1052 A).    Евсевий. Церк. ист. V. 16. 10.    Quoniam latus fusa est nostra provincia habet etiam Numidiam et Mauritaniam sibi cohaerentes (Ep. 48 (45). 3).    Вопреки Покровскому. С. 613.    Monceaux Р. Histoire litteraire de l " Afrique chretienne… Т. II. Р. 61.    Sententiae episcoporum. (Не показывают ли слова Киприана, что в Риме отношения иначе?)    Ер. 75 (75).    Предложение исправлено нами. В машинописи так: «Из письма этого последнего к папе Стефану видно, что последний примыкал к практике Африканской церкви». Но указанное письмо Фирмилиана Кесарийского обращено к Киприану, и Стефан выставлен в нем как непримиримый противник африканской практики и «враг Церкви» (см. также: Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. В 4 т. Т. II. М., 1994. С. 386).    Omni igitur actu ad me periato placuit contrahi presbyterium (adfuerint etiam episcopi quinque, qui et hodie praesentes fuerunt), ut firmato concilio, quid circa personam eorum observari deberet.consensu omnium statueretur (Ep. 49 (46). 2).    Quod erat consequens, omnis hic actus populo fuerat insinuandus, ut et ipsos viderent in ecclesia constituos,quos errantes et palabundos jam diu viderant et dolebant (Ibid.).    Ер. 14 (6). 4.    Ibid.    Ер. 19 (14). 2.    Ibid.    Ср. Ер. 15 (11). 1, к исповедникам и мученикам: «Когда окончится гонение и мы, соединившись с клиром, станем снова собираться вместе…»    Ер. 20 (25). 3.    Ер. 34 (33). 3.    Письмо, строго говоря, не от клира, а от исповедников: «от пресвитеров Максима и Моисея, дьяконов Никострата и Руфина и прочих исповедников».    Ер. 31 (26). 6.    Ер. 17 (12). 1.    Ibid. 3.    Ер. 43 (40). 7.    Ер. 55 (52). 6.    Ер. 45 (42). 4.    Ер. 48 (45). 2.    Ер. 55 (52). 6.    Legimus litteras tuas, frater carissime, quibus significasti de Victore, quondam presbytero, quod ei antequam poenitentiam plenam egisset, et Domino Deo, in quem deliquerat, satis fecisset, temere Therapius, collega noster, immaturo tempore et praepropera festinatione pacem dederit.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Рихтером (Lehrbuch, § 211) и Эком (De nat. роеп. стр. 2) выставляется, как несомненное положение, что в древней Церкви кающиеся вовсе не принимались, после их исключения из общины, а затем хотя их и стали принимать, но только однажды. Основанием для этого мнения служат свидетельства древних писателей церковных: Ерма и Тертуллиана . Ерм , действительно, говорит, что для рабов Божиих существует одно покаяние и даже для некоторых лиц, каковы: transfugae ас nefanda loquentes et proditores servorum Dei, покаяния совсем не существует – poenitentia non est (Pastor lib. II, mand. IV, cap. 3). Но выражение это, как замечают, имеет только тот смысл, что Бог отнимает у этих лиц самую способность к принесению раскаяния, точно также, как Амвросий, рассуждая против новациан о хуле на Св. Духа выразился: «hos ergo, qui hoc loquuntur, negat Christus ad veniam pertinere» (Migne, Patrolegiae cursus completus T. II, p. 847). Что касается до свидетельства Тертуллиана, то и оно, равным образом, не оправдывает мнения Рихтера. Книга о покаянии (Liber de poenitentia) написана Тертуллианом в то время, когда он еще не сделался последователем монтанизма, отрицавшего возможность покаяния. Omnibus ergo delictis, говорит Тертуллиан , seu carne, seu spiritu, seu facto, seu voluntate commissis, qui poenam per judicium destinavit, idem et veniam per poenitentiam spopondit dicens: vivo ego, dicit Dominus, poenitentiam malo magis, quam mortem. Глава 7-я книги о покаянии заканчивается красноречивым воззванием к покаянию: «pigeat same peccare rursus, sed rursus poenimere non pigeat; pigeat iterum periclitari, sed non iterum liberari; neminem pudeat; iteratae valet udinisiterata medicina est“. Принцип недопустимости падших к покаянию был выставлен Монтаном, к которому впоследствии примкнул и Тертуллиан Lehrbuch der Kirchengeschichte. Bonn. 1844. В. 1. Abth. 1, стр. 