— Ну хорошо, если миссионерство столь важно, то как обстоят дела с миссионерством в самой Русской Церкви? Многие считают, что наша Церковь замкнулась в своих храмах. — Некоторые считают так, а некоторые считают иначе: Например, что мы слишком сильно развернулись. Я недавно имел возможность встретиться с протестантским руководителями, послушал их выступления, и у меня создалось такое впечатление, что Русская Церковь в их сознании — такая доминирующая сила, которая настолько  далеко вышла из пределов своих храмов, такое колоссальное влияние оказывает на общество, что неправославным в этом обществе уже вроде как не очень и место-то находится. Как одна, так и другая позиции далеки от истины. Православие, конечно, вышло за церковную ограду. Но его утверждение в народной жизни еще не столь, может быть, активно, как этого ожидали бы многие в нашем обществе. И, может быть, не столь еще энергично, как это было бы необходимо. Но первые шаги уже сделаны. Я думаю, то обстоятельство, что мы с Вами сидим в этой студии, — тоже некая часть этого нового подхода. — Без сомнения. Но вот все-таки о каком общественном влиянии Русской Церкви можно говорить, если православные — против абортов, а в России делается два миллиона абортов в год? То есть по этому показателю, и притом на фоне демографического спада, мы чуть ли не впереди планеты всей. В чем здесь дело? — Да в том-то и дело, что в тяжелейшем прошлом. И на это тяжелейшее наше прошлое, прямо скажем, безбожное прошлое, наслаиваются новые проблемы и новые вызовы, связанные с бездуховностью человека, с потерей им нравственных ориентиров. Если угодно, можно откровенно сказать, проблема нравственности, проблема отношений между полами — это кричащая проблема в нашем обществе. Перед нами стоят проблемы разрушения семьи и сокращения рождаемости не потому, что мы бедные. Бедность не является причиной сокращения рождаемости. Африка, Азия, Латинская Америка, да и дореволюционная Россия тому примеры. Совершенно очевидно, что люди не заводят детей по другим соображениям. Мы перестаем быть способными на жертву. Мы перестаем быть способными себя другому отдать: пожертвовать своим временем, своими доходами, своим отпуском, своим комфортом. Гораздо комфортнее, если у тебя один ребенок, а может быть, когда и вовсе нет детей, совсем комфортно. И люди предаются этому необременительному наслаждению жизнью...

http://patriarchia.ru/db/text/27609.html

Обратимся к их подробнейшему рассмотрению. 3.13. Апостольское правило 85-е Апостольские правила имеют высший канонический авторитет в христианской церкви, поскольку отражают практику самих святых апостолов и их времени. Правило содержит перечень всех канонических книг. Указаны 2 книги Ездры. Скорее всего, согласно с LXX, Первая – 2 Ездры, Вторая – 1 Ездры и Неемия. Среди канонических, перечислены три Маккавейские книги. Сверх канона предлагается, для чтения юным, книга «Премудрости многоученого Сираха». Остальные неканонические книги не упомянуты вовсе. 3.14. Лаодикийский собор, правило 60-е Собор состоялся в 343 г. Для чтения предлагаются все канонические книги. Также, упомянуты две книги Ездры. Среди канонических – перечислены книги Варуха и Послание Иеремии. Упоминание об остальных неканонических книгах отсутствует. 3.15. Карфагенский собор, правило 24-е (или 33-е) В 419 г. в Карфагене состоялся собор, отцы которого подытожили деяния предыдущих 14-ти соборов, бывших прежде в Карфагене, Гиппоне и Милевате (Северная Африка) с 348-го по 418-й годы. К принятым на них правилам, отцы в 419 г. добавили еще 12. Всего – 147 правил. Правило 24-е (33) Карфагенского собора повелевает в церкви ничего не читать под именем Божественных Писаний, кроме книг канонических. Отцы собора употребили именно этот термин и сослались на, бывших прежде них, отцов, употреблявших эти книги. Каноническими книгами именуют отцы и книги Товит, и Иудифь. Также, указываются две книги Ездры. Указаны 4 книги Соломона. Кроме Притчей, Екклезиаста и Песни Песней, имеется в виду, скорее всего, книга Премудрости Соломона. Отсутствует упоминание о книгах Сираха, трех Маккавейских и 3 Ездры. 3.16. Св. Афанасий Великий, 39-е послание о праздниках (367 г.) Св. Афанасий дает четкое различение трех групп книг. Первая группа – канонические книги Божественного происхождения, которые суть источники спасения, только в них благовествуется учение благочестия. К этим книгам ничто не должно добавляться и ничто не должно от них отыматься.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ди Фалько: Да, но Церковь говорит, что для решения проблем есть другие пути, помимо ограничения количества детей в семьях под тем предлогом, что в бедных странах население растет слишком стремительно. Регулирование рождаемости – не способ покончить с нищетой. Обществу богатых стран также есть над чем задуматься. Возьмем для примера Африку. Сегодня весь мир – свидетель гибели этого континента. Надо громко, во всеуслышание признать: Африка вымирает. Церковь напрямую сталкивается с жестокой реальностью, потому что она ведет практическую работу на местах. Надо отдать должное монахиням и монахам, которые всецело посвящают себя помощи африканцам, живущим среди болезней и войн. Но кого заботит континент, который гибнет от СПИДа и голода, превращается в пустыню? Кто этим обеспокоен, кто предпринимает хоть что-нибудь? Бегбедер: Извини, но когда папа проповедует запрет на презервативы, он, по-твоему, содействует борьбе со СПИДом? Ди Фалько: Оставь в покое папу и не приписывай ему того, чего он никогда не говорил! Ты показываешь тем самым, что и тебе задурили голову определенные СМИ, которые приписывают Церкви те или иные высказывания. Неужели и ты попадаешься на удочку, бездумно веря почерпнутой где попало информации? Папа никогда не говорил о презервативах. На местах, а именно в Африке, монахи и монахини рекомендуют мужчинам и женщинам, имеющим внебрачные связи, пользоваться презервативами. Что касается смысла высказываний папы, хочу напомнить: его роль – выразить идеал христианской жизни. Затем идеал приходится применять к конкретным ситуациям. Не только в Африке. У нас нет ни одного священника (разве что это человек крайне ограниченный), который, беседуя с молодым человеком, ведущим беспорядочную жизнь, не посоветовал бы ему предохраняться. Если наша жизнь не соответствует идеалу, путь к которому указывает Церковь, в условиях СПИДа нельзя поощрять поведение, которое не назовешь иначе как преступным или самоубийственным. Бегбедер: Итак, предписывая нравственность в принципе, невозможно игнорировать реальность. Я усвоил этот урок!

