В значительно худшем состоянии находились два других училища Харьковской епархии: Ахтырское и Купянское. Ахтырское училище помещалось в весьма старых и тесных зданиях, которые в тому же оставались без капитального ремонта с 1819 года 1145 . Уже по этому можно судить, каково было помещение этого училища. Преосв. Макарий, имея в виду предстоявшее преобразование духовно-учебных заведений, еще 28 марта 1864 года и потом 11 октября 1865 года ходатайствовал пред Св. Синодом о разрешении произвести капитальное исправление зданий Ахтырского духовного училища и сделать к главному училищному дому каменную пристройку, так как, при значительном числе казеннокоштных учеников, в зданиях ощущалась крайняя теснота. Преосв. Макарий просил отпустить на это соответствующую сумму денег. На вторичное ходатайство его в этом смысле синодальный обер-прокурор ответил ему 28 декабря 1865 года, что здания Ахтырского духовного училища могут быть исправлены только на епархиальные средства. Тогда 15 июня 1866 года преосв. Макарий дал следующее предложение Харьковской духовной консистории: «предлагаю консистории сделать со всею скоростью следующее: 1) открыть при Ахтырском духовном училище строительный комитет, в состав которого назначаются от местного собора протоиерей Лопатин и церковный староста, а от училища – смотритель и инспектор; 2) отослать в этот комитет деньги 990 р. 41 3 / 4 к., составляющие остаток свечной суммы по епархии к настоящему году, который Св. Синодом разрешено употребить на нужды духовно-учебных заведений нашей епархии; 3) вменить в обязанность комитету: а) чтобы он немедленно озаботился перестроить на означенные деньги тот корпус, в котором помещаются столовая, кухня и др. службы, по указаниям епархиального архитектора, которого немедленно и командировать туда; б) чтобы старался вести дело экономическим образом с возможным соблюдением расходуемой суммы; в) чтобы вел подробные записи и журналы расходов и других своих распоряжений и, по окончании работ, представил все это епархиальному начальству; г) чтобы, если по перестройке означенного корпуса, из ассигнуемой суммы окажется какой-либо остаток, употребил этот остаток на другие крайние нужды по исправлению училищных зданий и о том представил также отчет в свое время; 4) о всем этом немедленно сообщить семинарскому правлению для надлежащих с его стороны распоряжений» 1146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Вот, например, казалось бы, мелочь. Моя маленькая сестренка, кажется, Тоня (Княжна Антонина Николаевна, замужем за Ф.Д. Самариным , род. в 1864 г., скончалась в 1901 г.) – ползает под столом после обеда и собирает крошки. Она знает, что это запрещено, и потому говорит: – Мама отвелнись, я буду собилать клошки. Мама указывает на образ и говорит: – Я не увижу, так Бог увидит. А Тоня ей в ответ: – Пелвелни Бога. Не помню, что сказала на это Мама. Помню только, что с этой минуты с какой-то необычайной силою гипноза мне врезалось в душу религиозное ощущение, навсегда оставшееся для меня одним из центральных и самых сильных, – ощущение какого-то ясного и светлого ока, пронизывающего тьму, проникающего и в душу, и в самые глубины мира; и никуда от этого взгляда не укроешься. Такие гипнотические внушения – самая суть воспитания, и Мама, как никто, умела их делать. И чем сознательнее, чем больше я становился, тем больше этих золотых крупинок в моих воспоминаниях о ней. Помню, как умышленно непонятное чтение по вечерам сменилось чтением Евангелия, когда мы стали подрастать; помню, как у нас завелся обычай ей исповедываться каждый день в наших детских преступлениях. Помню, как она умела прохватить до слез и вызвать глубокое сознание виновности. Для тяжко провинившегося у нее всегда находились слова глубокого и пламенного негодования. С детьми это иногда бывает всего труднее. Хорошо еще, если виновный пойман на месте преступления. Но как быть, если вина обнаруживается во время его отсутствия, за несколько часов до его возвращения