Ахтырка. Церковь Жён-мироносиц. /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Жён-мироносиц Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:1812. (?). Адрес: Украина, Сумская обл., г.Ахтырка, ул.Менжинского (на территории Николаевского кладбища) Координаты: 50.296563, 34.918971 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Много интересного об этом маленьком храме, которому примерно 200 лет, рассказал священник церкви – отец Аркадий. В одних источниках значится дата – 1812 г., а в церковных документах – 1876 г. «Каждый год мы узнаем что-то новое, - говорит батюшка, - я расскажу, что мне известно об истории храма от моего отца, протоиерея Михаила, от пономаря Кирилла Григорьевича и от прихожан. Изначально эта церковь была просто часовней для отпевания усопших. Здесь было кладбище и служить приходили священники со всех действующих церквей Ахтырки. Позже, после революции, часовня стала самостоятельной церковью, владыка благословил ее и дал имя Жен Мироносиц. Почему он выбрал именно этих святых женщин, точно неизвестно. Возможно, закладывали строительство в этот праздник, может так попросили назвать люди. Праздник Жен Мироносиц отмечается на третье воскресенье после Пасхи, следом за Радоницей (поминальным днем). Святые Жены Мироносицы принимали Исуса в своих домах, а позже пошли за ним на Голгофу и были свидетелями его распятия, несли миро (благовонное вещество), чтобы смазать тело Христа. В церкви этот день, как мирские - 8 Марта, День Матери. Наша церковь пережила разные времена, разные эпохи и разные режимы. Она всегда действовала, кроме 1939-40 годов. (К 1941 г. гонения на Церковь по всей стране были приостановлены). Во время войны подбитый самолет снес купол церкви, его восстановили в 1975 году. Она выстояла, несмотря на гонения советского периода. Когда были закрыты ахтырские храмы, их иконы и утварь хранилась в нашей церкви – иконы висели в три ряда, у нас на сохранении была и Ахтырская икона Божьей Матери. Позже, когда вновь стали действовать Покровский собор, Троицкий монастырь, Спасо-Преображенская церковь, им было все возвращено.

http://sobory.ru/article/?object=23964

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХТЫРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Домовая ц. во имя Ахтырской иконы Божией Матери. Фотография. 2000 г. Домовая ц. во имя Ахтырской иконы Божией Матери. Фотография. 2000 г. (Волгоградской митрополии), в с. Гусевка Ольховского р-на Волгоградской обл. Основан как жен. община стараниями свящ. с. Лопуховка (Камышинский у. Саратовской губ.) Иоанна Георгиевича Левитского и афонского схим. Никодима (Двойченкова), в 1871-1874 гг. купивших для общины (к 1874 в ней было ок. 50 чел.) участок земли в 281 дес. близ слободы Гусевка Царицынского у., 3 усадьбы в самой слободе, хутор Толмачёв и др. По благословению прп. Амвросия (Гренкова) Оптинского, покровительствовавшего общине, первой настоятельницей была назначена мон. Нина (Трунова), окормлял сестер свящ. Иоанн Левитский, переведенный из с. Лопуховка в храм слободы Гусевка. Материальное состояние общины значительно улучшилось в 1878 г., когда здесь поселилась духовная дочь прп. Амвросия, благотворительница и строительница обители Е. Н. Годейн, 15 дек. 1882 г. постриженная в иночество с именем Елисавета и ставшая впосл. духовной наставницей мн. сестер мон-ря. Мон. Елисавета несла послушание письмоводительницы при настоятельнице, писала иконы. Переписывалась с прп. Амвросием, к-рый помогал ей советами и неустанным попечением «о ходе и подробностях гусевских дел». На средства Елисаветы (полученные ею от продажи имений, в их числе было подмосковное имение в Горках, в к-ром позже жил В. И. Ленин) в обители был построен первый деревянный храм в честь Ченстоховской иконы Божией Матери, освященный 8 сент. 1879 г. Саратовским еп. Тихоном (Покровским) , кирпичные келейные и хозяйственные корпуса. В честь др. местночтимой святыни - списка с Ахтырской иконы Божией Матери , выполненного святогорскими монахами и привезенного с Афона схим. Никодимом в дар сестрам,- обитель именовалась Ахтырской. В 1880 г. община получила офиц. статус, в 1892 г. была обращена в нештатный общежительный мон-рь с игуменским управлением. К нач. XX в. А. м., окруженный каменной стеной, имел 6 сестринских корпусов, корпус настоятельницы, хозяйственные помещения, школу для девочек. В мон-ре проживали игумения, ок. 15 монахинь и ок. 80 послушниц. Обитель владела 3 хуторами с 2 садами, 1000 дес. луговой земли, 12 тыс. р. капитала. В Камышине было устроено монастырское подворье с приютом для странников и богомольцев, в Толмачёве обители принадлежали мельница, конюшня, скотный двор, маслобойня.

