Каковы границы сложившихся объединений или будущих церковных округов? Установить с точностью это невозможно, так как нам почти неизвестны обычные соборы этой эпохи. Существуют в науке предположения: одно, которое считает, что церковные объединения следовали административным делениям Римской империи; второе, которое считает, что церковное деление было более независимо и следовало исторически–этническому делению Римского государства, не совпадающему в тот период с административным. Однако ни те, ни другие для исследуемой эпохи — времени формирования церковных общин — не могут привести решающих доказательств в пользу своих предположений   . Если исходить из последующих фактов — из эпохи Никейского собора, то бесспорно, что процесс образования церковных округов не был абсолютно тождественен , а это в свою очередь не позволяет применять единый принцип деления на церковные области. Совершенно естественно предполагать, что в период образования церковные объединения не были устойчивы — центр объединения мог перемещаться от одной общины к другой, и границы объединения могли так же меняться. В разных местах налицо были разные условия объединения, так что центральная община могла объединить всю гражданскую провинцию или часть ее или даже несколько провинций. Исследованные нами соборы могут лишь отчасти вскрыть картину совершающегося объединения, так как некоторые из них не были обычными соборами, а экстраординарными. Вне всякого сомнения, что для Италии — средней и южной — единственным объединяющим центром был Рим. В Северной Африке Карфаген занял аналогичное с Римом положение, так как и там не было другого центра, который мог бы конкурировать с ним. Собор Агриппина объединил всех епископов провинции Африка, т. е. епископов Проконсульской Африки и Нумидии. Это показывает, что в начале II века существовала в северной Африке тенденция к объединению общин в пределах тогдашней римской провинции, хотя провинция Африка этнографически была далеко не однородна. Если эта тенденция довольно ясно нашла свое выражение на соборе Агриппина, то практически вряд ли дело обстояло таким образом, что общины Проконсульской Африки и Нумидии в одинаковой мере были связаны с Карфагеном. Связи Карфагена с общинами проконсульской Африки были теснее, чем связи его с общинами Нумидии. Таким образом, в Северной Африке существовало как бы два рода объединения — одно более узкое, другое более широкое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

выше). При этих условиях, однако, остается неясным, какого рода помощи они просили у правителя (если предположить, что речь идет о префекте Африки). На основании того, что изложение веры, сделанное Максимом, имеет чисто антимонофизитскую направленность, П. Шервуд склонен датировать это письмо временем, предшествующим александрийскому Пакту объединения (июнь 633 г.). Но этот довод нам не представляется убедительным: у Максима можно найти писания подобного рода, созданные гораздо позднее этой даты; даже когда борьба с моноэнергизмом и монофелитством составляла его главную заботу, Максим не переставал сражаться и с севирианским монофизитством, поскольку видел в этой ереси глубинный источник моноэнергизма и монофелитства. Неназванная игуменья Письмо XI (453A-457D) написано одной игуменье, чья личность не установлена; это могла быть игуменья Иоанния, которой, согласно Фотию 145 , Максим адресовал одно письмо 146 . В письме говорится о монахине, которая покинула монастырь, но потом раскаялась, и оно датируется, вероятно, временем пребывания Максима в Африке 147 . По-видимому, его можно связать с Письмом XVIII, в котором упомянуты отколовшиеся монахини, которые присоединились к монофизитам. В таком случае его можно было бы датировать 641–642 гг. Но если монахиня, о которой идет речь, ушла из монастыря по причине разногласий в вере, в письме содержался бы, по меньшей мере, намек на богословие. Но Максим здесь сосредотачивается на теме покаяния и Божественного милосердия. Георгий, префект провинции Африка Георгию, префекту провинции Африка, адресовано одно-единственное письмо (Письмо I), хотя его имя упоминается в других Письмах (XVI, XVII, XVIII, XLIV, XLV), и этот человек, несомненно, играл важную роль в