Ценность этой части работы в точном определении объема надежной исторической литературы «пассий» и в критическом анализе отдельных памятников. Круг исторических «пассий» очерчен автором четко и строго. В него вошли 17 «актов», к которым следует прибавить не вошедшие в книгу, но обещанные автором, критические исследования о свв. Феликсе и Марцелле африканских и о египетских мучениках. До сих пор появились только реконструированные автором подлинные акты св. Феликса (Anal. Boll. т. 39). Во второй главе автор идеализирует «панегирики» — похвальные слова греческих (только греческих) отцов Церкви конца IV — начала V в. с точки зрения литературной формы. Панегирик изучается в связи с каноном античной риторики. Эта часть наиболее соответствует «формальной» задаче книги, но историческое внимание автора — мысль о достоверности — и здесь остается руководящей. Вполне отсутствуют эстетические оценки. Не находим и ожидаемого вывода о том, что дала панегирическая форма— в смысле канона агиографического стиля — для всей последующей «эпической» литературы. Под именем «эпических» автор обнимает всю огромную массу поздних памятников, рисующих героический подвиг мучеников. О. Делеэ не считает нужным выделить из этого необозримого круга произведения, имеющие хотя бы относительную историческую ценность. Безыскусственные запоздалые записи преданий местных Церквей, еще свободные от поэтической обработки, вообще не находят себе места в этой классификации, и неудобство это ощущается тем сильнее, что объем «подлинных» актов определяется в науке далеко не однозначно. Читатель хотел бы отдать себе отчет в том, что находится за пределами, но в ближайшей близости, центрального, более или менее общепризнанного ядра. Прием трактовки «эпического» жанра — литературно типологический. Автор рассматривает всю хаотическую груду памятников как литературное единство и устанавливает характерные, типические его черты. Получается образ, знакомый каждому и ярко нарисованный некогда автором в его ранних «Legendes hagiographiques». Такая суммарная разработка — единственно, может быть, возможная в наше время — показывает, как мало еще сделано в этой сложной и трудной отрасли христианской литературы. Нет и намека на определение местных школ, филиацию памятников, общую эволюцию формы. Не изучены даже формальные законы этой классической агиографии, особенно важные в связи с ее литургическим значением. А между тем несколько наблюдений Узенера 279 , набросанных когда–то рукою мастера–филолога в его «Der heilige Tychon» (мы говорим, разумеется, исключительно о его филологическом анализе жития), открывают широкие перспективы для целых поколений исследователей.

http://predanie.ru/book/219978-stati-192...

Подлинные акты дошли из всех мест, которыми управлял Максимиан. О кровавом гонении в Италии свидетельствуют акты Сотеры девицы, акты, отличающиеся простотой рассказа, 282 и акты диакона Евпла, скончавшегося мученически в г. Катанке в Сицилии, отличающиеся точностью хронологии. 283 О суровости гонения в Галлии свидетельствуют акты Рогациана и Донациана, пострадавших в Нанте. 284 Содержание актов таково: Рогациан и Донациан были братья, они были брошены в темницу, один из них, впрочем, еще не был крещен, именно старший Рогациан. В тюрьме братья молят Бога, чтобы он попустил вместо воды крещения креститься Рогациану кровью мученическою. Оба они были потом обезглавлены. О гонении в Испании свидетельствуют акты Винцентия, диакона в Сарогоссе. 285 Рассказ актов следующий: проконсул Дациан потребовал к себе на суд епископа Валерия и диакона Винцентия, отличавшегося даром красноречия и бывшего проповедником в христианских собраниях. Валерий епископ, как человек не красноречивый, просил Винцентия произнести за него исповедание христианское на суде. Винцентий это и исполнил. Епископ был сослан в ссылку, а Винцентий после многих тяжких мучений скончался в тюрьме. Особенно много актов мученических из времени управления Максимиана дошло до нас из церквей африканских, где гонение было принято христианами с особенным одушевлением. До нас сохранились несомненно подлинные акты пресвитера Сатурнина и прочих мучеников. 286 Дело происходит в Нумидии. Целая толпа христиан схвачена во время богослужения в доме пресвитера Сатурнина и представлена на суд проконсула (в Карфагене). Многие из них потом поплатились жизнью за свое исповедание. Акты относятся к обстоятельствам исполнения первого Диоклетианова указа; именно проконсул говорит Сатурнину: почему ты делаешь церковные собрания, когда это запрещено? Имеешь ли ты Священное Писание ? Эти черты указывают на 303 год. Такого же характера и акты епископа африканского Феликса, в Тибиуре. 