[Дицей, Диций; лат. Diceus, Dicius], мч. Никейский (пам. зап. 21 окт.). Известен исключительно из Мартиролога блж. Иеронима, большинство кодексов к-рого упоминает этого мученика из Никеи Вифинской в дружине с Априком, Макарием и Проклом. Только древний полный Эхтернахский кодекс (VIII в.) и зависящие от него списки из аббатства Райхенау, содержащие сокращенную версию Мартиролога блж. Иеронима, указывают под 21 окт. память одного Макария, «пострадавшего в Никее». Напротив, компилятивный ирл. «Мартиролог из Донегола», составленный Михаилом О " Клери (1630), причисляет Д. к дружине Дасия , Гаия и Зотика Никомидийских, чья память празднуется в тот же день. Впрочем, заметка Мартиролога блж. Иеронима о Никейских мучениках, по-видимому, подвергалась позднейшим искажениям по вине переписчиков. Так, имя Прокла могло быть присоединено к этой дружине из следующей заметки того же дня, где фигурируют мученики Прокл и Евтихий, пострадавшие в Путеолах (Италия). Эти имена встречаются также 18 и 19 окт. в дружине Путеольских, или Неаполитанских, мучеников. Имена Макария и Д., напротив, могли перейти в искаженном виде из предыдущей заметки от 21 окт., где упомянута дружина Африканских мучеников - Модест, Евтихий, Мацера (Макера) и Диссей. Т. о., имена Макария и Д., появившиеся в связи с Никеей Вифинской, могут оказаться лишь повторениями в искаженном виде имен Африканских мучеников Мацеры и Диссея. Однако в равной степени допустимо и обратное: имена Макарий и Д. Никейские по невнимательности переписчика были присоединены к дружине Африканского мученика Модеста. В пользу того, что Модест Африканский никак не связан с последующими именами, может говорить также его повторное упоминание в заметке этого же дня вместе с 272 неизвестными страстотерпцами без указания конкретного места. Это повторное упоминание Модеста находится после заметки об одном мученике из Неаполя - Фавсте, к-рая в свою очередь следует сразу за заметкой о Никейских мучениках. Относительно Априка можно согласиться с И. Делеэ , что имя в той форме, в какой оно представлено в Мартирологе блж. Иеронима, несомненно искажено. Т. о., всю заметку от 21 окт. в Мартирологе блж. Иеронима в его 1-й (италийской) редакции можно реконструировать следующим образом: в Никомидии - Дасий комит, Зотик, Гаий и 12 воинов (эти мученики известны также из греч. Жития и сказаний визант. синаксарей - BHG, N 492; SynCP. Col. 154); в Африке - Модест и проч. числом 272; в Никее Вифинской - Априк, Макарий и Д.; в Неаполе - Фавст; в Путеолах - Евтихий и Прокл. Д.- не как мученика, а как исповедника - упоминает архиеп. Сергий (Спасский) в «Полном месяцеслове Востока», но по непонятным причинам он помещает память этого святого не под 21 окт., а под 21 нояб.

