В 1870 г. И. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. 23 июня 1871 г. назначен, 4 авг. наречен, 6 авг. хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии, в Троицком соборе Александро-Невской лавры . Хиротонию совершил Новгородский и С.-Петербургский митр. Исидор (Никольский) в сослужении архиеп. Василия (Лужинского) , Тульского еп. Никандра (Покровского), Кишинёвского еп. Павла (Лебедева), Выборгского еп. Тихона (Покровского) . По должности викария И. управлял Святой Троицы мон-рем в с. Дермань и приписанным к нему кременецким в честь Богоявления монастырем . Первоначально проживал в с. Дермань, с апр. 1873 г.- в г. Кременце. В 1875-1876 гг. И. временно управлял Волынской епархией. 23 апр. 1879 г. И. был назначен епископом Харьковским и Ахтырским. Здесь в полной мере раскрылись его адм. способности. При И. был выстроен новый корпус Харьковской ДС, произведен капитальный ремонт зданий Харьковского ДУ, увеличено ассигнование средств на епархиальное жен. уч-ще. На личные средства И. обустроил здание больницы при жен. уч-ще. Архиерей положил основание епархиальному свечному заводу, содействовал открытию эмеритальной кассы для духовенства. За время пребывания на кафедре И. осмотрел большую часть церквей (437), причем посетил и те места, где архиереи не бывали по 30 лет. Причиной перевода И. с Харьковской кафедры стали конфликты с временным харьковским ген.-губернатором гр. М. Т. Лорис-Меликовым. На одном из совещаний И. открыто высказал неодобрение его деятельности и указал на необходимость проявлять больше внимания к нуждам правосл. Церкви. Иустин (Охотин), архим. Портрет. 1866 г. Худож. М. Вознесенский (ГМЗРК) Иустин (Охотин), архим. Портрет. 1866 г. Худож. М. Вознесенский (ГМЗРК) 15 сент. 1882 г. И. был назначен епископом Подольским и Брацлавским. 10 окт. того же года простился с харьковской паствой, 16 окт. прибыл в Каменец-Подольск. В новой епархии И. совершал поездки ежегодно, в течение 2-3 недель посещал свыше 100 приходов. Маршруты поездок публиковались в «Подольских епархиальных ведомостях» . Архиерей обращал внимание на то, чтобы в этом издании преимущественно публиковались статьи о местной истории и очерки религиозно-бытовой жизни народа.

http://pravenc.ru/text/1237941.html

28 марта 1887 г. А. был назначен на Рижскую кафедру, с 15 мая 1893 г. архиепископ. При А. в епархии было образовано 26 приходов, построено 67 новых храмов (почти 1/3 всех церквей епархии). Архиерей требовал от подчиненного ему духовенства проведения внебогослужебных бесед с прихожанами, произнесения проповедей за каждым богослужением, введения в храмах общего пения. Стараниями А. в 1888 г. «Рижский епархиальный листок» был преобразован в ж. «Рижские ЕВ», были основаны Пюхтицкий жен. мон-рь (1891), рижский Сергиев во имя Св. Троицы жен. мон-рь (учрежден как община в 1892, преобразован в мон-рь в 1902), рижский во имя Алексия, человека Божия, муж. мон-рь (1896). По инициативе А. 18 нояб. 1887 г. создан Историко-статистический комитет, к-рый подготовил и опубликовал 3 выпуска «Историко-статистического описания церквей и приходов Рижской епархии», в 1896 г. в Риге был основан церковно-археол. музей, настоятелям храмов архиерей рекомендовал вести приходские летописи. 4 окт. 1897 г. А. был переведен на Казанскую и Свияжскую кафедру. За успешное миссионерское служение в 1901 г. награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 8 февр. 1903 г. назначен на Харьковскую и Ахтырскую кафедру. Основал братство Озерянской иконы Божией Матери , при нем миссионерскую б-ку, церковно-археологическое об-во и музей. Участвовал в работе Предсоборного Присутствия , выступал за церковные реформы в рамках канонов. А. принадлежит большое число посланий, слов, путевых заметок и т. д., публиковавшихся по месту служения в «Епархиальных ведомостях», а также выходивших отдельными изданиями. А. похоронен в харьковском в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ре . Ист.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 232. Соч.: Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для Православной Церкви. СПб., 1868, 1870; Путеводитель по святыням Киево-Печерской Лавры для богомольцев. К., 1870; Слова и речи Арсения, еп. Рижского и Митавского, говоренные в разных местах его служения. Рига, 1889; Путевые заметки во время путешествия на богомолье.