жизни Максима. В Письме I (PG 91 364А-392В) Максим описывает его как христианина, блистающего добродетелями (364А-365В, 392А), и выражает ему свое восхищение, а также благодарность за многочисленные благодеяния, которые получил от него (392А). Поскольку это письмо было адресовано самому префекту и во время его написания не предполагались другие читатели, нельзя не отметить, что небольшой трактат о духовной жизни, включенный в него, направлен непосредственно Георгию, причем Максим выступает здесь как его духовный отец, выказывая большое уважение к его должности, но в то же время замечая, что «добродетель – устремление воли ( γνμη), а не свойство чина, и богоподобие – качество нрава, а не чести» (364А). В своих советах Максим употребляет слово «мы», как будто он сам должен исполнить то, что советует Георгию; эта манера выражаться является классической для святых отцов, дающих советы духовным чадам, и свидетельствует об их смирении; мы видим, что в Письмах Максим прибегает к ней всякий раз, когда дает духовные советы.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Во II веке зажиточные христиане имели обыкновение приглашать к себе на обед других членов общины, отдавая предпочтение наиболее нуждающимся из них – подобно тому, как поступали епископ и диакон. Греки и жители провинции Африка дали этим благотворительным обедам прекрасное название – «агапе», или «трапеза любви» 1000 . Количество приглашенных на совместную трапезу должно было соответствовать вместимости столовой комнаты частного дома – триклиния (triclinium ), по крайней мере до тех пор, пока сама Церковь не начала проводить такие трапезы, используя для этого специальные залы 1001 . Первое упоминание об этом содержится в письмах Плиния Младшего. Арестованные христиане, пишет он 1002 , «признавались, что собирались для обычной совместной трапезы, совершенно безобидной». Приглашения на совместную трапезу делались по праздничным дням, по случаю воскресного собрания или даже просто при случайной встрече на рынке или ином общественном месте. Вполне вероятно, что диакон советовал хозяину, кого желательно пригласить. Тертуллиан в своей «Защите от язычников» дал красочное описание «трапезы любви», которая своей простотой резко контрастирует с роскошью языческих застолий, подвергаемых им суровому осуждению: на последних ни в чем не было недостатка, в том числе и в громкой отрыжке 1003 , означавшей когда-то у жителей провинции Африка совершенное удовлетворение (у арабов это в обычае до сих пор). Тертуллиан замечал, что великая любовь христиан друг к другу воплотилась в христианской трапезе в регулярное установление. Эти трапезы, вызывавшие самые обидные насмешки со стороны язычников, были совершенно несопоставимы с празднествами, проводившимися, например, в честь Сераписа, чей храм в Карфагене активно посещался язычниками. Там устраивались такие обеды, что дым от кухонных печей «по тревоге поднимал пожарных» 1004 . Название совместной христианской трапезы – агапе, или «трапеза любви», – хорошо выражает ее сущность. Люди, за чей счет устраивались такие трапезы, руководствовались желанием прийти на помощь бедным, не унижая их, дать им возможность утолить голод, не теряя собственного достоинства. Христиане относились к обездоленным столь же доброжелательно, как и сам Бог , тогда как радушный хозяин-язычник имел обыкновение подтрунивать над прихлебателями, собиравшимися к нему на пир.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Евгений 15 июня 2013, 13:53 " Конечно же, наступил восемнадцатый год века - 18=6 6 6 " После того, как пошла нумерология, перестал читать. Олег 24 февраля 2013, 13:13 " Спустя 25 лет и один месяц, в сентябре 1939 года, началась вторая часть той войны. Поскольку русские земли не смогли отразить завоевание с Запада в 1917 году из-за своего богоотступничества, они снова были завоеваны с Запада в 1941 году. Европа была опустошена, унижена и даже стала бы подчиненной Советскому Союзу, если бы он не был остановлен в Берлине. Спустя еще 25 лет и один месяц, в октябре 1964 года, снова произошел упадок Европы, и она утратила духовное и нравственное предназначение. " что имеется в виду? Илья 29 мая 2012, 22:17 " У меня есть предупреждение. Я