Джихад временно затормозился в Испании, если не считать мучеников Кордовы, но нашел новый выход в Средиземном море. На острове Сицилия у берегов Италии, которому теперь суждено стать почти на триста лет еще одним мусульманским владением в Европе, уступая по значению только Испании. Долгое сопротивление. Сицилия, 827–902 Завоевание Сицилии арабами началось в 827 году, хотя, к тому времени средиземноморский остров уже неоднократно подвергался набегам. Как мы читали в предыдущей главе, первые два арабских нападения на Сицилию были совершены из Туниса в 652 и 667 годах. В том последнем джихаде арабы разграбили местные церкви, захватив огромное число золотых и серебряных икон, украшенных драгоценными камнями и жемчугом. Не желая, чтобы этим неверным изображениям поклонялись на священной мусульманской земле, арабы продавали их в Индию местным индуистским раджам, готовых, как всегда, заплатить высокую цену за драгоценные товары Запада. Это было время расцвета джихада, а потому в VIII веке произошло не мало набегов на Сицилию, слабо защищавшуюся византийскими императорами. Сами императоры усердно отбивались на своей родной земле в Анатолии, Румелии и Италии от нашествий разношерстных варваров: болгар, славян, хазар, лангобардов, и, конечно, арабов. В те трудные времена Сицилия не имела приоритета в оборонительной стратегии Константинополя. Большинство этих набегов шло из Туниса, Ифригии, как его тогда называли (когда-то это имя дало свое название целому Африканскому континенту), но некоторые начинались и из других мест мусульманского мира. Один в 700 году стартовал с небольшого острова Пантеллерия, другой в 730 году – из Сирии. Сицилия на протяжении десятилетий стала счастливым охотничьим угодьем арабских налетчиков, которые приходили и уходили по своему усмотрению. Но византийцы не всегда бывали беспомощны. Однажды, в 660-х годах, они даже использовали Сицилию в качестве базы против арабских владений. Энергичный император Констант II, внук Ираклия, решил остановить арабские вторжения в Италию и Сицилию (он также мечтал снова сделать Рим столицей мира), и разместил свой штаб в Сиракузах. Созданием этой базы он также намеревался помешать высадкам арабов в Греции, что означало бы окружение столицы его империи на Босфоре. Это слабо помогло ему. Лангобарды продолжали занимать разные части Италии и основали герцогство Беневентум на юге полуострова, в то время как арабы опустошали значительные районы Анатолии. В довершение этой череды несчастий Константа II убили мятежные солдаты во время посещения Сицилии, но защита острова, по крайней мере, отложила оккупацию Греции мусульманами на несколько сотен лет позднее. (Мусульмане, захватившие Грецию в середине 1300-х годов, были не арабами, а турками, которые не имели себе равных в преданности пророку.)

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Конфликты часто приобретали двусмысленность, когда христианские короли вступали в союз с мавританскими правителями, против соперничающих христианских монархов, и точно так же мусульмане выступали в бой бок о бок с христианами, против своих братьев мусульман, ставших политическими врагами. Для сражающихся, каким бы мрачным не казалось соперничество, когда они сражались на стороне своих врагов против своих же сородичей, конечная цель войны всегда была ясна: триумф христианства с одной стороны, триумф ислама с другой. Во многих отношениях джихад, каким он был для мусульман, и Реконкиста, какой она являлась для христиан, также часто превращались в огромную и запутанную гражданскую войну, в которой христиане сражались против мусульман, испанцы против испанцев, испанцы (христиане или мусульмане) против арабов и мавров, мавры против арабов и арабы, одного племени, против арабов из другого. В течение двух столетий, особенно во времена Альморавидов и Альмохадов, Реконкиста превратилась в европо-африканскую войной, но в которой всегда присутствовало религиозное соперничество: Мухаммед против Иисуса Христа. В конце концов, поскольку христиане победили, Испания и большая часть Европы, в отличие от Ближнего Востока и Северной Африки, управляемых мусульманами, остаются для мусульман Дар-аль-харб – землей войны. Во времена Реконкисты Испания уже стала известна маврам Марокко и Алжира как место, где благочестивые молодые мусульмане, жаждущие мученического венца, сражались и умирали, чтобы получить в Раю то, что «Энциклопедия ислама» благоразумно описывает как «особые привилегии», ожидающие мучеников ислама. Разобщенность часто сопровождала арабов, и следует отсеивать, но не слишком сильно, эти частые внутри мусульманские войны, в конечном итоге не имевшие ничего общего с джихадом, и которые только отвлекают наше внимание от него. Вот один пример из прекрасного труда Рейнхарта Дози об исламской Испании, впервые опубликованный в 1861 году, показывает все, что можно сказать об этих войнах среди мусульман.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

