: Украина, Сумская область, Ахтырский район, с. Чернетчина, ул. Монастырская, 1а. Координаты: 50.312975, 34.835662 Проезд: из Киева маршрутное такси «Киев–Ахтырка». Не доезжая до Ахтырки, выходить на остановке «Доброславовка». Из Харькова автобусом с автостанции на Центральном рынке. Выходить на первой после Ахтырки остановке — «Доброславовка». С Ахтырской автостанции ехать любым рейсом до с. Доброславовка (маршрутка н ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда из Киева маршрутное такси «Киев–Ахтырка». Не доезжая до Ахтырки, выходить на остановке «Доброславовка». Из Харькова автобусом с автостанции на Центральном рынке. Выходить на первой после Ахтырки остановке — «Доброславовка». С Ахтырской автостанции ехать любым рейсом до с. Доброславовка (маршрутка на с. Чернетчина или другие проходящие автобусы). Из Сум автобусом с автовокзала. Маршруты, проходящие рядом с монастырем: Сумы–Ахтырка–Лебедин, Сумы–Кировоград, Сумы–Кривой Рог, Сумы–Куземен, Сумы–Камыши. Выходить на первой после Ахтырки остановке — «Доброславовка». С Ахтырской автостанции ехать любым рейсом до с. Доброславовка (маршрутка на с. Чернетчина или другие проходящие автобусы). Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Свято-Троицкий монастырь, общежительный, на горе Ахтыри, при реке Ворскле, в 4 верстах от города Ахтырки. Основан в 1654 году и сначала именовался Благовещенским. С построением здесь храма во имя Святой Троицы в 1724 году, монастырь стал именоваться Свято-Троицким. В 1787 году он был упразднен; в 1843 году вновь открыт (по определению Священного Синода от 30 ноября 1842 года). Здесь находится древняя местно чтимая икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Накануне дня Святой Троицы совершается в монастырь крестный ход из города Ахтырки (см. 2 июля). При монастыре школа.

