Возникновение наиболее влиятельных из них было приурочено к первичным очагам христианизации Африки в современной ЮАР, Кот-д’Ивуаре, Гане, Нигерии, ДРК, но позже они появились и в других странах. Возникновение новых движений было мотивировано, во-первых, потребностью обновления учения материнских церквей в соответствии с запросами африканской паствы, которая столкнулась с усиливающимся давлением западных стран. Лидеры этих движений придавали особое значение холизму, сверхъестественности, единству материального и духовного, стремясь не только спасти души своей паствы, но и изменить социальную реальность. В то же время доктринальной составляющей религии, в отличие от классических пятидесятнических деноминаций , уделялось мало внимания. Во-вторых, африканские независимые церкви возникли как реакция на дискриминацию африканцев со стороны колониальной администрации, а также белого клира по отношению к представителям общины, желающим стать священниками . Известно, например, что С. Кимбангу начал проповедовать самостоятельно, так как не мог сдать экзамен в баптистской миссии . В-третьих, оформление таких церквей нередко происходило вскоре после природных катаклизмов, эпидемий, засух, военных действий и т. п. Стремительный рост численности последователей африканских независимых церквей, имеющих высокий мобилизационный потенциал, на фоне незначительных успехов европейских и североамериканских миссионеров вызывал обеспокоенность колониальных властей, что объясняет их радикальные действия по отношению к лидерам и сторонникам этих организаций. Становление описанных выше движений происходило независимо, зачастую они не были связаны с пятидесятничеством напрямую. Тем не менее все они имели некоторые общие черты, присущие этому течению христианства: харизматического лидера, использование практик божественного исцеления, глоссолалии, пророчества и т. д., отрицание и борьба с колдовством, а также с некоторыми другими элементами традиционных культур. Именно эти независимые африканские церкви стали тем «субстратом», на котором выросли Churches of the Spirit («Церкви Святого Духа»), а также классические пятидесятнические церкви.

http://bogoslov.ru/article/6195484

Несмотря на успех НАЦ, отвечавших запросам своих прихожан, в религ. жизни продолжали доминировать кальвинисты. Шотл. миссии в сент. 1924 г. объединились в ЦЦАП, к к-рой в 1926 г. присоединились общины Капского синода Голландской реформатской церкви в Южной Африке. Указанные миссии составили основу 3 синодов ЦЦАП на территории совр. М. В 1939 г. (по др. данным, в 1942) был создан Христианский совет Ньясаленда (в 1964-1998 Христианский совет Малави; с 1998 Совет Церквей Малави), ставший правопреемником Консультативного совета федеративных миссий Ньясаленда. Алтарная часть католич. церкви в Муа. XX в. Алтарная часть католич. церкви в Муа. XX в. В 1944 г. «туземные ассоциации» были объединены в 1-ю политическую орг-цию - Африканский конгресс Ньясаленда (АКН). Его возглавил Хастингс Камузу Банда, сын известного пресвитерианского проповедника, получивший образование в США и Великобритании и занимавший на протяжении мн. лет высокий пост в ЦЦАП. В 1944-1946 гг. из представителей коренного населения были сформированы совещательные органы - советы провинций и Африканский совет протектората. В 1953 г. была создана Федерация Родезии и Ньясаленда со столицей в Солсбери (ныне Хараре, Зимбабве), при этом приоритет в развитии отдавался Юж. Родезии, в то время как Сев. Родезия (совр. Замбия) и Ньясаленд (совр. М.) оказались в невыгодном положении. АКН боролся за роспуск Федерации и предоставление независимости Ньясаленду. В марте 1959 г. колониальные власти ввели чрезвычайное положение и запретили деятельность АКН, лидер партии Банда был арестован и отправлен в тюрьму. В сент. была образована партия Конгресс Малави (КМ), к-рую в 1960 г., после выхода из заключения, возглавил Банда. В 1961 г. вступила в силу новая конституция, предоставившая африканцам избирательные права. В авг. 1961 г. на выборах в Законодательный совет большинство мест завоевал КМ. После предоставления Ньясаленду в февр. 1963 г. режима внутреннего самоуправления правительство возглавил Банда. В дек. 1963 г. Федерация Родезии и Ньясаленда была распущена, и 6 июля 1964 г. было провозглашено новое независимое гос-во М. в составе Британского Содружества. В том же году принята Конституция М.

