Догмат о Троичности Лиц во Едином Божестве составляет глубочайшую тайну, непостижимую и для умов ангельских; но что Бог един в Троице, об этом мы знаем из неоднократных Богоявлений. Так, например Бог в Троице явился во время крещения Господня, на ту же Троичность Лиц указывают явления и при Преображении Господнем, а еще прежде Бог в Троице явил себя Аврааму в виде трех странников, во всей же полноте и ясности учение о Триедином Боге Отце, и Сыне, и Святом Духе открыл людям воплощенный Сын Божий Господь наш И. Христос, заповедав ученикам Своим пред Своим вознесением на небо идти в мир весь проповедывать евангелие всем людям и крестить их во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Соответственно Богоявлений пишутся у нас и св. иконы. Так, например, на Троичной иконе мы видим трех странников, под которыми разумеются Три Лица Пресвятой Троицы; на иконе Крещения Господня пишут над главой крещающагося Господа голубя, в виде которого явился на Иордане Дух Святой. Духа Святого изображают еще в виде огненных языков, в каковых Он явился в день сошествия своего на апостолов. Бога Отца пишут на иконах старцем сообразно тому, каким Он явился пророку в видении, пророку же в видении Он явил Себя ветхим деньми. Пришедшего во плоти Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа изображают различно – то в божественной славе, как мы видим на иконам Его распятия, страданий, смерти и погребения. Вот как мы должны веровать во Единого Бога по Существу, но Троичного в Лицах –Отца, и Сына, и Святого Духа, и кто желает спастись, тому необходимо твердо и неизменно держать эту веру, без этой же веры не только спастись, но и христианином быть нельзя. Но чтобы оправдать все величие и высоту христианской веры и иметь несомненную надежду на спасение, для этого необходимо нам с верой в Пресвятую Троицу Отца, и Сына, и Святого Духа соединять и добрые дела, одна же вера без добрых дел мертва. Итак, благословение единосущной Троицы – Отца, и Сына, и Святого Духа да утвердит вас всех в единой спасительной вере Христовой и да укрепит вас в подвигах добра и благочестия. Аминь». Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

вяземская жен. община 1 окт. 1832 г. была обращена в Аркадиевский вяземский монастырь ; в 1833-1834 гг. восстановлены храм и трапеза этой обители. С «особенною отеческою благосклонностию» И. относился к вяземской игум. Августе (Ширинской-Шихматовой) и вверенному ей Аркадиевскому мон-рю ( Жмакин. 1897. С. 331). При И. также проводился ремонт в вяземских соборе во имя Св. Троицы и ц. Рождества Христова, возводились храмы, в т. ч. Преображения Господня (по др. сведениям, Рождества Пресв. Богородицы) (1828) в с. Велисто, Вознесения Господня (1827) в с. Кузьмичи, Всех святых (1830) в с. Козулине, Преображения Господня (1833) в с. Спасск. Заботясь об улучшении духовного образования паствы, И. неоднократно обращался в Синод с прошениями об открытии уездных и приходских уч-щ в городах Белом, Юхнове, Дорогобуже и Рославле. Однако в ответ на один из запросов архиерея Комиссия духовных уч-щ разрешила открыть уч-ще лишь в Рославле. Также по ходатайству епископа Синод принял в штат духовных уч-щ Смоленской епархии Ахтырское приходское уч-ще. К нач. XX в. в б-ке Смоленского архиерейского дома хранилась подаренная И. «старая рукопись, переплетенная в кожаный корешок, в полуустав, писанная на твердой бумаге» - Сказание об обретении мощей св. кн. смоленского Андрея († ок. 1390). Согласно надписи на картонной обложке, 9 нояб. 1825 г. И. вложил эту рукопись в приписанную к архиерейскому дому надвратную Одигитриевскую ц. Смоленского кремля. Архиеп. Никанор (Каменский) , опубликовавший рукопись, предположил, что И. мог вывезти сказание из переславль-залесского Данилова мон-ря (см.: Никанор (Каменский), архиеп. Обретение мощей св. блгв. Андрея кн. Смоленского, по древнему сказанию (1556 г.)//ПС. 1908. Дек. С. 641-652). По поручению И. историк свящ. Н. А. Мурзакевич составил «Историческое описание Смоленской чудотворной иконы Божией Матери», о чем вспоминал сын историка (см.: Мурзакевич Н. Н. Записки, 1806-1883//РС. 1887. Год 18. Т. 53. С. 263-298). В 1828 г. И. распорядился вскрыть дубовые гробы митрополитов Симеона (Милюкова) , Сильвестра (Черницкого) и Сильвестра (Крайского) в архиерейской усыпальнице смоленского Троицкого мон-ря; облачения митрополитов были заменены новыми.