http://pravenc.ru/text/77224.html

вяземская жен. община 1 окт. 1832 г. была обращена в Аркадиевский вяземский монастырь ; в 1833-1834 гг. восстановлены храм и трапеза этой обители. С «особенною отеческою благосклонностию» И. относился к вяземской игум. Августе (Ширинской-Шихматовой) и вверенному ей Аркадиевскому мон-рю ( Жмакин. 1897. С. 331). При И. также проводился ремонт в вяземских соборе во имя Св. Троицы и ц. Рождества Христова, возводились храмы, в т. ч. Преображения Господня (по др. сведениям, Рождества Пресв. Богородицы) (1828) в с. Велисто, Вознесения Господня (1827) в с. Кузьмичи, Всех святых (1830) в с. Козулине, Преображения Господня (1833) в с. Спасск. Заботясь об улучшении духовного образования паствы, И. неоднократно обращался в Синод с прошениями об открытии уездных и приходских уч-щ в городах Белом, Юхнове, Дорогобуже и Рославле. Однако в ответ на один из запросов архиерея Комиссия духовных уч-щ разрешила открыть уч-ще лишь в Рославле. Также по ходатайству епископа Синод принял в штат духовных уч-щ Смоленской епархии Ахтырское приходское уч-ще. К нач. XX в. в б-ке Смоленского архиерейского дома хранилась подаренная И. «старая рукопись, переплетенная в кожаный корешок, в полуустав, писанная на твердой бумаге» - Сказание об обретении мощей св. кн. смоленского Андрея († ок. 1390). Согласно надписи на картонной обложке, 9 нояб. 1825 г. И. вложил эту рукопись в приписанную к архиерейскому дому надвратную Одигитриевскую ц. Смоленского кремля. Архиеп. Никанор (Каменский) , опубликовавший рукопись, предположил, что И. мог вывезти сказание из переславль-залесского Данилова мон-ря (см.: Никанор (Каменский), архиеп. Обретение мощей св. блгв. Андрея кн. Смоленского, по древнему сказанию (1556 г.)//ПС. 1908. Дек. С. 641-652). По поручению И. историк свящ. Н. А. Мурзакевич составил «Историческое описание Смоленской чудотворной иконы Божией Матери», о чем вспоминал сын историка (см.: Мурзакевич Н. Н. Записки, 1806-1883//РС. 1887. Год 18. Т. 53. С. 263-298). В 1828 г. И. распорядился вскрыть дубовые гробы митрополитов Симеона (Милюкова) , Сильвестра (Черницкого) и Сильвестра (Крайского) в архиерейской усыпальнице смоленского Троицкого мон-ря; облачения митрополитов были заменены новыми.

