БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 25 марта ст.ст. (7 апреля нов.ст.). В этот день вспоминается явление Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего ей о будущем рождении Иисуса Христа - Спасителя: " Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим " (Лк. 1; 28, 30-31, 35). БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ - пять молитв, читаемых верующими после причащения. Содержатся в молитвослове и следованной псалтири. БЛАГОСЛОВЕНИЕ - 1. Возглас священника или архиерея, которым начинается богослужение. Различаются возгласы: литургийный ( " Благословенно царство... " ; им же начинаются чин крещения и чин венчания), Всенощного бдения ( " Слава Святей... " ) и обычный ( " Благословен Бог наш... " ; перед остальными богослужениями). 2. Осенение крестным знамением верующих, совершаемое священником или архиереем. Благословение совершается в определенные моменты богослужения с возгласом " Мир всем " . БЛАГОСЛОВЕННЫ - тропари, посвященные Воскресению Христову, поются на утрене в воскресения всего года, кроме праздников Пасхи, Пяти десятницы, Входа Господня в Иерусалим и второго воскресения после Пасхи. Называются до первому слову припева к тропарям - " Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим " . БЛАЖЕННЫ - молитвословие, состоящее из евангельских стихов (Мф. 5; 312; " Блаженны нищие духом... " ). Поется третьим антифоном литургии (или изобразительных) в воскресения и некоторые из праздников. БЛАЖЕННЫЙ - 1. Эпитет, связанный в православной церкви с именами двух выдающихся богословов Западной Церкви - св. Августина, епископа Иппонийского (Сев. Африка, 354 - 430 гг.) и св. Иеронима Стридонского (Италия, 347 - 420 гг.). 2. См. юродивый. БЛАГОЧИННЫЙ - священник, назначенный епархиальным архиереем для наблюдения за церковноприходской жизнью храмов одной из частей епархии - благочиния.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Такое мировоззрение интерпретируется в постмодернизме как сознание традиционалистское и причисляется по этому признаку к фашизму [CCCLX]. Признаком фашизма в этой модели является и " неприятие модернизма " [CCCLXI]. Таким набором словесных подмен и знаков в общественное мнение внедряется идеологема тождественности любой " традиционной " религии и фашизма. Однако фашизм в этих новых знаковых раскладах есть вовсе не тот, который реально означает идею сверхчеловека ( " белокурая бестия " ) и национальной исключительности и ассоциируется с военной агрессией, оккупационными режимами и концлагерями: здесь слово лишено своей сущности и более не обозначает собой никакой реальности. Оно – симулякр, чучело, пугало, которым новые идеологи стращают народы. Весьма вероятно, что новые гонения на Церковь начнутся именно под лозунгами борьбы с фашизмом... Более сомнителен и второй признак фашизма – " неприятие модернизма " . Как раз наоборот – именно модернизм (футуризм, конструктивизм) оказался созвучным и фашизму, и большевизму. Самый яркий пример такой связи являет судьба основателя и главы итальянского футуризма Ф. Маринетти, который всю жизнь был фашистом и еще в 1909 году в " Манифесте футуризма " сформулировал идеи, полностью поддержанные идеологией национал-социализма. Да и среди отечественных футуристов-лефовцев были не только партийцы, но и работники ЧК. ЛЕФ был самым радикальным течением русского модернизма, более чем созвучным духу большевизма (общеизвестное " Сбросим Пушкина с корабля современности! " и " Не торгуйте Лениным,– как писал журнал " ЛЕФ " сразу после смерти вождя, ратуя за неприкосновенность его образа,– не печатайте его портретов на плакатах, на клеенках, на тарелках, на кружевах, на портсигарах " ) [CCCLXII]. Утверждение Эко еще и потому лишено смысла, что современные фашиствующие группировки, в частности Национал-большевистская партия Э. Лимонова, опираются на поддержку рок-богемы и пополняют свои ряды за счет рок-музыкантов, а также модернистских и постмодернистских художников и писателей: сам " Эдичка " , покойный лидер " Поп-механики " С. Курехин, " Егор " Летов (рок-группа " Че данс " ), Сергей Бугаев – " Африка " , прозаик Алексей Цветков, идеолог воинствующего гомосексуализма журналист Ярослав Могутин и т. д.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2423...