с прогулки. Как не расплескать собранного негодования до его возвращения? Мама это всегда поразительно удавалось, и больше всего ее возмущали всякие проявления неуважения к личному достоинству. Тут в ней с особенной силой сказывался человек новой эпохи. Никогда не забуду силы ее гнева, когда однажды, бросая пряниками в день ахтырского праздника, я целился ими в головы мальчиков и бросал с силою, причиняя боль. По ужасу, изобразившемуся в ее глазах, я понял, какой ужас я сделал… Гипноз этого взгляда сделал для меня такое третирование крестьянских мальчиков раз навсегда невозможным. В другой раз она поступила со мной неумолимо жестоко, когда я отнесся неуважительно к священнику. Мне было десять лет; все прочие дети гуляли, а я остался дома один – зубрить географию. Увидев в открытое окно ахтырского батюшку и его маленького сына, я крикнул: «Поп, а поп!» Батюшка обернулся, а я спрятался за подоконник. Когда он отвернулся, я крикнул: «Леночка попович!» и спрятался опять; когда священник отворачивался, я опять кричал и опять прятался, забавляясь гулким эхо, которое повторяло: «п-оп, а п-оп», как бы подчеркивая мои слова и делая издевательство еще утонченнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

Тихона Задонского Серафимовская-Понетаевская Троицкая-Бирская Ягодинская-Введенская Колчеданская-Покровская Крестовоздвиженская – Иерусалимская – Флоро-Лаврская-Лукинская Марии Магдалины-Порховская Рождество-Богородицкая-Феодоровская Тихвинская-Краишевская Троицкая-Ковыляевская Троицкая-Творожковская Благовещенская-Херсонская Волгская-Владимирская Параскево-Воскресенская-Пайгармская Тихвинская-Екатеринославская Успенская-Оренбургская Троицкая-Димитриевская-Грязнухинская Благовещенская-Бежецкая Казанская-Боголюбская-Петропавловская Новоузенская-Троицкая Владычне-Покровская-Московская Вознесенская-Кинешемская Благовещенская-Сарапульская Варваринская-Сомовская Воскресенская-Знаменско-Ключищенская Иоанно-Ильинская-Псковская Дубовская-Вознесенская Покровская-Балашовская Богородицкая-Феодоровская-Ратьковская Казанская-Вышневолоцкая Иосифовская-Марьевская Каменнобродская-Троицкая Успенская-Валдайская Выксунская-Иверская Троицкая-Новая или Новографская Успенская-Богородицкая-Пермская Чагринская-Покровская Богородицкая-Казанская-Ключегорская Иоанно-Предтечевская-Леушинская Казанская-Колычевская Марии-Магдалининская-Коноплинская Покровская-Медянская Троицкая-Черемисская-Козмодемьянская Троицкая-Чуфаровская Введенская-Киевская Феодоровская-Богородице-Ахтырская Казанско-Богородицкая-Бугульминская Предтечевская-Посошковская Софийская-Тулиновская Ахтырская-Гусевская Покровская-Уральская Тихоновская-Троицкая-Задонская Воскресенская-Феодоровская- Сергиева Кутузовская Казанская-Головинская Макариева-Желтоводская-Троицкая Пановская-Троицкая Введенская-Краснинская Сергиевская-Сарайская Смоленская-Старо-Костычская Богородицкая-Лесненская Вохоновская-Мариинская Знаменско-Мариинская-Яранская Казанская-Шамординская Скорбященская-Мало-Пицкая Теклатская-Покровская Богородицкая – Рождественская – Козельщинская Покровская-Быковская Севастьянова – Спасо-Преображенская-Сохотская Богородицкая-Читанская Рдейская-Богородицкая-Успенская Шелтомежская-Шестаковская Николаевская-Больше-Мажарская Орская Спасская Тихоновская-Лукояновская Троицкая-Лаишевская Александро-Невская-Акатовская Каслинская-Казанская Николо-Тихвинская-Пятницкая Троицкая-Богодуховская Покровская-Шиханская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Документы о польской автокефалии. 1919–1926: Рукопись 02.1922. Грамоты Святейшего Патриарха Тихона, касающиеся православных церковных дел в Польше (разным лицам) Документы о польской автокефалии. 