198). Практиковался этот принцип только в африканской церкви, которая вообще отличалась особенною строгостию (Ibidem, стр. 243–244) и в Испании. Эта строгость в африканской церкви смягчилась после Дециева гонения, вследствие великого числа падших и вследствие пререкания с мучениками св. Киприана карфагенского (Ibidem, стр. 386–387). Новат, современник Киприана, основал религиозную партию чистых (καθαρο). Чистые возвратились опять к прежнему африканскому принципу, что все, осквернившие себя тяжкими преступлениями после крещения, навсегда исключаются из Церкви. Партия эта соединилась с остатками монтанизма (Ibidem, стр. 392–393).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

905 В тексте перечня используется термин exilium, иногда в виде сокращения exil. Судя по всему, данный термин имел кроме обыденного еще и формально-юридическое значение. В тексте декрета Гунериха 484 г. данный термин используется исключительно в словосочетании «отправить в изгнание под охраной» (in exilium sub prosecutione – Vict. Vit. III, 8; 10). Иными словами, под данным термином подразумевается отправка к конкретному месту изгнания, иногда под охраной. 906 Многочисленные небольшие города Африки имеют иногда значительные разночтения своих названий в источниках. Так, диоцез Павла именуется как Синнваритский. 908 В тексте перечня здесь и в некоторых других местах стоит аббревиатура sp, которая происходит от глагола sepono. В отличие от exilium этот термин означает просто высылку из места пребывания, т.е. из диоцеза, по всей видимости, без указания конкретного места ссылки. 909 Сакконий, епископ Уцалы – это тот африканский епископ, который прибыл в Константинополь и которому было адресовано письмо папы Геласия в 493 г. (ер. 9). 910 Здесь стоит аббревиатура sup, которая происходит от слова superstes. Очевидно, что нахождение епископа-католика на своем посту было большой редкостью для Проконсульской провинции – недаром в списке всего двое таких, см. 29. 915 В других написаниях – Дуас Сенемсал, Дуасседемсал. На соборе в Карфагене в 525 г. епископ этого диоцеза именовался епископом Сенемсалским. Но и позже община именовалась «церковью двух Сенемсалитов». 916 В другом написании – Тонноненский. Именно отсюда происходил африканский хронист Виктор Туннуненский, младший современник Виктора Витенского. 917 Гай был епископом Уки, однако этих городов было два – Большой и Малый. В «Перечне» написано Uzitensis, но правильнее Ucitensis. 923 В других написаниях название города читается как Ламбириди, Ламбридин; епископ Ламбиритский, Ламбиридитанский. 925 На этом месте в тексте аббревиатура na (в другом месте она пишется как nam), которая происходит от non amando. 931 В другом написании – Зактаренский. По всей видимости, правильным написанием будет Заттаренский, епископ Заттары (см. Vict. Vit. III, 23). Януарий Заттаренский был непосредственным участником собора 484 г. в Карфагене.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Опыт показывает, что не только отдельные дикари, но и целые племена могут быть подняты в довольно короткое время на высокую ступень нравственного развития и цивилизации. Иезуитские миссионеры в северной и южной Америке, особенно в Парагвае, достигли того, что собрали вокруг себя блуждающие в лесах племена диких и в короткое время привили им трудолюбие и христианские добродетели. Очевидцы сообщают, что нравственная жизнь новообращённых может выдержать сравнение с жизнью лучших христианских общин в Европе 21 . В 1823 году капитан Дюперье представил морскому министерству Франции доклад об архипелагах Полинезии и специально об острове Таити. Он знал прошлое этого кровавого острова, где печи, назначенные для варения человеческих тел, никогда не погасали, и он указал чудесную перемену, совершённую трудами лондонских миссионеров, которые успели сделать из этого дикого населения народ кроткий и образованный 22 . В 1820 году первые миссионеры причалили к берегам Сандвичевых островов. Жители