http://pravenc.ru/text/76220.html

31 янв. 1991 г., с воссозданием Волгоградской епархии , назначен ее правящим архиереем с титулом «Волгоградский и Камышинский». 25 февр. 2000 г. возведен в сан митрополита. Одним из первых шагов Г. на Волгоградской кафедре было решение проблем, связанных с возвращением Церкви мон-рей и храмов, возрождением монашеской жизни, созданием новых приходов, подготовкой кандидатов к рукоположению. В 1991 г. было открыто 3 муж. и 1 жен. мон-рь и 18 приходов, 1 марта 1992 г. открыт волгоградский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь , 21 февр. 1996 г. - Ахтырской иконы Божией Матери жен. мон-рь в с. Гусёвка Ольховского р-на. Количество приходов в епархии увеличилось с 56 (нач. 90-х) до 244 (2005). По инициативе Г. была восстановлена первая каменная ц. св. Иоанна Предтечи (2000), построен храм-памятник Всем святым на Мамаевом кургане (2005). В епархии активно проводится душепопечительская работа в больницах и тюрьмах, с военнослужащими и работниками милиции, действуют 14 больничных и 17 тюремных приходов. При епархиальном отделе церковной благотворительности и социального служения действуют странноприимный дом прп. Серафима Саровского, детский реабилитационный центр, 2 дома милосердия, «Антикризисный центр», 27 благотворительных столовых, социально-медицинские станции. В июле 2004 г. начал работу епархиальный детский дом. 4 нояб. 1991 г. открыто епархиальное ДУ. 22-26 сент. 1992 г. в рамках празднеств по случаю 600-летия преставления прп. Сергия Радонежского в Волгограде состоялась Международная церковно-научная конференция «Прп. Сергий Радонежский и современный православный университет». В нояб. того же года начал работу Царицынский православный университет им. прп. Сергия Радонежского , ректором к-рого с 1996 г. является Г. В епархии широко развита сеть воскресных школ для детей и взрослых, а также церковнопевч. школ. При епархии действует отдел духовного образования и катехизации, в марте 2002 г. при Царицынском правосл. ун-те был учрежден под председательством Г.

http://pravenc.ru/text/164775.html

Так традиционно принято изображать Богородицу в одеждах двух цветов: вишневом мафории (модификация красного синей тунике и голубом чепце. На мафории, как правило, изображаются три золотые звезды - как знак ее непорочности ( " непорочно зачала, непорочно родила, непорочно умерла " ) и кайма как знак ее прославления. Сам плат - мафории - означает Ее Материнство, прикрытый им голубой (синий) цвет платья- Девство. Но изредка мы можем видеть Богоматерь, облаченную в синий мафории. Так Ее иногда изображали в Византии, на Балканах. Так Богоматерь написал Феофан Грек в деисусном чине Благовещенского собора Московского Кремля. По всей видимости, в этих случаях для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери, выделить аспект Ее чистоты, сосредоточить наше внимание на этой грани образа Девы и Матери. Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой. Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично-покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях, будь то образ мучениц, цариц, святых и праведных жен, жен-мироносиц и других многочисленных персонажей, населяющих православный иконный мир, принято изображать женщин с покрытой головой. Так и апостол Павел пишет, что хорошо женщине покрывать голову свою, ибо это " знак власти над нею " (1 Кор. 11.5,10). Но в некоторых иконографических вариантах Богородичных икон мы видим, весьма неожиданно, изображение Богоматери с непокрытой головой. Например, " Богоматерь Ахтырская " и некоторые другие. В некоторых случаях плат заменен венцом (короной). Обычай изображать Богоматерь с непокрытой головой западного происхождения, где он вошел в обиход с эпохи Возрождения, и в принципе неканоничен. Мафорий на голове Богородицы не просто дань восточно-христианской традиции, а глубокий символ - знак Ее Материнства и полной отданности Богу. Даже венец на Ее голове не может заменить мафория, ибо венец (корона) есть знак Царства, Богоматерь - Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому правильно изображать венец поверх плата, как это мы видим в таких иконографических изводах, как " Богоматерь Державная " , " Новодворская " , " Абалацкая " , " Холмовская " и другие. Изображение венца (короны) на голове Богородицы также пришло в восточно-христианскую иконографическую традицию из Западной Европы. В Византии это не было принято вовсе. Даже когда изображали Богоматерь с предстоящими императорами (как это можно видеть в мозаиках Святой Софии Константинопольской), что является выражением превосходства Царства Небесного над царством земным, на Ее главе мы не видим ничего, кроме плата-мафория. И это очень характерно, так как в развитии иконографии наблюдается со временем отход от лаконизма и чистой семантики (знаковой структуры) в сторону иллюстративности и внешнего символизма.