836 Фидеикомисс – термин из римского права, означающий завещание, обязывающее передать наследство третьему лицу, которое непосредственно не может быть сделано наследником. 837 Inlustres (illustres) – титул высших чиновников империи. Им титуловались префекты преторий (Восточной, Иллирийской, Италийской и Галльской), на которые была разделена империя, а также префекты Рима и Константинополя. Кроме того, им титуловались командующие войсками (пехотой и конницей) на Западе и Востоке, начальники дворцовой стражи на Западе и Востоке, начальники императорской казны на Западе и Востоке, главные спальники на Востоке и Западе, а также консулы и комиты. 838 Spectabiles – также титул высших сановников, но рангом ниже сиятельных. Всего по империи их было 62: первые спальники на Востоке и на Западе, императорские комиты, первые императорские нотарии, магистры канцелярий на Востоке и Западе, проконсулы Азии, Ахайи и Африки, префекты Египта, викарии диоцезов на Востоке и на Западе, военачальники на Востоке и Западе. 841 Циркумцеллионы – в основном сельские жители африканских провинций, среди которых значительное число составляли колоны, которые составляли христианскую секту (сами себя именовали агностиками) и боролись против католических клириков и крупных землевладельцев и были весьма многочисленны. Судя по упоминанию циркумцеллионов как отдельного сословия, данная цитата в эдикте Гунериха приведена из декрета Гонория от 412 г. (Cod. Theod., XVI, 5, 52), в котором они упоминаются в качестве одной из категорий лиц, подлежащих наказанию за приверженность донатизму: «30 января 412 г. Императоры Гонорий и Феодосий Августы Селевку префекту претория. Сим аннулируются прагматические санкции, т.к. даже по предписанию нашей руки они не могли быть исполнены, и устанавливаются следующие, которые уже давно сверх этого были определены и сохранялись санкцией прежних императоров строго со дня расширенного закона: все, в отношении которых будет известно, что они донатисты, а также клирики и миряне, которые, будучи католиками, святотатственно отложатся [от католической церкви], тогда каждому назначается наказание: illustres должны внести в нашу казну 50 фунтов золота, spectabiles 40 фунтов золота, сенаторы 30 фунтов золота, clarissimi 20 фунтов, духовенство 30 фунтов золота, принципалы 20 фунтов золота, декурионы 5 фунтов золота, купцы 5 фунтов золота, плебеи 5 фунтов золота, циркумцеллионы 10 фунтов серебра».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, в 429 г. вандалы, собравшись в Гадире (Гадесе) (Procop. Debel. Vand., I, 3, 26), переправились через пролив и высадились в Юлии Традукте (совр. Танжер) (Gregor. Turon., Hist. Francor., II, 2). 596 К 401 г. королем вандалов был Годегизель, который был убит в 405 г. в бою с франками, охранявшими в качестве римских федератов переправу через Рейн. Королем был избран Гундерих, сын Годегизеля. Во главе с Гундерихом вандалы осели и укрепились в Испании. В 428 г. Гундерих умер, и королем стал его сводный брат Гейзерих, сын Годегизеля и рабыни. И хотя к моменту высадки в Африке Гейзерих был королем неполный год, он, по всей видимости, был опытным военачальником, о чем свидетельствуют дальнейшие события. 597 Эту цифру подтверждает Прокопий Кесарийский (De bel. Vand., I, 5, 18), опираясь на тот факт, что Гейзерих разделил свое войско на 80 отрядов во главе с хилиархами (т.е. тысячниками). Однако ниже он сам подчеркивает, что, по другим сведениям, число вандалов и аланов не превышало 50 тыс. Вполне возможно, что обе версии справедливы, поскольку в каждом из 80 отрядов число воинов могло быть менее тысячи, а звание хилиариев было присвоено командирам отрядов в силу традиции. 598 События, имевшие место в Африке до вторжения вандалов, полностью не соответствуют определению «мирных и спокойных». Видную роль в них играл римский военачальник Бонифаций, который в 422 г. участвовал в походе в Испанию против вандалов под командованием Кастина, но вследствие конфликта с Кастином бежал в Африку. После смерти императора Гонория в 423 г. власть при помощи Кастина узурпировал Иоанн, а вдова императора с его сыном Валентинианом III была выслана в Константинополь. В этот период Бонифаций, уже укрепившийся в Африке, поддержал Плацидию, и за это был назначен ею на пост комита Африки. Бонифаций вел весьма успешные войны на границах африканских провинций против берберских и мавританских