http://azbyka.ru/fiction/ja-veruju-ja-to...

Под влиянием всего этого начинаются сильные волнения во всем христианском мире. Диаконы Севастиан и Рустик, прервав общение с папой, усиленно агитируют против него и монофизитов, повсюду рассылая известия о предательстве веры 1234 . Галлия 1235 , Африка 1236 , Иллирия 1237 , Далмация 1238 объяты мятежом; знаменитый Факунд, ради безопасности скрывшийся в потаенное место 1239 , из своего убежища поддерживает не­довольных и выпускает книгу Contra Mocianum scholasticum, с опро­вержением упреков последнего Африканцам за разрыв с Римским первосвященником 1240 . Как видно из самых мотивов протеста, в основе этого движения не было ничего прочного и осмысленного, кроме неверного подозрения папы и его друзей во вражде к Халкидонскому собору 1241 . Вот почему оппо­зиция разрешилась, в существе дела, ничем, а ее заявления только заста­вили акефалов изменить тактику, но не направление, что должно усвоять почти исключительно Факунду 1242 . Когда в 549 году в Константинополе было получено послание Иллирикских епископов pro defensione trium capitulorum 1243 и когда там узнали, что Африканский собор, сделавший тоже самое чрез магистриана Олимпия, постановил прекратить всякие связи с папой 1244 , – Вигилий взял назад свой Judicatum 1245 . Это было сделано, конечно, не без согласия императора, который (15-го августа 550 года) клятвенно обязал Римского владыку содействовать осуждению «глав» и подавлению всякого протеста 1246 . Вероятно, в 551 году 1247 и появился второй императорский эдикт μολογα πστεως ουστινιανο ατοκρτορος κατ τν τριν κεφαλαων 1248 . Документ этот выражает последнюю и непреклонную волю самодержца и с этой стороны привлекает к себе особенное внимание: он предначертывает не только ход, но и характер решения о «главах». Собственно о Феодорите император говорить очень мало, по лишь яснее и точнее формулирует преступления обвиняемого в таком виде: «если кто, – объявляет Юстиниан 1249 , – защищает сочинения Феодорита, которые он писал в защиту еретика Нестория, против правой веры и против первого Эфесского святого собора и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В библиотеке, лично принадлежавшей Никону, кроме рукописных книг канонического содержания, сочинений знаменитейших отцов церкви, изданных в западных типографиях на греческом и латинском языках или на одном латинском ( Дионисий Ареопагит , Иустен Философ, Григорий чудотв., Климент александр., Киприан, Кирилл иерус., Афанасий Вел., Василий Вел., Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Григорий нисский , Кирилл александр. и др.), церковно-историч. книг, изд. также на греческом и латин. яз. (Акты соборов вселенских и поместных, ист. Евсевия кесар., Никифора Каллиста, ист. Флорент. соб. и др.), были сочинения древних языческех писателей, изд. на тех же языках, как-то Плутарх, Демосфен, Геродот, Страбон, Аристотель, Гален и др. (Переписн. книга домов. казны, 98, 104, 114, 117–134) . Рядом с ними называются различныя физики, географии, грамматики, логики, космографии, лексиконы, ландкарты. Никон сам сознавал всю важность своей библиотеки, о чем и говорит в грамотах к константинопольскому патриарху Дионисию и возражениях П. Лигариду (Михайловский, Ж. п. Никона , с. 47; Макарий, XII, 386). Замечательная «Космография», о которой мы упоминали в тексте, состоит из 3-х частей (605+650+422 лист. – это автографы переводчиков Епиф. Славенецкого, мон. Исаии и Арсения Сатановского) и находится в Моск. синод. библ. в черновых и беловых списках. В ней изложены понятия о математической географии и объяснены системы Птоломея и Коперника (с рисунк.), о которой замечено, что ныне изящнейшие все математики Копернику подражают»; затем помещена статья о плаваниях древнейших и новейших; особенно подробно описаны европейские государства, а затем Азия, Африка и Америка. В черновой список внесены даже неблагоприятные отзывы о русских и России, заимствованные из иностранных сочинений, и между прочим есть извлечения из известного соч. Флетчера. В собственноручной вкладной п. Никона в Новоезерский монастырь на беловых списках этого перевода отмечены 1661 и 1665 гг. (Указатель Синод. библ., арх. Саввы, с. 194–195; Пекарский, Наука и литерат. при Петре Вел., I, 337; Историч. Христом., Ф. Буслаева , М. 1861, с. 1185–1196 – извлеч. Из «Космографии» о России).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/no...

