4) " Сын человеческий пршиед убо обрящст ли (си) веру на земли? ( Лук. 18:8 ). Донатисты говорили: «этими словами Господь возвещает отпадение церкви». Августин замечает: «эти слова относятся к малому числу верующих и указывают на то, что совершенство веры так тяжело, что даже и у святейших людей, как Моисея, найдётся нечто такое, за что они трепещут или могли трепетать. В тексте сказано: на земле! Следовательно, по всей земле! А Африка не на земле ли? Разве о какой другой земле сказал Господь? Следовательно, и в Африке Господь найдёт мало верующих, следовательно и между вами 385 ». 5) Возвести ми, егоже возлюби душа моя, где писеши, где почиваеши в полудне ( Песн. 1:6 ). Донатисты говорили: в этом месте указывается на наше общество – африканское, так как Африка имеет географическое положение на полдне, на юге. Августин замечает на это: «вопрос этот сделан церковью жениху своему, но церковь во всех четырёх странах света. Если это место нужно объяснить географически, то я имею лучшее объяснение: некоторые верующие с той стороны моря идут в Африку, где они, увидавши донатистов, страшатся, как бы не попасть в руки перекрещенцев и спрашивают Господа Иисуса: кто те, которые живут на полдне, где ты пасёшь и почиваешь, то есть где те, которые имеют любовь и не разрывают единства? Ещё справедливее это место относить к Египту, который лежит южнее северной Африки; собственно там солнце делает полдень. Но я желаю дать этому месту другое объяснение. По Исаии ( Ис. 58:10 ) полдень в писании означает свет мудрости и огонь любви. Следовательно, где мудрость и любовь, там и церковь » 386 . Наконец донатисты думали, что вода, истекшая из тела Господа, означает крещение. Тело Христово есть церковь ; а так как они составляют церковь, то они должны крестить всех, приходящих к ним. Августин замечает на это: «сначала нужно ещё доказать, что это место относится к крещению. Но если и допустим это, то оно может служить прямым доказательством против вас. Смотрите. Вода вытекла из тела Христа от копья гонителя. Следовательно, от копья раскола вода крещения потекла из церкви, так что и вы имеете истинное крещение».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-d...

Как сегодня, так и в древности жизнь космополитического мегаполиса отличалась чрезвычайным развращением нравов. Князь Евгений Трубецкой пишет: «Родина блаженного Августина, Северная Африка, являет собою яркий образец этого раздвоившегося общества. Здесь противоположные настроения усиливаются страстной и впечатлительной африканской природой. Африка в занимающую нас эпоху — страна контрастов: здесь мы находим крайний аскетизм, соседствующий с самым грубым развратом, племенную религиозность рядом со всевозможными чувственными эксцессами» [IV]. Ссылаясь на свидетельство одного из современников блаженного Августина, Трубецкой отмечает: «Тот же Сальвиан приходит в ужас от антирелигиозности африканского общества, не исключая и христиан, которые смешивают христианский культ с языческими, приносят жертвы идолам, а потом приходят к христианским алтарям. Характерная черта африканцев — их ненависть к монахам и подвижникам. Монах, пришедший случайно в Карфаген, подвергался проклятьям, насмешкам и оскорблениям. Апостолы могли с большей безопасностью входить в языческие города, говорит Сальвиан, чем монахи в христианский Карфаген. Общество, как видно из этого описания, двоится между аскетизмом отдельных подвижников, гонимых в пустыню всеобщей ненавистью, и разнузданным развратом масс» [V]. Omcюдa становится понятным мнение Августина о человечестве, как о massa damnata, сборище осужденных на мучения ада, которое многие исследователи ставят ему в вину до сих пор. Митрополит Питирим (Нечаев) цитирует высказывания Августина о проблемах своей паствы: «Они — христиане, но " легче вынести идолов из храма, чем выбросить их из человеческого сердца " (In Ps. 98; 138). В трудные минуты они молятся Юпитеру, Марсу или карфагенской " Небесной богине " (In Ps. 62); заболев, обращаются к чародеям и гадателям, все носят языческие амулеты, все справляются с таблицей счастливых и несчастливых дней, составленной астрологами. Они наполняют церковь шумом и гамом и устраивают в ней возмутительные скандалы (письма 124-126), они пьяницы и развратники (Sermo, 252)» [VI].

http://patriarchia.ru/db/text/1342024.ht...