племен. В 425 г. Иоанн был свергнут войсками восточного императора Феодосия, и Плацидия вернулась к власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первые три года своего правления Валериан был весьма благосклонен к христианам. Однако затем, в значительной степени под влиянием своего ближайшего соратника полководца Маркиана, Валериан начал гонения (возможно, что в определенной степени это было связано с прибытием Валериана в восточные провинции и началом там войн с персами: император нуждался в надежном тыле, а христиане вызывали у него подозрения). Первый указ против христиан появился в 257 г.: епископы и прочее христианское духовенство отправлялось в ссылку, запрещались богослужебные собрания и за их проведение назначалась кара – отправка в рудники. Однако сами требования к христианам были смягчены по сравнению с предыдущими гонениями: христианам не обязательно было отрекаться, они могли продолжать поклоняться Христу, но они обязаны были также поклоняться и римским божествам, т.е. практиковать римские религиозные обряды. Второй указ был издан в 258 г. и предписывал гонение на всех христиан. Весь клир подлежал аресту, христиане, выявленные среди сенаторов, всадников или придворных, подвергались конфискации имущества и казни или ссылке на каторгу. Подобные действия по отношению к христианам низших классов подразумевались сами собой. Было казнено много мучеников. Известны репрессии в церквях Александрии, Кесарии Палестинской, Карфагена, Нумидии, Испании, Рима. Иными словами, репрессии, по всей видимости, затронули прежде всего азиатские и африканские провинции, наиболее подверженные нашествию внешних врагов, и это является подтверждением того, что Валериан воспринимал христиан как возможных пособников внешним врагам Рима. После пленения Валериана его сын и наследник Галлиен издал указ, согласно которому гонения прекращались, христианам возвращались места для совершения богослужений, а всему духовенству разрешалось совершать богослужение. Обычно это отношение к христианам объясняют увлечением Галлиена неоплатонизмом. Однако нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что основной центр тяжести внешнеполитических войн был перенесен на рейнско-дунайскую границу и ликвидация неблаго-надежных на Востоке стала неактуальной. Наоборот, перед лицом внешнего врага (в том числе и сепаратистских мятежей) необходимы были мир и спокойствие внутри империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тертуллиан 1632 говорить: «всякий год (дни годичные) мы делаем приношения». Св. Киприан 1633 предписывает своему клиру тщательно замечать дни, в которые мученики отошли из этой жизни, и давать знать ему с тем, чтобы совершать в это время приношение и бескровную жертву. В другом месте он говорит: «мы прославляем страдания мучеников и совершаем годичное поминовение о них». 1634 Верующие церкви Смирнской, сообщая христианам других церквей в грустном своем письме о мученичестве св. Поликарпа, 1635 продолжают: «мы собрали уважаемые его кости для того, чтобы каждый год почитать их приношением бескровной жертвы». О том же говорят: Амвросий Медиоланский , Августин 1636 и Иероним – отцы Западной церкви. Из обычая совершать литургию во дни кончины мучеников становится известною, так называемая, литургия заупокойная. 1637 Амвросий Медиоланский служит литургию заупокойную за Императоров Валента и Феодосия и брата своего и составляет по этому обстоятельству молитву по умершем такого рода: «Всемогущий Господи! к Тебе обращаюсь и Тебе поручаю эту смиренную душу, за которую приношу свою жертву. О, милосердый и чистый, прими приношение собрата и жертву священника». 1638 В другом месте он же утверждает, что «они выполняли этот благочестивый долг в третий и тридцатый день, а другие – в седьмой и сороковой». Св. Епифаний, говоря о Кипрской церкви, совершающей литургию в среду, пятницу и в день Господень, прибавляет: «что в некоторых церквах бывают собрания и в субботу». 1639 Этими словами он дает знать, что в его церкви не было молитвенных собраний в субботу. По словам Златоуста литургия совершалась в его время три раза в неделю, а иногда четыре, но лучше – кто сколько хотел. 1640 В Западной церкви в эту пору литургия совершалась в некоторых церквах, по свидетельству Августина, всякий день, 1641 в других – лишь в субботу и в воскресение. Если Африканским церквам известен был обычай ежедневно совершать Евхаристию; то становятся, после этого, понятными слова св. Киприана, где он, объясняя молитву Господню, говорит, что под словами: «хлеб наш насущный даждь нам днесь», нужно разуметь, кроме хлеба насущного, и все необходимое и таинственную Евхаристию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

