В этом сочинении подробно рассматривается вопрос об образовании и развитии свободных сельских приходов в древней Галлии, с конца VI по XI век, и между прочим указывается, как возвышалась и укреплялась сначала власть и положение приходских священников, начиная с декретов папы Иннокентия в 402 году и продолжая постановлениями местных соборов (529, 554 гг.), предоставлявшими им постепенно власть: учительства и проповедничества, благословения, а также управления низшим клиром – принадлежавшую сначала всецело епископам. Путем расширения власти пресбитериата, приход мало-помалу получил независимую организацию, сделался автономною церковью во вселенской Церкви. Было провозглашено начало (в знаменитом постановлении Гонория в 398 году), по которому все духовные должности в приходе должны быть занимаемы исключительно людьми, происходящими из этих приходов. Это начало вошло в канонические правила, ибо согласно древнему преданию существовал обычай, в силу коего тот, кто должен постоянно управлять местною церковью, также должен принадлежать к составу этой церкви, которая его знала, а он в свою очередь знал хорошо свою паству. 19 Из этой же паствы шло пополнение состава низшего клира, находившегося в поучении у своего пастыря. Для достижения полной автономии приходу надлежало иметь свою собственность, отдельную от собственности епископской церкви. Эта последняя эволюция совершилась в конце V и в продолжении VI века по Р. X., и в церкви древней Франции, как и в Африканской церкви, сельские приходы могли приобретать в собственность земли, леса, виноградники и другое недвижимое имущество. 20 Такая независимость приходов в имущественном отношении основывается на том великом начале, что полное уважение к приносимой жертве и к жертвователю, а также свобода к пожертвованию, суть лучшие способы для расположения людей к щедрости и благотворению. И действительно, в VI веке в древней Франции принадлежность приходам собственности была, таким общепризнанным фактом, что соборному законодательству не приходилось даже касаться этого вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

к церкви вселенской. Вот почему донатистский раскол относится одинаково враждебно к вселенской церкви, как римской государственной церкви, и к империи, как католическому государству. В донатизме выразилось восстание африканского национализма против римской идеи универсального единства вообще; и вот почему вокруг донатистского знамени столпились все элементы северо-африканского общества, недовольные римской церковью и римским владычеством. К ним присоединилось, например, движение циркумцеллионов, существовавшее раньше донатизма. Первоначально оно не имело характера религиозного раскола. То было просто стихийное движение значительной части сельского населения северной Африки против римской аграрной системы, закрепощавшей бедный люд немногим крупным землевладельцам в качестве рабов или колонов. При первом появлении донатистов циркумцеллионы тотчас соединились с ними в общей вражде к ненавистным им римским порядкам. И таким образом, движение более раннего происхождения, чем донатизм, возникшее на аграрной почве, продолжало существовать в соединении с ним в новой форме христианского раскола. Вообще, мы видим донатистов во главе всех африканских сепаратистских движений, в союзе с врагом империи, мавританским царем Фирмом, с восставшим мавританским князьком и африканским военачальником Гильдоном. Наконец, по их призыву и в союзе с ними совершилось нашествие вандалов, которые и стали их Немезидой. Между донатистами и церковью идет спор о том же роковом вопросе, которым мучится весь римский Запад того времени, – об идеальной общественной организации, спасительной для личности и для общества. Вопрос этот, само собой разумеется, особенно тревожен и мучителен для того времени, когда, в виду растущих и приближающихся волн варварских нашествий, существование общества и личности висит на волоске, подвергаясь ежеминутной опасности. В виду указанных нами особенностей донатистского движения, задача апологета церкви заключается, во-первых, в том, чтобы отстоять принцип единства церкви и ее вселенской организации, существующей объективно и спасительной независимо от субъективного совершенства священнослужителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

