57. Возражения против подлинности сочинений, подписанных именем обращенного в христианство проповедью ап. Павла (Деян.17:34) первого афинского епископа Дионисия Ареопагита, были высказаны уже в XV в. (Валла, Эразм Роттердамский и др.). В России ареопагитские споры велись во 2-й половине XIX в., в частности, между проф. Киев. Дух. Акад. К.И. Скворцовым, опубликовавшим в 1871 г. книгу " Исследование вопроса об авторе сочинений, известных под именем Дионисия Ареопагита " , и еп. Порфирием (Успенским). В настоящее время можно считать твердо установленным, что эти сочинения ( " Ареопагитики " ) написаны не ранее 2-й половины V в. 58. Писания мужей апостольских. М., 1862. С.374-430. 59. Там же. С.417. 60. Главный труд св. Иринея, полное название которого " Опровержение и низложение лжеименного знания " , посвящен критике гностицизма (см. прим. V,9). 61. Сочинения Святого Иринея, епископа Лионского. СПб., 1900. С.225-226. 62. Дан.13:20. 63. Ириней Лионский. Цит. соч. С.389. 64. Древний Патерик. С.367. 65. Арианство - рационалистическая ересь IV в., отвергавшая несотворенность Бога Сына и Его единосущие с Богом Отцом; по учению Ария Христос сотворен Отцом и лишь по благодати сделался Богом. 66. См. прим. XIV,a. 67. Движение против почитания икон (объявленного идолопоклонством), начатое византийским императором Львом Исавром (716-741), продолжалось до правления царицы Ирины (775-802), восстановившей иконопочитание; иконоборческое гонение вновь было воздвигнуто Львом Армянином (813-820); окончательно иконопочитание было утверждено при Феодоре (843). 68. " Ибо я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада " (Деян.20:29). " Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси " (2Пет.2:1). " Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире " (1Ин.4:1). " Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их " (2Кор.11:13-15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

60. Он же говорил: «Нехорошо воспитанному говорить с невоспитанными, как и трезвому с пьяными». 61. Он же говорил, что учащийся в трех вещах нуждается: в природных задатках, упражнении и времени. 62. Ойнопид: Ойнопид, видя мальчика, имеющего множество книг, сказал: «Не в сундуке, но в сердце [храни их]». 63. Он же сказал, что ученым книги – напоминания, а неученым – могилы. 64. Он сказал, что гениальный ум для воспитанных – причина блага, а для невоспитанных – зла. 65. Сократ: Когда Сократа-философа спросили о том, что приятнее всего в жизни, ответил: «Учение, добродетель и исследование неизвестного». 66. Стильпон: Стильпон Мегарский, философ, когда тиран Деметрий захватил и разграбил его родной город, был приведен к царю; спрошенный о том, лишился ли он сам чего-нибудь, он ответил: «Из своего – ничего, ибо имею разум и образование, а остальное разве более мое, чем штурмовавших город?» 67. Спрошенный, когда Деметрий грабил его город: «Не забирают ли и из твоего что-либо, Стильпон?», ответил: «Ничего». 68. Ласос: Ласос Герменевт, спрошенный кем-то, что было бы самым мудрым, ответил: «Опыт». 69. Он же, когда один бездарный художник сказал ему: «Побели свой дом, чтобы я разрисовал его», ответил: «Нет, прежде разрисуй его, а я уж после этого побелю». 70. Протагор: Протагор сказал, что не бывает ни искусства без учения, ни учения без искусства. 71. Эпикур: Должно не притворяться любомудрым, но быть таковым. Ибо нам нужно не кажущееся здоровье, но настоящее. 72. Демад: Спрошенный о том, кто был его учителем, ответил: «Афинская трибуна», показывая, что опытность в делах лучше всякого наставника-софиста. Слово 18-е. О благополучии и несчастиях 1. Лк. 16, 25 : [Но Авраам сказал: чадо!] вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. 2. 1Кор. 4, 11 : Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. 3. Сир. 12, 9 : При счастье человека враги его в печали, а в несчастье его и друг разойдется с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