точно уверен, что мне суждено претерпеть ужасные испытания, и я не получу за них награды в этом мире... Для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия! " Царь Николай II Петру Столыпину Данное высказывание противоречит догмату Христианства об искупительной жертве Христа. Человек не может сам искупить свои собственные грехи, и уж тем более не может искупить грехи России. Только Бог может искупить грехи людей. Георгий 29 мая 2012, 18:29 честоно говоря, смущает начало статьи: почему Россия должна быть носительницей европейского христианства? пусть даже и в истинном смысле. почему Россия не может быть носительницей русского христианства? со всеми нашими достоинствами и недостатками, но именно русского христианства. почему мы не можем быть самими собой: не Европой и не Азией? зачем все эти псевдогеографические находки? Европа - это Европа; зия - это Азия, Африка - это Африка: а Россия - это Россия. неужели не видны существенные различия между нами? не неразрешимые противоречия, но различия. что плохого в различиях? не надо нас затаскивать ни в какой круг, пусть даже и мистически европейский Марина 29 мая 2012, 18:03 Святые царственные страстотерпцы, молите Бога о нас! Никита 28 мая 2012, 23:23 Святитель Иоанн Сан-Францисский: «Царь Николай Александрович был слуга Божий по внутреннему своему миросозерцанию, по убеждениям, по своим действиям, и таким он был в глазах всего Православного русского народа. Борьба против него была тесно соединена с борьбой против Бога и веры. По существу он сделался мучеником, оставшись верным Царю царствующих, и принял смерть так, как принимали ее мученики» (Слово на убиение Царя-Мученика Николая II).

http://pravoslavie.ru/53825.html

Августин (Augustinus) Аврелий (354–430) – христианский теолог и философ, признанный в католицизме святым, а в православии – блаженным. Родился в Тагасте (Сев. Африка, Нумидия). Ведя в молодости «языческий» образ жизни, Августин затем примкнул к секте манихеев, в которой провел около 10 лет. Сильное влияние на Августина оказал также неоплатонизм. После знакомства с Амвросием Медиоланским обратился к христианству и в 387 г. принял крещение. С 391 г. пресвитер, а с 395-го епископ Гиппона (Сев. Африка). Автор многочисленных богословских сочинений – диалогов, проповедей, посланий, Августин сыграл огромную роль в разработке христианской догматики. Ему принадлежит онтологическое доказательство бытия Бога, вытекающее из идеи о существовании всесовершенного Существа не только в человеческом сознании, но и в действительности. Бог, создавший этот мир и его атрибуты – время, пространство, растительный и животный мир, человеческое тело и душу, – творит его непрерывно. В автобиографичной «Исповеди» (ок. 400 г.) Августин прослеживает процесс становления личности во всей ее противоречивости. Рассматривая «темные» стороны человеческой души, он приходит к выводу о необходимости божественной благодати, которая одна может спасти человека от греховной земной жизни и загробного воздаяния. Блаженство дает обладание истиной, которая достигается путем самоуглубления человека, его неустанной духовной работой. Эта истина, заключенная в человеческой душе, и приводит к Богу. В трактате «О граде Божием» (413–426) Августин противопоставляет «град Божий» – общину избранных, объединенных любовью к Богу и христианскими добродетелями, т. е. Церковь , «граду земному» – грешному, языческому миру, воплощением которого для него являлась Римская империя. Ход человеческой истории, по Августину, предопределен божественным провидением. В своем трактате Августин рассматривает исторический процесс как борьбу темных и светлых сил, язычества и христианства. Осуждая насилие, присущее государственной власти, Августин вместе с тем признает ее необходимость. Августин боролся с ересями своего времени – донатизмом, пелагианством, а также с манихеями, к которым некогда принадлежал сам. Для средневекового богословия Августин являлся непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, одним из отцов Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИКТОРИН МАРИЙ [Гай Марий Викторин; лат. Gajus Marius Victorinus] (между 281 и 291, Сев. Африка - между 382 и 386, Рим), богослов, философ и