Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Ключарёв Алексей Иосифович; 17.03.1820, г. Александров Владимирской губ.- 3.09.1901, Харьков), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Род. в семье протоиерея Амвросий (Ключарёв), архиеп. Харьковский. Кон. XIX в. Амвросий (Ключарёв), архиеп. Харьковский. Кон. XIX в. Богоявленской ц. г. Александрова. Обучался в Вифанской ДС (1834-1840), затем в МДА (1840-1844). 30 окт. 1844 г. направлен «профессором наук философских» в Вифанскую ДС, где зарекомендовал себя как прекрасный преподаватель. 26 окт. 1845 г. утвержден в ученой степени магистра и в звании профессора богословия. В 1848 г. женился на Е. С. Владимирской, дочери московского прот. Сергия Владимирского, после смерти к-рого взял на себя заботу о его многочисленном семействе. 23 окт. 1848 г. назначен священником в московский в честь Рождества Богородицы жен. мон-рь , 14 нояб. рукоположен во диакона, 17 нояб.- во священника. В нач. марта 1849 г. переведен в Казанскую ц. у Калужских ворот. С 4 марта 1864 г. протоиерей. В июне 1860 г. скончались жена и пятилетний сын А. По настоянию свт. Иннокентия (Вениаминова) , митр. Московского, 7 нояб. 1877 г. А. принял монашество, 8 нояб. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Валдайского мон-ря . 15 янв. 1878 г. А. был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, с 6 апр. 1878 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, принимал активное участие в епархиальном управлении и деятельности Православного миссионерского об-ва . В Москве А. приобрел широкую известность как чуткий к проблемам времени, красноречивый проповедник, его проповеди публиковались в «Московских ведомостях» . А. выступал также с публичными лекциями о духовно-нравственных последствиях реформ (см. Реформы в России в 60-80-х гг. XIX в. ). А. отрицательно оценивал рус. общественные течения сер. XIX в., видя в них торжество материалистического, чувственного мировоззрения, противоположного христианскому, что во многом, по мнению А., было обусловлено развитием секуляризованной науки, к-рая своей высшей целью ставит удовлетворение материальных потребностей человека. Опираясь на науку, общественная мысль, по мнению А., извратила естественные понятия, в частности представление о свободе, заменив ее вседозволенностью, представление о месте женщины в об-ве, приписав женщине несвойственные ей устремления. А. придавал большое значение христ. просвещению, основал ж. «Душеполезное чтение» и заведовал его редакцией в 1860-1866 гг.

http://pravenc.ru/text/114386.html

Она использовалась преимущественно для служения панихид и «поставления до срочного времени усопших». Однажды некоему благочестивому крестьянину во сне было видение, чтобы из этой деревянной церкви была взята старинная Ахтырская икона Божией Матери и перенесена в новый храм. Когда же это видение повторилось не один раз, этот благочестивый человек поведал обо всем священнику. Со всеми надлежащими обрядами и большой честью икона была взята из церкви и водружена на новое место – в придел свв. Жен-мироносиц, где и находится по сей день. Предание гласит, что в тот же день в старой церкви случился сильнейший пожар - он и послужил, очевидно, причиной того, что в том же году церковь упразднили. История сохранила для нас имя второго благотворителя храма Архангела Михаила – протоиерея Тимофея Павловича Розанова, который прослужил здесь более полувека, став настоятелем в 1857 году. Это был один из известнейших людей своего времени. Прекрасный знаток церковного устава, он имел несколько трудов в области церковного Богослужения и христианского благочестия, был награжден от Духовной консистории орденами Св. Анны III степени и Св. Владимира IV степени. При нем храм неоднократно ремонтировался и украшался новыми иконами и утварью. В годы его служения были изготовлены прекрасные Богослужебные сосуды, сохранившиеся до наших дней. Был настелен пол из каменных лит, а стены храма расписаны артелью Сафонова, известной своим уникальным стилем письма. Кисти Сафонова принадлежат, в частности, росписи древнейшего Георгиевского собора в Юрьевом монастыре близ Великого Новгорода, где находится усыпальница графини А. А. Орловой-Чесменской. В нишах по обе стороны западного входа сохранились надписи, донесшие до наших дней имена благотворителей храма: «Украшен храм сей при священнике Тимофее Розанове, диаконе Димитрии Машкове и псаломщиках Косме Рождественском и Михаиле Юрасове, церковном ктиторе Стефане Насокине. Работы в храме исполнены мастером Николаем Михайловичем Сафоновым… усердием и иждивением крестьянина д.