http://pravenc.ru/text/172022.html

   93. Разсуждено такожде о отпущенях на свободу, бывающих в церкви, да будет прошение к царю. (Разумеется прошение о том, чтобы таковыя отпущения утверждены были царкскою властью).    94. Постановлено и сие: повсюду на полях, и в вертоградах, поставленные якобы в память мучеников олатари, при которых не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических, да разрушатся, аще возможно, местными епископами. Аще же не допустят до сего народныя смятения: по крайней мере да будет вразумлем народ, чтобы не собирался в оных местах, и чтобы правомыслящие к таковым местам не привязывались никаким суеверием. И память мучеников совсем да не совершается, разве аще где либо есть или тело, или некая часть мощей, или, по сказанию от верной древности преданному, их жилище, или стяжание, или место страдания. А олтари, где бы то ни было поставленонные, по сновидениям и суетным откровениям некоторых людей, да будут всемерно отвергаемы.    95. Заблагоразсужено такожде, просити от славнейших царей, да истребляются всяким образом остатки идолопоклонства, не токмо в изваяниях, но и в каких либо местах, или рощах, или древах.    96. Всеми епископами речено: аще заблагоразсуждено будет писати некия граматы на соборе: то достойночтимый епископ, председящий на сем престоле, да благоволит от имени всех, о чем разсуждено, писати и подписывати граматы. Еще же епископам местоблюстителям, которых должно послати в африканския области, по делу о донатистах, да будут даны граматы, определяющие силу даннаго им поручения, от силы котораго и да не отступают.    97. Поелику общее есть сие дело, на которое ныне обратил внимание брат и сослужитель наш, да ведает каждый из нас определенный ему от Бога чин, да поставленные после других отдают преимущество поставленным прежде, и да не дерзают творити что либо, не вняв воле их: сего ради предлагаю, что приходит мне на мысль: тех, которые пренебрегают поставленных прежде их, и являют некую дерзость, подобает всем собором укрощати по приличию. Ксантипп, епископ перваго престола Нумидийскаго рек: все присутствие братий, выслушав разсуждение брата и сослужителя нашего Аврилия, что на сие отвещает? Диатимий епископ рек: что мнениями древних определено, то предлагается вашему согласию: содержащееся в деяниях прежних соборов Карфагенския церкви, вашим согласием вполне да подтвердится и всеми да соблюдается. Все епископы рекли: сей чин был соблюдаем от отцев и от древних, и от нас, по изволению Божию, соблюдаем будет. Но при сем да сохраняется право первенствующих епископов Нумидии и Мавритании, на основании Нумидийскаго письменнохранилища и списка престолов. Потом угодно было всем епископам подписавшим определения сего собора, чтобы список престолов и первоначальное постановление Нумидийское находились и у перваго престола, и в митрополии Константине.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4157...

Разсуждено такожде о отпущенях на свободу, бывающих в церкви, да будет прошение к царю. (Разумеется прошение о том, чтобы таковыя отпущения утверждены были царкскою властью). 94 Постановлено и сие: повсюду на полях, и в вертоградах, поставленные якобы в память мучеников олатари, при которых не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических, да разрушатся, аще возможно, местными епископами. Аще же не допустят до сего народныя смятения: по крайней мере да будет вразумлем народ, чтобы не собирался в оных местах, и чтобы правомыслящие к таковым местам не привязывались никаким суеверием. И память мучеников совсем да не совершается, разве аще где либо есть или тело, или некая часть мощей, или, по сказанию от верной древности преданному, их жилище, или стяжание, или место страдания. А олтари, где бы то ни было поставленонные, по сновидениям и суетным откровениям некоторых людей, да будут всемерно отвергаемы. 95 Заблагоразсужено такожде, просити от славнейших царей, да истребляются всяким образом остатки идолопоклонства, не токмо в изваяниях, но и в каких либо местах, или рощах, или древах. 96 Всеми епископами речено: аще заблагоразсуждено будет писати некия грамоты на соборе: то достойночтимый епископ, председящий на сем престоле, да благоволит от имени всех, о чем разсуждено, писати и подписывати грамоты. Еще же епископам местоблюстителям, которых должно послати в африканския области, по делу о донатистах, да будут даны грамоты, определяющие силу даннаго им поручения, от силы котораго и да не отступают. 