Августин Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (354–430) – христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. Епископ г. Гиппон (Северная Африка); родоначальник христианской философии истории (сочинение «О граде Божием»); «земному граду» – государству – противопоставлял мистически понимаемый «Божий град» – Церковь . Развил учение о благодати и предопределении, отстаивал его против Пелагия. Глубиной психологического анализа отличается автобиографическая «Исповедь», изображающая становление личности. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии вплоть до XIII в. 1064 Впервые: Вопросы философии и психологии. 1912. Кн. 115. С. 704–735. Печатается по первой публикации. Алексеев Николай Николаевич (1879–1964) – русский философ, правовед, один из идеологов евразийства. Попытался применить феноменологический метод в философии права. Ученик П. И. Новогородцева, преподавал в Московском университете (1912–1917 гг.), в Праге и Берлине (1922–1931 гг.), затем в Сорбонне, Белграде (с 1940 г.). С 1950 г. в Женеве. 1065 Прагматизм (от греч. pragma, родительный падеж pragmatos – дело, действие) – философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление – средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории – инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. Возник в 70-х гг. XIX в. в США; основные идеи высказал Ч. Пирс, доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Ф. К. С. Шиллер, Дж. Г. Мид. 1067 Родительный падеж дополнения... родительный падеж подлежащего (лат.). В латинском языке есть две основных функции родительного падежа, которые невозможно различить вне контекста. Например, выражение страх врагов может означать и страх, испытываемый по отношению к врагам (genetivus objectivus), и страх, испытываемый врагами (genetivus subjectivus).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Папа Феодор в послании патриарху Павлу настаивал на анафематствовании «Эктесиса», в чем ему было отказано. Ввиду малолетства и неизбежной поэтому несамостоятельности императора Константа, сына рано умершего Константина III, обнаружилось, что в столице империи монофелитство держится не только принуждением к нему со стороны светской власти, но приверженностью ему части епископата и духовенства и главным образом самого патриарха Павла, который оказался верным продолжателем дела своих предшественников Сергия и Пирра. Убедившись в этом, папа в 643 году объявил о низложении Павла, который, естественно, проигнорировал этот акт папы, и в результате каноническое общение между Римом и Константинополем было разорвано. Но не все епископы Востока были в единомыслии с монофелитом Павлом. 29 мая 643 года митрополит Кипрский Сергий созвал собор, от имени которого он писал папе о своей «солидарности с римским православием… заявляя готовность умереть за православие; надо уничтожить все, что противно Халкидонскому Собору. Сергий сообщает, что его предшественник Аркадий молчал, ожидая исправления заблуждения. Но теперь Сергий уже не питает этих иллюзий» . Очевидно, что и другие епископы продолжали молчать не из единомыслия с патриархом Павлом, а потому что, подобно ему, все еще надеялись на то, что он образумится. Этого, однако, не происходило. Монофелиту патриарху Пирру на диспуте оппонировал, защищая Православие, пожилой монах Максим В этот момент эпицентром богословской полемики становится Африка и столица этого экзархата Карфаген. В 640-е годы, после захвата Сирии, Египта и Ливии арабами, в Африку хлынул поток эмигрантов из завоеванных стран. Среди них были и православные халкидониты, и монофизиты и те, кто пытался ценой монофелитского компромисса примирить тех и других, и даже несториане. В Африку бежали, вероятно, не только от мусульман, но и от преследований со стороны приверженной монофелитству императорской власти. Господствующим языком диоцеза была латынь, в то время как беженцы говорили на разных языках: коптском, сирийском, армянском, но в основном все-таки по-гречески. И вот там, в Карфагене, в июле 645 года, состоялась имевшая далеко идущие последствия публичная богословская дискуссия в присутствии экзарха Африки Григория, православного диафелита по своим богословским воззрениям. Участниками диспута были низложенный патриарх Пирр и не имевший священного сана пожилой монах Максим, впоследствии прославленный Церковью в лике преподобных.

