Соч.: Речь, произнесенная в Свят. Синоде... по наречении его в епископа Выборгского, викария С.-Петербургской епархии//ХЧ. 1859. Ч. 2. 10. С. 317-318; Речь к гг. дворянам Нижегородской губ. пред молебствием и присягою, по случаю выборов, 10 янв. 1864 г.//Нижегородские ЕВ. 1864. Ч. неофиц. 1. С. 19-27; Речь к Нижегородскому градскому обществу по случаю Градских выборов, 14 янв. 1864 г.//Там же. 2. С. 10-17; Письмо на имя ректора Академии//50-летний юбилей КДА, 28-го сент. 1869 г. К., 1869. С. 279-271; Письмо [к митр. Филарету, 6 мая 1861 г.]//ХЧ. 1899. 11. С. 891-893; то же: Письмо мая 1861 г.]// Львов А. Н. Письма духовных и светских лиц к митр. Московскому Филарету (с 1812 по 1867 гг.). СПб., 1900. C. 566-568. Лит.: [Аскоченский В. И.]. Нектарий, архиеп. Харьковский: (Некр.)//ДомБ. 1874. Вып. 41. С. 1054-1055; Высокопреосв. Нектарий, архиеп. Харьковский и Ахтырский: Некр. Х., 1874 (отт. из: Харьковские ЕВ. 1874. 18. С. 169-205); Гапонов И., прот. Надгробная речь высокопреосв. Нектарию, архиеп. Харьковскому и Ахтырскому//Высокопреосв. Нектарий, архиеп. Харьковский и Ахтырский: Некр. Х., 1874. С. 32-35; Н. Д. Преосв. Нектарий (Надеждин), архиеп. Харьковский и Ахтырский: (Некр.)//Церк. летопись «ДБ». 1874. 39. С. 197-198; Некр.//ЦОВ. 1874. 105. С. 3-4; Преосв. Нектарий, архиеп. Харьковский//Там же. 108. С. 3; Прокопович И., прот. Последние дни жизни преосв. Нектария, архиеп. Харьковского//Там же. 118. С. 6-8; Толстой Д. А., гр. Заслуги преосвященных: Харьковского Нектария//Извлеч. из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Свят. Синода... по Ведомству правосл. исповедания за 1874 г. СПб., 1876. С. 6-8; Филарет Московский, свт. Собр. мнений. 1886. Т. 4. С. 308; 1887. Т. 5. Ч. 1: (1861-1864). С. 42, 59, 86-89, 113-118, 121-123, 134, 135, 143, 144, 187-199, 203-210; он же. Письма... к высочайшим особам и разным др. лицам. Тверь, 1888. Ч. 1. С. 21-26, 103-104; Ч. 2. С. 98-99, 165, 241-242, 276-277; Адрес-календарь Нижегородской епархии: В память исполнившегося в 1888 г. 900-летия Крещения Руси/Сост.: диак. А. Н. Снежницкий. Н. Новг., 1888. С. 161-164; Чистович И. А. СПбДА за последние 30 лет: (1858-1888 гг.). СПб., 1889. С. 12-13; Серафим (Чичагов), еп. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря Нижегородской губ. Ардатовского у. СПб., 19032. С. 627-722; Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX ст. Вильна, 1909. Вып. 2. С. 316, 317, 321, 324-325, 326-328, 337, 382; Катанский А. Л. Восп. старого профессора: (с 1847 по 1913 гг.). Пг., 1914. Вып. 1. С. 112; Букова О. В. Жен. обители прп. Серафима Саровского: История десяти нижегор. мон-рей. Н. Новг., 2003. С. 291, 295, 300, 477.

