Африка. Наибольших успехов православные миссионеры добились на Африканском континенте. К настоящему времени здесь построено свыше тысячи храмов и число православных приближается к семи миллионам, из которых подавляющее большинство – новообращённые коренные жители. Действуют православные семинарии, школы, больницы, появились первые монастыри. Африка входит в сферу канонической ответственности Александрийского Патриархата, миссией по преимуществу занимаются греки, но оказывают поддержку также православные американцы и финны. Миссия интенсивно развивается, – например, только в Танзании за последние шесть лет Православие приняли 70 000 человек. Активные действия ведутся в подавляющем большинстве стран, за исключение мусульманской Северной Африки, где проповедь христианства или запрещена или сильно ограничена. Устроение миссий часто было ответом Православной Церкви на запрос самих африканцев. Некоторые местные общины сами в результате религиозного поиска приходили к Православию, – так было в Уганде, Нигерии, Гане, – где-то первым проповедником оказывался африканец, обратившийся во время обучения в Греции, – так было в Зимбабве, – а где-то люди приходили к Православию в результате сверхъестественных событий – так было в Бенине, где местная протестантская община, просившая в молитве Бога открыть, как должна называться Его подлинная Церковь , получили в откровении ответ: «Моя Церковь называется Православная Церковь ». Спустя несколько лет они нашли эту Церковь и присоединились к ней 156 . О большой склонности африканцев к Православию свидетельствует случай, произошедший на Мадагаскаре в 1996 г. Православный миссионер архимандрит Нектарий совершал поездки, рассказывая о Православии, но никого не крестил сразу, чтобы не было необдуманных и незрелых обращений. Как-то раз он проповедовал в деревне Амбовондраманеси, а после него туда прибыли два американских баптистских миссионера. Настойчиво проповедуя, баптисты пробыли в деревне три дня. В конце своего визита они хотели устроить массовое крещение и обещали селянам одновременно построить для них церковь , школу и больницу. Услышав это, глава деревни Фокотани, встал и от лица всех жителей произнес: «Мы могли бы потребовать вашего отъезда в первый же день, как вы прибыли. Но мы выслушали, что вы хотели нам сказать. Теперь, когда вы закончили своё проповедничество, мы просим вас покинуть нашу деревню и никогда не возвращаться. Нам не нужны ваши церкви, школы и больницы, так как мы православные христиане!» 157 Такая твёрдость была проявлена жителями при том, что они ещё не были даже крещены в Православие, и о. Нектарий не обещал им ничего из упомянутых материальных благ. В настоящее время эта деревня, как и ряд других, полностью православные.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Умаление или почти полное угасание трех восточных православных Патриархатов: Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, привело к тому, что в христианском мире осталось только два центра: Рим и Константинополь. И здесь уместно упомянуть об историческом феномене папизма. Раньше всех появился Римский папизм. Уже в I веке св. сщмч. Киприан Карфагенский обличал Римского епископа, который как «епископ епископов» хочет властвовать над другими Церквами, в частности — Карфагенской (Латинская Африка). После падения в V веке Западной Римской Империи римский папизм получил особый стимул: посреди затопившего Запад моря варварских народов Рим остался твердыней и оплотом не только Православия (большинство разрушителей Западной Империи составляли готы-ариане), но также латинской культуры и даже римской государственности. Появляется идея римского примата, ставящая Римского Предстоятеля во главе Вселенской Церкви. Но папизм был не чужд и христианскому Востоку. Александрия уже в IV веке претендовала на первенство в Восточной Империи: отсюда ее борьба против святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста Константинопольских. Впоследствии эта борьба получила вероисповедную мотивировку: противники IV Вселенского Собора утверждали православие Александрии в противовес «еретичности» Константинополя. Затем начал проявляться и папизм константинопольский. Поначалу его сдерживало стремление императорской власти к равновесию между Патриархатами империи. Но исторические катаклизмы привели к тому, что в пределах империи остался один только Константинопольский Патриархат. Западный, Римский Патриархат, сравнительно мало пострадавший от арабских завоеваний (Латинская Африка, Испания), был не меньше Константинопольского, но сотрудничество этих двух патриархатов многократно прерывалось из-за конфликтов политических, канонических и догматических. Уже после преодоления разделившего Восток и Запад иконоборчества общение двух мировых центров христианства было прервано в результате столкновения свт. Фотия Константинопольского и папы Римского Николая I, притязавшего на роль главы Вселенской Церкви и в качестве верховного судьи осудившего свт. Фотия за мнимо неканоническое возведение на Патриарший престол. Свт. Фотий в ответ выдвинул догматические обвинения ( Филиокве ). Но интересно, что при том же свт. Фотии, уже после восстановления общения с Римом, появился законодательный сборник «Исагога» («Эпанагога»), в котором нашли место элементы константинопольского папизма. В «Исагоге», в разделе, о Церкви, составленном, как все считают, свт. Фотием, говорится об одном единственном Патриархе, как будто другие просто не существуют.