http://pravenc.ru/text/2561694.html

На парламентских выборах 2006 г. ПАИКВ вновь победила, получив 41 из 72 мест в высшем законодательном органе, а президент Пиреш и премьер-министр Невеш продлили свои 5-летние мандаты. В 2011 г. впервые главами гос-ва и правительства стали представители разных партий. После парламентских выборов в февр. ПАИКВ получила 38 мест в парламенте, и ее лидер Невеш в 3-й раз возглавил правительство, тогда как на президентских выборах в сент. большинством в 55% голосов победил кандидат от оппозиционного МПД Жорже Карлуш Фонсека. Возникающие коллизии власти решаются демократическим путем, с самого начала независимого существования К.-В. относится к числу наиболее стабильных стран мира. Предотвращению конфликтов в верхнем эшелоне власти способствует и то, что по Конституции функции президента весьма ограничены и все его действия в качестве главы гос-ва согласуются с правительством и Национальной ассамблеей. Т. о., в стране фактически установлена парламентская республика, а реальную исполнительную власть осуществляет глава правительства, которым становится лидер победившей на парламентских выборах партии. При поддержке Португалии в 2007 г. заключен договор об «особом партнерстве» с ЕС, что ставит перед К.-В. задачи по развитию демократии и приведению законодательства в соответствие с европ. нормами. В качестве главных внешнеполитических целей объявлены вступление в ЕС и НАТО. Лит.: Новейшая история Африки. М., 1968 2; Данилов П. П. Республика Зелёного Мыса. М., 1984; Григорович А. А., Грибанов В. В. Кабо-Верде. М., 1988; Lobban R. Cape Verde: Crioulo Colony to Independent Nation. Boulder (Colorado); Oxf., 1998; Данилов П. П., Шмельков П. М. Республика Кабо-Верде: Справ. М., 2001. Н. А. Толмачёв Рубрики: Ключевые слова: АФРИКАНСКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ общее название церквей и сект, которые объединяют людей черной расы и сочетают в своей доктрине положения христианства и традиционные африканские верования ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ ЗАПАДНОЙ АФРИКИ межденоминационное религиозное объединение, являющееся одной из самых крупных неправительственных орг-ций Нигерии

http://pravenc.ru/text/1319740.html

Свазиленд). В другие страны макрорегиона классическое пятидесятничество проникло уже ближе к середине ХХ в., несколько позже — в Гвинею-Бисау и Гамбию (1970 г.), Мавританию (1971 г.), Гвинею (1985 г.). В настоящее время лишь несколько африканских стран не охвачено миссионерской деятельностью этих церквей — Джибути, Ливия и Сомали. Экспонентному росту этой религиозной общины предшествовало формирование таких классических пятидесятнических церквей , как Apostolic Faith Mission (1907), Assemblies of God (1911), Four Square Gospel Church (1923), Apostolic Church (1923) и других, миссионерская деятельность которых приобрела более организованный и масштабный характер. Именно с их возникновением связано активное распространение классического пятидесятничества в Африке, которое началось в середине — второй половине XX в. До этого времени община росла достаточно медленно: с 1920 по 1940 г. ее численность увеличилась с 0,2 до 0,9 млн человек. К 1960 г. это цифра составляла уже 3,5 млн, а к началу XXI в. превысила 60 млн человек. В 2015 г. общая численность последователей классического пятидесятничества оценивается в 97,2 млн. Вместе с ростом абсолютной численности последователей пятидесятнические церкви увеличивали свою долю в христианском населении: если в 1960 г. она составляла лишь 4,2%, то к 1980 г. она достигла 11,9%, а к 2015 г. — 17,5% . Долгое время стремительный рост этой общины наблюдался в странах, в которых работали первые пятидесятнические миссионеры, — ЮАР, Нигерии, Кении. Только на эти страны в 2015 г. приходилось более половины численности пятидесятников в Африке. Тем не менее в последнее время наблюдается выход пятидесятничества за пределы этих стран за счет увеличения числа последователей в ДРК, Гане, Зимбабве, Малави, Мозамбике, Танзании, Анголе и других странах. Данная тенденция, судя по всему, носит достаточно устойчивый характер, поэтому в будущем можно ожидать более серьезных пространственных сдвигов в развитии пятидесятничества. Рост пятидесятнической общины сопровождался увеличением их удельного веса в христианском населении стран Африки: в 2015 г. во многих из них доля последователей пятидесятничества превысила 30%. В соответствии с моделью религиозной конкуренции, предложенной С.А. Гороховым, преодоление этого значения указывает на наступление фазы религиозного паритета , для которой характерно чрезвычайно интенсивное взаимодействие конфессий. Последнее способствует дальнейшему пространственному развитию христианства, но может при этом провоцировать внутрирелигиозные конфликты . В 2015 г. фаза религиозного паритета между христианскими течениями наблюдалась в Ботсване, где доля последователей пятидесятнических церквей достигла 51,0%, в Эсватини — 50,9%, Алжире — 50,4%, Либерии — 47,5%, Зимбабве — 43,1%, Кении — 39,0%, ЮАР — 37,6%, Сьерра-Леоне — 35,2%, Нигере — 32,0%, Гвинее-Бисау — 31,6%, Гане — 30,4% .

