За исповедание Христа он пострадал в Никомидии во время гонения Максимина и погребен в Вифинском городе Еленополе 288 . LXXVIII. ФИЛЕЙ, родом из египетского города, который называется Тмуис 289 , человек благородного происхождения и с немалыми средствами. Он принял сан епископа и написал превосходную книгу «О подвиге мучеников». После диспута с судьей, который принуждал его совершить жертвоприношение, Филей был за Христа обезглавлен, при том же виновнике гонения в Египте, при котором пострадал в Никомедии Лукиан. LXXIX. АРНОБИЙ 290 при принципсе Диоклетиане в африканском городе Сикке был знаменитейшим преподавателем риторики. Он написал книги «Против язычников», которые находятся у многих. LXXX. ФИРМИАН, он же и Лактанций 291 , ученик Арнобия, был приглашен в Никомедию при принципсе Диоклетиане вместе с Фабием грамматиком, у которого есть написанные стихами книги о медицине. Там он преподавал риторику, и так как город этот был населен греками, то вследствие малочисленности учеников Фирмиан посвятил себя писательству. Мы имеем его книгу «Пир», написанную им еще в молодости, описание путешествия из Африки до Никомедии, написанное гекзаметром, книгу под названием «Грамматик», прекрасную книгу «О гневе Божием», семь книг «О божественных установлениях против язычников», сокращение того же творения в одной книге, не имеющей начала, две книги «К Асклипиаду», одну книгу «О гонении», четыре книги посланий «К Пробу», две книги посланий «К Северу», две книги посланий к своему ученику Деметрию и одну книгу к нему же «О творении Божием, или Об образовании человека». В глубокой старости он был в Галлии учителем сына Константина цезаря 292 Криспа, который потом был убит отцом 293 . LXXXI. ЕВСЕВИЙ, епископ Кесарии Палестинской 294 , весьма ревностно изучавший Священное Писание и вместе с мучеником Памфилом весьма прилежный собиратель духовных книг, издал много сочинений, среди которых следующие: «Доказательство в пользу Евангелия» двадцать книг, «Приготовление к Евангелию» пятнадцать книг, «О богоявлении» пять книг, «Церковной истории» десять книг, «Полное изложение хронологических таблиц» и их сокращение, «О разногласии между Евангелиями» одну книгу, «На книгу Исайи» десять книг, «Против Порфирия» 295 , который в то же время писал в Сицилии, как некоторые думают, двадцать пять книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В противоположность православным епископам, которые, для устранения всевозможных злоупотреблений, старались строго регламентировать и урегулировать почитание святых, 284 донатистские епископы предоставляли в этой области всё полнейшей свободе. По свидетельству Оптата и Августина, равно как и раскольничьих писателей почитание святых стало предметом особенного внимания членов донатистской общины. 285 Не сдерживаемые никакими уставами относительно vindicatio или probatio martyrum (канонизация мучеников) донатисты почитали не только наиболее выдающихся и славных мучеников, из своей среды, но и всех вообще исповедников без различия. Каждое селение, каждое местечко желало иметь мучеников и отсюда, понятно, появлялось не мало лиц, добивавшихся мученического венца во что бы то ни стало. К героям-мученикам, пострадавшим от —308— язычников, донатисты присоединили в равном достоинстве и тех фанатиков – циркумцеллионов, которые своими поступками старались провоцировать противников. Они прямо напрашивались на мученичество и часто бросались вниз со скал. 286 В честь этих мучеников по всей Нумидии, даже в деревнях и вдоль дорог было воздвигнуто много часовен. Здесь ежегодно праздновали годовщину смерти их и к этому времени сюда стекалась масса богомольцев. 287 Так, культ мучеников достиг постепенно широкого расцвета у донатистов и потому вполне вероятно, что большая часть найденных мартирологических надписей принадлежит именно им. Нужно при этом еще отметить то наблюдение, что большинство тех мучеников, о которых есть упоминание в эпиграфических документах, – это все мученики местные, совершенно неизвестные за пределами данной местности и почти забытые в последующее время. Многие из них носят имена пунические и ливийские, а известно, что донатизм находил себе последователей преимущественно в среде туземного населения. Об этих мучениках нет речи у Августина, произносившего столько проповедей во дни памяти африканских мучеников. Они, далее, не упомянуты ни в мартирологах, ни даже в фастах (календаре) карфагенской церкви. Трудно объяснить это не упоминание тем, что Августин в своих проповедях говорил только о мучениках, известных по мученическим актам, а, что касается календаря, то что он будто бы есть синтез только главных местных календарей африканской церкви. Нет ли тут, подозревает Monceaux, намеренного умолчания, систематического опущения. Такое молчание было бы очень странным при предположении, что эти многочисленные мученики Нумидии были православными. Напротив, отмеченное не упоминание