http://pravmir.ru/patriarshestvo-v-russk...

«Так цэ Фэдик, Федя» - Когда вы крестились? - Меня бабушка крестила, когда мне было пять лет. На Украине . Помню, бабушка с мамой приводят меня в храм, а священник спрашивает: «Как тебя зовут?» Я отвечаю: «Эдик». И он поворачивается к бабушке и возмущенно говорит: «Что это за Эдик?! Какое-то немецкое имя». Испуганная бабушка ему отвечает: «Так цэ Фэдик, Федя». Священник добреет и говорит: «Хорошо, ладно, в крещении будет Фёдор». А на днях общался с отцом Леонидом Грилихесом, настоятелем брюссельского храма, и он мне сказал: мол, не волнуйся, есть святой страстотерпец Эдуард, король Английский, которого православные тоже почитают. Но я так и остаюсь в крещении Фёдором, вернее Феодором. - А как вы стали ходить в храм? - Я очень много путешествовал: Америка, Латинская Америка, Индия, Китай, Африка. И как художник старался быть открытым. Изучал человека. Изучал себя. К какому-то моменту мне стало очевидно, что без религии, без культа нет цивилизации. Я видел, что люди, у которых есть тот или иной опыт, связанный с религией, они-то поглубже будут и не только в вопросах веры. Они умеют хорошо общаться, у них есть вкус, они более развиты, у них хорошие семьи. Они здоровее духовно, хотя и беднее материально многих европейцев, потерявших связь с верой. Понятно, думал я тогда, мысленно потирая руки, - значит, всё-таки Бог есть. Надо теперь правильную дорожку выбрать. И начал искать эти дорожки, интересуясь и восточной философией, и исламом, и католичеством, и протестантизмом. При этом я всегда помнил, что крещён. Но тогда как-то совсем был далёк от вхождения в лоно Церкви. И вот 10 лет назад в моей личной жизни за очень короткое время произошли события, которые привели меня к тяжелейшему душевному и физическому кризису. Были недели, когда я не мог выйти из дома. Не хотел видеть ни одного человека и даже близких не подпускал к себе. Я каждый день чувствовал, что могу умереть. Меня тогда спасли работа и вера. В эти тяжёлые дни я начал видеть свой грех, и ко мне пришло покаяние. Однажды ко мне явился сам Иоанн Предтеча, физически я его ощущал. И с тех пор это самый близкий для меня святой. Я понял, что искать веру в других культурах - это ослаблять себя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Статистика Киприан Карфагенский, свт. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, родился около 200 года в городе Карфагене (Северная Африка), где протекла вся его жизнь и деятельность. Фасций Киприан был сыном богатого сенатора-язычника, получил прекрасное светское образование и стал блестящим оратором, учителем красноречия и философии в Карфагенской школе. Он часто выступал в судах как ходатай и защитник по делам своих сограждан. Киприан впоследствии вспоминал, что долго " оставался в глубокой мгле ночной.., далекий от света Истины " . Состояние, доставшееся от родителей и нажитое своей деятельностью, знаменитый ритор тратил на роскошные пиры, но они не могли заглушить в нем жажды истины. Заинтересовавшись христианством, он познакомился с сочинениями апологета пресвитера Тертуллиана (родился ок. 160 г.). Впоследствии святитель писал, что ему казалось невозможным тогда при его навыках достичь обещанного Спасителем возрождения. Из такого тяжелого и нерешительного состояния его вывел друг и руководитель, пресвитер Цецилий. В 46-летнем возрасте ученейший язычник был принят в христианскую общину как оглашенный. Еще до принятия Крещения он раздал нищим все имение и переселился в дом пресвитера Цецилия. Могучее действие возрождающей