Тертуллиан нес служение в Карфагене как монтанистский пресвитер и писатель. Умер он, по сообщению Иеронима, в глубокой старости (по некоторым данным, около 220 г., по другим – не ранее 240 г.); точная дата его смерти, как и ее причина, неизвестны. Его последователи в Африке, называвшие себя тертул–лианцами, существовали до времен Августина, в V веке, и, вероятно, занимали промежуточную позицию между собственно монтанистами и католической церковью. Мнение о том, что Тертуллиан со временем вернулся в лоно католицизма, совершенно необоснованно. Странно, что этот самый сильный защитник древнекатолической ортодоксии и учитель Киприана, сторонника церковной иерархии, был схизматиком и антагонистом Рима. Но его отличали южный темперамент и резкость пунического характера, а также тот смелый дух независимости, который некогда побуждал его родной город Карфаген в ходе войны, продолжавшейся более ста лет 1567 , к противостоянию возрастающей власти города на семи холмах у реки Тибр. Тертуллиан – истинный представитель африканской церкви, в которой схожий антагонизм проявлялся не только среди донатистов, но даже среди ведущих защитников католицизма. Киприан умер, не соглашаясь с Римом по вопросу крещения еретиков, да и Августин, сыгравший величайшую роль в формировании системы католического вероучения, оказался одновременно, благодаря своим антипелагианским учениям о грехе и благодати, отцом евангельского протестантизма и полупротестантского янсенизма. Здесь мы находим несколько интересных точек соприкосновения с Ипполитом. Он был младшим современником Тертуллиана , хотя, насколько нам известно, они никогда не встречались. Оба защищали католическую ортодоксию от ереси, однако оба выступали против Рима. Ипполит обвинял двух пап в ереси и слабости дисциплины, однако, ввиду предполагаемого покаяния и мученичества (о которых сообщает Пруденций почти два века спустя), он был канонизирован Римской церковью; африканский богослов не удостоился подобной чести, хотя был более великим и полезным человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В статье кандидата экономических наук, доцента кафедры экономики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Маргариты Владиславовны Сеченовой приводится понятие религиозной организации, данное в федеральном законе 125-ФЗ от 26.09.1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», а также приводятся законодательно-правовые акты, относящиеся к налогам, уплачиваемым религиозными организациями. Подробно рассматриваются налоги, по которым религиозные организации имеют налоговые льготы: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и земельный налог. Приведен перечень предметов религиозного назначения, реализация (передача для собственных нужд) которых религиозными организациями освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость. Также рассматриваются такие вопросы, как: доходы религиозных организаций, не учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, недвижимое имущество Церкви — как освобождаемое от уплаты налога на имущество организаций, так и подлежащее обложению данным налогом. Приведены условия, при которых участки, принадлежащие Церкви, освобождены от уплаты земельного налога. В статье кандидата географических наук, старшего научного сотрудника Центра глобальных и стратегических исследований Института Африки РАН Ивана Андреевича Захарова рассматриваются особенности пространственного развития пятидесятничества в Африке на основе статистических данных, сведений с официальных сайтов крупнейших пятидесятнических церквей и организаций, результатов социальных опросов, а также вторичных источников. Предпринята попытка рассмотрения историко-генетических аспектов развития, описания сущностных особенностей, определения факторов роста популярности этой конфессии. Показано, что Африканский континент исторически имел исключительное значение для глобального пятидесятничества, а его влияние на эту религию в последнее время возрастало. В своем пространственном развитии пятидесятничество ориентировалось на первичные очаги христианизации, в первую очередь на Нигерию, ЮАР и Кению, которые до сих пор лидируют по численности последователей данной религии. На примере этих стран рассматриваются крупнейшие африканские независимые церкви пятидесятнического типа, классические пятидесятнические и неопятидесятнические церкви, имеющие региональное, а иногда и глобальное значение.