1919–1926: Рукопись 148. Указ Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода архиепископу Харьковскому и Ахтырскому Нафанаилу [Троицкому] по делу о лишении священного сана настоятеля Вознесенской церкви г. Лебедина Константина Смирнова 88 Преосвященному Нафанаилу, архиепископу Харьковскому и Ахтырскому. По благословению Святейшего Патриарха, Священный Синод слушали: представленное Вашим Преосвященством от 20 декабря 1920 г. (2 января 1921 г.) за 989 дело о лишении священного сана настоятеля Вознесенской церкви города Лебедина Константина Смирнова. По обсуждении настоящего дела признано решение Харьковского епархиального начальства о лишении сана священника Константина Смирнова правильным, но в то же время приняты во внимание а) сравнительная молодость подсудимого, б) недавнее его поступление в клир церковный и в) слабая осведомлённость его с постановлениями соборными и правилами церковными касательно церковной дисциплины, а посему найдено возможным оказать ему. Смирнову, снисхождение, о постановлено: 1) поручить Харьковскому епархиальному начальству предложить ему: а) испросить прощение за свои проступки у Вашего Преосвященства, б) отказаться от всех допускаемых им отступлений в богослужении от требования церковного устава и в) дать подписку в полном подчинении впредь всем распоряжениям епархиального начальства; 2) в случае подчинения священника Смирнова вышепоименованным требованиям, предоставить Вашему Преосвященству подвергнуть Смирнова за допущенные им проступки взысканию по Вашему усмотрению, а буде он, Смирнов, не пожелает подчиниться вышеупомянутым требованиям, поручить Харьковскому епархиальному начальству, по истечении двухнедельного срока со дня объявления Смирнову распоряжения Высшей Церковной Власти, привести своё решение о лишении его, Смирнова, священнического сана в исполнение, о чем для надлежащего распоряжения уведомить Ваше Преосвященство.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Надежды слишком обманули его, так же как он сам обманул надежды жителей Котельвы. После Полтавской победы гетман Скоропадский 17 июля 1709 г. представил царю Петру просительные статьи о Малороссии и здесь между прочим писал: «Просим, чтобы Котельва, всегда принадлежавшая к полку гадячскому, ныне опять была причислена». На это последовал ответ: «Котельва, которой жители сами докучали Его Царскому Величеству просьбою причислить их по близости и удобству к ахтырскому полку, не может быть причислена к Гадячскому полку; на то был указ, и этого указа отменить нельзя». То же писано гетману в 1710 г. В 1728 г. гетман Апостол снова просил о причислении Котельвы в ведомство гетмана, и в это время так объясняем был переход Котельвы в Ахтырский полк: «Во время нашествия шведов на малую Россию ахтырский полковник и бригадир слободских полков Феодор Осипов стоял в гадячском полку в Котельве. Вступив в дружбу с городовым атаманом Котельвы Белецким, без ведения котелевского сотника Довгополова, находившегося тогда с гадячским полковником в походе, подложною просьбою, написанною от имени всех котелевских жителей, будто желают они быть в полку ахтырском, выправил ордер у кн. Менщикова, предписавший присоединить г. Котельву с уездными ее селами из полку гадячскаго к ахтырскому». На просьбу гетмана Апостола последовал такой ответ: «О городе Котельве и ее уезде сделана будет справка, и тогда последует решение». Но нового решения, сколько известно, не было. Соображая объяснение Даниила Апостола с обстоятельствами времени, думаем, что это объяснение не вполне показывает ход дела. По всей вероятности, дело происходило так: смысленные котелевские старшины понимали, что за прием Карла придется Котельве отвечать пред царем, почему поспешили показать залог будущей верности своей – отдались надзору кн. Меньщикова. Правительство со своей стороны имело причины и в прошедшем Котельвы – в событиях времени царя Алексея Михайловича не освобождать более Котельвы от надзора ахтырского полковника для ее же покоя и не выполнять корыстных желаний гетмана. Оставляя на время новые времена Котельвы, обращаемся еще раз к старине, осмотрим вещественные памятники ее – насыпи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В книге А. Михайлова «Д. В. Ухтомский и его школа» (М., 1954 г.) история постройки