их представляли все черты самых развращённых населений, за исключением, может быть, людоедства. Рабство, полигамия, человеческие жертвоприношения, абсолютный деспотизм, непрестанный войны, ужасные или смешные суеверия – всё это было там. Через 50 лет представительное управление было утверждено там на прочных основаниях. Просвещение сделалось общим уделом, признана была религиозная свобода, благотворительность сделала такие широкие успехи, что в 1870 году Франция получила от этих экс-дикарей 100.000 франков 23 . По свидетельству Казалиса, африканского миссионера, передаваемому Прессансе, христианская миссия подвинула умственное и религиозное развитие одного грубого африканского племени до такой степени, что из среды его вышли миссионеры, которые горели желанием нести проповедь Евангелия в центральную Африку к берегам Замбезе, по следам Куальяра (Coillard), верного продолжателя дела Ливингстона. Один из этих туземных апостолов, отец которого, быть может, был людоедом, умер от трудов и опасностей при первой разведке, хваля Бога за то, что его могила послужить краеугольным камнем для будущей миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/kr...

Новости Музыкальный спектакль о мучениках ХХ века состоялся в римском Пантеоне 05.12.2008 15:02 Рим – Кёнигштайн, 5 декабря, ACN/Благовест-инфо. «Пеликан – в руце Твои» - так называется музыкальный спектакль о христианских мучениках ХХ века, который был исполнен 3 декабря в римском Пантеоне – ныне церкви Св. Девы Марии - Царицы Мучеников. Автор композиции – чилийский священник Хоакин Альенде, президент Международного фонда «Помощь Церкви в нужде», к Генеральному собранию которого, проходившему в Риме 2-3 декабря, и было приурочено представление. Музыкально-драматическое проивзедение было написан о. Альенде – в то время духовником «Помощи Церкви в нужде» – в 2005 году, к Всемирному дню молодежи в Кельне. С тех пор это музыкальное произведение было исполнено с успехом в целом ряде стран. Спектакль был сыгран труппой «Театра А» из польского города Гливице. Произведение повествует о десяти разных людях, принявших мученическую смерть за веру во Христа в ХХ веке. Среди них – польский священник Ежи Попелушко, убитый агентами коммунистических спецслужб в 1984, мексиканский иезуит Мигель Агустин Про, казненный в 1927, украинская монахиня Тарсикия Мацкив, убитая большевиками в 1944, африканские семинаристы, ставшие жертвами резни в Бурунди в 1997, молодой немецкий священник Карл Лейзнер, совершивший свою первую и последнюю мессу в концлагере Дахау. Спектакль посвящен не только католикам – среди его героев православный священник Александр Мень, убитый в 1990, и протестантский пастор Дитрих Бонхёффер, повешенный нацистами в 1945. Особое место среди героев произведения занимает итальянка Джанна Беретта Молла. Она не приняла насильственную смерть, но, будучи больна раком, добровольно отказалась от лечения, которое обернулось бы неминуемой смертью для ребенка, который был в ее утробе. Джанна скончалась в 1962 году, через неделю после благополучного рождения ее дочери. Впоследствии она была канонизирована Католической Церковью в 2004. На представлении в Пантеоне присутствовала сестра св. Джанны и двое других ее родственников.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Такого же характера и акты епископа Африканского Феликса, в Тибиуре. Проконсул требует от него, чтобы он выдал книги Святого Писания, но Феликс отказался. Затем епископ был переправлен через Средиземное море на суд к самому императору Максимиану, но так как его там не застали, где надеялись застать, то Феликс был представлен к проконсулу в Апулию, где ему проконсул опять предложил вопрос: почему ты не выдаешь св. книг? Или не имеешь их? Очевидно, события происходили при действии первого указа Диоклетианова. Феликс был усечен мечом. Вообще нужно сказать, что в Африке было много мучеников. Впрочем, иногда начальники относились к христианам без особенной