http://sobory.ru/article/?object=02604

Иконографический вариант этой иконы неизвестен. Имела небольшие размеры, на средства Караулова были изготовлены серебряный золоченый футляр и риза, низанная жемчугом и камнями. Позднее риза поновлялась на пожертвования крестьянки А. М. Стуловой. Икона была вставлена в раму, находилась в резном киоте. Лит.: Сергий (Спасский), архим. Повествование о чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радости», находящейся в Арзамасской Высокогорской пустыни//Нижегородские ЕВ. 1867. Ч. неофиц. 19. С. 589-593; Четыркин И. Н. Арзамасская Высокогорская Вознесенская муж. пустынь//Там же. 1888. 11. С. 524-529; Коневский М. Ф. , свящ. Краткий ист. очерк и описание Арзамасской Высокогорской Вознесенской муж. Общежительной пустыни Нижегородской епархии. Н. Новг., 1914. С. 13. Арзамас, 19162; Арзамасская Высокогорская пустынь//Рус. паломник. 1916. 21. С. 320-321. В ахтырском во имя Св. Троицы мон-ре Харьковской епархии Икона «В. с. Р.» была написана, очевидно, в 1-й пол. XVIII в. (226,5 ´ 168 см). По преданию, оставлена в мон-ре неким священником, направлявшимся по обету в Киев. После упразднения мон-ря в 1788 г. икона пребывала в том же храме Св. Троицы. С восстановлением жен. мон-ря в обители в 1843 г. в книге стали записывать сведения об исцелениях от иконы. К 1859 г. их было более 10; после проведенного расследования в 1864 г. икона была официально признана чудотворной. Находилась в Скорбященском приделе собора Св. Троицы в особом киоте. До наст. времени не сохранилась, известна по фотографиям, восходит к зап. типу «Madonna Misericordia». Была украшена серебряным окладом. Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. Х., 1852. Отд. 1. С. 207; Макухин Н. И. Чудесныя исцеления пред иконою Божией Матери «Всех скорбящих радости», что в Ахтырском Св.-Троицком мон-ре, с предварительным сказанием об этой иконе и самом мон-ре. Од., 18956; Св.-Троицкий Ахтырский мон-рь (1654-1904)//Рус. паломник. 1904. 35. С. 600. В Вологде Написание иконы «В. с. Р.» из Воскресенского собора датируется, видимо, не позднее сер. XVIII в. Сначала находилась в ц. Богоявления на Лосте, в 12 верстах от Вологды по московскому тракту. По преданию, была найдена в 1766 г. после видений во сне больной крестьянке дер. Сошниково Христине Галахтионовой, обнаружившей икону под алтарем в подвале церкви. О том, что от иконы происходили исцеления, было доложено Иосифу (Золотому), еп. Вологодскому и Белозерскому. По его распоряжению соборный ключарь Димитрий Стефанов забрал образ из Богоявленской ц. и доставил его в консисторию. За 1766-1768 гг. было собрано 59 показаний о чудесных исцелениях, к-рые, как правило, совершались заочно, а молебны служились в благодарность за них. Свидетельства были зафиксированы в следственном деле и в рукописи, хранившейся в соборе. Несмотря на попытки клира Богоявленской ц. в 1767 г. забрать икону, она была оставлена в соборе.

