Разделы портала «Азбука веры» Православный календарь Вторник, 23 апреля 2024 г. (10 апреля ст.ст.) Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий) Глас 5, Великий пост. Горячая пища без масла мчч. Терентия, Помпия (Публия), Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х (ок. 249-251) . мчч. Иакова, пресвитера, Азадана и Авдикия, диаконов, Персидских (ок. 380) . прмчч. многих священной обители Пантократора, в Дау Пендели (Аттика) пострадавших (ок. 1680) . сщмч. Григория V (Ангелопулоса), патриарха Константинопольского (1821) . сщмч. Флегонта Понгильского, пресвитера (1938) . мч. Димитрия Вдовина (1942) . Литургия Преждеосвященных Даров возможна только ради полиелея. 6-й час: Ис.49:6-10 Веч.: Быт.31:3-16; Притч.21:3-21 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою яко шипок священнейший от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. мученикам Терентию, Публию, Африкану и иже с ними Кондак мученикам Терентию, Публию, Африкану и иже с ними, глас 2 Мученическая честная память прииде днесь,/веселящи всяческая,/Терентия премудраго и дружины его./Тепле убо стецемся, да приимем исцеления,/сии бо благодать от Бога прияша Духа Святаго//исцеляти недуги душ наших. священномученику Григорию V, патриарху Константинопольскому Тропарь священномученику Григорию V, патриарху Константинопольскому, глас 8 Благословен еси, Христе Боже наш,/укрепивый Божественнаго патриарха,/низпославый тому свыше Свою благодать,/имже и нас свободил еси от работы вражия,//Человеколюбче, слава Тебе. Кондак священномученику Григорию V, патриарху Константинопольскому, глас 7 Святителю и мучениче Григорие,/за люди твоя душу положивый/и в светоносный день Христова Воскресения пострадавый,/молися Страдавшему за ны и Воскресшему/Церковь Православную незыблему всегда хранити,/пастве же твоей и Русстей земле, святыя мощи твоя с любовию лета многа хранившей,//даровати мир и велию милость. Полезные ссылки Сейчас в разделе 108  чел. Всего просмотров 2.5 млн. ©2024 Богослужение сегодня к содержанию Даты ограничены диапазоном 2023-10-01 - 2024-04-12. Начало богослужебного дня в 16:00. Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-04-...

10 . Мчч. Кодрата и дружины его: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия (другого), Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мцц. Хариессы, Нунехии, Василисы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и пр.; мчч. Кодрата Никомидийского и с ним Саторина и Руфина; прп. Анастасии Патрикии. 11 . Свт. Софрония, патр. Иерусалимского, свт. Евфимия, еп. Новгородского; сщмч. Пиония и иже с ним; перенесение мощей мч. Епимаха. 12 . Прп. Феофана, исповедника Сигрианского; св. прав. Финееса, свт. Григория Двоеслова , папы Римского. 13 . Перенесение мощей свт. Никифора, патр. Царьграда, мчч.: Александра, Савина, Африкана, Публия и Терентия; мц. Христины, прп. Анина. Свт. Никифор († 826 г.) был ревностным защитником иконопочитания. Когда император Лев Армянин старался склонить его к отступлению от православной веры, то он ответил: «Напрасны твои труды, государь! Мы не можем изменить древняго предания, – мы чтим изображения святых, как крест и евангелие». 14 . Прп. Венедикта, свтт. Евсхимона, еп. Лампсакийского, Феогноста, митр. Киевского и Московского. Празднование образу Пресвятой Богородицы Федоровская. В жизни прп. Венедикта находим указание на важность поминовения умерших и, в частности, на спасительность для умерших принесения бескровной о них жертвы. Вот что рассказывается о сем предмете в житии святого. При жизни св. Венедикта были две постницы, которые, славясь святостью жизни, имели несчастную страсть говорить много, а потому, как часто бывает при несдержанности языка, говорили много ложного и вредного. Святой старец умолял их удерживать язык свой и за непослушание угрожал им отлучением. Но они не отставали от своей привычки и чрез несколько дней умерли, быв отлучены от общежития с сестрами, вследствие угрозы праведника. Как постницы, они погребены были, по-тогдашнему обыкновению, в своей церкви; но вот что обнаружилось потом: когда диакон во время литургии возглашал «Оглашении изыдите!» – они, как открыто было некоторым из благочестивых христиан, выходили вон из церкви. Св. Венедикт, узнав о сем, послал в церковь , в которой они были погребены, просфору; повелел вынуть из нее часть, за упокой душ их и поминать при совершении животворящих и страшных тайн. После сего никто не видел, чтобы они выходили из церкви, а отсюда верные уразумели, что заупокойною жертвою, принесенною за них, по желанию раба Божия, они прияли от Бога прощение. Тот же святой осенил крестом сткляницу с ядом, и она разбилась в дребезги «как бы от некоего каменного ударения».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