287 Проконсул требует от него, чтобы он выдал книги Священного Писания , Феликс отказался.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Известны и еще акты других мучеников африканских, именно акты Монтана, Лукия и других мучеников в Африке. 197 Эти акты довольно обширны по объему и чрезвычайно интересны по содержанию; здесь встречаются описания положений, отличающихся истинным драматизмом (диакон Флавиан). Чтение актов возбуждает глубокий интерес. Акты отличаются большим количеством рассказов о видениях мучеников, чем какие-либо другие акты этого времени. Всего видений здесь рассказано не менее пяти; в них представляется являющимися мученикам или Христос, или Киприан, уже отошедший от мира сего и пр. Главная тема видений – предстоящая смерть исповедников и её обстоятельства. Эти акты носят ясные признаки происхождения их во времена гонения Валерианова Писателями части актов представляются сами мученики; в средине актов делается такое замечание: «это они (мученики) все вместе писали из темницы», остальное прибавлено очевидцем каким-либо. Как лучшее доказательство подлинности, может быть указано то, что в актах упоминается как лице, снабдевавшее мучеников пищей, иподиакон Герениан, тот самый Герениан, который с подобною же миссией изображается и в письмах Киприана. 198 V. Гонение Диоклетиана, его соправителей и преемников, (303–311 годы) Благосклонное отношение Диоклетиана к христианам в большую часть царствования его: положение христиан при дворе и в различных должностях, письмо Феоны к Лукиану, как свидетельство благих надежд на императора со стороны христиан. Почему в характере Диоклетиана нельзя находить достаточных оснований для объяснения происхождения гонения этого императора? Вероятнейшее объяснение происхождения гонения, религиозно-политический идеал Диоклетиана и его значение в вопросе о причинах гонения. Можно ли в положении христиан тогдашнего времени находить такие стороны, которые наталкивали бы Диоклетиана на гонение (разбор мнений некоторых историков и выводы)? Почему гонение Диоклетиана было отодвинуто к концу его царствования? Указы Диоклетиана против христиан и обстоятельства их происхождения: рассмотрение известия Лактанция об обстоятельствах происхождения первого указа; анализ этого указа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

А как насчет чудес? Августин считал порядок высшим проявлением провидения. Но всемогущий Творец, несомненно, может иметь порядок и замысел, включающий не только природную среду, но и особые случаи Его свободного разумного творения. Необычные события могут происходить как часть провиденциальной цели дать заблудшему человечеству наставление; то, что мы называем чудом. Но духовный христианин не ищет физических чудес. Нет большего чуда, чем внутреннее преображение покаяния и веры. Для послеапостольской эпохи аналог новозаветных чудес, пеленания младенческой Церкви (PM ii.52), следует искать в таинствах крещения и евхаристии (В iii.21). В преклонном возрасте Августин изменил эту позицию. Исцеления происходили в святынях некоторых африканских мучеников. Народная преданность ценила реликвии (продаваемые шарлатанами), землю, привезенную из Святой Земли, святое масло из храма св. Стефана, когда некоторые кости достигли Африки. Тем не менее, чем более зрелым был верующий в вере, тем меньше он искал видимых чудес (PM ii.52). Августин не побуждал свою паству искать особых провидений: таинств было достаточно. Августин не считал ни просительную молитву, ни чудо предполагающими изменение в мыслях и целях Бога. Просьбы к Богу о житейских нуждах, о телесном здравии, о плодородии супруги он не считал высшей формой молитвы; но они не причислялись к недостойным прошениям, как молитва о смерти родственника, чтобы можно было унаследовать наследство. Они представляли собой признание того, что все хорошие вещи являются даром единого Бога, а не низших языческих божеств (П 66.2). Но за исключением внезапных моментов особого устремления, молитва нуждалась в тишине и уединении (KS ii.4.4). Августин не последовал аргументу Порфирия о том, что просительная молитва влечет за собой (аристотелевский) вывод о том, что в Божьем провидении остаются случайные события и совпадения, которые не предопределены. По предположению Августина, Бог определил как следствия, так и причины, но молитвы, которые слышит Бог, относятся к числу вторичных причин, которые Он использует для осуществления своей воли (О ii.51).

http://predanie.ru/book/221362-avgustin-...

