В XVIII в. К.-П. л. стала богатейшей обителью на территории совр. Украины. Владения К.-П. л. находились в Киевском (53 вол.), Черниговском (34 вол.) и Новгород-Северском (49 вол.) наместничествах. На этих землях насчитывалось ок. 28 тыс. крепостных. В ведомстве лавры находилось 9 приписных монастырей: Больничный, Омбышский в Нежинском полку, Змиёвской и Синявский в Слободском Ахтырском полку, Свенский и Чёлнский в Белгородской губ., Дятловицкий на Правобережье (совр. Беларусь), пустыни Голосеевская и Китаевская киевская во имя Святой Троицы в Киевском полку. Эти обители со своими имениями непосредственно зависели от лавры, а не от епархиального начальства. Кроме того, во владении лавры находилось множество подворий (в Глухове, Воронеже, Стародубе, Кролевце и др.), 2 бумажные фабрики, 11 кирпичных, 6 стекольных заводов, свыше 160 винокурен, столько же мельниц, 2 конных завода. Ист.: ПВКДА; АЗР. Т. 2-4; АЮЗР. Т. 2. 161 (Сигизмунд III - Михаилу Рогозе по поводу Никифора (Тура)); АрхЮЗР. 1859. Ч. 1. Т. 1; 1872. Ч. 1. Т. 5; 1898. Ч. 1. Т. 9; Предсмертные письма Иоасафа Кроковского к царю и кн. Д. Голицыну о своей болезни//ЧОИДР. 1861. Т. 3. С. 193-195; [Левицкий О.] Письмо и стихи Варлаама Ясинского//Киев. старина. 1890. Т. 28. 3. С. 537-539; Описание док-тов архива западнорус. униатских митрополитов. СПб., 1897. Т. 1: 1470-1700; ПККДА. Т. 1; Акты и док-ты, относящиеся к истории Киевской академии. Отд. 2: (1721-1795). К., 1904-1908. 5 т.; Уния в док-тах: Сб./Сост.: В. А. Теплова, З. И. Зуева. Минск, 1997; Записки свт. Петра Могили/Упоряд.: I. В. Жиленко. К., 2011. Лит.: Самуил (Миславский), митр. Краткое ист. описание Киево-Печерской лавры. К., 17952, 1805; Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. К., 1831 2; он же (Бoлxobimihob), митр.) Buбpahi npaцi з icmopiï К., 1995; Петра Могилы стихиры и канон в благодарность за чудесное избавление Киево-Печерской лавры от неприятельского разорения в 1630 г.//Киевские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Заботился об украшении и обновлении харьковских соборов, привлекая пожертвования, о благоустройстве архиерейского дома. Уделял внимание развитию проповедничества и собеседованиям с паствой, обращению старообрядцев в Православие, главным средством считал распространение образования среди старообрядцев и изучение истории раскола, чем занимался и сам. Обращал внимание на личный пример священников и строго следил за их внешним видом, особенно в местах, где были распространены старообрядчество и сектантство. Старался материально поддержать такие приходы, выхлопотав оклады некоторым причтам. Предлагал назначить для всего духовенства денежное пособие или жалованье от правительства. И. первый предложил осуществить общеепархиальную свечную операцию. Обнаружив, что мн. представители духовенства, особенно причетники, не умели ни читать, ни писать, ввел специальные экзамены. Заботился о духовно-учебных заведениях, о подборе преподавателей и начальствующих, часто присутствовал на экзаменах, особенно по богословским предметам. Построил новое здание для Харьковской ДС. Летом 1843 г. И. обозревал семинарию с подведомственными ей духовными училищами. Святитель поддерживал отношения с харьковским ученым кружком, состоящим из преподавателей Харьковского ун-та. Устраивал по пятницам в своих покоях «вечера литературы духовной» - собрания светских и духовных лиц. Каждый священник имел право являться к И. в любое время. 14 апр. 1845 г. возведен в сан архиепископа, 30 марта 1846 г. имп. Николай I повелел выдавать И. в дополнение к получаемому им по штату содержанию 1 тыс. р. серебром в год, до тех пор пока он будет управлять Харьковской епархией. Предметом особого попечения И. служили мон-ри, при нем были восстановлены Ахтырский во имя Св. Троицы , Святогорский в честь Успения Пресв. Богородицы (впосл. лавра) и харьковский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ри. Хлопоты об открытии Ахтырской обители, начатые в 1835 г. свт. Мелетием (Леонтовичем) , архиеп. Харьковским, и продолженные И., завершились торжественным открытием 2 июля 1843 г.