http://pravenc.ru/text/2564884.html

В мае 1994 г. Варфоломей (Ващук), в бытность епископом Сумским (ныне митрополит Ровенский и Острожский) возобновил крестный ход с К. и. по центральным улицам города с молебном на пересечении центральных магистралей. В наст. время крестный ход с К. и. совершается дважды в год в дни празднования иконе. В 1997 г. управляющий Сумской и Ахтырской епархией архиеп. Ионафан (Елецких; ныне митрополит Тульчинский и Брацлавский) составил акафист К. и. В 2003 г. Синод УПЦ благословил внести Корсунскую (Шпилёвскую) икону Божией Матери, именуемую «Прозренная», в список чудотворных икон УПЦ; празднование ей установлено в 3-й день Пасхи и 9 окт. В ночь на 24 марта 2009 г. сумская святыня с окладом и драгоценными привесами была похищена из кафедрального собора. Поскольку следов взлома не обнаружено, предполагается, что злоумышленник спрятался в соборе накануне вечером и покинул его утром, когда прихожане стали собираться на утреннее богослужение. К. и., ее оклад и драгоценные приклады находятся в розыске. Чудотворный образ замещает один из списков, находившихся прежде в Спасо-Преображенском соборе. 8 мая 2011 г., в Неделю св. жен-мироносиц, еп. Сумской и Ахтырский Евлогий (Гутченко; ныне архиепископ Сумской и Ахтырский) освятил помещенный на фасаде епархиального управления мозаичный образ Пресв. Богородицы извода К. и., созданный по инициативе и на пожертвования сумчан в память о похищенной святыне. В 2014 г. по благословению архиеп. Евлогия вышла в свет «Служба Всемилостивей Владычице Богородице ради чудотворнаго образа Ея Корсунскаго (Шпилевскаго), иже именуется «Прозренным»»; чинопоследование службы рекомендовано к употреблению Богослужебной комиссией при Синоде УПЦ. Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской еп. М., 1857. Отд. 3: Уезды Ахтырский и Богодуховский, Сумской и Лебединский; Шульженко Н. Н. Шпилёвская икона Божией Матери, именуемая «Прозренная» Покровительница града Сумы//www.pravoslavie.sumy.ua/ru/svyatyini [Электр. ресурс]; электр. ресурсы: museum.sumy.ua.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

В 1778 году Муратова слобода досталась майору Безгину, который построил здесь новый храм, освящённый в 1782 году. Он же снабдил храм утварью и ризницею. В последующее время Александр Едокимович Шидловский и сын его Андрей много сделали для храма. Священник Александр Раздольский пред смертью своею завещал положить в Приказ общественного призрения капитал в 3000 рублей ассигнациями, с тем, чтобы капитал и проценты взяты были тогда, когда они будут необходимы для храма. Завещание его исполнено сыном его, священником Петром Раздольским. Церковной земли 152 десятины, но из них 103 десятины земли песчаной, неспособной к обрабатыванию. Бедствия последнего времени открывались в Муратовой в следующем виде: в 1831 году умерли от холеры 31 человек; в 1833 году сильный неурожай хлеба, четверть ржи продавалась до 40 рублей ассигнациями; народ питался желудями, травою, гнилушками с прибавкою малого количества муки. От холеры 1848 года умерло 122 человека. Число прихожан: в 1800 г. 515 муж., 475 жен.; в 1810 г. 638 муж., 610 жен.; в 1830 г. 974 муж., 1003 жен.; в 1850 г. 1061 муж., 1127 жен. пола. III Округ Беловодский С частью поселений Острогожского полка БЕЛОВОДСК Беловодск – заштатный город на реке Деркуле. Основан был, по всей вероятности, около 1686 года и принадлежал к поселениям Острогожского полка. С 1765 до 1795 он был уездным городом. Ныне в Беловодске два храма – соборный Троицкий и Николаевский. Нынешний Троицкий каменный храм, освящённый 23 августа 1848 года, образцовый по красоте и великолепию, первый после Ахтырского собора графа Растрелли. Храм сей строился 1842 – 1848 годы на пожертвования жителей Беловодска, с пособием просительных книг и 5000 рублей серебром, отпущенных из общественного капитала. Кроме того, камень и лес доставлялись для него жителями всего Беловодского округа. О постройке его особенно заботились – бывший управитель Беловодского округа Алексей Павлович Солецкий и крестьянский голова Иван Панченко. Замечательнее же других были пожертвования крестьянина Никиты Коренченка, он дал на храм 400 рублей серебром. Сын его, Пётр, после смерти его, устроил серебряную ризу на местную икону Божией Матери в 530 рублей серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