Отмечу, что именно Африка южнее Сахары имеет все шансы в будущем стать первым по числу христиан регионом планеты. Статистика свидетельствует, что при сохранении существующей тенденции уже через 25-30 лет количество африканских христиан может превысить их число в Европе и Латинской Америке вместе взятых. А Эфиопская Церковь — третья по величине христианская община мира и самая крупная в Африке — общее число ее верующих более 65 миллионов человек, примерно 2/3 населения Эфиопии. В то же время Африка лидирует по запасам полезных ископаемых, необходимых для индустрии современных высоких технологий. За них ведется ожесточенная борьба, которую выгодно маскировать под конфликты на религиозной и иной почве. Несколько лет назад в Эфиопии пришло к власти новое Правительство во главе с Премьер-министром Абием Ахмедом Али. За короткий срок ему удалось добиться позитивных изменений. Самое заметное — заключение мирного договора с соседней Эритреей, что положило конец более чем 20-летнему конфликту между двумя государствами. За это А.А. Али был удостоен Нобелевской премии мира. Эфиопия начала играть активную роль в международной политической жизни. И это не по нраву тем, кто привык рассматривать Африку лишь в качестве своей колонии и источника дешевого сырья. — Ставка была сделана на дестабилизацию внутренней ситуации? И были использованы этнический и религиозный факторы? — Да. Сначала были обострены имеющие место противоречия между амхара и тыграями с одной стороны и оромо — с другой. Оромо стали требовать политических перемен и выступать против амхара и тыграев — произошел межэтнический конфликт. По стране прокатилась серия протестных акций оромо. Но что характерно, почти сразу же эти протестующие начали громить храмы Эфиопской Церкви и творить те зверства, о которых я упомянул в начале. Незадолго до этого были закуплены и розданы погромщикам десятки тысяч новых мачете — основных орудий убийств в Африке. Поводом для агрессии послужили провокации (сейчас это уже доказано). Крупнейшая из них — в конце июня этого года, когда в Аддис-Абебе был убит известный музыкант и активист движения оромо Хачалу Хундесса. И экстремистски настроенные представители этого народа стали устраивать погромы, обвиняя в случившемся другие этнические группы. Но только при чем здесь Церковь и христиане? Почему они стали объектами атак?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5699634...

— Нам удается сохранять положительную динамику в отношениях с Католической Церковью. Скоро мы будем отмечать четыре года со дня исторической встречи между Патриархом Кириллом и Папой Франциском. Она была исторической по многим причинам. Во-первых, потому, что никогда до того в истории не встречались Папа Римский и Патриарх Московский. Во-вторых, потому, что она действительно открыла новую страницу в истории взаимоотношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью — они стали более доверительными, более конструктивными. Мы разрабатываем целый ряд совместных проектов. Прежде всего, это проекты, касающиеся разного рода благотворительной и социальной работы, например, мы работаем над оказанием помощи пострадавшему населению Сирии. У Русской Православной Церкви есть проект «Чужих детей не бывает», в рамках которого мы привозим в Россию детей, которые подорвались на минах или стали жертвами бомбардировок, из-за чего потеряли конечности. Для этих ребят изготавливают специальные протезы, которые подгоняют под каждого пациента; детей обучают пользоваться протезами. Помимо этого, приехавшие в Москву из Сирии пострадавшие дети проходят комплексную реабилитацию, в том числе психологическую. Этот проект мы на данный момент осуществляем собственными средствами при помощи российских фондов, в том числе фонда «Линия жизни». Но надеемся, что такого рода проекты сможем осуществлять и совместно с католиками, потому что они параллельно с нами ведут подобную работу. Эта работа может нас сплотить, укрепить наше взаимодействие. — В нынешнем году Россия провела важный международный форум «Россия-Африка». В этом свете как Русская Православная Церковь видит сейчас свое присутствие в этой части мира? Есть ли у вас новые проекты на 2020 год и далее? — В настоящее время мы столкнулись с новой для нас ситуацией. Мы неизменно исходили из того, что Африка является канонической территорией Александрийского Патриархата , хотя, надо сказать, слова «и всей Африки» были добавлены к титулу Предстоятеля этой Церкви лишь в 20-х годах XX века, прежде традиционный ареал его влияния ограничивался Северной Африкой, то есть территорией, что исторически относилась к Александрийскому Патриархату.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