http://sobory.ru/article/?object=04967

сост. Александр Ратшин Харьковской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ-СТАРОХАРЬКОВСКИЙ, муж. 2 класса, близ губернского города Харькова, с соборною церковью во имя Преображения Господня. Монастырь сей существует с 1673 года и был прежде общежительным, а по Высочайше-утвержденному докладу Святейшего Синода, 4 апреля 1836 года, возведен во 2 класс и состоит с того времени под управлением архимандрита, который есть и ректор Харьковского Коллегиума. КУРИЖ, или КУРЯЖСКИЙ, муж. в 10 верстах от губернского города Харькова, на Полтавском тракте; состоит под управлением архимандрита. Он основан в половине XVII века, в царствование Алексия Михайловича, а в 1788, вместе с другими Украинскими монастырями, упразднен; потом в 1796 году восстановлен; при чем здания его возобновлены Мелетием, архиепископом Харьковским и Ахтырским. В нем церкви: 1) Соб. св. Георгия Победоносца; 2) Онуфрия Великого. Здесь находится явленная икона Божией Матери, известная под названием Озерянской, перенесенная сюда в 1764 году из упраздненной Озаренской, или Озерянской пустыни, подведомственной Курижу монастырю. Под Онуфриевскою церковью есть самородные источники, с кладезями в алтаре и под амвоном, к которым верующие притекают для исцеления болезней; на эти источники нередко износится с молебным пением и самая чудотворная Озерянская икона. С недавнего времени икона сия, в следствие ходатайства Преосвященного Иннокентия, основанного на общем желании жителей Харькова, удостоенного Высочайшим соизволением, по утвержденному 16 октября, 1843 года, докладу Святейшего Синода, переносится на все зимнее время в Покровский кафедральный собор; для чего и установлены два торжественные крестные ходы: 1-й накануне 1 октября, и 2-й, при возвращении сей святыни в Куриж мон., накануне ж 23 апреля. ТРОИЦКИЙ, муж. заштатный, в 4 верстах от уездного города Ахтырки. О времени основания его, неизвестно. В 1764 году он был упразднен; но в 1843, опять восстановлен по просьбе Харьковского губернского предводителя дворянства, князя Голицына, пожертвовавшего на содержание обители вечный капитал в 15 т. руб. Обновление совершено торжественно 3 июня 1843 года. Здешняя соб. церковь , Живоначальной Троицы, построена в начале XVIII века иноком сей обители Товиею (в мире Тимофеем Васильевичем Надоржинским), духовником Петра Великого и супруги его Екатерины I. Товия и погребен в сем храме, близ бокового алтаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Острогожск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Ахтырской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1768 и 1782. Год утраты:приблизительно 1950 Адрес: Россия, Воронежская область, Острогожский район, г. Острогожск, чётная сторона Комсомольской ул. близ берега Тихой Сосны Координаты: 50.856363, 39.075472 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Трёхчастная композиция " казацкой " церкви, вероятно, избрана с оглядкой на почитаемый собор Покрова Пресвятой Богородицы (1753-1768) в Ахтырке. Также в её облике заметно влияние местного образца - собора Троицы Живоначальной (оконч. 1787) в Острогожске. Карта и ближайшие объекты Эта церковь располагалась на углу улицы Рождественской, у берега Тихой Сосны. По историческим сведениям известно, что через 12 лет после первоначального заселения Острогожска, то есть в 1664 году, сюда прибыла новая партия казаков – черкас из Польской Украины. По распоряжению начальства этих людей поселили на необжитом месте в западной части города, у реки Острогощи. Так как партия новых казаков вступила в состав Острогожского полка в качестве новой прибывшей сотни, то и само поселение этих казаков получило название «Новая сотня». Острогожск в то время представлял мощную укрепленную крепость с высокими стенами. Поселившимся за этими стенами казакам неудобно было пользоваться городскими церквями. Так и началу 70-х годов XVII века они соорудили свою деревянную церковь, во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Эту церковь еще называли Казацкой. Первоначальное деревянное здание Рождество-Богородицкой церкви было сооружено настоль прочно, что простояло свыше 100 лет, до 60 годов следующего столетия.В 1768 году прихожане составили подписку на сооружение новой каменной церкви. Первыми людьми, которые, пожертвовали на строительство, были полковник Бердяга и протопоп Михаил Иванов. Из за недостатка материальных средств новая церковь строилась долго. Только к 1782 году каменное здание было построено. В этом же году состоялось освещение придельного престола во имя Ахтырской иконы Богоматери.

http://sobory.ru/article/?object=52359

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) МАРИЯ (Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. Нарышкина; 1780 - 1852), игум., основательница Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря МЕЛАНИЯ ЕЛЕЦКАЯ (Пахомова Мелания Памфиловна; в монашестве Миропия (?); 1759-1836) затворница елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕЛХИСЕДЕК (Значко-Яворский Михаил Карпович; 1716 или 1720 - 1809), игум. Мотронинского во имя Святой Троицы монастыря МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834)