http://pravenc.ru/text/389617.html

на основании монастырских актов. В просьбе своей, поданной на имя императора Петра III в белогородскую канцелярию от 1 июля 1762 г., он писал: «Монастырь по указу благочестивейшаго Государя Царя и В. К. Алексея Михайловича, по челобитью игумена с братьею, устроен 1654 г. а оный игумен от унеи бежал с Подпольской области, из-за Днепра, с Лебединскаго монастыря, под державу предков ваших, с братиею 40 человек монахами и с подданными тамошними вольными черкасами, церковными утварьми и священническими облачении, сосудами и со всеми принадлежащими церковными потребами и сему игумену по указу Государя Царя и В. К. Алексея Михайловича, по свидетельству гор. Алешни всякаго чина и звания людей, та гора Ахтирь с пахатным полем и сенными покосы лесными дачи и рыбными ловли яко впусте состоящая и ни кем не владеема, была отведена под монастырь». На карте Гигельмана «Лебедин» показан при вершине р. Тясмина. Лебединский монастырь Киевской епархии доселе существует. В 1720 г. богатый Тростенец и некоторые другие имения были отданы Петром I духовнику своему, Благовещенского собора протоиерею Тимофею Васильевичу Надаржинскому. И в 1724 г. о. Тимофей построил в Ахтырском монастыре каменный храм Св. Троицы, оградив монастырь каменною оградою на протяжении 269 саженей. Надпись под местным образом собора говорит: «Во всех прославленный в честь и славу тричисленнаго своего имени устрои совершити храм сей 1724 года, при непобедимой державе Всепресветлейшаго Императора Российскаго Петра Великаго, того же года коронование Ея Величества Государыни и Великой Княгини Екатерины Алексеевны, особливым иждивением и трудами Их Величества духовника, протопресвитера Тимофея Васильевича». По благословению преосвященного Епифания, епископа Белгородского, монастырь стал тогда называться Троицким. Тимофей Васильевич, царский духовник и в конце жизни ктитор и инок Ахтырского монастыря, был лицо замечательное. Он происходил из дворянской фамилии, переселившейся из-за Днепра в Украйну; приняв сан священства, он был священником, а потом протоиереем в слободе Тростенце, его незлобие и усердная служба престолу Божиему стали известными царю Петру, и он в 1703 г.

http://sobory.ru/article/?object=04967

Слово при первом посещении города Старобельска, сказанное в Старобельском Покровском соборе 22 августа 1844 г. Уже три года, как имя наше, по чину святой Церкви, молитвенно воспоминается у вас, братие мои. Три года, как и мы, по долгу пастырства, возносим ежедневно моление о вас ко Господу, яко о вверенных нашему духовному водительству, – а между тем еще ни разу не зрели мы лица вашего и не являлись среди вас, подобно как посещали другие грады и веси. Причиной этого была не холодность какая-либо к вам и невнимание, – Бог свидетель, что мы не единожды и не дважды имели желание прийти к вам, дабы соутешиться общей верой и любовью, яже о Христе Иисусе, – но частью отдаленность вашего края, частью усиленные занятия в других пределах паствы, [которые] доселе лишали нас этого утешения. Взамен того мы можем теперь сообщить вам немало радостного для сердца христианского. И во-первых, на святой горе Ахтырской, небезызвестной многим из вас, благодатью Божией паки вместо печальных развалин начинает возвышаться обитель Святой и Живоначальной Троицы, и Богоматерь Ахтырская, общая Покровительница страны нашей, видимо приняла ее под всемогущий покров Свой, ибо отселе ежегодно будет посещать ее в чудотворном лике Своем. Дивная скала Святогорская, служившая столько времени предметом одного печального любопытства, паки сделалась тем, чем была некогда, – убежищем душ, отрекшихся мира и всего, «яже в мире», взыскавших единого на потребу. И благословение святой Лавры Киево-Печерской с иконой Богоматери и мощами тамошних угодников Божиих служит залогом, что Святые горы будут соответствовать своему имени святыми подвигами новых жителей своих, и что на них паки воссияет благодать Божия. Кафедральный град паствы нашей также удостоился приять нескудный залог новой милости Божией, ибо Богоматерь Озерянская соблаговолила ежегодно приходить в него в чудотворном лике Своем, и пребывать в нем во все продолжение дней зимних. В этих и подобных занятиях упражнялись мы, братие мои, и не спешили к вам, зная и издали, что вы пребываете в мире, под кровом Святой Церкви и осенением благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