8 .3. Второе путешествие апостола Павла (52–54 гг.) ( Деян. 15, 39–18, 22 ) Прожив некоторое время в Антиохии и утвердив там Церковь , апостолы Павел и Варнава вместе со спутниками Силою и Иоанном-Марком, разделившись на две группы, предприняли новое путешествие. Варнава с Марком отплыли на о. Кипр, а Павел с Силою отправились пешком вдоль берега Средиземного моря на север в город Тарс. Святой апостол Павел посетил во втором путешествии следующие места: в Малой Азии – Сирию, Киликию (Тарс), Ликаонию (Дервия, Листра, Икония), Антиохию Гисинийскую, Галатию и Фригию, Троаду (древняя Троя); в Греции – Неаполь; во Фракии – Филиппы, Амфиполь, Фессалоникли (Салоники), Верию, Афины. Город Афины представлял особенно удобное место для евангельской проповеди. Афиняне отличались философским образованием: на улицах и площадях города постоянно велись споры о разных вопросах, так что, кроме синагоги, апостол мог находить слушателей для своей проповеди и под открытым небом. Но гордые своим философским образованием, представители школ стоиков и эпикурейцев высокомерно и поверхностно отнеслись к апостольской проповеди. Они даже не поняли самого главного в ней. Слыша в проповеди апостола имя Иисуса и слово «воскресение», они думали, что он проповедует каких-то новых богов. Жаждующие услышать разъяснений от апостола Павла, греки схватили его и привели на высшее афинское судилище – ареопаг. Здесь апостол произнес блестящую речь, которая может назваться образцом ораторского искусства и христианской проповеди ( Деян. 17, 22–31 ). «Афиняне, – начал свою проповедь апостол Павел, – по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «Неведомому Богу». Сего то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» ( Деян. 17, 22–23 ). Закончил свою проповедь апостол благовестием о Христе, воскресшем из мертвых. Не веровавшие в воскресение мертвых философы  эпикурейской школы стали смеяться над проповедником и говорили: «Об этом мы послушаем тебя в другое время» ( Деян. 27, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XII. 1. Египтяне же, будучи глупее и безрассуднее их, вдались в заблуждение хуже всех народов. Ибо они не удовлетворились предметами почитания варваров и эллинов, но объявили за богов еще и бессловесных животных, обитающих как на суше, так и в воде, а также деревья и растения; и погрязли во всяком безумии и нечестии хуже всех народов на земле. 2. Прежде же всего, почитали они Изиду, о которой говорят, что она истинная богиня и что она мужем своим имеет брата - Озириса. Но так как муж ее был убит другим своим братом - Тифоном, то Изида убежала с сыном своим - Гором в Библос Сирийский и оставалась там до тех пор, пока сын ее не вырос; после чего он сразился с своим дядей - Тифоном и умертвил его. Тогда Изида, вместе с сыном своим ходила повсюду и искала труп своего мужа Озириса и горько оплакивала его смерть. 3. Если же теперь, Изида действительно богиня и не могла помочь Озирису, своему брату и мужу, то возможно ли, чтобы она помогла кому-либо другому? Невозможно, чтобы божественная природа боялась и бегала, или плакала и жаловалась; иначе она была бы очень жалка. 4. Но и об Озирисе говорят, что он был благодетельным богом. Однако он был убит Тифоном и не мог помочь себе; а известно, что подобного нельзя сказать об истинном Боге. 5. И о брате его - Тифоне говорят, что он бог, тот, который убил своего брата; но он был умерщвлен сыном своего брата и своей невесткой и не мог себе помочь. Какой же он после этого, бог? 6. И так как Египтяне были неразумнее остальных народов, то они не довольствовались этими и им подобными богами, но именами богов называли и одушевленных животных. 7. Ибо некоторые из них обоготворили овцу, другие - козла, иные - тельца и свинью; одни - ворона и сокола, другие - коршуна и орла; прочие - крокодила, собаку, вола, обезьяну, дракона и змею, наконец, некоторые - лук, чеснок, шиповник и прочие творения. 8. И не заметили, несчастные, относительно всех этих предметов, что они не имеют никакой силы. И видя, что эти божества постоянно снедаются людьми, сжигаются, приносятся в жертву и подвергаются гниению, они все же не поняли, что таковые не суть боги. Итак, в великое заблуждение впали Египтяне, введя подобных богов, в сильнейшее, чем все народы земли.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: «истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю».    При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!    Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой». Потом говорит Иоанну: «вот, Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.    Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до девятого часа (по нашему счету до третьего часа дня), т. е. до самой смерти Спасителя.    Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «или Творец страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.    Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: «Или, Или! лима савахфани!» то есть «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира.    Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: «вот, Илию зовет Он». А другие говорили: «посмотрим, придет ли Илия спасти Его».    Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: «Жажду».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