http://bogoslov.ru/article/6195484

Независимо от приведенных соображений, исследование и рассмотрение вопроса о правилах карфагенского собора получает каноническую важность и научный интерес. В первом случае потому, что означенные правила составляли в известное время почти единственный, руководственный кодекс законодательства древнейшей, славнейшей и многочисленнейшей церкви, которая трудами собственных представителей развила свою особую дисциплину, свои особые церковные обычаи, свое до известной степени самостоятельное право, словом, церкви, которая может послужить образцом для церквей нашего времени в самостоятельном развитии и решении вопросов их внутренней церковной жизни. О важности этих правил, независимо от заключающегося в них всеобъемлющего и всестороннего разъяснения вопросов церковного устройства и практики, свидетельствует самый способ их происхождения, а равно и обширность распространения их на востоке и западе христианской церкви. Относительно происхождения рассматриваемых правил нужно сказать, что в Африке и именно в карфагенской церкви более, чем во всякой другой, было живо сознание начал соборного устройства христианской церкви и, вследствие сего, в действительности больше, чем где-либо, была развита соборная форма управления делами церкви. Собиравшиеся один после другого африканские соборы не только делали свои самостоятельные вклады в общую сокровищницу местного церковного законодательства, но и повторяли постановления прежних соборов, без всякого указания не только на источник этих постановлений, а даже и на исторические обстоятельства, послужившие поводом к известному постановлению. Вследствие сего происходило то, что, получивши свое начало на одном из предшествовавших соборов, каноны становились известными на другом последующем, и от него получали законодательную санкцию, что соборы, вовсе не постановившие никаких правил, представляются издателями известных канонов. Относительно обширности распространения рассматриваемых правил следует сказать, что карфагенские правила, вскоре после их окончательного происхождения, сделались известными в других местах и проникли как в западные, так и восточные собрания церковных правил.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Отдельная личность отступает на второй план. Правильное понимание и практическое осуществление этико-экономической идеи зависят уж не от сознательного отношения каждой личности, а от установленного общиной взгляда. Но и Тертуллиан несвободен от противоречий, и самое важное это – то, что сам он возражает против разделения верующих на клириков и мирян и против папского авторитета, хотя и был сторонником корпоративной организации среди христиан. Его отношение к государству неопределенное, но в сущности отрицательное. Киприан «с формальной стороны расширил и упростил» экономические и политические идеи Тертуллиана. Он – убежденный сторонник церковной централизации. Но представление его Церкви и малосодержательное, и лишь формальное. В оценке экономических благ он стремился устранить нравственный фактор и субъективный момент. Его учение об «opus operatum» церковной деятельности заключает в себе мысль, что каждый дар имеет значение независимо от настроения жертвователя. Он первый придал апокрифическое истолкование евангельской мысли ( Лк. 11:41 ) в том смысле, что милостыня искупает грехи. Он хотел ввести в западной Церкви ветхозаветную десятину, чтобы таким образом «при отчуждении известной части дохода в пользу Церкви заменить свободное личное распоряжение определенными законом нормами». У главного представителя африканской Церкви, Климента александрийского, Зоммерлад не находит таких стремлений. Под влиянием стоицизма Климент обращал внимание именно на нравственную сторону жизненных явлений и хотел совершенно обособить понятия благородства и богатства от таких признаков, как внешний почет и внешнее обладание. Его теория потребления есть возвращение к первоначальным телеологическим взглядам на экономическую деятельность. Климент резко протестует против аскетизма и коммунистических идей еретиков. Ориген во многом идейно связан с Климентом, но в целом ряде вопросов он мыслит совершенно независимо. С него начинается аскетическое направление, приведшее к презрению к миру. Он придерживается одинаковых взглядов с Киприаном относительно opus operatum и введения в христианской Церкви десятины.

http://azbyka.ru/xozyajstvenno-eticheski...