http://pravenc.ru/text/155562.html

В 1899 г. начал работу Комитет по историко-статистическому описанию Орловской епархии, в состав к-рого вошли ректор Орловской ДС прот. В. А. Сахаров и преподаватели. В том же году вышел труд Г. М. Пясецкого «История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей». В кон. XIX - нач. XX в. из Орловской епархии в Синод поступали ходатайства о перенесении мощей сщмч. Кукши из Киево-Печерской лавры в Орловскую епархию; эти просьбы Синод отклонял. Но в 1895 г. по просьбе Орловского еп. Мисаила (Крылова) и по благословению Киевского митр. Иоанникия (Руднева) в Орловскую епархию доставили икону сщмч. Кукши с частью его мощей, икона была написана в Киево-Печерской лавре (утрачена в советский период). Позднее такая же икона была привезена в Болхов. Резолюцией Орловского еп. сщмч. Кириона (Садзаглишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (II) ) от 25 апр. 1905 г. и указом Синода от 13 авг. того же года в Орловской епархии было установлено торжественное празднование памяти сщмч. Кукши 27 авг. и поминовение его на богослужебных отпустах в храмах епархии (Орловские ЕВ. 1905. Отд. офиц. 32. С. 331-332; 34. С. 355). В кон. авг. 1913 г. в епархии торжественно отмечалось 800-летие со дня мученической кончины сщмч. Кукши. На торжествах присутствовали вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , Киевский митр. Флавиан (Городецкий) , духовник Марфо-Мариинской московской женской обители милосердия прот. Митрофан (впосл. схиархим. преподобноисп. Сергий (Сребрянский) ) и др. почетные гости. С момента возникновения до нач. XX в. в Орловской губ. было построено или полностью перестроено ок. 1 тыс. церквей, в т. ч. 42 в Орле: кафедральный Ахтырский собор, 15 приходских, 5 кладбищенских, 12 домовых, 5 церквей при архиерейском доме, 4 церкви в орловском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре. В 1905 г. насчитывалось 2 060 795 прихожан, 915 приходов, 771 каменная церковь, 271 деревянная, 872 приходские, 44 кладбищенские, 15 церквей при казенных заведениях, 18 домовых, 36 приписных и 1 единоверческая церковь, 16 богаделен (в к-рых жили 256 чел.), 766 церковных и 22 благочиннические б-ки, 9 муж. мон-рей (насельники - 214 монахов и 106 послушников); 6 жен. мон-рей (насельницы - 557 монахинь и 1142 послушницы). В 1906-1937 гг. существовало Елецкое викариатство Орловской епархии . Духовное образование и просвещение, миссионерская деятельность до 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

27 сент. 1960 г. мощи свт. Тихона были изъяты у верующих и переданы в Орловский краеведческий музей. 8 мая 1965 г. в Орле по сфабрикованному делу к 2 годам лишения свободы приговорены сотрудники Орловского ЕУ П. Н. Самчук (впосл. архиеп. Паисий) и Н. С. Сапсай (впосл. архиеп. Нестор). 23 дек. 1965 г. Судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда РСФСР приговоры были отменены, сотрудники ЕУ освобождены. В 60-х гг. XX в. уничтожены мн. церковные здания, в т. ч. признанные к тому времени памятниками архитектуры. Так, в Орле были разрушены Покровская, Преображенская, Сергиевская и др. церкви. С 1960 по 1969 г. в Орловской обл. количество действующих церквей сократилось с 23 до 15. Действующими оставались 4 церкви в Орле, по 2 - в Болхове и в Орловском р-не, по одной - в городах Мценск, Дмитровск, Ливны, в пос. Кромы, а также в Кромском, Малоархангельском, Глазуновском районах. Архиеп. Палладий (Шерстенников; 1963-1976; с 25 февр. 1968 митрополит), согласно отчету Совета по делам религий за 1968 г., негласно проводил благотворительные акции «в широком масштабе» ( Поспеловский Д. В. РПЦ в XX в. М., 1995. С. 350). Епархия была вынуждена перечислять значительные средства в Советский фонд мира. Начиная с 1976 г. взносы Орловской епархии в фонд в 3 раза превышали отчисления соседних епархий. При Орловском еп. Глебе (Смирнове ; 1976-1987; с 9 сент. 1978 архиепископ) было отремонтировано большинство действовавших храмов епархии, в 1986 г. отреставрирован Ахтырский кафедральный собор. Орловская епархия в кон. 80-х гг. XX в.- 2018 г. В 1988 г. на территории Орловской обл. действовали 42 религ. объединения, из них 15 православных. Благодаря нормализации государственно-церковных отношений в том же году в регионе широко отмечалось 200-летие Орловской епархии и 1000-летие Крещения Руси. В 1989 г. открыты 6 храмов, через полтора года - еще 11. К кон. 1990 г. в Орловской обл. зарегистрирована 31 правосл. община, к кон. 1993 г.- 46 общин. В 90-х гг. открылись Успенский мужской и Введенский женский мон-ри в Орле, Марие-Магдалининский жен.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