В VI в. ситуация стала иной: побуждаемые монахами, уже со времени правления императора Анастасия, Иерусалимские патриархи защищали приверженцев Халкидонского собора. Они остались верными этому направлению, и Иерусалимский патриархат до VII в. был оплотом православия. Однако он претерпел некоторые испытания: в VI в. оригенизм сотрясает монашеские круги, а в начале VII в. Палестина, которую захватили персы, отторгается от империи на 15 лет. В конце царствования Ираклия понадобилось некоторое время, чтобы на патриарший престол был избран преемник патриарха Модеста; церкви Палестины разделились на сторонников епископа Иоппийского Сергия, защищающего монофелитство, и последователей святого Софрония Иерусалимского, твердо выступавшего против христологии, которую поддерживали Сергий Константинопольский и Ираклий.   Кипр и Африка   Не все Церкви империи подчинялись какому-нибудь из пяти патриархатов. Восточный Иллирик, по крайней мере в некоторые периоды, обладал реальной независимостью. Кипр, за которым Эфесский собор признал, что его митрополит никогда не будет рукополагаться епископом Антиохийским, являлся автокефальной Церковью, и ее независимость, оказавшаяся в какой-то момент под угрозой при Зеноне, была сохранена. Наконец, к Церквам, которые вновь включил в империю Юстиниан, следует отнести Церкви Африки. Эти Церкви входили в состав империи с начала 530 г., после отвоевания, до конца VII в.; они были созданы согласно новелле «Об Африканской Церкви» (De Africana Ecclesia) от 1 августа 535 г., в соответствии с которой собственность арианских церквей передавалась, по просьбе исповедующих православие епископов, православным. Организация Церквей в трех отвоеванных епархиях (Бизацена, Проконсульская Африка, Нумидия) при Юстиниане возвратилась в исходное состояние. Император не давал Карфагенской кафедре статус, высший митрополичьего: каждая епархия имела собственного первенствующего епископа, который избирался сообразно с имеющими силу обычаям. Несмотря на некоторые вторжения определенных пап, Африка, по всей видимости, не состояла под властью понтифика. В действительности Церкви трех африканских епархий сохраняли каждая свою независимость и единственной властью признавали власть императора, к которому обращались непосредственно.

http://bogoslov.ru/article/391372

Глава II. Южная Галлия: возникновение спора Введение После получения в Адрумете трактата De correptione et gratia закончился первый этап спора, продлившегося целое столетие. Когда же этот трактат достиг Южной Галлии, начался совершенно новый этап, имевший совершенно иную специфику. Во-первых, надо сказать, что в начале V века Северная Африка становилась все более провинциальной, тогда как Галлия, особенно на юге, обогащалась новыми идеями и жизненной силой, идущей главным образом с Римского Востока. Оба региона имели связи со светской администрацией и с Церковью в Италии, но в это время и ранее более мобильные североафриканцы нередко отправлялись в Италию ради карьеры, как и сам Августин, или же регулярно курсировали между Северной Африкой и Италией, как например, патрон Августина Романиан. Однако после взятия Рима Аларихом в 410 г. направление движения изменилось. Северная Африка, по крайней мере на некоторое время, стала прибежищем для италийцев, которые стремились избежать смуты, охватившей Италию с началом варварского нашествия; сами же североафриканцы не были склонны покидать свою родину. Африка, где возник спор в Адрумете, становилась все более замкнутым миром, прежде всего по причине неконтролируемой ситуации во внешнем мире и, возможно, также потому, что особенности местного темперамента усилились в географической изоляции 132 . Галлия, напротив, все больше становилась центром образования и сохранения римского культурного наследия 133 . Более того, в Южной Галлии сложилась такая форма монашества, которая, будучи специфически галльской, была в то же время восприимчивой к влияниям греческого и египетского монашества 134 . Разруха и миграция, вызванные варварским вторжением на Запад, способствовали одновременно росту этого региона и развитию галльского монашества. Среди тех, кто был согнан со своего места и оказался в Провансе, было немало таких людей, которые искали возможности посвятить свою жизнь монашескому деланию в своем новом доме 135 . Во-вторых, хотя епископ Гиппонский и был весьма уважаем за пределами своей родной Африки, он не имел столь же непререкаемого авторитета в вероучительных вопросах в галльском мире с его собственными епископами и особой склонностью к интеллектуальному брожению, примером чего может служить Леринский монастырь 136 . У Августина здесь были верные последователи, но им приходилось все время подтверждать свою верность и отстаивать свою логику против умных, изощренных и порой язвительных нападок.