http://pravenc.ru/text/578499.html

В годы Гражданской войны (ок. 1920) в А. м. был устроен лазарет. В нач. 20-х гг. ХХ в. земли обители были национализированы, часть имущества конфискована, в помещениях монастырского хутора Толмачёва местные жители организовали коммуну. Мон-рю были оставлены Ченстоховский храм, в к-ром служил свящ. Иоанн Дмитриевич Позднев, 4 жилых дома, 2 служебных помещения и баня, 10 коров и 20 овец. Основным источником средств к существованию для сестер стало ткачество ковров. В 1924 г. все постройки А. м. были взяты на учет губернским земляным управлением и сданы в аренду 59 насельницам. В нач. 1926 г. сестры были выселены из жилых помещений обители, 13 инокинь поселились в храме, др.- в с. Гусевка, последняя настоятельница мон-ря игум. Августа уехала в Саратов. В июне 1926 г. помещения обители заняла школа крестьянской молодежи. В последующие годы на территории мон-ря размещались школа, управление колхоза, ремонтные мастерские, маслобойня и др. Храм Ченстоховской иконы Божией Матери не закрывался, вероятно, до 1934 г., позже в нем устроили склад. 21 февр. 1996 г. постановлением Свящ. Синода РПЦ А. м. был возобновлен, к 2002 г. обители была передана часть монастырских зданий. В одном из них устроена домовая ц. в честь Ахтырской иконы Божией Матери, сестринские кельи и трапезная. К сент. 2001 г. в А. м. жили 6 насельниц, настоятельница - мон. Евфросиния (Панченко; † 8 янв. 2007 г.). 29 мая 2013 г. решением СВящ. Синода настоятельницей назначена игум. Серафима (Каштанова). Арх.: ГА Саратовской обл. Ф. 135. Лит.: Минх А. Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии. Саратов, 1898. Т. 1. Вып. 1. С. 196-198; Соловьев М. Н. Елизавета Николаевна Годейн: Инокиня Гусевского Ахтырского мон-ря Камышинского у. Саратовской губернии. Камышин, 1912; Духовное торжество в Гусевском Ахтырском жен. мон-ре Камышинского уезда//Саратовские ЕВ. 1913. 3. С. 19-21; Юдин В. Прости нас, Божья Матерь!: История Гусевской Ахтырской обители//«Петля-3»: Восп., очерки, док-ты. Волгоград, 1996. Вып. 3. С. 209-225; МонастРПЦ. С. 99-100.

http://pravenc.ru/text/77224.html

Аркадиевский вяземский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Аркадиевский вяземский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Во время Отечественной войны 1812 г. ц. Всемилостивого Спаса и богадельня были разорены. Возрождение общины связано с трудами Н. К. Павловой, избранной в 1814 г. начальницей. По благословению прот. Троицкого собора Горанского Павлова посылала сестер собирать пожертвования на восстановление общины. На собранные средства к дек. 1814 г. Спасская ц. была восстановлена и вновь освящена: нижний теплый храм - во имя прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского, верхний - во имя Всемилостивого Спаса. Во время пребывания в Вязьме в мае 1827 г. имп. Николая I Павлова обратилась к нему с просьбой преобразовать общину в жен. общежительный мон-рь; для этой цели жители Вязьмы пожертвовали 11 480 р. Указом Святейшего Синода от 1 окт. 1832 г. община, объединявшая 43 сестры, стала мон-рем, 11 дек. состоялось его открытие. В 1833 г. Павлова была пострижена в монашество с именем Нимфодора, но по старости отказалась от игуменского сана. Игуменией была назначена казначея смоленского Вознесенского мон-ря Августа (Ширинская-Шихматова), пожертвовавшая в А. в. м. свое состояние. В 1848 г. игум. Августа открыла при А. в. м. уч-ще-приют для девиц духовного сословия на 20 чел., переведенное в 1853 г. в Смоленск. Благодаря заботам игумении был надстроен 2-й этаж монастырского корпуса, построен каменный двухэтажный дом с трапезной и кухней, житница с погребом, скотный двор, вся обитель обнесена высокой каменной стеной с башнями, Святыми вратами и 2 хозяйственными воротами. В 1836 г. указом имп. Николая I находившаяся близ мон-ря Спасская башня (возведена в 1631-1634) древней Вяземской крепости была передана обители и отремонтирована на средства купца И. П. Неронова. Впосл. башня использовалась под кладовые и погреба мон-ря. В 1842 г. ц. Всемилостивого Спаса была перестроена, в ней были освящены 2 сев. придела: на нижнем этаже - в честь Покрова Пресв. Богородицы, на верхнем - в честь Ахтырской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/76014.html