http://pravoslavie.ru/99861.html

— Сирию и Ближний Восток называют колыбелью христианства. Какие последствия для христианского мира понесет опустошение этой колыбели? — Полторы тысячи лет тому назад весь Ближний Восток был христианским. А также вся нынешняя Турция и вся Северная Африка. Да и Средняя Азия тоже. В одной лишь Ливии накануне мусульманского завоевания было более 400 (!) христианских епископов, то есть больше, чем сегодня в Русской Православной Церкви. Отыщем ли мы сегодня в Ливии хотя бы одного епископа? Мало кто помнит, а ведь евангелизация Пиренеев (нынешних Португалии и Испании) шла в III-IV веках именно из Северной Африки: миссионеры Карфагенской Церкви насаждали христианство на крайнем юго-западе Европы. Сейчас в мире происходят грозные события, но христианам свойственен оптимизм, мы знаем, что история, в том числе история Церкви — в руке Божией, и имеем на сей счет утешительные слова, которые найдем у каждого пророка. Слова о том, что всё во власти Бога, все человеческие дела на земле попускаются, и без воли Божией ничего не происходит, вся власть Ему принадлежит, а совсем скоро  — и только Ему. — В какой степени, на Ваш взгляд, эта война — историческое, политическое и духовное событие? — На Ближнем Востоке всегда решались судьбы человечества. И сейчас решаются. Поэтому все три перечисленных Вами аспекта взаимосвязаны. Когда в VIII веке до нашей эры ассирийские полчища терроризировали и уничтожали весь Ближний Восток, это тоже было не без Божиего попущения. Но всему под солнцем приходит конец, пришел когда-то конец и Ассирийской державе, когда исполнилось пророчество Наума: «Вот, Я — на тебя! говорит Господь Саваоф. И подниму на лице твое края одежды твоей и покажу народам наготу твою и царствам срамоту твою. И забросаю тебя мерзостями, сделаю тебя презренною и выставлю тебя на позор» (Наум 3:5-6). В срок, определенный Всевышним, придет конец и новым «ассирийцам» — нынешним террористам, орудующим на Ближнем Востоке. — Патриарх Кирилл был в Сирии и Ливане в 2012-м и сказал тогда, что Русская Православная Церковь поддерживает на Ближнем Востоке религиозную свободу для всех. В России часто это звучит. А как эта поддержка чувствуется у вас?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4431323...

(По Далю и книг: «Свет Божий»). 2. Обзор земного шара I. План, изображающий какую-нибудь страну, называется картой. Поверхность же всего земного шара можно изобразить только на шаре. Такой шар, на котором изображена поверхность всего земного шара, называется глобусом. Когда же хотят изобразить земной шарь на бумаге, то его изображают не иначе, как по частям. Для этого чертят два круга и на каждом из них изображают одну какую-либо половину земного шара. Такие карты называются картами полушарий. Полушария бывают – северное и южное, II. Суша на поверхности земного шара представляется огромными островами, окруженными со всех сторон водой; между этими огромными островами находится еще множество малых островов. Все огромное пространство воды на поверхности земного шара составляет один нераздельный океан , по частям этого океана дают разные названия: одну часть называют Атлантическим , другую Тихим , третью Индийским , четвертую Северным-Ледовитым, пятую Южным-Ледовитым океаном. Части же этих океанов, лежащие вблизи материков, называются морями. Например, у нас в России Балтийское море составляет часть Атлантического океана, Белое часть Северного Ледовитого океана. III. На восточном полушарии находятся четыре части света: Европа, Азия, Африка и Австралия. На западном же полушарии находится пятая часть света – Америка, которая разделяется на северную и южную. В Европе больше, нежели во всех других частях света, распространено христианство  и образование. В Азии находится известная всякому христианину страна Палестина , в которой родился, жил и страдал Господь наш Иисус Христос и откуда учение Христа распространилось по всему свету; в Палестине же находится дорогой для каждого христианина город Иерусалим , с храмом гроба Господня. В Африке находится известная нам из священной истории ветхого завета страна Египет. Америка стала известна жителям Европы после Азии и Африки, а потому ее называют новым светом Европу же, Азию и Африку – старым светом. Мы живем в старом свете; меньшая часть нашего государства находится в Европе и называется Европейской Россией остальная же часть России: Сибирь и Туркестан, находится в Азии и называется Азиатской Россией.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