Христианское население Африки, в эпоху мусульманского владычества, жило в городах и местностях близ морских берегов; оно, без сомнения, много терпело во время междоусобий между завоевателями, происходивших с половины восьмого и во все продолжение девятого и десятого столетий, попеременно подвергалось алчности и грабежу тех или других партий, всегда терпело крайнее унижение в общественной жизни и постепенно умалялось в числе чрез отступничество 84 . Однако в девятом веке в Африка насчитывалось еще до сорока епископских кафедр. К сожалению, дошедшая до нас с того времени «роспись епархий» 85 , не совсем обстоятельна и пострадала от переписчиков. Из нее видно, что в тогдашней Африке состояло четыре церковных округа: 1) провинция Бизацена с четырнадцатью епископствами, из которых более известны: Карфаген, Гафса и Адрумет. Таким образом, значит, бизаценский округ обнимал в это время и прежнюю проконсульскую провинцию, так что приматство над Бизаценою перешло к епископу карфагенскому, как известно было это и греческому архимандриту Нилу Дохсопатрию, который в своей записке о патриарших престолах 86 , составленной в 1143 году для сицилийского короля Рожера, перечисляя страны, изначала в церковном отношении зависевшие от папы римского, говорить, что ему подчинялась и епархия бизаценская, в которой Карфаген, и Мавритания (κα παρχια Βυζακιας, εν Καρθαγνα, και Μαυριτανα) 2); Нумидия, с пятнадцатью епископскими кафедрами, из которых упомянуты поименно бывшие в городах: Гуэльме (может быть, древней Gemellae), Иппоне и Константине; 3) Мавритания первая, где показан один город – Ринокукурум; 4) Мавритания вторая, с семнадцатью кафедрами, из коих поименованы: Цеута, Маиорка, Минорка, Сардиния. Относительно помещенных тут трех островов следует думать, что или они привзошли в роспись по ошибке переписчиков, или, может быть, испансше халифы, простиравшие свою власть на часть Мавритании, во время своего обладания Сардинией (с половины VIII-ro века) подчинили тамошних епископов примасу Мавритании, на верность которого больше полагались. Конечно, такое подчинение было временным. – К девятому же веку относится известие, к сожалению отрывочное, о каком-то раздоре между епископами Африки и о том, что они обращались к папе за решением возникшего спора. Именно, папа Формоз, в 893 г., приглашая реймского архиепископа Фулька на имеющий состояться в Риме собор, между прочими подлежавшими обсуждению вопросами, упоминает и о раздоре в Африке: sinnul etiam regionis Africanae legatos insistere, responsa repetentes pro ductum exorto inter episcopos ipsarum provinciarum schismate 87 . Трудные обстоятельства времени не позволили, однако, Формозу созвать собор в указанное время, – и мы не знаем, с каким ответом отпустил он послов африканских.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Не следует отрицать преимуществ западной цивилизации: права человека в странах Запада обеспечиваются, люди живут не бедно, получают высокие зарплаты и пенсии, государство заботится о своих гражданах. Религия же никому не навязывается: во что хочешь, в то и веруй; полная свобода и вседозволенность (разумеется, в рамках гуманистических стандартов). Но все это складывалось на Западе на протяжении нескольких столетий — начиная с эпохи Возрождения, когда на смену средневековой теоцентрической идеологии пришла идеология антропоцентрическая. Что же касается, например, России или Сербии, то эти страны вообще не участвовали в построении гуманистической вселенной: они развивались по своим законам, искали свой путь развития, соответствующий их культурно–исторической традиции. Не участвовали в строительстве западной цивилизации ни мусульманские страны, ни Китай, ни Индия, ни Африка, которые вовсе не готовы (и неизвестно, будут ли когда-нибудь готовы) жить в соответствии с западными стандартами. Очевидно, что после