490-491 МЕЛАДИЙ прп. (пам. 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), старец, чудотворец, Киево-Печерский МЕЛАНИЯ ЕЛЕЦКАЯ (Пахомова Мелания Памфиловна; в монашестве Миропия (?); 1759-1836) затворница елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря 492-494 МЕЛАНИЯ РИМЛЯНЫНЯ (Младшая, Новая)(383 или, по мнению Э. А. Кларк, 385/6, - 438/9), прп. Вифлеемская (Палестинская) (пам. 31 дек.), внучка Мелании Старшей одна из самых значительных фигур жен. монашества 494-498 498-499 МЕЛАНХТОН Филипп (1497-1560), немецкий гуманист, теолог и педагог, систематизатор лютеранской теологии 499-529 МЕЛЕВСИПП мч. (пам. 16 янв.; пам. греч. 17 янв.) - см. в ст. Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и Леонилла 529-530 МЕЛЕКЕССКОЕ ВИКАРИАТСТВО Самарской епархии, существовало в 1923-1928 гг.; в составе Ульяновской епархии действовало в 1929-1935 гг. МЕЛЕТИЙ свт. (сщмч.?) (пам. 21 сент.), еп. Кипрский - см. в ст. Исаакий и Мелетий, святители (священномученики?) МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский 531-536 МЕЛЕТИЙ (Якимов Михаил Кузьмич; 1835-1900), свт. (пам. 14 янв., 5 июня, а также в Соборах Рязанских, Липецких, Сибирских, Иркутских и Якутских святых), еп. Рязанский и Зарайский, миссионер, писатель 536-541 541-542 МЕЛЕТИЙ прп., Киево-Печерский, иерей - см. Мелетий, Петр, Серапион, Филарет, преподобные, Киево-Печерские, иереи МЕЛЕТИЙ (Голоколосов; † 1918), иером., прмч. (пам. в Соборе овомучеников и исповедников Церкви Русской) МЕЛЕТИЙ (Федюнев Михаил Михайлович; 1871-1937), иером., прмч. (пам. 10 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МЕЛЕТИЙ († ок. 330), св. (пам. зап. 4 дек.), еп. Севастополя (ныне Сулусарай, Турция) в пров. Армения Вторая