— Я хотел  бы обратить Ваше внимание на то, что  Русская Православная Церковь — это не Церковь Российской Федерации. У нас сегодня нероссийского епископата больше, чем российского. Русская Православная Церковь осуществляет свою спасительную миссию в соответствии с великой традицией Вселенского Православия на территории многих стран, так же, как и древние Патриархаты — Константинопольский, Александрийский, в юрисдикцию которого входит вся Африка, Антиохийский, в юрисдикцию которого входят Ближний Восток и Средний Восток. Даже небольшой численно Иерусалимский Патриархат находится на территории Израиля, Палестинской Автономии и Иордании. Поэтому, когда  мы говорим о патриотизме, мы имеем в виду не патриотизм граждан Российской Федерации, хотя и его тоже. Мы имеем в виду патриотизм любого члена нашей Церкви по отношению к тому государству  и к тому этносу, с которым он себя отождествляет. Вот этим христианский, церковный патриотизм отличается от национализма. Патриотизм всегда сбалансирован христианским универсализмом. Национализм ничем не сбалансирован. Христианский  универсализм дает человеку такую сильную  нравственную мотивацию, что его любовь к своему народу, его верность своему государству всегда сбалансирована тем, что мы можем называть общими человеческими ценностями, но не в либеральном, а в христианском их понимании. Поэтому наш призыв к патриотизму распространяется и на Украину, и на Беларусь, и на все другие страны — не буду их сейчас перечислять, их много. Что касается модели церковно-государственных отношений, речь идет не о модели отношений Русской Церкви и Правительства Российской Федерации, хотя и об этом тоже. Может быть, эту модель нам легче отрабатывать, потому что центр Церкви находится в Москве. Но речь идет и о модели отношений на Украине, и о модели отношений в других странах, где большинство народа является православным и находится под омофором Патриарха Московского. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые в 2000 году, — это не документ для использования лишь в рамках Российской Федерации. Его принимали все, в том числе и епископат Украинской Православной Церкви. Сегодня против этого документа не выступает ни один богослов в Поместных Православных Церквах. Он принят практически всей православной полнотой без какого-то особого обсуждения. Мы не встречаем критики в адрес этого документа и той модели церковно-государственных отношений, которая в нем предлагается.

http://patriarchia.ru/db/text/702122.htm...

Если размышлять в категориях модной в наше время теории противостояния цивилизаций, то западноевропейская цивилизация смогла одержать верх и затем покорить почти всех. Была покорена и превращена в колонию Индия, полуколонией стал Китай. Могущественная Османская империя утратила большую часть своих владений. Владения султана в Северной Африке и на Ближнем Востоке стали европейскими колониями. Вся Африка была разделена между европейскими державами. Южная и Северная Америка, Австралия. Лишь одна цивилизация устояла под натиском западноевропейских завоевателей – Восточно-Христианская. И хотя рухнула под ударами османов Византия, были покорены и попали под власть Османской Порты или Австро-Венгрии Греция и Болгария, Сербия, но устоял оплот этой цивилизации – православное Русское царство. После державного подвига императора Петра Великого Россия в полной мере смогла принять на себя служение Византии – Восточной Римской империи. Неслучайно государь Петр Алексеевич Московское царство преобразовал в империю. С тех пор и бродят в Европе фальшивки о «завещании Петра I», в котором русский царь якобы замышляет завоевание Европы. Русский писатель Владимир Ильин очень точно заметил, что Европа могла бы смириться с существованием в России оптинских старцев, но не могла смириться с тем, что одновременно с оптинскими старцами в России были сормовские пароходы и самолеты Сикорского. После гибели Второго Рима, Византии, Московское Великое княжество стало прикровенным Третьим Римом. Государь Иоанн Васильевич, венчавшись 17-летним юношей на царство, сознательно принял служение византийских императоров. Но Московское царство стало империей именно в царствование государя Петра Алексеевича, третьего царя из династии Романовых. И Российская империя несла свое служение в мире достойно. Погибла в 1917 году Российская империя – и мир познал страшнейшую мировую войну, ужасы Освенцима и Гулага, Хиросиму. Советский Союз, возникший в границах царской России, тоже называли империей. Мы видим, как после развала и распада СССР в мире возникают постоянные конфликты: война на Балканах, Ирак, разгул терроризма. Уходит из мировой жизни международное право и торжествует «право сильного». Одна страна, лишь себя называющая современной империей, считает, что имеет право устанавливать во всем мире свой порядок. Новый мировой порядок. И в этом «новом мире», как и при Карле XII, некоторые политики мечтают разделить Россию на ряд отдельных небольших государств.

http://radonezh.ru/2022/06/10/gosudar-im...