мир. Кроме того, Лактанций принадлежал к традиции христ. гносиса (не гностицизма!) и ощущал герметический гносис как близкий своему мировоззрению. Целью же блж. Августина было заклеймить язычество и тем самым отвратить христ. собратьев от его «скверны». Никакой компромисс с побежденной религией для него был невозможен. Он мог использовать идеи неоплатонизма, поскольку последний, несмотря на его языческий характер, был философским учением, а не религ. культом. Гермеса блж. Августин воспринял в первую очередь не как древнего мудреца, родоначальника философии, а как языческого пророка. Кроме того, рим. Африка была одним из центров культового почитания Гермеса и Асклепия и, возможно, блж. Августину приходилось бороться с последователями африкан. Г. Но в историческом плане его инвективы в адрес Гермеса не смогли перевесить того обстоятельства, что при всей предубежденности и недоброжелательности к нему Августин не сомневался в древности трактата «Асклепий» и принадлежности его мифическому егип. пророку. Не ставил блж. Августин под сомнение и реальность существования Гермеса. На тысячелетия за Гермесом Трисмегистом закрепилась репутация великого мудреца, языческого пророка христ. истины, хотя и не лишенного налета демонизма. Но в XI в., продолжая августиновскую традицию, Михаил Пселл писал, что «этот кудесник основательно ознакомился с Божьим словом; на основании его он рассуждает и о сотворении мира и не останавливается перед заимствованием подлинных слов Моисея... Все же он не соблюл простоты, ясности, прямоты, чистоты и вообще божественности Писания, но впал в привычное эллинским мудрецам заблуждение, в аллегории и суесловия и фантазии, оставивши прямой и верный путь или, вернее, выбитый из колеи Поймандром. А кто такой этот Поймандр - ясно: тот же, кого мы называем «царем мира сего», или кто-нибудь из его свиты. Ибо дьявол - вор... и крадет наши слова не для того, чтобы научить благочестию своих приверженцев, а для того, чтобы они, скрасив словами и мыслями правды свое нечестие, сделали его более убедительным для толпы» (цит.