На свет истории этот народ вывели торговые сношения Египта с Индией. Имя химьяритов носило население юго-западной приморской части нынешнего полуострова Аравии. Эта область выделилась из царства сабеев, плативших некогда дань Ассирии. Занимая весь край полуострова до Музы (н. Моха) и Аданы (н. Аден), химьяриты вели торговые сношения с побережьем Африки до Занзибара, а также и с Индией, откуда приходили корабли в Адану. Центром их царства был город Сафар (н. Джафар). 45 Уже Август помышлял об установлении зависимости южной Аравии от империи, в целях обеспечения торговых сношений с дальним востоком. С начала христианской эры здесь была пропаганда иудейской религии, вытеснявшей первобытный политеизм, носивший имя сабеизма; с течением времени иудейство стало здесь господствующей религией. Рано начало проникать сюда и христианство из страны Аксум на африканском материке (Абиссиния). Епископ, назначенный в Аксум, имел поручение от императора добиться у химьяритов свободы христианского исповедания как для прибывавших в эту землю купцов, так и для туземцев, принимавших христианство. Туземная династия придерживалась иудейства, но в Сафаре возник христианский храм. При Анастасии христианская община настолько упрочилась у химьяритов, что к ним был назначен епископ, по имени Сильван. Он имел свою кафедру в другом важном городе стране, Негране, лежавшем к северу от Сафара. В 523 году царь, по имени Зу-навас, 46 вознамерился истребить христиан в городе Негране. Будучи сам ревностным исповедником иудейского закона, он находил повод к гонению христиан в преследованиях, которым подвергались иудеи в империи. Он перебил римских купцов, которые ходили в Индию через страну химьяритов, и со страшной яростью обрушился на своих соплеменников, исповедовавших христианство . Самым видным из множества погибших в это время христиан был Арефа. 47 Зу-навас дозволял себе всякий обман и коварство в отношении христиан и проявлял дикую жестокость. Когда в Константинополе было получено известие об этих зверствах, император отправил посла к Аламундару, царю арабов, подвластных персам, с целью достигнуть его содействия к прекращению преследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

—318— регистрацией фактов, не претендуя на полное их объяснение. Около 340 года в Нумидии много циркумцеллионов нашло себе смерть в сражении с войсками комита Таврина. 30 лет спустя, когда Оптат Милевийский писал свой обширный труд о донатизме, еще показывали могилы этих убитых. «В Locus Octavensis, говорит Оптат, толпа циркумцеллионов была перебита и многие обезглавлены. И в наши дни можно сосчитать количество трупов по числу белых жертвенников (dealbatae arae) или престолов (mensae)». 302 Речь идет здесь о престолах, помещавшихся на могилах, согласно африканскому обычаю, и о жертвенниках, воздвигнутых в некрополе. Оптат прибавляет, что часть убитых хотели было похоронить в базиликах, но что епископ воспротивился этому. Таким образом, поле битвы преобразовалось в кладбище и на месте могил воздвигли престолы для почитания мучеников. Согласно обычаю, нужно было вырезать на этих престолах и могильных камнях надписи. Так получились эпитафии, по которым современники Оптата узнавали гробницы убитых в 340 году. Преследование Макария, бывшее в 347 году, значительно увеличило мартиролог донатистской общины. 303 Многие раскольничьи мученики того времени известны нам по актам. Например – Исаак и Максимиан в Карфагене, Маркул в Нумидии. Нам нечего не известно относительно могил Максимилиана и Исаака, тела которых, будучи брошены в море, прибиты были волной к берегу и взяты донатистами. 304 Что же касается до Маркула, то его могилу показывали в Nova Perta, где она привлекла массу богомольцев. 305 Вследствие большого количества мучеников (martyres infiniti) у донатистов, в Африке, особенно в Нумидии, можно сказать, на каждом шагу попадались гробницы му- —319— чеников, часовни и пышные базилики в честь их. 306 В этих именно местах циркумцеллионы и справляли свои шумные праздники. 307 В Мавритании в развалинах Бениана (Ala Miliaria) недавно была открыта одна из таких мученических могил с соответствующей эпитафией. Monceaux разумеет гробницу Роббы, донатистки, погибшей 25 марта 434 года. Эта Робба приходилась сестрой Гонорату, раскольничьему епископу из соседнего города Aquae Sirenses, присутствовавшему на Карфагенском соборе 411 года и упомянутому в протоколах этого собора. 308

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