Автор придает большое значение тому факту, засвидетельствованному Дионисием коринфским, что послания пап Климента и Сотира пользовались в Коринфе таким уважением, что их торжественно читали в храмах для общего назидания 115 . Но и этот несомненный факт не может служить основанием для выводов в пользу папских теорий; потому что и послания Игнатия Богоносца были тоже читаемы в храмах. Автор вспоминает еще о том, что „апостольскими правилами воспрещается первенствующим епископам простирать свои действия за пределы своего округа“ 116 . Но факты и обычаи древней церкви показывают, что сила этого воспрещения не лишала ни пап, ни другого кого из епископов права писать к поместным церквам и их предстоятелям, если только обмен посланий между ними был обменом братским, если переписывавшиеся епископы были проникнуты сознанием равенства власти, если они уважали независимость друг друга, если им чужд был дух любоначалия. Апостольское правило должно было возыметь силу и получить практическое применение по отношению к обычаю епископов обмениваться посланиями в том случае, когда этим путем кто либо из них вознамерился бы посягнуть на свободу и независимость поместных церквей, когда послания того или другого епископа свидетельствовали бы об усилиях его проявить власть за пределами своего округа. Но в подобных случаях исключений не допускалось и для пап. Известно послание африканских епископов к папе Целестину по делу Апиария. Послание это составляет энергический протест против „дымного мирского надмения“ епископов Рима. В связи с обычаем епископов Рима писать послания автор рассматривает те случаи из истории первых веков, когда поместные церкви или их первосвятители обращались в Рим за советом и за разрешением недоумений. К Клименту обращаются коринфские христиане, когда между ними возникли распри; о своих сомнениях пишет Сиксту II Дионисий александрийский 117 . „В сознании церкви, – говорит автор, – что в силу апостольского преемства власть верховного пастырства пребывает всецело в преемнике верховного апостола кроется объяснение без этого необъяснимого факта, а именно: обращение всех епископов к римскому епископу, как к верховному судье, пастырю и учителю“ 118 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

После революции 1917 года и прихода к власти большевиков, христиане оказались вычеркнуты из политической и культурной жизни страны, так как вся она стала связана с членством в коммунистической партии, которая исповедовала атеизм как религиозное учение, для христиан стало невозможно занятие многих административных должностей. Кроме того, сами новые учреждения, которые создавались государством, такие казалось бы чисто экономические, как колхозы, имели в строе своей жизни антирелигиозную подкладку, выражавшуюся в частности в том, что члены колхозов часто были обязаны работать в воскресные дни, христианами отводившиеся для посещения церкви. Христиане были осведомлены о связанности экономической составляющей таких образований, как колхозы, с религиозной, знали они и об общей антихристианской направленности советского государства. Тем более были осведомлены об этом представители государства и в соответствии с этим почти всегда обвиняли христиан в сопротивлении созданию колхозов и в агитации против них. Христианство было объявлено властями частным делом, но на практике такое частное дело, как христианская жизнь, в тоталитарном государстве не так-то легко было реализовать, так как для этого нужно было, чтобы оставались хотя бы какие-то сферы независимой от государства социальной жизни. Такой независимой от государства формой было в первые годы советской власти ведение личного крестьянского хозяйства, но после массовой коллективизации в 1931 году и оно стало почти невозможным; и практически все сферы народной и социальной жизни оказались подчинены государству, которое заявляло свои права и в деле воспитания человека и его дальнейшего социального устройства. Сами обязанности христиан перед советским государством в начальный период его существования стали трактоваться не однозначно, что в значительной степени делает их позиции сходными с позициями христиан при последнем гонении при императоре Диоклетиане. Историк В.В. Болотов, приводя такие случаи, пишет: «В 295 году... в африканском городе Тевесте производился набор солдат.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