Скачать epub pdf 71 . Сей город [Константинополь] окружало большое войско и флот, но все они по милости Божией повернули обратно и, не причинив ущерба, в бедственном состоянии ушли. 72 . И когда они прибыли со стороны Силеона, на них внезапно подул сильный ветер, по справедливой воле Божией, отбрасывая и истребляя их. И так было во всякое время с теми, кто был врагами Божиими и приходили воевать с городом, охраняемым Богом. С помощью силы Божией они потеряли рассудок и отступили без сражения, исполненные смущения. Рассказ об осаде 717 года при Льве Исаврянине 73 . Вновь отовсюду собирались толпы несущих гибель измаильтян, с востока и запада увеличивалась и накапливалась их сила. Сначала они завоевали Персидское царство, затем Египет и Ливию. Они дали христианам слово, что не будут принуждать их отрекаться от правой веры во Христа, что они пребудут в Православии, которо 1 они не сохранили. Но при их правлении многие стали мучениками, так как не попрали ногами почитаемое знамение Креста, ибо к этому принуждали христиан завоеватели. 74 . Как я уже говорил об этом, они захватили всю землю и опустошили ее. Они устремились во все стороны, они ринулись в Индию и в Эфиопию, также в африканские страны, в Ливию и в Испанию. В конце концов они осадили императорский горо 2 и желали его захватить. 75 . Тогда император Исав 3 , который властвовал над греками, предложил захватчикам отсрочку и то, что сразу же заплатит им выкуп за многие годы. Но они вновь захотели овладеть защитниками города и поставить воинов своей армии на городских башнях; и они пытались их захватить, ибо были уверены в количестве всадников, которых они имели для осады, и в собственных людях миздурн 4 , и в вооруженных боевых кораблях, которых было около тысячи восьмисот в стройном боевом порядке, снабженных всякими приспособлениями для войны, как это отмечено в записях Летописца. 76 . Однако эти дикие звери не сдержали своих твердых обещаний, но, напротив, они вместе со своей кавалерией встали лагерем со всех сторон прямо на берегу у города, да так, что чуть было не заставили нескольких заблудившихся воинов-христиан сражаться спиной к стене. Ибо они вновь начали строить свои палатки, помутившись разумом, как бешеные собаки, лишенные разумения и рассудка. Но поистине с помощью Божией они были истреблены и лишены возможности совершить свои жестокости, и их замыслы обрелись ложным 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Из Карфагена, бывшего здесь центром распространения всего иноземного, христианство довольно быстро распространилось по колонизированной стране. Возможно, что оно кое-где даже перешло за ее пределы 487 . Вообще же христианская проповедь почти не выходила из пределов латинизированной области; хотя бы Евангелие было проповедано на пунийском или берберском языке, христианство продолжало оставаться для этих стран религией латинской. Библия не была переведена на местные наречия, как в других местах на – сирийское, коптское, армянское, готское. Да кто, впрочем, и писал по-берберски или по-пунийски? Литература языческая и христианская вся целиком была латинская. Ни откуда нет известий, чтобы литургия когда-либо служилась здесь на ином языке, как на латинском 488 ; если и делались исключения, то разве для греческого языка, а не для туземных. В этом была своя слабая сторона, что ярко обнаружилось в трудную годину арабских завоеваний: христианству, слишком тесно связанному с латинскими учреждениями, не удалось их пережить. Самое старое предание об африканском христианстве относится не к Карфагену, а к Сцилли, городку, расположенному в проконсульской Нумидии 489 ; именно здесь были арестованы мученики, которых проконсул Вигеллий Сатурнин судил в Карфагене в 180 г. Этот проконсул – первое должностное лидо, которое вело процесс против христиан в Африке 490 . У него были продолжатели. Царствование Севера, африканца родом, не было временем мира для христиан его родины. Тертуллиан брался несколько раз за перо, чтобы их защищать. 