ритор. В. М. род. в рим. пров. Африка, где получил хорошее риторическое образование, начал преподавательскую деятельность и женился. Ок. 340-350 гг. переселился в Италию, сначала, вероятно, в Медиолан (совр. Милан), затем в Рим, где преподавал риторику и др. «свободные искусства» (см. Artes liberales), стал наставником знатных сенаторов и в 354 г. за свою ученость удостоился статуи на рим. форуме. В это время В. М. был ревностным язычником. Позже он внимательно изучал Свящ. Писание и нек-рые христ. сочинения, но вступление в Церковь откладывал, ссылаясь на то, что он христианин в душе. Будучи уже в преклонном возрасте, ок. 355 г., после краткого оглашения он принял св. Крещение. Его открытое исповедание веры стало всеобщим торжеством рим. христиан над язычниками. В. М. еще нек-рое время продолжал преподавать риторику, но все свободное время посвящал полемике с арианством и защите правосл. веры в единосущие Отца и Сына. В период между 358 и 362 гг. он написал основные догматико-полемические трактаты. Эти сочинения базируются на обширных знаниях автором грамматики, риторики, логики и философии: В. М. стал первым в истории лат. богословия метафизиком, попытавшимся разрешить сложнейшие богословские проблемы, опираясь не только на христ. традицию, но и на лучшие достижения античной мысли. После издания в 362 г. эдикта имп. Юлиана Отступника о запрете христианам получать классическое образование В. М. оставил преподавание и посвятил остаток жизни толкованию Посланий ап. Павла. Сведения о жизни В. М. представлены в свидетельствах блаженных Иеронима Стридонского ( Hieron. De vir. illustr. 101) и Августина ( Aug. Confess. VIII 2. 3-5). Сочинения В. М.- автор более 20 сочинений, написанных как до его обращения в христианство, так и после. Они отличаются тематическим и жанровым разнообразием: переводы, комментарии, самостоятельные трактаты, религ. гимны; часть сочинений не сохранилась. Тематически сочинения делятся на 4 группы: грамматико-риторические, логические, философские и богословские. Последние состоят из догматико-полемических и экзегетических. Грамматико-риторические

http://pravenc.ru/text/158588.html

В послании от 21 сент. 417 г. папа известил об этом епископов пров. Африка, переслав им также текст исповедания. В этом послании З. вновь критически отозвался о действиях Ероса Арелатского и Лазаря, еп. г. Аквы Секстиевы, к-рые были главными обвинителями Пелагия на Соборе в Диосполе. Папа заявил, что убежден в православии Пелагия не только в том, что касается учения о Троице и христологии, но также в том, что касается вопросов о грехе, благодати и свободе воли. При этом он фактически отказался от более подробного рассмотрения богословской системы Пелагия и никак не учел антипелагианских творений блж. Августина . З. особо отметил преданность, с которой Пелагий в поисках справедливости обратился к суду Римского епископа ( Idem. Ep. 3). К весне 418 г. мнение папы об учении и о личности Пелагия и Целестия изменилось в сторону безоговорочного осуждения. Причины этого не вполне ясны. Вероятно, поздней осенью 417 г. Собор епископов Африки выразил протест против оправдания еретиков. Африкан. епископы обладали влиянием при дворе рим. имп. Гонория (через его сестру Галлу Плацидию и ее мужа патрикия Констанция), к-рое они могли использовать с целью изменения позиции папы. Свою роль могло сыграть также нескромное поведение Пелагия и особенно Целестия. В послании Аврелию, еп. Карфагенскому, от 21 марта 418 г. З. после рассуждений об авторитете Римского престола упомянул о своей излишней доверчивости к Целестию и заявил, что осуждение папы Иннокентия остается в силе ( Idem. Ep. 12). Вопрос о пелагианстве привлек внимание имп. двора в Равенне. 30 апр. 418 г. имп. Гонорий издал рескрипт на имя префекта претория Италии о немедленном смещении с кафедр сторонников Пелагия. 1 мая 418 г. в Карфагене открылся Собор епископов пров. Африка, которые в форме анафематизмов определили правосл. учение о благодати и первородном грехе. Тогда же (весной 418) З. официально заявил об осуждении пелагианства. Летом папа издал окружное послание (Epistula Tractoria; сохр. в отрывках - PL. 51. Col. 271 sqq.), адресованное всем Церквам Запада и Востока.