http://pravenc.ru/text/164833.html

Проект собирания в Анкире был только этапом в движении мысли и самого Константина. Как только он осознал, что предмет собора не местного восточного характера, a задевает всех и на Западе и при помощи спокойного Запада скорее всего может найти авторитетно успокаивающее большинство, так он и пришел к мысли ο собрании епископов «всей империи — икумени.» Такое всеобщее, икуменическое, в русском неадекватном переводе — «вселенское» собрание было в духе общих идей, общего мировоззрения Константина, да и в духе момента, когда он после победы над Ликинием (323 г.) почувствовал реализацию своего «вселенского,» «икуменического» служения. Категория «икуменического» еще не достигает широты «кафолического,» «кафоличности» церкви. Вселенскость в духе русского термина передается термином «кафоличность.» Осий мыслил ο средстве всеимперского объединения епископата. Он увидел, что греческие епископы глубоко разделены школьно , что участие западных, с их уклоном к монархианству в триадологии, как противовес Востоку необходимо. Но Осий мыслил еще в категории «всеимперскости» («икуменичности»), a не «вселенскости» («кафоличности»). Голова Константина перешагивала эти границы и захватывала и все заграничные, так сказать, «колонии» церкви. И это он, созывая «всех-всех-всех» сначала в плане его только «имперского» кругозора, попал в плоскость высшего и более широкого, так сказать «имперски-колониального,» измерения. A это и есть новая для старого мира «племен и языков,» для «плоти и крови» античности и иудаизма категория всемирности, вселенскости-кафоличности. Окинув взглядом всю церковь, Константин увидел, что она «безгранична»-кафолична. Она не только в черте империи и ее колоний, но и за пределами колоний. Что если уже говорить об адекватном всеобщем соборе, то надо звать и заграничный епископат — идти и в Скифию, и Армению, и за Кавказ, в Персию... Масштаб даже для Римской империи необычный. До сих пор соборная практика довольно широко применялась. Но все это были соборы местные : Африка, Александрия, Сирия, Малая Азия. Даже соседние области, например Египет и Антиохия, ни разу не собирались вместе .