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таин и потому обыкновенно после Евхаристии. По окончании богослужения верующие оставались в храме для общей братской вечери... С течением времени, по этому самому, только вначале вечери стояли в связи с Евхаристией, позднее же совершенно отделились от нее. Только в великий четверг некоторые африканские общины совершали вечерю раньше причащения для живейшего воспоминания о тайной вечери Господа, положившей им начало. Что касается собственно времени, в которое происходили вечери любви, то, так как время богослужения в первые века христианства, при стесненном положении Церкви, было не одинаково, посему и агапы не могли совершаться в определенное время. Вообще, можно принять за верное, что они происходили вечером и ночью; в позднейшие же времена, когда они совершались после утреннего богослужения, — в полдень или около этого времени. Но несомненно, что место, где происходили вечери любви, было то же самое, где совершалась и Евхаристия, т.е. Церкви, если христиане владели ими, или дома, в которых они собирались.    Особый род священных вечерей представляют, в первые времена христианства, те вечери, которые совершались в память мучеников. При ежегодном воспоминании тех дней, в которые мученики претерпели христиански геройскую смерть, верующие собирались на их могилах, а позднее в церквах, посвященных их имени, и по окончании богослужения устроялась общая вечеря, под руководством священников. Вечери сего рода известны были во втором веке и долго сохранялись в православной Церкви. При погребении людей достаточных устроялись вечери погребальные: бедным предлагали пищу в церкви или около нее, прося через это их молитв за умершего и считая милостыню спасительной для усопшего.    Христианские братские вечери, известные под именем агап, издавна некоторые старались объяснить подобными же явлениями в состоянии богослужений иудеев и язычников. Так, Исаак, в знак мира и дружелюбия с оскорблявшими его Авимелехом и его союзниками, сотвори им пир, и ядоша, и пиша; и восставше заутра клятся кийждо ближнему (Быт.26:30, 31); Иаков пожре жертву на горе, и воззва братии, ядоша же и пиша, по восстановлении добрых, родственных отношений с тестем его Лаваном и по взаимном уверении и клятве в искренности благожелательных чувств и намерений в отношении друг к другу (31, 54).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Трактат о Воскресении – это ещё одно гностическое произведение, относящееся к концу второго столетия. «Трактат», хотя и пропитан строго гностической философией, подтверждает несколько положений: Иисусу была присуща истинная божественность. Несмотря на это, Иисус, Сын Божий, стал плотью. Иисус умер, затем воскрес и даёт победу над смертью тем, кто в Него верует. Этот источник тоже имеет лишь ограниченную ценность. Другие, несохранившиеся источники. Кроме этих внехристианских источников сведений о жизни Христа, некоторые документы упоминаются в литературе, но не были обнаружены. «Деяния Понтия Пилата». Хотя этот документ, предположительно официальный, не сохранился, на «Деяния Понтия Пилата» ссылаются ° Иустин Мученик ок. 150 г. и ° Тертуллиан ок. 200 г. Иустин пишет: А выражение «пронзили руки мои и ноги мои» было сказано про гвозди при распятии, которые вбили в Его руки и в Его ноги. А после того, как Он был распят, бросали жребий о Его одеждах, и те, кто распял Его, делили их между собой. А в том, что всё это происходило, ты можешь удостовериться из «Деяний» Понтия Пилата [First Apology, 35]. Иустин также указывает, что чудеса Иисуса можно подтвердить этим же документом (ibid., 48). Флегон. Флегон (р. ок. 80) был вольноотпущенником императора Адриана. Ни одно из произведений Флегона не сохранилось, но он несколько раз упоминается позднейшими писателями. Он рассказал о смерти и воскресении Христа в своих не дошедших до нас «Хрониках», отметив: «Иисус, пока был жив, ничем не мог помочь себе, но воскрес после смерти и сохранил следы перенесённых мучений и показывал раны на руках, пронзённых гвоздями» (Phlegon, цитируется в Origen, 4.455; ср. Habermas, 210; Anderson, 19). Флегон также упоминает «затмение во времена Тиберия Кесаря, в правление которого, по-видимому, и был распят Иисус, а также великое землетрясение, произошедшее тогда же» (Origen, 14). Эту цитату подтверждает и Юлий Африканск ий (Julius Africanus, 18). Хабермас подводит итоги этой ссылки на Флегона так: Иисус предсказал грядущее, во время распятия было затмение, и произошло это в царствование Тиберия. После Своего воскресения Иисус являлся ученикам и показывал Свои раны, в частности, следы от гвоздей при распятии (Habermas, 211).