Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛОПОЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Белопольский в честь Боголюбской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. 1996 г. Белопольский в честь Боголюбской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. 1996 г. (Сумской и Ахтырской епархии), в г. Белополье Сумской обл. Организован в 1992 г. как жен. при храме апостолов Петра и Павла (сер. XIX в.) по благословению архиеп. Сумского Никанора (Юхимюка) настоятелем прихода игум. Геронтием (Хованским), впосл. перешедшим в раскольническую группировку Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП), в наст. время - «епископ Винницкий и Брацлавский» (УПЦ КП). Первой настоятельницей Б. м. была назначена мон. Иоиля (Костюк), духовное чадо глинских старцев, возведенная в сан игумении. 27 авг. 1996 г. Б. м. был официально зарегистрирован, но уставная жизнь в новообразованной обители не сложилась, возможно в связи с отсутствием опытного духовника. 25 февр. 1997 г. мон-рь реорганизован в муж., а насельницы направлены в жен. обители соседних епархий. Настоятелем и священноархимандритом является еп. Сумской Иов (Смакоуз) , братии 10 чел., большинство из к-рых несут педагогическое послушание или учатся в Сумском пастырско-богословском ДУ. В Петропавловском соборе мон-ря 2 придела: в честь Св. Духа и Боголюбской иконы Божией Матери. В храме находится чтимая Боголюбская икона Божией Матери (XVIII в.). Строятся монастырские корпуса, на монастырском кладбище находится часовня во имя прп. Серафима Саровского. Арх.: Арх. ЦНЦ. Рубрики: Ключевые слова: БИЗЮКОВ ПРОПАСНОЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Херсонской и Таврической епархии), в пос. Червоный Маяк Бериславского р-на Херсонской обл. (Украина)

http://pravenc.ru/text/77944.html

К нему же: «На письмо ваше от 14 мая, нами полученное 17 ответствуем: стоящих по мнению вашему сотника и 100 человек казаков под Коломаком вывесть и поставить под Высокополье, которое у самих переходов неприятельских стоить. Токмо приказать, дабы непрестанные разъезды чинили, и что о неприятельском переходе уведают, давали бы вам и стоящим полкам в кампаментах под Коломаком, и в Валки, потому же через нарочнаго и нам. Мая 17 1728 г. при Полтаве». Эти предписания, показывая, какие тревоги вообще происходили между слобожанами при известии о диких крымцах, вместе показывают и военное значение Высокополья. Здесь более, чем гделибо, должны были наблюдать осторожность. В окрестностях Высокополья поныне остается множество курганов и насыпей, особенно по берегу р. Коломака. Г. Пассек, внимательно осматривавший эти насыпи и даже раскапывавший иные из них, насчитал около Высокополья до 146 курганов и несколько городищ. Распоряжения Вейсбаха и полковника Лесевицкого дают видеть, что по р. Коломаку обыкновенно стояли сторожевые посты Ахтырского полка, особенно при слухах о движениях крымцев. То же видно и по донесению 1694 г. Эти посты окапывались, дабы, как пишет Вейсбах, «что возможность допустит, чинить отпор» неприятелю. По насыпям стояли дозоры и маяки. Вот происхождение большей части насыпей высокопольских и коломацких, которых весьма много! Г. Пассек склоняется к тому, чтобы все насыпи, расположенные по р. Коломаку и около Высокополья, признать за остатки глубокой древности. Мы не говорим, что все насыпи и курганы около Высокополья и Коломака принадлежат слободским казакам. Очень хорошо известно, что курганы Слободской Украйны встречаются в межевых и других актах времени самого первого поселения казаков слободами. Но мы указываем только на значение Высокополья и Коломака, опущенное из внимания