. Во времена Августина и север, и юг принадлежали одному миру, писали и говорили на хорошей латыни, которую африканцы произносили с заметным региональным акцентом. Северная Африка поставляла Италию большую часть своего зерна. Летнее путешествие из Карфагена или Гиппона в Путеолы (Поццуоли) или Остию представляло собой короткое морское путешествие, совершаемое несколькими кораблями каждую неделю, а контакты с Италией были частыми и легкими. Богатство римской Африки часто превышало богатство Италии даже среди зажиточных семей, а в африканских провинциях было сильное чувство независимости и желания принимать собственные решения. Римская Африка дала выдающихся писателей: в I веке Манилий написал сборник стихов по астрологии; во II веке - Фронтон, наставник императора Марка Аврелия; Апулей Мадаурский, автор бестселлера не только «Золотого осла» («Метаморфозы») с характерной для него смесью магии, религии и секса, но и многих влиятельных руководств по философии Платона; Авл Геллий, автор «Аттических ночей» - своего рода читательского дайджеста-путеводителя по залушевной беседе за званым обедом. Во времена Августина жил Макробий, чей комментарий к «Сну Сципиона» (последней книге «Государства» Платона) стал основным источником информации о неоплатонической философии для средневекового Запада; а также застенчивый язычник Марциан Капелла, который, вероятно, после жизни Августина, сочинил «Брак Филологии и Меркурия», чтобы научить своих читателей элементам семи свободных искусств и показать, как их изучение может привести человека на небеса. Во II веке энергичная христианская миссия в Северной Африке основала большое количество общин, для которых греческая Библия была переведена на латынь. Среди новообращенных конца II века, были такие блестящие личности, как Тертуллиан создатель словаря западного богословия и мастер остроумной полемики против языческих критиков и опасных еретиков; и Киприан, избранный епископом Карфагена вскоре после своего крещения, замученный десятью годами позже, в 258 году, настаивая на соблюдении чистоты Кафолической Церкви и законной власти апостольского служения.

http://predanie.ru/book/221362-avgustin-...

В 1892 г. на территорию совр. М. прибыл харизматический проповедник Дж. Бут и организовал «Индустриальную миссию Замбези» в Митсиди (близ Блантайра), недалеко от миссионерского стана Шотландской Церкви. Выходец из баптист. среды, Бут в молодости стал нонконформистом и критически воспринимал миссионеров, связанных с офиц. гос. или церковными структурами. Он не соблюдал соглашений о взаимном признании, использовал противоречия в др. миссиях и переманивал оттуда людей. Считая себя борцом за свободу коренных народов, он действовал под лозунгом «Африка для африканцев!» и стремился к обретению брит. колонией независимости к 1920 г. Своими радикальными взглядами Бут существенно повлиял на общественные и религиозные взгляды африканцев: на его наследие ссылались как те, кто поднимали восстания против англичан, так и те, кто создавали первые НАЦ. В кон. XIX - нач. XX в. в страну стали прибывать проповедники самых разных конфессий, гл. обр. из США и др. неевропейских стран (баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, реставрационисты и проч.). К нач. XX в. христ. проповедь на территории совр. М. в течение короткого времени достигла значительных результатов и смогла оттеснить традиц. верования и ислам. На территории вокруг оз. Ньяса проходили постоянные миграции, населявшие этот регион этнические группы не осознавали себя единым народом и вели нескончаемые этнические войны. В этих условиях христианские миссии, проповедовавшие мир и терпимость, становились опорой для незащищенных групп населения и гарантией повышения уровня жизни и доступа к образованию. В 1899 г. в стране было 80 миссионерских школ, в к-рых преподавали 80 учителей, 250 ассистентов-африканцев и обучалось свыше 7 тыс. учеников, в 1914 г. количество школ увеличилось до 750, число преподавателей достигло 1,4 тыс. чел., учеников - 67 тыс. чел. В эпоху брит. господства экономика протектората была ориентирована на выращивание экспортных культур, таких как чай, табак, хлопчатник; жители выезжали на заработки в Южно-Африканский Союз и др. брит. владения в Африке. Действия брит. колониальной власти встречали сопротивление местного населения: яо вели вооруженную борьбу до 1900 г., нгони - до 1904 г.