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Что воздам за такую благосклонность, за такой труд? Я тебя, любезный брат, назначил наследником, а ты оставил меня им; я желал, чтобы дни твои превзошли число моих, но ты прежде расстался со мной. За дары твои в вознаграждение предлагал я желания; теперь же потерял и их самих, но не лишился благодеяний твоих. Что сделаю, приняв наследство? Какую благодарность, какие дары принесу тебе? Поистине, кроме слез ничего, но, может, и их не требуешь. Ибо будучи в живых еще, запрещал ты мне плакать и уверял, что не так сама смерть, как наша печаль прискорбна тебе будет. Простираться далее препятствуют слезы, препятствуют также и сами твои дела, чтобы мы, оплакивая тебя, не казались отчаявшимися в заслугах твоих. И конечно, сам ты также уменьшаешь жестокость этой печали; я, беспокоясь о тебе прежде, теперь не имею чего опасаться, не имею, что свет мог бы похитить у меня. Хотя осталась в живых сестра, по непорочности своей почтенная, сходная нравами и дарованиями, однако оба мы больше боялись за тебя, и казалось нам, что вся приятность жизни нашей состоит в тебе. Для тебя приятно было жить, для тебя и умереть не противно было; оба мы желали оставить тебя в живых, но не угодно тебе было пережить нас. Когда не содрогался дух при воображении такой опасности, сколь сильно возмутились мысли при известии о болезни твоей? Видим бездыханным того, с кем надеялись навсегда пребыть; теперь уверены мы, что ты молитвами твоими у святого мученика Лаврентия испросил себе уход. О когда б молил ты не об уходе, но о долговременной жизни: конечно бы мог ты испросить себе многие лета, когда мог испросить уход. Но благодарю тебя, всемогущий Боже! За великое то утешение, что ты благоволил любезному нашему брату возвратиться из Сицилийских и Африканских стран, ибо вскоре по возвращении лишились мы его, и он как бы для одного только свидания с братьями возвращен к нам. Теперь я имею залог, который никаким странствованием отнят быть у меня не может; имею останки, чтобы обнимать; имею гроб, который покрою моим телом, и Богу угоднейшим почту себя, что скончаюсь на костях святого трупа. О когда бы я мог также и против смерти твоей предложить мое тело! Если бы ты пронзаем был мечами, то я бы себя лучше предал на заклание вместо тебя; если бы я мог возвратить исходящую твою душу, то конечно бы предложил мою собственную.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/33/h...

1 Крестьяне и колоны, мелкие арендаторы, выведенные из терпения гнетом знати и жрецов, а также налогами, поднялись и, поддержанные рабами, поденщиками и бродячим людом, соединились в багавды, т. е. шайки, и вели опустошительную войну. – Прим. перев. 2 Harnack, Die Mission, S. 539 et sq. (2 Aufl. В. II, S. 276 et sq.) дает более точный подсчет, частью основанный на предположениях, но правдоподобных. 4 С этим отношением некоторых христиан к военной службе связана судьба нескольких африканских мучеников того времени, относительно которых имеются подлинные документы. Сюда относится новобранец Максимилиан, казненный за отказ от военной службы в Тевесте 12 марта 295 г. проконсул Дион тщетно указывал ему на христиан, служивших в императорском войске. «Они знают, как им должно поступать, – отвечал Максимилиан, – но я христианин и не должен делать зла». Далее в Танжере были казнены: сотник Маркелл, отказавшийся от службы, и секретарь Кассиан, не пожелавший записать приговор, вынесенный против Маркелла (30 октября и 3 декабря неизвестного года). 7 Лактанций этого не говорит, но можно подозревать, что здесь имело место столкновение женских влияний. Никомидийские принцессы были сами христианки или расположены к христианам; этого было достаточно, чтобы в женском тереме соперниц желали христианам смерти. 8 К этому моменту относятся, по моему мнению, воспоминания Константина в том виде, в каком передает их Евсевий. Eusebius. Vita Const, II, 50. 51. 10 Этот первый эдикт был получен в Палестине в конце марта, во время празднования пасхи. (Eusebius Н. Е. VIII, 2). 14 Augustinus. Brev. Coll., 34–36. При этом были упомянуты некоторые члены клира и между прочим диакон Стратон, как лица, сдававшие чиновникам церковную движимость; префект называет их hortatores vanissimae superstitionis (вдохновителями пустейшего суеверия). 