http://bogoslov.ru/articles

Меня удивляет, почему г-н Зайцев, употребляя слова «ложь» и «клевета», ни одного раза не указал конкретно, какое положение в концепции А. П. Осипова я извратил или подменил. Но если я ничего не извратил и не подменил, то значило бы, что г-н Осипов отказывается от своих взглядов, а он вряд ли сделает это, тогда ему пришлось бы принести публичное извинение перед всей Церковью. Далее г-н Зайцев продолжает: «Вот еще несколько святоотеческих текстов, содержащих общепринятое в древней Церкви учение, за которое архим. Рафаил обвиняет А. П. Осипова в ереси»,-и приводит высказывание св. Иринея Лионского : «Христос пришел не ради тех только, которые уверовали в Него... но для всех вообще людей, которые... желали видеть Христа и слышать Его голос. Посему всех таковых Он во втором пришествии Своем прежде воздвигнет, ...воскресит и поставит в Свое Царство». Мысль священномученика Иринея вполне ясна. Христос пришел не только для тех, кто уверовал в Него как в Мессию через проповедь апостолов и их учеников, но и для тех людей, которые желали видеть Христа до Его пришествия, т.е. верили и надеялись, что грядущий Мессия спасет их. Эта вполне православная мысль, и нас удивляет, что г-н Зайцев привел ее в доказательство того, что спасутся неверующие в Христа. Как можно «желать видеть Христа и слышать голос Его», ничего не зная о Нем, что пытается доказать г-н Зайцев? Здесь вопрос о том, что праведники Ветхого и Нового заветов – те, кто верили в обетованного Мессию и те, кто верят в пришедшего Мессию, – будут одинаково спасены Им – такова неизменная вера Церкви. До каких, изворотов и лукавств доходит г-н Зайцев, лишь бы доказать «правоту» своего учителя, который считает, что Господь спас в Своем сошествии во ад всех людей, независимо от их вероисповедания, имея в виду «добрых» идолопоклонников. Этнографы описывают доброту и честность некоторых африканских племен, которые считали священным долгом оказать гостеприимство и защиту чужестранцу, а если нужно, сопровождать его за десятки километров, чтобы он не заблудился, и в то же время эти люди приносили пленников в жертву своим богам и поедали их без всяких сантиментов. К каким язычникам отнесет их г-н Зайцев: добрым или злым?

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

в Эдинбурге. В первой трети XX в. в конфессиональном пространстве Южной Африки проявляются важнейшие тренды, которые определят его дальнейшее развитие вплоть до настоящего времени. Прежде всего, в протестантских миссионерских церквях усиливается идеологический раскол на расовой почве, который приводит к образованию африканских независимых церквей (АНЦ) . Другим важным событием, повлиявшим на духовную жизнь южноафриканцев, стало усиление контактов местных христианских общин с пятидесятническими церквями США, значительную часть приверженцев которых составляли афроамериканцы. Пятидесятничество зародилось в Южной Африке в самом конце XIX в. . В 1895 г. в Йоханнесбурге была основана община, которая присоединяется к пятидесятнической Христианской католической церкви в Сионе. В 1908 г. американские сионские миссионеры Томас Хэзмалхалч и Джон Лейк вместе с другими участниками движения «пробуждения на Азуза-стрит» (Лос-Анджелес, США), положившего начало всемирному распространению современного пятидесятничества, отправились в Южную Африку для обращения в христианство местного населения . Проповедь пятидесятничества была очень успешна, причем среди как белых южноафриканцев, так и коренного населения страны. К важнейшим доктринальным особенностям этой деноминации, привлекавшим последователей из различных расовых групп, можно отнести веру в необходимость духовного преобразования христианина, обретение им даров Святого Духа, таких как говорение на языках, пророчествование, изгнание зла и исцеление через молитву. В 1913 г. была основана Миссия апостольской веры Южной Африки (МАВ), до настоящего времени остающаяся крупнейшей пятидесятнической церковью в стране . Однако проблемы расовой сегрегации затронули и южноафриканских пятидесятников. В 1909 г. было решено, что крещение белых, черных и цветных будет раздельным , а с 1919 г. черное, цветное и индийское подразделения МАВ стали развивались как отдельные «дочерние» церкви, зависимые организационно и финансово от центрального руководства, «материнской» церкви, в которую входили только белые .