13 февр. 1996 г. в Волгограде состоялось учредительное собрание первого в России регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора, к-рое возглавил архиеп. Герман. Собрание приняло областную целевую программу «Духовно-нравственное оздоровление населения», предусматривающую широкую просветительскую, миссионерскую, душепопечительскую работу в армии, тюрьмах, больницах. В 2000 г. в В. и К. е. был создан Союз правосл. женщин, главной задачей к-рого является укрепление правосл. семьи и благочестивого образа жизни, в 2001 г. действовало 6 районных отд-ний Союза. В 2000 г. на базе детской школы «Афон» открылся епархиальный Центр правосл. семьи. В июле 2004 г. начал работу епархиальный детский дом «Борисоглебское детское село». В 2004 г. в г. Волжском создан Антикризисный центр в защиту детства и материнства во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого). Под попечительством В. и К. е. действует Благотворительное об-во помощи детям-инвалидам во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы (основано в февр. 1994). Свято-Троицкий мон-рь в дер. Каменный Брод. Фотография. 2004 г. Ежегодно по всей территории епархии совершается многодневный крестный ход с чудотворной Урюпинской иконой Божией Матери из храма в честь Покрова Пресв. Богородицы в Урюпинске. В епархии почитаются св. источники: ап. Иоанна Богослова в балке у областной больницы в Дзержинском р-не Волгограда, вмц. Параскевы Пятницы на месте явления ее иконы близ Скорбященской ц. в пос. Городище (известный более 300 лет), Казанской иконы Божией Матери около кременского в честь Вознесения Господня мон-ря арх. Михаила в пос. Ерзовка Городищенского р-на, св. Иоанна Предтечи в каменнобродском во имя Св. Троицы мон-ре , Урюпинской иконы Божией Матери близ Урюпинска, на месте ее явления. Монастыри Действующие Монастырь в честь Ахтырской иконы Божией Матери в с. Гусёвка. Фотография. 2004 г. Монастырь в честь Ахтырской иконы Божией Матери в с. Гусёвка. Фотография. 2004 г. Упраздненные монастыри в честь Владимирской иконы Божией Матери (Царицын, муж., основан в 1-й пол. XVII в., упразднен во 2-й пол. XVII в.), во имя св. Иоанна Предтечи (Царицын, жен., основан в 60-х гг. XVII в., упразднен в сер. XVIII в.), во имя Св. Троицы (Царицын, муж., основан в 60-х гг. XVII в., упразднен в 1738), во имя Св. Троицы (у р. Грязнуха Камышинского р-на, жен., основан как община в 1867, преобразован в мон-рь в 1900, закрыт в 20-х гг. XX в.). Архиереи