http://pravenc.ru/text/200007.html

В своем толковании на это правило Аристин говорит: «Это правило производит смешение и соблазны. Ибо то, чтобы клирик, отлученный своим епископом, обращался к митрополиту его епархии и жаловался – последовательно и правильно. А то, чтобы в отсутствии митрополита отлученный обращался к соседним епископам и поставлял их судьями (εξεταστας) епископа, не подчиненного им – неосновательно и может произвести смятение. Посему это правило и не всеобще, и не действует в других областях, но как поместное в Карфагене и в Африке». 231 См. прав. 37. «На основании сего правила, – говорит Вальсамон, – определяющего, чтобы соседние епископы с соизволения собственного слушали дело, говорят, что судивший в первый раз епископ имеет право присутствовать на суде соседних епископов. Но мне кажется, что это не так: ибо однажды произнесший приговор перестал уже быть судьей по этому делу. Слова с согласия сказаны с тем намерением, чтобы не бесстыдно и не без согласия епископа клирики искали пересмотра дела, но по определению его». 232 О них можно составить ясное представление из послания Карфагенского митрополита Капреола к III Вселенскому собору, в котором он просит извинения в том, что не мог представить «благоустроенного посольства» на собор, потому что по различным бедствиям, которые претерпевала тогда Африка, он не имел возможности созвать у себя собор. См. Деян. Всел. соб. Т. I, стр. 588, 589. Что же касается мнения (напр. Фесслера С. 77), будто такой сложный состав епархиального суда, какой узаконяют 12 и 29 прав. Карф. собора, в Африке был вполне возможен и не причинял никаких особых затруднений (ср. 12 прав.), потому что провинция Африка имела очень много епископских престолов – около 400, то нам кажется, что такое основание для отступления от общего церковного установления не вполне достаточно, ибо в малой Азии по свидетельству Бингама епископских престолов было также не менее 400, однако же там не встречается подобных правил. Bingham. Lib IX, cap. 2, pag. 416. 238 Напр. Tomassinus: Vetus et Nova Disciplina. Lib. 3, cap. VII, 5, pag. 34, и Nardi, которому следует Bouix в своем: Tractatus de capitulis, pag. 5,6,7. Lion. 1862 an.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

85% гвинейцев исповедуют суннитский ислам маликитского толка. Христианство исповедуют ок. 4% гвинейцев (1,7% - католицизм, 1,3% - протестантизм, 1% - независимые африкан. церкви). 10% по-прежнему придерживаются традиц. культов. Количество представителей новых религ. движений, людей, не причисляющих себя к к.-л. религ. деноминации, и атеистов крайне незначительно (менее 1%). Католическая Церковь Гвинеи представляет собой архиеп-ство Конакри, имеющее 2 еп-ства-суффрагана - Канкан и Нзерекоре. Во главе Церкви стоит архиеп. Венсан Кулибали. По данным 2005 г., в Г.- 3 архиепископа (2 на покое), 1 епископ, 106 священников, 42 монаха, 107 монахинь, 56 приходов. Общее число католиков - 170 тыс. чел. Англиканская Церковь Гвинеи представлена отдельным еп-ством, входящим в состав пров. Зап. Африка, и является членом Англиканского сообщества. Диоцез Гвинея имеет 8 приходов с общим количеством прихожан 1,5 тыс. чел. Протестантские церкви, деноминации и секты. Крупнейшей протестант. конфессией является Протестантская евангелическая церковь (50 тыс. чел.