97 Поскольку общее есть сие дело, на которое ныне обратил внимание брат и сослужитель наш, да ведает каждый из нас определенный ему от Бога чин, да поставленные после других отдают преимущество поставленным прежде, и да не дерзают творити что либо, не вняв воле их: сего ради предлагаю, что приходит мне на мысль: тех, которые пренебрегают поставленных прежде их, и являют некую дерзость, подобает всем собором укрощати по приличию. Ксантипп, епископ перваго престола Нумидийскаго рек: все присутствие братий, выслушав разсуждение брата и сослужителя нашего Аврилия, что на сие отвещает? Диатимий епископ рек: что мнениями древних определено, то предлагается вашему согласию: содержащееся в деяниях прежних соборов Карфагенския церкви, вашим согласием вполне да подтвердится и всеми да соблюдается. Все епископы рекли: сей чин был соблюдаем от отцев и от древних, и от нас, по изволению Божию, соблюдаем будет. Но при сем да сохраняется право первенствующих епископов Нумидии и Мавритании, на основании Нумидийскаго письменнохранилища и списка престолов. Потом угодно было всем епископам подписавшим определения сего собора, чтобы список престолов и первоначальное постановление Нумидийское находились и у перваго престола, и в митрополии Константине. 98

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Третий век христианства Глава 10. ПЯТОЕ ГОНЕНИЕ Третий век, вполне мученический, открылся подобно второму, гонением против христиан, столь жестоким, что они полагали уже близким явление антихриста, и все столетие протекло почти в непрестанных гонениях со стороны властителей Римских. После смерти кесаря Коммода Септим Север, одолевший всех искателей престола, будучи раздражен на Иудеев Палестинских за то, что благоприятствовали его соперникам, смешал в гневе своем евреев с христианами. Область Африканская, которая уже процветала множеством церквей, хотя история не сохранила времени ее просвещения, более других прославилась своими мучениками и исповедниками в это пятое гонение. Первые двенадцать жертв, из которых главные были Сперат, Нарзал, Цеттан и три женщины, Доната, Секунда и Вестина, пострадали в Карфагене и, как граждане Римские, усечены были мечом, по приговору жестокого проконсула Сатурнина, который вскоре ослеп. Вслед за ними взяты были под стражу четверо, еще только оглашенные верою, из сословия рабского, между ними была одна беременная рабыня Фелицитата, и в ту же темницу заключили благородную жену Перпетую с грудным младенцем; шестой исповедник Сатир присоединился добровольно, и Перпетуя, сохранившая удивительное присутствие духа, сама описала первую часть своих страданий. Тщетно ласками и угрозами старался совратить ее престарелый отец-язычник; она воспользовалась кратким сроком жизни, чтобы принять святое крещение вместе с участниками заключения, утешала мать и брата, кормила своего младенца, и душная темница показалась ей раем; небесные видения услаждали ее в узах; она предузнала о тех, кому надлежало предварить ее в получении мученического венца. Судия, упрошенный отцом ее, убеждал на первом допросе Перпе-тую отречься от Христа и приговорил ее за упорство на терзание зверям с прочими исповедниками. Радостно возвратилась она в темницу, и по обычаю просила кормить младенца, но жестокий отец отказал ей и в последнем утешении. Сатир подкреплялся также небесными видениями и еще заживо беседовал с прежними мучениками Африканской Церкви, епископами и пресвитерами, уже восприявшими страдальческий венец. Другая узница Фелицитата родила в темнице; с нетерпением ждала она часа разрешения, чтобы не отложили для нее дня казни, и просила о том молитвы сподвижников; ее желания и их молитвы исполнились за три дня до определенного срока мучений. Тяжки были безвременные роды в узах, слабая жена не могла удержать воплей. «Ты плачешь теперь, – сказал ей один из стражей, – что же сделаешь посреди зверей?» – «Тогда Другой будет страдать во мне, потому что я за Него страдать буду!» – отвечала она. Диаконы втайне утешали страждущих.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