строгости. Так, нам известны следующие примеры, показывающие снисходительность властей к христианам. Когда некоторые сенаторы карфагенские заявили проконсулу, что епископ Менсурий при отобрании св. книг из церквей подменил их книгами еретическими, настоящие же св. книги скрыл, проконсул оставил без всякого внимания подобное заявление. Или когда нумидийский (в Африке) епископ Секунд отказывался выдать книги Святого Писания, то чиновники заметили ему: неужели нет у него каких-нибудь хоть ненужных книг, которые бы он мог отдать? Также от вышеупомянутого епископа Феликса проконсул требовал лишь ненужных книг.    Суровость Максимиана была причиной многих мученических смертей, но эта же суровость послужила для христиан основой к созданию легендарных актов мученических. Таковы акты мучеников Фиваидского легиона или акты Маврикия и прочих мучеников. Рассказ актов состоит в следующем: император Максимиан был жестокий враг христиан. Он замыслил истребить христиан в Империи. В то время в войске находился легион, называвшийся Фиваидским (конечно потому, что он навербован был в Фиваиде, в Египте). В нем насчитывалось 6600 воинов. Этот легион состоял из лиц испытанной храбрости, притом же веровавших во Христа. Верность в служении Христу и храбрость на службе царю были их отличием. Вдруг эти воины получили приказ от Максимиана обратить свое оружие против христиан, но они отказали от этого дела.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

218 Convenissent… episcopi plurimi ex provincia Africa, Numidia, Mauritania cum presbyteris et diaconibus (Sententiae episcoporum//PL 3. 1052 A). 219 Евсевий. Церк. ист. V. 16. 10. 220 Quoniam latus fusa est nostra provincia habet etiam Numidiam et Mauritaniam sibi cohaerentes (Ep. 48 (45). 3). 221 Вопреки Покровскому. С. 613. 222 Monceaux Р. Histoire litteraire de l " Afrique chretienne… Т. II. Р. 61. 223 Sententiae episcoporum. (Не показывают ли слова Киприана, что в Риме отношения иначе?) 224 Ер. 75 (75). 225 Предложение исправлено нами. В машинописи так: «Из письма этого последнего к папе Стефану видно, что последний примыкал к практике Африканской церкви». Но указанное письмо Фирмилиана Кесарийского обращено к Киприану, и Стефан выставлен в нем как непримиримый противник африканской практики и «враг Церкви» (см. также: Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. В 4 т. Т. II. М., 1994. С. 386). 226 Omni igitur actu ad me periato placuit contrahi presbyterium (adfuerint etiam episcopi quinque, qui et hodie praesentes fuerunt), ut firmato concilio, quid circa personam eorum observari deberet.consensu omnium statueretur (Ep. 49 (46). 2). 227 Quod erat consequens, omnis hic actus populo fuerat insinuandus, ut et ipsos viderent in ecclesia constituos,quos errantes et palabundos jam diu viderant et dolebant (Ibid.). 228 Ер. 14 (6). 4. 229 Ibid. 230 Ер. 19 (14). 2. 231 Ibid. 232 Ср. Ер. 15 (11). 1, к исповедникам и мученикам: «Когда окончится гонение и мы, соединившись с клиром, станем снова собираться вместе…» 233 Ер. 20 (25). 3. 234 Ер. 34 (33). 3. 235 Письмо, строго говоря, не от клира, а от исповедников: «от пресвитеров Максима и Моисея, дьяконов Никострата и Руфина и прочих исповедников». 236 Ер. 31 (26). 6. 237 Ер. 17 (12). 1. 238 Ibid. 3. 239 Ер. 43 (40). 7. 240 Ер. 55 (52). 6. 241 Ер. 45 (42). 4. 242 Ер. 48 (45). 2. 243 Ер. 55 (52). 6. 244 Legimus litteras tuas, frater carissime, quibus significasti de Victore, quondam presbytero, quod ei antequam poenitentiam plenam egisset, et Domino Deo, in quem deliquerat, satis fecisset, temere Therapius, collega noster, immaturo tempore et praepropera festinatione pacem dederit. Quae res nos satis movit, recessum esse a decreti nostri auctoritate, ut ante legitimum et plenum tempus satisfactionis et sine petitu et conscientia plebis, nulla infirmitate urgente ac necessitate cogente, pax ei concederetur (Ep. 64 (59). 1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3729...

