Успенский, Серг. Васил., свящ. Моск. Ферингер, Август Эдуард. Филиппов, Самуил Филип. Флерин, Вас. Петр., свящ. Моск. Форитинский, Никол. Яков., Моск. протоиер. Халанский, Ал-др Георг., смотр. Звениг. д. учил. Харитоненко, Пав. Ив., пот. Коммерц. Совет. Холмогоров, Дим. Косьм., свящ. Моск. Хомяков. Ал-ей Степан. Хомякова, Анна Серг. Цветков, Петр. Иван., заслуж. ордин. проф. М. Д. А. Цемш, Софья Петровна Цыганков, Никол. Петр., столон. Моск. дух. конс. Частухин, Вас. Вас., Москов. купец Чемена, Клим. Антон., смот. Черкасс. дух. учил. Четверикова. А.С. Чижова, Евдок. Петровна —30— Чистяков Чуксин, Ив. Григор., пот. поч. гражд. Чулакова, Екатер. Павл. Чунин, Григ. Ив. Чучурин Шанявский, А.А. Шапошников и Челноков Швецов, Лавр. Иван., пот. поч. гражд. Шостьин, Ал-др Павл., проф. М. Д. А. Щукин, Терент. Макс., Моск. купец Юрасов, Вас. Кронид., преп. Казанск. д. сем. Юрасов, Ив. Савельевич Яшин, Вас. Кузьмич Языков, Дим. Иван.,прот. Моск. Янковский, Филим. Ив., свящ., законоуч. Гимназии в г. Верном, Семиреч. обл. Якунчиков Яшков, В.Я. Фаворский, Ал-ей Ив., свящ. Моск. IV. Члены-соревнователи Быстров, Серг. Влад. Лавровский, Сергей Петр. Степанов, Терен. Степан. —31— Список пожертвований в братство Преподобного Сергия, полученных по подписным листам 930 на 1900 г. 1) Через священнослужителей Московских церквей: Адриановской, в Мещанской, прот. Петра Вас. Губина Александрийской, при Александ. воен. училище, свящ. Ник. Павлов. Добронравова Александро-Невской, в Александровском Институте, свящ. Иоанна Гавриловича Соколова Александро-Невской, в 3-м кадетском корпусе, прот. Ник. Яковл. Фортинского Александро-Невской, в Мещанском училище, священ. Иоанна Ник. Бухарева Александро-Невской, в Покровской мещанской богадельне, свящ. Вас. Сим. Касаткина Александро-Невской, в Практической академии коммерческих наук, свящ. Мих. Иван. Диомидова Александро-Невской, в училище имени принца Ольденбургского, священника Ал-дра Петров. Громоковского Александро-Невской, при Усачевско-Чернявском училище, свящ. Михаила Ильича Беляева

