4. Богословскую позицию священномуч. Мефодия можно назвать умеренно-эллинистической. Мысли, высказанные в его сочинениях, повторяют многие святые отцы Церкви IV века. Глава седьмая. Преподобномученик Лукиан § 1. Жизнеописание Преподобномуч. Лукиан, пресвитер Антиохийский, родился в Самосатах в 220 году от богатых родителей. Благодаря родителям он получил хорошее светское образование. По смерти родителей преподобномуч. Лукиан прибыл в Эдессу, где занимался изучением Священного Писания под руководством исповедника Макария в Эдесской школе. Переселившись из Эдессы в Антиохию, преподобномуч. Лукиан был сделан пресвитером. Со временем, будучи уже многоопытным старцем, преподобномуч. Лукиан, по примеру Эдесской школы, основал в Антиохии христианское училище, которое постепенно стало знаменитой Антиохийской богословской школой. В 311 году, во время гонений императора Максимиана, преподобномуч. Лукиан был схвачен и отвезен в Никомидию на суд императора. В свою защиту преподобномуч. Лукиан представил письменную апологию Христианства, отрывки из коей сохранились в «Церковной истории» Руфина. После сего преподобномуч. Лукиан был в оковах брошен в тюрьму. Свят. Иоанн Златоуст основываясь на предании Антиохийской Церкви сообщает, что преподобномуч. Лукиан был мучим голодом с целью склонить его к вкушению идоложертвенной пищи, которую он отвергал. На все вопросы на суде преподобномуч. Лукиан отвечал: «Я – христианин». 7 января 312 года преподобномуч. Лукиан принял мученический венец. В 326 году св. царица Елена воздвигла над его мощами великолепный храм. Память преподобномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского, церковно празднуется 15/28 октября. § 2. Сочинения Догматические сочинения преподобномуч. Лукиана не сохранились до нашего времени, а те, что существуют под его именем – подложны или настолько искажены, что по ним невозможно судить о его церковно-литературном творчестве. Главный церковно-литературный труд жизни преподобномуч. Лукиана – это пересмотр и исправление греческого перевода Ветхого Завета (70-ти толковников), а также всего текста Нового Завета. В его редакции Ветхий Завет был представлен в трех параллельных столбцах, вмещавших в себе тексты: еврейский, сирийский и греческий перевода 70-ти, последний с устранением излишних вставок и с внесением пропущенного. В этом виде греческий текст Лукиановой редакции был близок к тому тексту Библии, который Ориген и еп. Евсевий Кесарийский называли κοιν («кини», т. е. общеупотребительный в Церкви); в нем не было тех дополнений, которые внес в свою редакцию Ориген . Свят. Иоанн Златоуст считал, что перевод Священного Писания сделанный преподобномуч. Лукианом важнее и правильнее, чем текст палестинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Самой первой латинской школой является римское училище св. Иустина Философа , которое, однако, было более философским, чем богословским и, соответственно, нетипичным для латинского направления. Эта первая латинская школа не оставила по себе следа. Древнейшим образцом латинской школы является «монастырь клириков» («monasterium clericorum») блаженного Августина , основанный им около 396 г. в Иппоне, в Северной Африке. Некоторые воспитанники этой школы, став епископами в Европе, основали подобные школы в своих епархиях. Более поздним образцом латинской школы является монастырская школа сенатора Магна Аврелия Кассиодора, основанная им в Италии в 540 году. Эта школа сочетала в себе черты западной августинианской и восточной антиохийской школ. В целом для латинского направления характерны – морализм, логичность, юридизм, увлеченность вопросами церковной дисциплины, а также церковным красноречием. Мы рассмотрим жизнеописания, сочинения и учения святых отцов и церковных писателей всех перечисленных богословских направлений. Однако в данный IV отдел (I периода) включены только те отцы, которые жили до начала IV века, то есть относятся к I периоду принятой нами патрологической хронологии. Жития, творения и учения представителей латинского и некоторых представителей эллинско-александрийского и сирийско-антиохийского богословских направлений будут рассмотрены в порядке хронологии, при обзоре последующих периодов. Глава третья. Климент Александрийский § 1. Жизнеописание Тит Флавий Климент родился около 155 года, вероятнее всего, в Афинах, хотя некоторые называют его александрийцем. Родители его, по-видимому, были язычниками и дали сыну всестороннее образование. Климент хорошо изучил философию Платона, стоиков, Филона и был даже посвящен в языческие мистерии. Но все, что он видел в греческой философии, не удовлетворяло его и, подобно св. Иустину Философу , он продолжал поиск истины. Познакомившись с Христианством и убедившись в его духовном превосходстве, Климент оставил язычество и крестился. Для того, чтобы приобрести более подробные сведения о Христианстве, он предпринял путешествие по Греции, Италии, Сирии и Палестине. Во время этого путешествия он слушал апостольских учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Ко времени учения Г. Б. в Афинской академии господствующей философской школой в ней стал неоплатонизм с ярко выраженной теургической направленностью. Г. Б. впосл. упрекал Афины за то, что они «изобилуют худым богатством (идолами), которых там больше, чем во всей Элладе, так что трудно не увлечься за восхваляющими и защищающими их» (Or. 43. 21). Однако и влияние христиан в академии становилось все более ощутимым. Христиане преподавали наряду с нехристианами: наставниками Г. Б. в софистике были язычник Имерий и христианин Проэресий ( Eunap. Vitae sophist. 487-488; Socr. Schol. Hist. eccl. IV 26; Sozom. Hist. eccl. VI 17; Сократ и Созомен упоминают среди учителей Г. Б. антиохийского ритора Ливания, что маловероятно). Среди учеников также были и христиане, и язычники - каждый мог исповедовать ту или иную религию по своему усмотрению. Основными предметами, изучавшимися в академии, были риторика и софистика: в Афинах Г. Б. приобрел риторическое мастерство, впосл. стяжавшее ему бессмертную славу. Основными лит. образцами при изучении риторики оставались сочинения Гомера, Еврипида и Софокла, памятники аттической прозы и поэзии, преимущественно на мифологические сюжеты. Обширными знаниями в области античной мифологии, к-рыми Г. Б. отличался от др. отцов Церкви IV в. ( Demoen. P. 211-212), он был в значительной степени обязан занятиям в Афинах. Своеобразие его лит. стиля также во многом обусловлено профессиональными навыками в риторике. Философии в академии уделялось меньше внимания, чем риторике. Хотя в сочинениях Г. Б. помимо Платона и Аристотеля постоянно упоминаются мн. др. античные философы, ссылки на них как правило носят общий характер. Его мало интересовали обычные студенческие развлечения: он предпочитал жизнь тихую и уединенную. Главным его желанием было преуспеть в риторике и др. науках, «приобрести познания, которые собрали Восток и Запад и гордость Эллады - Афины» (Carm. ad alios 7//PG. 37. Col. 1554; De vita sua//PG. 37. Col. 1044). Святители Григорий Богослов и Василий Великий. Роспись ц. св. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, Греция. XI в.