7 марта 203 г. Карфаген был свидетелем мученичества двух молодых женщин из Малого Тубурба, Перпетуи и Фелицитаты, которые лишились жизни одновременно с группой земляков, все новообращенных или оглашенных. Рассказ об их заключении в тюрьме и мученичестве, почти целиком написанный самою Перпетуей, – один из перлов древнехристианской литературы. Тот, кто нам сохранил его, снабдив своими замечаниями, по-видимому, держался одинакового с Тертуллианом взгляда на видения и пророчества; может быть, это был он сам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Современник Иринея и Виктора римского, Серапион, восьмой епископ Антиохийский, в царствование императора Коммода (180–192 г.) посланиями своими имел подобное же влияние на Востоке. Он свидетельствует, что ересь Докетов во многих пунктах согласовалась с истинным учением Господа, но в других 454 отдалялась от него. В письме своем к Карику и Понтию он воздает должное предшественнику своему Клавдию  Аполлинарию. Это письмо подписано значительным числом епископов одних с ним мыслей относительно монтанизма; то были: мученик Аврелий, Кириний, Элий Публий, Юлий, епископ поселения Девельты во Фракии 455 . Не было в обычае, чтобы окружные послания епископов христианских митрополий служили выражением их единичного, личного мнения. Были ли эти послания обращаемы к одному или к нескольким церковным округам, они считались исшедшими от целой группы Церквей, расположенных около одной известной Апостольской Церкви. Предание было некоторым образом коллективное: говорили скорее Церкви, чем сами епископы. Нам остается выслушать еще двух главных свидетелей, подвизавшихся вместе с  Иринеем, уважаемых и почитаемых деятелей второго века, сочинения которых в значительной части сохранились – Климента Александрийского  и  Тертуллиана Карфагенского. Первый написал главное свое сочинение под названием Stromates около 194 года, второй, родившись около 160 года в Карфагене, обращен был в христианство в 185 году, и перешел к Монтанистам около 199 года. Оба, по происхождению Африканцы, писали и говорили в одно время и умерли почти в одно время, между 216 и 220 годами. Но один из них служит выразителем восточного гения греческой философии, направления идеалистического со всеми его тонкостями, другой является представителем западного гения римской юриспруденции, направления реального во всей его суровости. По-видимому африканское солнце влекло одного к спекулятивности другого к витийству. Между тем оба они сходятся на почве общего отвращения к язычеству, общей привязанности к Апостольскому преданию и общего недоверия ко всякого рода знанию себе предоставленному. Отличия только видовые: тогда как первый анализирует и разбирает, другой разражается гневом и наносит удары внезапно. Климент христианский философ, Тертуллиан христианский адвокат; тут, хотя два голоса но один звук.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из Рима гонение не замедлило перейти в Африку. В Карфагене первыми мучениками явились Рогациан и друг его Фелициссим. Вообще нужно заметить, что теперь христиане оказались несравненно более готовыми к борьбе, чем это было в предыдущее гонение. Исповедников являлось много: даже женщины и дети с замечательным мужеством выносили страшные пытки; падших было мало 381 . Даже те, которые оказались слабыми во время гонения Декия, теперь не убоялись пролить кровь свою за Христа 382 . Св. Киприан рукою Промысла был сохранен в это гонение: очевидно, час его еще не пришел. Он оставался в городе и не переставал письменно убеждать исповедников к мужеству, терпению и готовности принять венцы мученические, указывая им на ближайшие примеры первых между ними мучеников – Рогациана и Фелициссима 383 . Мы видели, что ближайшим поводом к настоящему преследованию христиан послужила моровая язва, страшно опустошившая римские и африканские области. Начавшись еще при Декие в Ефиопии, эта страшная болезнь распространилась оттуда по всей римской империи. Ко времени Галла она усилилась до такой степени, что люди гибли положительно толпами, и еще в 262 году она страшно свирепствовала 384 . Вот как описывает эту болезнь св. Киприан: «расслабление желудка отнимает телесные силы; жар изнутри, перешедший в гортанные язвы, растравляет их; непрерывная рвота потрясает внутренность; прилив крови делает воспаление в глазах; у некоторых отсекаются руки и другие члены вследствие заразительного гниения; от расслабления тела происходит дрожание в ногах, заграждается слух, повреждается зрение» 385 . В Карфагене царило несказанное бедствие, которое, благодаря эгоизму и неслыханной жестокости язычников, еще более усиливало народную скорбь. Ужасную картину представлял тогда Карфаген. Всюду, на улицах и в домах, валялись мертвые и умирающие; изредка, в зачумленном воздухе, слышались стоны, или жалобные детские крики, но те и другие оставались без ответа; помогать было некому, – все, что могло, бежало из города 386 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Хазе (Gesch. Jesu, p. 209), как ни странно, отстаивает летоисчисление Дионисия, но отказывается от даты, указанной Матфеем, а заодно и от всей истории о детстве Иисуса. Полемику с точкой зрения Кейма см. в Schürer, р. 242. 