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

Синайская Церковь хранит верность истинному Православию. Паства ее невелика – не считая иноков обители, несколько десятков местных бедуинов и рыбаков. Но главное, многовековая история пустынножительства продолжается и мы, люди XXI века, можем воочию увидеть живой кусочек древней Византии, прибыв в монастырь Святой Екатерины на Синае. Прелюдия к главе 2 С Синая мы перемещаемся на запад, в некогда блистательную Римскую (иначе – Латинскую) Африку. В современном арабском Магрибе, погруженном в нищету и междоусобицу, мало что напоминает о ней. И часть вины за это лежит на Византии: отбив Латинскую Африку у вандалов, империя потеряла ее окончательно всего полтора века спустя, добив разоренные земли налоговым гнетом и чиновничьим произволом. А как все блистательно начиналось!.. Глава 2. Латинская Африка: Следы былой славы Нашим современникам сочетание слов «христианская Африка» покажется, пожалуй, несколько странным и даже непривычным; к сожалению, по большей части это горькая правда: бывшая некогда одним из оплотов христианства, с VII века Северная Африка подчинилась исламу; христианство сохранилось только у части местного населения Египта, у большинства населения Эфиопии и у малой части населения Судана. А ведь когда-то существовала целая карфагенская богословская школа и на весь христианский мир славились священномученик епископ Киприан (казнен в 258), борец с ересями, писатель и просто сострадательный человек, выкупавший у кочевников попавших к ним в плен людей; апологет Тертуллиан (ок. 155–220), автор знаменитых сочинений в защиту христианства от нападок язычников под названием «Две книги к народам»; один из величайших светочей богословия блаженный Августин Аврелий (354–430), чтимый на Востоке и на Западе; в 419–426 годах в Карфагене заседал Поместный Собор, составивший свод из ста сорока семи правил, которые были приняты Церковью как канонические, и отправивший послание Римскому папе Целестину , в котором вежливо, но и твердо указывалось, что папе не следует вмешиваться в дела Карфагенской Церкви и отправлять туда своих клириков- " исследователей». Увы, затем наступил закат; лишь отблеск былой славы христианской Африки виден в современном Магрибе...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это во всех отношениях двойственная личность: в ней воплотились и сосредоточились все противоположности его века. Более того, он предвосхитил и обьединил в себе контрасты нового времени, ибо, будучи отцом и, можно сказать, основателем средневекового католичества, он вместе с тем другими сторонами своего учения был пророком протестантства. И если протестанты и католики с одинаковым правом видят в нем своего родоначальника, то мы без всякого сомнения можем признать его отцом западного христианства во всех главнейших его разветвлениях. Сын развратного африканца-язычника и христианской святой, Августин во всей своей жизни остается двойственным порождением язычества и христианства, которые борются в нем до конца его жизни, не будучи в состоянии совершенно преодолеть одно другое. Внутренняя борьба этой личности – мировая борьба, и тот процесс психологического развития, который он увековечил в своей «Исповеди» есть прекрасное олицетворение мирового кризиса. Двум противоположным настроениям, сменившимся в жизни Августина, разнузданному язычеству его молодости и святому христианству зрелых лет, соответствуют две общественные среды; его внутреннее раздвоение есть раздвоение тогдашнего общества. Родина Бл. Августина, северная Африка, являет собою яркий образец этого раздвоившегося общества. Здесь противоположные настроения усиливаются страстной и впечатлительной африканской природой. Африка в занимающую нас эпоху – страна контрастов: здесь мы находим крайний аскетизм, соседствующий с самым грубым развратом, племенную религиозность рядом со всевозможными чувственными эксцессами. Младший современник Августина Сальвиан описывает Африку, как какой-то сплошной дом терпимости: целомудренный африканец, по его словам, уже не африканец. Это страна самых ужасных противоестественных пороков. Трудно пройти по улицам африканской столицы Карфагена, говорит он, чтобы не оскверниться. И вместе с тем, как мы знаем, Африка – родина таких величайших учителей церкви, как Тертуллиан , таких святых, как мученик Киприан и сам Августин.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