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

– Ваше Святейшество, что бы вы пожелали нам, верующим, в России и Сербии? – Что я могу пожелать как Патриарх – прежде всего, хранить веру. Не просто хранить, не просто говорить о ней, но жить по вере, ибо именно так мы можем показать ценность и сущность веры – жизнью. И то, что нам необходимо сейчас, – единство православных. К сожалению, проблемы, существующие в мире, не миновали и нас, и у нас в Церкви существуют расколы, и у нас в Сербии, и в какой-то мере в России, в других странах, так что нам необходимо единство, а его отсутствие – это тоже одно из последствий ослабления веры, таким образом, самым необходимым в наше время является единство. Биографическая справка Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий Ириней родился 28 августа 1930 года в селе Видова под городом Чачак. Получил начальное образование в родном селе, затем окончил гимназию в Чачаке, по окончании гимназии продолжил обучение в духовной семинарии в Призрене и богословском факультете Белградского университета. Молодои иеромонах Иринеи (справа) на интронизации Патриарха Германа в Печскои Патриархии По окончании университета служил в армии, после чего назначен преподавателем Призренской семинарии. Перед вступлением в должность, в октябре 1959 года, принял монашеский постриг от Святейшего Патриарха Сербского Германа в монастыре Раковица с наречением имени Ириней. В день святой преподобной Параскевы Сербской, 27 октября того же года, рукоположен во иеромонаха в храме Ружица на Калемегдане. Продолжил образование в аспирантуре при богословском факультете Афинского университета. В 1969-м году назначен заведующим монашеской школой Острожского монастыря; затем – ректором Призренской семинарии. В 1974-м году избран епископом Моравичским, викарием Святейшего Патриарха Сербского. На кафедре с 14 июля 1974 года, с 1975 года – епископ Нишский. Патриарх Иринеи. Фото Светланы Луганскои 22 января 2010 года, на заседании Архиерейского Собора в Белграде, в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом Сербской Православной Церкви, избран на Сербский Патриарший престол.