– Через обоняние воспринимается и благодатное благоухание святого мира и фимиама. Пророк Осия писал: «Расширятся ветви его (Израиля), и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана» ( Ос. 14:7 ). Апостол говорит: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный, а для других запах живительный на жизнь» ( 2Кор. 2:15–16 ). Слова эти можно разуметь как символически, так и буквально. Благоухание Духа Святаго источается святыми как при жизни, так и по смерти от их мощей. «И кто способен к сему? – спрашивает далее апостол и отвечает – Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно» ( 2Кор. 2:16–17 ). Ереси и неискренной вере недоступно сие благоухание. Не потому ли протестантизму и сектантству неизвестен буквальный смысл этих слов апостола? – И через вкушение тоже может постигаться невидимое. Так через вкушение книги были даны пророчества св. Иезекиилю и св. Иоанну Богослову ( Иез. 2:8–3:3 ; Откр. 10:9–10 ). В Церкви есть великое таинство вкушения тела и крови Христа. Жития святых многократно свидетельствуют, сколь благодатным может быть восприятие органами чувств. Но грехи плоти также совершаются через эти пять чувств. Посему и исповедуем мы в вечерней молитве грехи, совершенные «всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием...». Число пять имеет определенное значение в счете еще и потому, что у человека по пять пальцев на руках. Земная суша состоит из пяти континентов: Европа, Азия, Африка, Америка и Австралия. Или так: Евразия, Африка, Америка, Австралия и Антарктида. В христианстве строятся храмы с пятью куполами в ознаменование Христа и четырех евангелистов. Пятиконечная звезда является масонским знаком. Перевернутая пятиконечная звезда является символом сатанистов. Из 126 стран мира 35 стран имеют на своих государственных флагах пятиконечные звезды, а 91 страна – не имеет. То есть примерно четверть стран запечатаны этим знаком. Интересно отметить, что все 50 штатов США и 15 республик СССР отдельно запечатаны звездой. Пять стран имеют на своих флагах сочетание звезды и полумесяца (символа мусульманства). На флаге Новой Зеландии имеется изображение Великобританского флага с крестом и звезд. Ни одна социалистическая страна не имеет в государственной символике знака креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Что касается Мавритании, то о ней дает достаточное объяснение следующее место Киприана: «latius fusa est nostra provincia, habet etiam Numidiam et Mauretaniam sibi cohaerentes» 34 . С одной стороны, выражение «sibi cohaerentes» указывает, что некоторое время Мавритания в церковном отношении была соединена с Нумидией. Это было тогда, когда в Мавритании существовало немного епископских кафедр; напротив, в Нумидии было их так много, что задолго до Киприана она составляла особую церковную провинцию. С другой стороны, решительное различение Нумидии и Мавритании находит достаточное объяснение в наступившем затем изменении, совершившимся в продолжительное мирное время после смерти Септимия Севера. Именно, когда во время внешнего спокойствия христианство сделало значительные успехи в отдаленных частях западной Африки, обе Мавритании (Tingitana и Caesariensis) должны были отделиться от Нумидии и соединиться в одну провинцию. Посему, ко времени Киприана было три церковных провинции: Африка проконсульская (называемая Киприаном просто Африка), Нумидия и Мавритания 35 . Все эти три провинции в свою очередь подразделялись на епархии. Число епархий, входивших в состав каждой провинции, было неодинаково: оно то увеличивалось, то уменьшалось, смотря по численности христианского населения, или же по другим условиям известного времени. Та же неопределенность была и в определении границ каждой епархии. Самой обширной епархией, конечно, была епархия карфагенского епископа 36 . Отсюда уже становится ясным, какие формы церковного управления существовали в североафриканской церкви. Их было три: 1) управление епархиальное, 2) митрополичье или областное (провинциальное) и, наконец, 3) соборное, касавшееся всей североафриканской церкви. Во главе церковного управления в каждой епархии стоял епископ, облеченный по отношению к ней полными правами священнодействия, учительства и управления. Этими правами каждый епархиальный епископ пользовался совершенно свободно и самостоятельно, находясь лишь в зависимости от собора епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Что касается США, то здесь довольно красноречивую картину дает февральское исследование Pew Research Center. По его данным, 10% американцев – бывшие католики. Общее число католиков год от года остается относительно стабильным лишь благодаря иммигрантам. Но ведь иммигранты не прилетают из космоса, а приезжают из той же Латинской Америки… Вопреки оптимизму Форменти Католическая Церковь медленно, но верно теряет Американский континент, судорожно пытается спасти положение и постепенно поворачивается в сторону более перспективных регионов. Миссионерские территории По большому счету у Католической Церкви осталось лишь три направления для возможной экспансии. Одно из них обозначилось в конце 1980-х – начале 1990-х. Это страны бывшего соцлагеря и республики бывшего СССР. Однако в таких странах, как Польша, Венгрия, Словакия, Церковь уже выработала свой ресурс, рост ее популярности сменился постепенным спадом. Что касается Белоруссии, Украины и России, то здесь католикам просто не даст развернуться Православная Церковь, которая видит в них своих конкурентов. В многомиллионной России католиков, по разным оценкам, от 200 до 600 тыс. человек, и едва ли эта цифра в обозримом будущем претерпит существенные изменения. Другое направление – Африка. Черный континент в последние десятилетия стал отрадой и надеждой Католической Церкви. В 1978 году здесь, по данным Annuario Pontificio, проживало около 55 млн. католиков. Сейчас – свыше 150 млн. Более 13% католиков всего мира – африканцы. Ежегодный прирост верующих – свыше 3%. «Самые католические» страны – Бурунди (65% населения – католики), Конго (свыше 50%), Демократическая Республика Конго (около 50%), Руанда (48%), Уганда (42%). При этом наиболее показателен «католический бум» в таких странах, как Нигерия, где, по некоторым данным, проживает около 25 млн. католиков (19% от всего населения страны). За год их число увеличивается на 4,7%. Африка также чемпион по числу католического духовенства и готова экспортировать темнокожих (и довольно консервативных) священников в Европу и США, чтобы воздать «белым миссионерам» сторицей. Сегодня Католическая Церковь куда больше нуждается во внутренней миссии среди европейцев, чем во внешней.