5. С. 179). 976 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 32. 977 ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 109, л. 52. 978 Там же, д. 89. 979 Там же, д. 109, л. 52. 980 Личный архив автора. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым). Магнитофонная запись (1966). 981 Глинская... общежительная пустынь. С 92. 982 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 32. 983 Там же, д. 3, л. 2. 984 ЦГИА, ф. 796, оп. 194, л. 1399. 985 Подробнее о патриотической, благотворительной и просветительной деятельности Глинской пустыни в 1912—1922 гг. см. в докторской диссертации: Иоанн (Маслов), архимандрит. «Глинская пустынь: История обители и ее духовнопросветительная деятельность в XVI—XX веках». (Издана в Москве, в 1994 г. — Примеч. издат. ). 986 ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 499; ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 2. 987 Личный архив автора. Воспоминания игумена Глинской пустыни Афанасия (Александра Степановича Кошелева). 988 Там же. 989 Точное время открытия обители по архивным данным восстановить сложно. По одним источникам это было в мае—августе 1942 г. (АСЕУ. Прошение епископу Сумскому и Ахтырскому Евстратию послушника Глинской пустыни Александра (Харина) от 12 ноября 1956 г.). По другим — в сентябре 1942 г. (АУПЦ. Сведения о Глинской пустыни, переданные уполномоченному при Сумском облисполкоме по делам Русской Православной Церкви 6 мая 1944 г.). По воспоминаниям игумена Глинской пустыни Афанасия (Кошелева), первую литургию архимандрит Нектарий служил в обители в неделю святых жен-мироносиц. В списке регистрации церквей Сумской епархии за 1945 г. указан лишь год открытия пустыни — 1942 (ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 4). 990 АУПЦ. Сведения о Глинской пустыни, переданные уполномоченному при Сумском облисполкоме по делам Русской Православной Церкви 6 мая 1944 г. 991 В мае—августе 1942 г. из Путивля от отца Нектария в Глинскую пустынь было перевезено «6 возов имущества пустыни , в том числе целый воз духовных книг» (АСЕУ. Прошение епископу Сумскому и Ахтырскому Евстратию послушника Глинской пустыни Александра (Харина) от 12 ноября 1956 г.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

– 669 муж., 650 жен., в 1810 г. – 605 муж., 641 жен., в 1830 г. – 882 муж., 875 жен., в 1850 г. – 680 муж., 704 жен. пола. От холеры умерло в 1831 г. 13 человек, в 1848 г. – до 80 человек. КИРИКОВКА При реке Ворскле в 16 верстах от Ахтырки. По местному преданию Кириковка основана отважным казаком Кириком или Кириаком. Это был казачий есаул из шляхтичей Заднепровья. Так как он счастливо и с честью оберегал линию по р. Ворсклу от татар, то за ним осталось название Линилка, и потомки назывались то Линилками, то Линицкими. По актам известно, что сын его Михаил и внук Михаил Линилки были сотниками Кириковки. Первый храм в Кириковке во имя Архангела Михаила, по всей вероятности, основан был самим Кириком. По надписи на евангелии, которую увидим ниже, в 1686 г. храм сей уже существовал и не как храм недавний. В описании чудес Каплуновской иконы Божией Матери Кириковка называется селом в 1695 г., и точно так же называется она и в куп­чем акте 1705 г. По делу 1738 г. видно, что в 1725 г. при кириковском храме были уже два священника, и в 1738 г. определен вторым священником Григорий Линилк, сын кириковского сотника Михаила Линилка, внука основателя Кириковки. Деревянный ветхий храм, вместо которого строится новый, построен в 1786 г. из леса, пожертвованного набожным помещиком Боярским; еще и теперь указывают на пни деревьев, срубленных для храма Божиего. Древние книги: а) Евангелие м. п. 1677 г. с надписью: « Ахтырскаго уезда с. Кириковки житель Хведько Ярошенко, по прозвику Великий да Демьян Левченко сведомо чиним, иж отменши мы сю книгу – у Курскаго купца, у Михаила Чугусова, дали мы готовых грошей литовской личбы 11 коп., за отпущение грехов своих, до храму Архангела Христова Михаила в с. Кириковку. А при сем подпису були люди добрие и веры годние житель с. Кириковки атаман Иван Сомошенко, да брат старший Церковный Грыцко Арандарь и много братства, притом бывших – Борыс старий, Хведко Кривий, Левко Рева, Хома Мединенко, Демян Кобзаренко и прихожане той церкви Левко Носач, Тимко Новаченко, Микита Худолеенко...