http://pravenc.ru/text/578499.html

сост. Александр Ратшин Харьковской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ-СТАРОХАРЬКОВСКИЙ, муж. 2 класса, близ губернского города Харькова, с соборною церковью во имя Преображения Господня. Монастырь сей существует с 1673 года и был прежде общежительным, а по Высочайше-утвержденному докладу Святейшего Синода, 4 апреля 1836 года, возведен во 2 класс и состоит с того времени под управлением архимандрита, который есть и ректор Харьковского Коллегиума. КУРИЖ, или КУРЯЖСКИЙ, муж. в 10 верстах от губернского города Харькова, на Полтавском тракте; состоит под управлением архимандрита. Он основан в половине XVII века, в царствование Алексия Михайловича, а в 1788, вместе с другими Украинскими монастырями, упразднен; потом в 1796 году восстановлен; при чем здания его возобновлены Мелетием, архиепископом Харьковским и Ахтырским. В нем церкви: 1) Соб. св. Георгия Победоносца; 2) Онуфрия Великого. Здесь находится явленная икона Божией Матери, известная под названием Озерянской, перенесенная сюда в 1764 году из упраздненной Озаренской, или Озерянской пустыни, подведомственной Курижу монастырю. Под Онуфриевскою церковью есть самородные источники, с кладезями в алтаре и под амвоном, к которым верующие притекают для исцеления болезней; на эти источники нередко износится с молебным пением и самая чудотворная Озерянская икона. С недавнего времени икона сия, в следствие ходатайства Преосвященного Иннокентия, основанного на общем желании жителей Харькова, удостоенного Высочайшим соизволением, по утвержденному 16 октября, 1843 года, докладу Святейшего Синода, переносится на все зимнее время в Покровский кафедральный собор; для чего и установлены два торжественные крестные ходы: 1-й накануне 1 октября, и 2-й, при возвращении сей святыни в Куриж мон., накануне ж 23 апреля. ТРОИЦКИЙ, муж. заштатный, в 4 верстах от уездного города Ахтырки. О времени основания его, неизвестно. В 1764 году он был упразднен; но в 1843, опять восстановлен по просьбе Харьковского губернского предводителя дворянства, князя Голицына, пожертвовавшего на содержание обители вечный капитал в 15 т. руб. Обновление совершено торжественно 3 июня 1843 года. Здешняя соб. церковь , Живоначальной Троицы, построена в начале XVIII века иноком сей обители Товиею (в мире Тимофеем Васильевичем Надоржинским), духовником Петра Великого и супруги его Екатерины I. Товия и погребен в сем храме, близ бокового алтаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Вскоре И. скончался от холеры в Ахтырском во имя Святой Троицы монастыре , во время посещения епархии. По распоряжению Московской синодальной конторы отпевание и погребение И. в правом приделе белгородского Троицкого собора совершил свт. Тихон Задонский. Сковорода, посвятивший И. одно из своих стихотворений, писал: «Был пастырь просвещен, кроток, милосерд, незлобив, престол чувства, любве светильник» ( Сковорода С. Г. Сад Божественных песней// Он же. Повне зiбpahhя mbopib. К., 1973. Т. 1. С. 85). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 36. Д. 184: 1755-1759. Л. 16-18. Лит.: ИРИ. Ч. 1. С. 172, 605-608, 618; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. М., 1852. Отд. 1. С. 128; Аскоченский В. И. Киев с его древнейшим уч-щем - Академиею. К., 1856. Ч. 2. С. 127-128; Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 32-34; Анатолий (Ключарёв), архим. Белгород и его святыня//Курские ЕВ. 1884. 9. С. 465-466; Смирнов В. А. История Новгородской ДС//Новгородские ЕВ. 1894. 15. С. 693; 18. С. 870; 1895. 3. С. 156-164; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии. Новгород, 1897. С. 84; он же. Заботы Новгородских владык о семинарии в 1745-1806 гг. и созданная ими семинарская б-ка//Новгородские ЕВ. 1899. 22. С. 145-147; Лебедев А. С. Белогородские архиереи и среда их архипастырской деятельности. Х., 1902. С. 125-141; он же. Сведения о нек-рых архивах духовных ведомств в губерниях Курской и Харьковской//Сб. Харьковского ист.-филол. об-ва. Х., 1902. Т. 13. С. 129-137; Харьков: Его прошлое и настоящее/Собр. и изд.: А. Н. Гусев. Х., 1902. С. 95; Светлов Г. И. Краткий очерк истории Новгородской ДС. Пг., 1917. С. 165-167; Григорьева И. Л., Салоников Н. В. Новгородская ДС и традиции Киево-Могилянской академии: (К вопросу о характере межцивилизационных контактов)//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат-лы науч. конф. 11-13 нояб 1998 г. Новгород, 1998. С. 103-106; Ящук О. В., Люпий Т. В. akaдeмiя в iмehax: XVII-XVIII ст. К., 2001. С. 366-367; Раздорский А. И. Архиереи Курского края XVII-XX вв.