г. Пассеком, может быть, и потому, что ему не известна была по актам Коломацкая сторожевая линия. Число прихожан: в 1730 г. – 158 муж., 140 жен., в 1750 г. – 174 муж., 146 жен., в 1770 г. – 480 муж., 425 жен., в 1790 г. – 963 муж.,926 жен., в 1800 г. – 1193 муж., 1176 жен., в 1810 г. – 1345 муж., 1333 жен., в 1830 г. – 1268 муж., 1215 жен., в 1850 г. – 1360 муж.,1418 жен. пола. Приход по штату 4-го класса. Малая часть прихожан – помещичьи крестьяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Несколько лет назад отец Павел благословил нас вести работу по противоабортной деятельности. Так сложилось тесное сотрудничество сестричества с Алексеевским аграрным колледжем. Сестры милосердия проводят беседы со студентами, показывают фильмы и обсуждают их, проводят информационные выставки, раздают брошюры и памятки. Ежегодно в январе организуют акцию «Зажги свечу за нарождённого младенца». Более 10 лет каждый четверг сестры милосердия организуют соборное чтение покаянного канона жен, погубивших младенцев в утробе своей. Также сестры несут послушание по чтению неусыпаемых акафистов Казанской, Ахтырской иконам Божией Матери, Царственным страстотерпцам, читают Псалтирь. – С началом спецоперации вы принимаете активное участие в сборе и формировании гуманитарных грузов. Расскажите чуть подробнее об этом направлении вашей деятельности. – Сестры милосердия организовали на приходе изготовление маскировочных сетей, окопных свечей, мази для заживления ран, армейского сухого душа, пошив подушек-валиков для раненых воинов. Также был организован пошив постельного белья, одежды для госпиталей. Ежедневно в Воскресенский храм приходят трудиться прихожане, работники организаций города и жители посёлка. Мы рады и очень благодарны всем добровольцам за помощь. «Главное – любить и заботиться друг о друге» – Как направляет вас, чему учит сестер духовник отец Павел Чурашов? – Именно отец Павел стоял у истоков создания сестричества и подбирал будущих сестер из числа прихожанок по духовному состоянию и готовности к служению милосердия. Отец Павел всегда поймет, подставит плечо, не осудит. От меня, как старшей сестры, он не требует невероятных усилий. Всегда повторяет: «Все дела по силам». Любое послушание начинается с благословения батюшки. Если возникает мысль о каком-либо новом направлении в служении, мы с батюшкой обсуждаем, размышляем о том, кто из сестер сможет потрудиться. Без духовного руководства очень сложно, да и, наверное, просто невозможно справиться. Почти каждая сестра переживала противостояние близких, непонимание со стороны коллег, знакомых.

http://pravoslavie.ru/159050.html

а) В церковном архиве хранятся: манифест о смерти Петра I и восшествии на Всероссийский престол супруги его Екатерины Алексеевны, напечатанный 1725 г. генваря 28 дня; манифест о смерти императрицы Екатерины Алексеевны, присланный 1727 г. мая 12 дня; манифест о присяге Петру II, печатанный 1727 г. мая 7 дня. б) В самой описи 1804 г. написано: «Антиминсов три, тонкаго холста, первый данный в оную церковь от Преосвященнаго архиепископа Досифея в 1732 году, во всем крепкий, вторый и третий – от Преосвященнаго епископа Епифания в 1694 году». Следовательно, ясно, что придельные престолы освящены никак не позже 1694 г. в) На то же указывает находящаяся в церковной библиотеке постная Триодь м. п. 1693 г., на которой надпись говорит: «В Димитриевскую церковь села Ряснаго, в отчину стольника и полковника сумскаго полка Андрея Герасимовича Кондратьева», т. е. того самого, который в 1708 г. был умерщвлен раскольничьеюшайкою бунтовщика Булавина па Дону. Кроме помянутой Триоди в нынешнем храме сохраняются древние книги: Евангелие в лист м. п. 1697 г. , другое м. п. 1748 г., цветная Триодь м. п. 1692 г., Служебник ч. п. 1747 г. В 1814–1815 гг. в Рясном построен каменный храм с тремя прежними престолами усердием владельцев Димитрия Андреевича и сына его Константина Димитриевича Хрущовых. Новый великолепный храм освящен был ахтырским протопопом Феодором Щербинским в октябре 1816 г. В настоящее время богослужение совершается на одном только среднем престоле, посвященном чествованию святого великомученика Димитрия (Мироточивого); престолы же, находящиеся в южной и северной стороне храма, по усердию благодетельного помещика Константина Хрущова, обновляются и приводятся в благолепное состояние. Храм отличается богатою утварью. Исповедные росписи и метрики Димитриев-ской церкви с. Рясного начинаются с 1739 г. По переписи 1732 г. в Рясном 412 душ муж. пола. По ведомостям число прихожан, жителей Рясного, Александровки и Таратуты, в 1730 г. – 578 муж., 558 жен., в 1750 г. – 619 муж., 603 жен., в 1770 г. – 660 муж., 674 жен., в 1790 г. – 700 муж., 708 жен., в 1810 г. – 744 муж., 772 жен., в 1820 г. – 673 муж., 732 жен., в 1830 г. – 673 муж., 655 жен., в 1840 г. – 688 муж., 773 жен., в 1850 г. – 903 муж., 1007 жен. пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При храме Нижней Сыроватки многие были священниками Прожанские, из них Яков Прожанский с 1785 до 1810 года был священником и благочинным. Приход Нижней Сыроватки, по последнему штату, состоит во 2-м классе. По переписи 1732 года в Нижней Сыроватке школярей 7, два священника, казаков, подпомощников и работников 1447, да в хуторе Босых, которые поселены «лет 70», следовательно в 1662 году 93 душ муж.; по ведомости генерального межевания 1784 года в Сыроватке показано 2315 душ муж., 2247 жен. пола, при 9910 дес. земли, которая почти вся была пахотною. Число прихожан: в 1730 году 1530 муж., 1470 жен.; в 1750 году 1667 муж., 1543 жен.; в 1770 году 2071 муж., 2086 жен.; в 1790 году 2329 душ муж., 2380 жен.; в 1810 году 2338 муж., 2452 жен.; в 1830 году 2440 муж., 2591 жен.; в 1850 году 2502 муж., 2737 жен. От холеры умерло в 1831 году 100, в 1848 году 160 человек. Метрические книги прихода начинаются с 1735 года, исповедные – с 1798 года. СЛОБОДА ВЕРХНЯЯ СЫРОВАТКА На реке верхней Сыроватке, в 8 верстах от города Сумы. По преданию верхняя Сыроватка начала населяться в половине XVII столетия выходцами из за Днепра. Первый храм в верхней Сыроватке построен не позже 1660 года. В 1805 году начат постройкою и в 1812 году освящён каменный храм во имя Успения Божьей Матери. Строителем и попечителем сего храма был подпоручик Николай Власовский, который на собранную от прихожан сумму купил в бывшем Сумском монастыре старой церкви кирпич и иконостас. Сей иконостас существует и поныне, только в 1841 году он поновлён живописью и позолотою. Ахтырский купец Иоанн Грицаенко пожертвовал плащаницу на малиновом бархате с шитыми золотом изображениями 4-х евангелистов, ценою 200 рублей серебром; слободы Высшей Сыроватки казённый крестьянин Игнатий Грицаенко в 1840 году пожертвовал храмовую икону Успения Божьей Матери под серебряной вызлощенной шатой Села Бездрика помещик Николай Альферов в 1848 году построил вокруг церкви каменную ограду на свой кошт. Чего стоит эта ограда, положительно нельзя определить, а сам благотворитель говорит: Богу известно и Пречистой Матери Его. Побуждение к устроению сей ограды было следующее: упомянутый помещик, занимаясь охотою, нечаянно прострелил себе ногу. Пользуясь немалое время пособием земных врачей, и не имея в виду совершенно никакой надежды на излечение тяжкой раны, он обратился в Сыроватку к образу Божьей Матери Ченстоховской, и по чистосердечной молитве, скоро получил исцеление от раны. В благодарность за избавление от сей болезни он соорудил сию ограду.