http://pravenc.ru/text/155146.html

Список сокращений составлен нами. Сокращения названий архивов даны на 1 января 1994 г. Приводимые нами в начале этой книги на с. 5, 6, 8, 9 тропарь, кондак, величание и две молитвы Глинской иконе Богородицы цит. по кн.: «Чудотворная икона…» (с. 59–62) с сохранением орфографии источника. 1504 Например, в Рыльский Николаевский монастырь перешло десять иноков Глинской пустыни (ГАКО, ф. Р2511, оп. 1, д. 137), в Драндский Успенский монастырь, недалеко от г. Сухуми, – двое (ЖМП. 1985. 6. С. 58; там же. 1976. 10. С. 29). 1505 К началу 1925 г. были закрыты все 12 монастырей Курской епархии (ГАКО, ф. Р325, оп. 1, д. 763, л. 63). 1506 АУПЦ. Беседа с председателем колхоза «Дружба» с. Сосновки П. С. Власенко от 23 октября 1960 г. (Здесь и далее при использовании материалов необработанных архивов, в которых документы несистематизированы по фондам и описям, ссылки даны непосредственно на документ). 1508 Личный архив автора. Воспоминания игумена Глинской пустыни Афанасия (Александра Степановича Кошелева). 1510 Точное время открытия обители по архивным данным восстановить сложно. По одним источникам, это было в мае-августе 1942 г. (АСЕУ. Прошение епископу Сумскому и Ахтырскому Евстратию послушника Глинской пустыни Александра Харина от 12 ноября 1956 г.); по другим – в сентябре 1942 г. (АУПЦ). (Сведения о монастыре Глинская пустынь от 6 мая 1944 г.; Справка о монастыре Глинская пустынь от 22 февраля 1945 г.) По воспоминаниям игумена Глинской пустыни Афанасия (Кошелева), первую литургию архимандрит Нектарий служил в обители в Неделю святых жен-мироносиц. В списке регистрации церквей Сумской епархии за 1945 г. указан лишь год открытия Глинской пустыни – 1942 г. (ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 4). 1516 В мае-августе 1942 г. от отца Нектария из Путивля в Глинскую пустынь было перевезено «6 возов имущества пустыни, в том числе целый воз духовных книг» (АСЕУ. Прошение епископу Сумскому и Ахтырскому Евстратию послушника Глинской пустыни Александра Харина от 12 ноября 1956 г.). 1518 АСЕУ. Прошение епископу Сумскому и Ахтырскому Евстратию послушника Глинской пустыни Александра (Харина) от 12 ноября 1956 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Монастырь был огражден деревянною оградою. Краснокутская обитель была довольно благоустроенна по жизни иноческой и благочинию. В ней всегда было значительное число братии. По делу 1742 г. в Краснокутском монастыре при игумене Кирилле было 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 5 монахов, 3 послушника; между последними «Захарий Матвеев, сын Романовский, канархист Матвей Гордеенко», оба из дворян. По документам видно, что здесь был полный и правильный состав управления: были, кроме игумена, казначей, благочинный, духовник и пр. По упразднении монастыря Петропавловский храм с иконостасом превосходной иконописи перенесен в Краснокутск, где и доселе стоит еще крепкий. Имения, поступившие в ведение казенной палаты, заключались: а) в пустоше Прядуновой Бабке, в которой было 263 дес.; б) в пустоше Черной с 6 дес. земли; в) в пустоше Робляные могилы с 268 дес.; г) в слободке Чернетчине с 1006 дес. земли, с 220 душами муж., 221 жен. В последнем из 160 дес. пашенной земли на монастырь обрабатывалось только 5 дес., прочее же отдавалось в пользу черкасов; строевой сосновый лес до 50 дес. был вышиною до 4 сажень; дровяного леса было до 600 дес. Ныне почти все опустошено. СЕННЯНСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Сеннянский Покровский монастырь в 7 верстах от бывшего города Сенного в Богодуховском уезде. В царской грамоте, данной Киевскому Печерскому монастырю в 1703 г., вот что сказано о Сен-нянском монастыре: «Пожаловали мы, Великий Государь, Киевопечерския Лавры Успения Пресвятой Богородицы архимандрита Иоасафа Кроковскаго с братиею, повелели им дать нашу, Вели-каго Государя жалованную грамату, для того, что в 1703 г. генваря в 27 день по нашему Царскаго Величества имянному указу, по прошению богомольца нашего Преосвященнаго Стефана Явор-скаго, Митрополита Гязанскаго и Муромскаго, и по челобитью той Киевопечерской Лавры архимандрита Иоасафа с братиею велено в Ахтырском полку в Сеннянском уезде Покровский монастырь с принадлежащими к тому монастырю землями и лесами и мельницами и рыбными ловли и со всеми угодьи приписать к той Киевопечерской Лавре вместо вотчин и рыбных ловель, которые по нашему Царскаго Величества указу от той Киевопечерской Лавры в договор вечна-го мира с королем Польским отошли в стороны королевства Польскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1751 году Святейший Синод постановил почитать новоявленную Ахтырскую икону чудотворной. В Ахтырке был заложен святителем Белгородским Иоасафом (†1754; память 10 декабря) величественный собор по проекту архитектора Растрелли. В 1766 году, по благословению епископа Белгородского Порфирия (Крайского; 1763–1768), было установлено празднование в честь Ахтырской иконы – 2 июля. В 1768 году собор был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С 1844 года ежегодно, в субботу перед Днем Святой Троицы, чудотворная икона переносилась с торжественным ходом из собора в Ахтырский Троицкий монастырь. В Неделю Всех святых Ахтырская икона возвращалась в Покровский собор. Ныне чудотворный образ Ахтырской Божией Матери находится в кладбищенском храме во имя святых жен-мироносиц в г. Ахтырке. Литература: 1 . Иванов С. Явление Ахтырской иконы Божией Матери. – «Русский паломник», 1914, 26. 2 . Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. СПб., 1898, с. 292–294. 3 . Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чтимых. Вып. 11, июль. Тверь, 1901, с. 11–16. Пренесение мощей святителя Арсения, епископа Тверскаго НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 1 Добродетелию Божественною,/якоже лествицею, Арсение преблаженне,/на Небесныя круги возшед,/не во мраце зашел еси неведения,/но во благодати Божественней явился еси, святителю,/приемля неизреченная сияния. Умом просвещенным/душу свою, святителю, просветил еси,/от земных преставився в Царство Христово, Арсение всеблаженне,/и во святителех ты светильник явился еси пресветел,/пищи приснопребывающия ныне наслаждаешися,/Божественною славою озаряемь. Троице Безначальней и Единосущней/явился еси вселение пресвятое,/святителю Богоносе Арсение,/темже и показа тя пресветла светильника,/от мятеж житейских бо уклонился еси/и ныне со безплотными/житие на Небесех приобрел еси. Приидите, иночествующих множество, днесь,/святителя Арсения чудотворца песньми и пении восхвалим/и честную и многоцелебную раку, обстояще, любезно облобызаем, глаголюще:/радуйся, преславный святителю Арсение, отче наш,/граду Твери преславный светильниче;/радуйся, яко чисте Чистейшему Свету присовокупивыйся;/радуйся, яко Святей Троице предстояй со Ангелы,/Юже моли непрестанно/даровати душам нашим велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