http://pravicon.com/text-19

Ковчежец с останками архим. Германа (Клицы) (Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра) Ковчежец с останками архим. Германа (Клицы) (Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра) После возвращения в Святогорье 12 мая 1847 г. свт. Иннокентием (Борисовым) Г. был рукоположен в сан иеромонаха, 23 дек. 1850 г. утвержден ризничим мон-ря. После кончины игум. Арсения 25 окт. 1859 г. Г. был избран настоятелем мон-ря, 30 окт. того же года еп. Макарием (Булгаковым) в харьковском в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ре возведен в сан игумена, 16 дек. 1861 г.- в сан архимандрита. По преданию, после вступления в должность настоятеля Г. впал в уныние от непосильности предстоящего служения. Вскоре он сподобился увидеть в тонком сне Богородицу с тростью в руке, Которая дала ему обетование: «Не ты будешь управлять обителью, а Я. Ты в руках Моих будешь, как эта трость!» Ближайший ученик прп. Филарета (Данилевского), Г. неукоснительно соблюдал в Святогорской пуст. устав Глинской обители, сочетал в служении хозяйственные заботы с пастырской мудростью. При Г. были построены Успенский собор, 2-этажная Преображенская ц., трапезная Богородице-Рождественская ц., в память о первом настоятеле архим. Арсении в пещерах ископана ц. во имя Алексия, человека Божия, устроены больничный хутор с корпусами и домовой ц. в честь Ахтырской иконы Божией Матери (1865), скит прп. Арсения Великого, богослужение в к-ром совершалось по уставу скитов Афона, подсобные хозяйства с храмами в слободе Маяки и дер. Горожевке, подворья в г. Славянске и близ г. Изюма. В 1889 г. по инициативе Г. близ ст. Борки (на месте спасения царской семьи при крушении поезда 17 окт. 1888) был основан Спасский скит с Введенской ц. Попечением Г. в 15 км от мон-ря, в с. Голая Долина, открыто уч-ще для крестьянских детей. С 1863 г. Г. служил также благочинным мон-рей Харьковской епархии, участвовал в устроении Высочиновского Казанского муж. мон-ря в Змиёвском у., Рясненского Димитриевского муж. мон-ря в Ахтырском у., старобельского Луганского жен. мон-ря , посещал мон-рь и переписывался с его игумениями Ангелиной и Маргаритой.

http://pravenc.ru/text/164767.html

Очень хорошо этот образ разработан в иконе современного московского мастера Александра Лавданского [ 9 ]. Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой. Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично-покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях, будь то образ мучениц, цариц, святых и праведных жен, жен-мироносиц и других многочисленных персонажей, населяющих православный иконный мир, принято изображать женщин с покрытой головой. Так и апостол Павел пишет, что хорошо женщине покрывать голову свою, ибо это " знак власти над нею " (1 Кор. 11.5,10). Но в некоторых иконографических вариантах богородичных икон мы видим, весьма неожиданно, изображение Богоматери с непокрытой головой. Например, " Богоматерь Ахтырская " и некоторые другие. В некоторых случаях плат заменен венцом (короной). Обычай изображать Богоматерь с непокрытой головой западного происхождения, где он вошел в обиход с эпохи Возрождения, и в принципе неканоничен. Мафорий на голове Богородицы не просто дань восточно-христианской традиции, а глубокий символ - знак Ее Материнства и полной отданности Богу. Даже венец на Ее голове не может заменить мафория, ибо венец (корона) есть знак Царства, Богоматерь - Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому правильно изображать венец поверх плата, как это мы видим в таких иконографических изводах, как " Богоматерь Державная " , " Новодворская " , " Абалацкая " , " Холмовская " и другие. Изображение венца (короны) на голове Богородицы также пришло в восточно-христианскую иконографическую традицию из Западной Европы. В Византии это не было принято вовсе. Даже когда изображали Богоматерь с предстоящими императорами (как это можно видеть в мозаиках св. Софии Константинопольской), что является выражением превосходства Царства Небесного над царством земным, на Ее главе мы не видим ничего, кроме плата-мафория. И это очень характерно, так как в развитии иконографии наблюдается со временем отход от лаконизма и чистой семантики (знаковой структуры) в сторону иллюстративности и внешнего символизма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Иконография А. и. восходит к образцам итало-греч. искусства. Пресв. Богородица изображена со сложенными на груди в молении руками (в соответствии с католич. традицией), слева от нее - Иисус Христос, распятый на Голгофском кресте. Существуют варианты: Богородица в мафории (XIX в., ПГХГ), в короне с непокрытой головой (XIX в., ЦАК МДА), с непокрытой головой (кон. XVIII - сер. XIX в., ГММК). В честь А. и. были освящены храм в с. Чернетове Брянской обл. (построен в 1805 на средства помещицы А. Н. Надаржинской, родной тетки Ф. И. Тютчева), Ахтырский жен. мон-рь в с. Гусевка Волгоградской обл. (основан в 70-х гг. XIX в., местночтимый список с А. и. был спрятан в 20-х гг. XIX в.), храм в дер. Ахтырка Сергиево-Посадского р-на Московской обл. (построен в 1825 архит. А. С. Кутеповым в бывш. имении князей Трубецких, возвращен РПЦ в 1991), часовня при республиканской больнице в Петрозаводске (освящена в 2000). Лит.: История явления Ахтырской чудотворной иконы Богоматери и соборного Покровского храма, где она ныне находится. СПб., 1903; Поселянин Е. Богоматерь. С. 410-414; Киселев А. , прот. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. Н.-Й., 1976. С. 135-138; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 15, 87; Bentchev I. Handbuch der Muttergottesironen Russlands. Bonn, 1992. S. 25-26; Свод памятников истории и культуры России: Смоленская область. М., 2001. С. 197-198. Л. А. Щенникова, Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви) ВАЛААМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасо-Преображенском Валаамском муж. мон-ре в 1897 г. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси КОНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Коневская Икона Божией Матери (празд. 10 июля, 3 сент.), чудотворный образ, появление к-рого на Руси предание связывает с именем прп. Арсения Коневского