благодати Божией, полученной им в Крещении, святитель Киприан описал в письме к другу Донату: " Когда возрождающая волна очистила нечистоты моей прежней жизни, свет, тихий и ясный, нисшел с Неба в сердце мое. Когда второе рождение Духом Небесным изменило меня в нового человека, то чудным образом укрепился я против сомнений,открылись тайны, осветилось темное... я узнал, что жившее во мне по плоти для греха принадлежало земле, а началось теперь Божие, живущее Духом Святым. В Боге и от Бога вся наша сила; от Него - наша крепость. Через Него мы, живя на земле, имеем предчувствие будущего блаженного состояния " . Примерно через год после Крещения святой был рукоположен во пресвитера, а когда умер Карфагенский епископ Донат, все единодушно избрали, епископом святого Киприана. Он дал свое согласие, повинуясь настоятельным просьбам, и был рукоположен во епископа Карфагенского около 248 года.

http://lib.cerkov.ru/authors/745

646 Разумеется, прп. Максим никогда и не утверждал наличие у Христа «гноми», способной к колебаниям. Напротив, он саму возможность нашего спасения уже в Вопросоответах к Фалассию (630–633) обосновывал тем, что «Господь не ведал моего греха, то есть изменения моего произволения» (Thal. 42 в пер. А. И. Сидорова цит. по: Максим Исповедник 1993, Кн. II, с. 129). Тем не менее до Диспута это не выдвигалось прп. Максимом как доказательство невозможности противоборства воль Христа. 651 Кулаковский 2004, Т. III, с. 166. См. анализ этих документов и исторического контекста, в котором они были приняты, в: Jankowiak 2009, p. 220–227. Янковяк подчеркивает решающую роль в созыве этих соборов палестинских монахов, возглавляемых прп. Максимом. 654 Как мы уже отмечали, папа Феодор и прежде настаивал в своих посланиях Павлу на том, что Пирр смещен незаконно и что он может признать Павла патриархом только при условии отречения Павла от ереси Пирра. 656 Ничего необычного для византийской истории. Вспомним, что некогда экзарх Африки Ираклий сходным образом провозгласил себя императором: в 610 г. организовал, будучи в Карфагене, морской десант, сверг императора Фоку, объявленного им узурпатором, и занял его место (Кулаковский 2004, Т. III, с. 22–29). 657 Несмотря на поражение от арабов (не захвативших, впрочем, тогда еще Африки, но лишь наложивших дань), Африка не признавала власти Константа вплоть до 60-х гг. VII в. (Там же, с. 168). 658 Янковяк не сомневается в том, что прп. Максим был его духовным вдохновителем (Jankowiak 2009, p. 228). 659 В частности, прп. Максиму, как мы не раз отмечали, пришлось объяснять, в каком смысле он прилагал προαρεσις ко Христу в Thal. 42 (см. opusc. 1: PG 91, 32A). Дает он и новую интерпретацию (Ibid, 21D) выражению о единой энергии Бога и святых, которое сам использовал в amb. 7. 660 Если, конечно, упоминание прп. Максима как автора этой идеи не было вычеркнуто впоследствии редактором. 668 На Сицилии прп. Максим, видимо, пробыл недолго. В датировке периода пребывания прп. Максима в Риме мы следуем Ларше 2004, с. 201.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Амвросий, епископ Медиолана (ок. 340–397) происходил из христианской семьи (его отец был префектом Галлии) и получил юридическое образование. Поначалу Амвросий избрал светскую карьеру, занимая крупную должность в Медиолане (Милан), но в 374 г. неожиданно для самого себя был избран епископом и вскоре приобрел репутацию выдающегося духовного авторитета, каким его воспринимал молодой Августин. О твердости и непреклонности Амвросия ходили легенды. Рассказывали, например, что, когда император