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

об. п. Настоятель – священник Ипполит Феодорович Липский (с 1874 г.), и псаломщик. 7. Церковь в честь живоносного Источника Пресвятой Богородицы при Богоугодных Заведениях на Бердичевской улице. Построена в 1863 г., на средства Волынского приказа общественного призрения; помещается в главном здании городской больницы: длина – 22 аршина, ширина – 11½ аршин в два просвета. Жалованье причту от приказа общ. призрения: священнику – 350 р., псаломщику – 120 р. Помещений для причта при больничном здании нет. Прихожан – 687 д. об. п. Настоятель – протоирей 60 Иларион Ив. Коровицкий (с 1869 г.), исполняющий должность псаломщика – диакон Стефан Константинович Нестерович (с 1865 г.). 8. Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, что при мужской классической гимназии. Домовая, построена в 1867 г. на казённый счёт. Мысль об устройстве этой церкви впервые заявлена Антонием, бывшим архиепископом Волынским, бывшему министру народного просвещения Головину, сделавшему запрос о средствах к возвышению православия и русской народности в западнорусских гимназиях. Мысль эта осуществлена при попечителе Киевского учебного округа князе Ширинском-Шихматове и при директоре гимназии Иване Яковл. Ростовцеве; последний, вследствие недостатка суммы, ассигнованной на устройство церкви вне гимназического корпуса, исходатайствовал разрешение устроить её в лучшей гимназ. зале, где прежде помещалась библиотека, а первый – для постоянного напоминания учащимся о религиозном и народном единстве Волыни с прочими губерниями России – предложил освятить церковь во имя преподобного Серия, принявшего рукоположение от Волынского (Владимирского) епископа Афанасия. Причт: настоятель – протоиерей Клеоник Мефодиев. Шостацкий (он же и законоучитель гимназии) с жалов. 200 р. (с 1886 г.), и на псаломщ. вакансии – диакон Павел Ив. Рубецкий с жалов. 300 р. (с 1884 г.). 9. Церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, что при Волынском епархиальном женском училище. Домовая, построена в 1876 году на средства духовенства Волынской епархии. Священник – законоучитель училища Иоанн Терент. Глаголев, псаломщик – Василий Ив. Яневич.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Петропавловской, на Б. Якиманке, прот. Иоанна Феод. Мансветова Петропавловской, в Лефортове, свящ. Ив. Дим. Можарова Петропавловской, при Сельско-Хозяйств. Институте, прот. Ник. Ив. Боголюбского Петропавловской, в Мариинской больнице, свящ. Александра Ильича Померанцева Петропавловской, у Яузских ворот, прот. Вас. Иоан. Цветкова Пименовской, в Новых Воротниках, прот. Вас. Мих. Славского Пименовской, в Старых Воротниках, свящ. Мих. Павлин. Ласточкина Покровского и Василия Блаженного собора, прот. Конст. Иоанн. Богоявленского Покровской, на Варварке, свящ. Ник. Вас. Цветкова —35— Покровской, на Воронцовом поле, свящ. Ник. Ник. Строганова Покровской, в Голиках, свящ. Иоанна Иоанн. Скворцова Покровской, в Красном селе, свящ Василия Михайловича Третьякова Покровской, в Левшине, свящ. Иоан Васильевича Розанова Покровской, на Лыщиковой горе, свящ Димитр. Прокоп. Рождественского Покровской, в Кудрине, свящ. Григ Ионов. Истомина Похвальской, в Башмакове, свящ. Василия Ивановича Никольского Предтечевской,в Кречетниках, свящ Петра Григор. Доброхотова Предтечевской, на Малой Лубянке, свящ Сергея Вас. Смирнова Предтечевской, в Старой Конюшенной прот. Ал-ея Дим. Цветкова Преображенской, при Богадельне слепых женщин, свящ. Руфа Иоан. Соловьева Преображенской, на Глинищах, свящ Василия Иоаннов. Воздвиженского Преображенской, в Пушкарях, прот Ал-дра Вас. Никольского Преображенской, в Преображенском свящ. Сергия Гаврииловича Соколова Преображенской, на Песках, близ Ар бата, свящ. Сергия Васил. Успенского Преображенской, в Спасской, свящ Григ. Андр. Орлова Ржевской, на Поварской, свящ. Мих Конст. Миртова Ржевской, близ Пречистенских ворот, свящ. Илии Иаковл. Смирнова Ризположенской, близ Донского монастыря, свящ. Серг. Гавр. Розанова —36— Саввинской, на Саввинской улице, свящ. Николая Ник. Модестова Седьмовселенской, близ Новодевичьего м-ря, свящ. Петра Терент. Некрасова Сергиевской, на Дмитровке, свящ. Сергия Иоан. Лебедева Сергиевской, в Пушкарях свящ. Вас. Вас. Рождественского Сергиевской, в Рогожской слободе, прот. Вас. Феод. Соболева