http://pravenc.ru/text/77220.html

Каменный Успенский храм в Рублевке освящен в 1829 г. Он строился с 1823 г., когда сгорел деревянный Успенский храм. На внутреннюю отделку его Коммисия Духовных училищ отпустила 1000 руб. ассигнациями, Лебединская помещица Евдокия Ломаковская пожертвовала серебряный крест, гробницу и киот с Ахтырскою иконою Божией Матери – всего на 428 руб. серебром. Когда построен был в Рублевке первый Успенский храм неизвестно. Священник Семен Игнатьевичь служил при Рублевском Успенском храме 20 лет, а умер в 1717 г., так писала вдова его, жалуясь, что брат его, священник Марк, в 1717–1724 г. давал ей с сиротами ее третью часть доходов, а с 1724–1729 г. не дает и четвертой части. Преосвященный Епифаний, столько же ревновавший об образовании духовенства, сколько и о защите сирот, написал: «написать указ к протопопу Краснокутскому, чтоб он разобрал, какових лет ее сыни? Когда годни в школу, а не отдала: то и доходу не должна брать; когда же отдает в школу, то пополам будет брать на учащихся, когда в великом возрасте, то быть ее сынови дьчком и доход дьячковский брать, она з нынешним попом пополам доходом владеть имать, о чем указ написать; когда же поп станет, презрев указ, обежать: то не токмо прихода, но и священства, чуждь будетъ». Другой храм в Рублевке храм Архистратига Михаила. По делу 1717 г. Известен Рублевский Михайловский священник Максим Михайлов, посвященный в 1685 г. Нынешний деревянный храм построен с 1793 г. старанием священника Василия Гонтаревского и его же усердием, в течении 20 лет служения храму, приобретены два сосуда, два евангелия и приличная ризница; за его заботливость по должности он в 1801 г. почтен был саном протоиерея. С давних времен в Рублевке бывает две ярмарки: в деиь свят. Николая и в день Покрова Богородицы. По межевой ведомости 1785 г. в Рублевке 1415 муж. 1421 жен. войсковых обывателей при 15983 десятинах земли, общей же с лихачевскими жителями; земля песковатая, а частью и чернозем. Мы еще не сказали ни о Рублевской крепости, ни об участии Рублевки во время шведской войны, но с тем, чтобы говорить о целом ряде укреплений, расположенных по р. Мерле, из которых иные имеют связь со шведско. Войною, все же не без отношения к Рублевке.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