относилась к цветному населению . С 1902 г., после поражения буров во Второй англо-бурской войне, ГРЦЮА смогла расширить сферу своей деятельности на Юго-Западную Африку (Намибию), Родезию (Замбия и Зимбабве) и Кению. Увеличение численности прихожан небелого происхождения привело в итоге к созданию «дочерних» религиозных организаций ГРЦЮА: в 1881 г. — Голландской реформатской миссионерской церкви для цветных, а в 1910 г. — Голландской реформатской церкви в Африке для чернокожих. Миссионерская работа реформатских пасторов среди азиатского населения, прежде всего индийцев, начавших прибывать в Южную Африку с 1860-х гг., началась значительно позже — уже после окончания Второй мировой войны. Создание Реформатской церкви Африки для азиатского населения произошло лишь в 1968 г. «Дочерние» церкви были полностью отделены от своей «материнской» белой церкви, однако последняя фактически продолжала контролировать их синоды вследствие сильной материально-финансовой зависимости от ГРЦЮА . Миссионерская активность христианских церквей в сочетании с интенсивной европейской колонизацией привела к впечатляющему росту христианского населения Южной Африки — в результате к началу XX в. по численности адептов христианства на Африканском континенте она уступала лишь Эфиопии . Распространение христианства сыграло неоднозначную роль в судьбе черного населения страны. С одной стороны, многие христианские миссионеры способствовали колониальному порабощению коренного африканского населения и идеологическому оправданию расизма. Хорошо известно высказывание верховного правителя зулусов Кечвайо, в котором обобщен его печальный опыт общения с миссионерами: «Сначала является миссионер, затем консул и, наконец, армия» . С другой стороны, через проповедь христианства африканцы познакомились со многими достижениями европейской цивилизации, овладели более совершенными способами ведения хозяйства. Велика роль христианских миссионеров в создании письменности на местных языках, распространении грамотности и медицинских услуг.

http://bogoslov.ru/article/6195794

Примеры определений свободы: В правовом и политологическом смысле: · правомочия людей, которые они могут реализовывать самостоятельно, не вступая в отношения с государством и иными заинтересованными властными правомочными социальными структурами, сообразуясь и не конфликтуя с внешними правовыми пределами; · отсутствие ограничений и внешнего целеполагания, независимость. В криминальном смысле: · произвол, при котором сильные существуют за счет слабых. В атеистическом смысле: · возможность проявления личностью своей воли на основе осознания всей бесконечной совокупности законов, явлений и процессов мироздания. В православном смысле: · пребывание личности с Истиной и в Истине, с Любовью и в Любви, то есть с Сыном Божьим – Иисусом Христом и в Иисусе Христе; · воля Божия; · независимость и защищенность от греха. Особенности той или иной веры, различных духовностей, вероучений и религий сказываются на всех основных свойствах цивилизационного пространства. Например, все правовые системы современности выросли, как убедительно показывают сравнительное правоведение и юридическая антропология, из каких-либо конкретных религий. Так называемое западное право основано на протестантизме и масонстве. Социалистическое – на атеизме, то есть на псевдо-религии богоборчества, богоотступничества. Остальные известные правовые системы еще более откровенно религиозные. Это, прежде всего, исламское, иудейское, католическое, хинди, африканское и юго-восточное право. Кстати, оказывающий заметное влияние на международное право нынешний поток псевдохристианских культов и западного неоиндуизма вызван спецификой вероучений протестантизма, который появился, не в последнюю очередь, из-за особенностей римо-католического вероучения и порождаемой ими духовной практики. Право и напрямую используется в интересах религиозных объединений. Деструктивные культы благодаря крупным денежным средствам и иной поддержке из-за рубежа имеют квалифицированную правовую защиту, активно используют судебный аппарат в борьбе с традиционными созидательными религиями России. Как правило, религиозные объединения безразличны или враждебны светским государственным институтам и вступают с ними в те или иные отношения лишь по необходимости. Большинству религиозных культов патриотизм неведом. Довольно много религиозных объединений, которые, исходя из своих вероучений, уверены, что государственную власть допустимо обманывать и использовать в своих целях (например, у кришнаитов есть такое понятие, как трансцендентальное мошенничество, которое разрешает практически любые действия во имя интересов культа). Этим деструктивные культы коренным образом отличаются от созидательных религий. В связи с тем, что в нашей стране наиболее социально значимым является православие, кратко рассмотрим православный взгляд на государство на примере Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010