http://pravenc.ru/vol/xliv.html

В 1939 г. в Тяньцзине япон. оккупационные власти приспособили под склад правосл. Покровский собор, но в 1941 г. рус. община построила на территории госпиталя новый храм Покрова Пресв. Богородицы. Всего во время япон. оккупации на территории Тяньцзиня действовало до 5 правосл. церквей. В 1941 г. в Харбине была освящена Благовещенская ц., благолепие к-рой отметил архиеп. Виктор при посещении Харбина в апр. того же года. В ней некоторое время хранилась Ахтырская икона Божией Матери . Летом 1942 г. из ведения П. д. м. в юрисдикцию Харбинской епархии перешли почти все церкви на территории Маньчжоу-го: Иннокентиевская в Маньчжурии, Казанско-Богородицкая в Хайларе, Никольская в Синьцзине, Михаило-Архангельская в Дайрене, Нерукотворного Спаса в Мукдене и Табынско-Казанская жен. обитель в пос. Какагаси близ Дайрена. На завершающем этапе войны правосл. духовенство в Китае предприняло попытки сближения с РПЦ. В авг. 1945 г. архиеп. Виктор обратился с просьбой о воссоединении с МП, и в конце года Свящ. Синод в Москве принял П. д. м. под свое управление. После окончания второй мировой войны вновь обострились отношения между правосл. иерархами в Китае. Положение осложнялось тем, что Шанхайский еп. Иоанн (Максимович), в 1944-1946 гг. поддержавший архиеп. Виктора (Святина), в мае 1946 г. вернулся в ведение Зарубежного Синода РПЦ. В 1946 г. Зарубежный Синод возвел еп. Иоанна в сан архиепископа и сделал его независимым от Пекина. Гоминьдановское правительство, враждебно относившееся к принявшему советское гражданство начальнику П. д. м. архиеп. Виктору, покровительствовало гражданину Китайской Республики архиеп. Иоанну, признавая его законным представителем интересов Православной Церкви в Китае и начальником миссии. В окт. 1946 г. архиеп. Виктор был даже арестован кит. властями в Шанхае «за участие в Антикоминтерновском союзе» и неск. дней находился в тюрьме. Колокольня с надвратной церковью над юж. воротами Пекинской духовной миссии. Нач. ХХ в., разрушена в 1956 г. Фотография. Нач. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/2579896.html

В 1896 г. был построен новый каменный, однопрестольный Преображенский храм. Строился он стараниями прихожан. Ему принадлежали: 1 дес. усадебной земли и 60 дес. пахотной. По Справочной книге для Харьковской епархии Ивана Самойловича за 1904 г., прихожан было 4559 муж. п. и 4418 жен. п. Церковный капитал составлял 6504 р. 31 к. По штату был положен причт: два священника, диакон и два псаломщика. При храме были две церковно-приходские школы и школа грамоты на хуторе Доценкове. К храму были приписаны хутора: Босевщина, Студник, Грицынин, Пашков, Бережки, Прудников, Новый, Доценков, Лободовщина, Валки, Лифен и Хильков. Спасо-Преображенский храм построен по проекту харьковского епархиального архитектора В.Х. Немкина. В 1960 г. он был закрыт, пришел в запустение. Была полностью уничтожена настенная роспись, выполненная известным художником Кричевским. Иконопись сохранилась только в алтарной части. 29 августа - праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа (944). Архиепископ Сумской и Ахтырский Марк совершил первую Божественную литургию в восстанавливающемся Спасо-Преображенском храме с. Малая Ворожба Лебединского р-на. После Божественной литургии был совершен крестный ход вокруг обновленного храма, Владыка Марк окропил стены храма и присутствующих святой водой. Затем Владыка Марк обратился к собравшимся со словами проповеди и поздравления с праздником. Владыка поблагодарил всех, кто потрудился над восстановлением храма, руководство области и района, которое обратило внимание на проблемы и нужды села и организовало поиск средств для реконструкции, всех добрых людей, которые внесли свои средства для того, чтобы храм хотя бы снаружи засиял своей первоначальной красотой. Конечно, ещё многое предстоит сделать, но то доброе начало, положенное этими людьми, станет началом полного восстановления 115-летнего храма. После всех сказанных речей протодиакон возгласил многолетие всем потрудившимся в восстановлении храма, настоятелю и прихожанам и всем молящимся в храме сем, получившем новую жизнь благодаря их совместным стараниям.