Феодосий разрушил Фессалонику, Амвросий закрыл перед ним двери церкви. Основные сочинения Амвросия – «О вере», «О Святом Духе», «О благе смерти», «Об Исааке, или О душе», «Шестоднев» (в большинстве своем – талантливые проповеди ) – показывают хорошее знакомство с неоплатонизмом, но вместе с тем свидетельствуют о нравственно-практической направленности всей мысли Амвросия. «Шестоднев» развивает традицию Василия Великого и широко использует аллегорический метод для толкования Писания. Трактат «Об обязанностях священнослужителей» написан под несомненным влиянием Цицерона и стоической традиции. Деятельность Илария, Викторина и Амвросия, способствовавшая развитию латинской теологии и теологической лексики, укоренению неоплатонические идей на латинской почве, подготовила появление Августина. Аврелий Августин (354–430) родился в Тагасте (Северная Африка), получил хорошее риторическое образование и испытал большое влияние матери-христианки. Поначалу он избрал светское риторическое поприще и думал о карьере адвоката. В молодости ему пришлось пережить увлечение манихейством (дуалистическим учением, напоминавшим гностицизм). Со временем, однако, внутренние перемены и внешние обстоятельства привели Августина к христианству. В середине 380-х гг. он слушал проповеди Амвросия, не без влияния которого вскоре стал христианином. В Медиолане и Риме Августин познакомился с некоторыми сочинениями неоплатоников в переводах Мария Викторина. В 386–388 гг. появились его первые философские сочинения – «Против академиков», «О порядке» и др. – еще очень рассудочные и проникнутые уважением к античной мудрости. Вернувшись в Африку, Августин принял сан священника, а с 395 г. до конца жизни оставался епископом города Гиппон.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Попытки насильственно возвратить для христианства его географическую родину, его Святую Землю, предпринимались и в эпоху Константина, и в эпоху Крестовых походов, – но история и природа вещей были против таких попыток. Иерусалим и Галилея должны находиться вне Christianitas с той же необходимостью, с которой Мекка и Медина должны находиться внутри «дар-аль-ислам». Но этим этно-географические парадоксы истории христианства только начинаются. Какие земли играли наибольшую роль в начальных судьбах нашей веры? Каждый ответит: Малая Азия – земля всех семи церквей Апокалипсиса; Сирия, где впервые прозвучало самое слово «христиане» (Деяния апостолов 11, 26); Александрия, где родилась христианская религиозная философия, и окружающий ее Египет, где начиналось христианское монашество; наконец, Северная Африка, где христианство впервые уверенно заговорило по-латыни. Однако по отношению ко всем этим землям сбылась угроза Апокалипсиса ( Откр. 2:5 ): «сдвину светильник твой с места его»; в VII-VIII вв. они отходят под власть ислама . Но к этому времени пламя христианства начинает охватывать «варварские» народы Северной Европы – кельтов, германцев, славян, балтийские и финские племена. Начинается многовековая идентификация христианства и Европы. Из столетия в столетие поколения до того привыкают к ней, что она начинает казаться само собой разумеющейся; ее поздним, уже анахроническим выражением было заглавие известного фрагмента романтика Новалиса – Cristenheit, oder Europa (Христианский мир, или Европа, 1799). Еще в 1453 г. окончилась тысячелетняя слава христианской Византии; Святая София, самая прославленная церковь греко-православного Востока, стала мечетью; не успело пройти, однако, и полстолетия, как открытие Колумба начало историю христианства по