Вавилонского столпотворения и вплоть до Второго пришествия Христова у человечества не может быть единого цивилизационного стандарта. Человечество обречено на то, чтобы быть разделенным в соответствии с различными культурными, духовными и политическими традициями разных народов и стран. Только в Церкви Христовой, где нет «ни эллина, ни иудея», или в эсхатологическом Царствии Божием это разделение преодолевается. Здесь же, на земле, ни одна идеология не сможет стать общей для всех, ни одно мировоззрение, ни одна религиозная, культурная, цивилизационная или политическая доктрина не сможет объединить человечество. И все попытки навязать людям такую доктрину обречены на провал, подобный разрушению Вавилонской башни. Что же остается нам, христианам, живущим в России, членам Русской Православной Церкви? Во–первых, мы должны не обольщаться тем, что происходит в западном мире — объединением Европы, глобализационными процессами, охватывающими все большее число людей. У этих процессов есть свои положительные стороны, но есть и своя изнанка — именно ее мы с ужасом наблюдаем в военных операциях против Югославии, жертвами которых становятся сотни тысяч людей. Мы должны ясно понимать, что если сегодня будет разгромлена Югославия, завтра могут взяться за Россию — у нас тоже нарушаются «права человека», мы тоже далеко не соответствуем западным стандартам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

29–6–68 она писала: «Приехал отец Лазарь; Вчера сказал незабываемую проповедь . Здешние греки слушали его с большим вниманием и приглашали к себе домой. Надеюсь, что Вы познакомитесь с ним, если он поедет через Грецию. Я не верю, что опоздаю вернуться. Всегда Бог посылает мне кого-нибудь в свое время, и потом ведет меня на следующее...» Познакомилась она и с супругами послов Греции и Индии. В последнее время ее часто приглашали в церковь святых Безсребренников. На фотографии мы видим с отцом Овандием из Уганды отца Афанасия и двух жен послов. Она говорила нам, что частое посещение церкви греческим послом привлекло и других соотечественников приходить чаще к святым Безсребреникам в Найроби. Много нужды. Прикосновение здесь, улыбка там, участливая слеза подальше, облегчение еще дальше. И опять те «пять языков» монахини в белом апостольнике говорили сердцем, как тогда там в Индии, как везде. Как она писала, несмотря на народные проблемы, улыбка была на всех лицах. Даже и на лицах детей с припухшими животами и красноватыми от авитаминоза волосами. Даже на потрескавшихся лицах мзедонцев ( Mzedwn ), похожих на скелетов дедушек и бабушек Африки. Кто ездил в священную миссию (как миссионер) знает, что значит хотеть дать много и не иметь средств. Но он еще более прочувствовал то, что значит пойти дать, и в тот же момент получить от того, кто по-видимому не имеет, ощутить свою собственную бедность и в тайне страдать. Африка, как и все страны, которые были ограблены, имеет величайшее Богатство Босоногого и Алчущего Христа, Которого оставили за собой, убегая, пираты, потому что их мутные глаза не смогли различить Его и их продажные воровские сердца не смогли Его полюбить. 13. Путешественница «Путь заповедей Твоих текох, егда расширил еси сердце мое». ( Пс 118. 32 ). Из Африки она уехала в конце 1969г. Снова приезжает в Новый Иерусалим, где однажды получает письмо от старца Феодосия Вифанийского. Он просит ее приехать и пожить, сколько она хочет, в монастыре. «Да» она говорила всегда, если приглашение сопровождалось билетом. Но Старец не прислал билета, и она сказала, что покажет Бог. Через несколько дней приходит в монастырь одна ее иностранная подруга и объявляет, что хочет стать православной. Это Скоцеза Сесилия П. Прежде чем стать монахиней-иностранкой, эта подруга сказала: «Хочу быть как и ты. Православной и монахиней в Вифании. Хорошо бы и ты поехала со мной на некоторое время».