http://pravenc.ru/text/578098.html

вратах Ахтырской Богородицы. В 1764 г. оставлен заштатом, но разливы Волги подмыли берег и совершенно его разрушили; почему иноки и все имущество в 1823 г. переведены в Покрово-Болдинский мон. “Ист. Рос. Иер.”, III, 412, 614; Ратшин, 18; “Памят. кн. Астрах. губ. на 1876 г.”, Отд. II, 23; “Чтения в И. Общ. ист. и древн. Росс.”, 1848 г., 7, смесь, 75, 78, 80, 81, 83 (Иерархия Астрахан. епархии); “Астр. г. вед.”, 1852 г., 17 (Аполлос, “Опис. Покр. Болд. м-ря”); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 315 (архим. Рувим, 1706 г.). 80. Борисоглебский – Аносин , женский, общежительный, Московской губ., Звенигородского у., в 16 вер. к сев.– вост. от Звенигорода, при селе Аносине, расположенном на берегу р. Истры. При сельской церкви во имя св. Троицы, построенной в 1810 – 12 г., трудами владелицы села княг. Евдокии Никол. Мещерской была основана в 1820 г. в память скончавшегося ее супруга женская богадельня, которая, по внесении 10.000 руб., обращена в женскую общину, а в 1823 г. возведена на степень общежительного м-ря с назначением княгини, принявшей иночество под именем Евгении, первою настоятельницею. Эта добродетельная женщина скончалась в 1836 г. 3 февр. “Игумения Евдокия, основательница м-ря”, напечатано в “Чтен. И. Общ. ист.”, 1873 г., III, смесь, 180, и 1876 г., II, смесь, 1 – 60; Ратшин, 264; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 232, 40; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1842 г., 96 (наделен лесом); 1856 г., 92 (пожертвован дом с землею); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1877 г., I, Отд. 2, 288 (воспоминания архим. Пимена), 130 (Письма митроп. Филарета к игум. Евгении Озеровой); Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764 – 1869 г.”, 27; “Древности, Труды Москов. Археолог. Общ.”, 1878 г., т. VII, вып. 2, исследов., 146 (Звенигород. уезд в церковно-археолог. отношении). 81. Борисоглебский – Бельчицкий , женский, приписной к Спасо-Евфросиниеву монастырю, в Задвинской части гор. Полоцка, Витебской губ., расположен на довольно возвышенной площади, опускающейся скатом к глубокому оврагу, который между крутыми берегами образует живописную лощину с протекающею в ней речкою Бельчицею.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Со времени основания в обители было введено игуменское управление. С 1720 г. по указу Петра I настоятелем Ахтырского Благовещенского монастыря назначается протоиерей московского Благовещенского собора - Тимофей Надаржинский. Им в 1724 г. был выстроен каменный Троицкий собор с пределами в честь Благовещения Богородицы и иконы " Всех скорбящих Радость " и ограда вокруг монастыря в «269 саженей». В том же году, ло благословению Преосвященного Епифания (Тихорского), епископа Белгородского, монастырь стал называться Троицким. Тимофей Васильевич Надаржинский был духовным отцом Петра I и всей царской фамилии. Происходил он из дворянского рода, некогда переселившегося из-за Днепра. Отец Тимофей-«неотлучный спутник» царя в военных походах и во всех его путешествиях. Надаржинский сохранил свое звание и в короткое царствование Екатерины I. После ее смерти в 1727 г. он окончательно удалился от двора в Тростянец. А в 1729 г. Надаржинский принял схиму под именем Товия и до своей кончины жил в монастыре. Преосвященный Епифаний сам погребал добродетельного старца. Его положили под правым приделом Троицкого собора, в древних пещерах монастыря, впоследствии замурованных. По смерти иеросхимонаха Товия, его сын - Иосиф Тимофеевич Надаржинский - на собственные средства построил каменную церковь в честь Преображения Господня с братской трапезной и колокольней, а в 1741 г. - больницу и в ней храм во имя Петра и Павла. По документам Ахтырского Духовного управления в 1785 г. за Ахтырским монастырем числилось свыше 1500 дес. земли, куда входили села и хутора с мельницами, пахотными землями, лугами, лесами, реками и на которых работали в основном вольные черкесы. Главной святыней Ахтырского монастыря была находившаяся в южном приделе Троицкого собора месточтимая Ахтырская икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», ознаменованная многими исцелениями и чудесами. Точных данных о том, когда икона появилась в монастыре - нет, но известно, что она была принесена в обитель еще до 1787 г. одним священником, которому «... во сне явились два монаха и повелели доставить икону из Киева в монастырь».