Православная Церковь в Африке: взгляд епископа Александрийского Патриархата 17 февраля, 2011. Редакция " Правмира " «Африка никем не «забыта». Человечество обратится к ней, когда возникнет в этом необходимость», считает епископ Бурунди и Руанды Савва. В октябре 2009 года в Александрии был рукоположен новый епископ Бурунди и Руанды Савва (Химонеттос). Он стал первым епископом этой новосозданной епархии, к юрисдикции которой относятся две из самых страждущих стран африканского континента, да и планеты в целом. Находясь на Родосе по случаю празднования дня памяти святого Константина Идрского, владыка Савва дал интервью корреспонденту информационного агентства «Romfea». Выдержки из интервью на русском — на сайте Православие.ru . Прежде всего епископ обрисовал положение Православной Церкви в самом г. Александрия. Численность паствы Александрийского диоцеза в настоящее время невелика — около 500 греков и до 30 тысяч арабов, исповедующих Православие. Но Патриархия проводит интенсивную миссионерскую и благотворительную деятельность на Африканском континенте, и по этому направлению Владыка Савва выделил ряд приоритетов. Африка, по словам иерарха, «сохранилась почти в первозданном виде. Можно сказать, что Африка еще не сформировалась». Несмотря на ощутимую нехватку самого насущного, у Африки есть будущее. «Человечество обратится к ней, когда возникнет в этом необходимость», сказал епископ. При том, что политическое устройство в Африке представляет собой конгломерат «причудливых, почти тоталитарных режимов, которые в любой момент могут быть свергнуты», правительства принимают служение Церкви и защищают ее представителей. «Большинство социальных учреждений (больницы, школы и прочее) принадлежат православной миссии Патриархата. Мы предоставляем бесплатные участки для строительства церквей, вокруг которых развивается миссионерская деятельность, там строятся больницы, клиники, дома престарелых, детские дома. Правительства знают, что если что-нибудь случится в православной миссии, то остановится работа всех, кто предоставляет помощь», отметил Владыка.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-v...

Несмотря на жестокое разрушение древнего К., в Риме скоро возникли проекты возрождения города как рим. колонии. В 122 г. до Р. Х. по инициативе Гая Семпрония Гракха на руинах К. была основана колония для рим. ветеранов, к-рая получила название Колония Юнония во избежание упоминания старого врага Рима. Однако вскоре рим. сенат упразднил это образование. Колония была восстановлена на том же месте Юлием Цезарем в 44 г. до Р. Х. под названием Колония Юлия. Она начала бурно развиваться и вновь стала неофициально именоваться К. В 29 г. до Р. Х., при Августе, рим. колония в К. окончательно утвердилась и получила статус муниципия под названием Colonia Concordia Julia Carthago. В обиходе закрепилось название К. Был построен новый город; в 1-е века по Р. Х. он стал одним из самых богатых и населенных в античном мире (200-400 тыс. жителей) наряду с Римом, Александрией и Антиохией. При имп. Антонине Каракалле (211-217) К. получил офиц. наименование Colonia Felix Julia Aurelia Antoniana Carthago, с включением имени этого императора. В I-III вв. К. был столицей рим. пров. Африка, а после адм. реформы имп. Диоклетиана на рубеже III и IV вв.- столицей диоцеза Африка, в состав к-рого вошли провинции Проконсульская Африка (Зевгитана), Бизацена, Триполитания, Нумидия, Цезарейская и Ситифская Мавритания. К. регулярно упоминается в источниках эпохи Римской империи, но городская история бедна событиями. В сер. II в. здесь жил и работал писатель Апулей. В К. почитались оракул в храме богини Тиннит (Астарты; Scr. hist. Aug. Macrinus. 3), некий палладий (статуя) Великой Матери (Афродиты-Урании, Астарты и, возможно, той же Тиннит), ок. 220 г. перенесенный в Рим имп. Элагабалом, но после его убийства возвращенный в К. ( Herod. Hist. V 6; VI 1). Заметный рост политического значения К. происходит на рубеже II и III вв., когда к власти пришла династия Северов, считавшая себя потомками древних карфагенян и финикийцев. В 238 г., с началом политического кризиса в Римской империи, в К. вступила в борьбу за власть влиятельная сенаторская семья Гордианов, владевшая в Африке большими имениями. Два ее представителя погибли в К. во время гражданской войны, а Гордиан III правил Римом в 238-244 гг. В 308-311 гг. К. был резиденцией Домиция Александра, который поднял мятеж против имп. Максенция и нек-рое время удерживал власть в Африке. Первые века христианства (I-III вв.)