16 В Аптунгах (об орфографии этого названия города см. собрание текстов в латинском Thesaurus) таким образом были взяты epistolae salutatoriae (?), в Calama – медицинские книги, в Aquae Tibilitanae – какие-то бумаги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Опубликован топ-10 самых опасных для христиан стран Вашингтон, 6 июня 2014 г. Международная христианская благотворительная организация «Open Doors» опубликовала топ-10 стран с наивысшим уровнем насилия в отношении христиан. За период с 1 ноября 2012 г. по 31 марта 2014 г. список возглавляет Нигерия, сообщает Седмица.Ru . В индекс также вошли: Сирия, Египет, Центральноафриканская Республика, Мексика, Пакистан, Колумбия, Индия, Кения и Ирак. В 7 из 10 стран главной причиной антихристианского насилия является исламский экстремизм. Во всех странах за описанный период было разрушено 3641 церквей и др. зданий, принадлежащих христианам, и зарегистрировано 13 120 др. форм насилия, в т. ч. побои, похищения, изнасилования, принудительные браки. «Open Doors» также опубликовала топ-10 стран, в которых совершено наибольшее число убийств христиан за веру за исследуемый период в 17 месяцев. На 1 месте – Нигерия (2073 мученика), далее идут Сирия (1479), ЦАР (1115), Пакистан (228), Египет (147), Кения (85), Ирак (84), Мьянма (33), Судан (33) и Венесуэла (26). Из общего числа погибших за веру христиан (5479) в Нигерии, Сирии и ЦАР совершено 85 % убийств. В среднем в месяц за оценочный период было совершено 322 убийства христиан. По словам исследователей, процент ставших известными убийств христиан достаточно невысок. В реальности эти цифры могут быть значительно больше. Наблюдатели удивлены, что в топ-10 2014 не попала Северная Корея. Ян Вермеер из «Open Doors» объяснил это невозможностью привести точные цифры. Источниками исследований для опубликованных данных стали внешние СМИ, интернет, а также работа сотрудников непосредственно среди гонимых христиан. «Список показывает, что насилие в отношении христиан за веру распространяется по всему миру: из Индии в африканские и ближневосточные страны, и до Латинской Америки», подытожил директор службы исследований Франц Веерман. «Латинская Америка всегда отличалась высоким уровнем коррупции и повстанческого насилия. В контексте высокого уровня насилия в обществе страдают и христиане». 6 июня 2014 г. Рейтинг: 4.9 Голосов: 18 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/71284.html

С формальной стороны апология отличается изяществом изложения, почти классическою чистотою языка, яркостью и рельефностью изображения и живостью рассказа (этому способствовала уже сама форма диалога). Риторизм автора нигде [при этом] не доходит до отталкивающей утончённости. Достоинства «Октавия» отчасти объясняются влиянием образцов, по которым он был создан. Литературную форму и состав своего труда Минуций Феликс (особенно в гл. 19), вероятно, позаимствовал из философского диалога Цицерона: «De natura deorum». Многие мысли он, вероятно, почерпнул у Сенеки (De providentia, De superstitione) 240 . Наконец, возможно, что в речи Цецилия им использовано сочинение Фронтона из Цирты (ум. около 175 г.) против христиан, о котором в диалоге делается упоминание (Min. Fel. Octav. 9, 6; 31, 2//PL. T. 3. Col. 262B, 336A; р. п.: C. 234:261). Специфически-христианских элементов в апологии М. Феликса мало: сущностью христианства у него (Min. Fel. Octav., 18//PL. T. 3. Col. 287A–292A; р. п.: C. 244) представляется монотеизм, на учение пророков делается только беглое указание (Min. Fel. Octav. 34, 5//PL. T. 3. Col. 346A; р. п.: C. 265), o Таинствах не упоминается вовсе. Отсюда сделана попытка обвинить М. Феликса в языческофилософском понимании христианства, в непонимании христианства, в непонимании значения его, как Откровения. Попытка эта, однако, решительно несостоятельна, ибо она не считается с задачами апологетики, исключавшими трактации по специально-христианским вопросам и заставлявшими ссылаться на языческие авторитеты. В. Об авторе В самом сочинении автор называется (по-своему praenomen) Марком (Min. Fel. Octav. 3, 5//PL. T. 3. Col. 238A; р. п.: C. 227), у Лактанция и Иеронима Минуцием Феликсом ; по их свидетельству он был адвокатом (causidicus) Римского форума; о его юридических занятиях в Риме говорится и в «Октавии» (Min. Fel. Octav., 2//PL. T. 3. Col. 235A–237A; р. п.: C. 227). Вероятно, он, как и друзья его, был африканского происхождения, Друг его детства (Min. Fel. Octav., 1//PL.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