http://sobory.ru/article/?object=37596

Открытие Святогорского монастыря состоялось 15 авг. 1844 г. (см.: Иннокентий (Борисов), архиеп. Слова, говоренные по случаю обновления Ахтырского и Святогорского мон-рей. К., 1844; Он же. Обновление Святогорской Успенской общежительной пуст. СПб., 1850). И. основал Верхнехарьковский Николаевский девичий мон-рь (открыт 7 окт. 1845). Учредил 2 крестных хода с перенесением чудотворных икон Божией Матери: Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков и Ахтырской иконы из Ахтырского собора в Ахтырский во имя Св. Троицы монастырь. Стремился увеличить число крестных ходов и запрашивал у благочинных сведения об иконах, признаваемых чудотворными или явленными. При участии И. в Харькове состоялось открытие детского приюта (1842), благотворительного общества (1843), устройство водопровода, для финансирования которого он предложил провести подписку среди духовенства. 1 апр. 1847 г. И. был вызван в Синод для присутствия, указом от 10 марта 1848 г. перемещен в Херсонскую и Таврическую епархию. Покинув С.-Петербург в середине мая того же года, И. заехал в Харьков и 29 мая 1848 г. прибыл в Одессу. И. часто вызывался для присутствия в Синод (1847-1850, 1852-1853), оказывал значительное влияние на церковную и гос. политику. И. принадлежит идея издания при Синоде офиц. периодического органа «Синодские известия», а также регионального периодического органа - епархиальных ведомостей, для к-рых он составил программу, реализованную после его кончины во мн. епархиях. Безуспешно настаивал в Синоде на замене иностранного вина, употребляемого в рус. церквах во время Евхаристии, крымским и кавказским. Намеревался учредить ДА для миссионеров, что также не было реализовано. По просьбе министра внутренних дел гр. Л. А. Перовского составил подробную записку по евр. вопросу, представил киевскому губернатору Д. Г. Бибикову записки «О политическом значении духовенства в юго-западных губерниях России», «Об устройстве Киевского университета, по поводу происходивших на юге политических движений» и «Взгляд на управление учебными округами».

http://pravenc.ru/text/389617.html

Внутри своды его поддерживаются шестью громадными колоннами, связанными между собою и со стенами арками. Мы не можем, за недостатком положительных данных, сказать точно что-либо, о прежнем внутреннем благоустройстве его, но теперь он украшен достаточно. Все арки расписаны орнаментурой; у всех цоколей уставлены золоченые киоты; иконы почти все в богатых сребро-вызолоченных ризах; главный алтарь отделяется оть храма сплошь золоченым иконостасом, по сторонам которого устроены два киота, связывающие его с предельными, также золочеными, иконостасами. Благодаря этому получается впечатление, что храм от алтарей отделяется сплошною золоченою стеною. Все иконы нижнего яруса главного иконостаса, а также храмовые иконы придельных алтарей в дорогих сребро-вызлащенных окладах! На, южной и северной стенах храма висят в рамах шесть картин из св. истории старинной живописи, писанных на холсте. Воспроизведение их весьма художественно и по величине своей он довольно большие и ценные. В храме три престола: главный во имя Пресвятой Троицы, южный в честь иконы Всех Скорбящих Радость, и северный - Благовещения Пресвятой Богородицы. Обстановка алтарей как нельзя быть лучше. Вообще храм отличается благолепием и достатком украшений. По устройстве этого храма и освящении его и самый монастырь, с благословения преосвященного Епифания епископа Белгородского, переименовывается в Троицкий. Это наименование он сохранил до самого закрытия, это-же название оставлено за ним и по возобновлении вт. 1843 году. Сооружением величественного храма и ограды заботы о. Надаржинского о св. обители не ограничиваются. Он внимательно следил за жизнью и нуждами её и во всякое время готов был прийти на помощь. Правда, отдаленность пребывания о. Тимофея служила не малой помехой к своевременной помощи, но вскоре помеха эта устранилась. Благодетель его, Великий Плотник земли Русской, с которым о. Тимофей был весьма близок и делил труды и лишения, умер; умерла и Екатерина I. Со смертью её о. Тимофей оставляет двор и удаляется в свое имение, в родной Тростянец, и здесь отдается теперь заботам о святой обители.