ту сторону Океана. Работа миссионеров, противоречиво переплетавшаяся в исторической реальности с колониальной экспансией Европы, никоим образом однако не сводилась к ней и дала импульс для новых, еще невиданных этно-культурных воплощений разносимой ими веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Когда святая Мелания вместе с матерью Альбиной и святым Апинианом посетила Сицилию, она встретилась со святителем Павлином, епископом Ноланским († 431; память 23 января), своим духовным отцом. Затем вся семья отплыла в Африку (Альбина до самой смерти не разлучалась с дочерью). Во время плавания началась сильная буря, продолжавшаяся несколько дней. Моряки говорили, что это гнев Божий, но блаженная Мелания поняла, что Господь по Своему Промыслу указывает иной путь, и велела корабельщикам предать корабль воле Божией. Волны прибили корабль к острову, на котором стоял город, осажденный варварами. Осаждавшие требовали от жителей выкуп за пленных, грозя городу и людям уничтожением. Святые внесли требуемую сумму и тем спасли от гибели город и его жителей. В Карфагене (Северная Африка) святые продолжали дела милосердия. Они продали свои владения в Нумидии, Мавритании и самой Африке. По благословению епископа города Тагаста Алипия (там поселились святые, недалеко от Карфагена) они устроили два монастыря – мужской и женский, купив для них земли и обеспечив всем необходимым. Святая Мелания приучала себя к еще более строгому посту (она вкушала пищу через день, затем – через два дня и, наконец, оставалась без пищи всю неделю, кроме субботы и воскресенья), к постоянной молитве, воздержанию от сна. Душу святая утверждала чтением Слова Божия, перечитывая все Священное Писание ежегодно три-четыре раза. Она переписывала книги, шила одежды для нищих, себе же сшила власяницу, которую носила, не снимая, от Святой Пятидесятницы до пятницы Святой Пасхи. К такому подвижническому образу жизни святая Мелания приучила и живших с ней девиц. Немало и юношей склонила она жить в чистоте и хранить девство. Многих язычников и еретиков святая милостыней и увещаниями привела к Богу. Через семь лет святые супруги решили поклониться святым местам в Иерусалиме. По пути в Святую Землю они сделали остановку в Александрии, где встретились со святителем Кириллом, архиепископом Александрийским (†444; память 9 июня и 18 января). В Иерусалиме святые обошли все места, освященные жизнью Господа Иисуса Христа и Божией Матери. Блаженная Мелания много ночей провела в молитве у Гроба Господня. На время оставив Иерусалим, она со святым Апинианом посетила отцов-пустынников в Египте, поучаясь у них духовной жизни. В их отсутствие Альбина построила на Елеонской горе дом, в котором они поселились по возвращении. Святая Мелания затворилась в тесной келлии, где провела 14 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Можно заметить, что у Д. Л. С., как и у ее соратников, сочетались свойства, которые этот мир друг другу противопоставляет: истовость пророка — и эксцентричный юмор, женская жалость — и мужская сила; таких сочетаний много. Одно из них — может быть, самое существенное для нее — с необычайной четкостью выражено в сонете, который замыкает настоящее издание. Восемь строк посвящены поистине райскому покою — и вдруг, взлетая ввысь, она вводит пламенную любовь. Не " противопоставляет " ее покою, а как бы к нему прибавляет: и покой без любви, и любовь без покоя — искажены, несовершенны. Заметим, что в этом сочетании свойств одна часть все-таки важнее, стихи завершаются ею, ибо для Дороти Сэйерс, истинной христианки, " любовь из них больше " (1 Кор 13. 