http://sedmitza.ru/lib/text/434966/

Особняком стоят 2 версии Актов сщмч. Киприана, еп. Карфагенского, составленные на основе 2 протоколов допросов и 2 приговоров (257 г. об изгнании и 258 г. о смертной казни). После кончины сщмч. Киприана его ученик диак. Понтий составил Житие святого - 1-й пространный панегирик в лит-ре о мучениках. Проповеди (sermones) о святых и мучениках в большом количестве начали появляться в IV-V вв., они часто встречаются в гомилетическом наследии мн. авторов - свт. Амвросия Медиоланского , блж. Августина , свт. Льва I Великого. Древнейшей проповедью в честь мученика считается Беседа о св. Аркадии, пострадавшем в г. Цезарея Мавританская (сохр. в составе корпуса проповедей свт. Зинона Веронского - CPL, N 2059). Отличие проповеди от сочинений, написанных в жанре похвального слова, состоит в относительной краткости изложения, наличии общих мест и нравственных наставлений, не всегда связанных с темой жизни святого, тогда как в похвальном слове главный герой, к-рому посвящено сочинение, практически всегда находится в центре внимания. В рамках проповеди также создавались агиографические произведения о мучениках (см., напр., т. н. гомилиарий Евсевия Галликана ). Почти все лат. агиографические сочинения о мучениках эпохи гонений происходят из рим. пров. Африка (CPL, N 2049-2055), за исключением испан. Мученичества св. Фруктуоза, еп. Тарраконского (CPL, N 2056), к-рое было создано под африкан. влиянием. Особняком стоит и небольшое число Мученичеств иллирийско-фракийского происхождения: мучеников Серена Сирмийского, Иринея Сирмийского, Иулия Доростольского (CPL, N 2057-2058). Вероятно, мученичества пострадавших во время гонений нач. IV в. были созданы уже после признания христианства при имп. Константине I Великом. Стремление сохранить живую память о мучениках, чтобы она со временем не исчезла и не смешалась с вымыслом, было причиной появления большого количества мученичеств в IV-V вв. Именно в этом видели свою задачу анонимный составитель Мученичества Генесия Арелатского и свт. Евхерий Лугдунский, автор Мученичества Маврикия Агаунского.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Армения Великая . (Сн. Мелитина, Миасины, Никополь). Иуда (Леввей, Фаддей), ап. из 12. 19 июня. Ромил и 11 тысяч, мучч. при Траяне. 6 сент. Рипсимия и Гаиания с 37 сестрами, мученицы при Тиридате, и Григорий еп., ум. ок. 325. 30 сент. Армения Малая. (Сн. Зовийская обитель, Севастия). Иоанн пустынник, подвизавшийся в студенце, близ Кивистра (4 в.). 20 марта. Фармуфий преп., питавший Иоанна. 11 апр. Арсиное , в Египте . Лот, преп. 5 века. Субб. с. Аскалон, в Палестине . Там пострадали: Многие жены и девы при Иулиане. 29 марта. Атина, в Кампании . Иулиан, муч. при Антонине Благочестивом. 28 июля. Атталия, в Памфлии , при Средиземном Море. Еспер, Зоя, Кириак и Феодул, мучч. при Адриане. 2 мая. Атроа (Афира). Петр преп. 13 и 5 сент. Африка . Перпетуя, и свв. юноши: Сатир, Ревокат, Саторнил, Секунд, Филикитата, мучч. при Севере. 1 февр. Терентий, Африкан и прочие, мучч. при Декии. 10 апр. Мученики, пострадавшие от ариан при Гунерике, вандальском короле (477–484). 8 дек. Петр св., бывший мытарем, при Юстиниане. 22 сент. Андрей, Иоанн, с двумя чадами, мучч. 9 века от Аврахима. 23 сент. Афродисия, в Карии. Диодор и Родопиан диакон, мучч. при Диоклет. 29 апр. Афонская гора. На ней подвизались преподобные: Афанасий, ум. 980. 5 июля. Петр. 12 июня. Афины . Наркисс, из 70. еписк. 31 окт. Кодрат, из 70. еписк., муч. при Адриане. 21 сент. Дионисий Ареопагит, священномуч. 3 окт. Иерофей священномуч. 4 окт. Ираклий, Павлин и Венедим, мучч. 18 мая. Мартиниан, преп. Палестинский. 15 февр. Бар, Barium, В ari , в Калабрии. Перенесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в 1087. 9 мая. Белгия . Лукиан еп., Максиан пресв. и Иулиан диакон, мучч. при Дометиане. 3 июня. Болгария при Дунае. Мануил, сп. Адрианопольский, Георгии, еп. Деволтский, Леонтий, еп. Никейский и прочие (более 377). мучч. между 814 и 817. 22 янв. Георгий новый, муч. в 1514. 26 мая. Михаил воин, при царе Михаиле. 22 ноября. Болгария при Каме. Аврамий, муч. в 1229 году. 1 апр. Британния . Иосиф аримаф. 4 яив. и в нед. Мирон.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Скачать epub pdf Указатель географических названий А виз, город – 384 Ависараит (Ависорант), ворота в Константинополе-42, 161, 281 Австрия, государство – 599 Адрианополь (Адринополь), город (см. Эдирне) Адринския (Адрийская) ворота в Константинополе – 42, 161, 281 Азия, часть света – 592 Азов (Озов), город-крепость – 61, 177, 303, 377–383, 412, 574, 616 Айя-София, мечеть (см. Софийский собор в Константинополе) Акра (Акко, Акри, Аскри), город – 68–71, 108–110, 184–186, 226, 227, 229, 309–312, 354, 355, 357, 443, 503, 546, 553, 592, 593, 636 Александрия (Аль-Искандария), город-порт – 67, 308, 592, 605 Алешинская волость Можайского уезда – 387 Амвас (Эммаус), село – 78, 107, 192, 193, 224, 320, 352, 431, 552, 595 Анадоли-фенер, маяк на Босфоре – 578 Анатолия, историческая область – 384 Андреевская горка в Киеве – 570 Аниково, село (см. Еникей) Анисимово, деревня – 391 Антиохия, город – 615 Антониева (Онтониева) пещера (см. Ближние пещеры) Арабский халифат, государство – 600 Арбат, улица в Москве – 135, 252, 395, 397, 410, 458, 504, 618, 619 Аримафеи, город – 600 Архикопе (Архикоп), ворота в Константинополе – 42, 161, 281, 540 Архипелаг, группа островов в Эгейском море – 399, 616 Асафатова (Ософатова) юдоль (см. Иосафатова долина) Ат-мейдан, площадь в Стамбуле – 581 Афонская гора (Афон), монашеская республика – 63, 87, 115, 178, 201, 234, 304, 350, 363, 381, 382, 460, 466, 503, 571, 591, 601 Африка, материк – 592 Аялонская долина – 595 Б алканы, регион – 591 Балтийское море – 585 Бари, город-412 Барзна, город (см. Борзна) Батурин (Ботурин), город – 15, 135, 136, 252, 398, 567 Бахр-эль-Джебель, район Египта – 592 Бейрут, город-порт – 600 Белая Церковь , город – 412 Белев, город – 10–12, 59, 130, 132, 175, 247–249, 300, 392, 398, 514, 524, 531, 565 Белевский уезд – 392 Белевское княжество – 565 Белгород Киевский (Белогородка, Белогородской, Белогоротка), город – 21, 141, 142, 258, 536, 573 Беливо, деревня – 403 Белогородская орда (см. Буджакская орда) Белое море (см. Мраморное море)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010