А вот по вопросу предстоятельства в Элладской Церкви не могу с Вами согласиться. Конечно, после ухода Е.Венизелоса митрополиту Мелетию пришлось несладко. Его низведение с архиепископского престола было вопросом времени, но он опередил события. Формально не будучи низложенным (но все же находясь под церковным судом Элладской Церкви), он в 1921 г. был избран патриархом Константинопольским. Иными словами, 25 ноября 1921 г. патриархом Константинопольским заочно был избран митрополит Афинский Мелетий Метаксакис. Николай Липатов, Ноттингем 13 ноября 2011г. 09:22 Евангелие от Матфея гл. 20, ст. 25-28: Иисус же, подозвав их, сказал: " Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так-как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих " . (Ср. Евангелие от Луки гл. 22, ст. 24-27) Если мы принимаем слова Христа всерьёз, то стоит попросить о последнем месте в диптихе. Остальные поместные Церкви могут действовать по своему разумению. Иннокентий Павлов, Москва 14 ноября 2011г. 15:54 Уважаемый Николай, Приведённая Вами цитата из Евангелия исторически была использована ровно для обратной цели, а именно - утверждения примата. Когда Иоанн Постник стал именоваться Вселенским (в значении имперским) Патриархом, и поставил сей титул под письмом Папе Григорию Великому (Двоеслову). По последний, имея в виду сказанное в Мф 20:26-27, подписался под ответом:  Servus servorum Dei (=Раб рабов Божиих), это стало папским титулом. Так он отстаивал первенство Римского епископа и не только в диптихе. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/2239930

А другие скажут: «Да они просто напились сладкого вина». Произойдет обращение сотника Корнилия — и одни будут удивляться, что Дух Божий излился на язычников, а другие будут упрекать Петра за то, что он ходил, ел и пил с обрезанными. То есть Книга Деяний на самом деле призывает нас к некоторой духовной чуткости, к тому, чтобы видеть за обычными событиями действие Божие. А как научиться узнавать волю Божию, слышать голос Божий? Сегодня есть некоторые миссионеры, которые Бога представляют этаким судьей, который предлагает: «Вот вам 10 заповедей и еще блаженства. Хотите попасть в рай — давайте с нами. Не хотите — Бог вас осудит». Бог у Луки не выглядит этим страшным судьей. Еще древние замечали, что если Бога мы будем представлять только как судью, это будет не Бог, а скорее дьявол. Его Суд всегда уравновешивается Его милостью. Если мы откроем с вами, например, 17-ю главу Деяний, где апостол Павел проповедует в афинском Ареопаге, он говорит там такие замечательные слова о Боге: «Бог, сотворивший мир и все что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-то нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян 17:24). Бог, у Которого есть все, не нуждается в том, чтобы мы что-то Ему такое особенное делали, что-то Ему давали. «От одной крови он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя он и недалеко от каждого из нас» (Деян 17:26–27). Какие прекрасные слова… «Мы — подобные вам человеки…» Для чего Господь создает разные нации? Для чего Он создает людей? Некоторые думают: для творчества. Другие думают: чтобы оставить свое потомство в детях. Павел же говорит: «Дабы они искали Бога. Не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян 17:27). Мне кажется, здорово, что Господь создает нас для себя. Но дальше намечается развилка: Бог выбирает Израиль.

http://blog.predanie.ru/article/chitaem-...