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Само возникновение русской интеллигенции явление двойственное противоречивое. Что же такое интеллигенция? Это же не какая-то там изначально оппозиционная сила, это плод могущественной Российской империи, это результат реформы Петра Великого. Как показал Георгий Петрович Федотов, целое столетие интеллигенция шла с царем вместе против народа, чтобы затем пойти с народом против царя, а в итоге – и против царя, и против народа. Вот в этой формуле все сказано, и мировоззренчески тоже там, так сказать, то же самое прослеживается: и отношение к официальной религии, и все что угодно. – Михаил Александрович, в завершении нашей беседы вопрос: какие Вы видите осевые пространства русской идеи, вокруг которых могло бы быть построено интегральное мировоззрение, интегральная мировоззренческая система? – Актуальным, просто инструментально актуальным пространством является евразийство. Сам Запад нас выталкивает на Восток, в Азию, введением разного рода санкций и мнимой «отмены» всего русского – русского спорта, науки, культуры, искусства и т.д. Запад не покупает нашу нефть и газ, зато покупают ее Китай, Индия и так далее. И вот это направление становится для России особо актуальным, это путь в сторону глобального Юга, где живет большинство человечества. Это большая часть населения земного шара, кстати. – Есть еще Африка – континент-тайна. – Есть еще Африка. Вспоминается известная бардовская песня: «У них первый был вопрос о свободе Африки, а потом уж про меня в части разное». В Африке помнят антиколониальную роль России. Сейчас буквально идет сдача позиций Франции в Африке. Франкофонную культуру насаждали и что-то делали действительно в области образования, и, несмотря на это, Францию буквально сейчас вышвыривают из Африки, а их место занимает Россия. Вот освобождаются те зоны, где, я думаю, будет прибавляться влияние нашей мягкой силы – изучение русского языка, русской культуры и др. Я много раз бывал в Китае, я это вижу, причем с каждым разом я вижу конкретные результаты. И сейчас получается, что Китай – единственная великая страна, которая постоянно посылает нам студентов. Я сам научный руководитель двух китайских диссертаций, их авторы работают очень хорошо в системе высшего образования.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/15/mirovo...

Давайте посмотрим на него внимательнее и выясним, чему оно учит нас, а также – что еще более существенно, – чем мы можем откликнуться и помочь ему. II. Движущие силы Какие факторы воздействуют на людей столь разных наций и континентов в их движении к Православию? 1. Корни Поиски собственных корней стали нормой для современного человека. В России этот процесс очевиден; он связан с национальным возрождением русского народа после шести с лишним десятилетий безбожия и разрушения русских святынь. Возвращаясь к прошлому, которое скрыто сегодня безбожной властью, человек неизбежно открывает для себя Православие. Примерно то же самое, хотя и в меньших масштабах, происходит сегодня и в Греции. Молодежь, отвергая западное влияние, отравляющее греческое общество вот уже более ста лет, обращается к православному прошлому Греции, и в первую очередь к центральному устою православной жизни – к монашеству. Но Африка?.. Какие могут быть православные корни у африканцев? Однако, сколь бы это нас ни удивляло, Православие – вместе с другими христианскими исповеданиями – распространяется в Африке быстрее, чем где бы то ни было, и в недалеком будущем Африка, возможно, станет ведущим христианским континентом и по количеству верующих, и в еще большей степени по качеству их веры. Тертуллиан , знаменитый церковный писатель древности (кстати, африканец по происхождению), заметил, что душа человека по природе своей – христианка. Это подтверждается той энергией, с которой некогда языческие африканские племена обращаются сегодня к христианской вере, которую к югу от Сахары проповедуют не больше ста лет. И если римо-католицизм и различные формы проте стантизма находят себе здесь много приверженцев, то те, кто ищет подлинные корни христианства, обнаруживают Православную Церковь . Возможно, вам незнакома история двух англиканских семинаристов из Уганды: еще в 20-х гг., изучая историю Церкви, они пришли к заключению, что именно Православие представляет собою «истинную древнюю веру», от которой произошли все современные западные исповедания и секты. В наши дни церкви Уганды, Кении и других стран Восточной Африки служат примером плодотворных поисков Православия. Не получая почти никакой помощи извне, они раскрылись в полноте православной веры, избежав тех ловушек, в которые попадают многие новообращенные православные Запада. Ниже об этом пойдет речь более подробно.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/a...