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ахтырка. Церковь Ахтырской иконы Божией Матери. Добавить фотографии Автор: ooezh Снято: 14 мая 2011 Добавлено: 5 июня 2011 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ахтырка (Кошелево). Церковь каменная, теплая, построена г.г. Сатиными в 1816 году. Престолов три: главный – в честь Ахтырской Божией Матери (2 июля), придельные – в честь Димитрия Ростовского (21 сентября) и Николая Чудотворца (6 декабря). Дворов 116, душ муж. п. 360, жен. п. 360, великороссы, земледельцы, имеют по 3 дес. земли на душу во всех трех полях. В приходе три деревни: Большая Ахтырка, Кошелево тож, 60 дворов , душ муж. пола 195, жен. пола 177, в 3 верстах от церкви, Саввинка 21 двор, душ муж. пола 60, жен. пола 73, в 1 версте и Малая Ахтырка 35 дворов, душ муж. пола 105, жен. пола 110, в полуверсте от церкви. Экономия г.г. Абрамовых, некрупная, в четверти версты от церкви. Пруд и лес. Школа церковно-приходская. Есть церковно-приходское попечительство. Опись церковного имущества имеется. Метрические книги с 1833 года. Штат: священник и псаломщик. У причта 1 десятина усадебной и 34 десятины полевой земли, последняя находится в одном месте, на расстоянии 1.5 верст от церкви, неудобная. Земля дает годового дохода 300 руб. Братский годовой доход 300-400 руб. Причт получает казенное пособие: священник 300 руб. и псаломщик 100 руб. в год и собирают ржи по 1 мере со двора. Причтевый капитал 300 руб. Церковный капитал 1700 руб. Церковные дома у священника (16х10 кв. ар.), у псаломщика (12х7 кв. ар.). Приход от станции «Кандауровка» Ряз.-Ур. ж.д. в 12 вер., земской больницы в 7 вер., от базара и волостного правления в с.Княжеве Богородицком в 5 вер., от благочинного в 18 вер., от г.Тамбова в 25 вер. Адрес: для телеграмм – ст. «Кандауровка», для корреспонденции – Княже-Богородицкое волостное правление Земский начальник 3 уч., пристав 3 стана Тамбовского уезда. Историко-статистическое описание Тамбовской Епархии, под редакцией А. Е. Андриевского. Тамбов, 1911 г. 3-й Тамбовский Сухотинский округ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Есть еще небольшая информация по этой церкви - 24 сентября 2011. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=18085

В просьбе своей от 4 июля 1767 г. Каплуновские священники Иоанн и Прокопий Умановы писали: «Дед его Иоанна, и Прокопия прадед, Иоанн Ильич был священником в Каплуновке до 30 лет, которому ишеющаяся ныне Каплуновская икона Пресвятой Богородицы явилась; с сею иконою во время с российскою армиею шведской войны был он под Полтавою, – а оттуда взят был в Москву и тамо прожил не малое время и с оным образом отпущен паки в Каплуновку. Отец его Иоаннов и дед Прокопиев Андрей и Демьян, Прокопия отец, были также при оной церкви священниками». В Каплуновском храме находятся самые верные памятники благоговения Царя Петра к чудотворной иконе. а.) Для чудотворной иконы Царем Петром устроена серебрянная вызлощенная риза с дорогими камнями и с серебрянным киотом. Это было после Полтавской битвы. В последствии на чудотворную икону возложена была золотая риза с драгеценными камнями, дар благодарности Матроны Гамалеевой, принесенный в 1804 г.; а риза царская возложена на копию чудотворной иконы, стоящую в храме за левым клиросом. б.) Святое евангелис М. п. 1699 г., в серебрянной вызлощенной оправе, с такой надписью по краям оклада: «1705 г. февр. 25 д. по указу В. Государя построено сие св. евангелие Ингерманландской канцелярии на Государевы деньги Ахтырского