http://pravenc.ru/rubrics/121790_20.html

Слово при первом посещении города Старобельска, сказанное в Старобельском Покровском соборе 22 августа 1844 г. Уже три года, как имя наше, по чину святой Церкви, молитвенно воспоминается у вас, братие мои. Три года, как и мы, по долгу пастырства, возносим ежедневно моление о вас ко Господу, яко о вверенных нашему духовному водительству, – а между тем еще ни разу не зрели мы лица вашего и не являлись среди вас, подобно как посещали другие грады и веси. Причиной этого была не холодность какая-либо к вам и невнимание, – Бог свидетель, что мы не единожды и не дважды имели желание прийти к вам, дабы соутешиться общей верой и любовью, яже о Христе Иисусе, – но частью отдаленность вашего края, частью усиленные занятия в других пределах паствы, [которые] доселе лишали нас этого утешения. Взамен того мы можем теперь сообщить вам немало радостного для сердца христианского. И во-первых, на святой горе Ахтырской, небезызвестной многим из вас, благодатью Божией паки вместо печальных развалин начинает возвышаться обитель Святой и Живоначальной Троицы, и Богоматерь Ахтырская, общая Покровительница страны нашей, видимо приняла ее под всемогущий покров Свой, ибо отселе ежегодно будет посещать ее в чудотворном лике Своем. Дивная скала Святогорская, служившая столько времени предметом одного печального любопытства, паки сделалась тем, чем была некогда, – убежищем душ, отрекшихся мира и всего, «яже в мире», взыскавших единого на потребу. И благословение святой Лавры Киево-Печерской с иконой Богоматери и мощами тамошних угодников Божиих служит залогом, что Святые горы будут соответствовать своему имени святыми подвигами новых жителей своих, и что на них паки воссияет благодать Божия. Кафедральный град паствы нашей также удостоился приять нескудный залог новой милости Божией, ибо Богоматерь Озерянская соблаговолила ежегодно приходить в него в чудотворном лике Своем, и пребывать в нем во все продолжение дней зимних. В этих и подобных занятиях упражнялись мы, братие мои, и не спешили к вам, зная и издали, что вы пребываете в мире, под кровом Святой Церкви и осенением благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Свято-Троицкий Ахтырский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Ахтырский Свято-Троицкий монастырь основан более 350-ти лет назад. Ему довелось дважды пережить перерыв в своем существовании, но довелось также и трижды родиться. Своего наивысшего расцвета монастырь достиг в начале ХХ века. При обители имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Ахтырский Троицкий монастырь, после Святогорского, первый по красоте своего месторасположения. В 4 верстах от Ахтырки к северу стоит гора, круглая, как шатер, покрытая зеленью, как вековой свежий дуб. При подошве ее вьется Ворскла и обтекает ее почти кругом. На этой-то скале недавно восстановлен монастырь, один из древнейших в Украине». Так писал в 1852 году Харьковский архиепископ Филарет Гумилевский в своей книге «Историко-статистическое описание Харьковской епархии». И так могли бы написать мы и теперь, когда монастырь преживает свое третье рождение. Первое рождение монастыря состоялось в 1654 году. Иоанникий, игумен Троицкого монастыря, прибыл из-за Днепра в Ахтырку со всею братиею своею в числе 40 человек, — пишет свт. Филарет, — Лебединский монастырь их за Днепром был сожжен; уния и иезуиты гнали детей православия в гроб. Бедные странники вследствие сострадательной просьбы жителей гор. Алешни, по указу царя Алексея Михайловича, получили для основания обители прекрасную гору Ахтырь с прилежащими к ней пустопорожними землями… В 1720 г. богатый Тростянец и некоторые другие имения были отданы Петром I духовнику своему протоиерею Тимофею Васильевичу Надаржинскому. И в 1724 г. о. Тимофей построил в Ахтырском монастыре каменный храм Св.Троицы, оградив монастырь каменною оградою. Приняв схиму и имя Товии, он здесь же почил и был погребен в соборе». По указу Екатерины II в 1787 г. монастырь был закрыт. Но жители окрестных мест не переставали питать благоговение к развалинам святой обители; дивная гора не переставала обращать на себя взоры благочестивых сердец. Наконец сожаления о запустевшей обители возрасли до решительного намерения просить правительство о восстановлении древней обители. И в 1842 году последовало Высочайшее соизволение на возобновление монастыря».

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ахтырская икона Божией Матери. XIX в. (ПГХГ) (Празд. 2 июля), чудотворная икона, явленная 2 июля 1739 г. в г. Ахтырка Харьковской губ. (ныне Сумская обл., Украина). Образ, от к-рого исходило сияние, был обретен свящ. Покровского храма Василием Даниловым в траве во время сенокоса. Икону перенесли в его дом, где совершились первые чудеса исцеления от лихорадки; через 3 года А. и. была поставлена в Покровском храме. Распространению известия о чудесах от иконы при высочайшем дворе послужило явление Божией Матери в тонком сне больной баронессе фон Вейдель, посетившей Ахтырку в 1748 г.: ей был указан день кончины и было обещано покровительство ее малолетним дочерям. В 1751 г. Святейший Синод постановил почитать А. и. как чудотворную. В 1768 г. на пожертвование императрицы Елизаветы Петровны на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор (заложен в 1753; архит. Ф. Б. Растрелли ), в к-ром икона находилась вплоть до ее похищения в 1903 г. во время отправления на реставрацию в С.-Петербург. С А. и., почитавшейся как целительница от мн. болезней, был сделан ряд списков, распространенных в основном на юге России, в Харьковской епархии. Чтимый список А. и. (XVIII-XIX вв.) находится в Москве, в главном приделе храма Воскресения Словущего на Арбате (ап. Филиппа) Иерусалимского подворья. А. и., именуемая «Самарская»,- главная святыня Самарского Пустынно-Николаевского муж. мон-ря. Ахтырская икона Божией Матери. Нач. XIX в. (ЦАК МДА) Ахтырская икона Божией Матери. Нач. XIX в. (ЦАК МДА) В 1975 г. появились сведения о том, что А. и. находится в Сан-Франциско (США), откуда в 1995 г. митр. Харьковский Никодим (Руснак) привез список с иконы и передал его в ахтырский Покровский собор. В связи с этим событием был возобновлен крестный ход на 3-й день после дня Св. Троицы со списком А. и. на место ахтырского во имя Св. Троицы мон-ря (с 1844 совершался в субботу Пятидесятницы, обратно икона переносилась в праздник Всех святых). 15 июня 1999 г. в Ахтырке прошли торжества по случаю 260-летия явления А. и.