http://pravenc.ru/text/1681203.html

21-го ч. неизвестно кто писал мне: «Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко! Блаженной памяти Преосвященный Филарет, бывший Архиепископ Харьковский, в продолжении церковной процессии 22 апреля и 1-го октября, благословляя молящихся на известных пунктах города, каждый раз на несколько мгновений высоко возносил святую икону повыше своей головы. Лицезрение святыни в эти торжественные минуты —328— 1876 г. нередко исторгало слезы у прибывших издалека поклонников и надолго-надолго оставляло в сердцах их благодатное умиление». В этих строках, без сомнения, преподавался мне урок для следующего дня, т. е. 22-го числа, когда по обыкновению переносится из Харькова чудотворная икона Озерянской Божией Матери в Куряжский монастырь. К сожалению, наставление это несколько запоздало; записку эту получил я на другой уже день после крестного хода. 26-го ч. получена была мною официальная бумага от Начальника С.-Петербургских женских гимназий и профессора Д. Академии Ив. Терент. Осинина 785 . Он писал мне от 22-го числа за 209: «Преосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь! Окончившая воспитание в Педагогическом курсе С.-Петербургских женских гимназий и прослужившая свыше 5 лет в должности Классной Надзирательницы при Василеостровской женской гимназии, дочь статского советника девица Мария Ивановна Шопен просит меня рекомендовать ее на должность Начальницы женского Епархиального училища в г. Харькове. Так как девица Шопен, по моему убеждению, могла бы как по нравственным своим качествам, так и по полученному ею образованию, и по педагогической опытности с истинной пользой для образования воспитанниц Епархиального училища занять вышеупомянутую должность, то позволяю себе утруждать Ваше Преосвященство покорнейшею просьбою, не признаете ли возможным предоставить должность Начальницы Епархиального училища девице Шопен. Испрашивая себе Архипастырских молитв Ваших, с глубочайшим почтением честь имею быть»... На эту официальную бумагу я отвечал таким же официальным письмом от 4-го мая за 45:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Успенский, Серг. Васил., свящ. Моск. Ферингер, Август Эдуард. Филиппов, Самуил Филип. Флерин, Вас. Петр., свящ. Моск. Форитинский, Никол. Яков., Моск. протоиер. Халанский, Ал-др Георг., смотр. Звениг. д. учил. Харитоненко, Пав. Ив., пот. Коммерц. Совет. Холмогоров, Дим. Косьм., свящ. Моск. Хомяков. Ал-ей Степан. Хомякова, Анна Серг. Цветков, Петр. Иван., заслуж. ордин. проф. М. Д. А. Цемш, Софья Петровна Цыганков, Никол. Петр., столон. Моск. дух. конс. Частухин, Вас. Вас., Москов. купец Чемена, Клим. Антон., смот. Черкасс. дух. учил. Четверикова. А.С. Чижова, Евдок. Петровна —30— Чистяков Чуксин, Ив. Григор., пот. поч. гражд. Чулакова, Екатер. Павл. Чунин, Григ. Ив. Чучурин Шанявский, А.А. Шапошников и Челноков Швецов, Лавр. Иван., пот. поч. гражд. Шостьин, Ал-др Павл., проф. М. Д. А. Щукин, Терент. Макс., Моск. купец Юрасов, Вас. Кронид., преп. Казанск. д. сем. Юрасов, Ив. Савельевич Яшин, Вас. Кузьмич Языков, Дим. Иван.,прот. Моск. Янковский, Филим. Ив., свящ., законоуч. Гимназии в г. Верном, Семиреч. обл. Якунчиков Яшков, В.Я. Фаворский, Ал-ей Ив., свящ. Моск. IV. Члены-соревнователи Быстров, Серг. Влад. Лавровский, Сергей Петр. Степанов, Терен. Степан. —31— Список пожертвований в братство Преподобного Сергия, полученных по подписным листам 930 на 1900 г. 1) Через священнослужителей Московских церквей: Адриановской, в Мещанской, прот. Петра Вас. Губина Александрийской, при Александ. воен. училище, свящ. Ник. Павлов. Добронравова Александро-Невской, в Александровском Институте, свящ. Иоанна Гавриловича Соколова Александро-Невской, в 3-м кадетском корпусе, прот. Ник. Яковл. Фортинского Александро-Невской, в Мещанском училище, священ. Иоанна Ник. Бухарева Александро-Невской, в Покровской мещанской богадельне, свящ. Вас. Сим. Касаткина Александро-Невской, в Практической академии коммерческих наук, свящ. Мих. Иван. Диомидова Александро-Невской, в училище имени принца Ольденбургского, священника Ал-дра Петров. Громоковского Александро-Невской, при Усачевско-Чернявском училище, свящ. Михаила Ильича Беляева

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010