http://bogoslov.ru/article/6195794

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: Добрые отношения между Россией и странами Африки послужат утверждению традиционных нравственных ценностей в мире 27 июля 2023 г. 16:48 Выступая на Втором саммите Россия — Африка в Санкт-Петербурге 27 июля 2023 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил , что, несмотря на географическую отдаленность, народы России и стран Африки связывают давние добрые отношения. «Россия никогда не рассматривала Африканский континент как пространство для извлечения прибыли или как объект для колонизации, никогда не говорила с народами Африки в высокомерном тоне, с позиции превосходства и силы. В трудные исторические моменты мы всегда старались проявлять солидарность и взаимовыручку», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. По словам Святейшего Владыки, в непростое и ответственное время борьбы за независимость и самоопределение стран Африки Россия старалась активно поддерживать эти народы, а затем вместе с ними трудилась над созиданием мирной жизни и над развитием многих инфраструктурных проектов. «Замечательно, что это сотрудничество продолжается и сегодня», — добавил Патриарх Кирилл. По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, добрые чувства, которые связывают народы России и Африки, проверены временем. Он отметил, что их прочным основанием является в том числе и общее понимание фундаментальных основ человеческой жизни и глубокая приверженность непреходящим нравственным ценностям. «Верность традиции, восприятие семьи как союза мужчины и женщины, любовь и уважение к своей истории, стремление к добру и справедливости — эти важные цивилизационные принципы имеют определяющее значение и для русского человека, и для жителей Африки, также дорожащих своей духовной и культурной самобытностью. Для нас эти принципы настолько важны, что мы готовы их защищать и отстаивать», — продолжил свою мысль Предстоятель Русской Православной Церкви. Как отметил Святейший Патриарх, «моральный релятивизм; культ потребления; свобода, ложно понятая как вседозволенность; уничтожение института традиционной семьи — все это лишь неполный список тех бед, которые несет насаждаемая определенными силами на Западе система ценностей». «А вернее сказать — антиценностей, поскольку их принятие неизбежно ведет человечество к глубокой культурной и духовной деградации», — заметил Патриарх.

http://patriarchia.ru/db/text/6046013.ht...

Пятидесятнические церкви, прежде всего ориентированные на чернокожее население, занимали активную гражданскую позицию и сыграли заметную роль в борьбе с режимом апартеида в ЮАР . Высокая вовлеченность в эти процессы повлекла за собой дальнейшую политизацию религиозных организаций, на базе которых сформировались партии и общественно-политические движения. Консолидация пятидесятнических организаций способствовала увеличению их мобилизационного потенциала, а также давала возможность эффективно реагировать на общественные запросы . Помимо Нигерии, Кении и ЮАР, важную роль в экспансии классического пятидесятничества в Африке сыграли организации, возникшие в Гане, ДРК, Замбии, Либерии, Эфиопии и др. Сформированные в этих странах классические пятидесятнические организации стали базой, определившей успех неопятидесятнических идей, которые начали приобретать широкую популярность по всей Африке во второй половине ХХ в. Неопятидесятнические церкви . По некоторым оценкам, численность неопятидесятников в Африке может превышать число классических пятидесятников и составляет порядка 100 млн человек (2015), а их идеи заняли прочное место в практиках мейнстримных христианских течений . Неопятидесятнические церкви привлекают внимание своими масштабами: многие из них представляют собой мегацеркви, собирающие десятки тысячи прихожан, которые ведут чрезвычайно активную социальную и общественно-политическую деятельность. Повышенное внимание к СМИ со стороны неопятидесятников обуславливает популяризацию их идей среди других вероисповеданий, в том числе среди мусульман. С неопятидесятничеством ассоциируется распространение демократических ценностей, борьба за справедливость, стремление к преобразованию социальной действительности и достижение личного материального благополучия «истинными верующими». Иногда желание изменить положение дел настолько сильно, что оно приводит к радикализации некоторых проповедников, призывающих к открытой конфронтации с государственными структурами и другими конфессиями . Во всем многообразии форм этих церквей находится множество примеров злоупотребления доверием последователей, известны случаи реализации мошеннических схем, насилия и т. п. . Тем не менее оценка масштабов распространения этих процессов среди неопятидесятнических церквей требует дополнительного исследования.