уезда в с. Каплуновку в церковь Пресв. Богородицы весом серебра 15 фунт. 4 золотн., а на позолоту 35 червонцев». Чило прихожан: в 1730 г. 890 муж. 879 жен., в 1750 г. 935 муж. 910 жен., в 1770 г. 986 муж. 943 жен., 1780 г. 1007 муж. 992 жен., в 1790 г. 1130 муж. 1172 жен., 1810 г. 1140 муж. 1202 жен., в 1830 г. 967 муж. 1022 жен., в 1850 г. 1036 муж. 1098 жен. пола. Из указа Консистории 1767 г. видно, что а.) 1738–1767 г. были в Каплуновке три священника, а в 1767 г. третий священник «за неимением указного числа приходских дворов» отменен; б.) «подцерковной и собственной земли не имеется», писали тогда священники; в) «в продаже свечей попадьям священников препятствие не чинить», предписывала Консистория. ГОРОДНАЯ На р. Мерле в 6 верстах от Краснокутска, 30 от Богодухова и в 35 от Ахтырки.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В новейшее время от холеры 1848 г. умерло прихожан до 200 чел., а от цинги в 1849 г. – до 100 чел. Неурожай хлеба и падеж скота увеличили бедность крестьян. Число прихожан: в 1730 г. – 681 муж., 648 жен.18, в 1750 г. – 728 муж., 695 жен., в 1770 г. – 785 муж., 770 жен., в 1790 г. – 870 муж., 814 жен., в 1810 г. – 1118 муж., 1069 жен., в 1830 г. – 1210 муж., 1200 жен., в 1850 г. – 1114 муж. пола, 1162 жен. пола. По штату приход 4-го класса. ВЫСОКОПОЛЬЕ На речке Коломаке, при дороге из Валок в Красный Кут, на северо-западе от Валок, в 15 верстах. Высокополье занимает то место, где был в давние времена Хмелев-городок – один из древнейших русских городков, разоренных дикой татарской ордой. Внутри нынешнего Высокополья поныне видно старинное укрепление, или городок. С какого времени заняли Высокополье черкасы, вошедшие потом в состав Ахтырского полка, доподлинно неизвестно. Но судя по тому, что Высокополье расположено у самого пути, которым татары обыкновенно вторгались в Россию, полагаем, что оно населилось около 1682 г., тогда как последовало умножение черкасов в Коломаке новыми выходцами из-за Днепра. По актам Высокополье видим в 1694 г.19 В 1717 г. высокопольский Николаевский священник Василий писал, что храм Святителя разорен, но ныне в 1717 г., по благословению архипастыря Антония, построен, впрочем, по малому числу прихожан еще не освящен. Разорение храма, без сомнения, последовало от татар в 1711 г. Итак, вероятно, что первый черкасский храм построен здесь около 1682 г. Усердию майора Заварыкина (умер в 1818 г.) и частью высокопольских казенных крестьян принадлежит нынешний каменный храм, который освящен во имя Св. Н иколая в 1806 г. В 1827 г. коллежский советник Петр Костев-ский (умер в 1837 г.) возобновил и покрыл железом построенный тестем его храм. Вдова его Наталья Николаевна Костевская в 1841 г. приобрела храму утварь, сделала несколько починок, всего на 430 р. серебром, а в 1842 г. при построении новой каменной колокольни пожертвовала материалом и деньгами до 800 р. серебром. Казенный крестьянин Павел Ус пред смертию своею оставил храму до 330 р. серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1879 г. (РГБИ) Самарский Пустынный во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. 1879 г. (РГБИ) Важную роль в епархиальной жизни играл Самарский Пустынно-Николаевский мон-рь, расположенный на острове, к-рый образуют реки Ст. и Нов. Самара, близ Новомосковска. В 1787 г. в обители вместо обветшавшего деревянного храма был возведен новый. В 1791 г. мон-рь был приписан к архиерейскому дому. Широко почитался, в т. ч. старообрядцами Стародубья , в то время входившего в Екатеринославскую епархию, инок Самарского Пустынного монастыря Лаврентий († 1799), погребенный в мон-ре. В 1807 г. Самарской обители был передан из Екатеринослава список чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, названный Самарской иконой Пресв. Богородицы. Ежегодно образ крестным ходом носили по епархии (после 1917 местонахождение иконы неизв., сохр. 3 списка: в Новомосковске, в днепропетровском Свято-Троицком соборе и в собрании Художественного музея Днепропетровска). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в епархии было основано неск. монашеских общин, преимущественно жен., со временем преобразованных в мон-ри. В 1877 г. из общины был преобразован днепропетровский в честь Тихвинской иконы Божией Матери жен. мон-рь , в 1886 г. статус монастыря получила основанная в 1873 г. в Новомосковском у. Иосифовская жен. община (см. марьевский во имя св. Иосифа Обручника жен. мон-рь ), при обители действовал общежительный скит. В 1897 г. в с. Ивановка на средства помещика М. И. Фадеева была устроена Трехсвятительская Светловская жен. община. В 1903 г. учреждена жен. община в честь иконы Божией Матери «Знамение», в 1906 г. преобразованная в мон-рь (см. «Знамения», иконы Божией Матери, жен. мон-рь в с. Вербовском). В 1885 г. помещик Р. Н. Вербовский в с. Кохановка Павлоградского у. основал Самарский Свято-Троицкий муж. мон-рь. В 1814 г. был учрежден таганрогский Иерусалимский во имя Св. Троицы, св. кн. Александра Невского и свт. Иоанна Златоуста греч. муж. мон-рь , подворье Иерусалимской Церкви (закрыт в 1923). К 1902 г. в епархии действовали ок.

http://pravenc.ru/text/178625.html

В. Церкви Красного Села и Дудергофа. Красное Село, 2006. С. 18-19), кладбищенские ( Шульц С. С., мл. Храмы С.-Петербурга. 1994. С. 214. 14(705); Бицадзе Н. В. «Храмы-грады» в контексте рус. культуры кон. XIX - нач. XX вв.//Рус. галерея. М., 2001. 2. С. 46), храмы-усыпальницы ( Михайлова Л. Г. Об атрибуции Казанской церкви-усыпальницы Каменских в Перми//Из истории худож. культуры Урала: Сб. науч. тр. Свердловск, 1985. С. 42-51). Мн. новые мон-ри и общины создаются в честь К. и. (напр., барнаульский в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рь , Болотовский Казанский жен. мон-рь в Рязанской епархии (1900), каслинский Казанский жен. мон-рь (1901); жен. общины: Терская в Тамбовской епархии, Ахтырская (1904), Осташковская (1907), варнавинская Новоказанская в Костромской епархии; Казанской иконы Божией Матери (Серафимо-Алексеевский) Бахаревский жен. мон-рь (1908) в Пермской епархии, Васюринский Казанский муж. мон-рь в Ставропольской епархии, омский в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1910), оренбургский Казанский жен. мон-рь (1915)). Казанские церкви возводились к 300-летию царствующего Дома Романовых. В пос. Вырица под С.-Петербургом Казанским правосл. братством, основанным по благословению С.-Петербургского митр. Владимира (Богоявленского) , в 1913 г. заложен, а в 1914 г. освящен деревянный шатровый Казанский храм в стиле древнерус. зодчества по проекту архитекторов М. В. Красовского и В. Р. Апышкова. Вырицкому храму суждено было стать одним из духовных центров послереволюционной России. 8 июля 1918 г., в день празднования Казанской иконе, после зверского убийства имп. Николая II и царской семьи в Екатеринбурге, в Казанском соборе на Красной площади в Москве Патриарх Тихон во время литургии сказал слово, осудившее это преступление власти (Акты свт. Тихона. С. 143). В мае 1922 г. проводилось изъятие ценностей иконостаса Казанского собора в Петрограде (СПб епархия в XX в. С. 96). Серебряные ризы с икон местного ряда иконостаса, где стояла Казанская икона, отрывались и ломались, потому что было решено свозить их не в Эрмитаж, а в Горфинотдел.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010