125 Список литературы до 1874 г. см. в Schürer, р. 262, — автор посвящает этой теме 24 страницы. Самые значительные исследования по поводу переписи Квириния провели Хушке (высокообразованный юрист, 2 работы: 1840 и 1847), Визелер (1843 и 1869) и Цумпт (1854 и 1869). См. также статью «Налоги», написанную д–ром Пламптре с дополнениями д–ра Вулси, в «Библейском словаре» Смита (Hackett and Abbot " s ed., IV. 3185), и J. В. McClellan, New Test., I. 392. 126 Таково правильное значение оригинального текста (согласно последней редакции Тишендорфа, Уэсткотта и Хорта, которые, следуя В и D, опускают артикль ): ατη απογραφ πρτη γνετο ηγεμονεοντος της Συρας Κυρηνου. Вульгата: Hœc descriptio prima facta est a prœside Syriœ Cyrino. Перевод «эта перепись была впервые проведена» грамматически неверен — он требует πρτον или πρτα вместо πρτη. Лука либо хотел сказать, что прежде в Иудее не было переписи, либо, что более вероятно, вспомнил о второй переписи, проведенной во время второго пребывания Квириния на посту императорского наместника. О второй переписи Лука упоминал в Деян. 5:37, и его читатели о ней знали. См. ниже. Имя наместника правильно пишется Квириний (Κυρνιος) — так у Страбона, Иосифа Флавия, Тацита, Иустина Мученика — а не Квирин. Последнее имя тоже было в ходу у римлян, отсюда и путаница. (См. Weiss, в 6–м издании толкования Майером Евангелия от Луки, с. 286.) Полное имя этого человека было Публий Сульпиций Квириний (Тацит, «Анналы», iii. 48; Светоний, «Жизнь Тиберия», 49). Он стал консулом в 742 A. U., командовал Африканской армией в 747 A. U. и скончался в Риме в 21 г. по P. X. Иосиф рассказывает о нем в конце 17–й и начале 18–й глав своих «Древностей». Подробный рассказ о Квириний см. в Zumpt, pp. 43–71. 127 Ульпиан, цит. по Zumpt, Geburtsjahr Christi, p. 203 sq. 128

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

принадлежащих тому времени и рассказывающих действительные факты, но и не подлинных, т.е. возникших позднее и рассказывающих о событиях, приукрашенных фантазией.    Подлинные акты дошли из всех мест, которыми управлял Максимиан. О кровавом гонении в Италии свидетельствуют акты Сотеры-девицы, акты, отличающиеся простотой рассказа, и акты диакона Евпла, скончавшегося мученически в г. Катанье в Сицилии, отличающиеся точностью хронологии. О суровости гонения в Галлии свидетельствуют акты Рогациана и Донациана, пострадавших в Нанте. Содержание актов таково: Рогациан и Донациан были братья, они были брошены в темницу, один из них, впрочем, еще не был крещен, именно старший Рогациан. В тюрьме братья молят Бога, чтобы Он попустил вместо воды крещения креститься Рогациану кровью мученическою. Оба они были потом обезглавлены. О гонении в Испании свидетельствуют акты Винцентия, диакона в Сарагосе. Рассказ актов следующий: проконсул Дациан потребовал к себе на суд еп. Валерия и диакона Винцентия, отличавшегося даром красноречия и бывшего проповедником в христианских собраниях. Валерий-епископ, как человек некрасноречивый, просил Винцентия произнести за него исповедание христианское на суде. Винцентий это и исполнил. Епископ был сослан в ссылку, а Винцентий после многих тяжких мучений скончался в тюрьме. Особенно много актов мученических из времени управления Максимиана дошло до нас из Церквей африканских, где гонение было принято христианами с особенным одушевлением. До нас сохранились несомненно подлинные акты пресвитера Сатурнина и прочих мучеников. Дело происходит в Нумидии. Целая толпа христиан схвачена во время богослужения в доме пресвитера Сатурнина и представлена на суд проконсула (в Карфагене). Многие из них потом поплатились жизнью за свое исповедание. Акты относятся ко времени исполнения первого Диоклетианова указа; именно, проконсул говорит Сатурнину: почему ты делаешь церковные собрания, когда это запрещено? Имеешь ли ты Святое Писание? Эти черты указывают на 303 год.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010