1464 Христ. Весник, 1901, янв., 111–112. – Окружное послание митрополита Серафима – в офиц. органе боснийско-герцеговинской церкви «Источник», 1900, 1–2. 1468 В статье Герье эти обстоятельства излагаются подробно; равно как даны и краткие указания на предшествующую историю христианства в Африке, но мы их не воспроизводим, потому что особенного интереса они не представляют. 1469 О русской не может быть и речи, потому что она имеет много других своих серьезных задач, помимо изучения донатизма, принадлежащего более истории западной церкви. Однако, и на русском языке имеется приличное сочинение Кутепова: «Раскол донатистов (Казань, 1884)». 1471 Укажем для примера на исследование о донатизме Thümmel’a, пастора, проводящего тот же самый нзгляд. 1472 В виду этого мы не считаем нужным входить в рассмотрение характеристики циркумцеллионов, предложенной у Герье. Но странно все-таки в тризнах, совершавшихся циркумцеллионами на могилах мучеников, видеть семитический обычай, перенесенный пунийцами в Африку. Как почитание предков было общим для всех языческим религии явлением, так и почитание мучеников не составляло какой-либо особой принадлежности африканских христиан; оно так же, как и в Африке распространено было в Риме и Галлии, не говоря о Малой Азии. Тризны циркумцеллионов только извращали этот общехристианский обычай, и семитический Ваал был тут не при чем. 1473 Супурган – резиденция митрополита Мар-Ионы, прибывшего во главе миссии от сиро-халдеев, подписавшей акт соединения. 1474 Древний восточный Иллирик обнимал собой нынешние Сербию, Черногорию, западную половину Болгарии, Албанию, Македонию, Грецию и о. Кипр. 1475 Полное заглавие: «Православно црквено право. По опчим црквено-правним изворима и посебним законским наредбама, koje важе у nojeдuhuм самоуправним црквама, написао Др. Никодим Милаш , архимандрит. Задар, !890. Стр. XV+655». 1476 Собственно, в т.н. средневековой Далмации, простирающейся от острова Раба до Клека, не включая сюда Дубровник и Боку Которскую. Как политическая история, так и история православной церкви иначе развивалась в Далмации, и иначе в Дубровнике, и Боке. Обозрению церковных событий в этих двух округах преосвященный Никодим надеется посвятить отдельную книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

До нас сохранились несомненно подлинные акты пресвитера Сатурнина и прочих Дело происходит в Нумидии. Целая толпа христиан схвачена во время богослужения в доме пресвитера Сатурнина и представлена на суд проконсула (в Карфагене). Многие из них потом поплатились жизнью за свое исповедание. Акты относятся ко времени исполнения первого Диоклетианова указа; именно, проконсул говорит Сатурнину: почему ты делаешь церковные собрания, когда это запрещено? Имеешь ли ты Святое Писание? Эти черты указывают на 303 год. Такого же характера и акты епископа Африканского Феликса, в Проконсул требует от него, чтобы он выдал книги Святого Писания, но Феликс отказался. Затем епископ был переправлен через Средиземное море на суд к самому императору Максимиану, но так как его там не застали, где надеялись застать, то Феликс был представлен к проконсулу в Апулию, где ему проконсул опять предложил вопрос: почему ты не выдаешь св. книг? Или не имеешь их? Очевидно, события происходили при действии первого указа Диоклетианова. Феликс был усечен мечом. Вообще нужно сказать, что в Африке было много мучеников. Впрочем, иногда начальники относились к христианам без особенной строгости. Так, нам известны следующие примеры, показывающие снисходительность властей к христианам. Когда некоторые сенаторы карфагенские заявили проконсулу, что епископ Менсурий при отобрании св. книг из церквей подменил их книгами еретическими, настоящие же св. книги скрыл, проконсул оставил без всякого внимания подобное Или когда нумидийский (в Африке) епископ Секунд отказывался выдать книги Святого Писания, то чиновники заметили ему: неужели нет у него каких-нибудь хоть ненужных книг, которые бы он мог отдать? Также от вышеупомянутого епископа Феликса проконсул требовал лишь ненужных Суровость Максимиана была причиной многих мученических смертей, но эта же суровость послужила для христиан основой к созданию легендарных актов мученических. Таковы акты мучеников Фиваидского легиона или акты Маврикия и прочих мучеников. Рассказ актов состоит в следующем: император Максимиан был жестокий враг христиан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