К этому присоединяется и следующее соображение. Монтанисты, на сторону которых перешел Тертуллиан , не сокращали, а, наоборот, удлиняли предпасхальный пост. И так как он защищал их практику, то скорее мог найти достаточные побуждения увеличить срок обычного в церкви поста, чем сократить его. Ввиду этого совершенно непонятно, каким образом некоторые 6 решаются утверждать, что молчание Тертуллиана о четыредесятнице доказывает ее существование в римской церкви в конце II и начале III в. Если Тертуллиан в противоположность кратковременному церковному посту стремился оправдать продолжительный пост монтанистов, то он должен был бы сослаться на подобную практику, раз она при нем где-нибудь существовала. И само собою понятно, что в таком случае он не мог обойти молчанием римскую церковь , если бы она предписывала поститься сорок дней. Ее практика была бы для него лучшим средством обезоружить противников монтанистов. Таким образом, показания Тертуллиана о кратковременном церковном посте не подлежат сомнению и оспариванию. Отмеченной им практики держалась латинская Африка, а так как она находилась в самом близком общении с римскою церковью, то и последняя, по всей вероятности, следовала тому же порядку. Показание Тертуллиана совпадает с свидетельством Иринея и в другом отношении. По словам последнего, некоторые из современных ему христиан постились более двух дней. То же самое явление отмечает и Тертуллиан. Защищая продолжительный пост монтанистов от возражений противников, он говорит, что и они увеличивают его срок сравнительно с предписаниями Писания и Предания. «Вот я вижу вас, замечает он, постящимися сверх тех дней, в которые был отнят жених». Таким образом, к двум законным дням поста при Тертуллиане присоединялись еще и другие; но сколько именно, он не указывает. Можно лишь думать, что даже самый продолжительный срок поста не превышал недели. В пользу этого говорит тот факт, что с такими размерами он выступает в позднейших Тертуллиана документах III в. Первое место среди них занимает сирийский памятник III в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Откровение Господа обещает легко сокрушить их вековую закоснелость и упасти ко спасению страхом Божиим. «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками. И будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего» ( Откр. 2:26–27 ). «И дам ему звезду утреннюю» ( Откр. 2:28 ). Это, вероятно, значит то, что русской Церкви даруется свет Христов, просвещающий всех, дабы ввести его в держимые во власти дракона страны, не свет иезуитского папизма или протестантского отступничества от св. Церкви, а истинный свет Христов, свет восточно-кафолического православия. Не по пустому проводится старанием Российского государства великий азиатский путь и вдоль его протягивается жемчужная цепь (храмы Божии вдоль Сибирской Линии), на которую, по пророчеству Захарии ( Зах. 4:10 ): «Радостно смотрят очи Господа, которые объемлют взором всю землю». Мы стоим на рубеже XX столетия, быть может, последнего в шеститысячном периоде созидания св. Церкви. Если это так, то последняя проповедь Евангелия всему миру должна совершиться вскоре. Виднеются и признаки предстоящего просвещения язычников. Последние века особенно характеризуются тем, что окончательно довершается пророчество Ноя об Иафете. Из великого потомства его – Европейцы начали сильно стремиться в закрытые для них шатры Симовы (Азия) и к окончательному подчинению себе поселений Хамовых (Африка). Несостоятельность азиатской и африканской культуры сказывается сильнее прежнего, а превосходство христианского мировоззрения яснее и яснее обнаруживается в своем величии перед немощью религиозного эгоизма языческих вероучений. Остается только сожалеть, что мусульманство и иудейство (за малым исключением) до того отяготело в чувственности и корыстолюбии, что духовного возрождения принять не могут, как падшие духи, ожесточившиеся в гордости, самолюбии и злобе. Эти два ожесточенные врага Имени Христова соединяются в своих ожиданиях земного царства лжепророка и иудейского лжемессии (махди и антихрист).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Такое мировоззрение интерпретируется в постмодернизме как сознание традиционалистское и причисляется по этому признаку к фашизму 394 . Признаком фашизма в этой модели является и «неприятие модернизма» 395 . Таким набором словесных подмен и знаков в общественное мнение внедряется идеологема тождественности любой «традиционной» религии и фашизма. Однако фашизм в этих новых знаковых раскладах есть вовсе не тот, который реально означает идею сверхчеловека («белокурая бестия») и национальной исключительности и ассоциируется с военной агрессией, оккупационными режимами и концлагерями: здесь слово лишено своей сущности и более не обозначает собой никакой реальности. Оно — симулякр, чучело, пугало, которым новые идеологи стращают народы. Весьма вероятно, что новые гонения на Церковь начнутся именно под лозунгами борьбы с фашизмом… Более сомнителен и второй признак фашизма — «неприятие модернизма». Как раз наоборот — именно модернизм (футуризм, конструктивизм) оказался созвучным и фашизму, и большевизму. Самый яркий пример такой связи являет судьба основателя и главы итальянского футуризма Ф. Маринетти, который всю жизнь был фашистом и ещё в 1909 году в «Манифесте футуризма» сформулировал идеи, полностью поддержанные идеологией национал-социализма. Да и среди отечественных футуристов-лефовцев были не только партийцы, но и работники ЧК. ЛЕФ был самым радикальным течением русского модернизма, более чем созвучным духу большевизма (общеизвестное «Сбросим Пушкина с корабля современности!» и «Не торгуйте Лениным, — как писал журнал “ЛЕФ” сразу после смерти вождя, ратуя за неприкосновенность его образа, — не печатайте его портретов на плакатах, на клеёнках, на тарелках, на кружевах, на портсигарах») 396 . Утверждение Эко ещё и потому лишено смысла, что современные фашиствующие группировки, в частности Национал-большевистская партия Э. Лимонова, опираются на поддержку рок-богемы и пополняют свои ряды за счёт рок-музыкантов, а также модернистских и постмодернистских художников и писателей: сам «Эдичка», покойный лидер «Поп-механики» С. Курехин, «Егор» Летов (рок-группа «Че данс»), Сергей Бугаёв — «Африка», прозаик Алексей Цветков, идеолог воинствующего гомосексуализма журналист Ярослав Могутин и т. д. Новое мифотворчество