http://bogoslov.ru/article/6195484

Вернувшись на родину в 388 году, блаж. Августин решил воплотить на деле идеалы христианского аскетизма (у блаж. Августина, а затем и вообще на западе, довольно умеренные). С единомышленниками он организовывал христианское общежитие. В 391 году блаж. Августин переехал в Иппон, где по благословению еп. Валерия Иппонского основал первую в этой области Африки монашескую общину. Престарелый еп. Валерий, оценив достоинства блаж. Августина, привлек его к иерархическому служению. В 391 году он рукоположил блаж. Августина во пресвитера, а в 395 – во епископа. По кончине еп. Валерия, блаж. Августин наследовал его кафедру, которую занимал 35 лет. В эти годы блаж. Августин руководил созданной им богословской школой, именовавшейся «монастырем клириков» («monasterium clericorum»). Также он продолжал богословско-литературные труды и неутомимо боролся с язычеством, манихеями, донатистами и Пелагием. В то время в Африке поставляли епископа для всякого прихода, численностью более двенадцати человек. Большинство епископов были простыми малообразованными людьми. Блаж. Августин, будучи образованным ритором и деятельным человеком, фактически возглавил всю церковную жизнь Северной Африки. Он был активным участником местных Соборов и внес значительный вклад в латино-африканское церковное законодательство. Являясь видным представителем латино-язычных христиан, блаженный Августин никогда не был папистом и отстаивал независимость Карфагенской Церкви от вмешательства в ее дела Римского престола. В связи с очередным таким вмешательством, по делу священника Апиария, блаж. Августин написал от имени северо-африканского епископата резкое письмо папе римскому. Будучи архиереем, блаж. Августин оставался аскетом. Он считал, что, как учитель бедных, и сам должен быть беден. По этой причине он не пользовался блистательными архиерейскими одеяниями, вошедшими в употребление с началом константиновской эпохи. Скончался блаж. Августин в 430 году на 76-м году жизни, от лихорадки, во время осады готтами города Иппона. Память блаж. Августина, епископа Иппонийского, совершается Православной Церковью 15/28 июня, в один день с преп. Иеронимом Стридонским .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Духовное и светское проклятие, казалось бы, навеки наложило клеймо позора на образ Ивана Мазепы. Однако, спустя три столетия с момента его предательства, клятвопреступник стал чем-то вроде отца нации для некоторой части украинского общества. Такая метаморфоза стала возможной из-за наращивания влияния антироссийских сил на территории Украины. Клинья раскола вбиваются в тысячелетнюю историю и веру славянских народов. На смену общему прошлому и единой Церкви приходят новые политические мифы и самопровозглашенные патриархи. В отрыве от России история «самостийной» Украины крайне бедна на великих героев и грандиозные события. Поэтому приходится отмывать и прихорашивать то, что есть. Первым в этом ряду оказался Иван Мазепа, который теперь не клятвопреступник, а борец за свободу и независимость. По его образу и подобию обеляют бравых бойцов дивизии «Галичина». В новой исторической трактовке они не трусливые каратели СС, разбитые в первом же серьезном столкновении с войсками Красной армии, а такие же, как и Мазепа, борцы за «незалежность». К слову, в сонм новых героев теперь входит гетман Скоропадский, с чьего согласия в 1918 году немецкими войсками была оккупирована и ограблена Украина. Действительно, какая разница в том, кого звать на свою землю — шведов или немцев? Главное, не допустить возрождения имперских амбиций Москвы. «Самостийные» историки Украины сводят более чем тысячелетнее прошлое братских народов к отношениям по схеме метрополия — колония. Такому упрощению исторического процесса позавидовал бы сам Карл Маркс. За скобками остались общая вера, культура, язык и славянская кровь. В новой версии истории Украина является всего лишь одной из провинций Российской Империи, а затем и Советского Союза. Что-то вроде владений Британии в Индии или африканских колоний какой-нибудь европейской державы. Ну а Мазепе, соответственно, отводится роль этакого Махатмы Ганди или, на худой конец, Патриса Лумумбы — борца с проклятым колониальным игом, или оккупационным режимом, если пользоваться терминологией действующего президента Украины В. Ющенко. Будучи с визитом в Грузии, украинский лидер посетил местный музей советской оккупации и заявил, что нечто подобное хотел бы создать у себя на Родине.

http://bogoslov.ru/article/407840

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010