После вознесения Христа на небо Его апостолы разошлись по всему миру с проповедью, и не та Азия, где лежит родина Иисуса Христа, не столь близкая к Иуде Африка восприняли евангельскую весть так глубоко, как приняли ее юные народы Европы, которые через десять веков от Рождества Христова почти все без исключения исповедовали Христа, между тем как и поныне почти вся Африка и Азия, кроме европейских поселенцев, погружены в тьму разных заблуждений. Одною из последних земель в Европе, просвещенной крещением, была Русская земля, и ее-то молодому народу Господь судил стать великим избранником его, и этой земле готовилось великое и дивное имя «Святой Руси». И вот отчего эта земля называется святою. Бывшие раньше великие государства задавались лишь земными целями — славы, внешнего благополучия и силы. А русский народ так глубоко воспринял кроткое учение Христа, с главною его заповедью любви, что во всю жизнь, во все стороны жизни этого народа проник собою дух Христов. И не внешнее величие, а повиновение Христу, не земная слава, а Божья правда, не стремленье к завоеваниям, а настроение теплой любви к другим народам, — вот чего ищет и хочет Россия. Многомиллионный народ, всей громадою своей строящий из себя здание неделимой русской Церкви, — многомиллионный народ, каждый гражданин которого ищет Христа и который весь, в целом, единодушно и единомышленно ищет спасения души всем своим миром: вот что такое Россия. И как свят тот путь, которым достигает спасения отдельный человек, так свят и тот путь, которым ведет к заветной цели Господь доверившийся Ему русский народ. Тяжкие испытания терпят обыкновенно на земле Божьи избранники, и па этом пути очищаются дурные их стороны, вырабатывается беспредельная преданность воле Божией; все мелкое, суетное сходит с души, — и она развивается к добру в этой суровой, но великой школе. Таков же был путь, пройденный и Россией. Через два века по принятии христианства она подвергается страшному монгольскому игу. Но именно во время этого трехвекового бедствия на развалинах гордой, самоуверенной, празднующей вечный праздник п раздробленной Киевской Руси, вырастает чудесами Божьими смиренная, тихая, цельная Московская Русь. И эта Русь крепче Киевской. И не сломить уже ее никакой силе, пока живо в душе русского народа то, что сложило эту Русь: вера в Бога.

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

были казнены Монтан, Лукий, Флавиан и др. мученики Карфагенские (BHL, N 6009). Со времени гибели имп. Валериана (260) до начала гонения имп. Диоклетиана (303) о к.-л. гонениях на христиан в К. неизвестно. Церковь К. в IV - 1-й трети V в. Донатистский раскол (см. также в ст. Донатизм ). Гонения имп. Диоклетиана (303-305), особенно свирепствовавшие на Востоке и в Риме, коснулись К. в меньшей степени. К этому периоду относится исповедничество святых Агилея, карфагенского диак. Катулина и еп. Феликса из Тибиуки. Малое число пострадавших в К. дало основание П. Монсо ( Monceaux. 1905. P. 50) полагать, что в Африке действовал только 1-й эдикт имп. Диоклетиана и Максимиана Геркулия против христиан 303 г., предписывающий уничтожение христ. мест собрания, церковной утвари и священных книг. Известно, что так было при их соправителе имп. Констанции I Хлоре в Галлии ( Lact. De mort. persecut. 15), однако Африка находилась под упр. Максимиана Геркулия. Тем не менее проконсул Африки Ануллин, сохранивший этот пост и при имп. Константине I Великом (312-337), мог смягчить действие эдиктов в К., ограничиваясь официальными отчетами о том, что вся Африка исполняет их. Позднее, после возникновения донатистского раскола, обе церковные партии обращались к Ануллину за разрешением противоречий, следов., он не имел репутации гонителя христиан. Это предположение подтверждается и тем фактом, что донатистский раскол возник не из-за вопроса об отпавших, а из-за проблемы традиторов (лат. traditores, от tradere - выдавать, передавать), т. е. лиц, во время гонения выдававших властям, добровольно или по принуждению, церковные книги и утварь. В центре споров оказался епископ К. Мензурий. Как прежде свт. Киприан, еп. Мензурий категорически выступал против добровольного мученичества, а также осуждал тех, кто посещали исповедников в темнице, тем самым раздражая власти ( Aug. Breviculus collationis cum donatistis. III 13. 25//PL. 43. Col. 638-639). Согласно эдикту, епископ сам должен был выдать церковные книги.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