13). Ефрем.  Вероятно, ему лет шестьдесят, и последние сорок пять он непрестанно старался сохранить жизнь при дворе, где вчерашнего фаворита сегодня казнят без предупреждения и все поголовно плетут козни против всех. У него высокий блеющий голос, как у взволнованного козла, жидкая бородка, раз навсегда испуганный взгляд. Долгий опыт не научил его, что влиять на Ирода можно только одним способом — стать выше него. Прокл . Ему ещё нет тридцати, но трудная жизнь и привычка к дисциплине придали ему какую-то особую взрослость. Он — римлянин до мозга костей, европеец, презирающий " этот Восток " , житель столицы, презирающий провинциалов. Ни капли не боится Ирода и потому с ним ладит. Мальчик (слуга) . Ему лет тринадцать. Вероятно, грек или левантинец — смазливый, бойкий, совершенно испорченный. Волхвы . Предание (но не Писание) говорит, что волхвы — это цари, символизирующие три человеческие расы: Сима, Хама и Иафета (Азию, Африку, Европу). Каспар  (Азия) - старый учёный человек, достойный и кроткий, немного отрешённый. Мудр мудростью разума. Мельхиор  (Европа) - взрослый человек, занят житейскими делами. Звёзды он вопрошает, чтобы лучше действовать. Мудр мудростью чувств. Валтасар  (Африка) - молодой мистик, которому важны только отношения человека с человеком и человека с Богом. Мудр мудростью сердца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=983...

Кирилл 8 мая 2014, 01:16 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!! Олег 17 сентября 2013, 13:36 Господь милосердный никого не оставляет без внимания. Ольга 5 апреля 2013, 09:15 Удивительно - я только вчера задумалась, а как же обстоят дела с православием в африканских странах - и вот ответ! Причем специально статью не искала! И вот так я очень часто получаю ответы на свои вопросы. Слава Тебе, Господи! Виктор 21 марта 2013, 00:34 каждое дыхание да хвалит Господа аминь 2013-03-21 Иоанна 1 февраля 2013, 13:47 Велика милость Божия ко всем людям. Иван 28 октября 2012, 21:35 Прочитал статью и весь коментарий какой был-ШОК И ТРЕПЕТ!!! Чтож,ВОИСТИНУ СЛАВА БОГУ!!!-и времена действительно апокалиптические. о. Алексий 17 июня 2012, 13:16 Мы только открываем для себя этот мир веры..., а сколько мы потеряли за годы безбожия! И про Килиманджаро читали, а вот о Православии там не слышали! Это знак, что прежде всего веру в людях искать надо. Разговор и свидетельство веры между народами - самая главная подпитка для существования национальных Церквей, в том числе и для Русской Церкви. Наши братья католики и протестанты живут этими впечатлениями целые столетия. А мы только ищем в Православии, какую молитву при какой болезни вычитать, куда и как во время службы нагнуться и свечку куда поставить. Такие статьи несут настоящее просвещение нашему народу!Это настоящее свидетельство о Христе Господе! михаил 1 июня 2012, 22:10 надо попробовать организоваться нашему сытому провославию и принести пожертвования их проваславию,чтоб они могли иметь хотябы самое необходимое для совершения элементарной службы.Что думают по этому поводу наше провославие? Валерий 15 мая 2012, 22:56 О племени масаи узнал из фильма " Белая из племени Масаи " 2005 года выпуска,снятого по реальной истории из жизни одной европейской женщины. Тем интереснее было читать эту статью. Оказывается мы с ними ещё и верой похожи. Спаси Господи участников поездки в Кению за их миссионерские труды. Думаю, они полезны обеим сторонам. Валерий 15 мая 2012, 22:31

http://pravoslavie.ru/52542.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010