http://pravenc.ru/text/2561694.html

Пожалуй, пришлось бы отказаться от вейкой надежды на установление действительного значения этого места, если бы решение проблемы не заключалось в древнейших латинских переводах этого правила. Во всяком случае, как показал убедительным образом Э. Шварц, они в данном случае верно передают содержание оригинального греческого текста 276 . В Codex Ingilrami, содержащем перевод, которым в Италии пользовались начиная с IV в., читаем следующее: et in ceteris provineiis primatus habeant ecclesiae civitatum ampliorum [и в иных областях первенство да имеют Церкви более значительных городов]. Выражение civitates ampliores [более значительные города] являлось в то время латинским эквивалентом греческого термина μητροπλεις. Если бы это свидетельство было единичным, на него не следовало бы слишком полагаться, тем более что эта версия не отличается особой верностью подлиннику. Однако это же место следующим образом передано в Interpretatio Caeciliani, переводе, сделанном независимо от упомянутого и имевшем хождение в Африке начиная с IV в.: et in aliis provineiis propria iura serventur metropolitanis ecclesiis [и в иных областях да сохраняются собственные права за Церквами митрополий] 277 . Во время известных споров вокруг дела Апиария африканские епископы запросили с Востока подлинный текст правил Никейского Собора; и вот в этом переводе, сделанном со всей тщательностью по списку, присланному им в 419 г. Аттиком Константинопольским , данное место передано так: et in ceteris provineiis privilegia propria reserventur metropolitanis ecclesiis [и в иных областях да сохраняются собственные привилегии за Церквами митрополий] 278 . Этот перевод дает нам вполне удовлетворительный смысл, который хорошо подходит к общему направлению никейского законодательства: исключения из нормы, согласно которой главный город каждой провинции является одновременно митрополией церковной области, исчерпываются тремя особо названными случаями. Кроме того, такая реконструкция первоначального текста помогает нам лучше уяснить связь между обеими частями текста правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Во-вторых, это действительно полноценный трактат, а не письмо и проповедь , в которых могли быть недоговорки, или же неточности, а значит перед нами текст, которому св. Августин посвятил значительное время, и мы можем быть уверены, что имеем дело с чем-то продуманным и значимым, а не с некоторым наброском, или проходящим замечанием. В-третьих, из всех трактатов, написанных св. Августином против донатистов, этот – единственный дошедший до нас из написанных им до Эдикта 405 г 23 . не являющийся ответом на чье-либо конкретное письма. В нем подробно разбирается аргументация противоположной стороны, независимо от того, кто ее высказывает. И, наконец, в нем св. Августин доходит до самых исторических истоков донатисткого раскола и его богословской проблематики. Соответственно трактат содержит огромную историко-фактологическую базу по истории раскола, а также африканского христианства 24 . Кроме того, св. Августин не только анализирует позицию своих современников или же родоначальников раскола, но и тех православных богословов, на которых донатисты опирались, а именно позицию сщмч. Киприана Карфагенского и проводившихся им Соборов. В русскоязычной академической традиции это сочинение было рассмотрено в рамках сочинения В.З. Белоликова «Литературная деятельность блаж. Августина против раскола донатистов» 25 . В нем автор дает краткий пересказ основных положений трактата и краткую же их православную оценку. Наряду с этим трактатом В.З. Белоликов рассматривает и прочие антидонатистские сочинения святого и в заключение своей работы пишет: «к сожалению, сочинения Августина против донатистов, несмотря на всю их важность, не переведены на русский язык. Русское общество ожидает этого от нашей Almae Matris 26 » 27 . Этим ожиданиям не суждено было сбыться, сама работа автора была опубликована в 1912 г., а уже через 5 лет подобное предприятие по понятным причинам стало невозможным. В том же 1912 г. вышли и «Очерки по истории догмата о Церкви» сщмч. Илариона (Троицкого) , в которых он уделяет некоторое внимание трактату De Baptismo в рамках главы посвященной полемике с донатистами 28 . В ней он передает некоторые ключевые положения трактата, местами давая очень близкий к тексту перевод-пересказ некоторых фрагментов 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