Каковы границы сложившихся объединений или будущих церковных округов? Установить с точностью это невозможно, так как нам почти неизвестны обычные соборы этой эпохи. Существуют в науке предположения: одно, которое считает, что церковные объединения следовали административным делениям Римской империи; второе, которое считает, что церковное деление было более независимо и следовало исторически-этническому делению Римского государства, не совпадающему в тот период с административным. Однако ни те, ни другие для исследуемой эпохи – времени формирования церковных общин – не могут привести решающих доказательств в пользу своих предположений XLIX . Если исходить из последующих фактов – из эпохи Никейского собора, то бесспорно, что процесс образования церковных округов не был абсолютно тождественен , а это в свою очередь не позволяет применять единый принцип деления на церковные области. Совершенно естественно предполагать, что в период образования церковные объединения не были устойчивы – центр объединения мог перемещаться от одной общины к другой, и границы объединения могли так же меняться. В разных местах налицо были разные условия объединения, так что центральная община могла объединить всю гражданскую провинцию или часть ее или даже несколько провинций. Исследованные нами соборы могут лишь отчасти вскрыть картину совершающегося объединения, так как некоторые из них не были обычными соборами, а экстраординарными. Вне всякого сомнения, что для Италии – средней и южной – единственным объединяющим центром был Рим. В Северной Африке Карфаген занял аналогичное с Римом положение, так как и там не было другого центра, который мог бы конкурировать с ним. Собор Агриппина объединил всех епископов провинции Африка, т.е. епископов Проконсульской Африки и Нумидии. Это показывает, что в начале II века существовала в северной Африке тенденция к объединению общин в пределах тогдашней римской провинции, хотя провинция Африка этнографически была далеко не однородна. Если эта тенденция довольно ясно нашла свое выражение на соборе Агриппина, то практически вряд ли дело обстояло таким образом, что общины Проконсульской Африки и Нумидии в одинаковой мере были связаны с Карфагеном. Связи Карфагена с общинами проконсульской Африки были теснее, чем связи его с общинами Нумидии. Таким образом, в Северной Африке существовало как бы два рода объединения – одно более узкое, другое более широкое.

http://azbyka.ru/cerkovnye-sobory-i-ix-p...