http://pravoslavie.ru/36644.html

Во II тысячелетии христианской истории Православная Церковь значительно сократила масштабы внешней миссии. Только Русская Церковь вела проповедь сначала среди своих язычников, с XVI века – среди мусульман, а с XVIII века – среди буддистов Бурятии и Калмыкии. Позднее началась проповедь среди индейцев Аляски , а в конце XIX – начале ХХ столетий русские миссионеры активно трудились уже за пределами России – в Китае, Японии, Корее, Монголии. Остальные Поместные Церкви находились под турецким игом и не имели возможностей вести активную внешнюю миссию. Именно ХХ век стал поворотным для возрождения миссии, причем послужили этому во многом печальные события. В минувшем столетии для членов всех Поместных Церквей возникли тяжелые условия, вынудившие их покинуть обжитые места и расселиться «по лицу земли». В России это были революция, гражданская война и Вторая мировая, в Сербии, Болгарии и Румынии – приход коммунизма, в Греции – гражданская война и экономические проблемы, для Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов – возросшее давление со стороны иноверного окружения. В результате ХХ век стал временем широчайшего распространения Православия по планете. Православные диаспоры появились на всех континентах и в большинстве стран. И вместе с ними возникали православные приходы. Это создало условия для того, чтобы местные жители начали узнавать о Православии, и такое знакомство привело к росту обращений в Православие. В свою очередь это уже поставило вопрос о полноценной миссионерской работе. Конечно, православная миссия слаба, она испытывает нехватку и в людях, и в финансах, и в организационной поддержке. По большей части только греки, русские и отчасти антиохийцы имеют сейчас полноценные зарубежные миссии, тогда как другие Поместные Церкви, за небольшими исключениями, пока не показывают миссионерской активности. Ниже будет предложен краткий обзор состояния православной мисси во всем мире с некоторыми характерными примерами. Африка Наибольших успехов православные миссионеры добились на Африканском континенте. К настоящему времени здесь построено свыше тысячи храмов и число православных приближается к 7 миллионам, из которых подавляющее большинство – новообращенные коренные жители. Действуют православные семинарии, школы, больницы, появились первые монастыри. Африка входит в сферу канонической ответственности Александрийского Патриархата, миссией занимаются по преимуществу греки, но оказывают поддержку также православные американцы и финны, в ЮАР трудятся сербские миссионеры. Миссия интенсивно развивается. Например, только в Танзании за последние шесть лет Православие приняли 70 000 человек. Активные действия ведутся в подавляющем большинстве стран, за исключением мусульманской Северной Африки, где проповедь христианства или прямо запрещена, или сильно ограничена.