- 1995), созданная в 1918 г. амер. Христианским миссионерским альянсом и представляющая «Движение святости». Она объединяет 212 приходов с общим количеством прихожан 50 тыс. чел. Баптисты объединены в Баптистскую конвенцию Гвинеи, в 4 приходах - 100 верующих. Пятидесятники представлены такими орг-циями, как Ассамблеи Бога (Assemblées de Dieu en Guinée) (30 общин, 5 тыс. чел.), Пятидесятническая церковь Аллилуия (Église Pentecôtiste Alleluia) (20 общин, 3 тыс. чел.), и неск. более мелкими общинами, насчитывающими ок. 3 тыс. сторонников. Адвентисты седьмого дня принадлежат к Объединенной миссии Сахель, входящей в состав дивизиона Западно-Центральная Африка. Миссия имеет в Г. 3 прихода с общим количеством прихожан 770 чел. Новоапостольская церковь объединяет более 22 тыс. приверженцев в 70 приходах. Свидетели Иеговы имеют в Г. 20 общин с общим числом адептов ок. 870 чел. Распространены независимые африкан. церкви (НАЦ), в основном харизматического характера, возникшие в сер. XX в. Наиболее многочисленные из них - Свободная пятидесятническая церковь (Église Libre Pentecôtiste), Церковь открытой Библии (Église de la Bible Ouverte) и Евангелическая церковь Шехина (Église Evangélique Shekhina), помимо этого существует множество небольших орг-ций. НАЦ насчитывают в общей сложности ок. 90 тыс. чел. В глухих местах страны проживают неск. тысяч верующих, обращенных посредством радиопроповедей. Общее количество протестантов в Г. на 2004 г.- ок. 125 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/161792.html

Иларион Великий Публикуется по: Творения блаженного Иеронима Стридонского . СПб.; Киев, 1880. Ч. IV. С. 12–15, 18–20, 30–35. Иларион Великий имел такое же значение для Палестины, как его учитель Антоний Великий для Египта. С пятнадцати лет вел аскетический образ жизни, прославился святостью и чудотворениями. Преподобный Антоний выделял его среди своих учеников и называл сыном. Иларион Великий основал монастыри по всей Палестине, оставил после себя множество учеников. Путешествовал в Иерусалим и в пустыню Мертвого моря, многих обратил ко Христу. Посетил место подвигов Антония Великого через три года по его кончине и рассказал об этом. Под конец жизни странствовал по монастырям в разных местах. Скончался восьмидесятилетним старцем на острове Кипр в 371/372 году, предузнав о своем отшествии к Богу. Память его 21 октября/3 ноября. Святой Юлиан и Антоний Великий Публикуется по: Феодорит , епископ Киррский. Церковная история. М., 1993. Кн. 4. С. 169. (Блаженный Феодорит Кирский – знаменитый писатель и учитель V века, богослов, историк Церкви и агиограф. Церковью он почитается как учитель благочестия и блаженный муж среди отцов Халкидонского собора, но его богословские суждения приемлются с оговорками на неточности в изложении и языке. «Церковная история» написана им около 449–450 годов как продолжение к «Истории» Евсевия и уточнение ее.) Из «Исповеди» блаженного Августина Публикуется по: Августин Аврелий . Исповедь. М., 1991. Кн. 8. Гл. 6–8, 11–12. С. 199–204 и 210–211. ( Блаженный Августин (354–430) – известный богослов и проповедник, автор многих трактатов и книг («О граде Божием», «О Троице» и др.). В 387 году окрещен святителем Амвросием Медиоланским . В 388 году основал в Тагасте (Северная Африка) одну из первых там монашеских общин, в которую вошли его сын Адеодат, друг Алипий (с 395 г. – епископ Тагаста, затем – архиепископ Нумидии), Север, Еводий и другие подвижники, близкие Августину по духу. Став в 395 году епископом Иппона (Северная Африка), блаженный Августин постепенно преобразовал епископский дом в монастырь. Автобиографическую книгу «Исповедь», в которой он ярко отобразил свое обращение к Богу под влиянием жития Антония Великого , блаженный Августин начал писать с 397 года.)

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010