http://pravoslavie.ru/135530.html

После смерти Михаила (Константинидеса), архиеп. Сев. и Юж. Америки (с 1996 эта епархия переименована в Американскую архиепископию ), большинство членов Синода К-польского Патриархата хотели избрать на вдовствующую кафедру Мелитона (Хадзиса), митр. Имбросского. Однако Афинагор и премьер-министр Греции К. Караманлис предложили кандидатуру И. После того как 7 членов Свящ. Синода из 12 высказались против его кандидатуры, они были выведены из состава этого органа. 14 февр. 1959 г. И. был избран архиепископом Синодом, состоящим из 5 членов (хиротония 1 апр. 1959). Избрание И. архиепископом Сев. и Юж. Америки совпало с усилением потока греч. эмигрантов в США и Канаду и значительным увеличением грекоязычного правосл. населения. В связи с этим И. реорганизовал адм. и церковные структуры архиепископии, много сделал для развития местных греч. общин и приходов, число к-рых к концу его служения достигло почти 500. И. учредил проходящие раз в 2 года собрания духовенства и мирян для обсуждения и решения актуальных церковных проблем, усилил роль архиепископского совета, открыл при архиепископии отделы по делам молодежи, образования, катехизаторского просвещения, общественных связей, духовной миссии и др. Большую роль сыграло утверждение нового церковного устава Американской архиепископии (1977), целью к-рого стала децентрализация церковного управления с предоставлением больших полномочий митрополиям. Был восстановлен Синод Американской архиепископии, упраздненный прежним уставом (1931). И. преобразовал газ. «Православный обозреватель» (Ορθδοξος παρατηρητς) в периодическое издание Американской архиепископии, выходящее 2 раза в месяц. Учредил фонд «Руководство 100» (Ηϒεσα τν 100; Leadership 100) для финансирования программ архиепископии. Благодаря усилиям И. Богословская школа Св. Креста в Бруклайне получила аккредитацию Ассоциации богословских школ США и статус, аналогичный богословским фак-там Афинского и Фессалоникского ун-тов и Халкинской школы. Была воплощена в жизнь идея создания Греческого колледжа - центра греч. исследований, связанного с Богословской школой Св. Креста. В 1973 г. по предложению И. Греческий колледж был объединен с Академией св. Василия, что, однако, не принесло ожидаемого повышения авторитета академии. И. основал ряд благотворительных и научных орг-ций (напр., музей, посвященный 1-й греч. колонии в Америке (1768), при часовне во имя свт. Фотия, патриарха К-польского). Оказал значительную помощь кипрским беженцам после оккупации Турцией Сев. Кипра (1974).

http://pravenc.ru/text/200279.html

1 ноября 1931 г. архиепископ Афинский выпустил официальное заявление от имени Священного Синода Элладской Церкви, выражая поддержку сосланным английскими властями киприотским иерархам -— митрополитам Никодиму и Макарию, и другим изгнанникам, он также послал телеграмму архиеп. Кентерберийскому, прося заступиться за изгнанных. [xxiv] В этом же году произошло очередное изменение государственного закона об Элладской Церкви. Благодаря парламентскому указу 1931 г., временно предоставившему старостильникам свободу богослужебных собраний, их число к октябрю 1934 г. по некоторым оценкам достигло 200 тыс. (по другим — 50-60 тыс.). [xxv] 12 октября 1933 г. Священный Синод под председательством архиеп. Хризостома выслушал доклад специальной комиссии из четырех архиереев, которым было поручено на предыдущем заседании Синода изучить вопрос о масонстве. После обсуждения доклада, архиереи единогласно пришли к выводу, что «масонство не является просто филантропической организацией или философской школой, но являет собой мистическую систему, напоминающую нам древние языческие религии и культы — от которых оно происходит и возродителем и продолжателем которых является... Вселенская Православная Церковь, хранящая в неповрежденном виде сокровище Христианской веры, каждый раз когда поднимался вопрос о масонстве, выступала против него. Недавно на Всеправославном совещании проходившем на Св. Горе Афон, в котором принимали участие представители всех автокефальных Православных Церквей, масонство было охарактеризовано как учение «ложное и противохристианское... Посему, все кто участвует в мистических масонских ритуалах отныне должны порвать всякие связи с ложами и их деятельностью». [xxvi] Тем временем старостильное движение продолжало развиваться. В октябре 1933 г. четыре епископа Элладской Церкви — митрополиты Василий Дроинополисский, Герман Димитриасский, Ириней Кассандрский и Василий Драмский — предложили Свящ. Синоду перейти на юлианский календарь. В ответ им пригрозили запрещением. В 1934 г. старокалендарные греки обратились к Первоиерарху Русской Православной Церкви за границей митрополиту Антонию (Храповицкому) за архиерейской хиротонией, но получили отказ.