В это время было три главных богословских школы. 1 . Александрийская, вначале, так называемая, катехизическая – огласительная, по преданию, основанная самим евангелистом Марком. Она отличалась более выраженным теоретическим, идеально-созерцательным направлением. Ее знаменитыми представителями являются Климент и Ориген . Святой Григорий Чудотворец в своем прощальном похвальном Слове Оригену , подробно описывает курс учения, выслушанный им вместе с другими у этого учителя (см. далее отдельный очерк об Оригене ). 2 . Североафриканская, во главе которой стояли Тертуллиан и святой Киприан – первые латинские писатели. Она отличалась более прагматическим, рассудочно-положительным направлением. 3 . Малоазийская, с ее яркими представителями – святым Иринеем и учеником его Ипполитом (действовавшими, также, на Западе). Она стояла посередине между вышеупомянутыми школами и преследовала библейское, так сказать, примирительное направление, и потому, оставалась свободной от всяких еретических увлечений, которых не были чужды первые: александрийская – по склонности к, своего рода, гностицизму; африканская же – по склонности к монтанизму (например, в лице того же Тертуллиана ). Кроме трех названных, известны еще другие богословские школы, которые не отличались каким-либо особенным направлением и – или, вообще, не достигли широкого развития, или достигли его уже в последующие времена. Таковыми являются: 4 . Римская, основанная святым Иустином – философом и мучеником; 5 . Кесарийская – в Палестине, основанная Оригеном в 233 г., когда он удалился сюда из Александрии, и, после него, покровительствуемая святым мучеником Памфилом (ум. 307); 6 . Иерусалимская, подобная той, какою была в своем начале александрийская, поддержанная другом и товарищем по образованию Оригена – епископом Александром; 7 . Антиохийская, открытая или, вернее, благоустроенная (ок. 282 г.) святым Лукианом, славным по учености пресвитером и мучеником за веру при Максимине, и, обнаружившая свой особенный характер, в IV веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Его философия есть учение о благе, обеспечивающем это блаженство, о благе высшем и о благах средних и низших, о познании относительной ценности благ, о вечном бытии высшего блага и происхождении благ низших, об отпадении от блага и возвращении к нему. Таковы выдающиеся черты личности бл. Августина, послужившие естественными данными для его последующего развития. Но кроме их, направление его личных исканий предопределялось ранними впечатлениями детства и влиянием среды, о котором теперь необходимо сделать несколько замечаний. II. Влияние воспитания Некоторые исследователи пытаются объяснить религиозную драму бл. Августина двойственностью влияний, под воздействием которых он находился. В нем видят типическое отображение контрастов африканского общества того времени. Указывают на то, что в этой среде язычество сталкивалось с христианством, чудовищный разврат умиравшей религии с святостью и аскетическим самоотречением новой, люди, преданные противоестественным порокам, с святыми, отказавшимися от всего ради высоких идеальных благ, каковы Тертуллиан , мученик Киприан, монахи и подвижники. Эти контрасты общества, продолжают они, Августин с самого своего рождения мог, наблюдать в родной семье, так как отец его был язычник, а мать святая 119 . К сожалению, эта заманчивая и многообещающая концепция не находит для себя оправдания в Исповеди бл. Августина. Общественные контрасты, на которые в этом случае ссылаются, не могли положить глубокой печати на личность бл. Августина уже потому, что они не были ему известны. Ранее крещения личность Тертуллиана и св. Киприана так мало занимали его, что он при всем своем огромном интересе к литературе, не позаботился ознакомиться с их сочинениями. Монашества в то время в Карфагене еще не было, и о существовании христианских подвижников бл. Августин узнал лишь в Милане незадолго до своего окончательного обращения 120 . В самой семье бл. Августина разлад между языческим и христианским элементом был далеко не так велик, как это обыкновенно представляют.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/li...