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriiliya/pod...

Так возникли сельские общины. Одна из них — Кваньанджара. Православные христиане общины и их лидер, Сэмюэл Гхуру Куриа, стали совершать богослужения в здании детского сада. Священника пока не было. Кваньанджара — место от городов удаленное, добраться туда сложно. С последнего посещения священника и служения Божественной Литургии прошло около года. За это время выстроена была африканцами небольшая церковь-мазанка. Она была освящена по нужному чину, а потом там совершена была Божественная Литургия и несколько человек приняли Святое Крещение. Отец Стефан Хейз, который участвовал в освящении этой церкви, отметил, что африканцы хорошо знают песнопения утренней и с удовольствием их поют. Но песнопения Божественной Литургии знают намного хуже. После Литургии Сэмюэл Гхуру Куриа пригласил священников на трапезу: маисовая каша, бобы и сладкий чай. Это обычная пища в этих районах Африки. Отец Стефан Хейз вспоминает о и том, как был на африканских похоронах. Умер отец одного священника. Похороны проходили на ферме покойного, находящейся в горах Рифт Вэлли. Был устроен брезентовый навес, под которым стояло тело покойного. Присутствовали родственники и много священников, знавших сына покойного и самого покойного. Уже приготовлена была могила, в стороне, на краю поля. После панихиды была устроена поминальная трапеза для всех присутствовавших. Православие в Африке напоминает множество дождевых потоков, питающих иссушенную землю после засухи. Но Африка — континент огромный, от церкви до церкви приходится ехать сутки, а то и больше. По сути, православие на Черном Континенте еще очень молодое. И очень связано с борьбой за независимость, с растущим национальным самосознанием. Сердце православной Африки располагается у озера Виктория, в Кении, Уганде и Танзании. Именно в этих странах больше всего православных храмов и общин. Как удивительно думать, что мир, знакомый по сказкам об антилопах и черепахах, не чужд христианской жизни. Что среди жарких гор и саванн есть белые церкви-мазанки, в которых чернокожие люди в белых одеждах поют на своем языке «Благослови, душе моя, Господа!».

http://azbyka.ru/fiction/okean-very-rass...

Также патриарх Александрии имеет уникальный титул «Папы», который у него заимствовали римские епископы. Александрийская патриархия известна как родина всего православного монашества, которое возникло в Фиваидской и Нитрийской пустынях Египта. Миссия «Тринадцатого Апостола». Что касается титула «Тринадцатый Апостол», он оказался пророческим, потому что в ХХ века Александрийскому патриархату на африканском континенте удалось развернуть масштабную апостольскую миссию по просвещению африканцев. У Александрийского патриарха самая большая каноническая территория из всех поместных церквей. Она превосходит даже каноническую территорию Московского Патриархата, если считать таковой территорию бывшего Советского Союза: площадь Африки составляет 30 065 000 км² ( 20,3% площади суши всей Земли), а площадь СССР - 22 402 200 км² (площадь России - 17 125 191 км²). В юрисдикцию Александрийского патриарха входят 54 африканских государства. Но самое главное, что за последние десятилетия греческие православные миссионеры обратили в православие около 7 миллионов коренного населения Африки, практически во всех африканских странах возникли православные общины, были построены многие храмы, возникли епархии и митрополии. На наших глазах происходит обращение черного континента ко Христу, закладывается новая конфигурация православного мира. В интернете можно увидеть множество роликов, как с крещением африканцев, так и с православным богослужением, в которое миссионеры включают местные народные традиции, в частности, элементы танца во время службы. Патриарх Феодор глубоко верит в православное будущее Африки. В России он не раз говорил: «Многие думают, что Африка - незнакомый континент, но будущее именно за ней». После всей этой прочитанной информации я уже действительно смотрел на патриарха Феодора как на нового «тринадцатого апостола». «Русский» патриарх из Александрии. Меня предупредили, что у патриарха Феодора II на Музей Иоанна Кронштадтского выделено всего лишь полчаса. Я понимал, что это совсем немного, тем более, что рассказывать придется с переводчиком. Поэтому я сразу спросил, на каком языке будет экскурсия? Но к счастью оказалось, что Александрийский патриарх прекрасно понимает русский язык. Он в 1980-е гг. десять лет жил в Советском Союзе, изучал историю искусств, литературу и философию в Одесском университете, а с 1985 по 1990 гг. исполнял обязанности экзарха Александрийского патриархата в Русской Церкви, будучи настоятелем Антиохийского подворья в Одессе.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/15/pa...