http://bogoslov.ru/article/1029958

Затем Святейшего Владыку приветствовал протоиерей Владимир Воробьев. Ректор ПСТГУ преподнес Его Святейшеству икону с изображениями святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, и святителей-новомучеников ХХ века, предстоящих Державной иконе Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Предстоятель Русской Церкви передал в дар ПСТГУ Владимирскую икону Божией Матери, протоиерею Владимиру Воробьеву был вручен крест с украшениями. «Хотел бы поблагодарить Вас, отец Владимир! Вы основатель, вдохновитель, труженик, человек, который отождествил себя с этой школой. В память о сегодняшнем совместном служении хотел бы преподнести вам крест с украшениями», — сказал Святейший Владыка, вручая награду. Студентам ПСТГУ Святейший Патриарх передал свою книгу «Только жизнь. Диалог с молодежью». Далее преподавателям и сотрудникам вуза были вручены церковные ордена. Указом Святейшего Патриарха Кирилла в ознаменование 30-летия основания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и во внимание к трудам на ниве духовного образования наград Русской Православной Церкви были удостоены: «Еще раз всех вас поздравляю, дорогие многочтимые владыки, отцы, братья и сестры, студенты! И еще раз призываю благословение Божие, чтобы Его силой, Его милостью мы хранили себя от всякого зла и с упованием на Его волю благую и совершенную шествовали по своему жизненному пути. Храни вас Господь!» — сказал в завершение Предстоятель Русской Церкви. Затем по благословению Святейшего Патриарха Кирилл управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий  возглавил торжественный годичный акт ПСТГУ. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892).

http://patriarchia.ru/db/text/5977724.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ V (Дожич Джордже; 17.05.1881, с. Вруице близ Колашина, Черногория - 7.05.1950, Белград), Патриарх Сербский в 1938-1950 гг. Окончил школу в мон-ре Морача , игуменом к-рого был его дядя архим. Михаил (Дожич), затем Богословско-учительскую школу в Призрене. 26 февр. 1900 г. пострижен в монашество в мон-ре Сичево . На следующий день рукоположен во диакона, через неделю - во иерея еп. Нишским Никанором (Ружичичем). В 1905 г. поступил на богословский фак-т Афинского ун-та и в 1909 г. получил ученую степень д-ра богословия. В 1910 г. указом кор. Петра I Карагеоргиевича в звании синкелла назначен главным секретарем мон-ря Хиландар на Афоне, затем референтом по церковно-образовательным вопросам при Сербском представительстве и управляющим серб. школой в Стамбуле. Для изучения франц. языка нек-рое время провел в Швейцарии и во Франции. По возвращении в Стамбул был возведен в сан архимандрита. 1 дек. 1911 г. избран митрополитом Рашско-Призренским и Скендерийским, 4 дек. состоялась хиротония. В 1913 г. переведен на восстановленную Печскую кафедру. Во время первой мировой войны был интернирован австрийцами в г. Сегед (Венгрия), но затем из-за болезни перемещен под надзор в г. Улцинь (Черногория). В нояб. 1918 г. был участником Великой народной скупщины в Подгорице, к-рая приняла решение о воссоединении Черногории с Сербией, возглавлял делегацию черногорских депутатов в Белграде при подписании документов о воссоединении. 17 нояб. 1920 г. избран митрополитом Черногорско-Приморским. Возглавлял делегацию СПЦ на «Всеправославном конгрессе» , проходившем в К-поле с 10 мая по 8 июня 1923 г. На конгрессе выступил за введение т. н. новоюлианского календаря, внес на обсуждение вопросы о церковном браке, возрастных границах ставленников во священство и присоединении к Православию католич. клириков. Гавриил V (Дожич), Патриарх Сербский. Фотография Гавриил V (Дожич), Патриарх Сербский. Фотография Председательствовал на Соборе СПЦ, на к-ром 30 апр. 1930 г. патриархом Сербским был избран Варнава (Росич) . Выступал против заключения конкордата между Югославией и Ватиканом, убеждал Патриарха Варнаву, доверявшего кор. Александру Карагеоргиевичу, не поддерживать конкордат и практику решения церковных вопросов политическим путем. 5 дек. 1936 г. на встрече с председателем правительства М. Стоядиновичем выразил протест от имени Архиерейского Собора СПЦ по поводу предполагаемого заключения конкордата. В мае 1937 г. был посредником при встрече Стоядиновича с Архиерейским синодом для разрешения кризиса.