Тогда же Лаэт, епископ города Непте, был увенчан славным мученичеством. Несмотря на различные истязания, от него не смогли добиться, чтобы он запятнал себя заразой арианской ереси, а после он неожиданно отошел в небеса. Гунерих же после бесчисленных злодеяний, причиненных кафоликам, на восьмом году своего правления имел такой же конец, как и его отец Арий: все его внутренности распались, и так плачевно он умер. В 486 г. Гунериху наследовал Гундамунд и правил двенадцать лет. Он даровал Церкви мир и отозвал кафоликов из изгнания. В 498 г. умер Гундамунд, и ему наследовал Тразамунд, правивший двадцать семь лет и четыре месяца. Полный арианской ярости он преследовал кафоликов, закрывал их церкви, выслал изо всей Африканской Церкви 120 епископов на Сардинию в ссылку и умер в Карфагене. В его время сиял в вере Фульгенций, епископ Руспи. В 524 г. Тразамунду наследовал Хильдерих, сын Гунериха от дочери императора Валентиниана. Он правил семь лет и три месяца. Клятвенно обещав Тразамунду во время своего правления не открывать кафоликам их церкви и не возвращать привилегии, он, чтобы не повредить священность клятвы, приказал перед своим вступлением на престол вернуть кафолических священников из изгнания и открыть церкви. Против него возмутился Гелимер, сместил с престола и посадил вместе с сыновьями в темницу. В 530 г. Гелимер завладел престолом. Он жестоко умертвил многих знатных людей провинции Африка, а у других отнял их имущество. Император Юстиниан, увидев во сне епископа Лаэта, которого вандальский король Гунерих сделал мучеником (533), выслал против Гелимера войско под началом Белизара, который одолел и убил в первой битве братьев короля, Гунтемира 601 и Гибамунда, во второй – разбил самого Гелимера. Белизар отвоевал Африку на 97 году по вторжении в нее вандалов. Прежде чем дошло до столкновения с Белизаром, тиран Гелимер приказал умертвить Хильдериха и некоторых из его рода. Белизар же взял Гелимера в плен и представил его вместе с сокровищами, которые он собрал из провинций и Африки, императору Юстиниану в Константинополе. Таким образом было уничтожено вандальское государство в 534 год с корнем, после того как оно от Гундериха и до Гелимера просуществовало 113 лет. История свевов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это изречение св. Ретиция, сохраненное для нас Августином, конечно, заимствовано из его творения против Новациан. Кроме того, он написал толкование на Песнь Песней. Блаженный Иероним не хвалит его со стороны филологической; 650 но возвышенному красноречию святителя воздает такую похвалу, 651 что мы должны сожалеть об утрате его творений. Творениями своими приобрел он такую известность, что был избран Константином в число трех галльских епископов для суждения по делу донатистов. Уничтожение Священных Писаний. «Предатели». Африканский раскол Нами было уже сказано, что в Африке гонители преимущественно разыскивали Священные книги, чтобы их сжигать, и священные сосуды церковные для уничтожения их. Выдававших эти святыни, называли предателями. Многие из епископов сделались виновными в этом преступлении 652 и на Соборе Цирфском, как уже было нами сказано, невозможно было согласиться в определении против них. Другие епископы, как Мензурий Карфагенский, довольствовались только порицанием верующих, которые, по нескромному усердию, сами на себя доносили, что имеют Священные Писания, но в то же время объявили, что их не выдадут. Такое усердие могло иметь пагубные последствия не только для следовавших его внушениям, но и для прочих верующих. Мензурий при начале гонения скрыл Священные Писания и вместо них оставил в церкви только книги еретические. Обманутые тем, гонители полагали, что сожгли книги христиан, а вместо того истребили книги их противников. О хитрости Мензурия было донесено проконсулу Анулину, но он не рассудил преследовать за то епископа. Некоторые из ревнителей обвиняли епископа Карфагенского не только за хитрость, через которую он избегнул гонения, но даже в преступлении, что он выдал Священные Писания. Утверждали даже, что Мензурий допустил умереть с голода мученикам в темнице, препятствуя верующим делать им пособия. Донат, предводитель обвинителей Мензурия, был епископом Черных Хижин (Gases noires) в Нумидии. Секонд, бывший епископом Тигиза и первым в этой провинции, остался в общении с Мензурием. Раскол принял действительное значение только в то время, когда Цецилиана избрали епископом Карфагенским. Этот епископ был рукоположен Феликсом, епископом Аптонгским в проконсульной Африке; его, также как и Мензурия, обвиняли в выдаче Священных Писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010