с. Большое Яблоново Корочанского р-на Белгородской обл., упом. в 1746, время закрытия неизв.), белгородский Свято-Троицкий (мужской, в Белгороде, основан в 1833, упразднен в 20-х гг. XX в.), Нижнедевицкий Варваринский (женский, в совр. дер. Сомовка Горшеченского р-на Курской обл.), основан в 1883, упразднен в 20-х гг. XX в.), Пятницкий Николо-Тихвинский (женский, в совр. пос. Пятницкое Волоконовского р-на Белгородской обл., основан в 1889, упразднен в 20-х гг. XX в.), Александро-Мариинский (женский, в с. Ахтырском (ныне дер. В. Гремячка Щигровского р-на Курской обл.), основан в 1890 как община, в 1905 преобразован в монастырь, упразднен в 1928), Иоанно-Предтеченский скит Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресв. Богородицы пустыни (мужской, в совр. с. Нов. Слобода Путивльского р-на (Сумская обл., Украина), основан в 1893, упразднен в 20-х гг. XX в.). Лит.: Ларионов С. И. Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известий, вкратце собранное. М., 1786; Чистяков П. Некоторые сведения о духовных школах в Белоградско-Обоянской епархии в 18 ст.//Курские ЕВ. 1873. 13-24. С. 662-663; Курский Св.-Троицкий жен. мон-рь: (Кр. ист. очерк)/Сост.: игум. Емилия. Курск, 1912; Сведения о злодеяниях и беззакониях большевиков//Их страданиями очистилась Русь. М., 1996. С. 55-57; Курск: Краевед. слов.-справ. Курск, 1997; Арцыбашева Т. Н. Курский край и монастырская культура: Учеб. пособие по регион. культуре. Курск, 1998; она же. Православный Курский край. Курск, 2002; Тюрина Л. В. Государство и РПЦ: Эволюция отношений, 1917-2000: АКД. Курск, 2000; Жуков В. И. и др. История религ. призрения. М., 2002; Бугров Ю. А. История Курской епархии: Кр. очерк. Курск, 2003; Ивлиева Е. В. Государственно-церк. отношения в годы Великой Отеч. войны в Курской обл.//2-е Дамиановские чт.: Сб. мат-лов. Курск, 2003. С. 188-197; Раздорский А. И. Архиереи Курского края XVII-XX вв.: Кр. биогр. справ. Курск, 2004; Карнасевич В. Г., Реутов В. В., свящ. Новомученики и исповедники земли Курской.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010