http://pravoslavie.ru/60957.html

В этот день Его Святейшество отбыл с визитом в Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь. По возвращении с Валаамского архипелага 12 июля, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх возглавил служение Божественной литургии в историческом кафедральном соборе Санкт-Петербурга во имя апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий; епископ Кронштадтский Назарий; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; епископ Гатчинский и Лужский Митрофан; епископ Петергофский Силуан; духовенство Санкт-Петербургской митрополии. На богослужении присутствовали губернатор города Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Д. Ф. Мезенцев, директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга В.В. Кириллов. В тот же день в здании Санкт-Петербургской митрополии в Александро-Невской лавре состоялась церемония утверждения договора между Государственной Третьяковской галереей и Свято-Троицкой Сергиевой лаврой о передаче в безвозмездное пользование Лавре иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым. Документ подписали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр культуры Российской Федерации О.Б. Любимова. В дни пребывания в Санкт-Петербурге Святейший Владыка посетил Никольское кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, где совершил литию на могиле своего духовного наставника митрополита Никодима (Ротова), вознес молитву у могилы своего старшего брата протоиерея Николая Гундяева, а на Большеохтинском кладбище совершил литию на могиле своих родителей – протоиерея Михаила и Раисы. 27 июля 2023 года в Санкт-Петербурге Святейший Патриарх Кирилл принял участие во Втором саммите Россия – Африка. На состоявшемся в рамках саммита пленарном заседании Экономического и гуманитарного форума Россия – Африка, которое возглавил Президент России Владимир Владимирович Путин, Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с докладом, посвященным миссии Русской Православной Церкви на Африканском континенте. В мероприятии приняли участие митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей, а также митрополит Клинский Леонид, Патриарший Экзарх Африки.

http://mospat.ru/ru/news/90659/

Угодно было отправить нашим братьям и соепископам, и прежде всего апостольской кафедре, которую возглавляет упомянутый досточтимый брат наш и сослужитель Анастасий – поскольку он знает, что Африка испытывает великую нужду, – грамоты о том, чтобы ради мира и пользы Церкви и из самих донатистов любых клириков, которые, исправив свою волю, захотят перейти к кафолическому единению, принимать в их степенях по выбору и решению каждого кафолического епископа, управляющего Церковью в том месте, если окажется, что это способствует миру среди христиан. Известно, что и в прежние времена так поступали с этим расколом, о чем свидетельствуют примеры многих и даже почти всех Африканских Церквей, в которых возникло это заблуждение. Это делается не для того, чтобы упразднить Собор, состоявшийся по этому вопросу в странах за морем, но чтобы это было сохранено в пользу желающих вернуться таким образом в Кафолическую Церковь , чтобы не чинить им никаких препятствий к единению. Тем, которые всячески с очевидной пользой для душ братьев способствовали установлению кафолического единства в тех местах, где они живут, да не препятствует определенное в отношении их степеней на Соборе за морем, потому что спасаться не возбраняется никакому человеку. Иначе говоря, тех, кто рукоположен донатистами, если они исправятся и захотят вернуться к кафолической вере, да не отказываются принимать в их степенях, по определению Собора за морем, а в особенности да принимают тех, кто заботится о кафолическом единении. (Карфаг. 55, 66, 76–78, 99–103, 110, 128, 129.) Толкование И это правило выносит определение о донатистах, говоря, что следует отправить грамоты епископам Италии, не признавшим хиротоний донатистов, в особенности Анастасию Римскому, в защиту того, что в Африке должно признать хиротонии донатистов по следующим причинам: 1) Африка, где они могли бы служить, испытывает крайнюю нужду и недостаток в клириках (см. 66-е правило этого Собора); 2) во всех местах, где эти еретики появлялись прежде, их принимали в их степенях и санах;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010