В 1751 году Святейший Синод постановил почитать новоявленную Ахтырскую икону чудотворной. В Ахтырке был заложен святителем Белгородским Иоасафом (†1754; память 10 декабря) величественный собор по проекту архитектора Растрелли. В 1766 году, по благословению епископа Белгородского Порфирия (Крайского; 1763–1768), было установлено празднование в честь Ахтырской иконы – 2 июля. В 1768 году собор был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С 1844 года ежегодно, в субботу перед Днем Святой Троицы, чудотворная икона переносилась с торжественным ходом из собора в Ахтырский Троицкий монастырь. В Неделю Всех святых Ахтырская икона возвращалась в Покровский собор. Ныне чудотворный образ Ахтырской Божией Матери находится в кладбищенском храме во имя святых жен-мироносиц в г. Ахтырке. Литература: 1 . Иванов С. Явление Ахтырской иконы Божией Матери. – «Русский паломник», 1914, 26. 2 . Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. СПб., 1898, с. 292–294. 3 . Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чтимых. Вып. 11, июль. Тверь, 1901, с. 11–16. Пренесение мощей святителя Арсения, епископа Тверскаго НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 1 Добродетелию Божественною,/якоже лествицею, Арсение преблаженне,/на Небесныя круги возшед,/не во мраце зашел еси неведения,/но во благодати Божественней явился еси, святителю,/приемля неизреченная сияния. Умом просвещенным/душу свою, святителю, просветил еси,/от земных преставився в Царство Христово, Арсение всеблаженне,/и во святителех ты светильник явился еси пресветел,/пищи приснопребывающия ныне наслаждаешися,/Божественною славою озаряемь. Троице Безначальней и Единосущней/явился еси вселение пресвятое,/святителю Богоносе Арсение,/темже и показа тя пресветла светильника,/от мятеж житейских бо уклонился еси/и ныне со безплотными/житие на Небесех приобрел еси. Приидите, иночествующих множество, днесь,/святителя Арсения чудотворца песньми и пении восхвалим/и честную и многоцелебную раку, обстояще, любезно облобызаем, глаголюще:/радуйся, преславный святителю Арсение, отче наш,/граду Твери преславный светильниче;/радуйся, яко чисте Чистейшему Свету присовокупивыйся;/радуйся, яко Святей Троице предстояй со Ангелы,/Юже моли непрестанно/даровати душам нашим велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но когда раздалось его высокое и могучее слово, всеобщее изумление заступило место первого равнодушия. Еретики и язычники, увлечённые его витийством, стали сходиться к его кафедре. Св. Григорий в пяти беседах изложил учение о св. Троице, единодушии Сына с Отцом и св. Духом, об исхождении св. Духа от Отца. Этими беседами он приобрёл множество истинных поклонников св. Троицы, а себе – имя Богослова. Но особенно отличался св. Григорий Богослов подвижнической жизнью. Последние годы своей жизни он провёл среди утёсов – отшельником, ходил босыми ногами, имел одну только ветхую одежду, спал на голой земле; пищу его составляли хлеб с солю и огородные овощи, питие – вода, в которую примешивал иногда немного уксуса. Душе св. Григория, утруждённого скорбями земной жизни, дано было предчувствовать отшествие к блаженной жизни. Св. Иоанн Златоуст ещё в сане пресвитера в Антиохии прославился красноречием и получил от народа прозвание Златоуста. Из уст его истекала такая благодать, что все, слышавшие его, не могли довольно насытиться сладостью словес его. Сделавшись Архиепископом Константинопольским, он поражён и смущён был беспорядочными нравами столицы. С ревностью принялся за исправление нравов; не пощадил он и сильных мира; слово его загремело против роскоши, упадка нравственности и рассеянности; ристалища и амфитеатры опустели; толпы народа