…ius ep(i)s(copus) Ianno… [Ec]clesia Ala (Miliarensi) tem… [requie]vit in fide Euange[lii]. См. C. I. L. VIII, 21572. Погребенный, кажется, был уроженцем соседнего города и занимал епископскую кафедру в местности, название которой начиналось с Ianno… Далее надпись содержит упоминание об Ecclesia Alamiliarensis: епископ эпитафии, оче- —332— видно, переселился в город Ala Miliaria, где умер и был погребен. Конец надписи представляет из себя очень характерную формулу: requievit in fide Euange[lii]. Это не более ни менее как исповедание донатистской веры. Известно, что африканские раскольники считали себя единственными лицами, осуществляющими на земле евангельский идеал. Биограф мученика Маркула говорит о нём, что этот донатистский мученик «habebat in sermone Euangelium, in cogitatione martyrium». 326 Формулу: in fide Euangelii эпитафии из Ala Miliaria можно рассматривать как перевод на эпиграфику формулы в начале синодального послания максимианского собора в Cabarissa (393 года): fratribus atque collegis per universam Africam sed et presbyteris et diaconis, universis plebibus in veritate Euangelii nobiscum militantibus (Aug. Serm. II in Psalm. 36:20 ). Из всего сказанного об археологических и эпиграфических находках в Бениане можно вполне убедиться в исторической важности их. Пред нами выступает из под пыли веков маленький донатистский городок в Мавритании, с его базиликой, с его кладбищем, где мы встречаем целый ряд эпитафий епископов, пресвитеров, диаконов. Эти эпитафии дают нам драгоценные указания о формулах, начертываемых на могилах. В этих формулах мы одновременно наблюдаем и поразительные аналогии с формулами православных и не менее значительные разницы. Формулы и выражение в discessit, fecit, memoria с род. падежом, reddidit spiritum, requievit или requievit in pace, vixit annis, были в постоянном употреблении у всех вообще африканских христиан. Но есть формулы, принадлежащие исключительно раскольникам. Таковы в эпитафии Роббы выражения, характеризующие отношения донатистов к православным (caede traditorum vexata) или же передающие их теорию о преимущественном достоинстве мученичества (meruit dignitatem martyrii).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тертуллиан , кем бы он ни был, – карфагенским патриотом, посвященным в мистерии Митры, учеником киников и стоиков 88 , ортодоксальным христианином, монтанистом или основателем собственной секты, – всегда оставался человеком, ищущим (порой создающим) учение 89 , отвечающее его требованиям, карфагенянином, ригористом, личностью самобытной и противоречивой 90 . По всей видимости, он никогда не был полностью подчинен чужим идеям и учениям 91 (митраистскому, стоическому, христианскому, монтанистскому), а лишь использовал их для раскрытия своей личности, искренне считая, что служит им, но всегда оставаясь верным неким собственным принципам (воинственному аскетизму, материализму, догматизму). Тертуллиан и его читатели Тертуллиан жил в сложное для Церкви время, когда висевший над головой каждого ее члена дамоклов меч гонений время от времени срывался и умножал число мучеников. Сопротивление язычества христианству выражалось не только в гонениях, но и в литературной полемике 92 . Опровержению язычества и иудаизма и защите христианства посвящены сочинения Тертуллиана «К язычникам», «Апологетик», «О свидетельстве души», «К Скапуле», «Против иудеев». Жанр христианской апологии был уже хорошо разработан греческими предшественниками Тертуллиана , среди которых следует, прежде всего, назвать Аристида, Иустина, Татиана, Афинагора и Феофила Антиохийского . Кроме внешней опасности, существовала и внутренняя. Молодой Церкви приходилось утверждать свою исключительность среди множества гностических и прочих сект. Много сочинений Тертуллиана посвящено полемике с еретиками 93 . За нравственное совершенство христиан Тертуллиан борется в практико-аскетических трудах. Итак, Тертуллиан в своих сочинениях обращается к язычникам 94 , к еретикам, иудеям и единоверцам. В первом случае, Тертуллиан пытался изменить общественное мнение в пользу христиан, показывал на своем примере «интеллектуальную респектабельность новой веры» 95 . Среди христиан в Карфагене было уже много представителей среднего и даже высшего класса 96 , эстетические вкусы которых также приходилось учитывать. Однако Тертуллиан не забывал и о малообразованных слоях общества 97 . Африканский апологет писал не только для своих земляков 98 . Он не допускал пунических ссылок в своих текстах 99 , так что его сочинения должны были быть понятны всем жителям Римской империи, читавших по-латински. Упоминания популярных в Карфагене богов могли быть расценены читателями-неафриканцами как экзотические примеры, призванные заинтересовать лишь любознательных.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010