    4. «Глинский Патерик» был сброшюрован автором в трех томах машинописного текста, поэтому публикуемый текст также поделен на три тома в соответствии с авторским замыслом.     5. В соответствии с авторским текстом сокращение имени автора дано в виде букв «А.И.» — архимандрит Иоанн. О том, что автор был схимником, стало известно после его кончины.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 32.    ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 109, л. 52.    Там же, д. 89.    Там же, д. 109, л. 52.    Личный архив автора. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым). Магнитофонная запись (1966).    Глинская... общежительная пустынь. С 92.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 32.    Там же, д. 3, л. 2.    ЦГИА, ф. 796, оп. 194, л. 1399.    Подробнее о патриотической, благотворительной и просветительной деятельности Глинской пустыни в 1912—1922 гг. см. в докторской диссертации: Иоанн (Маслов), архимандрит. «Глинская пустынь: История обители и ее духовнопросветительная деятельность в XVI—XX веках». (Издана в Москве, в 1994 г. — Примеч. издат.).    ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 499; ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 2.    Личный архив автора. Воспоминания игумена Глинской пустыни Афанасия (Александра Степановича Кошелева).    Там же.    Точное время открытия обители по архивным данным восстановить сложно. По одним источникам это было в мае—августе 1942 г. (АСЕУ. Прошение епископу Сумскому и Ахтырскому Евстратию послушника Глинской пустыни Александра (Харина) от 12 ноября 1956 г.). По другим — в сентябре 1942 г. (АУПЦ. Сведения о Глинской пустыни, переданные уполномоченному при Сумском облисполкоме по делам Русской Православной Церкви 6 мая 1944 г.). По воспоминаниям игумена Глинской пустыни Афанасия (Кошелева), первую литургию архимандрит Нектарий служил в обители в неделю святых жен-мироносиц. В списке регистрации церквей Сумской епархии за 1945 г. указан лишь год открытия пустыни — 1942 (ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 4).    АУПЦ. Сведения о Глинской пустыни, переданные уполномоченному при Сумском облисполкоме по делам Русской Православной Церкви 6 мая 1944 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622; он же. Церковно-историческое описание упраздненных мон-рей, находящихся в пределах Калужской епархии. М., 1863; он же. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 18763; он же. История Церкви в пределах нынешней Калужской губ. и Калужские иерархи. Калуга, 1876; Летопись Калужская от отдаленных времен до 1841 г./Сост.: В. В. Ханыков; сообщ.: архим. Леонид (Кавелин). М., 1878; Рошефор Н. И., де. Опись церк. памятников Калужской губ.//ЗОРСА. 1882. Т. 3. С. 293-343; Преображенский М. Т. Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губ. СПб., 1891; Историко-стат. и археол. описание ц. Вознесения Господня в г. Козельске (Калужской губ.) в связи с ист. сказанием о чудотворной Ахтырской иконе Божией Матери//Калужские ЕВ. Приб. 1895. 8. С. 187-197; 9. С. 131-136; 10. С. 165-171; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Козельск, 2012; Сахаров Н. В. Школа Ф. В. и А. Ф. Вырских//В. А. Арцимович: Восп., характеристики. СПб., 1904. С. 446-466; Казанская Амвросиевская жен. пуст. Калужской губ. при с. Шамордине и ее основатель оптинский старец иеросхим. Амвросий. Калуга, 1908; Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912, 2004; Николаев Е. В. По Калужской земле: (От Боровска до Козельска). М., 1968; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Джорд., 1970. Козельск, 2013; Ильинская А. В. Судьбы шамординских сестер. М., 1999; Калужский край, Козельский р-н: Этногр. очерки. М., 1999. (Живая культура рос. провинции); Безбородов А., прот. Годы испытаний: История правосл. Церкви на Калужской земле с 1917 по 2000 гг. Калуга, 2001; Пуцко В. Г. Козельское каменное изваяние: крест или болван?//Песоченский историко-археол. сборник. Киров, 2004. Вып. 5. С. 137-144; Филинова Л. И. Сельские храмы земли Козельской. Калуга, 2004; Древний Козельск и его округа: Мат-лы исслед. Деснинской экспедиции ИА РАН. М., 2005; Оптина пустынь: Годы гонений/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. Кн. 1; Штепа А. В. Социальное служение РПЦ в Калужской епархии: (2-я пол. XIX - нач. XX в.). Калуга, 2007; Запальский Г. М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; Легостаев В. В., Шатохин А. В. Храмы Жиздринского уезда. М., 2011; Синодик священнослужителей, церковных старост, учителей, благотворителей и их семей/Сост.: В. В. Легостаев. Калуга, 2013. Ч. 4: Жиздринский у., 1113-2013.

http://pravenc.ru/text/1841676.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010