нахлынули в церковь для слушания золотых словес Иоанна; три раза в неделю он проповедовал. Но оскорблённые правдивым его словом и завидовавшие его славе начали преследовать Иоанна. И не спасли его от злобы и клеветы человеческой ни святость жизни, ни его слава, ни любовь народная. Он дважды был изгоняем из столицы и умер на пути к месту своей ссылки. Предуведомлённый во сне о своей кончине, он облёкся в белые одежды, причастился св. Тайн, простился со всеми и, простёршись на одре, со словами благодарения Господу за всё, испустил дух. Вот, братья, краткая характеристика жизни и деятельности празднуемых ныне святителей. Поучительность жизни их так очевидна, что нравственное приложение к себе каждый в состоянии сам сделать. Аминь. 11 Произнесено в день храмового праздника в Церкви Таврической Дух. Семинарии 30 Января 1875 г. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Эта мысль его нашла исполнителей, возбудила горячую ревность и любовь к доведению дела до конца. Преображенский приход испросил себе у единоверцев этот храм, уплатив им 5000 р. на ремонт их старой деревянной церкви, а сам организовал новый строительный комитет, который привлек щедрого жертвователя в лице И.А. Соколова и достроил этот храм в самом благолепном виде, на что было истрачено до 50.000 р. 24 июля 1911 года Высокопреосвященный Арсений к величайшей своей радости совершил торжественное освящение этого храма во имя Пресв. Троицы при чрезвычайном стечении народа. Он образовал при нем отдельный приход и назначил к нему причт. Оказывал Владыка самое деятельное сочувствие и всем заботам о благоустройстве в Харькове домовых церквей. Напр., благодаря его личному влиянию на земских деятелей при губернской земской больнице на Сабуровой даче была устроена новая, богатая и обширная церковь во имя Св. бл. кн. Александра-Невского в виде отдельного храма в строго выдержанном стиле московских церквей XVII в. Высокопреосвященный Владыка был рад устройству этого храма вдвойне, так как в нем не только могли помещаться все многочисленные больные из больницы, но и с удобством могут его посещать жители всей этой окраины города, очень отдаленной от своей приходской Св.-Духовской церкви. В 1907 году он совершил торжественное освящение этого храма, сказав при этом свое превосходное и задушевное слово о значении храма для болящих и об обязанностях врачей поддерживать в больных дух веры и христианских упований. Самым широким средством ознакомления Высокопреосвященного Владыки с епархией были его постоянные объезды епархии с первого же года его служения на Харьковской кафедре. Этим объездам сам Владыка придавал самое важное значение, и по результатам своим они оказывались чрезвычайно плодотворными. В совершении этих объездов Владыка был положительно неутомим, нисколько не щадя себя. Каждый год по нескольку раз он отправлялся в поездку по епархии длившаяся неделями. Поездки в монастыри он приурочивал к храмовым или другим важным в них празднествам, а остальные поездки назначал он периодически весной, летом и осенью, причем заранее намеченную программу поездок он заботился выполнять в совершенной точности и полноте.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) МАРИЯ (Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. Нарышкина; 1780 - 1852), игум., основательница Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря МЕЛАНИЯ ЕЛЕЦКАЯ (Пахомова Мелания Памфиловна; в монашестве Миропия (?); 1759-1836) затворница елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕЛХИСЕДЕК (Значко-Яворский Михаил Карпович; 1716 или 1720 - 1809), игум. Мотронинского во имя Святой Троицы монастыря МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834)