http://pravenc.ru/text/77220.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХТЫРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Ахтырский Свято-Троицкий мон-рь. Гравюра. XIX в. (ЦАК МДА) Ахтырский Свято-Троицкий мон-рь. Гравюра. XIX в. (ЦАК МДА) Находился в 4 верстах к северо-западу от г. Ахтырка Харьковской губ. на берегу р. Ворсклы. В 1654 г. игум. Георгиевского мон-ря в мест. Лебедин под Киевом Иоанникий и 40 чел. братии, спасаясь от притеснений со стороны униатов, переселились на Слободскую Украину, находившуюся под властью московских государей. В том же году по указу царя Алексея Михайловича для устроения новой обители братии была отведена гора Ахтырь (Ахтурь) с полями, лугами и рыбными ловлями. Первый деревянный храм в мон-ре был освящен в XVII в. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, поэтому мон-рь первоначально назывался Благовещенским, а по местоположению - Ахтырским. Вскоре на средства главнокомандующего слободскими полками бригадира Ф. Осипова вместо деревянной была построена каменная трапезная церковь с тем же посвящением. В 1724 г. по инициативе духовника имп. Петра I и имп. Екатерины I прот. московского Благовещенского собора Тимофея Васильевича Надаржинского в А. м. был возведен каменный Троицкий собор, вокруг мон-ря - каменная стена. Указом Белгородского еп. Епифания (Тихорского) мон-рь был переименован в Троицкий. В 1729 г. прот. Тимофей Надаржинский принял в А. м. схиму с именем Товия и подвизался здесь до своей кончины, был погребен под Троицким собором в древних пещерах, впосл. замурованных. По смерти иеросхим. Товии его сын Иосиф на собственные средства построил в мон-ре каменную ц. в честь Преображения Господня с братской трапезной и каменную колокольню. В А. м. до 1922 г. хранился портрет иеросхим. Товии, на к-ром он изображен в молитвенном предстоянии пред Распятием Спасителя в рясе с красной епитрахилью. В верху портрета - «Всевидящее око», с 2 сторон - гос. гербы, а по бокам и внизу - символические изображения из Псалтири с соответствующими надписями.

http://pravenc.ru/text/77222.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Русской Православной Церкви по периодам МАРИЯ (Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. Нарышкина; 1780 - 1852), игум., основательница Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря МАРФО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Марфо-Мариинский женский монастырь (Салаватской и Кумертаусской епархии Башкортостанской митрополии) МАТФЕЙ (Мормыль Лев Васильевич; 1938 - 2009), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок МЕЛАНИЯ ЕЛЕЦКАЯ (Пахомова Мелания Памфиловна; в монашестве Миропия (?); 1759-1836) затворница елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря МЕЛЕКЕССКОЕ ВИКАРИАТСТВО Самарской епархии, существовало в 1923-1928 гг.; в составе Ульяновской епархии действовало в 1929-1935 гг. МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕЛЕТИЙ (Смотрицкий Максим Герасимович; ок. 1577 - 1633), правосл. архиеп. Полоцкий, с 1631 г. униат. архиеп. Иерапольский, писатель-полемист, богослов, филолог

http://pravenc.ru/rubrics/121724_64.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010