Покровского собора рассматривается только с точки зрения деятельности учеником Ухтомского в провинции. Наше сообщение рассматривает историю постройки Ахтырского Покровского собора несколько шире, чем это делает А. Михайлов. На протяжении столетия Слободская Украина являлась порубежной территорией Русского государства, ареной длительной, почти непрерывной, трудной и кровопролитной борьбы с крымскими татарами, подвергавшими русские и украинские земли страшным опустошениям. С середины XVII в., со времени возникновения Слободских казачьих полков, до первой четверти XVIII в., когда южные границы России, хотя уже и не проходили непосредственно по территории Слободской Украины, но были близки к ней, быт слобожан был подчинен задачам обороны, все материальные и людские ресурсы использовались для несения военной службы, возведения и поддержания военно-фортификационный сооружений. Часто у слобожан не хватало рабочих рук, средств и возможностей для хозяйственной деятельности, тем более у них не было условий для строительства больших каменных сооружений. Вообще зодчество Слободской Украины в этот период было деревянным. Дерево, как основной, и, можно сказать, единственный строительный материал в условиях борьбы с иррегулярной татарской кавалерией, не знавшей тактики правильных осад укрепленных городов, вполне себя оправдало во всех видах строительной деятельности. Слободская Украина значительно позже других районов России и Украины перешла к каменной архитектуре и при возведении первых каменно-кирпичных сооружений, которыми были церкви, естественно, обнаружилась острая нехватка специалистов зодчих и мастеров каменщиков. И на первых порах освоения слобожанами-строителями новой архитектуры к ним на помощь приходят русские мастера – зодчие и каменщики. Выдающиеся русские архитекторы Старцев, Аксамитов, Мичурин, Растрелли, Ухтомский и ученики его школы Квасов и Дудинский и другие архитекторы оставили заметный след в зодчестве Украины, обогатили и развили ее, на основе глубокого и тонкого понимания местных архитектурных традиций. В этой связи большой интерес представляет собой история постройки Ахтырского Покровского собора, ярко и полно отразившая развитие русско-украинских культурных и экономических связей во второй половине XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=04966

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 136. Л. 910. Подлинник. 612. Телеграмма председателю Временного правительства и Совету солдатских и рабочих депутатов собрания духовенства и мирян 4-го благочиннического округа Мценского уезда Орловской губернии 1 мая 1917 г. Объединенное собрание духовенства и мирян четвертого благочиннического округа Мценского уезда 1 мая единогласно постановило приветствовать Временное правительство и Совет солдатских и рабочих депутатов, обещая Временному правительству поддержи в его трудной созидательной работе на благо и счастье России. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 97. Л. 196. Подлинник. 613. Телеграмма Временному правительству и Государственной думе собранию духовенства и церковных старост 4-го благочиннического округа Мышкинского уезда Ярославской епархии 2 мая 1917 г. Получивши желанную свободу, духовенство и миряне в лице церковных старост четвертого [благочиннического] округа Мышкинского уезда Ярославской епархии, собравшись 2 мая сего года в селе Климатине, шлем Временному правительству полное свое доверие и пожелание при помощи Божией, победоносно, в согласии с союзниками закончить кровавую войну для закрепления свободы, на возвеличение дорогой Родины, нашего общего блага, вечного мира и справедливости. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 183. Л. 60. Подлинник. 