Ок. 45% населения - приверженцы местных анимистических верований, 39% - мусульмане (в основном жители внутренних районов). Христианство исповедуют 14,3% населения: к католицизму, самой многочисленной конфессии, относятся 11,5%, протестантов - 0,8, независимые африкан. церкви (НАЦ) - 2%. Ок. 1,5% верующих не причисляют себя ни к одной религии. Численность атеистов в Г.-Б. не превышает 0,1%. Католическая Церковь в Г.-Б. состоит из 2 еп-ств: Бисау, во главе к-рого стоит еп. Жозе Камнате на Биссин, и Бафата, управляемого еп. Карлушем Педру Зилли. Всего в Г.-Б.- 29 приходов, 76 священников, 75 монахов, 127 монахинь, общее число католиков - ок. 150 тыс. чел. Англиканская Церковь представлена в Г.-Б. одной общиной (280 чел.), к-рая относится к диоцезу Гамбия и Рио-Понгас пров. Зап. Африка, возглавляемому еп. Соломоном Тилевой Джонсоном. Евангелическая Церковь Гвинеи-Бисау является самой старой протестант. конфессией страны и насчитывает 8500 чел. в 65 приходах. Пятидесятники представлены Ассамблеями Бога (4 общины, 300 чел.). Адвентисты седьмого дня принадлежат к Объединенной миссии Сахель, входящей в состав дивизиона Западно-Центральная Африка. Всего миссия имеет в Г.-Б. 2 прихода с общим количеством прихожан 2100 чел. Новоапостольская церковь, начавшая деятельность в Г.-Б. в 1970 г., насчитывает более 25 тыс. приверженцев в 72 приходах. Свидетели Иеговы имеют в Г.-Б. 4 общины с общим числом адептов ок. 100 чел. Ислам в наибольшей степени распространен в вост. и юж. частях страны среди народностей сонинке, фула, суса, биафада, диола и др., число его приверженцев растет и в зап. части страны. Бисайские мусульмане - сунниты маликитского толка, большая их часть принадлежит к суфийским тарикатам кадирия и тиджания. Народность фульбе в основном мусульмане-сунниты, они издавна были активными распространителями ислама среди соседних народов. Португ. колонизаторы опирались на поддержку фульбе в борьбе против бисайского национализма. Г.-Б. состоит в Организации исламской конференции и получает помощь от Саудовской Аравии, Кувейта и Ливии.

http://pravenc.ru/text/161795.html

Константин V, 719–775, византийский император с 741 г., из Исав- рийской династии. Проводил политику иконоборчества, закрыл множество монастырей 88 Константин IX Мономах, ок. 1000 – 1055, византийский император с 1042 г. Возвел монастырь Святого Георгия, при котором были устроены странноприимные дома для престарелых и убогих. Незадолго до его смерти Христианская Церковь окончательно раскололась на Православную и Католическую 137 Косма и Дамиан, + 284, христианские святые мученики, родные братья. Были врачами, за исцеления не требовали вознаграждения, кроме веры в Иисуса Христа, за что их прозвали бессребрениками. Были убиты врачом-язычником из зависти за то, что исцелили императора Карина 103,104, 129, 159 Криспина, + 304, святая великомученица родом из Тагоры (диоцез Африка, ныне Алжир). Пострадала за исповедание христианской веры в г. Тебесса (Африка). На допросе проконсулом Африки заявила, что от рождения не приносила жертв языческим богам и ежедневно молится только Господу Иисусу Христу. За отказ исполнить 4-й эдикт императора Диоклетиана была обезглавлена по приказу проконсула 5 декабря 304 г. В византийской базилике в г. Равенна ее изображение помещено рядом с изображениями других великомучениц 77 Крывелев И. А., советский ученый-религиевед, отличавшийся «воинствующим атеизмом» 116 Ксист I (Сикст I), + между 124–128, епископ Рима с 114/117 г. За годы своего понтификата издал несколько постановлений, в частности запретил касаться священных сосудов кому-либо, кроме священников. По одной из версий, претерпел мученическую кончину 49 Нулжинский Григорий Иванович, этнограф, историк XIX в. Вместе с отцом, известным украинским интеллектуалом, издавал в Харькове журнал «Благовест», автор работ «Святогорская Успенская общежительная пустынь в Харьковской епархии», «Бетлейки» об истории чудотворных и чтимых икон (например, Балыкинской иконы Божией Матери) и др. 180 Лампрехт Карл, 1856–1915, немецкий историк, автор 14-томной «Истории Германии», в которой исследовал историю развития немецкого общества от древних германцев до 1900 г. Отдавал приоритет изучению социальной психологии («культурно-исторический синтез») 15

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010