48 . Апостол Олимпан, или Олимп, свидетель мученической кончины святого апостола Петра ( Рим. 16, 15 ; память 10 октября, обезглавлен в Риме вместе с апостолом Иродионом). 49 . Апостол Тертий, епископ г. Икония (после апостола Сосипатра), ученик святого апостола Павла, записавший его послание к Римлянам ( Рим. 16, 22 ; память 30 октября и 10 ноября, принял мученическую кончину в Иконии). 50 . Апостол Ераст, сначала диакон и казнохранитель Иерусалимской Церкви ( Рим. 16, 23 ); затем епископ города Панеада (Палестина) (память 10 ноября). 51 . Апостол Куарт, или Кварт, епископ г. Берит (Бейрут) ( Рим. 16, 23 ; память 10 ноября). 52 . Апостол Евод, епископ Антиохийский, после святого апостола Петра; автор нескольких сочинений, в одном из которых пишет о Пресвятой Деве Марии, что Она родила Спасителя в возрасте пятнадцати лет; об апостоле Еводе упоминает его преемник священномученик Игнатий Богоносец в своем послании к Антиохийцам (память 7 сентября, принял мученическую кончину в 66 г.). 53 . Апостол Онисифор, епископ г. Колофон (Лидия, Малая Азия) и г. Киринея (северная Африка), сподвижник святого апостола Павла ( 2Тим. 1, 16–18 ; память 7 сентября и 8 декабря, по римскому мартирологу 16 сентября; принял мученическую кончину в г. Пария, недалеко от Ефеса). 54 . Апостол Климент, епископ г. Сардика (древний Сардис, Малая Азия), впоследствии епископ Римский, сподвижник святого апостола Павла ( Флп. 4, 3 ; память 10 сентября, 22 апреля, и 25 ноября). 55 . Апостол Сосфен, епископ г. Колофон (Лидия, Малая Азия), был начальником синагоги в Коринфе, обращен в христианство святым апостолом Павлом ( Деян. 18, 17 ; 1Кор. 1, 1 ; память 30 марта и 8 декабря). 56 . Апостол Аполлос, или Апеллий, епископ Кесарийский, сподвижник святого апостола Павла, из ученых книжников Александрии ( Деян. 18, 24–28 ; 1Кор. 3, 4–6 ; память 10 сентября и 8 декабря). 57 . Апостол Тихик, епископ г. Колофон, после апостола Сосфена, сподвижник святого апостола Павла ( Деян. 20, 4 ; Кол. 4, 7 ; Еф. 6, 21–22 ; 2Тим. 4, 12 ; память 8 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Св. Григорий Чудотворец мирно скончался в 270 году. За святость жизни он получил дар чудотворения и был назван Чудотворцем. Сила его пастырских слов была известна далеко за пределами Неокесарии. Св. Василий Великий говорит о нём: “Где дадим место Григорию Великому и словам его? Не с апостолами ли и пророками? Говорю о муже, который ходил в едином с ними Духе, во всё время жизни шествовал по следам святых, во все дни тщательно преуспевал в жизни евангельской… Преобидим истину, не сопричислив к присным Божиим сего мужа, который такую приял благодать слова в послушании веры во языцех.” Общую характеристику учительства св. Григория Чудотворца даёт св. Григорий Нисский в своём похвальном ему слове: “Плачущий получал от него утешение, юноша — вразумление, старик был наставляем приличными речами, рабов он учил повиноваться господам, владельцев человеколюбиво обращаться с подчинёнными, бедного он учил, что единственное действительное богатство есть добродетель, богатому доказывал, что он только приставник имения, а не собственник. Женам, детям, отцам преподавал пристойные наставления, будучи всем вся.” Проповедей св. Григория Чудотворца сохранилось очень мало: 1) “Слово на Богоявление”, 2) “Слово на всех мучеников” и 3) “Похвальное слово Оригену.” Проповедничество св. Григория Чудотворца явилось плодом его прекрасного богословского и ораторского образования, полученного им в школе Оригена, осуществление его нового гомилетического принципа, следуя которому, учитель не просто полагается в деле проповеди на вдохновение свыше, но и прилагает