614. Телеграмма председателю Государственной думы Родзянко от съезда духовенства и мирян 3-го благочиннического округа Ахтырского уезда Харьковской губернии 2 мая 1917 г. С глубокой верой в светлое будущее дорогой родины, под твердой властью нового правительства, составленного из облеченных доверием страны народных избранников, первый объединенный съезд духовенства и мирян третьего округа благочиния Ахтырского уезда выражает непоколебимую верность и преданность Временному правительству. И просит о скорейшем созыве Учредительного Собрания и доведения войны до победного конца. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 167. Подлинник. 615. Из телеграммы председателю Совета министров 820 собрания духовенства и мирян 3-го благочиннического округа Елабужского уезда Вятской губернии 821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При всей кипучей подвижности его натуры эти качества в нем свидетельствуют о громадной выдержке воли и глубоком его самовоспитании. Все сделать по заранее распределенному порядку времени и работ, ничего не откладывать и не оттягивать, все сделать в свое время, а сделавши, все распределить по своим местам, – это постоянный девиз его деятельности. С широкого круга дел общеепархиальных эти черты отражаются на характере и обстановке его личной домашней жизни. Он не терпит здесь ни малейших признаков беспорядка: его рабочий кабинет, библиотека и все помещения его покоев – образец щепетильной чистоты, простоты и безукоризненного порядка; его письменный стол при всей массе проходящих по нему бумаг всегда прибран: все стоит и лежит на своем месте. Говорит или слушает он доклад, а сам машинально рукой складывает бумаги и бумажки на свои места и в свои папки, брошенный карандаш кладет на письменный прибор, возле ставит часы, случайно отодвинувшиеся в сторону, лишнюю бумажку, отрывок бросает в корзину..., и стол принимает вид совершенно до мелочей прибранного чуть ли не с женской щепетильностью. Совершенная простота домашней жизни, строгость монашеского обихода жизни, крайняя умеренность в пище и питии, – свидетельствуют о том, как мало он заботится о себе лично, всецело и всегда поглощенный думами и заботами о выполнении долга своего святительского служения... Таким образом, вся жизнь Высокопреосвященнейшего Архиепископа Арсения, и особенно, тридцатилетия его святительствования, слагаются в подвиг непрерывного, удивительного, кипучего и совершенно самоотверженного труда во славу св. православной Церкви и благо ближним. От самых дней детства нелегко жилось Святителю: это был путь трудного и напряженного восхождения его к высшим и все более широким ступеням церковного служения. Но, оглядываясь назад на длинный пройденный путь, он может с радостью, с глубочайшим и блаженнейшим чувством нравственного удовлетворения сказать: «поистине подвигом добрым подвизахся..., слава Богу за все»! Созерцая эту жизнь доблестнейшего Харьковского Архипастыря, мы не можем не преклониться с чувством благоговения и удивления перед её величием, не можем не признать, как она драгоценна и плодотворна для Отечественной церкви и для Харьковской паствы. Да подкрепит же Верховный Пастыреначальник Господь наш Иисус Христос силы душевные и телесные Высокопреосвященнейшего Архиепископа Харьковского Арсения и да сохранит жизнь его еще на долгие годы к радости и утешению всех его духовных чад и ко благу св. православной Церкви! Читать далее Источник: Высокопреосвященный Арсений, архиепископ Харьковский и Ахтырский: (К тридцатилетию его святительства)/Прот. П. Фомин. - Харьков: тип. " Мирн. труд " , 1912. - 92 с., 1 л. портр Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