По свидетельству Казалиса, африканского миссионера, передаваемому Прессансе, христианская миссия подвинула умственное и религиозное развитие одного грубого африканского племени до такой степени, что из среды его вышли миссионеры, которые горели желанием нести проповедь Евангиеия в центральную Африку к берегам Замбезе, по следам Куальяра (Coillard), верного продолжателя дела Ливингстона. Один из этих туземных апостолов, отец которого, быть может, был людоедом, умер от трудов и опасностей при первой разведке, хваля Бога за то, что его могила послужит краеугольным камнем для будущей миссии. Тэйлор, миссионер в Сенегале, один из наиболее замечательных проповедников, прославившийся красноречием и глубиною мысли, был негр, родители которого были возвращены по договору в Африку. Но еще более он прославился подвигами самоотвержения. Во время ужасной эпидемии в Сенегале он возбуждал всеобщее удивление. Множество европейцев с благодарностью получили от него слово утешения. Отсюда с очевидностью вытекает, что последний из дикарей может усвоить возвышеннейшие истины религии и нравственности и в свою очередь сообщить их своим соотечественникам 156 . Такие же быстрые перемены возможны и в обратную сторону. Если бы мирное состояние общества было обязано своим существованием нравственным инстинктам, воплотившимся в известном строении нервной системы его членов, то совершенно невозможны были бы случаи внезапного и временного одичания среди цивилизованных народов. Французская революция превратила мирных граждан в хищных животных, своею жестокостью превзошедших самые свирепые племена дикарей. Солдат, в мирное время честный и добродушный, с покойною совестью разрушает чужую собственность и хладнокровною рукою убивает своих врагов, как только объявляется война. Итак, нравственность способна быстро изменяться как хорошую, так и в дурную сторону, Это показывает, что она зависит не от органического механизма нервной системы, специально заведующего отправлениями нравственного порядка, потому что изменения нервной системы, развивающиеся, как полагают эволюционисты, в течении тысячелетий, не могут колебаться быстрыми скачками в ту или другую сторону, Там, где известный род деятельности зависит от органических причин, не бывает таких колебаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

Число жизнеописаний, составленных Симеоном, точно не определено. Лев Алляций, сличавший Симеоновы «Жития» с древними подлинниками по рукописям Ватиканской библиотеки, насчитывает их 122. Из числа остальных, надписанных именем Метафраста, 444 жизнеописания и похвальных слова принадлежат другим известным лицам, а 95 – лицам неизвестным. Преосвященный Филарет Черниговский полагает, что «многие» из последних были «исправляемы» Симеоном (см.: Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета: 9–15 вв. М., 1978. С. 69–70). На Востоке по трудам Метафраста был составлен Νος παρδεισος ( Новый рай) критского монаха Агапия Ландоса (Венеция, 1641; переизд.: Венеция, 1782; Салоники, 1999); рус. пер.: Симеон Метафраст , преп. Книга, называемая Раем: Переведена с эллинского на общедоступное наречие Агапием, иноком Критским/Пер. А. Чурякова. [М.,] 2006. См. также академическое изд. некоторых образцов агиографической литературы: Византийские легенды/Изд. подг. С.В. Полякова. СПб., 2004 (репр. изд. 1972 г.). 545 Vitae sanctorum Hibemiae/Ed. by Ch. Plummer. 2 vols. Oxf., 1910; The Acta sanctorum Hibemiae of John Colgan/Introd. by B. Jennings. Dublin, 1948; Vitae sanctorum Hibemiae ex codice olim Salamanticensi nunc Bruxellensi/Ed. W.W. Heist. Bruxelles, 1965. См. также: Hughes K. Early Christian Ireland: Introduction to the sources. N.Y., 1972. 