http://sobory.ru/article/?object=04967

3 октября в Париже в соборе Парижской Богоматери Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий с сонмом православного духовенства совершил молебен и поклонение Терновому венцу Спасителя, во время которого хор Сретенского монастыря , а также участники программы Фонда «Голоса православной России во Франции» исполнили молитвенные песнопения. 4 октября в соборе Сан-Рок в Париже состоялся концерт, на котором присутствовали архиепископ Корсунский Иннокентий и епископ Женевский Михаил ( Русская Православная Церковь за границей ). 5 октября 2007 года хоровые коллективы выступили в церкви Пресвятой Троицы города Лиона, а 6 октября состоялся заключительный концерт в католическом соборе Нотр-Дам в Ницце. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. С удовлетворением отметить положительный резонанс во французском обществе и прессе, вызванный прошедшей программой «Голоса православной России во Франции». 3. Считать полезным прошедшую программу «Голоса православной России во Франции» для дела православного свидетельствования в Западной Европе. 4. Благодарить Международный Фонд единства православных народов и всех организаторов акции за участие в подготовке и проведении программы.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета , Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, об участии делегации Русской Православной Церкви в интронизации нового Предстоятеля Румынской Православной Церкви . Справка: 12 сентября 2007 года в Румынии состоялись выборы на Первосвятительскую кафедру Румынского Патриархата, вдовствующую с момента кончины Патриарха Феоктиста 30 июля 2007 г. Новым Предстоятелем Румынской Православной Церкви был избран митрополит Молдовы и Буковины Даниил. 30 сентября 2007 года в кафедральном соборе Бухареста во имя святых равноапостольных Константина и Елены состоялась Патриаршая интронизация Блаженнейшего Патриарха Даниила . По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на интронизации нового Предстоятеля присутствовала делегация Русской Православной Церкви, возглавляемая митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Белоруссии, Филаретом. В составе делегации также находились митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир и секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов. Среди прибывших на торжество — архиепископ Сумской и Ахтырский Марк и епископ Хотинский Мелетий , викарий Черновицкой епархии . На чине интронизации присутствовали Президент Румынии Т. Бэсеску, премьер-министр страны К. Попеску-Тэричану, бывший король Румынии Михай. На торжественном заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви, последовавшем после чина интронизации, митрополит Филарет огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

http://patriarchia.ru/db/text/307292.htm...

Поименованные лица требовали содействия в деле изъятия храма из пользования общиной. В обращении указывались следующие обстоятельства: «на территории села имеется школа с общей численностью учащихся 425 человек, которая располагает только небольшими 2мя зданиями, что резко отражается на воспитании и успеваемости учащихся. Занимаемый в настоящее время церковной общиной клуб под церковь, расположен между двумя зданиями школы на расстоянии 30-50 метров, что коренным образом мешает проведению нормальных занятий в школе во время проведения богослужения в церкви. … Кинофикацией село не обслуживается, поскольку помещение занято под церковь. Вокруг с. Линово на расстоянии от 2х до 6 километров располагается большое количество хуторов и сел, поэтому вся религиозная пропаганда проводится в отсталом с. Линово, т. к. клуб занят под церковь. Своими влиятельными поведениями среди населения церковная община способствует не укреплению, а разложению трудовой дисциплины на производстве, особенно это сказывается среди колхозников и учащихся. … На основании вышеизложенного правление колхоза «Парижская Коммуна», исполком Линовского сельского совета депутатов трудящихся, колхозники и общественность села просят исполком Путивльского райсовета возбудить ходатайство о возвращении колхозного клуба по принадлежности» 36]. Механизм был запущен. Бумажная волокита длилась около года. В рапорте от 9 июля 1954 г на имя Евстратия, епископа Сумского и Ахтырского, благочинный церквей Путивльского района, о. Димитрий (Совенко) писал: «…Николаевская церковь с. Линово на основании Постановления Совета по делам РПЦ при Совете Министров от 12 мая с.г. за 9 закрыта как клубное здание и что культовое имущество временно перенесено в квартиру церковного сторожа Скрягина И.В.» 56]. Ввиду сеноуборочных работ общине было разрешено совершить еще несколько богослужений в храме, в частности в день Святой Троицы. Закрытие храма вызвало бурю негодования среди жителей с. Линово. Кое-кто попытался обвинить настоятеля и благочинного в том, что они по своей воле закрывают храм.

http://sobory.ru/article/?object=16287

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010