К 1926 г. численность белых христиан в ЮАС выросла и составила 1676 тыс. человек; среди белого населения, как и в 1921 г., преобладали адепты «большой тройки» протестантских деноминаций — реформаты, англикане и методисты, однако их доля среди христиан страны стала сокращается. Своего пика «вес» реформатских церквей среди белых жителей достиг в 1918 г. — почти 60%; в 1921 г. он составил уже 58%, а к 1926 г. снизился до 55%. Та же тенденция наблюдалась и у англикан: 21, 19 и 18% соответственно, а также, хоть и в меньшей степени, методистов: 8, 7 и 6%. С другой стороны, наиболее высокий прирост среди христианских церквей ЮАС показали пятидесятнические, которые — как представители одной из самых молодых протестантских деноминаций в Южной Африке — появляются в переписных листах только с 1921 г. Так, среди белого населения количество приверженцев Миссии апостольской веры Южной Африки с 1921 по 1926 г. выросло с 7,7 до 15,5 тыс. человек, то есть почти в 2,5 раза, а их единоверцев из Церкви Полного Евангелия — почти в 7 раз (с 500 до 3,5 тыс.). В результате доля пятидесятников в белой популяции ЮАС выросла всего за пять лет с 0,3 до 1%. В 1921 г. треть цветного населения ЮАС (167 тыс.) отдавала предпочтение реформатству, более четверти (129 тыс.) были англиканами и примерно по 10–13% — методистами и конгрегационалистами. Среди христиан азиатского происхождения более половины придерживались католицизма. Следующая перепись населения планировалась в 1931 г., однако ее проведению помешал экономический кризис, охвативший весь мир. В результате общенациональная перепись населения в ЮАС была проведена лишь в 1936 г. Согласно ее данным, общая численность христиан в Южной Африке составляла более 5,8 млн, что соответствовало примерно 60% населения страны (табл. 1), то есть их количество с 1911 г. увеличилось в стране более чем в два раза. Христиан африканского происхождения в 1936 г. насчитывалось более 3,2 млн человек, или около половины черного населения Южной Африки. Таким образом, в христианской популяции ЮАС стали доминировать черные южноафриканцы, которые составляли уже 55% ее численности, в то время как белые — лишь 33%, а цветные — около 12%.

http://bogoslov.ru/article/6195794

Третья волна пятидесятничества возникла в 1980-х гг. Она представлена новыми независимыми и маргинальными церквями, вышедшими из мейнстримных течений христианства или классического пятидесятничества. Эти деноминации охватываются понятием неохаризматы, так как они не укладываются в традиционную для христианства классификацию. Более того, некоторые из них в своем вероучении и религиозной практике выходят за рамки своих «материнских» протестантских направлений и христианства в целом. Многие неохаризматические церкви возникли на базе местных религиозных общин в Африке и других регионах мира , для которых характерен синкретизм христианства и местных традиционных религий . Тем не менее неохаризматическое движение в мире ассоциируется прежде всего с возникшим в США Word of Faith («Движение веры» или «Слово жизни»). Специфика данного учения заключается в привлечении нехристианских доктрин, заимствованных у оккультистов первой половины ХХ в. При этом вера понимается как наука, с помощью которой раскрываются «духовные законы», оказывающие воздействие на окружающую действительность. Последняя воспринимается как нечто пластичное, готовое измениться под воздействием «слова веры» . В своем богослужении неохаризматы схожи с харизматами — подчеркивается важность эмоциональных переживаний прихожан, дара исцеления, воскрешения из мертвых и других чудес. В неохаризматическом движении происходит формальный отказ от иерархии и усложнение сетевых связей — если в «первую волну» проводником божественного выступал пастор, во «вторую» — руководители домашних кружков и небольших ячеек, то в «третью» — все христиане. Как справедливо отмечает один из ведущих отечественных конфессиональных географов С.А. Горохов: «Успех таких религий стал результатом изменений структуры и характера религиозности населения в постсекулярном глобализированном мире, растущей плюрализации религиозного выбора. Неслучайно первоначально новые религии возникли именно в США — центре современных процессов глобализации, а затем распространились по всему миру» .