http://pravenc.ru/text/161343.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЕВСКАЯ БИБЛИОТЕКА [греч. Γεννδειος Βιβλιοθκη] в Афинах (Греция), одно из крупнейших в мире книжных собраний, посвященных эллинистике; содержит рукописи, редкие издания, архивы, произведения искусства. Располагается у вост. подножия холма Ликавитос в центре города. Основана в 1926 г. Американской школой классических исследований в Афинах. В основу Г. б. легли раритеты и ценные книги, а также уникальная коллекция архивов и рукописей, собранная греч. ученым, дипломатом и библиофилом Я. Геннадиосом (1844-1932) (сыном Г. Геннадиоса (1786-1854), героя революции 1821 в Греции и войны за независимость, основателя Афинского ун-та, Национальной б-ки и др. образовательных и культурных центров совр. Греции). Получив блестящее образование, Я. Геннадиос служил послом Греции в Великобритании. Его коллекция началась с книги, подаренной ему отцом на Рождество 1852 г.; к 1872 г. им было собрано уже ок. 1 тыс. книг. В 1922 г. Я. Геннадиос подарил б-ку, насчитывавшую 26 тыс. томов (в то время самое большое в мире собрание книг о Греции), Американской школе классических исследований с условием, что школа построит в Афинах здание и выделит персонал для буд. б-ки, названной Геннадиевской в честь его отца. На участке, выделенном греч. правительством по соседству с Американской и Британской археологическими школами, в 1923-1926 гг. было построено мраморное здание в стиле неоклассицизма. Церемония открытия б-ки состоялась 23 апр. 1926 г., в день памяти вмч. Георгия Победоносца. За последующие годы Американская школа добавила к первоначальному собранию ок. 75 тыс. томов. Отвечая интересам основателя, тематика Г. б. охватывает историю и культуру Греции с античности до наших дней. Собрание состоит из книг по истории Греции (античность, визант. период, тур. господство, совр. период), визант. филологии и богословию, греч. лит-ре, изобразительному и прикладному искусству, музыке. Гордостью Г. б. является собрание христ.

http://pravenc.ru/text/162046.html

Архив Пн Отошел ко Господу Святейший Патриарх Сербский Ириней 20 ноября 2020 г. 10:39 20 ноября 2020 года, на 91-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался Святейший Патриарх Сербский Ириней , сообщает сайт Сербской Православной Церкви . Святейший Патриарх Сербский Ириней (в миру Гаврилович Мирослав) родился 28 августа 1930 г. в селе Видова под городом Чачак. Получил начальное образование в родном селе, после чего окончил гимназию в Чачаке. По выпуске из гимназии окончил духовную семинарию в Призрене, а затем богословский факультет Белградского университета. По окончании университета служил в армии. По завершении военной службы был назначен преподавателем в Призренскую семинарию. Перед вступлением в должность, в октябре 1959 г., принял монашеский постриг от Святейшего Патриарха Сербского Германа в монастыре Раковица с наречением имени Ириней. В день святой Параскевы, 27 октября того же года, был рукоположен во иеромонаха в Ружицком храме под Калемегданом. Продолжил обучение в аспирантуре при богословском факультете Афинского университета. В 1969 г. назначен заведующим монашеской школой Острожского монастыря; затем был назначен ректором Призренской семинарии. В 1974 г. избран епископом Моравичским, викарием Святейшего Патриарха Сербского. На кафедре с 14 июля 1974 г. С 1975 г. — епископ Нишский. 22 января 2010 г. на  заседании Архиерейского Собора в Белграде  в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом  Сербской Православной Церкви , избран на Сербский Патриарший престол. 23 января 2010 г. в белградском кафедральном соборе Святых Архангелов состоялась  первая интронизация  45-го Патриарха Сербского Иринея. Церемония официальной интронизации  состоялась  3 октября 2010 г. в Печской Патриархии (Косово). 4 ноября 2020 г. был госпитализирован с коронавирусной инфекцией. Соболезнование Предстоятеля Русской Православной Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сербского Иринея Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5722014.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010