к этому делу тщательный самостоятельный труд. Живость чувства изложения составляет характерную черту его проповедничества. Для непосредственного ознакомления с характером учительства св. Григория смотри в приложении отрывки из его слова “На Богоявление.” Проповедничество Св. Киприана Карфагенского Св. Киприан, епископ древнего африканского города Карфагена, является представителем западной части единой, ещё в то время, Вселенской Церкви. В третьем веке вся северная Африка была усеяна христианскими храмами и африканская Церковь насчитывала более двухсот епископов. Во главе всей Африканской Церкви стоял епископ Карфагенский.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

Право, предоставленное сердикскими отцами Юлию римскому подвергать своему суду решения епархиальных соборов римского патриархата в тех случаях, когда могло возникать подозрение относительно того, что арианские или склонные к арианству епископы произнесли несправедливый приговор над каким-либо православным епископом к унижению Афанасия великого и в ущерб православию, - это право римские епископы хотели присвоить себе вне границы своего патриархата и во всех случаях, как будто им принадлежала власть принимать апелляции епископов всего мира и в последней инстанции произносить над каждым свой приговор. Характерный пример этого предлагает нам римский епископ Зосима (417-418), по поводу известного дела Апиария, пресвитера сикского в проконсульской Африке, который, будучи низвергнут своим епископом Урбаном за разные преступления и будучи недоволен этим, обратился с жалобой в Рим, прося защиты. Проконсульская Африка, с главным городом Карфагеном, составляла самостоятельную церковную область, совершенно автономную в своем внутреннем управлении. Зосима римский прекрасно знал, насколько должны уважаться привилегии церквей, точно утвержденные еще на I вселенском соборе (I всел. 6); однако, он все же нашел возможным принять жалобу Апиария и подвергнуть своему суду решение, произнесенное надлежащей властью в церкви, не находящейся под его юрисдикцией. Основанием к этому могло бы ему послужить только одно из правил какого-либо вселенского собора; такое правило он нашел среди правил I вселенского собора. Но так как среди достоверных правил этого собора такого найти не было возможности, то он отискал его в имевшемся у него сборнике и, удовольствовавшись таким основанием, не только взял под свою защиту низвергнутого Апиария, но когда африканские епископы напомнили ему о том, что последнее является с его стороны нарушением существующих правил, послал особых легатов в Карфаген, которые, якобы властью верховного старейшины церкви, должны были подвергнуть новому пересмотру все, решенное на этом соборе африканскими епископами. Это послужило поводом к созыву знаменитого карфагенского собора 419 года (VIII поместный собор), на котором было доказано, что правило, послужившее основанием Зосиме к проявлению его прав, вовсе не было никейское, а данное сердикское (5), которое в Риме пронимали за никейское, т.е. считали его постановлением вселенского собора. Ход этого дела описан нами в другом месте а самый ответ карфагенского собора (424) по поводу того же дела приводим в конце его правил. В Риме признали свою ошибку и в течение долгаго времени не предъявляли больше права верховного суда римского епископа в делах, не подлежащих его ведению. Так продолжалось главным образом до папы Николая I (858-867), или скорее до лже-Исидора, когда в римской церкви все совершенно изменилось и стало господствовать новое право

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1321...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010