http://bogoslov.ru/article/6195484

67 Григорий, префект Африки, был, кажется, внуком Грегоры, родного дяди импер. Ираклия и брата отца его; по этим семейным отношениям, а также – пользуясь смутами на востоке и отдаленностью своей провинции, он, по смерти Ираклия, объявил себя независимым от империи и потом, в 645 г., даже сам принял титул императора. 69 Фортуний удалился в столицу, по всей вероятности, потому, что видел мятежнический образ действий префекта. Он был принят там благосклонно и, когда поднялся вопрос, какое место занимать ему между митрополитами в священнослужении или заседаниях, то, по справке с архивными документами о пребывании Репарата в Константинополе, за сто почти лет пред сим, ему указано место после митрополитов кесарийского, никомедийского и ефесского. Дальнейших известий о Фортунии не сохранилось. 74 Amari – Storia dei musulmani de Sicilia, vol. I, p. 113. У Морцелли (III, 389): porro et Africam ab eo id temporis saepe vexatam constat; ссылка на Liber Pontif. in Vitalianom, nr. 4. 75 Diha. Арабские ее писатели обыкновенно показывают ее Kahina, т. е. волшебница. Amari – Stor. dei mus. vol. I, p. 119. 76 По замечанию Амари (Stor. dei mus. vol. I, p. 121, annot. 1), греки теперь владели Карфагеном не один год, как передают греческие историки – Феофан, Кедрин и др., а в продолжении всего того времени, которое прошло от поражения арабов Дигою до 697 года, – следовательно, по всей вероятности, несколько далее одного года. 78 рабы встречали в независимых от империи кочевниках более противодействие себе, чем в оседлых жителях и даже в греческих войсках. 80 Т.е. итальянцев, греков и вандалов; смотр.: Amari – Storia dei mus. vol. pag. 121 in annot. 82 Mas-Latrie в сочинении: Traités de paix et de commerce et documents divers concernants les relations des chréitiens avec les Arabes de L " Afrique septentrionale au moyen age (Paris, 1868), Introd. historique, pag.4. Сн. Caratte – Recherches sur la geographie et le commerce de l " Algerie megridionale p.112, 113. 83 Знаки эти было не одинаковы и разнообразились по времени и усмотрению властей; в Сирии в девятом столетии, это были изображения демонов (см. Житие Мефодия и Кирилла в Чете-Минеи 11 мая); в Африке владетель Ибрагим (875 – 902) велел христианам носить на плечах лоскут с изображением свиньи, а иудеем с изображением обезьяны, и такое же изображение ставить на воротах своих домов. Amari – Storia dei musulm. vol. II, pag. 56.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Церковные и религ. орг-ции по мере возможности оказывали поддержку местному населению: миссии многое сделали в сферах образования, медицины и социального обеспечения. Созданная в 1915 г. апостольская префектура Замбези в 1927 г. была переименована в апостольскую префектуру Солсбери, в 1931 г. получила статус апостольского вик-ства. Апостольская префектура Булавайо (создана в 1932) получила статус вик-ства в 1937 г. Иезуит Астон Чичестер, назначенный в 1931 г. викарием Солсбери, через год основал местную монашескую конгрегацию «Малые дети Пресв. Богородицы», а в 1936 г. Национальную высшую семинарию. В 1934 г. мирянами в Солсбери была основана Католическая африканская ассоциация, занимавшаяся различными образовательными программами среди африканцев. Однако для мн. африканцев появление христ. миссий было частью колониальной политики европ. стран, они поддерживали т. н. независимые церкви, различные афрохрист. секты (сионские, апостолические, эфиопские), создававшиеся верующими, отошедшими от миссионерских церквей. Процесс затронул практически все племена, причем нек-рые из орг-ций НАЦ добились очень широкого распространения. После второй мировой войны антиколониальное движение в стране усилилось. В 1945 г. прошла забастовка, организованная Союзом африкан. рабочих-железнодорожников, в 1948 г.- всеобщая забастовка. В 1953 г. англ. колониальные власти провозгласили создание Федерации Родезии и Ньясаленда со статусом федеральной территории, в состав к-рой вместе с Сев. Родезией и Ньясалендом вошла и Юж. Родезия. Формально африканцы получили возможность создавать национальные политические орг-ции. В 1955 г. образовалась Городская молодежная лига, преобразованная в 1957 г. в Африканский национальный конгресс (АНК) во главе с Джошуа Нкомо (его соратники - Джордж Ньяндоро и Джеймс Роберт Чикерема). Однако в 1959 г., согласно «Закону о нелегитимных организациях», АНК был запрещен колониальными властями. В новой конституции страны, введенной брит. правительством в дек. 1961 г., были расширены права местных органов управления в ущерб полномочиям метрополии. Хотя коренному населению предоставлялась часть мест в парламенте, африкан. партии бойкотировали референдум, объявленный после опубликования проекта конституции, т. к. законодательство по делам коренного населения осталось в ведении правительства белых поселенцев. В 1962 г. в Солсбери, Булавайо, Умтали (ныне Мутаре) и др. городах происходили массовые волнения африкан. населения. Лидеры демонстрантов были подвергнуты репрессиям и арестам, нек-рые из них были убиты, что привело к новому усилению политической борьбы.