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С южной стороны, по Троицкому переул­ку, устроен в 1820 г. деревянный на каменном фундаменте дом, покрытый железной крышей, старанием церковного старосты купца Алексея Быковцова. В 1840 г. приобретен покупкой двор и дом мещанки Анны Ждановой и в следующем году на месте ветхой кухни устроен каменный фли­гель о трех комнатах. За двор и дом Ждановой заплачено 10 000 р. ассигнациями, которые собраны церковным старостой Ханайченковым от доброхотных дателей-прихожан. В 1838 и 1843 гг. на место бывшей каменной низенькой ограды устроена ограда железная с чугунными колоннами и двумя железными ре­шетчатыми воротами. Суммы употреблено около 40 000 р. ассигнациями, которая собрана во вре­мя самого производства работы от жертвователей старанием купца Алексея Ханайченкова. в) НИКОЛАЕВСКИЙ ХРАМ В первый раз основан был в одно время с основанием города и не позже 1655 г., так как он занимал место у самой стены города. По Ахтырским актам видим в 1707 г. Харьковской Николаевской церкви протопопа Александра Петровича. Петр Великий в проезд свой через Харьков в 1709 г., приняв Никола­евскую церковь за соборную, присутствовал в ней при богослужении. Каменный храм Святителя основан в 1764 г. июля 6 дня преосвященным Порфирием, а освя­щен в 1770 г. преосвященным Самуилом. К главной церкви в 1833 г. пристроен при­дел во имя Св. Пророка Илии, освященный преосвященным епископом Иннокентием (что ныне Екатеринославский) в 1835 г. июля 29 дня. Потом в верхнем этаже устроены два теплых престола: главный – во имя введения во храм Пресвятой Богородицы, освящен тем же пре­освященным Иннокентием в 1834 г. октября 26 дня, а второй придельный – во имя Святителя Митрофана, освящен в 1834 г. ноября 4 дня. г) ХРАМЫ КРЕСТА ГОСПОДНЯ И РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ Оба первоначально кладбищные и построены были за чертой города согласно с указом 1771 г. Нынешний каменный храм Креста Господня в 1783 г. освящен был на кладбище во имя Св. жен Мироносиц. Надобно при этом вспомнить, что в 1701 г. для Куряжского монастыря куплена была книга «на общие гроши сестр Мироносиц, жителей гор. Харькова», так говорит надпись на книге. Как долго и в каком виде существовало это общество благочестивых жен после 1701 г., неизвестно. Но почти несомненно, что живая па­мять об этом обществе подала мысль построить на кладбище храм в честь Св. жен Мироносиц. В 1803 г., при умножении населения Харькова, храм обращен в приходский. В 1809 г. попече­нием купца Ивана Тараканова устроены в нем приделы во имя жен Мироносиц и Св. Николая с посвящением главного храма славе Креста Господня. С 1837 г. весь храм был перестроен и освящен в 1841 г. На эту перестройку купчи­ха Параскева Тамбовцева пожертвовала 5140 р. серебром; купец Иван Киткевич – 1375 р. сере­бром; помещица Анна Николаевна Безпальчева, попечитель надворный советник Крамаренков и церковный староста Иван Чекалов – по 1258 р. серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Бето-Чернетово от епархиального города Орла в 150 верстах, от уездного города Брянска в 27 верстах. Приход расположен на правом берегу реки Десны. Об образовании прихода исторических сведений нет. Известно только, что в начале XVII ст. литовцы разграбили и опустошили в селе Нешковичах (Бетове) церковь св. архидиакона Стефана, а потому надо полагать, что приход уже существовал во второй половине XVI ст. В настоящее время приход состоит из села Чернетова, деревни Бетова и деревни Городца. Называется он Бето-Чернетовским потому, что до 1805 г. храм был в Бетове. По преданию, в давние времена местность, которую занимают теперь эти два селения, была приютом двух разбойничьих шаек. Начальники этих шаек Коршев и Головачев, во избежание вражды и недоразумений, решили поделить большую дорогу: один взял направление от Бетова к Брянску, другой – к Рославлю. Возле ручья (теперь Бетовка в селе Бетове) они дали обет не переходить назначенной границы: отсюда будто бы и произошло название села Бетова. Название же Чернетова объясняют тем, что в этой местности, когда она еще не была заселена, жил какой-то отшельник, прозванный чернецом. Прихожан 673 души муж. пола и 678 жен. пола; все принадлежат к крестьянскому сословию и занимаются исключительно земледелием. До 1805 г. в Бетове был деревянный храм во имя св. первомученика архидиакона Стефана, устроенный генералами Камыниным и Тутолминым. Так как храм пришел в ветхость, то в означенном году помещицей Надорожинской построен был в Чернетове каменный храм во имя иконы Ахтырской Божией Матери; придельных алтарей нет. На месте прежде бывшего храма в Бетове построена часовня; здесь в настоящее время находится кладбище. Причт двухчленный; получает 400 руб. жалования. При церкви есть дом для причта; земли 30 десятин. Имеется школа грамоты. «Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии» Том I. - Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым.