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

Женой Юстиниана была Феодора. Про нее мы можем с уверенностью сказать, что она была низкого происхождения, так что Юстиниану перед свадьбой пришлось издать специальный закон, разрешающий неравные браки. Феодора была умной и волевой женщиной и стала советницей Юстиниана в государственных делах. 2) Завоевания Юстиниана Великого: Юстиниан Великий мечтал восстановить Римскую империю в ее границах до Великого переселения народов. Воспользовавшись ослабление варварских королевств, Юстиниан в 533 г. начал войну против вандалов в Африке, остготов в Италии и вестготов в Испании. Африка и часть Испании были довольно быстро покорены византийской армией, а вот война в Италии продолжалась с 535 по 554 г . Заподозрив своего лучшего полководца Велисария в измене, император отозвал его из Италии, перестал присылать подкрепления. Рим с окрестностями несколько раз переходил от византийцев к остготам. Когда Италия была все-таки завоевана, она была совершенно разорена войной. Никогда Византия не владела столькими территориями, как при Юстиниане. 3) Внутренняя деятельность Юстиниана: Юстиниан желал дать Империи единую веру и единые законы. К VI веку древнее римское право обросло неимоверным количеством новых законов. Римские юристы написали к ним множество толкований, противоречащих одно другому. Насущной потребностью государства стало составление официального сборника действующих законов и толкований к ним. Эта работа была поручена дворцовому квестору Трибониану. Эрудиция и работоспособность этого юриста и его комиссии скоро принесла плоды: в 529 и 534 годах были выпущены первое и второе издания «Кодекса Юстиниана», в который были включены все законы Империи, упорядоченные по разделам. Для удобства изучения права были составлены Институции – учебник для начинающих юристов. Для прославления Православия в Константинополе был построен храм с самым большим в мире куполом – Храм Святой Софии. Посещение этого великолепного храма оказывало такое воздействие на посещавших его, что русские послы докладывали св. князю Владимиру: «Не знаем, где побывали – на небе или на земле».

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010