http://pravenc.ru/text/199795.html

Вера в мощь реликвии оказалась настолько сильной, что более тридцати миллионов эфиопов безоговорочно приняли христианство. Кстати, Эфиопия — единственное государство африканского континента, которое большую часть своей истории оставалось независимым. Поработить этот народ не удалось даже войску Бенитто Муссолини. Охраняющий сегодня ларец отшельник Гебрелебанос Теклемариам никогда не разговаривает с посторонними и, естественно, отказывается от интервью. Свой пост он может покинуть лишь после смерти. Никто, даже главный иерарх, не может войти в часовню, где хранится ларец, без специального разрешения. Известны многочисленные случаи, когда самые могущественные люди планеты, жаждавшие лицезреть Ковчег Завета, получали категорический отказ. К некоторым Теклемариам, впрочем, выходил, но, взглянув на посетителя, тут же удалялся, так и не проронив ни слова. Однако бывают и исключения. Так, в числе избранных оказался известный путешественник Федор Конюхов, с которым журналисты «Донбасса» поддерживают самые дружеские отношения. Крещен купелью и ремнем Итак, Федору удалось то, о чем могут только мечтать короли. Да и сам он, отправляясь в первый поход по Азовскому морю на одолженном тайком отцовском баркасе, даже не подозревал, что дорога в конце концов приведет его к часовне в городе Аксуме, где сегодня хранится одна из главных христианских святынь. Но прежде чем перенестись на караванные тропы Эфиопии, хочу восполнить пробел в биографии Конюхова, который дважды прошел обряд крещения. Первый раз — в церкви, второй — во дворе родительского дома. О последнем знаменитый путешественник, художник, писатель, альпинист, священнослужитель, наконец просто глубоко порядочный человек предпочитает особо не распространяться. Кому, скажите на милость, интересно орать во всеуслышание, что его отстегали ремнем? — Федор, — вспоминает старший брат путешественника Виктор, — еще мальцом отличался от сверстников. Все, как люди, купались в море, ловили рыбу с берега, иногда выходили со старшими на промысел, а ему, видите ли, захотелось самостоятельности. Он даже не раскаялся, когда в шестилетнем возрасте получил трепку от гусей. Птицам, понимаете, не понравилось, что их корыто человеческий детеныш поволок по направлению к берегу. Ну а спустя девять лет Федор начал строить на задворках собственную лодку.

http://pravmir.ru/po-efiopii-s-prezident...

См. литературу в т. I, §48, особенно Wallon, Histoire de l " esclavage (Paris, new ed. 1879, 3 vols.). См. также V. Lechler: Sklaverei und Christenthum. Leipzig 1877,1878; Theod. Zahn: Sklaverei und Christenthum in der alten Welt. Heidelberg 1879. Overbeck: Verh. d. alten Kirche zur Sclaverei im röm. Reiche. 1875. У язычников не было представления о всеобщих и естественных правах человека. Древние республики представляли собой исключительную власть меньшинства над угнетенным большинством. Греки и римляне считали людьми в полном смысле слова только свободных, то есть свободнорожденных, богатых и независимых граждан, отказывая в этом праве чужестранцам, работникам, нищим и рабам. Они претендовали на естественное право воевать со всеми остальными народами независимо от расы, чтобы подчинить их своему правлению. Даже для Цицерона чужестранец и враг – синонимы. Варваров тысячами захватывали в плен во время войн (только в Иудейской войне было захвачено более 100.000 пленных) и продавали по цене лошадей. Кроме того, активная работорговля велась в районе Понта Эвксинского (Черного моря), в восточных провинциях, на африканском побережье и в Британии. Большая часть населения Римской империи прозябала в безнадежном положении рабов, их жизнь была немногим лучше жизни животных. Зло рабовладения было настолько тесно переплетено с частной и общественной жизнью языческого мира в целом, к нему относились настолько терпимо, а величайшие философы, например Аристотель, считали его настолько естественным и необходимым, что его упразднение казалось даже если и желательным, то совершенно невозможным. Но христианство с самого начала устремилось к достижению этой цели. Оно не угрожало правам собственности, не совершало насилия, не было склонно к внезапным революциям. При тогдашних обстоятельствах это лишь ухудшило бы положение вещей. Но, используя свое моральное влияние, проповедуя божественное происхождение и изначальное единство всех людей, их общее искупление через Христа, обязанность братской любви и подлинную свободу духа, оно ставило рабов и хозяев в одинаковое положение зависимости от Бога и свободы в Боге, Отце, Искупителе и Судье всех. Оно наделяло внутренней свободой даже в условиях внешней неволи и также учило повиновению Богу и ради Бога в условиях внешней свободы. Эта моральная и религиозная свобода должна была в конечном итоге привести к личной и гражданской свободе человека. Христианство искупает не только душу, но и тело, и процесс рождения свыше приводит наконец к воскресению и прославлению всего естественного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010