«В Харькове вызвали оживленный говор два события: перевод губернатора Икскуля в Псков и перевод Ахтырского училища в Сумы. Первое совершилось, последнее началось. Перевод губернатора произвел на всех приятное впечатление, хотя Харьковцы, по принятому обычаю провожать всех обедами, давали обед и для Икскуля, на котором, конечно, говорилось множество речей, наполненных лестью и ложью, так как Икскуль для Харькова ничего доброго не сделал, да и не мог сделать в короткое пребывание (2 года); к тому же он – истый немец до мозгов и костей, проникнутый одною мыслию всюду приносить пользу немцам. Давая обед дворянам у себя в квартире, он, между прочим, высказался: «так вы, господа дворяне, не думайте, что я имею какие-либо симпатии к архиерею; я – лютеранин и ничего с ним не могу иметь общего, я всецело принадлежу вам». Губернатор часто противодействовал нашему Владыке 55 , – так когда Владыка запретил освящать Коммерческий Клуб, украшенный изображениями женщин совершенно обнаженных, и купидонами со всеми безобразиями, то Губернатор принял ответственность на себя и настоял на освящении. Одни за это из лести благодарили Губернатора; другие и теперь ропщут, что в православном обществе допущено такое безобразие, и детей своих в клуб не пускают. Успел оговорить и очернить Харьковское духовенство пред Государем, назвав его в своем докладе вымогательным, а полиции дал право теснить духовенство. Урядники начали составлять протоколы о служебных действиях духовенства, а исправники вмешиваться в постройки церквей и другие дела Епархиального ведомства. Ваш губернатор хотя и носит фамилию одной из грозных рыб , но – человек мягкий, благожелательный и миролюбивый. Помолитесь, Владыко, чтобы и нам Господь послал доброго человека. На прошлой неделе был съезд духовенства Ахтырского Училищного Округа в г. Сумах; после долгих прений и самых точных исследований всех условий все единодушно пришли к одной мысли: перевесть училище в Сумы. Кроме материальных выгод, побудительною причиною к переводу послужила болотная местность г. Ахтырки. В течении 8 лет учеников было в училище 1200 д., из них больных оказалось, по забранным справкам, 890 человек. Это сведение так озадачило Съезд, что прения сразу прекратились и акт о переводе подписан всеми».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Между тем, в эти же дни я получил с разных сторон письма и телеграммы, и сам писал некоторым. Так, 24-го числа, я получил письмо из Москвы от А. Е. Викторова . Он писал мне от 21-го числа: «Поздравляю Вас с перемещением на новую кафедру, но признаюсь, не понимаю хорошо, повышение ли это для Вас на иерархической лестнице, или просто перемещение. Для меня ясно одно лишь, что Харьковский климат не в пример лучше Тверского; конечно там и дачи архиерейской нет такой прелестной, как Ваше бывшее Всехсвятское; да и книг нельзя будет выписывать столько, сколько Вы выписывали в Харькове, т. е. средств будет меньше. Вообще в вашем перемещении я вижу одно лишь удобство: Ваше Преосвященство будете ближе к Москве и к Петербургу. Но и это удобство пойдет в пользу больше для нас, чем для Вас. Я хочу сказать, что Вы будете теперь лишь в 6-ти часах от Москвы; значит можно будет иногда приехать к Вам просто отобедать, или вечер провести, а потом и обратно. Желаю Вам успешно покончить дорожные сборы, особенно по перевозке библиотеки, и поскорее приехать к нам». В тот же день получил я от Смотрителя Ахтырского духовного училища Матвея Преображенского – первого вестника о моем новом назначении, телеграмму следующего содержания: «Преосвященнейший Владыка! Правление Ахтырского духовного училища, преподаватели и воспитанники училища, известясь о предстоящем отъезде Вашем в Тверскую епархию, приносят Вашему Преосвященству чувства искренней сыновней благодарности за Ваше архипастырское внимание к училищу. Молим Бога о здравии и долгоденствии Вашего Преосвященства и нижайше просим Вашего Архипастырского благословения». 24-го же числа писал я в Тверь Кафедральному протоиерею, магистру Григорию Петровичу Первухину 1255 , совоспитаннику моему по академии: «Получив, по воле Божией, назначение на старейшую Тверскую кафедру, я радуюсь, что в среде старшего Тверского духовенства могу встретить лиц, издавна мне известных. Из них Вы первый, и потому к Вам прежде всех обращаюсь с моим словом. В понедельник, 28-го ч., я предполагаю оставить Харьков. По пути к Твери остановлюсь на несколько дней в Москве, но долго ли там пробуду, теперь не могу определить в точности.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010