http://sobory.ru/article/?object=13821

Список использованных источников:  Багалей Д.И., Миллер Д.П. История города Харькова за 250 лет его существования с 1655 по 1905 г. Х., 1912. Т.2. Самойлович И. Справочная книга для Харьковской епархии. Х., 1904. Кодин В.А., Ерошкина Е.А. Храмы Слобожанщины. Формирование архитектурно-художественных и градостроительных традиций. Х, РИП " Оригинал " , 1998. Свято-Пантелеимонская церковь//Слобода, Х., 1998, 15 дек. ГАХО ф.40, оп. 110, д. 1845. [http]pravoslavie.kharkov.ua/hramkhar.html Пантелеймоновская церковь построена в 1885 г. старанием строительного комитета на средства благотворителей. Каменная, трехпрестольная: главный – в честь св. вмч. Пантелеймона, правый – в честь Ахтырской иконы Божией Матери и левый – в честь св. Иоанна Воина. Земли пахотной и сенокосной нет, имеются три небольших деревянных, обложенных кирпичом, дома. Один на Песчанской улице, другой по Белобровскому переулку и третий – по Фроловскому переулку. Неприкосновенного капитала церкви 75 руб., капитал причта 910 руб.; прихожан муж. пола 1159 душ, жен. пола 1211 душ. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика, диаконская вакансия не замещается. Жалование причту не положено. Помещение у первого священника собственное, у второго – церковное, а псаломщики живут в наемных квартирах при пособии от церкви 5 руб. в месяц. Женская церковно-приходская школа имеется, приходского попечительства нет. Священник Василий Петухов, на настоящем месте с 1885 г., заведующий церковно-приходской школы; священник Иоанн Приходин на настоящем месте с 1898 г., состоит законоучителем местной церковно-приходской школы, письмоводитель епархиального попечительства; псаломщик в сане диакона Иоанн Котляров, на настоящем месте с 1899 г., рукоположен во диакона с 1901 г. и псаломщик в сане диакона Александр Попов, на настоящем месте с 1903 г. Церковный староста коллежский секретарь Иван Туранский с 1899 г. «Справочная книга Харьковской епархии», составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И. М. Варшавчика Николаевская ул. дом 1904 г.

http://sobory.ru/article/?object=03882

Итак, молю вас, возлюбленные, будьте бдительны. Вы, верующие, вместе с нами составляете сущую на земле воинствующую Церковь ; вместе с нами вы ее и охраняйте. Св. Иоанн Златоуст говорит, что пастыри и учители Церкви преподают учение слушающим, но слушающие должны передавать его в свои семейства и в круг своих знакомых. Пастыри не могут быть везде, все видеть и знать, за всем наблюсти; сами православные христиане, знающие друг друга, должны вразумлять и охранять себя взаимно. По мыслям, которые мною указаны, вы легко узнаете штундистов; отмечайте их, указывайте их священникам для вразумления; остерегайтесь распространителей штунды, – каковыми во многих местах были крестьяне, возвращающиеся с заработков из немецких колоний, отставные солдаты, писаря, железнодорожные служители, подозрительные книгоноши и пр. Весь свет знает, возлюбленные, что все вы готовы за веру нашу православную и Церковь святую кровь пролить и жизнь свою положить, но помните, что эта пламенная ревность по вере и Церкви охраняется только духовною бдительностью и разумною твердостью в исповедании и охранении догматов св. веры и уставов Церкви. Если допустим врагам расхищать людей православных, развращать их умы и отдалять их от Церкви, то и за веру нашу и за православное отечество наше постоять будет некому. Паче же поучайтесь в слове Божием, читайте книги, изъясняющие учение святой православной веры, и обличающие заблуждения; в затруднительных случаях обращайтесь к пастырям Церкви. Соблюдайте церковные уставы, преуспевайте в благочестивой жизни, посещайте неуклонно храмы Божии, и молитесь вместе с нами Пастыреначальнику нашему Господу Иисусу Христу, да сохранит Церковь Свою невредиму и незыблему, и нас в вере истинной да утвердит, от соблазнов да охранит и да сподобит нас благодатью Своею в мире и единомыслии житие наше приити и вечное спасение улучити. Аминь. Читать далее Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903./Т. 5 : (Дополнительный). - 1903. - VIII, 494 с., 1 л. портр. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010