http://pravenc.ru/rubrics/121790_20.html

Изменение облика доминирующих сооружений сказалось на ансамбле в целом. Наиболее пострадала юж. часть мон-ря. Значительные усилия потребовались для восстановления Казанской ц., к-рая не включалась в реестр памятников архитектуры, долгое время использовалась не по назначению и была возвращена мон-рю только в 1990 г. Кладбищенский комплекс почти полностью утрачен в советский период. К нач. ХХ в. в ограде К. м. погосты располагались у каждого из 5 монастырских храмов. Старейшими были кладбища у Трапезной и Вознесенской церквей, уничтоженные в советское время. Возле 1-й сохранилось лишь погребение 1924 г. еп. Феодора (Власова). У алтарной стены Вознесенской ц. находится каменная надгробная плита, предположительно XVIII в., надпись на к-рой не прочитывается. По письменным источникам доподлинно известно о захоронении у стен этого храма 3 игумений обители: Каллисфены (Милославской; † 1785), Августы (Апраксиной; † 1804) и Пульхерии (Шаховской; † 1812). Из 25 погребений настоятельниц, о которых имеются документальные данные от 20-х гг. XVII до 20-х гг. ХХ в., на территории К. м., включая кладбище на горе, найдено 10 погребений. Самый большой погост у подножия Киселёвки сформировался близ Казанской ц. В связи с его быстрым увеличением вокруг храма постепенно сносились монастырские хозяйственные постройки. Здесь были похоронены игумении мон-ря Иувеналия (Михайлович), Серафима (Вонлярлярская), Парфения (Адабаш), профессора КДА А. Л. Штрогофер, П. А. Лашкарёв , В. Ф. Певницкий , А. А. Олесницкий , М. А. Соколов, князья С. И. Мещерский, И. Д. Ширинский-Шихматов и др. Присоединенный в 1834 г. участок на горе вначале был обнесен деревянной оградой, к-рая постепенно с кон. 40-х гг. XIX в. была заменена каменной. На вост. склоне посажен сад. По проекту архит. Спарро в 1855-1857 гг. на вершине горы возвели храм во имя Пресв. Живоначальной Троицы и в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Крестово-купольная церковь в русском стиле была увенчана 2 куполами: большим - посредине и меньшим - над притвором в зап.

http://pravenc.ru/text/1684559.html

1-го июня, в день Св. Троицы, и 2-го, в день Сошествия Св. Духа – храмовый праздник Обители, я совершал литургии в Троицком монастыре, при многолюдном стечении народа как из Ахтырки, так и из разных отдаленных мест. Погода в тот и другой день была самая благоприятная. В свободные от богослужения часы я обозрел все монастырские здания и некоторые из братских келий. Прогуливаясь вокруг монастырской ограды, я любовался с высоты горы окрестными видами. 3-го ч., после ранней литургии, оставил я Троицкий монастырь и отправился в дальнейший путь. На этом пути прежде всего встретил село Тростянец. Тростянец – родина помянутого выше Царского духовника, Протоиерея Т. В. Надаржинского. Имение это принадлежало Ахтырскому Полковнику Перекрестову; но в 1704 г. оно отобрано было в казну; а около 1720 г. пожаловано Петром I его духовнику, по уважению к его долгой верной службе и в частности за заслугу его по делу изменника Мазепы. Тростянец от Надаржинского перешел к его сыну Осипу Тимофеевичу и затем к дальнейшим потомкам; но в настоящее время он вышел уж из рода Надаржинских и принадлежит какому-то иностранцу. Церковь в Тростянце во имя Благовещения Пресв. Богородицы каменная, не довольно вместительная; предположена к расширению. Оригинальны царские врата: в них семь столпов и одна фигура – символ Ипостасной Премудрости. Настоятель церкви священник А. Авксентьев страдает горловою болезнью. Далее – село Комянка. Церковь на довольно высоком холме: вид красивый. На горнем месте в алтаре картина Тайной Вечери; на столе, за которым сидит Христос и Его апостолы, изображены, между прочим, лежащими на блюде две рыбы. В царских вратах образа писаны на стекле. Церковь эта каменная и довольно благовидная, приписана к соседней деревянной и очень тесной церкви в селе Каменском. В этой церкви на горнем месте очень замысловатое изображение Божией Матери. Божия Матерь в царской порфире, с покрывалом и короной на главе, на шее цепочка с крестом; в правой руке у ней лилия, а в левой яблоко; под ногами луна и змий с яблоком в пасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010