http://sobory.ru/article/?object=06867

В орловском Успенском муж. монастыре действует пункт медицинской помощи нуждающимся, оказывается поддержка освободившимся из заключения. Центр православных инвалидов по слуху работает при орловском Богоявленском соборе; для глухих и слабослышащих проводятся литургии с сурдопереводом и занятия в специализированной воскресной школе. 19 нояб. 2013 г. учреждена Епархиальная попечительская комиссия, к-рая оказывает помощь нуждающимся священнослужителям и членам их семей. В дек. 2016 г. в пос. Знаменка Орловского р-на начал работу Епархиальный центр помощи матери и ребенку. Издательская деятельность в 90-х гг. XX в.- 2018 г. С 1996 по 2005 г. выходил приходской листок мценской Троицкой ц. «Весть православная». В марте 1998 г. было возобновлено издание епархиальной газ. «Орловские епархиальные ведомости», к-рая выпускалась при участии благочинных Орловской обл. настоятелем мценской Троицкой ц. до 2001 г. С янв. 1999 г. офиц. периодическим изданием епархии стала газ. «Вера отцов», выпускавшаяся Советом настоятелей храмов г. Орла совместно с редакцией орловской областной молодежной газ. «Поколение» до 2010 г. С этого времени газ. «Вера отцов» издается под названием «Орловские епархиальные ведомости». В сент. 1998 г. вышел 1-й номер газ. «Православная Орловщина». С 2003 г. выходит издание для осужденных исправительной колонии 5 пос. Нарышкино Урицкого р-на «Православный взгляд». С 2011 г. выпускается «Успенский листок» орловского Успенского муж. мон-ря. Наиболее почитаемые святыни и святые О. и Б. е. Ахтырская икона Божией Матери. Ок. 1773 г. (кафедральный Ахтырский собор, Орёл) Ахтырская икона Божией Матери. Ок. 1773 г. (кафедральный Ахтырский собор, Орёл) Наиболее почитаемыми чудотворными иконами епархии являются список Тихвинской иконы Божией Матери (в Оптином болховском мон-ре) и икона Божией Матери «Троеручица» (в болховской Введенской ц.). В мценской Петропавловской ц. хранится деревянная резная икона-скульптура свт. Николая Чудотворца. Одной из главных святынь епархии считается чудотворный список с Балыкинской иконы Божией Матери, хранящийся в орловском Введенском жен.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАФАНАИЛ Нафанаил (Троицкий), еп. Архангельский и Холмогорский. Фотография. Сер.— 2-я пол. 10-х гг. ХХ в. Нафанаил (Троицкий), еп. Архангельский и Холмогорский. Фотография. Сер.— 2-я пол. 10-х гг. ХХ в. (Троицкий Никодим Захарович; 30.10.1864, станица Кобылянская, обл. Войска Донского (ныне Суворовская Суровикинского р-на Волгоградской обл.) - 7.04.1933, с. Федосьино Московской обл.), митр. Из семьи священника. В 1879 г. окончил Новочеркасское ДУ, в 1886 г.- Донскую ДС, поступил в КДА. Через год покинул академию по собственному прошению. 17 апр. 1888 г. был рукоположен во иерея и назначен священником Покровской ц. слободы Анастасиевка Таганрогского окр. обл. Войска Донского. Служил заведующим Анастасиевской жен. школой грамоты и Марфинской жен. церковноприходской школой, также исполняя должность законоучителя в обеих школах. Впоследствии стал инспектором церковноприходских школ. В 1893 г. поступил в КазДА, окончил ее в 1897 г. со степенью кандидата богословия. 16 нояб. 1896 г. архим. Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит) был пострижен в монашество с именем Нафанаил. 7 авг. 1897 г. назначен ректором и преподавателем Таврической ДС. 27 окт. 1897 г. переведен на должность ректора Олонецкой ДС, 9 нояб. возведен в сан архимандрита. Одновременно с работой в семинарии Н. занимал пост председателя Олонецкого епархиального училищного совета и редактировал отдел «Олонецких епархиальных ведомостей». 