546 Первые месяцесловы образуются в поместных Церквах путем упорядочения мученических списков после окончания гонений. Первоначально эти месяцесловы присоединялись к языческим календарям, в которых наряду с языческими праздниками обозначались дни кончины и памяти мучеников, а также важнейшие христианские праздники. Так, в упомянутом сводном календарно–хронографическом памятнике, доведенном до 354 г. и известном под разными названиями ( Anonymus Cuspiniani, Catalogus Bucherianus, Calendarium Furii Philocali; Римский хронограф 354 г.), к чисто языческому календарю на 352 г. (т.н. календарь Филокала) присоединены список 12 римских пап (с Луция до Юлия I, с 252 по 352 гг.) с обозначением дня погребения (т.н. Depositio episcoporum) и список 22 римских мучеников ( Depositio martyrum до 304 г.), куда внесены и папы, скончавшиеся мученически (Сикст, Флавиан, Каликст, Пантиан); упоминаются несколько иных мучеников (Киприан, Перпетуя и Фелицитата – из африканской Церкви, дочерней по отношению к Римской) и 2 памяти апостолов. Такой же местный и полуязыческий характер носит календарь Полемия Сильвия, епископа Ситтена на севере Италии (435–455), где указываются языческие праздники и рядом – христианские памяти; этот календарь, таким образом, был предназначен как для светского, так и для церковного употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это были песчаные ямы, образовавшиеся от выемки земли, песка и других строительных материалов, необходимых для городских нужд. В ямы, в которые бросали всякие нечистоты, кидали и тела беднейших умерших рабов и преступников. Сюда же, без сомнения, язычники сбрасывали и тела святых мучеников, а христиане, со своей стороны, здесь их хоронили. Но этим дело не ограничивалось: появилась потребность собираться в дни кончины мучеников, называвшиеся на древнем церковном языке днями их рождений, т.е. днями памяти, или перехода в Жизнь Вечную и блаженную; эти собрания, обыкновенно, происходили у захоронений мучеников. Далее у христиан появилось вполне естественное желание – опочить своими костями подле костей мученических, и вот возникла мысль устроить необходимое для всего этого помещение в земле. Благодаря неровностям и извилинам в каменоломнях легко могли прятаться первое время и работники и следы их работы. Впоследствии даже богатые люди, как например: Прискилла, Кириака, Люцина, открыли свои виллы для погребения единоверцев, так что и не было нужды обращаться к каменоломням. Доселе еще находят отверстия этих катакомб в садах, виноградниках и на полях. Но если начало первых катакомб и относят к древним каменоломням, то форма позднейших катакомб и состав земли, в которой они вырыты, достаточно ясно показывают, как говорит г. Перре, что «они результат христианской мысли и труда исключительно христианского». Таково происхождение катакомб. Древние христиане пользовались ими особенно охотно во времена гонений, и притом не только для погребения своих единоверцев, но и для молитвенных собраний и богослужения. По причине любви верующих к этим мрачным и извилистым подземельям, Минуций Феликс , писатель начала III века, мог, между прочим, называть христиан «народом, бегущим от света и пристрастным к местам потаенным». Императоры Валериан и Галлиен воспрещали христианам вход в катакомбы. Евсевий, впрочем, замечает, что Галлиен впоследствии дозволял собрания в катакомбах. Правда, случалось, что язычники открывали эти потаенные убежища и предавали смерти всех, кого здесь находили; так, во время гонения Валериана был найден в катакомбах и замучен епископ Сикст с четырьмя диаконами, как об этом писал святитель Киприан африканским христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010