В числе ее представителей стоит славное имя Тертуллиана , далее – Минуций Феликс 3 и позднее св. Киприан, Арнобий, Лактанций и наконец величайший из христианских учителей, влияние которого глубоко отразилось в средние века, бл. Августин. Все это свидетельствует о том глубоком, неотразимом влиянии, какое оказывал римский дух на подвластные населения. Но с другой стороны нельзя отрицать и того влияния, какое несомненно оказывал на характер северо-африканской образованности туземный, местный элемент. Как ни тяжела была рука железного Рима, тем не менее она не могла изгладить коренных прирожденных черт подвластных национальностей. В северо-западной Африке римляне долиты были считаться с финикийской цивилизацией, пустившей там глубокие корни. В области языческой литературы Апулей, в области христианского учительства Тертуллиан служат наглядными примерами того, как из-под римских литературных форм речи пробивается наружу влияние местного племенного элемента. Но не только в языке – сила местного элемента должна была сказаться в складе ума, в особенностях народного характера, даже в физической организации. Страстная, необузданная натура сказывается в той чудовищной безнравственности, которая поражала современников, засвидетельствовавших, что не было такого пороки в мире, который не имел бы места среди африканцев. Ужасная безнравственность языческого общества заражала и христиан. На гробницах мучеников, в храмах происходили оргии, носившие языческий характер... В самом воздухе, если можно так выразиться, висела необходимость энергического протеста против страшной распущенности. Действительно рука об руку с последней мы встречаемся здесь с проявлениями мрачного ригоризма, отразившегося в творениях Тертуллиана , равно как и в церковной жизни вообще. Не станем распространяться о том, что древние финикийские божества вновь ожили под именами римских богов, что во втором столетии продолжали еще приносить в жертву Ваалу под именем Сатурна живых детей. «Никакой бог не меняет своего природного характера!» восклицает Тертуллиан . Мы скорее укажем на то, что среди африканцев, одаренных необузданным воображением, все возникавшие в то время ереси принимали особенно вредный характер. Таким образом под могущественным воздействием римской цивилизации с одной стороны, с другой на почве неизглаженных следов местных национальных особенностей развился могучий, богато одаренный от природы, характер величайшего из христианских апологетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

1 Св. Амвросий родился около 340 года в христианской семье. Обладая богатыми природными дарованиями, при своем всестороннем образовании, Амвросий делал очень быстрые успехи на поприще общественного служения. До 374 г. он проходил различные светские должности. В 374 по единогласному решению граждан города Медиолана был призван к епископскому служению, которое и проходил до 395 года, когда закончилось его земное поприще. 2 caro fieret Deus — не совсем точное выражение для обозначения мысли об обожествлении плоти Христа. 3 Слав. библ. — «Израилева " _ 4 Т. е. в рабском служении мужчине. 5 Имеются в виду манихеи, возводившие отрицание брака на степень догматического положения своей доктрины. 6 Этого слова ни в славянском, ни в русском тексте библии нет. 7 Этот текст, приводимый нами со слов Амвросия, несколько разнится от библейского изложения его. 8 Очевидно, имеется в виду не самое имя религии, а та внутренняя связь, которая, по мнению Амвросия, существует между религией и нравственностью, в частности же между девственной чистотой, как проявлением истинно христианской настроенности. 9 т. е. в виде ношения золота на шее. 10 Город в Галлии, нынешняя Piacenza. 11 Город в Цизальпинской Галлии, нынешняя Bologna. 12 Африканская страна на берегу Средиземн. моря, нынешн. Фец и Марокко. 13 В храм для слушания проповеди. 14 Т. е. где дается обет девства. 15 Maforte — монашеская одежда, употреблявшаяся в древности главным образом в египетских киновиях. Ею покрывались шея и плечи, и видом своим она походила на современный капюшон. 16 Срвн. блаж. Августина lib. IV, De Doctr. Christ, с. 21. 17 Здесь разумеется та лань, которая внезапно оказалась под ножом жреца вместо Ифигении, дочери царя Агамемнона. Cret. lib. I; Eurip. in Iphigenia in Aulide; Ovid. lib. XII Metarn. 18 Т. е. тот, по которому дева опять должна подвергнуться публичному позору в доме разврата. другой. Таким образом, святые мученики оказали друг другу взаимную услугу: одна положила начало мученичеству, а другой довершил его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2663...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010