15 февр. 1902 г. был назначен ректором Тамбовской ДС. Руководил попечительством о бедных воспитанниках семинарии. Участвовал в работе Миссионерского братства и Тамбовской ученой архивной комиссии. Н. был награжден орденами св. Анны 2-й степени (1899), св. Владимира 4-й степени (1902). 29 февр. 1904 г. в Александро-Невской лавре Н. был хиротонисан во епископа Козловского, викария Тамбовской епархии. 31 окт. 1908 г. назначен епископом Уфимским и Мензелинским, 17 апр. 1912 г.- епископом Архангельским и Холмогорским. Н. был членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 7 апр. 1919 г. был возведен в сан архиепископа. Однако в Архангельск не вернулся, поручив временное управление епархией Пинежскому еп. сщмч. Павлу (Павловскому ; впосл. архиепископ). С 9 янв. 1920 г. Н. временно управлял Харьковской епархией. В 1921 г. был назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским.

http://pravenc.ru/text/2564778.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Брянцев Александр Дмитриевич; 27.08.1839, с. Волста-Пятница Юхновского у. Смоленской губ.-20.04.1914, Харьков), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Род. в бедной семье псаломщика. С 1851 г. учился в Вяземском ДУ, в 1857-1863 гг.- в Смоленской ДС. В 1863 г. зачислен в КДА, к-рую окончил в 1867 г. со степенью магистра богословия за соч. «Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для православной Церкви». В период учебы в академии публиковал статьи в журналах «Труды КДА» и «Воскресное чтение» . 21 янв. 1868 г. сочетался браком с М. Г. Соловьёвой, 2 февр. еп. Чигиринским Порфирием (Успенским) рукоположен во диакона, 4 февр.- во священника, назначен законоучителем в гимназию мест. Белая Церковь. С 1869 г. настоятель Печерской Воскресенской ц. в Киеве, законоучитель Киево-Подольской прогимназии, Киевско-Владимирской военной гимназии и Киевского епархиального жен. уч-ща. В 1870 г. составил «Путеводитель по святыням Киево-Печерской лавры для богомольцев». С 1872 г. настоятель и законоучитель Киевского ин-та благородных девиц. 11 апр. 1872 г. скончалась супруга о. Александра. 19 марта 1873 г. он был назначен ректором Таврической ДС, 9 апр. возведен в сан протоиерея. 26 апр. 1875 г. пострижен в монашество с именем А., 27 апр. возведен в сан архимандрита. В 1873-1882 гг. являлся редактором «Таврических ЕВ», председателем симферопольского Александро-Невского братства, входил в совет Об-ва Красного Креста, в 1877-1882 гг. возглавлял епархиальный цензурный комитет. Арсений (Брянцев), архиеп. Рижский. Фотография. 2-я пол. XIX в. Арсений (Брянцев), архиеп. Рижский. Фотография. 2-я пол. XIX в. 17 апр. 1882 г. А. был назначен епископом Выборгским, викарием С.-Петербургской епархии, однако 8 мая состоялось назначение и 17 мая хиротония А. во епископа Ладожского, викария С.-Петербургской епархии. В обязанности А. входило наблюдение за преподаванием Закона Божия и за религиозно-нравственным поведением в светских муж. и жен. учебных заведениях С.-Петербурга, он являлся председателем Историко-статистического комитета по описанию церквей и приходов С.-Петербургской епархии, первенствующим членом Синодальной конторы. С 22 окт. 1883 г. ректор СПбДА, профессор нравственного богословия. По инициативе А. в академии проводились дискуссии о церковной жизни, поднявшие авторитет иноческого служения в глазах студентов, благодаря чему после 20-летнего перерыва в академии возобновились монашеские постриги. За 4 года А. постриг в монашество 9 студентов, в т. ч. буд. митр. Антония (Храповицкого) . При участии А. было издано описание С.-Петербургской епархии.

http://pravenc.ru/text/76220.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010