Агни Йога утверждает, что «Христос не был тем, обещанным Писанием, Мессией» (Письмо Е. Рерих от 30.6.34). 11. Христиане исповедуют, что Христос есть единосущный Сын Божий, есть то Слово, о котором говорит пролог Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1,1). Теософы называют веру в Христа как в Бога «слепой и бесплодной» (Е. П. Блаватская. Письма. М., 1995, с. 253). 12. Христиане исповедуют, что Христос спас нас не своим «учением», а тем, что в Нем реально оказались соединены и примирены человеческая и божественная природы. Ограничение служения Спасителя лишь проповедью лишает христианство самого главного его содержания и самой большой его радости – Пасхи. «Живая этика» утверждает, что если Христа и можно называть «Спасителем», то только потому, что Он спас людей от незнания, «напомнив» им законы этики. Для Е. Рерих Голгофа – лишь иллюстрация заповедей, но не сам акт Спасения: «Если бы Он не пострадал, то Учение Его было бы забыто» (Письмо Е. Рерих от 7.5.39). Крест не спасает людей, а просто напоминает о некоторых нравственных прописях. 13. Христиане исповедуют телесное воскресение Христа. Агни Йога утверждает, что Христос вообще не воскресал или что это было воскресение не тела, а некоего духа. Более того, по их мнению Христос уничтожил Свое тело. 14. Христиане исповедуют, что даже тело человека может, преобразившись, войти в Вечность. «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное… Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15,42-53). Последователи Рерихов, подобно афинской толпе (Деян. 17,32), считают абсурдной апостольскую проповедь о телесном воскресении мертвых. «И сейчас имеются люди, образованные и считающие себя даже учеными в некоторых областях, которые верят, что в День Страшного суда они воскреснут в своем физическом теле! Чем объяснить такое самоодурение?» (Письмо Е. Рерих от 17.2.34).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Апология, которую афинский философ Аристид держал перед императором Адрианом о почитании Бога Всемогущего 18 . 1 1. Я, царь, по соизволению (Gnade, προνο) Бога явился в мир и, созерцав здесь небо, землю и море, солнце, луну и проч., удивился красоте мира. 2. Но я понял, что этот мир и все, что в нем есть, приводится в движение посторонней силой, которая и есть Бог; а известно, что все движущее – сильнее движимого и содержащее – крепче содержимого. Допытываться же о Промыслителе и Руководителе всего, каков Он есть, как кажется мне, бездельно и выше меры трудно, а потому и рассуждать об этом бесполезно; ибо Сущность Его бесконечна и непостижима для всех тварей. 3. О двигателе же мира я говорю, что Он есть Бог всего, сотворивший все ради людей; и, как кажется мне, полезно почитать и бояться Бога, но не стеснять (λυπεν, не огорчать) и человека. 4. Далее, в пределах дозволительного, надлежит знать о Боге, что Он нерожден, несотворен, безначален и бесконечен, бессмертен, совершен и непостижим. Поскольку Он совершен, Он не имеет никакого недостатка и не терпит нужды ни в чем; наоборот, все имеет нужду в Нем. Он безначален, ибо все, что имеет начало, имеет и конец, а имеющее конец разрушается. 5. Он не имеет имени, ибо наименование есть общее свойство тварных существ. Он не имеет ни окраски, ни внешнего вида, так как владеющий им тем самым приобщается к разряду сотворенных предметов. В Нем нет различия мужеского и женского начала, так как тот, в ком это есть, бывает подвержен страстям. Небо Его не обнимает, но Он небо и все видимое и невидимое содержит Собой. 6. У Него нет противника, так как не существует никого, кто-бы был сильнее Его. Им не владеют зависть и гнев, так как нет ничего такого, что бы могло оказать Ему сопротивление. Ошибки и неведение чужды Его натуре, которая вся есть совершенная мудрость и знание. Им все содержится. И Он не нуждается в жертве или возлиянии и ни в чем видимом, но в Нем все имеет нужду 19 . 2 Итак, после всего сказанного о Боге, насколько уделено мне об этом говорить (καθς μ χρησε), перейдем к человеческому роду, чтобы увидать, кто из людей участвует в истине (вышеуказанного богопознания) и, кто разделяет заблуждение. 2. Нам известно, царь, что в этом мире существуют четыре рода людей: варвары и Эллины, Иудеи и Христиане 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aristid_Afinsk...

Апостол как будто уже не отделяет себя от Христа, его единственное желание – поскорее разрешиться от плоти и истее сочетаться Христу 35 , – он сознает в себе ум Христов, чувства Христовы, волю Христову, – живет ли, умирает ли – для Христа: «живу уже не я, а живет во мне Христос», «Божия сила и Божия премудрость». 36 Поистине сверхъестественная сила немощного плотью человека заставляет его – одного, без всяких внешних средств и посторонних содействий, с Библиею только в руках, да с пламенной любовью ко Христу в душе – выступить против целого мира врагов – иудеев и язычников, и в два-три десятилетия завоевать этот мир Христу. Мы видим в Апостоле какую-то сверхчеловеческую энергию, направленную к одному делу, сосредоточенную на одной цели – все далее и далее раздвигать завоевание мира Христу – от Иерусалима до Антиохии, от Антиохии до Ефеса и Коринфа, от Коринфа до Иллирии, Рима, Испании, до пределов вселенной. Пред нами постоянная и напряженная работа духа и тела, обращающая всю жизнь Апостола народов в непрерывный и тяжелый подвиг его самоотверженной любви ко Христу и человечеству, – подвиг добрый, окончившийся вожделенным для подвижника мученичеством за Христа и достойным венцом правды от Праведного Судьи. 37 Да, это – не изнеженный и обеспеченный афинский аристократ, одетый в хитон изящного реализма чувственных наслаждений души и тела, под тонкопрозрачным плащом розового идеализма. Это – и не всевластный повелитель безчисленных рабов, разочарованный в испытанных уже наслаждениях плоти, и почивший в мире. Это – Павел, раб, сотрудник и мученик Христов, восторженно взывающий: «кто нас отделит от любви Божией? Скорбь, или притеснение, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Да, я убежден, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начальства, ни настоящее, ни силы, ни высота, ни глубина, ни какая тварь другая не сможет нас отделить от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем». 38 Такая любовь наполняла Певца Новозаветной Любви. Переходим к сравнению форм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010